“царство” или “царствие” небесное

Царство Божие — это не только наше будущее, но и наше настоящие!

С чего начинается Божье Царство? Чем является оно для тебя? Должны ли мы его ожидать, или же оно уже среди нас? Как мы должны являть Царство Небесное в жизнь других людей и почему оно так важно для каждого живущего человека?

Многие спросят: что вообще такое Царство Божие? и как его вообще можно достигнуть?

О Царстве Божьем мы знаем не много, лишь, поверхностно, так как, многие и не интересуются этим, предпочитая верить в то, что им говорили или же они сами прочли, услышали и т.д.

И так, что такое Царство Божие:

Царство Божье – это наше обетование. Бог призывает всех людей добровольно принять спасение и стать наследниками Его Царства уже сегодня.

Но Царство Божье это не только наше будущее – но это уже и наше настоящие. Дело в том, что мы не должны сложив руки просто ждать, когда же мы там окажемся. Наша задача поступать так, как поступал Христос.

Царство Божие – это то, что ты переживаешь внутри себя, когда тебя наполняет Дух Святой. Это то, что становится для тебя самым драгоценным. Вот представь человека, который в своей жизни испытывал настоящую радость, насколько настоящую, что ему просто не хватало слов чтобы описать, ему было достаточно снова ее пережить. И что же он делает для этого, он делает все, что в его силах, чтобы эта радость снова наполнила его. Он стремится к этому, он делает всё возможное, чтобы снова её пережить, чтобы снова испытать это чувство настоящей, не заменимой радости, которая наполняет всю его внутренность.

В Библии мы много раз можем увидеть, как Царство Божие с чем-то сравнивается, к примеру:

Но говорит ли нам Библия еще что-то кроме сравнения? Да , говорит!

Посмотрите, что Слово Божие говорит, что Царство Божие внутри нас. Наверное вы спросите, как это понять и как вообще это может быть? Ответ прост:

Во время своего земного служения Иисус низводил Царство Божье на землю. Но как же Он это делал? Делал Он это с помощью Своего учения. Он учил людей тому, какими характеристиками мы должны обладать, чтобы быть, достойными представителями Божьего царства на этой Земле. Он учил о праведности, о воздержании, о любви, о грядущем суде, об истинном богатстве и о многих других подобных вещах. Об этом же говорил и Павел:

И подобно тому, как Иисус низводил Царство Божье с Небес на землю, являя Божью силу и большие перемены в жизни людей, мы должны поступать также. Мы должны учить людей не только о том: “ что им нужно для того, чтобы быть праведными пред Богом ”, “ что скоро грядёт Божий суд ”, но прежде всего, мы должны показывать им Царство Божье своей жизнью, исполняя учение Христа. Ибо, если они увидят, что Царство Божье – это любовь, радость мир и покой, в котором все люди так нуждаются, то тогда они будут без слов приобретаемы для Господа.

Царство Божие находится внутри нас. Тот мир, та радость которую мы переживаем, когда в нашу жизнь входит Иисус, мы переживаем сегодня, ни завтра, ни послезавтра, а сегодня, именно сегодня! Это и есть не только наше будущее, но и настоящее.

Тебе не приходится ждать завтрашнего дня, чтобы пережить радость, правда? Нет, ты берешь и переживаешь ее в своей жизни сегодня.

Когда Иисус входит в твою жизнь, Он дает тебе понять, что Царство Божие внутри тебя. Я бы сказал даже так, это не то, что испытывает твоя плоть, но то, что испытывает твой дух, когда прикасается к Господу.

Ценность Царства Божьего состоит в том, что оно приносит жизнь. Не ту жизнь которой ты живешь каждый день, но ту которая может изменит тебя, окружающих, ту которая станет для тебя чем-то большим, ту которая несомненно будет приближать тебя к чему-то великому, ту которая станет для тебя Вечной Жизнью.

Царство Божие несет в себе огромную ценность для каждого живущего человека на это земле.

Кто должен произносить речь?

Обычно вначале говорит старший из членов семьи умершего. Но горе и боль иногда лишают дара речи даже самых стойких и красноречивых. Если кто-либо из родных находится в тяжелом психологическом состоянии в связи с тяжкой утратой и не может произнести слова памяти покойному, то первым это делает любой другой человек.

Не всегда все присутствующие знакомы друг с другом. Как правило, среди незнакомых людей говорящий представляется, обозначая свои отношения с усопшим (друг, коллега, сослуживец и т.д.). В речи можно упомянуть заслуги покойного, его хорошие качества, вспомнить знаменательные случаи из жизни, положительно характеризующие его личность.

Альтернативный взгляд

«Пусть земля тебе будет пухом» — эту фразу часто говорят, обращаясь к усопшему. Однако люди порой даже не задумываются, что означают эти слова и как они появились в нашей речи.

Родом из Древнего Рима

Предложение «Пусть земля тебе будет пухом» имеет довольно древние корни, уходящие еще в те времена, когда на земле главенствовало язычество. По мнению большинства историков, оно пришло к нам из Древнего Рима, где эти слова звучали на латыни как Sit tibi terra levis. Пожелание «земли из пуха» использовали в своих произведениях некоторые римские поэты и философы.

Так, в стихах некоего Марка Валерия Марциала есть такие строки: «Sit tibi terra levis, molliquetegaris harena, Ne tua non possint eruere ossa canes», иначе говоря «Пусть земля тебе будет пухом и мягко покрывает тебя песок, так, чтобы собаки смогли вырыть твои кости». Что же означала эта фраза для римлян: пожелание добра или, напротив, она служила проклятием?

Пожелание добра или зла?

Несомненно, с точки зрения современного человека, продолжение расхожего латинского выражения Sit tibi terra levis у Марциала звучит, как пожелание зла и мучений даже после смерти. Тем не менее не стоит забывать, что речь идет все-таки о языческом периоде, следовательно трактовать слова поэта в ключе сегодняшней культуры, цивилизации или религии не стоит.

Аббревиатуру пожелания Sit tibi terra levis — S.T.T.L. — археологи обнаруживают на многих могильных камнях тех времен. Существовали, кстати, различные трактовки этой фразы: T.L.S. — Terra levis sit (Да будет земля пухом), или S.E.T.L. — Sit ei terra levis (Пусть сему земля будет пухом). Дело в том, что зачастую язычники верили в то, что душа после кончины человека никуда из тела не исчезает, а потому при желании покойник может повернуться, сесть, встать или даже уйти куда-либо.

Вот именно для того, чтобы усопшему было удобно лежать в могиле или в случае чего выбраться из нее наружу, ему и желали «земли пухом».

Отношение к фразе с религиозной точки зрения

Некоторые люди ошибочно считают, что выражение «Пусть земля тебе будет пухом» абсолютно идентично пожеланию «Царствия Небесного». Однако православные священники утверждают, что это далеко не так. По их мнению, Sit tibi terra levis — фраза языческая, и к христианству она не имеет никакого отношения. Ведь, согласно христианскому учению, душа в мертвом теле не остается, а покидает его, устремляясь на суд Божий. А значит, эту фразу не стоит произносить верующему человеку.

Юлия Попова

Душа после смерти

Согласно православному вероучению, у человека помимо физического тела есть и духовная, невидимая сущность – душа. Она даётся Богом при зарождении человека в утробе матери и продолжает самостоятельное существование после смерти тела. Посмертную участь души определяет её духовное состояние. Потому и актуален вопрос, как правильно пожелать Царствия Небесного.

Жизнь «за гробом»определяется образом земной жизни человека. Стремился ли он к спасению, старался ли соблюдать Божьи заповеди, каялся ли в совершённых грехах. Чистая, праведная душа носит в себе Божественный образ. Она пребывает с Богом, к которому и стремилась. Загрязнённая же грехами душа уподобляется отпавшим от Бога бесам. Она не может быть рядом с Господом, ведь всегда противилась Ему. Тёмные силы забирают такую душу к себе. Ведь она была в их власти ещё в земной жизни.

Один из образов Царства Небесного (мультфильм «Необыкновенное путешествие Серафимы»)

Свобода выбора между Богом и дьяволом у человека есть лишь в земной жизни. После смерти душа уже не может покаяться и измениться. Поэтому главной целью земной жизни в христианстве является спасение души. То есть покаяние, очищение от греха и стяжание Божественной благодати. Святитель Игнатий (Брянчанинов) называл смерть великим таинством, рождением человека «из земной, временной жизни в вечность» («Слово о смерти»). Святых в христианстве поминают именно в день их кончины. Для них смерть была великим и торжественным событием, долгожданным соединением с Богом. К этому должен стремиться и каждый из нас.

Душа после смерти

Согласно православному вероучению, у человека помимо физического тела есть и духовная, невидимая сущность – душа. Она даётся Богом при зарождении человека в утробе матери и продолжает самостоятельное существование после смерти тела. Посмертную участь души определяет её духовное состояние. Потому и актуален вопрос, как правильно пожелать Царствия Небесного. Жизнь «за гробом»определяется образом земной жизни человека. Стремился ли он к спасению, старался ли соблюдать Божьи заповеди, каялся ли в совершённых грехах. Чистая, праведная душа носит в себе Божественный образ. Она пребывает с Богом, к которому и стремилась. Загрязнённая же грехами душа уподобляется отпавшим от Бога бесам. Она не может быть рядом с Господом, ведь всегда противилась Ему. Тёмные силы забирают такую душу к себе. Ведь она была в их власти ещё в земной жизни.


Один из образов Царства Небесного (мультфильм «Необыкновенное путешествие Серафимы»)

Свобода выбора между Богом и дьяволом у человека есть лишь в земной жизни. После смерти душа уже не может покаяться и измениться. Поэтому главной целью земной жизни в христианстве является спасение души. То есть покаяние, очищение от греха и стяжание Божественной благодати. Святитель Игнатий (Брянчанинов) называл смерть великим таинством, рождением человека «из земной, временной жизни в вечность» («Слово о смерти»). Святых в христианстве поминают именно в день их кончины. Для них смерть была великим и торжественным событием, долгожданным соединением с Богом. К этому должен стремиться и каждый из нас.

Откуда пошло выражение «Пусть земля будет пухом»?


Часто слышу: «Пусть земля будет пухом» . Понятно, что это «атеизм». А что же на самом деле желают, какой смысл скрыт в этой фразе? Людмила, г. Пушкино.

Прежде всего нужно сказать, что выражение «пусть земля будет пухом» имеет не атеистические корни, а языческие. Это выражение берет начало из древнего Рима. На латинском языке оно будет звучать так — «Sit tibi terra levis». У древнеримского поэта Марка Валерия Марциала есть такие стихи: «Sit tibi terra levis, molliquetegaris harena, Ne tua non possint eruere ossa canes». (Пусть земля тебе будет пухом, И мягко покрывает песок, чтобы собаки могли вырыть твои кости)

Некоторые филологи полагают, что это выражение являлось надгробным проклятием в адрес умершего. Однако оснований так утверждать у нас нет, потому что это выражение использовалось ещё до Марциала. На древнеримских надгробиях часто можно увидеть такие буквы — S·T·T·L — это эпитафия от – «Sit tibi terra levis» (пусть земля будет пухом). Существовали варианты: T·L·S – «Terra levis sit» (Да будет земля пухом) или S·E·T·L — «Sit ei terra levis» (Пусть сему земля будет пухом). В настоящее время похожую эпитафию можно встретить в англоязычных странах, там надгробные плиты часто имеют надпись — R.I.P. (Rest In Peace) — покойся с миром.

То есть выражение «пусть земля будет пухом» намного старше чем атеизм и несет в себе именно религиозные оттенки, а не атеистические. Можно ли употреблять это выражение христианину? Безусловно нет, потому что христианство в корне отличается от языческих представлений о загробной участи души. Мы не верим в то, что душа находится в земле вместе с разлагающимся телом. Мы верим, что, умерев душа человека идет к Богу на частный суд, который решает где она будет ожидать всеобщего воскресения в преддверии Рая или в преддверии ада. Язычники же имели совсем другое представление. Они желали, чтобы «земля была пухом» имея ввиду, чтобы она не давила на кости человека и не причиняла умершему дискомфорта. Кстати отсюда языческие опасения «потревожить умерших» и мифы о восставших скелетах и т.п. То есть это все указывает на языческую веру в том, что душа может пребывать рядом со своим телом или даже в самом теле. Оттого и такие пожелания.

Я тоже часто слышу, как люди употребляют выражение «пусть земля будет пухом», но не разу не видел человека, который вкладывал бы в это выражение именно древнеязыческое наполнение. В основном у людей необученных вере, выражение «пусть земля будет пухом» — употребляется, как синоним словам «Царство Небесное». Часто вообще можно услышать эти выражения в связке.

Тут нужно иметь рассуждение и чувство духовного такта. Если вы услышали, что убитый горем человек говорит на поминках «пусть земля будет пухом», то, наверное, это будет не самым лучшим моментом, чтобы вразумлять его или вести дискуссии. Выждите время и когда представится удобный случай очень аккуратно расскажите человеку, что православные христиане не употребляют такого выражения.

PS. На фото фрагмент древнеримской надгробной плиты, где есть надпись «Sit tibi terra levis».

Анатолий Баданов администратор миссионерского проекта «Дышу Православием»

Задайте свой вопрос

Как выразить сочувствие родителям ушедших из жизни детей?

Смерть детей — это жестокая ошибка природы. Именно дети должны хоронить своих мам, пап, но не на оборот. Нет утешения родителям, горе до конца дней, только молиться за их упокой и быть по возможности рядом со скорбящими.

2014 год был тяжёлый в моей жизни, я чуть не потеряла сына, он в коляске, но жив. Но он со мной, я могу его обнять поцеловать, прижать. Но в этом году моя знакомая потеряла в автомобильной катастрофе двоих не совершеннолетних детей и мужа. Какие слова? Их просто не бывает. Сама она психолог, работает в школе, где по коридорам бегали её детки. Где эта женщина брала и берёт силы, чтобы жить дальше, одной только ей известно.

«Какое несчастье. Скорблю вместе с тобой».

Татьяна Снежина «Мы в этой жизни только гости»

Важные моменты

Принося слова соболезнования любому человеку по поводу смерти, нужно обращать внимание на такие нюансы, как:

Когда ситуация требует официального тона, например, умерла мама у начальника, то можно выразить соболезнования письменно, от всего коллектива. Если было решено преподнести их лично, то сделать это должен один человек. Не следует наведываться в кабинет или в дом к скорбящему группой.
Не стоит читать на похоронах или на поминках стихотворение, которые было найдено в интернет сети. Если оно действительно душевное и соответствует ситуации, то нужно написать его на бумаге, передав родственнику усопшего.
Скорбное соболезнование самым дорогим людям выражают искренними словами, отходя от шаблонных фраз. Универсального совета здесь нет. Нужно прислушиваться к своему сердцу

Часто прикосновения (объятия, рука на плече) сильнее трогательных слов сочувствия.
Произнося траурные слова, нужно опираться на 4 чувства: искренность, желание помочь, сочувствие и внимание к человеку.
Люди в состоянии глубокого горя могут неадекватно отреагировать даже на самые искренние соболезнования. Не следует обижаться на них или выяснять отношения

Злоба на весь мир, депрессия, вина, неприятие случившегося – все это является вариантом нормы. Осознание ситуации у всех происходит по-разному. Требуется время и сочувствие близких людей.

Как говорил Цицерон: «Жизнь мертвых продолжается в памяти живых». Поэтому нужно помнить о родственниках и близких, ушедших на тот свет. Этому следует учить своих детей.

Берегите себя и своих близких!

Супругам

Жене

  • Проза

    * * *
    Никто не смог тебя спасти, ушла из жизни очень рано,
    Но светлый образ твой родной мы будем помнить всегда.
    * * *
    Из жизни ты ушла мгновенно, а боль осталась навсегда.
    * * *
    Ты ушла из жизни, а из сердца — нет.
    * * *
    Любим тебя и в памяти нашей всегда ты жива.
    * * *
    Я прихожу сюда, чтоб цветы положить,
    Очень трудно, родная, мне без тебя прожить.
    * * *
    Ты жила для нас, ты жива для нас.
    * * *
    Упокой, Господи душу рабы Твоей
    И сотвори ей вечную память.
    * * *
    Спасибо за вместе прожитые счастливые годы.
    * * *
    Навеки помню и благодарю,
    благословляя прожитые годы.
    * * *
    Мы были звуки музыки одной,
    Которой не нарушить, не расстроить.
    * * *
    Тебя я любил, мне тебя не забыть,
    Тебя я и в вечности буду любить.
    * * *
    Любимые не умирают,
    Лишь рядом быть перестают.
    * * *
    Спи спокойно, дорогая, после жизненных тревог.
    * * *
    Твоя любовь сильнее смерти.
    * * *
    Ты не уйдешь из жизни нашей
    Пока мы живы — с нами ты.

  • Стихи

    * * *
    Не слышно голоса родного,
    Не видно добрых, милых глаз.
    Зачем судьба была жестока?
    Как рано ты ушла от нас.
    * * *
    Ты ушла из жизни слишком рано,
    Нашу боль не выразят слова.
    Спи, родная, наша боль и рана,
    Но память о тебе всегда жива.
    * * *
    Одним цветком земля беднее стала,
    Одной звездой богаче небеса.
    Ты вечно с нами, дорогая,
    С тобой скорбящие сердца.
    * * *
    Какие мне найти слова,
    Чтобы услышать ты могла
    Моей души признание?
    И на какой струне сыграть,
    Чтобы могла ты прибежать,
    Как прежде, на свидание?
    * * *
    Ты нас покинула, родная,
    Настал разлуки скорбный час.
    Но все по-прежнему живая,
    Ты в нашем сердце среди нас.
    * * *
    Пусть не гаснет огонь до конца,
    И останется память о той,
    Что для жизни будила сердца,
    А теперь нашла вечный покой.
    * * *
    Ты шла по жизни улыбаясь,
    Оставила нас не прощаясь.
    Как плачет сердце — невозможно передать.
    Скорбим и помним.
    * * *
    Не покидай меня!
    Мне бесконечно жутко,
    Мне так мучительно,
    Так страшно без тебя!
    * * *
    И пусть мне вечер зажигает свечи.
    И образ твой окутывает дым.
    Но не хочу я знать что время лечит.
    Что все проходит вместе с ним.
    * * *
    Я в смиреньи тебя отпускаю…
    По живому разорвана нить!
    Скорбно, горько, печально, но знаю:
    Ничего тут нельзя изменить.

Мужу

  • Проза

    * * *
    Живым тебя представить так легко,
    Что в смерть твою поверить невозможно.
    * * *
    Не высказать горе, не выплакать слез,
    Ты счастье и радость из дома унес.
    * * *
    Из жизни ты ушел мгновенно, а боль осталась навсегда.
    * * *
    Нашу боль не измерить и в слезах не излить,
    Мы тебя как живого будем вечно любить.
    * * *
    Ты ушел из жизни слишком рано, нашу боль не выразят слова. Спи, родной, ты наша боль и рана, но память о тебе всегда жива.
    * * *
    С тобой ушел кусочек моей жизни!
    * * *
    Не надо надписей для камня моего, пишите просто здесь: он был, и нет его.
    * * *
    Спасибо тебе, мой ясный, за то, что ты был на свете!
    * * *
    И кончилась жизнь земная, все силы угасли в тебе,
    Прощай же, родной мой, любимый, вечная память тебе.
    * * *
    Мы были звуки музыки одной,
    Которой не нарушить, не расстроить.

  • Стихи

    * * *
    Скорбь и печаль твоей утраты
    Пребудут с нами навсегда.
    Что может быть страшнее
    Потери мужа и отца?
    * * *
    Ты покоя не знал,
    Счастья людям искал,
    Спи спокойно, родной,
    Раз от жизни устал.
    * * *
    Целую я твои глаза,
    Прильну к любимому портрету,
    А по щеке течет слеза.
    Конца и края скорби нету…
    * * *
    И кончилась жизнь земная,
    Все силы угасли в тебе,
    Прощай же, родной наш, любимый,
    Вечная память тебе!
    * * *
    Не слышно голоса родного,
    Не видно добрых, милых глаз.
    Зачем судьба была жестока? —
    Так рано ты ушел от нас…
    * * *
    На всю оставшуюся жизнь
    Мне хватит горя и печали
    О том, кого любила я
    И так внезапно потеряла.
    * * *
    Когда тебя забудут люди,
    Забудут все твои друзья,
    Тебя лишь сердце помнить будет,
    И этим сердцем буду я.
    * * *
    Никто не смог тебя спасти
    Ушел из жизни слишком рано,
    Но светлый образ твой родной
    Я буду помнить постоянно.
    * * *
    Тебя уж нет, а мы не верим,
    В душе у нас ты навсегда
    И боль свою от той потери
    Не залечить нам никогда.

О любви

* * *
Стою, наклонясь, над твоею могилой, горючей слезой поливая цветы.
Не хочется верить, родной мой, любимый, что в этой могиле находишься ты.

* * *
Такой как ты нет больше на земле.

Языческие корни

Фраза произошла из латинского языка, на котором она звучит в нескольких вариациях, однако смысл от этого не меняется.

Аббревиатуру всех фразеологизмов можно встретить на древних надгробиях. Она является синоним английского rest in peace, что означает в переводе на русский «покойся с миром». Дело в том, что язычники были уверены: душа после смерти не оставляет тело. Она остается в нем. Покойники, по языческим поверьям, даже могли двигаться и покидать свои могилы, если им что-то доставляло дискомфорт. Поэтому им желали мягкой земли, которая не будет давить на кости и причинять боль телу умершего. Отсюда произошли многочисленные верования о вампирах и восставших скелетах. Следует отметить, что они есть во всех древних культурах.

Артур Мюррей учил соблюдать градус разворота: начало эры танцев в одиночку

Что ждет тех, кто гадает: 3 неизбежных последствия (и речь не о божьей каре)

Концентрация CO₂ в атмосфере скоро превысит доиндустриальный уровень на 50 %

Однако христианам эту фразу не стоит произносить по одной простой причине: мы верим, что душа отправляется в рай, покидая бренное тело сразу после смерти. Существуют многочисленные свидетельства очевидцев, подтверждающих этот факт. Люди, которые пережили клиническую смерть, рассказывают о том, что видели тоннели, воронки и другие порталы в потусторонний мир. Вместе с тем нередко на кладбищах люди наблюдают призраков, которые находятся поблизости своих могил. Возможно, эти души остаются в нашем мире для искупления грехов, которые они совершили при жизни.

Некоторые историки утверждают, что фраза произошла из Древнего Рима, жители которого, как известно, использовали латынь. Кстати, современный итальянский когда-то был вульгарным диалектом латыни.

Некоторые считают, что фразеологизм «пусть земля будет пухом» был применен впервые поэтом из Древнего Рима Марком Валерием Марциалом. В его поэме есть следующие строки: sit tibi terra levis, mollique tegaris harena, Ne tua non possint eruere ossa canes, что означает «Пусть земля тебе будет пухом, и мягко покрывает песок, чтобы собаки могли вырыть твои кости».

Какое правило

“Царство небесное” – это фразеологизм, корни которого уходят в Библию. “Царствие небесное” – форма этого выражения, которая использовалась в старорусском языке. Услышать ее можно и сейчас. Словари определяют слово “царствие” как церковно-книжную, устаревшую лексему. Современным аналогом устаревшего слова “царствие” является “царство”. Отсюда и современное словосочетание, где первое слово имеет окончание “о”.

Значение

Это семитское словосочетание, синоним понятия “Царство Божье”. В нем слово “небеса” заменяют имя Бога. Данное выражение упоминается в Евангелии от Матфея тридцать два раза. В остальных библейских новозаветных книгах слово “небесное” заменяется словами “Божье” и “Христово”. Вероятно, последние варианты были направлены на языческие народы. Потому что значение семитского слова “небеса” они не могли расшифровать, оно было им не понятно, выражение изменили с миссионерской целью.

“Царство небесное” – это христианское богословское понятие. Оно означает второе пришествие Иисуса на землю и тот порядок, который на ней установится после этого.

В православной традиции эта фраза часто используется при упоминании умершего человека. Согласно христианству, существует рай и ад, и эта фраза означает пожелание усопшему человеку оказаться в раю.

Довольно распространенным является выражение, по отношению к умершему – “земля пухом”. Христианские священники отмечают, что эта фраза берет корни с языческих времен и она не имеет никакого отношения к христианской религии.

Синонимы

Синонимы этого выражения, если иметь в виду его богословское значение: “Царство Божье”, “Царство Христово”, “Царство спасенья”. Если употреблять его по отношению к умершему человеку, как синоним можно использовать выражение “вечная память”.

Как молиться о покойном

В Православии в первые дни после смерти над телом усопшего читается Псалтирь (или Евангелие, если умерший был священником). На третий день покойника поминают отпеванием и предают земле. Чтение Псалтири продолжается и после похорон до 40-го дня. Церковная служба по усопшему называется панихидой. Она совершается в день похорон, на третий, девятый, сороковой день смерти. Также панихиду служат в годовщины смерти или рождения почившего. Родные умершего человека могут заказать его сорокадневное поминание на Божественной Литургии, которое называется сорокоуст. Во время каждой литургии поминовение усопших совершается на проскомидии. Молиться об упокоении души можно и дома. Необходимые для этого молитвы есть в каждом молитвослове.

Днями особого поминовения усопших в Православной Церкви являются:

  • суббота мясопустная (Вселенская родительская суббота),
  • субботы 2-й, 3-й и 4-й седмицы Великого поста,
  • Радоница,
  • 9 мая (день поминовения убиенных воинов),
  • Троицкая и Димитриевская субботы,
  • в России усопших принято поминать также в День Усекновения главы Иоанна Предтечи (11 сентября),
  • и в Покровскую субботу.

«Пусть земля ему будет пухом» – это не поминание

Почему нельзя говорить «пусть земля будет пухом» как пожелание усопшему? Такое пожелание не имеет ничего общего с христианским поминовением. Сама фраза берёт корни у язычества и подразумевает пожелание мёртвому телу, а не бессмертной душе человека. А ведь именно участь души является самым главным. Поэтому православным христианам следует поминать усопшего домашней и церковной молитвой и говорить: “Царствия ему/ей Небесного”. Также помочь умершему можно, раздавая милостыню за спасение его души.

Христианам не следует сопровождать погребение и поминки суеверными обычаями. К таковым относятся, например, опускание с гробом в могилу свечей, денег, различных предметов. Это языческая традиция, основанная на вере в то, что человеку в загробном мире могут пригодиться материальные блага. Кладя посторонние предметы в гроб, люди пытаются угодить усопшему. Однако они забывают, что душа нуждается лишь в молитвенном утешении. Всё материальное теряет для неё смысл.

Поминки нельзя превращать в застолья с алкоголем и пьянством. Протоиерей Виктор Гузенко так отвечает на вопрос об алкоголе на поминках:

“Какая может быть польза душе, когда за нее пьют водку? Поминальный обед — это вид милостыни, принесенный за упокой души. И к тому же чисто по-человечески бывает крайне неприглядная картина, когда некоторые из гостей так «напоминаются», что и песни поют, и анекдоты рассказывают, и смеются, когда близкие родственники умершего находятся в скорби. И с христианской точки зрения, и с человеческой алкоголь не уместен на поминках”.

Ставить на поминках отдельные столовые приборы «для умершего» или стакан водки перед его портретом тоже не надо. А вместо пожелания «земли пухом» лучше перекреститься и сердечно помолиться за упокой души усопшего.

История эпитафии RIP от древних времен до наших дней

Пожелания об обретении мира и покоя умершему на том свете стали появляться на надгробиях древних христиан еще с V века, но изначально для этого использовалось выражение Dormit in pace – « спит в мире». Эти слова означали, что человек скончался в мире с Церковью, и что его душа едина во Христе с сонмом всех живых и мертвых людей, когда-либо живших на земле.

Вышеупомянутое выражение Requiescat in pace впервые было обнаружено на старых христианских могилах VIII века и к XVIII стало распространенной эпитафией на католических, лютеранских и англиканских надгробиях.

Аналогичные слова также можно найти на древних еврейских захоронениях (самые старые из них датируются еще I веком до нашей эры) в некрополе Бейт-Шеарима на севере Израиля. На русский язык начерченный над могилами текст можно грубо перевести как «Приди, найди покой и обрети мир» — это пожелание обращено к неизвестному праведному человеку, который погиб, потому что больше не мог вынести окружающее его зло. Эти слова до сих пор используются на некоторых традиционных еврейских церемониях.

Сегодня обрести мир в смерти покойнику желают не только христиане западных конфессий, но и нерелигиозные люди самых разнообразных культур и языков. В русском языке принято говорить «покойся с миром», но если вы хотите проявить уважение к умершему иностранцу и произнести эти слова на его языке, вы можете воспользоваться следующими эквивалентами:

  • Украинский: «Спочивай з миром»;

  • Польский: «Spoczywaj w Pokoju»;

  • Немецкий: «Ruhe in Frieden» («RIF»);

  • Французский: «Repose En Paix» («REP»);

  • Итальянский: «Riposi in pace»;

  • Испанский: «Descanse En Paz».

26 Февраля 2020

Дополнительная информация, связанная с данным материалом:

Что такое эпитафия

Некролог

Надписи на венках

Как правильно- “земля пухом” или “царствие небесное”?

«Царство ему Небесное» , потому что земля не может быть пухом, а тело человека становится прахом и становится одним целым с землей. Поэтому мы должны говорить о том, чтобы Господь дал усопшему Царствие Небесное. Тем самым мы совершаем молитву пред Богом о упокоении ближнего, чтобы Господь вселил его в селения праведных.

А еще лучше кратко помолиться : “Упокой, Господи, душу раба Твоего новопреставленного, и прости ему вся согрешения его вольная и невольная и дáруй ему Царствие Небесное”. или: “Упокой, Господи, душу рабы Твоей новопреставленной, и прости ей вся согрешения ея вольная и невольная и дáруй ей Царствие Небесное”.

Царством Божьим называется действие благодати Святого Духа в уверовавшем в Иисуса Христа человеке.

Царство Божие есть состояние человеческого естества, обновленного Божественной благодатью, есть воцарение Иисуса Христа в человеческом уме и сердце действием Святого Духа. Царство Божие в этом веке не приходит внешним образом, но обретается внутри человека. Об этом сказал Иисус Христос: “Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть” (Лук. 17:20-21).

Царство Божие в человеке есть пребывание Бога внутри любящего Его человека: “кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим” (Ин. 14:23,24); “Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною” (Откр. 30:20). Вселяясь в человека благодатью Святого Духа и пребывая в нем, Христос становится для “тех, кои предают себя Его царству и господству, Путеводителем, Правителем, Учителем, Пестуном, Предстателем, Помощником, Избавителем от всякого греха” (св. Симеон Новый Богослов) .

Силой созидающей Царство Божие в человеке является благодать Святого Духа. Для подвизающегося христианина нет ничего драгоценнее ее, потому что с ее помощью душе, истинно верующей во Христа предстоит из испорченного и порочного состояния “перейти в состояние иное, доброе, и нынешнее уничиженное естество изменить в естество иное, божественное, сделаться естеством новым” (св. Макарий Египетский) . Поэтому апостол Павел сказал, что Царство Божие есть “праведность и мир и радость во Святом Духе” (Рим. 14:17). Поэтому святые отцы назвали саму благодать Святого Духа Царствием Божьим, использовали слова Царство Божие и благодать как синонимы. “Подвизайтесь, – говорит св. Симеон Новый Богослов, – стяжать сознательно внутрь нас Царство Небесное, то есть благодать Святого Духа”, “Царствие Божие есть Святой Дух”, – говорит св. Максим Исповедник и св. Григорий Нисский. Для стяжания благодати Святого Духа необходим христианский подвиг, обнаруживающий решимость человека жить в Боге.

Источник статьи: http://otvet.mail.ru/question/37021761

Траурные слова у мусульман и православных

Мусульманину не стоит говорить обычные для нас слова. У них свои традиции, своя вера. Надо с почтением относится к другой вере и культуре.

  • Да простит Аллах все грехи твоего умершего, сделает хорошим ваше утешение!
  • Да воздаст Аллах тебе больше вознаграждения, облегчения в трудных ситуациях!
  • Да простит Аллах грехи твоего покойного!
  • Да пощадит его Аллах!

Как выражают соболезнование православные?

  • Какая потеря! Божий человек! Молюсь за упокой его души, молюсь за всех вас!
  • Мир светлый его праху.
  • Покойся в Царствии Небесном.
  • Покойся с миром.
  • Царствие небесное и вечный покой!
  • Бог милостив!
  • Господи, со Святыми упокой!

«Пусть земля ему будет пухом» – это не поминание

Почему нельзя говорить «пусть земля будет пухом» как пожелание усопшему? Такое пожелание не имеет ничего общего с христианским поминовением. Сама фраза берёт корни у язычества и подразумевает пожелание мёртвому телу, а не бессмертной душе человека. А ведь именно участь души является самым главным. Поэтому православным христианам следует поминать усопшего домашней и церковной молитвой и говорить: “Царствия ему/ей Небесного”. Также помочь умершему можно, раздавая милостыню за спасение его души.

Христианам не следует сопровождать погребение и поминки суеверными обычаями. К таковым относятся, например, опускание с гробом в могилу свечей, денег, различных предметов. Это языческая традиция, основанная на вере в то, что человеку в загробном мире могут пригодиться материальные блага. Кладя посторонние предметы в гроб, люди пытаются угодить усопшему. Однако они забывают, что душа нуждается лишь в молитвенном утешении. Всё материальное теряет для неё смысл.

Поминки нельзя превращать в застолья с алкоголем и пьянством. Протоиерей Виктор Гузенко так отвечает на вопрос об алкоголе на поминках:

Ставить на поминках отдельные столовые приборы «для умершего» или стакан водки перед его портретом тоже не надо. А вместо пожелания «земли пухом» лучше перекреститься и сердечно помолиться за упокой души усопшего.

Царство Небесное в Новом Завете

  • «В те дни приходит Иоанн Креститель, и проповедует в пустыне Иудейской, и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. , )
  • «С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. )
  • «Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твоё; да приидет Царствие Твоё; да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (Мф. , )
  • «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берётся, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. )
  • «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам» (Мф. )
  • «Ибо говорю вам: из рождённых женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя; но меньший в Царствии Божием больше его» (Лк. )
  • «Наипаче ищите Царствия Божия, и это всё приложится вам… Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лк. , )
  • «Не придёт Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. )
  • «И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.» (Мк. )
  • «Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдёт в него» (Мк. )
  • «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» (Мк. )
  • «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. )
  • «Царство Моё не от мира сего… ныне Царство Моё не отсюда» (Ин. )
  • «Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. )
  • «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют» (1Кор. )
  • «Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него» (Лк. )
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector