Воскресенский новодевичий женский монастырь в санкт-петербурге

Свято-Владимирская школа монастыря

В 1873 году игуменье обители Евстолии разрешили открыть приют для бедных детей, лишившихся родителей и родных. Позже при содействии К. П. Победоносцева здесь открылась школа. Благодаря ему в школе обучались женщины, которые позже преподавали в церковных школах города.

После гражданской войны 17-го года, школу закрыли. Через 80 лет здание возобновило свою деятельность как воскресная школа. Благословила открытие игуменья монастыря София.

В настоящее время здесь обучается около сотни воспитанников, многие из них из малообеспеченных семей. Помимо изучения Закона Божьего и хорового пения в школе преподают общеобразовательные дисциплины в соответствии с государственными стандартами образования.

История монастыря

После основания при монастыре действовали различные мастерские: живописная, рисовальная, чеканная, золотошвейная, башмачная, просфорная, поварня, появились фермы, огороды, сады, пчельник. В 1904 году в монастыре были построены здания, в которых расположились трапезная, ризница, библиотека, больница и др. При монастыре стали работать детский приют, богадельня и церковно-приходская Князь-Владимирская школа с домовой церковью во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Монастырь на открытке конца XIX века (до строительства колокольни)

Московский проспект близ монастыря, начало 1930-х гг.

Советское время

В 1918 году монастырь был упразднён, но продолжал существовать явочным порядком. Были конфискованы имущество и церковные ценности.

В 1928—1937 годы игуменские покои монастыря служили резиденцией митрополитов Ленинградских последовательно: Серафима (Чичагова) и Алексия (Симанского). На глазах митрополита Серафима в 1929—1932 годах были закрыты главный собор и все церкви монастыря, кроме той, при которой находилась митрополичья резиденция, снесена монастырская колокольня; в начале 1932 года арестовано и выслано около 90 монахинь и послушниц, живших в монастырских корпусах.

В конце 1937 года церковная жизнь в монастыре полностью прекратилась − последняя действовавшая Афонская церковь была закрыта, резиденция у митрополита изъята.

В 1930-е годы внешний облик монастырского ансамбля был искажён. Для спрямления Международного (ныне Московского) проспекта — главной магистрали города, выводящей на Московское и Киевское шоссе — пришлось взорвать важнейшую вертикальную доминанту монастыря, Свято-Исидоровскую колокольню. Были также сняты купола Воскресенского собора, снесены часовни и кладбищенские церкви (Скорбященская и св. Илии Пророка). В основном корпусе монастыря разместился режимный оборонный НИИ электромашиностроения, в связи с чем были перестроены и внутренние помещения монастырских зданий.

Постсоветское время

С 1990 года началось постепенное восстановление монастыря. В 1989 году Казанская церковь была передана приходу РПЦЗ. В ноябре 1995 года монастырь был юридически возобновлён. К этому времени монахинями вновь была обретена могила игуменьи Феофании, расположенная между Казанской церковью и апсидой Воскресенского собора, в советское время она была осквернена и долго находилась под асфальтом. В момент восстановления монастыря ему были переданы три запущенных полуразрушенных флигеля. В одном из них помещались кельи, в двух других — трапезная, богадельня, библиотека, мастерские. Тем не менее, в большей части корпусов продолжал размещаться НИИ электромашиностроения. Летом 2001 года монастырю была отдана Князь-Владимирская церковно-приходская школа, а осенью того же года было принято решение о возвращении монастырю всех зданий, когда либо ему принадлежавших. Прихожане московского храма Христа Спасителя пожертвовали монастырю образ Державной иконы Божией Матери. С 2002 года начались реставрационные работы в Казанской церкви и южном корпусе, воссоздание Воскресенского собора и Афонской церкви. На данный момент у обоих этих храмов восстановлены купола, Афонская церковь полностью воссоздана и действует, как и южный монастырский корпус, в Воскресенском соборе пока ведётся реставрация, большая часть которой уже проведена. Казанская церковь также полностью отреставрирована. Реставрация северного корпуса ещё не начата, церковь Трёх Святителей по-прежнему стоит без куполов. Воссоздание этого корпуса планируется начать в 2008 году.

Ансамбль Воскресенского Новодевичьего монастыря вновь стал поражать глаз наблюдателя своим великолепием. Вопрос о восстановлении Свято-Исидоровской колокольни так и не был решён. Вместо этого, несмотря на протесты общественности против изменения «высотного регламента» (то есть предела высоты построек, соблюдавшегося до конца XX века), развернулось освоение площади под элитарную высотную застройку за монастырём. На фоне строящихся с 2007 года рядом с монастырём многоэтажных зданий с элитарным дорогостоящим жильём, Воскресенский Новодевичий монастырь в Петербурге ещё более утратил свою величественность.

С 20 по 24 октября 2011 года в монастыре пребывал Пояс Богородицы из монастыря Ватопед на Афоне. В связи с этим у входа в монастырь стали появляться многокилометровые очереди по Московскому проспекту и Киевской улице, доступ в Казанскую церковь был круглосуточным. С 14 по 17 января 2014 года в монастыре пребывали дары волхвов из афонского монастыря святого Павла. Верующие стояли в очереди по 8-10 часов, чтобы прикоснуться к святыне.

Художники и скульпторы

И снаружи, и внутри Казанский собор декорирован скульптурой и барельефами. Бронзовые статуи святых Владимира и Андрея Первозванного, Иоанна Предтечи и Александра Невского создали Степан Пименов, Иван Мартос и Василий Демут-Малиновский. Над рельефами интерьера и фасадов, работали Федор Гордеев, Яков Рашетт, Иван Прокофьев.

Стены собора украшали росписями известные живописцы — Карл Брюллов и Федор Бруни, Василий Шебуев и Владимир Боровиковский. Первоначальный иконостас в 1837 году заменили на серебряный — его создал архитектор Константин Тон. На строительстве собора трудились не только именитые мастера: в 1810 году у помещика Теплова за тысячу рублей купили крепостного художника Тараса Иванова.

История монастыря

Новодевичий монастырь – один из крупных кампусов Северной столицы. Город встречает десятки тысяч туристов, прибывающих познакомиться с достопримечательностями. Храм пропитан духом истории, в его судьбе было много печальных событий.

Благодаря людям, которые верили в свое дело, монастырь по большей части удалось восстановить. Сегодня монастырь представляет собой уникальный архитектурный ансамбль. Воскресенский Новодевичий монастырь – первая женская обитель Северной столицы.

Предшественники обители

Императрица Елизавета I впервые попыталась открыть монастырь, где она планировала провести свою старость. 10 ноября 1748 года по ее приказу у берегов реки Нивы начал строиться Смольный Воскресенский Новодевичий монастырь. Строительство приостановилось из-за происходящей войны в тот период. В 1764 году для служения в храме назначили несколько монахинь. Но с их кончиной, монастырь упразднился.

Новодевичий монастырь в Санкт-Петербурге был основан в 1849 году Николаем I. Его на время поместили на территории Васильевского острова. Затем монастырь снова перенесли на новое место. Рядом с Московскими Триумфальными воротами было выделено место для строительства.

Государственная казна выделяла 25000 руб. в год, много денежных средств было пожертвовано благотворителями. Комплекс возводился в течение пяти лет. В первую очередь построили на тот момент деревянная Казанская церковь. В 1849 года началась стройка Воскресенского Собора с пятью престолами. Осветили его 2 июля 1961 года.

Перед революцией 1917 года состав монастырского комплекса состоял из 70 монахинь и 60 послушниц. Ансамбль насчитывал 8 храмов и соборов.

Советский период

До революции в монастыре имелось крупное хозяйство: конюшни, свинарники, птичники, пасеки. Мастерские обители высоко ценились. Здесь писали иконы и ткали ковры. Все вырученные средства уходили на содержание больницы, приюта. Много денег тратилось на благотворительность.

Когда власть захватила большевики, монастырь упразднили. В 1918 году все ценные предметы конфисковали и вывезли. Через год у стен Воскресенского собора монахинями была образована трудовая община. С 1929 года храмы начинали закрываться. Через несколько лет монахинь массово арестовывали и отправляли в ссылку.

В конце 30-х годов деятельность монастыря полностью перестала существовать. Вред был причинен не только людям, верящим в свое дело, но и самим зданиям монастырского корпуса. Взорвали Свято-Исидоровскую колокольню из-за строительства одной из главных магистралей города.


Новодевичий монастырь в Санкт-Петербурге был частично разрушен в период советской власти

Купола собора были сняты, часовня и ограда из камня разобраны. Убранство внутри храмов были полностью переоборудованы для Научного института электромашиностроения.

Когда Ленинград был окружен немецко-фашистскими захватчиками в великую отечественную войну, в монастырском корпусе был размещен штаб противовоздушной обороны.

Возрождение обители

В 1995 году Новодевичью обитель возобновили. Год спустя недалеко от Казанской церкви обосновалась небольшая община монахинь. Местом их жительства было заброшенное двухэтажное здание без воды и отопления.

Монахини несмотря на трудности отвоевывали все здания, которые некогда принадлежали монастырю. Первой из вернувшихся церквей был Казанский собор. Со временем начали возвращаться и остальные здания.

Постройки реставрировали и украшали росписью. В Казанском соборе до сих пор ведутся работы. Свою деятельность начала богадельня и пристанище для одиноких матерей, которые оказались с тяжелой жизненной ситуации.

В Санкт-Петербурге в 1996 году в Рождество Христово началось воссоздание некогда былого величия Новодевичьего монастыря. К началу 21 века были возвращены все здания корпуса.

Сегодня при монастыре можно посетить сувенирный магазин. Здесь приобретают иконы, маленькие образа, утварь и сувениры с изображением храмов Новодевичьего монастыря. При комплексе есть швейная мастерская, где изготавливают одежду для служителей церкви, а также на заказ. Посетители и гости, посетившие монастырь, могут попробовать яства, приготовленные в местных пекарнях и столовых.

Монастырские храмы

На территории монастырской обители расположены уникальные по своей архитектуре храмы и часовни.

Воскресенский собор

Воскресенский собор – гордость Новодевичьего монастыря в Северной столице. Храм из пяти глав построен в два этажа и выполнен в византийском архитектурном исполнении. Его строили 12 лет, проект принадлежит Николаю Ефимову. Главный вход церкви увенчан высоким порталом в виде арки.

Колонны украшают фасад с двух сторон церкви. Барабаны удлинены, на них размещаются пять куполов, покрытые золотистым цветом. Звонницы расположились под маленькими куполами.

В храме можно увидеть пятиярусный иконостас, выполненный в форме полукруга. Художники, принадлежащие монастырю, а также монахини сами расписывали стены и свод, оформляли образа.

Келейные церкви

Монашеские корпуса отделяют от главного храма две одинаковые церкви. С северной стороны расположена церковь Трех Святителей, а с юга – Афонская церковь.

Храмы были построены по проектам Н. Ефимова и Н. Сычева. Закладку Афонской церкви произвели в 1850 году. Строили ее в течение четырех лет. 28 июля храм освятили в торжественной обстановке, где присутствовала дочь Николая I, Мария Николаевна. Храм из камня вмещал сотню человек. По внутренней обстановке и архитектурному стилю церковь была уникальной во всем городе.

Слева была возведена церковь Трех Святителей, где находится образ Божьей Матери «Благоуханный цвет». Внешне она очень похожа на Афонскую церковь. Но строительство этого храма длилось на год дольше. Освятили его в 1855 году. Это здание предназначалось для обслуживания больницы при храме.

Келейные церкви имеют по пять куполов золотистого цвета, а колокольня выполнена в виде шатра. Крыши покрашены в зеленый цвет, арки украшают фасады зданий.

Кладбищенская церковь Илии Пророка

Храм Илии Пророка расположен у входа некрополя. Она выполнена из камня в «московском барокко». Пять глав покрыты глазурованным кирпичом. Внутри церкви находится резной иконостас из дуба, убранство богато.

Кладбищенская Скорбященская церковь

Церковь была возведена в центре Новодевичьего кладбища в 50-х годах. В храме находилась самая чарующая в городе икона Воскресения Христова, которая была вырезана из кости слона.

Ее еще называли «Карамзинская» церковь, так как была построена над захоронением сына писателя Н. М. Карамзина, известного командующего гусарским полком. Позже рядом была предана земле его жена. Советская власть закрыла церковь в 1925, а затем и вовсе уничтожила храм вместе с могилой Карамзиных.

Казанская церковь

Казанская церковь была построена по проекту русского архитектора Василия Антоновича Косякова. Церковь отражает христианскую историю в течение многих веков, он олицетворяет русскую и византийскую культуру.

Храм закончили строить в 1910 году. Стены облицевали зеленым мрамором, а внутреннее убранство расписали в древнерусском стиле. В начала великой отечественной войны экономика страны была подорвана, поэтому строительство приостановили. В итоге двери храма закрылись.

После передачи зданий монастыря машиностроительному институту, Казанская церковь использовалась как механический цех. Постоянно работающие станки нанесли зданию непоправимый ущерб. Лишь в 1992 году деятельность церкви была возобновлена.

Массивные колонны окружают центральную часть церкви. В главном зале расположен основной предел собора. Три резные деревянные иконостасы украшают здание церкви.

Монастырская колокольня

Высокая Свято-Исидоровская колокольня возведена недалеко от Воскресенского собора. Возвели ее в 1985 году по образцу колокольни Ивана Великого. Она закончила архитектурный ансамбль кампуса.

Изображения покровителей и надписи, отлитые на колокольне, символизировали молитву по каждому из них с каждым ударом колокола. В конце 20-х годов монастырскую колокольню взорвали – расширяли Московский проспект.

Вехи истории

В 1740-х годах на землях Смольного двора был основан новый девичий монастырь. По воле императрицы проект монастырских зданий подготовил талантливый зодчий Бартоломео Растрелли. В этот период Россия участвовала в Семилетней войне, денег в бюджете не хватало, поэтому строительство обители пришлось приостановить.

В 1845 году монахинь и насельниц переселили на Васильевский остров. Женщины жили в небольшом доме, не имели своего храма и ходили на службы в расположенную неподалеку Благовещенскую церковь.

В 1848 году по указу Николая I монастырь получил участок земли за Московской заставой. Российский император вместе с митрополитом Никанором заложили первый камень в основание новой обители.

Вид на Воскресенский собор Воскресенского Новодевичьего монастыря со стороны Московского проспекта

Территорию возле Московского тракта быстро расчистили от леса, и здесь началось строительство церквей, жилых помещений и хозяйственных зданий. Работа шла споро, поэтому уже в 1854 году монахини смогли переселиться из времянок в новый каменный корпус.

Ежегодно из казны на обустройство монастыря выделялось 25 тысяч рублей. Обитель поддерживали деньгами известные в России люди, дворяне и купцы. Одними из главных жертвователей были дочь императора Николая I – Ольга и графиня Анна Алексеевна Орлова-Чесменская.

Всей жизнью православной обители руководила игумения Феофания (Готовцева). Биография этой незаурядной женщины очень интересна. Она родилась в дворянской семье и с отличием окончила Смольный институт благородных девиц.

Вид на Воскресенский собор Воскресенского Новодевичьего монастыря со стороны Казанской церкви

В 1809 году будущая настоятельница потеряла мужа – генерала Степана Семеновича Готовцева, который получил смертельные ранения во время сражений русско-шведской войны. Спустя 4 года она похоронила единственную дочь, а еще через несколько лет приняла монашеский постриг под именем Феофания.

Настоятельница с большим энтузиазмом выполняла работу по созданию женской обители. Она руководила строительством, помогала сестрам обустраивать быт, находила мастеров и благотворителей. Феофания умерла на восьмидесятом году жизни и обрела свой последний приют в своем монастыре.

В начале прошлого века в обители жило более четырех сотен монахинь. Монастырь владел 8 храмами, просфорной, библиотекой, конюшней, огородом, садом, скотным двором и птичником. Монахини трудились в больнице, на пчельнике, в иконописной, ковровой, чеканной, башмачной и золотошвейной мастерских, вели занятия в приюте для детей и церковно-приходской школе.

Вид на купола Воскресенского собора

Со сменой власти отношение к церкви стало другим. В 1918 году женскую обитель упразднили. Чтобы иметь возможность молиться, верующие и монахини были вынуждены зарегистрировать трудовую общину при храме.

К 1938 году от церковной жизни ни осталось и следа. За два десятка лет процветающую обитель полностью разорили. Большой Воскресенский собор потерял свои золотые купола, а кладбищенские храмы и часовни разобрали на стройматериалы. Из-за переделок внешний вид монастыря был полностью искажен.

В 1930-е годы власти Ленинграда приняли решение спрямить Московский проспект, который тогда называли Международным. Чтобы проложить новый участок дороги, рабочие взорвали архитектурную доминанту монастырского комплекса – высокую Свято-Исидоровскую колокольню. Примечательно, что освободившееся место так и осталось незастроенным.

Вид на церковь Ватопедской иконы Божией Матери с Московского проспекта

В разгар кампании по борьбе с религией более 90 монахинь арестовали и выселили из города. Оставшиеся здания были переделаны для нужд режимного военного предприятия – НИИ электромашиностроения.

Возрождение старинной обители началось в 1989 году. Сначала верующим передали старую Казанскую церковь, а потом – три небольших флигеля. В середине 1990-х годов приступили к возрождению монастырского уклада.

Когда на территории поселились первые сестры, из-под слоя асфальта было освобождено место захоронения первой настоятельницы монастыря – игуменьи Феофании. В 2000-е годы прошли масштабные реставрационные работы по восстановлению собора и храмов.

Вид на церковь Ватопедской иконы Божией Матери из внутреннего двора монастыря

Восстановление обители

Идея воссоздания храма была реализована уже во времена правления Николая I, а именно в 1848 г. Местом реализации послужила территория в отдалении от городской суеты в районе Московских триумфальных врат.

Со стороны Новодевичьего кладбища хорошо видны основные храмы комплекса — келейная Афонская церковь (слева), Воскресенский собор и удивительный по своей византийской архитектуре Казанский храм.

Много усилий приложили архитекторы для создания святого места. Среди них Н. Ефимов, который спроектировал монастырский комплекс, и А. Штакеншнейдер, изготовивший иконостас для иконы «Отрада и утешение».

По проекту архитектора Л. Бенуа сам монастырь был украшен колокольней в четыре яруса с позолоченным куполом. Примечательно, что многие иконы были выполнены самими монахинями.

Начало революции в 1917 году Воскресенский монастырь встретил в составе 400 обитательниц. На его территории располагались семь храмов.

После того, как в 1919 году у монастыря реквизировали все имущество, в революционном Питере обитель фактически существовала под разными названиями: артель «Воскресенское трудовое братство», «сельскохозяйственное общежитие Воскресенского Новодевичьего монастыря» и др.

В 1925 году обитель упразднили. И только в 1996 году началось ее долгожданное возрождение. Мало сказать о том, что все здания были переделаны или разобраны, но многие находились в аварийном состоянии. Ныне он располагается по адресу: г. Санкт-Петербург, Московский проспект, 100, проезд до станции метро «Московские ворота».

Примите к сведению: непосильный труд и терпение новых монахинь, с Божьей помощью, делают святое дело по восстановлению и по сей день. Помочь работам по восстановлению может каждый — святая обитель приглашает трудников и рада материальной помощи благотворителей.

Возрождение

Восстановление монастыря

Возрождение монастыря начинается в 1996 году. И кажется нелепым, что в конце XX века в центре Петербурга сестринской общине поначалу приходилось ютиться в помещении без отопления, водоснабжения и канализации. Но несмотря на все бытовые трудности, монастырь оживал. Ему постепенно возвращали храмы и строения. Правда, все они требовали капитального ремонта.

Труды по возрождению обители не раз сопровождались чудесами. Так, 6 ноября 1996 г. без всяких реставраций обновилась икона Казанской Божьей Матери. Случай, не объяснимый физическими законами. Чудом считается и обретение могилы первой игуменьи Феофании. В советское время она была осквернена и находилась под асфальтом.

К 2002 году монастырю были возвращены все здания. Вновь ожил этот «островок вечности» среди суеты Санкт-Петербурга. Сегодня отремонтированы Казанский, Афонский и Введенский храмы. Построена часовня во имя Сергия Радонежского и Св. равноапостольной Нины, мимо которой вы проходили, направляясь в монастырь от метро.

Возрождается Воскресенский собор. В обители располагаются богодельня, детский приют, воскресная школа, швейные мастерские, приют для молодых мам с детьми, попавших в кризисную ситуацию, своё издательство и Паломнический дом.

Хочется также отметить существование благотворительного медицинского , занимающегося вопросами диагностики женской онкологии.

Для гостей монастыря имеется замечательная церковная лавка. По-моему, она — одна из самых лучших в Петербурге. Когда люди впервые попадают сюда, то нередко отмечают, что она уже сама по себе напоминает музей. В наши дни Новодевичий Воскресенский монастырь является местом, куда нередко привозят великие святыни .

И народ стоит долгими часами даже в непогоду, чтобы на мгновение к ним прикоснуться. Всё это свидетельствует о возрождении духовности нашей страны. Я также бываю в обители во время подобных событий и сама вижу, что уже не бабушки в платочках, а люди всех возрастов, от мала до велика, рекой стекаются к монастырю.

Думаю, все помнят время, когда в Россию с Афона привозили Пояс Богородицы или Дары волхвов. В Петербурге они располагались для поклонения как раз в Новодевичьей обители.

О том, когда в монастырь прибудут другие великие святыни, можно прочитать на официальном сайте. При прибытии десницы Свт. Спиридона Тримифунтского, которого на Руси ранее почитали так же, как Николая Чудотворца, у нас произошло удивительное событие. Когда мы приехали в обитель, то очереди не было совсем! А ведь целый день люди стояли перед этим помногу часов! Мы поклонились Святому, и очередь снова стала расти. И вот так радостно стало, словно тебя почему-то незаслуженно приласкал небесный угодник.

Возрождение Некрополя

Оттепель времён коснулась и многострадального Новодевичьего Некрополя. В 1995 году он становится памятником федерального значения.

Здесь также наведён порядок, облагорожены многие могилы, продолжаются захоронения. Сюда хорошо прийти зимой, когда по снегу, словно строгие стражи, разгуливают смоляные вороны, а обнаженные ветви деревьев на фоне петербургского неба кажутся особо трогательными.

Люблю я этот Некрополь и осенью, в удивительно красивую и вместе с тем грустную пору прощания с золотым листопадом и теплом. По словам Святителя Игнатия (Брянчанинова) деревья напоминают нам о вечности, о том, что после зимы жизни непременно наступит весеннее воскресение.

Кладбищенская церковь Илии Пророка

Церковь Илии Пророка. Фотография 1890 года

У входа на кладбище находилась каменная церковь, облицованная глазурованным кирпичом, Святого Илии Пророка. Она была построена в 1888 году по проекту архитектора Л. Н. Бенуа в московском стиле. Церковь была пятиглавой с луковичными куполами. Над карнизом здания находились закомары. Алтарная апсида была увенчана луковичной главкой с крестом. Внутри церковь была богата своим убранством. Там находился резной дубовый иконостас и богатая церковная утварь. Они были созданы в петербургских ювелирных мастерских. В 1925 году церковь была закрыта, в 1930 — снесена.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector