Н.в. гоголь «шинель»: описание, герои, анализ повести
Содержание:
- Второстепенные герои
- Краткая характеристика А. Акакиевича
- Значительное лицо
- ↑ Смерть Башмачкина
- Вариант 4
- Начальный сюжет истории
- Главные герои
- Суть концовки
- Главная сюжетная линия
- ↑ Портрет Башмачкина
- Композиция
- Примечания к повести «Шинель»
- Сочинение: Чиновники в повести «Шинель» (Н.В. Гоголь)
- Объяснение сюжета
- История создания
- Жизнь после смерти
Второстепенные герои
Чиновники (сослуживцы Башмачкина)
Сослуживцы Акакия Акакиевича нередко смеялись и издевались над ним. Чиновники в повести Гоголя представлены как бессердечные черствые люди, лишенные не только сочувствия к главному герою, но и уважения. Коллеги посмеивались и острили над Башмачкиным, сыпали бумажки ему на голову, тут же при нем рассказывали выдуманные про него истории.
Весьма примечательно, что после покупки Башмачкиным новой шинели, отношение чиновников к герою меняется. Оно становится более теплым, дружественным, Акакия Акакиевича даже приглашают на именины к одному из них. Такие метаморфозы, произошедшие с сослуживцами главного героя являются грустным примером бессердечия и безразличия чиновников в повести.
Портной Петрович
Имя героя – Григорий, после получения вольной портного стали называть только отчеству. Петрович живет с женой на четвертом этаже того же дома, где проживает Акакий Акакиевич. Петрович является хорошим портным, однако часто выпивает, из-за чего ругается с женой. Григорий берется за пошив шинели для Башмачкина.
Приведение чиновника
В повести Гоголя присутствуют фантастические мотивы – это приведение чиновника, в котором значительное лицо узнает Башмачкина. Приведение срывает с людей шинели в том месте, где был ограблен Акакий Акакиевич. Отобрав шинель у генерала, приведение больше не появляется в городе.
Краткая характеристика А. Акакиевича
Внешний вид Акакия Акакиевича согласован с его характером, он маленький, слеповатый, лысоватый, весь покрытый морщинами.
Работа героя весьма легкая. Его главная обязанность – переписывать департаментские важные бумаги. Башмачкин даже не осознает смысл собственной деятельности, он лишь безропотно подчиняется во всем начальству. Именно по этой причине более сложные задания, которые требуют банальной смекалки и сообразительных навыков, внушают в него сильные переживания и волнения.
Внутреннее содержание Акакия, как и внешнее, тоже одностороннее и ограниченное. Ему не нужны такие понятия как комфорт, развлечения, он довольствуется только удовлетворением низменных потребностей.
Из-за этого его мечты о новой шинели вызваны объективными потребностями: старая одежда совсем износилась и не греет так, как раньше.
Однако со временем его манящая мысль о шинели начинает поглощать его мозг и приобретает оттенок великой задачи, выполнение которой должно придать смысл его существованию. Чтобы собрать необходимые средства для покупки шинели, Акакий начинает отчаянно экономить и это для него самая важная цель в жизни.
Наконец-то, посредством строгой экономии, Башмачкин накопил на шинель. Однако в тот же самый день некие преступники своровали у него одежду. Акакий Акакиевич был счастлив лишь один день.
Он было рассчитывал, что ему поможет полиция, но та даже не пустила его к себе на прием. Тогда он пошел к «значительному лицу», которое тоже выгнало бедного чиновника. Все эти проблемы и горести негативно отразились на его здоровье, и он умер.
Акакий Акакиевич не хотел кому-то зла, он лишь хотел сам обрести счастье. Но по причинам сильной зажатости как в мышление и характере, так и во внешнем виде, герой искал счастье в таких же мелких незначительных вещах, как и его личность.
Однако Гоголь изобразил, что те люди, которые насмехались над Башмачкиным и которые якобы являлись сильнее его, в итоге предстали перед читателями, как еще более ограниченные и маленькие люди.
Значительное лицо
На следующий день Башмачкин отправился в департамент в своей старой шинели, той самой, которую молодые чиновники прозвали капотом. Многие сослуживцы прониклись к Акакию Акакиевичу состраданием. Ему посоветовали обратиться за помощью к одному из начальников — человеку, который совсем недавно пошел на повышение. Башмачкин отправился к «значительному лицу». Но здесь произошел случай, который титулярного советника.
Начальник был человеком неплохим. Однако высокий чин не позволял ему продемонстрировать своих положительных качеств. Несчастный, забитый Башмачкин появился в его кабинете. Значительное лицо, даже не выслушав посетителя, принялось кричать и топать ногами. Маленький человек ненадолго потерял сознание, пришел домой и слег в горячке. Через несколько дней он умер.
↑ Смерть Башмачкина
Все имущество, оставшееся после Акакия Акакиевича, заключалось в пучке перьев, нескольких листах бумаги, трех парах носков, двух-трех пуговицах и в «уже известном читателю капоте».
«Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное… существо, переносившее покорно канцелярские насмешки и без всякого чрезвычайного дела сошедшее в могилу, но для которого все же таки, хотя перед самым концом жизни, мелькнул светлый гость в виде шинели, ожививший на миг бедную жизнь, и на которое так же потом нестерпимо обрушилось несчастие, как обрушивалось на царей и повелителей мира…»
В департаменте смерть Башмачкина прошла незамеченной, и вскоре на его месте уже сидел новый чиновник, отличавшийся от своего предшественника более высоким ростом и тем, что почерк у него был наклоннее.
Все же Акакию Акакиевичу было суждено «на несколько дней прожить шумно после своей смерти, как бы в награду за не примеченную никем жизнь». По Петербургу пошли слухи, что у Калинкина моста «стал показываться по ночам мертвец в виде чиновника, ищущего какой-то утащенной шинели и под видом стащенной шинели сдирающий со всех плеч, не разбирая чина и звания, всякие шинели: на кошках, на бобрах, на вате, енотовые, лисьи, медвежьи шубы…»
А значительное лицо по мере того, как изгладился эффект, произведенный его нахлобучкой Башмачкин, начал испытывать угрызения совести. Он послал узнать о нем с целью как-нибудь помочь бедняге и даже расстроился, узнав о кончине бедного чиновника. Чтобы развеяться, он отправился в своем экипаже на вечер к одному из приятелей своих, а оттуда, в самом приятном расположении духа, к любовнице.
В санях генерал все еще находился под впечатлением веселья и мысленно повторял свои удачные реплики в общей беседе.Погода была ненастной и ветреной, но значительное лицо не ощущал холода в своей роскошной шинели. «Вдруг почувствовал значительное лицо, что его ухватил кто-то весьма крепко за воротник. Обернувшись, он заметил человека небольшого роста, в старом поношенном вицмундире, и не без ужаса узнал в нем Акакия Акакиевича. Лицо чиновника было бледно, как снег, и глядело совершенным мертвецом. Но ужас значительного лица превзошел все границы, когда он увидел, что рот мертвеца покривился и, пахнувши на него страшно могилою, произнес такие речи: «А! так вот ты наконец! Наконец я тебя того, поймал за воротник! твоей-то шинели мне и нужно! не похлопотал об моей, да еще и распек, — отдавай же теперь свою!» Бедное значительное лицо чуть не умер».
Это происшествие сильно повлияло на генерала, он гораздо реже стал распекать подчиненных, а если иногда и не сдерживался, то, во всяком случае, предварительно ознакомившись с обстоятельствами дела.
С той поры совершенно прекратилось появление по ночам чиновника-мертвеца.
Вариант 4
Гоголя Николая Васильевича по праву можно назвать самым мистическим российским писателем. Он написал такие известные произведения как «Вий» и «Ночь перед Рождеством». Однако, помимо волшебных магических работ, этот автор создал ещё множество других, в которых рассказал о жизни обычных людей, об их характерах и о пороках общества. Одним из таких произведений является «Шинель».
В «Шинели» рассказывается о человеке, который очень сильно любит свою работу – Акакии Акакиевиче. Однажды этот человек понимает, что у него прохудилась шинель и её бы нужно подлатать. Однако, портной сообщает ему, что это сделать невозможно, проще сшить новую. Башмачкин начинает копить деньги и с каждым днём всё больше и больше погружается в грёзы о шинели. Наконец, купив её, он становится очень радостным, его начинают замечать люди, которые раньше не обращали на героя никакого внимания, и даже просят его «проставиться». Башмачкин был очень смущён, ведь он не привык к такому вниманию. Возвращаясь после вечера домой, он попал в неприятную ситуацию: на него напали и с него сняли шинель. Акакий Акакиевич обращается к «значительному лицу» с просьбой помочь найти обидчиков, однако тот делает ему выговор, из-за чего главный герой возвращается домой в горячке и вскоре умирает. Эта история не обрывается, она продолжается тем, что по городу ходят слухи, что по ночам возле моста ходит дух и срывает со всех проходящих шинели. Однажды он сорвал её и с того самого «значительного лица», после чего «то» стало скромнее. С тех пор призрак Башмачкина никто не видел, вместо него появился дух высокого с усами человека.
В этом произведении поднимается тема «маленького человека». Маленький человек – тот, кто живёт незаметно для других, одиноко и обособленно. Этого героя часто обижают и не воспринимают всерьёз. Помимо этого, этот тип всегда занимает низшее в социальной иерархии место. Всё это позволяет сделать вывод о том, что Башмачкин – самый настоящий «маленький человек». Он работал титулярным советником, которого никто не уважал и не любил. Все смеялись над ним. У него не было ни друзей, ни семьи. Несмотря на то, что герой очень скромен и добр ко всем, окружающие его люди не замечают этого, они относятся к нему как к ничтожеству. Акакий жил серой жизнью, но всё поменялось, когда он загорелся идеей о покупке шинели. После её покупки его полюбили все. Точнее сказать, не его, а шинель, ведь самого «маленького человека» за ней никто не видел. К сожалению, это «сияние» не продолжилось долго, ведь шинель украли. Когда Башмачкин обратился за помощью, он снова столкнулся с равнодушием. Люди не поняли такой «тряски» героя над вещью, посмеялись, не зная, что шинель для него – всё. Умерев, герой пришёл, чтобы отомстить. Именно в этот момент происходит его перерождение. Из «маленького человека» он превращается в того, кто может за себя постоять. Он отомстил своему обидчику и перестал быть «маленьким». Он вырос и приобрёл усы. Теперь он не жалкий, теперь он настоящая личность.
Гоголь – гений, он смог раскрыть такую непростую тему «маленького человека» в таком небольшом произведении. Автор рассказал историю жизни и роста такого типа людей, но также он дал понять, что они не меняются, а отомстить могут только после жизни, что само по себе вряд ли возможно.
8 класс
Начальный сюжет истории
Сюжет произведения Н. В. Гоголя рассказывает о мужчине с причудливым именем. Звали его Башмачкиным Акакием Акакиевичем. В рассказе описываются особенности его рождения, а также причины такого причудливого имени. В дальнейшем повествование плавно переходит на годы его службы в качестве советника с высоким титулом. Над главным героем все его окружение постоянно шутит. Его подсмеивают на работе и постоянно мешают нормально осуществлять деятельность. То его усыпят бумажками, то скажут неприятные слова, то толкнут под руку. Все это весьма надоедает советнику и он, когда наступает уже совсем невмоготу, просит окружающих оставить его в покое жалобным голосом.
Главная цель деятельности героя картины – это постоянное переписывание бумаг. Башмачкин относится к своей работе ответственно и выполняет обязанности с любовью. Занимается работой он не только в служебном отделе, но и в домашних условиях. Придя домой, он, поевши щей, сразу же берется за банку с чернилами.
Акакий не знает приятельства, так как у него нет друзей, он не предпочитает развлечения и постоянно сидит дома. Для него таких основ просто-напросто не существует. Даже ложась отдыхать, он думает о том, как бы завтра написать побольше документов.
Главные герои
Акакий Акакиевич Башмачкин
Главный герой повести Н.В.Гоголя «Шинель» Акакий Акакиевич Башмачкин живет в Петербурге, служит титулярным советником. Его работа заключается в переписывании бумаг, составленных другими людьми. Герой страстно любит свою монотонную рутинную службу.
На момент повествования Акакию Акакиевичу больше 50 лет. Герой имеет непримечательную, незапоминающуюся внешность. Он рыжеват, с залысинами, имеет нездоровый цвет лица. У Башмачкина нет семьи и родных. Сослуживцы смеются над героем, иногда их шутки являются откровенным издевательством над ним. Когда Акакию Акакиевичу становится невыносимо терпеть их насмешки, он только просит оставить его.
Акакий Акакиевич является незлобным неконфликтным человеком. За свою жизнь он никому не причинил ничего плохого.
С годами шинель Башмачкина настолько износилась, что портной отказался ее чинить. Акакий Акакиевич решает приобрести новую шинель, для ее покупки герой начинает откладывать деньги, экономя практически на всем. Новая шинель становится заветной мечтой героя. Через некоторое время Башмачкину удалось скопить нужную сумму, портной Петрович сшил для него шинель. В первый же день, когда герой надел шинель и возвращался домой, воры сняли ее с Акакия Акакиевича. Никто не захотел помогать Башмачкину в поисках украденной шинели. Вскоре герой заболевает горячкой и умирает.
Значительное лицо
Собирательный образ, лишенный в повести индивидуальных черт и имени. Значительно лицо мог сыграть в жизни Акакия Акакиевича важную роль, но не сделал этого. Башмачкин обратился к нему в надежде на помощь по поиску украшенной шинели. Однако значительное лицо оказался человеком высокомерным, с пренебрежением, относящимся к тем, кто по статусу ниже него. Он прогнал Башмачкина, очень сильно напугав его. Как сообщает автор, значительное лицо после получения генеральского чина стал черствым, не способным на сострадание человеком. Могла ли судьба Акакия Акакиевича сложиться по иному, если бы на месте генерала оказался другой характер? Да. Участие, пусть даже и бездейственное, оказанное значительным лицом заставило бы главного героя бороться с несправедливостью, искать выход из затруднительного положения.
Суть концовки
Концовка произведения весьма необычная, мистическая. Потеряв при жизни шинель, душа главного героя не может обрести покой после смерти. Башмачкин становится призраком. По ночам отбирает у прохожих шинели, ища свою. Только после встречи с генералом, который не оказал содействия в поимке грабителей, напавших на Башмачкина, призрак исчезает. Смысл финала повести Николая Васильевича Гоголя «Шинель» состоит в том, что справедливость, которую чиновник не нашел при жизни, восторжествовала, когда тот умер.
В повести писатель хотел показать все трудности жизни простого человека, который нигде и ни в ком не находил поддержки. Он даже не мог отомстить своим обидчикам, поскольку имел слабый характер. В реальном мире не могло все измениться, поэтому Гоголь ввел в повествование фантастику. Отняв у генерала шинель, смысл своей жизни, призрак исчез навсегда.
Главная сюжетная линия
История создания
произведения и кто егоглавные герои . В начале 30-х годов 19 столетия Гоголь услышал юмористический рассказ о страданиях бедного чиновника, мечтавшего о дорогом ружье, долго копившем на него и скоропостижно умершем от горя после его потери.
Данные события и стали основой для создания повести. «Шинель» жанр имеет комически-сентиментальной повести о серой, лишенной радости жизни простых петербургских чиновников. Изложим краткое содержание.
Первая часть. Знакомство с главным персонажем
Повествование начинается со сведений о рождении и оригинальном наречении имени главному герою. Мать, после предложенных нескольких причудливых имен из святок, решила дать новорожденному
имя его отцаАкакий Акакиевич Башмачкин . Далее автор подробно описывает кем был герой, чем занимался в жизни:был небогат , служилтитулярным советником , в обязанности которого входилоскрупулезное переписывание бумаг .
Свою однообразную работу Башмачкин любил, выполнял с усердием и другого занятия для себя не желал. Жил от зарплаты до зарплаты,
имея скудное пропитание и самые необходимые для жизни вещи.
Важно!
Башмачкин был очень смиренным и добрым человеком. Молодые сослуживцы никогда не считались с ним, даже более того – всячески над ним издевались. Но это не могло нарушить душевного покоя главного героя, он никогда не реагировал на оскорбления, а тихо продолжал свою работу.
Поход к портному
Сюжет повести довольно простой, в ней рассказывается о том, как главный герой сначала приобрел шинель
, а затем еепотерял . Однажды Башмачкин обнаружил, что его шинель (пальто со складками на спине, форменная одежда госслужащих в 19 веке) сильно износилась, а в некоторых местах вовсе порвалась. Чиновник поспешил к портному Петровичу, чтобы тот смог залатать верхнюю одежду.
Подобно приговору звучит отказ портного в починке старой шинели
и совет приобрести новую. Для бедного чиновника с годовым жалованием около 400 рублей сумма в 80 рублей, требуемая для пошива новой шинели, была просто неподъемной.
Башмачкин копит на обновку
Половина суммы у героя была накоплена – откладывалась ежемесячно по копейке с каждого рубля.
Другую половину он решает приобрести путем экономии: отказывается от ужина, ходит на цыпочках, чтобы не портить подметки на обуви, а дома носит один халат с целью экономии на белье и стирке. Неожиданно на службе выдаютпремию на 20 рублей больше ожидаемой суммы, что ускоряет процесс шитья обновки.
Новая шинель и ее похищение
Портной мастерски выполняет заказ Башмачкина , который, наконец, становится счастливым обладателем шинели из хорошего сукна с кошкой на воротнике. Окружающие замечают обновку, радуются за героя и поздравляют, а вечером приглашают на чай в дом к помощнику столоначальника.
Акакий приходит на вечер
, хотя чувствует себя там неловко: такое мероприятие ему непривычно. Остается в гостях до полуночи. По пути к дому на безлюдной площади его останавливают неизвестные люди и снимают с плеч новую шинель.
Обращение к приставу и посещение «значительного лица»
На следующий день несчастный Акакий Акакиевич Башмачкин
направляется за помощью кчастному приставу , но поход не увенчался успехом. В департаменте, где все сочувствуют горю и пытаются помочь. По совету сослуживцев главный герой обращается к «значительному лицу», которое, желая произвести впечатление на присутствующего у него в кабинете приятеля, грубо обращается с Башмачкиным, чем повергает несчастного в шок и беспамятство. Расстроенный титулярный советник бредет по холодному Петербургу в своей потрепанной одежде, простужается и серьезно заболевает.
Смерть и появление привидения
Через несколько дней в бреду и горячке Акакий Акакиевич умирает. После его смерти в городе появляется привидение, по внешнему описанию похожее на покойного, ведущего охоту за шинелями прохожих.
Однажды по дороге домой «значительное лицо» встречает призрак Башмачкина,
который с криком набрасывается на генерала, пытаясь отобрать шинель. После этого случая, появления привидения-мертвеца совершенно прекращается.
↑ Портрет Башмачкина
В повести Акакий Акакиевич появляется уже чиновником неопределенного возраста. «Чиновник нельзя сказать чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица что называется геморроидальным…»Родился он в семье мелкого чиновника, и уже при крещении судьба Башмачкина определилась. Младенцу трижды выбирали имя по календарю, и каждый раз на открываемой странице выпадали имена святых мучеников одно другого редкостнее и мудренее (Соссий, Хоздазад, Дула, Вахтисий…). В конце концов мать новорожденного решила — пусть уж лучше сын унаследует отцовское имя. «Таким образом и произошел Акакий Акакиевич. Ребенка окрестили, причем он заплакал и сделал такую гримасу, как будто бы предчувствовал, что будет титулярный советник».
Композиция
Произведение построено по принципу жития или “хождений” святых и мучеников. Вся жизнь главного героя, от рождения до самой смерти, является тем самым мучительным подвигом, сражением за правду и испытанием на терпение и самопожертвование.
Вся жизнь героя “Шинели” – пустое существование, конфликт с общественными порядками – единственный поступок, который он попытался совершить за свою жизнь. В экспозиции повести мы узнаём краткие сведения о рождении Акакия Башмачкина, о том, почему его так назвали, о работе и внутреннем мире персонажа. Суть завязки в том, чтобы показать необходимость приобретения новой вещи (если смотреть глубже – новой жизни, разительных смелых перемен).
Кульминация – нападение на главного героя и его столкновение с безразличием властей. Развязка – последняя встреча с “значительным лицом” и смерть персонажа. Эпилог представляет собой фантастическую (в любимом гоголевском стиле – сатирическую и ужасающую) историю о призраке, который отбирает шинели у прохожих и в конце концов добирается до своего обидчика. Автор подчёркивает бессилие человека изменить мир и добиться справедливости. Только в “другой” реальности главный герой силён, наделён властью, его боятся, он говорит смело в глаза обидчику то, что не успел сказать при жизни.
Примечания к повести «Шинель»
Первая мысль «Шинели» зародилась у Гоголя в 1834 г. П. В. Анненков в своих «Воспоминаниях» говорит, что в это время к Гоголю собирался небольшой кружок приятелей потолковать о предметах искусства, и отмечает, что на этих собраниях никогда, даже среди жарких споров, с лица Гоголя не сходила «постоянная, как бы приросшая к нему, наблюдательность». «Для Гоголя как здесь, так и в других сферах жизни ничего не пропадало даром. Он прислушивался к замечаниям, описаниям, анекдотам, наблюдениям своего круга и, случалось, пользовался ими. В этом, да и в свободном изложении своих мыслей и мнений, круг работал на него. Однажды при Гоголе был рассказан канцелярский анекдот о каком-то бедном чиновнике, страстном охотнике за птицей, который необычайной экономией и неутомимыми, усиленными трудами сверх должности накопил сумму, достаточную на покупку хорошего Лепажевского ружья рублей в 200 (ассигн.). В первый раз, как на маленькой своей лодочке пустился он по Финскому заливу за добычей, положив драгоценное ружье пред собой на нос, он находился, по его собственному уверению, в каком-то самозабвении и пришел в себя только тогда, как, взглянув на нос, не увидал своей обновки. Ружье было стянуто в воду густым тростником, через который он где-то проезжал, и все усилия отыскать его были тщетны. Чиновник возвратился домой, лег в постель и уже не вставал: он схватил горячку. Только общей подпиской его товарищей, узнавших о происшествии и купивших ему новое ружье, возвращен он был к жизни, но о страшном событии он уже никогда не мог вспоминать без смертельной бледности на лице… Все смеялись анекдоту, имевшему в основании истинное происшествие, исключая Гоголя, который выслушал его задумчиво и опустил голову. Анекдот был первой мыслью чудной его повести «Шинели», и она заронилась в душу его в тот же самый вечер».
Но лишь в 1839 г. за границей повесть была набросана на бумагу. Она продолжала обрабатываться и в следующем году, пока наконец не появилась в печати в 1842 г. в собрании сочинений Гоголя. До нас дошли в неполном виде рукописи нескольких первоначальных редакций. Сперва рассказ назывался «Повесть о чиновнике, крадущем шинель», герой не носил никакого имени («право, не помню его фамилии», говорит автор); постепенно в отрывках появляется имя Акакий Акакиевич, но фамилия еще долго не устанавливается, как это всегда у Гоголя, и мы видим ряд смен: Тишкевич, Башмакевич, Башмаков. Из вариантов первоначальных редакций приводим один, представляющий прототипы известных Щедринских юмористических переделок названий наших канцелярий. Одна из редакций повести начинается так: «В департаменте податей и сборов, или, — как любят иногда называть его чиновники, любящие поострить, — подлостей и вздоров, служил один чиновник»… Примечание к этому месту гласить: «Да не подумают впрочем читатели, чтобы это название основано было в самом деле на какой-нибудь истине — ничуть. Здесь все дело только в этимологическом подобии слов. Вследствие этого департамент горных и соляных дел называется департаментом горьких и солёных дел и т. п. Много приходит на умы иногда чиновникам во время, остающееся между службою и вистом.
Благодарим за прочтение произведения Николая Васильевича Гоголя «Шинель»!
Читать все произведения Николая ГоголяНа главную страницу (полный список произведений)
«Онлайн-Читать.РФ»Обратная связь
Сочинение: Чиновники в повести «Шинель» (Н.В. Гоголь)
Сочинение “Чиновники в повести “Шинель” Н. В. Гоголя содержит характеристику героев произведения, носящих этот статус. “Шинель” завершает цикл “Петербургских повестей” Н. В. Гоголя, являющихся чередой размышлений писателя о проблемах чиновничье-бюрократического Петербурга. В последней петербургской повести Н. В. Гоголь не только затронул тему “маленького человека”, но и обличил пороки чиновников.
Главным героем произведения является Акакий Акакиевич Башмачкин, “вечный титулярный советник”. Он представляет низшую ступень в чиновничьей иерархии Петербурга 19 века. Его обязанности заключаются в том, чтобы переписывать разные документы. Всегда тихий и беспрекословно выполняющий свою работу чиновник словно живет ею. Он с удовольствием выводит каждую букву, радуется новым поручениям, даже носит документы домой, чтобы в тишине продолжать переносить на бумагу ровные и аккуратные буквы. О повышении он даже и не мечтает, ведь более сложная работа для него утомительна и непосильна. Именно этот человек является олицетворением всех униженных и оскорбленных, именно он вызывает сострадание и сочувствие, которых нет в душах петербургских чиновников.
Огонек в его глазах вспыхивает лишь при мысли о новой шинели, ведь старая совсем износилась и прохудилась. Сначала герой не может решиться на замену старой вещи. Однако вскоре он понимает, что ее отремонтировать невозможно. Воодушевившись мечтой о покупке новой шинели, Башмачкин еще больше ограничивает свой комфорт: он меньше ест, экономит на свечах, на обуви и белье. Его цель – как можно быстрее накопить денег и получить новую шинель. Автор показывает, что в душе самого покорного человека все же живет протест против угнетения и нищеты.
С появлением у Акакия этой шинели сослуживцы словно по-другому взглянули на него
Стоило только Акакию Акакиевичу войти в департамент в новой шинели, он стал предметом обсуждений других чиновников, на него обратили внимание. Сослуживцы даже пригласили его в гости, чего раньше никогда и не было
Да и сам Акакий почувствовал себя более уверенно. Но его счастью быстро пришел конец. Шинель украли посреди площади на глазах у смотрителя. Однако добиться справедливости Башмачкин не смог. Не имеющий власти человек не имел возможности постоять за себя. Лишившись шинели, он снова лишился уважения. Над ним снова все стали смеяться.
Образ Акакия Акакиевича противопоставлен всем остальным чиновникам, упоминаемым автором в повести. Его сослуживцы постоянно подтрунивали над любящим работу мужчиной и норовили подложить ему и свои бумаги. Они не считали его равным себе. Отношение к работе у них тоже другое: они преследуют цель получить повышение, при этом не проявляют особого усердия при выполнении своих обязанностей. Целый день они занимались лишь разговорами и обсуждением новостей, но только не своей работой. При этом они считали себя выше Башмачкина, потому что были наглее его. Они являются типичным примером чиновничества 19 века, бездушным и стремящимся к обогащению.
Важную роль в произведении играет значительное лицо. В его образе обобщена вся бюрократия Петербурга
Давая характеристику этому чиновнику, автор обращает внимание на то, что он был “в душе добрый”. Глубоко внутри у него еще теплилось простое человеческое сострадание и человеколюбие
Однако чин сделал его жестоким тираном, безразличным к судьбам тех, кто стоит ниже его на социальной лестнице. Все хорошее и доброе исчезло в нем под действием бюрократической системы. Осталась лишь оболочка, чин. Именно равнодушие и грубость значительного лица погубили Башмачкина, лишив его последней надежды на справедливость. Автор даже не дает имени этому герою. Он просто лицо. Что-то неопределенное, среднего рода, похожее на какое-то большое и безобразное чудовище, сметающее на своем пути все, что мешает двигаться к цели.
Объяснение сюжета
Николай Васильевич Гоголь в повести «Шинель» раскрывает тему «маленького» человека, смысла его существования в огромном и чуждом мире. Главный герой Акакий Акакиевич – неприметный, невысокого роста, с небольшой лысиной «маленький» чиновник.
Смысл названия рассказа понятен: шинель – единственная жизненная ценность. Ради нее Башмачкину приходилось от многого отказываться, экономить на собственной жизни, медленно убивая себя. Насобирав деньги, приобретя обновку, радости не было предела. Но не прошло и пару дней, как случилось несчастье. Так самая большая радость для титулярного советника стала самым большим горем. Потеряв шинель, смысл жить дальше постепенно терялся. Не выдержав горя, чиновник скончался. Шинель для Акакия Акакиевича была смыслом всей его жизни. После смерти он становится призраком и отнимает чужие шинели, стараясь обрести потерянное.
В рассказе шинель – ключевой элемент, смысл благополучного существования Башмачкина. Но достигая цели, главный герой сталкивает с проблемами современного общества:
- Отсутствие гуманизма.
- Равнодушие.
- Бедность.
- Социальное неравенство.
История создания
«Шинель» входит в цикл «Петербургские повести» Николая Гоголя. Впервые повесть опубликована в конце 1842 года в составе третьего тома гоголевского собрания сочинений. Толчком к созданию повести для Гоголя стал анекдот, ходивший среди канцелярских служащих, — о бедном чиновнике, который долго и трудно копил деньги, чтобы купить ружье, а затем потерял покупку.
Писатель Николай Гоголь
Известно, что в 1839 году Гоголь уже вел работу над некоей повестью, где речь шла о чиновнике, который крадет шинели. Сохранился отрывок из первой версии текста, на основании которого делают вывод, что изначально повесть была в большей мере юмористической, чем в окончательной, известной сейчас редакции.
Работа над повестью застопорилась, когда писатель уехал за границу. Полтора года Гоголь провел в Италии и Австрии и за это время возвращался к работе над текстом трижды, но так и не довел дело до конца. Весной 1841 года писатель все-таки закончил работу под давлением издателя. В то же время Гоголь работал над иными по настроению и стилю текстами об Италии и, вероятно, этой работой был увлечен больше.
Николай Гоголь за работой
В первых версиях повести главный герой носил имя Акакий Тишкевич. Позже писатель заменил фамилию героя на Башмакевич. Настроение текста тоже со временем менялось, из повести ушел комизм, зато появилось больше сентиментальности и патетики. В то время тема «маленького человека», бедствующего чиновника была распространена, такого рода юмористических и сентиментальных повестей писалось и издавалось много, поэтому на повесть Гоголя не обратили внимания.
После первой публикации 1842 года текст больше не переиздавался. Однако позже влияние повести на писателей-реалистов конца XIX века было оценено по достоинству. Гоголь критикует сложившуюся на тот момент общественную систему и социальную иерархию, когда личные качества человека значат для окружающих меньше, чем его класс в соответствии с табелем о рангах. Западные критики усматривали в повести Гоголя много общего с мистическими новеллами Эрнста Теодора Гофмана.
Акакий Башмачкин
Писатель Владимир Набоков проводил параллели между «Шинелью» Гоголя и повестью Франца Кафки «Превращение». Жалкий, смиренный и несчастный главный герой, ставший посмешищем для окружающих, в повести Гоголя вырывается из оболочки мелкого служащего и превращается в грозного призрака. Окружающие героя персонажи изображены гротескными и бесчеловечными.
Жизнь после смерти
Никто не заметил гибели маленького чиновника. О его смерти в департаменте узнали только через несколько дней после похорон. К слову сказать, «значительное лицо» чуть позже одумалась и послало в департамент узнать о судьбе маленького чиновника, потерявшего сознание в его кабинете. Но было слишком поздно — Башмачкин умер.
Гоголь решил восстановить справедливость, которой нет и никогда не было в нашем мире, хотя бы на страницах своей повести. Он подарил Башмачкину несколько дней после смерти. Еще некоторое время среди петербуржцев ходили слухи о призраке Башмачкина, который бродит по мосту в поисках шинели. Покойный чиновник пугал прохожих, срывал с них одежду. Мертвец исчез лишь после того, как повстречал своего обидчика, того самого страшного «значительного» начальника. Сорвав с него шинель, он исчез навсегда. Так Башмачкин отомстил за всех униженных и оскорбленных. А значительное лицо отныне на подчиненных не бранилось, голоса не повышало.
Образ Акакия Акакиевича в повести «Шинель» очень трагичен. Но самое печальное, что своего героя Гоголь создал на основе жизненного опыта. Башмачкин есть в каждом классе, в каждом коллективе. Башмачкины повсюду. Более того, в каждом из нас есть что-то от гоголевского персонажа.