Юрий норштейн
Содержание:
Юрий Норштейн сейчас
В июне 2021 года Норштейн вместе с Андреем Звягинцевым и Наумом Клейманом стал гостем программы «Ещенепознер», где в ходе трехчасовой беседы делился с коллегами по цеху малоизвестными фактами о «Сказке сказок» и рассказывал анекдоты.
В сентябре к 80-летию культового мультипликатора Первый канал снял документальный фильм «Вышел ежик из тумана», режиссером и автором сценария которого стала Олеся Фокина. Она бережно и кропотливо разбирает основные вехи биографии художника, секреты успеха «Ежика…» и причины столь длительной работы над «Шинелью», а также проходится по памятным московским закоулкам, которые Норштейн посещал еще в молодости.
Юрий Норштейн и Хаяо Миядзаки / «Инстаграм» и «Фейсбук»
Специально для этого проекта создатели взяли интервью у друзей, родных и коллег режиссера, в том числе получили эксклюзивный комментарий «короля анимации» Хаяо Миядзаки, лауреата премии «Оскар».
Сейчас Юрий Борисович владеет собственной одноименной студией, где он до сих пор колдует в поисках образов и состояний, а также продает свою книгу «Снег на траве».
Смешал Ленина с Шагалом
Мировые аниматоры назвали «Ёжика в тумане» лучшим мультфильмом всех времён и народов. А на 2-м месте оказалась другая работа Норштейна – «Сказка сказок», которую, по его словам, он любит больше всего.
– «Сказка сказок» построена на детских воспоминаниях. Это Марьина Роща – район, где жил Юрий Борисович, его дом. Волчок заходит в этот дом, бродит по полузаброшенным комнатам и вдруг видит накрытые столы с огромной длинной скатертью – это проводы на фронт. Хотя Юрий Борисович родился в 1941-м и не помнит ужасов войны, она всё равно отпечаталась в его жизни. Поэтому в «Сказке сказок» появляется эпизод с похоронками и солдатами, уходящими по мосту. По воспоминаниям Юрия Норштейна, этот мост реально был в Марьиной Роще.
Самый первый фильм Юрия Норштейна – «25-е, первый день» – создан в 1967–1968 гг. Норштейн смешал в фильме и первые годы революции, и русский авангард. Взяв хронику демонстрации на Красной площади 1919 г., он добавил к ней изображение Ангела с картины Шагала. Или вырезал фигурки с плёнки, на которой был записан фильм «Годы революции. Октябрь», и оживил нарисованного Ленина, двигая фигурки перед камерой. Получилось настолько похоже на кинохронику, что главный редактор «Союзмультфильма» решил, будто Норштейн подпольными путями раздобыл неизвестную ранее съёмку Ленина. Конечно, и Шагала, и Ленина цензоры из мультфильма убрали.
– Юрий Борисович про цензуру в СССР отзывается нелестно, но всегда упоминает, что в те времена были великолепные, просто парниковые условия работы. Анимация мощно финансировалась, не надо было думать, где найти деньги. А вот «Шинель» ему какое-то время пришлось делать на свои средства.
В конце 1990-х Константин Эрнст решил освежить программу «Спокойной ночи, малыши!». Он заказал Норштейну новую заставку к передаче. Мультипликатор полтора года работал над заказом. Заставку некоторое время крутили на Первом, а потом она пропала с экранов. Говорили, что дирекцию Первого канала засыпали письмами родители, которые уверяли, что персонажи заставки пугают их детей.
– Но Юрию Борисовичу некогда огорчаться – он продолжает работать над «Шинелью», снято уже 20 с небольшим минут. Сейчас Норштейн получил финансирование от Госкино на продолжение съёмок. Так что пока поклонникам Норштейна остаётся просто наслаждаться процессом его творчества и недосказанностью, как это любят делать в Японии.
Кстати, в Японии очень ценят творчество Норштейна. Юрий Борисович дружит с одним из самых знаменитых японских мультипликаторов – Хаяо Мидзаки, тот очень увлекается русской культурой, обожает Левитана. А по курсу лекций, который Норштейн читал в Японии, была собрана уникальная книга «Снег на траве». Наверное, японская поэтика очень близка творчеству Норштейна, в нём ведь тоже есть тайна и волшебство.
Признания и награды[править]
- Государственная премия СССР (1979) — за мультфильмы «Лиса и заяц» (), «Цапля и журавль» () и «Ёжик в тумане» ())
- Премия имени А. А. Тарковского (1989) — за авторский вклад в развитие киноискусства
- Орден искусств и литературы (Франция) (1991)
- Премия «Триумф» (1995)
- Народный артист Российской Федерации (30.8.1996) — за большие заслуги в области искусства
- Премия имени Владимира Высоцкого «Своя колея» (1999)
- Орден Восходящего солнца (Япония) (2004)
- Премия Федерации еврейских общин России «Человек года» (2008)
- Общественная премия Андрея Первозванного (2012)
- Доктор Honoris causa Академии художеств Чехии, 2014
- «Сеча при Керженце»,
- I-я премия на V Всесоюзном фестивале в Тбилиси в 1972 г.
- «Гран-при» на I МКФ в Загребе 1972 г.
- «Гран-при» и специальная Премия жюри за высокое техническое качество на МКФ в Нью-Йорке в 1973 г.
- «Лиса и заяц»,
- I премия на VII Всесоюзном фестивале в Баку, 1974 г.
- I премия на II МКФ в Загребе (Югославия) за лучший фильм для детей
- Медаль Сараевского банка за изобразительное решение, 1974 г.
- Государственная премия СССР, 1979
- «Цапля и журавль»,
- I премия творческому коллективу «Союзмультфильм» на VIII Всесоюзном фестивале, 1975 г.
- Специальная премия жюри на Х МКФ в Анси,1975 г.
- I премия «Золотой Праксиноскоп» на МКФ в Нью-Йорке, 1975 г.
- I премия на МКФ в Тегеране за фильм для детей и юношества, 1975 г.
- «Пальма первенства» на МКФ в Тампере (Финляндия), 1976 г.
- Главный приз на XIV на МКФ в Панаме, 1976 г.
- Большая премия на МКФ в Мельбурне (Австралия), 1976 г.
- Главный приз на МКФ в Оденсе (Дания), «Золотая статуэтка оловянного солдатика», 1977 г.
- Государственная премия СССР, 1979
- «Ёжик в тумане»,
- I премия на IX Всесоюзном кинофестивале во Фрунзе, 1976 г.
- «Гран-при» Большая золотая медаль на Х МКФ для детей и юношества, Тегеран, 1977 г.
- Премия Лондонского фестиваля (фильм признан «выдающимся фильмом года»), 1977 г.
- «Серебряный бумеранг» на МКФ в Сиднее (Австралия), 1978 г.
- Приз за лучший короткометражный фильм для детей в Хихоне (Испания), 1977 г.
- Третий приз «Бронзовый Хьюго» на МКФ в Чикаго (США]]), 1978 г.
- I премия на МКФ в Эшпиньо (Португалия), 1978 г.
- В Токио на международном опросе кинокритиков и режиссёров признан лучшим фильмом в мультипликации, 2003 г.
- Государственная премия СССР, 1979
- «Сказка сказок»,
- I премия на XIII Всесоюзном кинофестивале в Душанбе, 1980 г.
- «Гран-при» на МКФ в Лилле (Франция), 1980 г.
- Премия Международной критики (ФИПРЕССИ), 1980 г.
- Премия департамента Норд, 1980 г.
- Приз Международной федерации киноклубов в Оберхаузене (ФРГ), 1980 г.
- Диплом католического жюри, 1980 г.
- «Гран-при» в Загребе на V МКФ, 1980 г.
- I премия на МКФ в Оттаве (Канада), 1980 г.
- I премия за лучший мультфильм на II Московском молодёжном кинофестивале. Премия зрительского жюри, 1980 г.
- Фильм признан «лучшим анимационным фильмом всех времён и народов» по результатам международного опроса, проведённого Академией Киноискусства совместно с АСИФА-Голливуд, Лос-Анджелес (США), 1984 г.
- «Шинель», с 1981 г.
1 премия в Монреале на XV Международном конкурсе технических фильмов за материал к фильму «Шинель».
- «Русский сахар» ( — )
Приз «Прорыв» на I Российском Открытом Фестивале Анимационного Кино в Тарусе (1996).
Рты и глаза Акакия
Сам Норштейн о своих прошлых работах рассуждать не любит – возможно, потому что очень занят. Уже 40 лет он работает над мультфильмом по гоголевской «Шинели». На вопрос, когда же он дойдёт до кадра со словом «конец», Норштейн наложил табу. В его мастерской от пола до потолка высятся шкафчики с выдвижными ящиками, на которых приклеены бумажки: «Рты Акакия», «Глаза Ак. Ак.», «Глаза его же». Кажется, будто гоголевский Башмачкин буквально подселился к Юрию Норштейну, а тот всё не торопится его выселять.
Зато Ёжика – того самого, который в тумане, – Юрий Борисович давно хочет выпроводить, да не получается. Мультфильм вышел на экраны страны в 1975-м. Сейчас даже как-то странно читать о том, что сперва «Ёжика в тумане» отказывались пускать в большой прокат, поэтому он шёл в малом зале кинотеатра «Россия». Но все 14 месяцев, что мультфильм там шёл, на каждом сеансе были аншлаги, потому что «Ёжик» буквально взорвал мир анимации.
– Многие думают, что «Ёжик в тумане» – нарисованный фильм, – рассказывает Мария Гадас. – На самом деле это наложение техник и слоёв друг на друга. Туман – это целлулоид и калька. Целлофан используется там, где имитируется вода. При этом речка показана и живьём – происходит соединение документального кадра и анимации. Кружащийся лист – тоже реальная съёмка с наложением рисунка. Такую технику, насколько я знаю, часто используют в Голливуде. Кто первый её изобрел, Норштейн или Голливуд, сложно сказать.
На одном из показов иностранные мультипликаторы попросили Юрия Борисовича поделиться секретом, какие спецэффекты он применял при создании «Ёжика в тумане». Норштейн достал кипу из целлулоидных Ёжиковых тел, мордочек, лапок, узелков. Он собрал из нескольких заготовок того самого Ёжика, взял в руки прозрачную кальку и накрыл ею зверька, а затем чуть приподнял кальку. На большом экране, куда транслировались все действия Норштейна, Ёжик внезапно начал теряться в тумане. «Вот такой у меня Голливуд», – пояснил Юрий Норштейн. Оказывается, это древнекитайская методика из театра марионеток: там персонаж прятали под прозрачную плёнку с нанесённым тонким слоем пыли – так создавали туман.
Общественная позиция[править]
Норштейн о приговоре Pussy Riot: «Этот приговор можно выдвигать на нобелевскую премию, он сможет конкурировать с романами Пруста. Если бы такое устроила моя дочь, я бы ей по ж… надавал, но считать это преступлением — это ужасает, вспоминается средневековье и 37 год».
19 января 2013 года, на концерте «Владимир Высоцкий. 75 лет», вручая премию «Своя колея» актрисе Елене Камбуровой, Юрий Норштейн неожиданно для всех со сцены вдруг произнес: «Путин сказал, что Магнитский умер от сердечной недостаточности.» А далее: «Магнитский умер от сердечной недостаточности Путина, от сердечной недостаточности начальника тюрьмы…» Далее слова не слышны из-за криков «Браво» и аплодисментов публики. Выступление вызвало яростную реакцию некоторых провластно настроенных людей.
«Нельзя поить ребенка ужасом, нужен выдох»
― А можно ли считать искусство само по себе тождественным Богу или нет?
― Нет, тождественным считать нельзя, но чувствовать себя неким демиургом в этом пространстве – да. Когда только начинаешь работать, это чистый лист. Мультипликация в этом смысле – чудовищное искусство, потому что ты должен все собрать из небытия и заполнить этот лист, он тебе дан, и ты должен его заполнить до предела. И вот я все время думаю: «Боже, где же эта первая точка?» Я все время ищу, где начало этого бытия, этого нового фильма. Вы знаете, а начала нет. Оно уже есть где-то, но здесь его еще нет, потому что оно только собирается, начинает компоноваться: там точка, там, там… Я еще даже не знаю, во что они соединятся – вдруг возникает этот эпизод или эта сценка, или этот жест. И потом, когда вдруг это все начинает сползаться и соединяться, и вдруг начинает образовываться клеточка мира, ты начинаешь понимать, что, кажется, ты нашел и ту начальную точку.
Но если в этот момент ты удовлетворяешься тем, что пользуешься жизненным опытом: «А, я опять нашел, как и в прошлый раз», – это твоя катастрофа, потому что ты оказываешься в ситуации апатии, которая может лишить тебя нужной энергии. Ты все время должен находиться в ощущении, что это все может разрушиться, обвалиться.
Знаете, когда я думаю о человеческом организме, я изумляюсь: «Боже мой, миллионы соударений в одном человеческом жесте. Если человек берет в руки молоток, то в этом действии участвует весь его организм, все его бытие». И здесь происходит та же самая история – начинает образовываться некий мир, и вдруг в какой-то момент этот мир начинает, сам начинает предлагать тебе решения. Ты даже не понимаешь, за счет чего это происходит, но можешь почувствовать, что есть какая-то необыкновенная энергия, которая вдруг становится к тебе благодарной, и дает тебе то и это. Я говорю Франческе: «Франик, каким же я вчера был идиотом, как я не мог придумать эту простую сцену? Вот же она!» Вот как это происходит. Но всему этому предшествует абсолютно невозможная, невероятно напряженная работа.
― Слушайте, а может быть, вы переросли «Шинель»?
― Нет, если я что-то и перерос, то не «Шинель». Я могу перерасти сам род занятий искусством.
― Мне кажется, вы не заканчиваете этот мультфильм сознательно.
― Нет, это неправда. Если бы я вел дневник, я прямо по дневнику бы вам сказал. Я в течение семи лет сделал 60 минут мультипликации – это очень большая скорость. Если еще учесть, что Франческа – единственный художник, и нет никого из декораторов, практически мы с ней вдвоем. Еще кинооператор – вот, практически три человека делают кино. Я работаю с огромной скоростью, с такой скоростью не работает у нас в студии никто. Как мультипликатор я мог в месяц снять 2,5 минуты, и это очень много.
― Но это были совершенно другие работы, это другая история.
― Но все равно у меня каждая работа была создана на пути к чуду. Допустим, «Ёжик в тумане»: худсовет я начал словами: «Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу». Понимаете? И после этого ко мне подошел зам. главного редактора, Аркадий Снесарев, который до этого очень протестовал против этого мультфильма, и сказал: «Я кажется понял о чем ты делаешь кино». Хотя, с точки зрения экшн, энергии, действия, там ничего нет, мультфильм довольно спокойный. Там есть только один эпизод, где развивается бешеный темп, когда Ёжик в ужасе теряется в этом пространстве и понимает, что конец всему, и ему тоже конец. Но важен был момент перехода от одного к другому, потому что нельзя поить ребенка ужасом. Он может это пережить, но надо, чтобы потом все-таки произошел выдох. Так что, это хотя и другие фильмы, но они все равно об одном и том же.
Жизнь и карьера
Детство и юность
Юрий Норштейн родился в еврейской семье в селе Андреевка , Пензенской области , во время его родителей Второй мировой войны эвакуации. Он вырос в пригороде Москвы « Марьина Роща» . После учебы в художественной школе Норштейн сначала устроился на мебельную фабрику. Затем он закончил двухгодичный курс анимации и в 1961 году устроился на киностудию « Союзмультфильм» . Первым фильмом, в котором он участвовал в качестве аниматора, был « Кто сказал« Мяу »? (1962).
«Ежик в тумане» (1975), одна из самых известных работ Норштейна.
Кинокарьера
Проработав художником-мультипликатором примерно в пятидесяти фильмах, Норштейн получил возможность снять свой собственный. В 1968 году он дебютировал в фильме «25 октября,« Первый день » , разделив режиссерскую репутацию с Аркадием Тюриным. В фильме использованы работы советских художников 1920-х годов Натана Альтмана и Кузьмы Петрова-Водкина .
Следующим фильмом, в котором он сыграл главную роль, стал «Керженецкое сражение» (1971), совместное производство с российским режиссером- мультипликатором Иваном Ивановым-Вано, под руководством которого Норштейн ранее работал над фильмом « Время года» 1969 года .
Норштейн использует особую технику в своей анимации , используя несколько стеклянных плоскостей, чтобы придать анимации вид. Камера размещается сверху и смотрит вниз на серию стеклянных плоскостей глубиной около метра (по одной каждые 25–30 см). Отдельные стеклянные плоскости могут перемещаться по горизонтали, а также к камере и от нее (создавая эффект движения персонажа ближе или дальше).
На протяжении многих лет он сотрудничал со своей женой, художницей Франческой Ярбусовой , и оператором Александром Жуковским.
В конце 1970-х — начале 1980-х годов анимационные фильмы Норштейна были отмечены как государственными, так и международными наградами. Затем, в горькой иронии иронии, он был уволен из Союзмультфильм в 1985 году для работы слишком медленно на его последнем фильме, а (предположительно) полнометражной адаптации Гоголя «s Шинели . К тому времени он работал над ним со своей обычной небольшой командой из трех человек в течение двух лет и закончил за десять минут.
В апреле 1993 года Норштейн и трое других ведущих аниматоров ( Федор Хитрук , Андрей Хржановский и Эдуард Назаров) основали Анимационную школу и студию (SHAR Studio) в России. В состав акционеров студии входит Комитет российского кино.
По сей день Норштейн продолжает работать над «Шинелью» — его пылкий перфекционизм принес ему прозвище «Золотая улитка». Проект столкнулся с многочисленными финансовыми проблемами и фальстартами, но Норштейн сказал, что в настоящее время он имеет надежное финансирование из нескольких источников как внутри России, так и за ее пределами. На сегодняшний день прошло не менее 25 минут. Пару коротких клипов с низким разрешением стали доступны общественности. Первые 20 минут фильма также осмотрели различные экспонаты работ Норштейна в российских музеях. Ожидается, что полный фильм будет длиться 65 минут.
Книги
Норштейн написал эссе для книги Джайанналберто Бендаззи о pinscreen аниматор Александр Алексеев под названием Алексеевым: пути Мастеров .
В 2005 году он выпустил русскоязычную книгу « Снег на траве». Фрагменты книги. Лекции об искусстве анимации , в том числе ряд лекций, которые он прочитал об искусстве анимации. В том же году он был приглашен в качестве «приглашенного аниматора» для работы над кукольным анимационным фильмом Кихачиро Кавамото « Книга мертвых» .
10 августа 2008 г. вышла полная версия книги « Снег на траве» («неполная» книга 2005 г. — 248 страниц). Книга, напечатанная в Чехии при финансовой поддержке Сбербанка , состоит из двух томов, 620 страниц и 1700 цветных иллюстраций. Студия прекратила работу над The Overcoat почти на год, пока Норштейн работал над выпуском книги.
Библиография[править]
Публикацииправить
- Норштейн Ю. Движение стиля // Искусство кино. 1988. № 10. С. 104—116.
- Норштейн Ю. Движение… // Искусство кино. 1989. № 4. С. 107—121.
- [ Норштейн Ю.] Юрий Норштейн: «Все сказки начинаются с однажды…» // Киносценарии. 2000. № 6. С.127—157.
Книгиправить
- Норштейн Ю., Ярбусова Ф. Сказка сказок. М.: Красная площадь, 2005—227 с — ISBN 5-900743-80-2; 2-е изд: 2006 — ISBN 5-900743-88-8
- Норштейн Ю. Снег на траве: Фрагменты книги: Лекции по искусству анимации. М.: ВГИК, 2005—248 с — ISBN 5-87149-099-9
- Норштейн Ю. Снег на траве: в 2-х книгах, М.: Красная площадь, 2008. — ISBN 978-5-91521-006-5, ISBN 978-5-91521-007-2, ISBN 978-5-91521-008-9