Иван петрович кулибин

Первая идея моста через Неву

Столица нуждалась в стабильной переправе через Неву. Существовавшие тогда наплавные мосты приходилось разводить во время ледохода. Конструкция одноарочного моста, предложенного Кулибиным, решала эту проблему.

Спроектировав 300-метровый однопролетный мост, инженер создал его модель в одну десятую оригинала. Она была установлена и успешно испытана в Таврическом саду на глазах скептиков и сомневающихся. Однако мост через Неву по проекту Кулибина так и не был построен.

Рис. 1. Проект однопролетного моста через Неву

Его конструкция была передовой для своего времени и отвечала требованиям, заявленным в конкурсе на мост через Темзу. Этот конкурс укрепил русского изобретателя в мысли, что его идеи отвечают духу времени и отражают реальные запросы города.

Дело по душе или дело по наследству

Как уже отмечалось, И.П. Кулибин родился в семье купца-старообрядца 10 (21) апреля 1735 года и с самых ранних лет был связан с купеческой средой Нижнего Новгорода, с ее нравами и ее культурой. Жили Кулибины на Успенском съезде (село Подволье, ныне входит состав Нижнего Новгорода). От места этого было недалеко до Нижнего базара, до набережной. Прямо с крыльца отцовского дома открывался вид на широкую Волгу и полноводную Оку. Хорошо было видно стены Кремля и Заволжье с его лугами, деревнями и ветряными мельницами.

Иван Петрович не получил систематического образования. Купцы того времени были искренне убеждены в невозможности подготовки их детей к торговому делу «школьным путем», то есть с отрывом от торговли. Таким образом, отец Кулибина по примеру людей своего сословия также отказался дать сыну школьное образование. По обычаю, он отдал сына на обучение «дьячку» (что также может быть связано со спецификой вероисповедания, о чем биографы умалчивают), который обучил его грамоте и счету. По окончании «грамоты» дети купцов с 10 до 15 лет обучались «купечеству». Для этих целей их подключали к торговому делу. Они сидели в рядах за товарами, а когда было нужно и возможно, ездили для торгов в дальние города вместе с отцами или с братьями. Так и Кулибин, как и другие его сверстники, был поставлен за прилавок для обучения торговле мукой. Однако молодой Кулибин скучал, когда занимался развеской муки, и, наоборот, как нельзя лучше чувствовал себя, когда что-нибудь мастерил или придумывал. Он проявлял активный интерес не столько к торговому делу, сколько к созданию различных игрушек (флюгеров, толчей, меленок), которые были, по мнению отца, безделушками, а занятие ими — вредным.

По сведениям первого биографа Кулибина П. Свиньина, молодой изобретатель мастерил не только разные «безделушки», но и стал придумывать полезные для хозяйства нововведения. Все биографы также утверждают о раннем пробуждении у Кулибина интереса к технике и в первую очередь к часам и мельницам, которые являлись важнейшими элементами техники мануфактурного периода развития промышленности. В своем увлечении часами Иван Петрович не был одинок. В России выдающиеся изобретатели XVIII века также были часовщиками. Увлечение в XVIII веке часами определялось не тем, что они имели широкое практическое применение, а тем, что в них был воплощен принцип автоматизма, который стали переносить на различные объекты техники. Поэтому часы в XVIII веке превратились в своего рода опытную модель всего механического искусства. Так и Кулибин в свои отроческие годы не ограничился пассивным знакомством с техникой мельничного и часового дела. Своими руками он создал модель маленькой мукомольной мельницы, в которой были все части, как и в большой. Однако если молодому Кулибину было легко понять устройство мельницы и изготовить ее небольшую модель, то не так-то просто было понять механизм башенных часов Строгановской церкви, которые породили в нем неугасимый в течение всей жизни интерес к часам. Но в молодые годы, пока был жив отец, этому делу Кулибин мог уделять лишь свободное от торговли время.

Самобеглая коляска и другие истории

Нередко Кулибину, помимо действительно изобретенных им конструкций, приписывают множество других, которые он действительно совершенствовал, но не был первым. Например, Кулибину очень часто приписывают изобретение педальной самокатки (прообраза веломобиля), в то время как такую систему создал на 40 лет раньше другой русский инженер-самоучка, а Кулибин был вторым. Рассмотрим некоторые из распространенных заблуждений.

https://images2.popmeh.ru/upload/custom/652/652ad452cec986ad33ce8c5cb4985ef0.jpgСамобеглая коляска Кулибина отличалась сложной системой привода и требовала от водителя значительных усилий. Это был второй в истории веломобиль.

Итак, в 1791 году Кулибин построил и представил Академии наук самодвижущийся экипаж, «самобеглую коляску», по сути являвшуюся предшественницей веломобиля. Она была рассчитана на одного пассажира, а в движение машину приводил слуга, стоящий на запятках и поочередно давящий на педали. Самобеглая коляска некоторое время служила аттракционом для знати, а затем затерялась в истории; сохранились только ее чертежи. Кулибин не был изобретателем веломобиля — за 40 лет до него аналогичную по конструкции самобеглую коляску построил в Петербурге другой изобретатель-самоучка Леонтий Шамшуренков (известный в частности, разработкой системы подъема Царь-колокола, которая так и не была использована по назначению). Конструкция Шамшуренкова была двухместной, в более поздних чертежах изобретатель планировал построить самоходные сани с верстомером (прообразом спидометра), но, увы, не получил должного финансирования. Как и самокатка Кулибина, самокатка Шамшуренкова до наших дней не дошла.

https://images2.popmeh.ru/upload/custom/811/8113f53d034843328636f032d3173e60.jpgЗнаменитые часы-яйцо, сработанные Кулибиным в 1764—1767 годах и подаренные Екатерине II на Пасху 1769 года. Во многом благодаря этому подарку Кулибин возглавил мастерские при Петербургской академии наук. Ныне хранятся в Эрмитаже.

Прожектор

В 1779 году увлекавшийся оптическими приборами Кулибин представил петербургской публике свое изобретение — прожектор. Системы отражающих зеркал существовали и до него (в частности, использовались на маяках), но конструкция Кулибина была значительно ближе к современному прожектору: одна-единственная свеча, отражаясь от размещенных в вогнутой полусфере зеркальных отражателей, давала сильный и направленный поток света. «Чудесный фонарь» был положительно принят Академией наук, расхвален в прессе, одобрен императрицей, но остался лишь развлечением и не был применен для освещения улиц, как полагал Кулибин изначально. Сам мастер впоследствии изготовил ряд прожекторов по индивидуальным заказам кораблевладельцев, а также сделал на базе этой же системы компактный фонарь для кареты — это принесло ему определенный доход. Мастера подвело отсутствие защиты авторского права — каретные «кулибинские фонари» начали массово делать другие мастера, что сильно обесценило изобретение.

https://images1.popmeh.ru/upload/custom/fe0/fe00443bbc8966965c640cdb798f9c32.jpgФонарь-прожектор, созданный в 1779 году, так и остался технической диковинкой. В быту — в качестве фонарей на экипажах — применялись лишь его уменьшенные версии.

Жизнь старообрядцев при правлении Екатерины II

Ни для кого не секрет, что отношения между приверженцами старого благочестия и официальными властями не складывались гладко. Старообрядчество как феномен развивается именно в условиях государственных гонений. Однако стоит отметить, что бывали в этих «сложных» отношениях и затишья. К такому периоду как раз относится время правления Екатерины II. На этот же период как раз и выпадает жизнь и деятельность Ивана Кулибина, которого также называли «Екатерининским любимчиком». Давайте попробуем разобраться, каково же было отношение императрицы к представителям старообрядчества и какую политику она вела в их отношении. Первым послаблением в гонениях на старообрядцев был сенатский указ Петра III, который предписывал «возбранения не чинить» в их отношении, а также относил к христианам, состоящим в «суеверии». Продолжая политику Петра III, Екатерина кардинально изменила правовое положение старообрядцев.

Во-первых, после вступления на престол Екатерина публично выразила свое отрицательное отношение к деятельности патриарха Никона и царя Алексея Михайловича, а также обвинила последнего в недальновидности. В своей речи перед собранием Сената и Синода Екатерина говорила о том, что своими реформами патриарх и «потакавший ему царь» внесли не только раздор внутри народа, но и ополчили народ против власти, вплоть до признания ее властью антихриста.

Во-вторых, императрица первым же своим указом, а точнее в манифесте от 22 сентября 1762 года, прекращает все судебные преследования старообрядцев «кроме прямых богохульников», также в манифесте говорилось об освобождении всех уже содержащихся старообрядцев. В своей деятельности Екатерина придерживалась политики невмешательства в учение, обрядность, исповедание и внутренние распорядки старообрядческих толков со стороны светских и духовных властей.

В-третьих, в Указе от 4 декабря 1762 года (подтвержденном сенатским указом от 14 декабря того же года), в котором говорилось о разрешении вернуться всем бежавшим из России подданным, возвращающиеся на Родину старообрядцы наказанию подвержены не будут. Далее идут еще несколько указов, дающих права старообрядцам, такие как разрешение селиться не только в Сибири на Барабинской степи, но в других приближенных к столице губерниях, или упразднение «раскольнической конторы». Такие меры приводят к заселению Поволжья, возрождению Керженских скитов и образованию новых.

Были и указы, которые вызывали негодование и волнение в народе. Так, например, Екатерина II снимала двойной оклад с тех «зарегистрированных раскольников, кои православной церкви не чуждаются и таинства церковные от православных священников приемлют…». Это приводит к тому, что часть старообрядцев объявляли себя приверженцами господствующей церкви во избежание уплаты двойного оклада. Тем же, кто был непреклонен, разрешили создание старообрядческих центров: Рогожского и Преображенского кладбищ. Позднее двойной оклад был полностью отменен, но только для тех, кто не скрывался. В целом, как мы можем увидеть, политика Екатерины II по большей части способствовала росту численности старообрядцев, однако даже в этот период затишья равные права для всех христианских вероисповеданий признаны не были.

Чтобы похоронить изобретателя, продали его часы

Практически аналогичная история сложилась и с «механической ногой» — протезом для инвалидов, придуманным Кулибиным. Первая модель протеза в 1791 году была сделана для поручика Сергея Непейцина, потерявшего ногу при штурме Очакова.

С протезом конструкции Кулибина поручик Непейцин дослужился до генерал-майора, и только посвящённые знали, в чём причина небольшой хромоты генерала.

Однако протез, который мог изменить жизни тысяч русских инвалидов, так и остался единственным, ввиду отсутствия интереса со стороны властей. В итоге первыми серийное производство механических протезов наладили во Франции.

В 1801 году, уже после смерти Екатерины Великой и Павла I, Кулибин подал новому императору Александру I обширный список своих проектов, начиная от оптических приборов и заканчивая речными кораблями, но получил отказ в их финансировании.

После этого Кулибин покинул столицу, вернулся в Нижний Новгород, где провёл последние годы жизни, продолжая работать над изобретениями и борясь с огромным количеством долгов.

После смерти Кулибина в 1818 году родным пришлось продать настенные часы изобретателя — другой возможности получить деньги на похороны не было.

Первая каменная пирамида

Пирамида Джосера, Саккара, Египет. \ Фото: architecturaldigest.com.

Великая пирамида в Гизе, возможно, чаще изображается на египетских открытках, но именно пирамида Джосера была первой в своём роде, когда-либо построенной. Древние египтяне придерживались твёрдых убеждений о загробной жизни, хороня своих правителей вместе с их имуществом (а иногда даже со своими рабами), чтобы у них не было недостатка ни в чём в загробной жизни. Однако до пирамиды Джосера фараонов обычно хоронили в прямоугольных гробницах, построенных из глиняных плит, называемых мастабами (буквально скамьи).

В какой-то момент между 2667 и 2648 годами до н. э. эта ступенчатая пирамида была построена для фараона Джосера, установив новые стандарты погребальных обрядов египетского правителя. Она всё ещё стоит сегодня, более четырёх тысяч лет спустя, что делает её старейшим сохранившимся каменным зданием в истории.

«Мама» оказалась скупа

При этом императрица еще умудрилась выгадать, положив жалованья своему русскому таланту на 2000 рублей меньше. Но Кулибин был рад и этому: в его понимании деньги были последнее дело, главное — престиж государства.

В первые годы своего пребывания в Санкт-Петербурге Иван Петрович занимался настоящим творчеством, тем более что под его руководством трудились такие же, как он, блистательные мастера: инструментальщик Петр Косарев, оптики — семья Беляевых. Как из рога изобилия посыпались изобретения: новые приборы и «всякие машины, которые… полезны в гражданской и военной архитектуре и в прочем».

Вот только далеко не полный перечень того, чему удивлялись современники: точные весы, морские компасы, сложные ахроматические телескопы, заменившие простые григорианские, и даже ахроматический микроскоп.

Иностранцы были просто в шоке, когда видели эти приборы, созданные русским изобретателем. В те времена в просвещенной Европе не имели инструментов и приспособлений, к примеру, для расточки и обработки внутренней поверхности цилиндров.

Впрочем, работать-то толком Ивану Петровичу не дали, так как заказы со стороны императрицы и придворных всех мастей порой опережали друг друга. Для Екатерины II Кулибин изобрел специальный лифт, поднимавший грузную царицу, для Потемкина — любителя шумных и красочных фейерверков — такие чудеса пиротехники, что ими могли гордиться и родоначальники этого вида забавы — китайцы.

Один за всех

Настоящим наследием Ивана Кулибина стали около 2000 сложных технических документов, начиная от чертежей оптических приборов и заканчивая схемами мостов и зданий.

Кулибин опередил своё время — это не штамп, а реальность. К примеру, второй лифтовый механизм, подобный тому, что создал Кулибин для Екатерины Великой, появился более чем 60 лет спустя. Это же касается и других его оригинальных разработок, которые были реализованы на практике инженерами последующих поколений и, увы, по большей части вне пределов России.

В этом смысле Кулибин очень похож на Леонардо да Винчи, чьи идеи оказывались слишком революционными для современников.

Мы уже говорили о том, что после Кулибина осталось около 2000 сложных технических чертежей. Это на самом деле невероятно, если вспомнить, что никакого инженерного образования у Кулибина не было и быть не могло.

Нижегородский «мужик» Кулибин, в отличие от архангельского «мужика» Ломоносова, не заканчивал университетов, не учился за границей.

В отличие от английских инженеров, благодаря которым Британия получила славу «мастерской мира», Кулибин не имел возможности перенимать передовой опыт у коллег.

Русская наука в те времена только набирала обороты, русской инженерной школы как таковой не существовало.

Там, где английские изобретатели действовали на основе передовых научных разработок и опыта предшественников, Кулибин мог полагаться только на себя самого.

Создавая свои изобретения, Кулибин опытным путём заново открывал те физические законы и свойства материалов, которые сегодня изучают студенты технических университетов.

И можно только сожалеть, что в России мало знают о своём соотечественнике, которого по праву можно считать одним из самых выдающихся изобретателей в истории человечества.

Вечный двигатель

Об изобретениях самого Ивана Кулибина написано немало

Но биографы всегда старались обойти вниманием его работу над вечным двигателем, которая, казалось, не красит гениального механика.
Мысль заняться изобретением чудо-двигателя зародилась у Кулибина в начале 70-х годов XVIII века, когда он служил механиком при Петербургской академии наук. Опыты над вечным двигателем отнимали у него не только время и силы, но и немалые личные средства, заставляя влезать в долги.
В те времена закон сохранения энергии еще не был точно обоснован

Кулибин не имел солидного образования, и ему, механику-самоучке, трудно было разобраться в этом непростом вопросе. Люди, окружавшие его, также не могли помочь. Одни не умели ясно объяснить его заблуждение. Другие сами не были убеждены в том, что энергия из ничего не берется и никуда не исчезает. Наконец, третьи сами верили, что вечный двигатель возможен, и побуждали Кулибина продолжать поиски.
К числу последних относился, например, известный писатель и журналист Павел Свиньин

В своей книге о Кулибине, изданной в 1819 году, спустя год после смерти Ивана Петровича, он, имея в виду кулибинский вечный двигатель, писал: «Жаль, что не удалось ему кончить сего важного изобретения. Может быть, он был бы счастливее своих предшественников, останавливавшихся на сем камне преткновения; может быть, он доказал бы, что вечное движение не есть химера механики…»
Удивительно, но работу Кулибина по изобретению вечного двигателя поддерживал даже великий Леонард Эйлер.’ «Любопытно заметить, — писал Свиньин, — что Кулибин поощрен был к сему открытию знаменитым математиком Эйлером, который на вопрос, какого он мнения насчет вечного движения, отвечал, что почитает его существующим в природе и думает, что оно обретется каким-нибудь счастливым образом, подобно откровениям, почитаемым до того невозможными»

И Кулибин всегда обращался к авторитету Эйлера, когда ему приходилось защищать идею вечного двигателя от критиков.
В «Известиях» академии была напечатана статья «Совет мечтающим об изобретении вечного или бесконечного движения». В ней говорилось: «Изобресть непрерывное движение совсем невозможно… Сии бесполезные исследования крайне вредны потому наипаче (особенно), что от них многие семейства разорились и многие искусные механики, которые могли бы оказать обществу знанием своим великие услуги, потеряли, достигая до решения сей задачи, все свое имение, время и труды».
О том, читал ли эту статью Кулибин, никто не знает. Известно только, что несмотря на мнение Академии наук он со свойственным ему упорством продолжал работать над вечным двигателем с уверенностью, что даже эта задача будет рано или поздно решена.
Кулибин разработал целый ряд моделей своей машины. За основу он взял старую идею, известную еще со времен Леонардо да Винчи, а именно: колесо с перемещающимися внутри него грузами. Последние должны были все время занимать положение, нарушающее равновесие, и вызывать, казалось бы, безостановочное вращение колеса.
За рубежом тоже работали над созданием вечного двигателя. Кулибин внимательно следил за этими работами по доходившим до него сообщениям. А однажды, в 1796 году, согласно повелению Екатерины II, ему довелось даже рассматривать и оценивать один из таких иностранных проектов. Это был вечный двигатель немецкого механика Иоганна Фридриха Гейнле.
Иван Петрович не только «с наивозможным тщанием и прилежностью» изучил чертеж и описание иноземного перпетуум-мобиле, но и сделал его модель. Она состояла из двух перекрещивающихся трубок с мехами, наполненными жидкостью. При вращении такого креста жидкость по трубкам перетекала бы из одних мехов в другие. Равновесие, по мысли изобретателя, должно было теряться, и вся система — приходить в вечное движение.
Модель двигателя Гейнле, конечно, оказалась неработоспособной. Проводя с ней опыты, Кулибин, как он писал, «не нашел желаемого в том успеху». Но это нисколько не поколебало его веру в сам принцип вечного движения.
Осенью 1801 года Иван Петрович возвратился из Петербурга на родину, в Нижний Новгород. Он и здесь не оставил свои безуспешные поиски вечного движения. Прошло много времени, наступил 1817 год. И вот однажды в столичной газете «Русский инвалид» за 22 сентября Кулибин прочел заметку, прозвучавшую для него подобно грому. В заметке сообщалось, что некий механик Петере из Майнца «изобрел, наконец, так называемое вечное движение (perpetuum mobile), которого тщетно изыскивали в продолжение многих веков».

Открытия и изобретения Кулибина

Поступив на службу в Санкт-Петербурге, Кулибин получил возможность в полной мере реализовать свой потенциал. Он руководил изготовлением навигационных, астрономических и физических инструментов и приборов.

В то время одной из самых важных проблем в Петербурге было отсутствие мостов. Иван Петрович разработал несколько проектов 298-метрового одноарочного моста через Неву и тем самым доказал возможность моделирования мостовых конструкций.

Фантазия Кулибина была неистощимой. За годы жизни он изобрел множество оригинальных механизмов: фонарь-прожектор, систему зеркал для освещения темных переходов Царскосельского дворца, прототипы современных автомобиля и велосипеда, ножной протез, лифт и многое другое.

Без Ивана Кулибина не обходилось ни одно торжество во дворце. Только он мог устроить незабываемое празднество с различными аттракционами, «световыми шутихами», оптическими забавами.

Иван Кулибин, биография которого стала олицетворением бьющего через край творческого начала, даже в преклонном возрасте не переставал трудиться и интересоваться техническими новинками. За свой вклад в культуру России он был награжден Екатериной II именной медалью на Андреевской ленте с надписью «Достойному. Академия наук — механику Ивану Кулибину».

Масштаб и символика

Фермер пашет поле, Ступенчатая пирамида Джосера на заднем плане. Фотограф: Eliot Elisofon, 1965 год

Пирамида Джосера достигает шестьдесят два метра в высоту, а в её центре находится огромная погребальная шахта глубиной двадцать восемь метро и шириной семь метров. Это было, несомненно, самое высокое сооружение своего времени, и оно являлось дополнением к в остальном двумерному ландшафту.

Ступенчатая пирамида в Саккаре — древнейшее из сохранившихся в мире крупных каменных зданий. \ Фото: gs.ctrip.com.

Пирамида была не только уникальным сооружением, но и сопровождалась обширным комплексом, включавшим внутренние дворы, святилища, храмы и жилища для священников. Площадь в сорок акров была окружена огромной стеной высотой более десяти метров, в которой было тринадцать ложных дверей и только один настоящий вход. Чтобы ещё больше отпугнуть нежелательных посетителей, вокруг внешней стены была вырыта траншея шириной сорок метров. Только немногие привилегированные, имеющие разрешение, могли войти в необычный памятник.

Колоннада, Пирамида Джосера, Саккара. \ Фото: jp.trip.com.

Сама пирамида состоит из шести огромных слоёв мастаб, постепенно уменьшающихся по мере того, как они достигают вершины. Этот дизайн отражает вознесение Джосера в ранг бога

Внутренние украшения также передают величие и важность фараона. Многие внутренние стены украшены замысловатой и обширной резьбой, а стены погребальной камеры были покрыты драгоценной голубой глазурованной плиткой, многие из которых сейчас хранятся в Нью-йоркском музее Метрополитен и Лондонском Британском музее

Увлечение идеей создания вечного двигателя

Идея вечного движения занимала долгие годы ум и время знаменитого изобретателя. Иван Петрович не получил фундаментального образования, он был талантливый инженер-практик и самоучка.

Тем более странно, что великий математик Эйлер поддерживал в Иване Петровиче веру в реальность вечного двигателя. Кулибин интересовался новостями науки и техники и старался, насколько это было возможно в то время, получать информацию обо всем, что изобретали другие в этих областях. Однако точно не известно, прочел ли Кулибин статью Петербургской академии наук с критикой всех проектов «непрерывного движения» и указанием на теоретическую невозможность его создания.

В статье прямо говорилось, что многие искусные в механике мастера разорились, преследуя недостижимую цель. Действительно, Кулибин тратил личные средства на разработку своей идеи, работал упорно до самой кончины, а критику отвергал, ссылаясь на авторитет великого математика.

В мечту Кулибина верил также его биограф, журналист и литератор Павел Свиньин. Его книга «Жизнь русского механика Кулибина и его изобретения» вышла в свет в 1819 году.

Новые публикации

Вячеслав Никонов: Вся команда Зеленского – большая шутка. Но мы должны относиться к ней всерьёз 15.09.2021

Глава Комитета Госдумы по образованию и науке, председатель правления фонда «Русский мир» прокомментировал заявление Президента Украины Владимира Зеленского о возможной войне с Россией.  

«Капитан, мы тонем!». Как поморская ладья дошла до Аляски 14.09.2021

Лето на Аляске короткое, зима заглядывает в глаза уже с ранней осени. Лучше многих об этом знает известный российский путешественник Сергей Синельник. Переход, который он с 2019 года совершает на точной копии средневековой поморской ладьи «Пилигрим», привёл его в самый северный американский штат.

Принуждение к капитуляции 07.09.2021

В конце августа ФСБ рассекретила подлинник текста приговора Токийского международного военного трибунала 1946 – 1948 годов, в котором говорится о планах империалистической Японии захватить советские Дальний Восток и Сибирь. А накануне открылся международный форум, посвящённый Хабаровскому процессу1949 г., – суду над военнослужащими Квантунской армии, обвинёнными в разработке и применении бактериологического оружия.

Тюменские преподаватели обучают студентов из Аризоны русскому языку 07.09.2021

Преподаватели Тюменского университета (ТюмГУ) активно участвуют в популяризации русского языка и культуры в других странах. Так, в конце августа стартовал курс русского языка в университете Северной Аризоны (Northern Arizona University (NAU)).

«Евразия Global»: дискуссии о евразийстве и русском языке на молодёжном форуме в Оренбурге 06.09.2021

Фонд «Русский мир» ежегодно выступает одним из партнёров «Евразия Global». В этом году на форуме организованы две дискуссионные площадки: «Медийное измерение евразийской интеграции. Точки роста» и «Русский язык в XXI веке: цифровая репутация». Первая – в сотрудничестве с Институтом Русского зарубежья, вторая – с РГПУ им. А. И. Герцена.

Сергей Довлатов: крупнее, чем в жизни 02.09.2021

Довлатова, как Зощенко, легко разобрать на цитаты. Среди них есть те, что окончательно ушли в народ. Автор фраз «потерпел успех» и «одержал поражение» ушёл слишком рано из жизни – в 49 лет. Жизнь этого печального крупного человека с застенчивой улыбкой и невероятным талантом затронула многих людей, потому что он писал о них, удивляя, оскорбляя, превознося – как повезёт. Сергей Довлатов отпраздновал бы 3 сентября 80-летний юбилей.

Потомки Пушкина и дети российских соотечественников начнут «Диалог с Пушкиным» 01.09.2021

Проект «Диалог с Пушкиным» инициирован ростовской общественной организацией «Синергия талантов». Её руководитель, Ольга Звонарёва, которая также является автором проекта «Диалог с Пушкиным», рассказала об интересных мероприятиях в рамках проекта, в которых примут участие дети российских соотечественников из ста стран. Проект реализуется при поддержке фонда «Русский мир».

«Моя идея заключается в том, чтобы дать ученикам почву и аргументы для дискуссии на историческую тему» 01.09.2021

Преподаватель русского языка с 20-летним стажем Светлана Парминг из Швеции известна как автор нескольких пособий по русскому языку для детей-билингвов. Но в последнее время она работает ещё над одним интересным проектом – пособием по истории.

Объект всемирного наследия

Турист прогуливается внутри недавно отреставрированной пирамиды Джосера. \ Фото: houseandgarden.co.uk.

Примерно через 4600 лет после того, как пирамида Джосера была построена, она, наконец, была восстановлена в своём первоначальном величии. 5 марта 2020 года объект всемирного наследия ЮНЕСКО был вновь открыт для туристов. На его реставрацию было потрачено почти семь миллионов долларов и четырнадцать лет ремонтных работ.

Пирамида Джосера вновь распахнула свои двери для туристов. \ Фото: oglobo.globo.com.

Египетские власти ожидают, что это привлечёт огромное количество туристов, которым теперь разрешено входить внутрь густой сети проходов и даже посещать внутреннюю погребальную камеру, где был похоронен легендарный фараон. Обширные реставрационные работы по сохранению пирамиды Джосера обеспечили сохранение памятника на протяжении тысячелетий в качестве ключевого фрагмента мировой истории и доступность для посетителей, желающих узнать о чудесах древнего мира.

«Шоу» для инвесторов

Ирония судьбы — из всех многочисленных изобретений Кулибина до нас дошли только часы, позволившие ему завоевать расположение императрицы.

Позднее для Екатерины II Кулибин сконструирует и первый в мире лифт, который позволит стареющей государыне избегать подъёма по лестницам Зимнего дворца.

Действительно, и для самой Екатерины, и для многих её приближённых Кулибин создавал вещи, не несущие большого хозяйственного смысла.

Но вызвано это было отнюдь не «легковесностью» самого Кулибина. Просто тогда, как, собственно, и сейчас, финансирование научных проектов во многом зависело от обеспеченных людей, мало что смысливших в серьёзных разработках, зато очень любивших спецэффекты. Поэтому Кулибину, чтобы получить деньги на серьёзную работу, приходилось заниматься «несерьёзными» вещами.

Изобретателю приходилось постоянно бороться со скептическим отношением к себе. «Мужик-лапотник», старовер, непьющий и некурящий, получивший от императрицы разрешение появляться во дворце в русском кафтане и с окладистой бородой, никак не вписывался в представления того времени о большом учёном.

Во многом из-за подобного отношения большинство разработок Кулибина не были реализованы.

Разрушение пирамиды

Одна из самых древних пирамид в мире. \ Фото: thoughtco.com.

В течение тысячелетий пирамида Джосера постепенно разрушалась, страдая от воздействия свирепых пустынных ветров, мародёров и общего пренебрежения. В 1992 году землетрясение нанесло ещё больший ущерб внутренней структуре. Несмотря на эти трудности, прочные фундаменты сохранили египетскую пирамиду, но в 2006 году считалось, что она находится под угрозой обрушения.

Здания в окружающем комплексе находились в ещё более плачевном состоянии, что, возможно, было связано с инженерным недостатком в их конструкции. Современные археологи отметили, что колонны, расположенные по бокам зданий, на самом деле соединены со стенами, а не выступают в качестве отдельных опор. Это означало, что от них было мало пользы, чтобы предотвратить обрушение крыш. В результате египетское правительство пообещало профинансировать капитальный ремонт пирамиды Джосера и окружающего комплекса, чтобы сохранить этот важный фрагмент истории нации.

Что имеем, не храним…

Это был уже не молодой, но сохранивший ясность ума, точный глаз и твердую руку 61-летний механик. Он по-прежнему что-то изобретал, правда, размах воплощений его новых проектов в жизнь становился существенно меньше. Кулибин от щедрот своих дарил изобретения людям, а ушлые иностранцы потом устроят настоящую охоту за чертежами мастера и присвоят себе самые громкие его изобретения.

Памятник Ивану Петровичу Кулибину в Нижнем Новгороде

Хотите примеры? Пожалуйста!

  1. Оптический телеграф, изобретенный Кулибиным, будет через 35 лет после описываемого события закуплен царским правительством у французов.
  2. Трехколесный экипаж-самокатка Кулибина с маховым колесом, тормозом, коробкой скоростей через сто лет ляжет в основу ходовой части автомобиля Карла Бенца.
  3. Созданная им «механическая нога» для офицера, потерявшего конечность при Очаковском штурме, ляжет в основу нынешних протезов.
  4. То же самое относится к изобретенному им методу веревочного многоугольника, без которых не было бы таких ажурных и очень прочных современных мостов.
  5. И даже больше — в основу строительства знаменитого пекинского стадиона «Птичье гнездо», на котором сегодня соревнуются олимпийцы, положены идеи, высказанные в XIX веке Кулибиным.

Можно ли стать изобретателем сегодня? А почему бы и нет? Главное, чтобы душа к этому делу лежала, руки росли из правильного места и трудолюбием Бог не обидел. Жаль, что изобретательство сегодня в большей мере заменено рационализаторством. Но сути это не меняет. Думаю, в каждом из нас есть частичка от Кулибина. Главное, ее вовремя разглядеть и развить…

Винтовой лифт

Наиболее распространенная лифтовая система на сегодняшний день представляет собой кабину на лебедках. Лебедочные лифты были созданы задолго до патентов Отиса середины XIX века — подобные конструкции действовали еще в Древнем Египте, приводились в движение они тягловыми животными или рабской силой.

В середине 1790-х годов стареющая и разжиревшая Екатерина II поручила Кулибину разработать удобный лифт для передвижения между этажами Зимнего дворца. Она непременно хотела лифт-кресло, и перед Кулибиным встала интересная техническая задача. К подобному лифту, открытому сверху, нельзя было прицепить лебедку, а если «подхватывать» кресло лебедкой снизу, она бы доставила неудобство пассажиру. Кулибин решил вопрос остроумно: основание кресла крепилось к длинной оси-винту и двигалось по нему подобно гайке. Екатерина садилась на свой передвижной трон, слуга крутил рукоять, вращение передавалось на ось, и та поднимала кресло на галерею второго этажа. Винтовой лифт Кулибина был закончен в 1793 году, второй же в истории подобный механизм Элиша Отис построил в Нью-Йорке лишь в 1859-м. После смерти Екатерины лифт использовался придворными для развлечений, а затем был заложен кирпичом. На сегодняшний день сохранились чертежи и остатки подъемного механизма.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector