Свято-троицкий герасимо-болдинский монастырь

Священный дуб

Трепали его нещадно. Но он мужественно терпел. Кормился же так: выставил кузовок у дороги, и мимо шедшие путники изредка клали в него кто кусок хлеба, кто монетку. Правда, другие прохожие норовили что-нибудь оттуда утащить, но у Герасима неожиданно сыскался защитник: ворон, который пребольно клевал всех любителей поживиться чужим добром. Так Герасим прожил года два. Однажды ночью в тиши он услышал далёкий перезвон колоколов. На вторую ночь звон повторился. И на третью тоже. Понял тогда святой старец, что это его зовут. Поднялся рано утром и пошёл в ту сторону, откуда слышался звон… Долго шёл, покуда лес не расступился и он не увидел перед собой поляну, на которой рос огромный дуб с невероятно густой кроной. Под деревом бил родник, а пологий спуск вёл к реке Болдинке. Герасим решил, что остаётся. И опять нарвался на неприятности: дуб, на который он «клюнул», столетиями был немым свидетелем и участником священных языческих обрядов. Местные жители поначалу пытались объяснить старцу, что это их исконное место, но инок упорствовал. Тогда его стали бить и даже хотели утопить, но в последний момент передумали и сдали властям — дорогобужскому наместнику, который, даром что состоял на русской службе и числился православным, поначалу распорядился взять смутьяна под стражу. И тут-то наконец Господь и вмешался в скорбные дела своего чада: когда Герасима уже собрались водворять в темницу, к наместнику явился посланец из Москвы, который, увидев инока, бухнулся перед ним на колени и принялся просить благословения.

Святейший Патриарх Кирилл в обители

6 июня 2010 г. во время Первосвятительского визита в Смоленскую епархию Святейший Патриарх Кирилл посетил и Болдинский монастырь. Святейший Патриарх совершил чин великого освящения Троицкого собора Болдинского монастыря и первую Божественную литургию в новоосвященном храме.

В своем обращении к собравшимся Патриарх Кирилл рассказал о том, как он более 20 лет назад впервые посетил Болдинский монастырь, когда нес архипастырские труды на Смоленской кафедре:

«Однажды я приехал в это место, где, мне сказали, раньше был монастырь. Что же я увидел? – развалины. Не просто остовы полуразрушенных храмов, а кучи битого кирпича. Мы знаем, что враг, отступая из этих мест, взорвал Свято-Троицкий Герасимо-Болдинский монастырь, не пощадил этого собора, построенного, по мнению ученых, Феодором Конем, знаменитым средневековым русским архитектором, который воздвиг крепостную стену вокруг Смоленска.

Все было разрушено. Я действительно не могу вспомнить другого монастыря Русской Церкви, который бы полностью лежал в руинах. Через несколько лет после этого посещения я принял решение возобновить здесь монашескую жизнь. И отец Антоний был назначен на эти руины, где негде было жить, он начал собирать братию и восстанавливать обитель

И сегодняшним освящением Свято-Троицкого собора мы как бы ставим точку после первого, может быть самого важного этапа жизни монастыря от всей программы его восстановления»

Во внимание к трудам по восстановлению Свято-Троицкого Болдинского монастыря архимандрит Антоний (Мезенцов) 6 июня 2010 г. был награжден Святейшим Патриархом орденом Русской Православной Церкви преподобного Серафима Саровского III степени

Кроме того, за труды явлено новой братии два больших знамения, укрепляющих в подвигах и напоминающих о небесном заступничестве славного основателя монастыря.

Первое – это древний антиминс игумена Пафнутия, чудесным образом сохранившийся в годы безбожной власти и, по возрождении, снова оказавшийся в монастыре. Так знаменовано было духовное преемство между воспитанниками преподобного Герасима и новой братией.

Второе чудо связано с обретением мощей преподобного Герасима, которые более 400 лет почивали под спудом под каменным Троицким храмом. При закрытии монастыря большевики решили осквернить мощи. В предполагаемом месте захоронения они нашли гробик и объявили то, что нашли, останками святого Герасима. Гробик перезахоронили в другом месте. В 1998 году экспертиза установила, что найденные коммунистами останки принадлежат пятилетнему ребенку.

Когда архимандрит Антоний с братией вел расчистку руин взорванного храма Святой Троицы, с помощью археологов были проведены раскопки, в результате которых на глубине 3 метров от уровня пола Троицкого храма открылись всечестные останки преподобного Герасима Болдинского. Они покоились в большой выдолбленной колоде (а на ногах преподобного сохранилась кожаная обувка, самим же им и вытачанная). Это произошло в июле 2001 года, спустя три дня после обретения мощей было дано официальное заключение по поводу принадлежности найденных останков преподобному Герасиму. Тогда митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси, благословил 20 июля считать датой обретения его всечестных мощей.

Мощи преподобного долгое время находились в возрожденном Введенском храме, под единственной сохранившейся от древнего монастыря иконой. На иконе изображены старец Герасим с Николаем Чудотворцем, держащие Казанскую икону Богородицы.

Как птица без воздуха

Будущий преподобный родился не то в 1488, не то в 1489 году в Переславле-Залесском. Уже в детстве он сильно отличался от других мальчишек хотя бы тем, что всем ребяческим забавам предпочитал церковную службу, которая в итоге «стала для него пищей и питьём, без неё он также не мог жить, как птица без воздуха и рыба без воды». В 13 лет Григорий покинул отчий дом, благо родители не чинили ему никаких препятствий, и перешёл под крыло преподобного Даниила Переславского, подвизавшегося в Горицком монастыре. Тот, правда, поначалу отговаривал паренька: «Сын мой, не слишком ли ты юн, чтобы смог понести труды иноческой жизни?» Григорий остался непреклонен. Приняв постриг под именем Герасим, следующие 26 лет он провёл в монастыре, подле учителя. А потом понял, что обитель стала тесна ему, и запросился странствовать…

Последние язычники

Весной 1528 года он объявился около Дорогобужа, через который тогда проходил путь на Запад, в Литву. Построил вблизи дороги хижину и стал жить в одиночестве, если так можно назвать придорожное существование: кто только не ехал в Литву и из Литвы: и почтенные купцы, и обычные бродяги, и вояки, и бандиты. Место, выбранное Герасимом, оказалось неспокойным. Ситуацию усугублял тот факт, что эта территория была отбита у Литвы лишь несколько лет назад, и местные жители ещё толком не разобрались, чьи они будут. Потому со святым старцем особенно не церемонились. Он-то, конечно, полагался на Господа, но, увы, авторитет последнего среди аборигенов был не слишком высок. Дело в том, что Литва была последним европейским государством, отказавшимся от язычества: по расчёту, конечно, а не по зову души. Во-первых, из соображений статуса: литовские князья-идолопоклонники не могли считаться равными государям-христианам. Во-вторых, по политическим мотивам. Соседнее Московское княжество крепло на глазах и грозило превратиться в противника, справиться с которым без посторонней помощи было бы невозможно. Идеальным союзником являлась католическая Польша, но альянс с ней требовал перехода в католичество. И в конце XIV века литовцы официально стали католиками. Но на деле ещё долгие десятилетия оставались идолопоклонниками и ходили молиться в окрестные священные рощи и дубравы. И вот как раз на таких язычников и нарвался Герасим.

История создания Троицкого монастыря уходит еще в 1528 год

Монастырь был построен на берегу реки Болдинки. Создана обитель была в 1528 году.

Началось развитие монастыря очень активно. От начала постройки до 17 века строились храмы, набиралась братия.

В 1580 — 1590-х годах в Болдинском монастыре развернулось большое каменное строительство. Автором всего монастырского комплекса был известнейший московский мастер Федор Конь.

Федор Савельевич Конь — известный и легендарный из русских зодчих средневековья. Автор каменных строений в Болдинском монастыре в 1580 — 90 гг. Памятник установлен в Смоленске

Затем в 1611 году монастырь был захвачен поляками. В это время  в нем размещался католический орден иезуитов, во владении которых он находился до 1655 года.

С 1656 года монастырь вновь был освящен как православный. В 1919 — 1927 годах в монастыре были проведены реставрационные работы.

В ноябре 1929 года монастырь был официально закрыт. В Троицком соборе сделали зерновое хранилище.

Во время Великой Отечественной войны Болдинский монастырь был базой партизанских отрядов.

В зданиях бывшей обители размещались ремонтные мастерские. В марте 1943 года во время Великой Отечественной войны при отступлении, немцы заминировали и взорвали храмы и колокольню.

В 1964 году началась реставрация монастыря по сохранившимся обмерам и фотографиям под руководством Петра Барановского.

Петр Барановский — российский, советский архитектор, реставратор памятников древнерусского зодчества. Участвовал в реставрации Болдинского монастыря

В 1991 году Троицкий Болдин монастырь был передан Русской Православной Церкви.

Трудные времена

Монастырь Герасима Болдинского пережил сложное время, когда в начале семнадцатого века его захватили иезуиты. Потребовалось почти полвека, чтобы снова возвратить святыню православным христианам. Как и ранее, монастырь не был лишен царского внимания и покровительства. Но понадобилось время и средства, чтобы вернуть зданиям былую роскошь.

Следующим сложным периодом было время захвата монастыря наполеоновскими солдатами. Они держали в стенах храма своих лошадей, устроив там конюшню.

Но пожарища рассеивались, монахи выбеливали дочиста стены, и под звуки благовеста верующие снова устремились к молитве.

История

Смоленская обитель была основана отцом Герасимом Болдинским в 1528 году. Предыстория появления в этих местах монастыря такова — однажды преподобный, пребывая в глубокой вечерней молитве, услышал колокольный звон. Не предав этому значения, он после молитвы отправился спать, но в последующие дни во время молитвы благовест вновь наполнял собой дом отца Герасима. Тогда батюшка решил следовать за этим звоном и вышел на поляну, где он вскоре поставил крест, послуживший началом Болдинской обители.


Свято-Троицкий Герасимо-Болдинский мужской монастырь

Строительство и развитие монастыря началось в 30-х годах 16 века. К началу 17 века эта была уже довольно большая территория с несколькими расположенными на ней храмами и многочисленной братией. Этот период ознаменован также началом каменного строительства, для которого из Москвы был специально приглашен известный в то время мастер, состоящий на службе у самого царя — Федор Конь. По его проекту были построены:

  • Троицкий собор;
  • колокольня;
  • церковь Введения Богородицы в храм;
  • трапезная.

Начиная с 20-х годов 17 века, город Дорогобуж стал считаться частью Речи Посполитой. Эти времена стали для монастыря настоящим бедствием, потому что монастырь не только пришел в запустение, но и был разорен.

Спустя некоторое время обитель перешла во владение Смоленского иезуитского коллегиума, и только в 1654 году, с возвращением Смоленщины Русскому государству, началось возрождение Болдинского монастыря. Конечно, все те земли и села, которыми владел некогда монастырь, теперь ему не принадлежали. Об этом говорит тот факт, что в конце 17 века из имеющихся 100 деревень в монастырском владении осталось только лишь 20.

Важно! В начале 18 века святитель Иоанн открыл при монастыре типографию, где печаталось множество книг, учебных пособий и прочих сочинений духовного содержания. Следующая беда настигла Смоленскую мужскую обитель во времена правления Екатерины II, согласно манифесту, подписанному императрицей, монастырь лишился последних земель

Но в это же время у монастыря появился свой благотворитель — Андрей Долгоруков

Следующая беда настигла Смоленскую мужскую обитель во времена правления Екатерины II, согласно манифесту, подписанному императрицей, монастырь лишился последних земель. Но в это же время у монастыря появился свой благотворитель — Андрей Долгоруков.

В 19 веке Болдинскому монастырю вновь удалось достичь величайшего рассвета. В этот период настоятелем был избран иеромонах Андрей Васильев, который за 24 года управления обителью не только провел ремонт во всех храмах монастыря, отреставрировал имеющиеся архитектурные элементы 16 века, но и построил Святые ворота, часовню на месте, где когда- то была келья Святого Герасима.


Мозаичная икона святого Герасима Болдинского на воротах монастыря

Появились также множественные хозяйственные постройки, кельи, а также дом настоятеля, гостиница, принимающая паломников, мельница и огромный сад. Отец Андрей — автор-составитель «Жития Преподобного Герасима».

Не обошли стороной монастырь и испытания советской властью, в эти годы в помещениях обители был устроен музей, в числе экспонатов которого были и те, что остались с первых веков существования обители, как то фрагменты изразцовой печи 17 века, а во дворе появился старинный деревянный храм, привезенный из села Усвятье.

С осени 1929 года монастырь стал считаться официально закрытым, а в 1943 году, во время бомбежки были уничтожены Троицкий собор, Введенский храм и колокольня.

Лишь в 1991 году Болдинская мужская обитель вновь была передана в «руки» Русской православной церкви.

В годы гражданской войны и в советское время

Во время январских боёв 1918 года обитель оказалась под контролем белоказаков, а затем, когда победили большевики, то монастырь подвергся обыскам и разграблению.

В конце 1918 года Покрово-Болдинский монастырь был упразднён местными военными властями. На территории обители была размещёна 1-я артиллерийская батарея. Перед уходом батареи солдаты разграбили Варваринскую церковь.

Крест в память о насельниках Покрово-Болдинского монастыря

В начале 1920 года в соборном Покровском и Варваринском храмах было разрешено проводить богослужение. Екатерининская церковь оставалась опечатанной. В то же время решено было перевести в одно из монастырских зданий детский приют, и богослужение в бывших монастырских храмах снова было запрещено. Верующие запротестовали, и власти решили временно оставить им соборный Покровский храм, а Варваринскую и Екатерининскую церкви вместе с монастырскими келиями использовать под детский приют.

В ноябре 1921 года помещения бывшего Покрово-Болдинского монастыря были переданы под учреждение морально-дефектных детей.

Летом 1923 года была снята с учёта и церковно-приходская Покрово-Болдинская община с целью передачи церковных зданий от православных общин обновленцам, однако те отказались принимать соборный Покровский храм, и он отошёл в гражданское ведомство. С осени 1923 года на территории бывшего Покрово-Болдинского монастыря располагалась Астраханская садово-огородная опытная станция. На территорию монастыря из села Началово на двухлетний срок перевели Сельхозтехникум.

В июле 1919 года возле монастыря были тайно похоронены расстрелянные 23 июля астраханский архиепископ Митрофан (Краснопольский) и его викарий — епископ Енотаевский Леонтий (фон Вимпфен). В начале 20-х годов на могиле был поставлен памятник из кирпича. На этой могиле служились панихиды до 1927 года, когда они были запрещены, а служившие их священнослужители сосланы в концлагеря. В 1930 году памятник был разрушен. Не раз велись раскопки на территории городской туберкулезной больницы № 1, но пока захоронение не найдено.

К 1930 году были разобраны на кирпич колокольня и соборный храм. В то же время была разобрана и монастырская ограда. В 50-х годах XX столетия были разрушены большинство склепов, находившихся возле соборного храма, а также между храмами во имя великомученицы Екатерины и великомученицы Варвары. В 70-х годах на территории бывшего монастыря расположилась 1-я городская туберкулёзная больница.

До настоящего времени сохранились двухэтажный настоятельский корпус, южный корпус братских келий, Варваринская церковь, Екатерининская церковь, часть хозяйственных построек в юго-западной части монастыря и корпус братской трапезы — в северной.

История

Средневековый период

Монастырь был основан в 1530 году преподобным Герасимом
Болдинским. В XVI веке монастырь неоднократно получал дары: земли
от царя, крупные вклады от бояр и состоятельных людей; обитель
занималась и собственной торговой и промысловой деятельностью. К
концу XVI века обитель владела более 80 селами и деревнями в
Дорогобужском уезде, около 20 монастырскими деревнями в других
уездах, мельницами, охотничьими и бортными угодьями, скотными
дворами, рыбными ловлями. Монастырские подворья и торговые лавки
существовали в Дорогобуже,
Вязьме,
Смоленске,
Москве. Монастырь владел мельницами, охотничьими и бортными
угодьями, скотными дворами, рыбными ловлями.

Каменное строительство в монастыре развернулось в 1590-х годах.
Тогда были выстроены пятикупольный Троицкий собор (не сохранился),
колокольня (сохранилась), трапезная палата с церковью Введения во
храм Богородицы (сохранились) и стены (перестроены). Согласно
гипотезе П. Д. Барановсго, в строительстве принял участие
государев зодчий Фёдор Конь.

И я там был и мёд там пил… — einhait @ Flickr

С 1617 по 1654 годы Дорогобужский край находился в составе

Польского королевства. Монастырь опустел; позже его строения
были переданы Смоленскому иезуитскому коллегиуму. Монастырь
возрождён в 1654 году, когда смоленкие земли вновь вошли в состав
Московии. Обитель не смогла сохранить за собою былых богатств: к
концу XVII века ей принадлежало около 20 деревень.

XVIII — начало XX века

В 1764 году, согласно манифесту, подписанному Екатериной II
(1764) у монастыря были отобраны все земли. Большую помощь
монастырю оказал благотворитель — князь Андрей Долгоруков.

Burov.yl @ WikiCommons

На 1870—1880-е годы приходится новый расцвет монастыря.
Настоятелем был назначен иеромонах (впоследствии архимандрит)
Андрей (Васильев). За время его 24-летнего управления монастырем
были отремонтированы и перестроены все существовавшие здания и
храмы монастыря, построены новые Святые ворота, часовня на месте
кельи св. Герасима Болдинсого, деревянные кельи, хозяйственные
здания, гостиница для паломников, настоятельский дом, профсорная,
мельница на озере, высажен сад (в 700 корней). Он же на основе двух
древних текстов написал и издал новое «Житие Преподобного
Герасима».

В 1919—1927 годах в монастыре были проведены реставрационные
работы под руководством П. Д. Барановского. В бывших
монастырских зданиях организован историко-художественный музей, в
экспозицию которого, в числе прочих экспонатов, вошли фрагменты
изразцовых печей XVII-XVIII веков, деревянная скульптура, собранная
М. И. Погодиным. На территорию обители был перевезён
деревянный храм из села
Усвятье.

Упразднение и возрождение монастыря

В ноябре 1929 года монастырь был официально закрыт. В Троицком
соборе разместилось зернохранилище, во Введенском храме —
колхозный сырзавод, в часовне — сепаратор для переработки
молока.

Во время Великой Отечественной войны Болдинский монастырь был
базой партизанских отрядов; в зданиях бывшей обители разместились
ремонтные мастерские. В марте 1943 году при отступлении немцы
заминировали и взорвали старинные постройки — Троицкий собор,
Веденский храм и колокольню.

Burov.yl @ WikiCommons

В 1964 году началась реставрация монастыря по сохранившимся
обмерам и фотографиям под руководством
П. Д. Барановского. Они продолжаются и поныне
(руководитель — ученик Барановского
А. М. Пономарёв.

В 1991 году Болдинский монастырь передан Русской православной
церкви.

Burov.yl @ WikiCommons

В настоящее время восстановлена каменная стена с четырьмя
башнями, колокольня, трапезная палата с Введенской церковью. Среди
других построек — деревянный дом игумена, сторожка у Святых
ворот, каменный келейный корпус, каменный казначейский корпус на
подклете, деревянная часовня на монастырском кладбище. Каменная
часовня была перестроена в храм во имя преподобного Тихона
Калужского. Развалины Троицкого собора расчищены; предполагается
восстановление главного храма обители.

Возрождён монастырский некрополь. Среди сохранившихся
захоронений — могила семьи Вистицких, с металлической оградой
и двумя гранитными колоннами, в том числе Степана (Стефана)
Вистицкого, автора одного из первых учебников по тактике и его
сыновей — Михаила Степановича (генерал-майор, в 1812 году был
назначен М. И. Кутузовым генерал-квартирмейстером русской
армии) и Степана Степановича (генерал-майор, в конце 1812 году
возглавивший Смоленское ополчение).

Монастырь имеет подворье (деревянный храм) в Дорогобуже;
патронирует открытие Дмитровского женского монастыря в
Дорогобуже.

Нынешний настоятель монастыря — архимандрит Антоний
(Мезенцов).

Burov.yl @ WikiCommons

Наше время

В середине семидесятых годов уже известный реставратор Петр Барановский снова приступил к выполнению строительных работ, которые продолжились его учеником и помощником Пономаревым А. М.

И началось восстановление колокольни, которую во время войны взорвали фашисты. Эта постройка была возведена таким образом, что кладка из кирпича смогла сохраниться, развалившись на крупные части. Несмотря на то что некоторые фрагменты здания весили от 20 до 40 тонн, реставраторы применили такой метод, как анастилоз – когда фрагменты были возвращены на свои места.

В конце века произошло знаменательное событие – освящение восстановленного Введенского трапезного храма, полностью разрушенного в былые времена. Это символизировало победу христианской веры над всеми захватчиками и врагами, которые давали о себе знать во времена существования монастыря.

Обретение мощей

Безжалостный XX век нарушил привычное течение жизни монастыря. В мае 1921 года комиссия по ликвидации мощей вскрыла каменный саркофаг Герасима Болдинского и похоронила мощи святого за оградой монастыря. Власти были довольны: никто не приходил на могилу святого, и она зарастала травой. Но люди просто знали, что борцы с «мракобесием» не потревожили истинное место упокоения святого. Они ведь не удосужились изучить историю монастыря и вскрыли раку, находящуюся всего в метре от уровня пола начала XX века. Могила же Герасима располагалась намного глубже… В ноябре 1929 года Болдин монастырь был официально закрыт и перепрофилирован под нужды рабоче-крестьянского государства. В Троицком соборе обустроили зернохранилище, во Введенском храме — сырозавод, в часовню водрузили сепаратор для переработки молока. Поругание святыни довершили фашисты, взорвавшие монастырь в марте 1943 года при отступлении. Долгие годы обитель лежала в руинах. Реставрация же, начавшаяся в 1964-м, шла не слишком споро. Но на сегодняшний день Болдин монастырь восстановлен полностью: он один из немногих, кто может похвастать такой счастливой судьбой. Тем более что в 2001 году во время раскопок на 3-метровой глубине были найдены наконец мощи Герасима Болдинского. Ныне они хранятся в раке в Троице-Болдином монастыре и, как вы, верно, уже догадались, являются главной святыней обители и объектом поклонения паломников. Местные монахи-насельники даже подумывают возобновить традицию и вновь начать вести учёт чудесам, совершающимся по молитве у мощей святого Герасима.

Метки: Московское княжество, православие, христианство, Ступени Оракула, монастырь, обитель, молитва, Василий III, Смоленск, Болдино, Герасим

Герасим Болдинский — монах русской православной церкви. Основал мужской монастырь

Герасим Болдинский, в миру Григорий, родился в 1490 году в Переяславле-Залесском. Уже с детства посещал храм. Мальчика приняли в Горецкий храм послушником, где он и принял постриг. Герасим молился, соблюдал посты, помогал в строительстве храмов и келий.

1490
в этом году появился на свет Герасим Болдинский, в миру Григорий

Затем Герасим решил жить в отшельничестве, подальше от земной суеты. Поселился жить в лесу со зверями и змеями. Очень много раз на него нападали разбойники и жестоко избивали его, но он терпел и только лишь молился.

«Однажды, — читаем в Житии святого, — проходившие мимо свирепые люди… ругались на преподобного, зло били и влачили его».

Существует предание, что Герасима просили быть крестным Ивана Грозного.

Подвижник часто голодал и мерз в своей маленькой и ветхой хижине. Чтобы не пропасть от голода, он ставил при дороге кузов для сбора милостыни и жил подаянием добрых путников.

И был у него один защитник: на дереве, под которым стояла келья преподобного, свил себе гнездо ворон, взявший на себя, в отсутствие преподобного, охрану его жилища и кузовка.

Бывало, ворон своим криком отгонял не только человека, пытающегося украсть у святого кусок хлеба, но и голодного, свирепого медведя.

Но Господь не оставил праведника. Когда вершился неправедный суд, в келью вошел посланник от государя. Он хорошо знал отца Герасима. Увидев святого, посланник поклонился ему и попросил благословения.

65
столько лет было отцу Герасиму, когда он умер

На вопросы же изумленного наместника сказал, что это великий подвижник стоит перед ними в унижении. Тогда же наместник пал к отцу Герасиму в ноги, прося прощения.

говорится в Житии святого.

Он испросил позволения построить обитель, о чем впоследствии говорил:

Перед кончиной преподобный Герасим призвал к себе игуменов и иноков, основанных им монастырей, рассказал им о своей жизни и дал последние свои наставления.

В житии святого мы можем видеть эти слова:

1 мая 1554
в этот день на 65 году жизни скончался преподобный Герасим

День памяти преподобного Герасима 5 августа (переходящая) в день Собора Смоленских Святых.

Преподобный Герасим

Похоронен преподобный Герасим был в Троицком соборе Болдинского монастыря.

Из дошедших письменных источников известно, что мощи преподобного почивали под спудом, так что даже при сооружении нового собора на месте прежнего захоронение не потревожили.

Почему старца Герасима уже после кончины отнесли к святым?

Произвели вскрытие могильной ямы 17 июля 2001 года. Анализ извлекаемого грунта показал, что захоронение пребывало совершенно нетронутым.

Это говорит о том, что мощи Герасима были нетленны. И после извлечения все в этом убедились.

После было определено Архиерейский Собором Русской Православной Церкви, 2 — 3 февраля 2016 года имя Преподобного Герасима было включено в месяцеслов Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.

Праздник деревьев и предков

Ларчик открывался просто: дело в том, что учитель Герасима, Даниил Переславский, приходился кумом великому князю Василию III и крестил будущего Ивана Грозного. Потому частенько бывал при московском дворе и всегда брал с собой Герасима. Так что столичный посланец был просто-напросто хорошо с ним знаком. Но явился он в нужное время и в нужное место. Чем не чудо? Разумеется, «ария московского гостя» возымела действие. Воевода не только отпустил Герасима и запретил его трогать, но и выделил свои личные средства на обустройство обители на месте священной рощи язычников. А инок, чтобы хоть как-то примирить местных жителей с неизбежными переменами в их жизни, взялся строить не абы какой монастырь, а именно Троицкий — в честь Троицы, праздника древних славян, прославляющего природу и деревья. Пощадил он и священный дуб, который был жив ещё в конце XIX века и находился «среди монастыря при особой часовне». До наших дней он, увы, не сохранился. Но его потомки и теперь растут на территории Троицкого монастыря. Кроме Болдинской обители, неугомонный Герасим основал ещё три монастыря. Но на закате жизни он вернулся в Болдино, где и умер в 1554 году, оплакиваемый братьями и особенно прихожанами: к тому времени Герасим приобрёл репутацию святого человека, способного молитвой избавлять от болезней — как физических, так и душевных. Поэтому несчастные, «мучимые злым духом», продолжали стекаться к месту погребения старца в Троицком соборе: бесноватые прекращали падать в падучих, а «скорбные умом» обретали ясность мышления. И поскольку таких случаев было очень много, монастырь стал вести учёт чудесам святого Герасима.

Святой преподобный Герасим Болдинский

Почти пятьсот лет назад монах Герасим пришел сюда и поселился в дупле дуба. На отшельничество его благословили после того, как он провел 20 лет в Переяславской обители, куда он пришел в 13-летнем возрасте. Он шил обувь для братии и нищих. В обители и даже в столице его знали и любили за мудрость и благочестие. Избегая мирской славы, преподобный решился уйти в леса.

Невдалеке от того места, где он жил, проходила торговая дорога, на которой промышляли разбойничьи шайки. Эти люди много раз пытались его прогнать, избивали. Жители соседней деревни тоже не раз нападали на святого, пытаясь выгнать его. Однажды, оклеветанный недругами, преподобный Герасим попал в тюрьму, где его узнал один боярин, приехавший к наместнику царя. Они виделись, когда Герасим со старцем Даниилом Переяславским, царским духовником, приходил к царю. Боярин в пояс поклонился иноку. Герасима освободили, дали ему охранные грамоты и пожертовования. С тех пор к его дубу начали приходить люди за советом и благословением.

Он всех с радостью принимал, построил церковь. С течением времени вокруг отшельника стали селиться желающие уединенной жизни. Тогда святой Герасим отправился пешком в Москву просить позволение на основание новой обители. Когда он пришел в столицу, у царя родился наследник Иоанн Васильевич. Преподобный попал на его крещение, и, оказалось, что восприемником был его старец. Государь принял инока, дал царскую грамоту и подарки на новую обитель. На царские деньги силами самой братии воздвигли храм и братские кельи.

Став игуменом, преподобный, как и прежде, ел одну лишь воду с хлебом, много трудился и молился.

Подведем итоги

Болдинский монастырь был основан в начале шестнадцатого века преподобным Герасимом. Эта местность сразу стала привлекать на свою территорию сотни послушников. Монахи были не только глубоко верующими, но и грамотными людьми, способными создавать книги об истории зданий монастыря. В мирное время Болдинский монастырь всегда получал покровительство царей и считался центром духовной жизни Смоленщины. Но захватнические войны способствовали разрушению святынь. Восстанавливать их необходимо было столетиями. Реставраторы подвергались преследованиям и репрессиям. Но времена менялись, и укреплялась уверенность в нерушимости христианской веры.

Монастырь, созданный послушником Герасимом, выстоял в тяжелые времена захватнических войн. Эта местность изначально была центром духовной жизни Смоленского края. Здесь развивалась культурная и национальная жизнь россиян. И поэтому на сегодняшний день продолжают возрождаться святые обители. Сегодня мужской Болдинский монастырь дает приют двадцати одному послушнику. Они занимаются реставрацией зданий и возведением новых сооружений, ухаживают за яблоневым садом. Собрание духовных сокровищ продолжается по сей день.

Преподобного Герасима поминают 14 мая. Именно этот день стало принято считать общеепархиальным праздником, который будет отмечаться ежегодно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector