Русский авангард в живописи

Содержание:

Каземир Малевич

Супрематизм от слова «супрем» — «высший», незадолго до революции изобрел Каземир Малевич.

Казимир Малевич. Цветочница. Этюд. 1903 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.Казимир Малевич. Дама на остановке трамвая. 1913 г. Городской музей, Амстердам.Казимир Малевич. Чёрный супрематический квадрат. 1914—1915 гг. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Вот Малевич импрессионист, вот Малевич кубофутурист, и вот он подошел, наконец, к своему знаменитому «Черному квадрату». Квадрат, круг, крест – три геометрических элемента живописи Малевича – ее фундамент и алфавит.

Вокруг Малевича всегда шумели и суетились. Он умел внушить неограниченную веру в себя. Ученики его боготворили, как Наполеона армия.

Черный квадрат стал эмблемой нового искусства: квадрат носили на рукавах, квадрат рисовали в конце писем, вместо подписи.

Малевич ощущал себя властителем дум, он мечтал нарядить жителей Земли в супрематические одеяния, супрематически раскрасить города, он приветствовал Революцию.

Она должна была воплотить в жизнь его грандиозные планы. Его темперамент и честолюбие только теперь становились в полной мере востребованы.

Эль Лисицкий «Клином красным бей белых»

Эль Лисицкий «Клином красным бей белых» 1920 год

О художнике

Долгое время занимался иллюстрациями еврейских сказок и оформлением книг. В 1918 году его пригласили преподавать в Витебское народное художественное училище, и осенью 1919 года произошло его знакомство с Казимиром Малевичем. Эта встреча стала определяющей для карьеры Лисицкого: после нее он обратился к супрематизму и нашел собственное художественное русло. Лисицкий начал работать в поле беспредметного и стал развивать свой уникальных художественный язык — в 1920 году он изобрел свои знаменитые проуны, геометрические композиции, напоминающие архитектурные чертежи.

О произведении

Политуправление Запфронта Красной Армии заказало у Лисицкого создание агитационного плаката «Клином красным бей белых» в 1920 году. «Клином красным бей белых» — пропагандистский плакат, призывающий к объединению сил красной армии для борьбы с белогвардейцами во время гражданской войны. Динамическая композиция плаката и лаконичные геометрические фигуры отлично обыгрывают военное противостояние, а цветовое сочетание белого, черного и красного транслирует боевое напряжение. «Клином красным бей белых» дал начало традициям современного дизайна — использованию абстрактных форм и геометрических композиций.

Наталья Гончарова «Мистические образы войны»

Наталья Гончарова «Мистические образы войны» серия литографий 1914 год

О художнице

Наталья Гончарова выросла в Тульской губернии, в 10 лет переехала в Москву и окончила женскую гимназию. Поступила в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Долгое время Гончарова занималась скульптурой, но с 1904 года все больше интересуется живописью. Художница одной из основательниц движения русского неопримитивизма. Неопримитивисты были славянофилами и были убеждены в том, что у русского искусства есть свой особый путь, поэтому они отреклись от идеалов западной живописи и обратились к мотивам традиционного русского искусства, лубку и народному орнаменту. В 1914 года Сергей Дягилев пригласил Гончарову в Париж оформлять декорации для его спектаклей. В 1915 году Гончарова вместе со своим спутником, Михаилом Ларионовым, решили остаться во Франции навсегда.

О произведении

«Мистические образы войны» — серия литографий, которая посвящена ужасам Первой Мировой войны. Гончарова противопоставляет тревожные разрушительные военные образы религиозным и мирным. Художница обращается к традиционному русскому искусству: лубку, народному орнаменту и иконописи. Однако наиболее заметно в этой серии следование канонам религиозной живописи: использование контурных линий и геометрических силуэтов.

Писатели

  • Исаак Бабель
  • Андрей Белый
  • Елена Гуро
  • Велимир Хлебников
  • Даниил Хармс
  • Алексей Крученых
  • Владимир Маяковский
  • Виктор Шкловский
  • Сергей Третьяков
  • Марина Цветаева
  • Сергей Есенин
  • Илья Зданевич

Один из немногих писателей, например, как писатель, новеллист и эссеист, Евгений Замятин (1884–1937), не полностью посвятил свою писательскую карьеру экспериментам с русским авангардным искусством, вместо этого он решил пропагандировать и восхваляя авангардное движение как сопротивление превращающейся в цензуру независимых литературных идей в издаваемых и покупаемых книгах в СССР, он дал форму своим идеям, написав книги и брошюры о негативных сторонах единственной идеологии, спонсируемой государством. « социалистический реализм » и его противодействие ему. Одна из его цитат: «В искусстве самый верный способ разрушить — это канонизировать одну данную форму и одну философию» («Эссе — Новая русская проза») — одно из доказательств его антитоталитарной позиции, присутствующей на протяжении всей его литературной работы. карьеры, наиболее популярно в его романе Мы и его эссе. Он, в частности, писал о том, как могут быть благотворно прогрессивные и развивающие отношения между обществами и свободным выражением искусства: «Но вредная литература более полезна, чем полезная, поскольку она антиэнтропийна, это средство борьбы с кальцификацией, склерозом. , корка, мох, спокойствие »(Очерк — Литература, Революция, Энтропия). « Мы» Евгения Замятина и его идеологическая поддержка свободы для себя и правительства окажут влияние на писателей в Западной Европе и США (например, « Джорджа Оруэлла,Игрок на фортепианоКурта Воннегута и т. Д.)

«Чёрный квадрат»

Именно в это время, в декабре 1913 года, в эскизах декораций и костюмов, написанных художником Казимиром Малевичем к футуристической опере Михаила Матюшина и Алексея Крученых «Победа над Солнцем», впервые появился знаменитый «Чёрный супрематический квадрат». По мысли автора, он означал «пластическое выражение победы активного человеческого творчества над пассивной формой природы». Изобретённое Малевичем направление в искусстве, супрематизм (от лат. supremus — высший, высочайший) предполагал выражение структуры мироздания в геометрических формах. В этой опере чёрный квадрат появлялся на сцене вместо солнечного круга. Первая постановка состоялась в конце 1913 года в Санкт-Петербурге, а декорации к ней вместе с эскизами Малевича и первым «Чёрным квадратом» ныне считаются утерянными. Но художник впоследствии на протяжении 15 лет создал целый цикл супрематических картин, в том числе не менее четырёх «Чёрных квадратов», и у каждого из них на обороте писал дату. Ныне в Третьяковской галерее выставлен «Чёрный квадрат» 1915 года. Сейчас это полотно считается одним из самых известных и обсуждаемых произведений русского искусства. А в начале XX века творческая интеллигенция в России восприняла картину как вызов не только общественному вкусу, но и как антихристианский жест. Крупнейший художественный критик того времени Александр Бенуа писал о «Чёрном квадрате» так: «Несомненно, это и есть та икона, которую господа футуристы ставят взамен Мадонны». Другие искусствоведы говорили о произведении Малевича, что это — тотальная пустота и вообще конец мира, его смерть. Впрочем, и сам Малевич, написав «Чёрный квадрат», долгое время говорил всем, что не может ни есть, ни спать, поскольку сам не понимает, что же такое создал. В сталинское время в искусстве возобладало единственное, идеологически правильное направление — социалистический реализм. Отношение официальных властей к супрематическим работам Казимира Малевича в эти годы было, мягко говоря, настороженным. Сохранившиеся произведения художника на долгие десятилетия убрали в запасники, и с 1930-х до конца 1970-х годов в СССР не было выставлено ни одного его полотна.

Архитектура

Большинство из них имеют упрощённую форму с акцентированными угловыми частями. Много домов с башенными силуэтами, угловыми лоджиями и балконами. Жилые комплексы Москвы этого периода можно смело поставить в один ряд с европейскими аналогами – жилыми кварталами Берлина, Амстердама, Вены. Творения зарубежных мастеров амстердамской школы превосходят в плане индивидуальности постройки советских авторов, однако следует учитывать трудные условия, в которых работали наши соотечественники.

Сегодня самым авангардным городом Европы считается Роттердам. Его жители каждый день имеют возможность смотреть на архитектурные творения, парящие в воздухе. А в Музее Бойманса-ван-Бёнингена собрано большинство произведений авангардного искусства.

Некоторые архитектурные примеры авангардного стиля поражают своей абсурдностью: унитаз на постаменте М. Дюшана или композиция из консервных банок Э. Уорхола.

Дом архитектора Мельникова (1929 г.) – пример здания, построенного в рамках конструктивизма (одно из авангардных течений). Примечательно, что в доме отсутствуют балки и стропила, вместо этого используется тес, уложенный на ребро. Простота и утилитаризм форм при полном отсутствии декора – одна из особенностей данного стилевого течения.

Рекомендуем также ознакомиться с архитектурой Рококо.


Школа управления “Сколково”, Москва

Авангард: Визуальные художники

Анри Матисс , 1933, фото Карла Ван Фехтена

Жоан Миро 1935, фото Карл Ван Фехтен

Константин Бранкузи , 1922 год, фото Эдварда Стейхена.

  • Пьер Алешинский ( бельгийский художник, член CoBrA )
  • Александр Архипенко (украинский скульптор)
  • Магдалена Абаканович (польский скульптор)
  • Ганс Беллмер (немецкий художник)
  • Йозеф Бойс (немецкий художник)
  • Франсиско Борес (испанский художник)
  • Константин Брынкуши (румынский скульптор)
  • Жорж Брак (французский художник)
  • Давид Бурлюк (украинский художник, иллюстратор)
  • Владимир Бурлюк (иллюстратор, Бубновый валет )
  • Джорджо де Кирико (художник)
  • Джозеф Чаки (венгерско-французский скульптор)
  • Сальвадор Дали (испанский художник)
  • Тео ван Дусбург (голландский художник), основатель De Stijl .
  • Жан Дюбюффе (французский художник)
  • Марсель Дюшан (французский художник)
  • Наум Габо (скульптор)
  • Пабло Гаргалло (испанский скульптор)
  • Поль Гоген (P GO)
  • Альберто Джакометти (скульптор)
  • Альбер Глез (французский художник и теоретик)
  • Хулио Гонсалес (испанский скульптор)
  • Наталья Гончарова (русский художник)
  • Аршил Горки (художник)
  • Георгий Гросс (немецкий художник)
  • Нил Харбиссон (английский художник)
  • Асгер Йорн (датский художник, член CoBrA)
  • Василий Кандинский (русский художник)
  • Аллан Капроу (художник / хеппенинг)
  • Роджер Кемп (пионер австралийского абстракциониста)
  • Фредерик Джон Кислер (дизайнер), (скульптор), (художник)
  • Виллем де Кунинг (художник)
  • Яёи Кусама (японский художник и писатель)
  • Фернан Леже (художник)
  • Эль Лисицкий (русский художник)
  • Казимир Малевич (украинский художник)
  • Агнес Мартин (художник)
  • Анри Матисс (художник)
  • Жан Метцингер (французский художник и теоретик)
  • Жоан Миро (испанский художник и скульптор)
  • Пит Мондриан (голландский художник)
  • Генри Мур (скульптор)
  • Барнетт Ньюман (художник)
  • Джорджия О’Киф (американская художница)
  • Клас Ольденбург (скульптор)
  • Йоко Оно (японско-американский скульптор / художник-инсталлятор / музыкант)
  • Фрэнсис Пикабиа (художник)
  • Пабло Пикассо (испанский художник и скульптор)
  • Антуан Певзнер (скульптор)
  • Джексон Поллок (художник)
  • Роберт Раушенберг (художник)
  • Ман Рэй (живописец и художник)
  • Ад Рейнхардт (художник)
  • Жан-Поль Риопель (канадский художник)
  • Александр Родченко (российский художник)
  • Ольга Розанова (российская художница)
  • Луи Шанкер (американский гравер и скульптор)
  • Курт Швиттерс (немецкий художник)
  • Дэвид Смит (американский скульптор)
  • Кеннет Снельсон (скульптор)
  • Фрэнк Стелла (художник)
  • Владимир Татлин (российский художник)
  • Сергей Третьяков (российский художник)
  • Ремедиос Варо (мексикано-испанский художник)
  • Вольф Фостелл (немецкий художник)
  • Энди Уорхол (американский художник и режиссер)
  • Вольс (немецкий художник и фотограф)

Владимир Татлин «Памятник III Коммунистического интернационала»

Владимир Татлин «Памятник III Коммунистического интернационала» 1920 год

О художнике

Владимир Татлин родился в Москве в семье железнодорожного инженера-технолога. Когда Татлину было 11 лет, его семья переехала в Украину. Мальчик поступил в Харьковское реальное училище. Там он впервые проявил талант к рисованию. В 14 лет Татлин сбежал из дома и после долгих скитаний по России оказался в Москве. Он устроился в иконописную мастерскую и подрабатывал в декоративных мастерских Оперного театра Солодовникова. В 1902 году Татлин поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, куда несколько лет спустя не приняли Малевича. Однако через год художника отчислили из-за неуспеваемости. Татлин посещал занятия московских и петроградских частных художественных студий. Эти мастерские сыграли важную роль в зарождении движения русского авангарда: именно там Татлин познакомился с Маяковским, Хлебниковым, Ларионовым. С 1911 года он стал участвовать в выставках и сотрудничать с другими художниками. Татлин работал в направлении конструктивизма. Отличительной особенностью этого течения являются геометрическая строгость и лаконичные формы.

О произведении

В 1920 году художник получил разрешение на создание модели башни и ее демонстрации на октябрьских праздниках. Татлин добился внимания к своему произведению не только европейского художественного сообщества, но и советских властей. По приглашению Луначарского Ленин приехал посмотреть на модель башни. Однако с 1921 года началась борьба большевиков с футуризмом, и проект строительства «Памятник III Коммунистического интернационала» не был реализован.

Башня представляла собой открытую конструкцию из металлического каркаса. Внутри крепились четыре застекленных объема: куб, полусфера, цилиндр и пирамида, в которых должны были размещаться различные учреждения. Каждый из этих объемов должен был вращаться вокруг своей оси подобно космическим светилам. Башню Татлина часто сравнивают с архитектурой востока, в частности Эль Лисицкий в своей книге «Россия. Реконструкция архитектуры в советском союзе» говорит о том, что Татлин использовал спиралевидную форму памятника, вдохновившись пирамидой Ассирийского царя Саргона II в Хорсабаде, которая находится на территории нынешнего Ирана.

Авангард: авторы, драматурги, актеры, режиссеры (театра) и поэты.

Джеймс Джойс , ок. 1918 г., фото К. Руфа, Цюрих

Карл Ван Фехтен , Портрет Гертруды Стайн , 1934 г.

  • Джоанн Акалайтис (сценарист / режиссер / Mabou Mines )
  • Гийом Аполлинер (писатель)
  • Антонен Арто (французский актер, режиссер и теоретик)
  • ХК Артманн (поэт и писатель австрийского происхождения)
  • Хьюго Болл (немецкий писатель, дадаист)
  • Дж. Г. Баллард (британский писатель)
  • Жорж Батай (французский писатель и публицист)
  • Джулиан Бек (актер / режиссер / Живой театр )
  • Сэмюэл Беккет (ирландский драматург)
  • Морис Бланшо (французский писатель и публицист)
  • Хорхе Луис Борхес (аргентинский писатель)
  • Андре Бретон (французский писатель)
  • Германн Брох (австрийский писатель)
  • Кристин Брук-Роуз (британский писатель и литературный критик)
  • Уильям С. Берроуз (автор, поэт, эссеист)
  • Джим Кэрролл (поэт-авангард)
  • Луи-Фердинанд Селин (автор)
  • Грегори Корсо (экспериментальный поэт-битник)
  • Джейн Кортес (американский поэт и устный художник)
  • Э. Каммингс (поэт)
  • Джеффри Дэниелс (американский поэт)
  • Ги Дебор (французский писатель и философ)
  • Джон Дос Пассос (американский писатель)
  • Дункан Фаллоуэлл (английский писатель)
  • Бенджамин Фондан (румынский / французский поэт, критик, философ-экзистенциалист)
  • Ричард Форман (американский режиссер / дизайнер / драматург / композитор)
  • Акасэгава Гэнпэй (японский художник и писатель)
  • Аллен Гинзберг (поэт)
  • Витольд Гомбрович (писатель)
  • Ойген Гомрингер (отец конкретной поэзии )
  • Ежи Гротовский (директор)
  • Стюарт Хоум (писатель)
  • Пер Хойхольт (датский поэт)
  • Эрнст Яндль (австрийский писатель, поэт и переводчик)
  • Альфред Джарри (писатель)
  • Джеймс Джойс (писатель)
  • Франц Кафка (писатель)
  • Тадеуш Кантор (режиссер)
  • Лайош Кашак (1887–1967, венгерский авангардный поэт и художник)
  • Сречко Косовель (словенский поэт)
  • Питер Лаугесен (датский поэт)
  • Джексон Мак Лоу , американский поэт
  • Мина Лой (британский художник / поэт)
  • Димитрис Льякос (писатель / драматург / поэт)
  • Джудит Малина (актер / режиссер / Живой театр )
  • Филиппо Томмазо Маринетти (основоположник итальянского футуризма )
  • Владимир Маяковский (русский писатель-футурист и поэт)
  • Всеволод Мейерхольд (режиссер)
  • Генри Миллер (автор)
  • Ион Минулеску (румынский поэт, прозаик, новеллист, журналист, литературный критик, драматург)
  • Юкио Мисима (писатель, драматург, поэт)
  • Владимир Набоков (русский автор)
  • Анаис Нин (французский автор дневников, автор, поэт)
  • Эзра Паунд (американский поэт)
  • Ален Роб-Грийе (французский писатель, драматург, кинорежиссер)
  • Раймонд Руссель (писатель)
  • Бруно Шульц (писатель)
  • Гертруда Стайн (автор, публицист)
  • Эллен Стюарт (театральный режиссер / La MaMa )
  • Жан Тардье (художник, драматург, поэт)
  • Тристан Цара (румынский поэт)
  • Урмуз (румынский писатель)
  • Илари Воронка (румынский поэт, публицист)
  • Уильям Карлос Уильямс (американский поэт)
  • Мирослав Ванек (чешский композитор, поэт, певец)
  • Станислав Игнаций Виткевич (писатель)
  • Роберт Уилсон (режиссер)
  • Вирджиния Вульф (английский автор)

Знаменитые русские художники-авангардисты и их картины

Василия Кандинского называют основоположником абстрактного искусства. У его беспредметной живописи необычные названия, тем самым он хотел подчеркнуть отсутствие сюжета. Да, его работы не имели сюжета, но при этом их сложно назвать бессодержательными. Среди его известных картин: «Желтое-красное-синее», «Композиция», «Колебание», «Сумеречное». Большинство картин Кандинского были варварски уничтожены фашистами в годы Великой Отечественной войны. Гитлеровцы посчитали их «дегенеративным искусством». Сейчас картины Кандинского представлены в именитых музеях мира. 

Казимир Малевич – еще один яркий представитель русского авангарда. Его имя связывают с картиной «Черный квадрат». Однако это не единственное и далеко не лучшее его творение. Скорее картина была резким отказом художника от натуралистичного изображения предметов. Он создал особый стиль в живописи – супрематизм, который на первое место ставил цвет и геометрические формы. В списке его известных картин: «Черный крест на красном овале», «Пейзаж с двумя фигурами», «Красный квадрат». 

Владимир Татлин – яркая фигура в истории русского авангарда. Для него были важны формы реальных предметов, людей. При этом он упрощал и цвет, и пропорции. Его картины часто сравнивают с древнерусской живописью. Среди его известных работ – «Матрос». Картина написана в четырех цветах: темно-желтом, синем, черном и розовом. Своим учителем Татлин считал Пикассо.  

Павел Филонов

Вернемся, однако, к выставке в Эрмитаже. Малевича в те дни в Петрограде не было. Зато был Филонов. Николай Пунин восхищался Филоновым.

Павел Филонов. Формула империализма. 1925 г. Государственный Русский музей, Санкт-ПетербургПавел Филонов. Крестьянская семья (Святое Семейство). 1914 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.Павел Филонов. Формула весны. 1928—1929 гг. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Свой метод Павел Филонов называл «аналитическим». Большие холсты писал маленькой кистью, нанося ей тысячи и тысячи точек, и твердил себе: «Трудись, как трудиться природа, упорно и точно, рисуй каждый атом, упорно и точно вводи цвет в каждый атом, чтобы он туда въедался».

Живопись Филонова — это крик человека, которому больно и страшно, в населенных чудовищами городских джунглях. Этот мир можно разрушить и на развалинах царствах Зла построить царство Добра. Филонов не только принял Революцию, более того, он сразу ощутил себя ее главным художником.

Картина художника, наиболее расхваленная критиками, была из цикла «Ввод в Мировой расцвет». Мировой расцвет, судя по всему, близился, большевистская Республика держалась уже целых два года. В день ее рождения в Петрограде и в других городах устраивался грандиозный праздник.

Молодые художники русского авангарда украшали улицы и площади огромными, разрисованными полотнищами. Революционные вожди объявляли: «Пожар пролетарских восстаний вот-вот перекинется на другие страны. Пора ставить памятники тем, кто подготовил приход новой Эры».

Памятники открывали по воскресеньям. Эти фигуры и головы агитационным целям служат плохо. Человечеством столько понаделано фигур и голов, что право же ни кого более это занятие не интересует. Форма человеческого тела не может отныне служить художественной формой.

Эстетика и художественные черты авангарда в живописи

Для данного направления характерны:

эксперимент (чаще осознанный) как манифест и как практическое направление творчества

отрицание традиционного искусства, а также эстетических и моральных норм обывательского, «буржуазного» мира

революционный и подчас разрушительный пафос творчества

отказ от канонов 19 века в изобразительном искусстве, т.е. отказ от изображения видимой действительности

стремление создать новое в формах, приемах, средствах художественного мира

эпатажный характер поведения и презентации

признание и преклонение пред достижениями научно-технического прогресса

поиски Духа как панацеи от материализма

  • с одной стороны, рационализм в искусстве (например, конструктивизм),
  • с другой – иррациональность художественного творчества (например, в сюрреализме)

приветствие любых социальных изменений в обществе (русская революция)

Если европейские  авангардисты вдохновлялись творчеством «примитивных» народов, то художники российского течения свои приёмы черпали из древнерусского и крестьянского искусства, городского народного промысла: лубочных картинок и магазинных вывесок.

В то же время они во многом опирались на модернистские направления европейского искусства (кубизм, футуризм, фовизм и т.д.).

Искусство авангардной живописи проникнуто духом нигилизма, революционной агрессией и соединяет в себе деструктивное и созидательные начала.

Как эстетика он нацелен на изменение человеческого сознания и, возможно, самой человеческой природы.

Василий Кандинский «Композиция 8»

Василий Кандинский «Композиция 8», 1923

О художнике

получил юридическое образование и долгие годы посвятил праву и национальной экономике, но в 30 лет решил бросить науку и заняться живописью. Он окончил Мюнхенскую академию художеств, работал в России и Германии. Сначала Кандинский работал в традиции немецкого экспрессионизма. В этом периоде он в основном писал пейзажи, в которых прослеживается влияние фовистов и французских постимпрессионистов. С 1910 года художник стал работать с абстракцией. Кандинский участвовал в выставках московского художественного объединения «Бубновый валет» и мюнхенского объединения «Синий всадник». С 1918 по 1921 год преподавал во и с 1922 года работал в «Баухаусе» вплоть до закрытия школы. Василий Кандинский также известен своими теоретическими трактатами о живописи.

О произведении

Произведение «Композиция 8» — самая известная работа холодного периода творчества Кандинского. Работы этого периода отличаются абстрактными геометрическими формами и композиционной строгостью. В период завершения работы над «Композицией 8» Кандинский пишет свой знаменитый трактат «Точка и линия на плоскости», в котором подробно излагает свои художественные принципы. Он называет точку и линию — простейшими материальными элементами, которые лежат в основе всех произведений. Кандинский также исследует эмоциональную окраску этих элементов. Кандинский говорит о точке, линии и плоскости в первую очередь как об эмоциональных, а потом уже геометрических объектах (например, он говорит, что точка является «связью молчания и речи»). Таким образом, картина «Композиция 8» является воплощением тех теоретических воззрений, которые Кандинский излагает в трактате «Точка и линия на плоскости».

Рекомендации

Дальнейшее чтение
  • Наков Андрей. Avant Garde Russe. Англия: данные об искусстве. 1986 г.
  • Коваленко Г.Ф. (ред.) Русский авангард 1910-1920 годов и проблемы экспрессионизма . М .: Наука, 2003.
  • Роуэлл М. и Зандер Руденстайн А. Искусство авангарда в России: выдержки из собрания Джорджа Костаки. Нью-Йорк: Музей Соломана Р. Гуггенхайма, 1981.
  • Шишанов В.А. Витебский музей современного искусства : история создания и собрание . 1918–1941 гг. — Минск: Медисонт, 2007. — 144 с.
  • Выживший супрематизм: Лазарь Хидекель. Музей Джуды Л. Магнеса, Беркли, Калифорния, 2004 г.
  • Лазарь Хидекель и супрематизм. Prestel, 2014 (Регина Хидекель, при участии Константина Бойма , Магдалены Домбровски,

Шарлотта Дуглас, Татьяна Горячева, Ирина Карасик, Борис Кириков и Маргарита Штиглиц, Алла Розенфельд)

Тедман, Гэри. Эстетика советского авангарда, глава из книги «Эстетика и отчуждение». С. 203–229. 2012. Zero Books. ISBN  978-1-78099-301-0

Историческое значение русского художественного авангарда

Авангард в России имел недолгую, но достаточно насыщенную жизнь:

  • образовывались новые художественные объединения,
  • каждый художник стремился создать новое течение,
  • и все эти направления сосуществовали одновременно.

Значение данного течения заключается в следующем — он:

 открыл относительность форм, средства и способов художественного мышления
выработал огромное количество новых форм, приемов, подходов к решению художественных проблем и задач
привел к возникновению новых видов искусства (кино, фотографии и др)
показал важность экспериментальной работы в художественном творчестве
показал исчерпанность основных видов новоевропейского искусства

Многие идеи, наработки, находки этого художественного направления российского искусства до сих пор находят свое применение в художественной жизни современной России.

И еще у нас есть кроссворд по этой теме — здесь

«Дегенеративное искусство»

Показательно, что не только в СССР, но и в нацистской Германии 30-х годов искусство старались загнать в жёсткие идеологические рамки, а с теми, кто упорствовал, вели непримиримую борьбу. Наглядной иллюстрацией такой борьбы стала выставка «Дегенеративное искусство», открывшаяся 19 июля 1937 года в Мюнхене, в здании галереи в парке Хофгартен. Здесь было представлено около 650 произведений художников, чьё творчество не вписывалось в генеральную линию нацистской партии. Среди таких авторов были, в частности, Отто Дикс, Василий Кандинский, Эль Лисицкий, Марк Шагал, Макс Эрнст, Алексей фон Явленский и другие. При этом нацисты сочетали работы «дегенеративных» художников с рисунками умалишённых и фотографиями уродов. Открытию экспозиции предшествовала масштабная операция по чистке в немецком изобразительном искусстве, завершившаяся конфискацией 16 тысяч полотен и репрессиями в отношении многих авторов. А после окончания «дегенеративной» выставки во дворе пожарной части района Кроицберг в Берлине были сожжены 1004 картины и 3825 графических работ. Впоследствии подобные акции сожжения повторялись ещё не раз. Однако позже стало известно, что далеко не все «дегенеративные» произведения были уничтожены. В соответствии с секретным решением Гитлера агенты нацистов за границей обменяли многие шедевры авангарда на картины старых мастеров. Ещё несколько сотен работ «в целях пополнения валютой партийной кассы» впоследствии через подставных лиц были проданы на аукционе в Швейцарии.

Бульдозер как аргумент

В брежневские времена отношение властей к художественному авангарду практически никак не изменилось. Апофеозом этого конфликта стала знаменитая «бульдозерная» выставка, когда 15 сентября 1974 года на окраине Москвы, в Беляеве, группа непризнанных художников попыталась провести несанкционированную уличную демонстрацию своих работ. План разработали молодые живописцы Виталий Комар и Александр Меламид, которых поддержали коллекционеры Александр Глезер и Оскар Рабин. Они подали заявку в Моссовет о проведении «показа картин» на московском пустыре. Формально властям запретить эту выставку не удалось, так как раньше в СССР никогда не проводились такие показы на открытом воздухе и на этот счёт не существовало никаких законов. Однако чиновники нашли другой выход из скользкой ситуации. В указанное время на пустыре под моросящим дождём собравшихся художников встретили люди, одетые в рабочую форму, которых сопровождали поливочные машины, бульдозеры и грузовики с саженцами. Некоторые участники выставки даже не успели распаковать свои картины, как на них напали, стали избивать не только художников, но и зрителей, в том числе иностранных журналистов. В частности, корреспонденту газеты The New York Times выбили зуб его же камерой. Всех собравшихся увезли в отделение милиции, правда, позже отпустили. Это событие вызвало большой резонанс в зарубежной прессе, а участники «бульдозерной» выставки тогда же прославились на весь мир. Впрочем, власти вскоре поняли свой промах и пошли на уступки художникам, официально разрешив проведение подобной выставки в Измайловском парке 29 сентября 1974 года

Новая выставка длилась четыре часа и привлекла внимание тысяч зрителей

Вернисаж в Измайлове вошёл в историю как «четыре часа свободы» и дал дорогу другим нонконформистам, что имело важное значение в истории современного русского искусства

Как все начиналось

К началу 20 века живопись, как и многие иные виды искусства, достигла такого высокого уровня, что многим стало казаться: это высшая точка, дальше развиваться некуда. Проще говоря, художникам надоело писать природу и портреты в традиционных пропорциях и цветах. На волне таких настроений стали искать какие-то новые пути, формы, способы. И, как это часто бывает в такие периоды, начали с отрицания предыдущего опыта. Символисты считали, что надо изображать не реальность, а чувства человека

Импрессионисты, наоборот, отрицали какой-либо смысл, а считали важной лишь форму, разлагая ее на простейшие геометрические фигуры и признавая лишь основные цвета – желтый, красный и синий. А кто-то искал истину в примитивном народном искусстве

Это породило много направлений в европейском изобразительном искусстве начала 20 столетия. Все вместе их стали именовать авангардом, то есть передовым, новым. Для картин этого жанра характерно новаторство и эпатаж зрителя. 

Самым острым и разнообразным был русский авангард. Он пошел дальше всех в своих отрицаниях, но был и самым плодотворным. Сейчас картины легендарных русских авангардистов продаются на мировых аукционах за миллионы долларов. 

Реабилитация авангарда

Отношение советских властей к авангардному искусство стало постепенно меняться лишь после того, как на художественных выставках «Париж-Москва» (1979 год) и «Москва-Париж» (1981 год) были показаны некоторые работы Малевича из западных собраний. Они произвели настоящий фурор. Выставку в Москве посетил сам генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев, а советские люди впервые смогли увидеть произведения русских авангардистов в оригинале и сравнить их с французскими художниками. Только в годы горбачёвской перестройки авангардисты в нашей стране были окончательно реабилитированы. Широкомасштабный показ «Чёрного квадрата» и других работ Казимира Малевича стал знаком политики гласности, которая началась при Михаиле Горбачёве в сфере общественной и культурной жизни.

Метки: СССР, идеология, Германия, Тайны 20 века, картина, нацизм, выставка, искусство, художник, Малевич, Шагал, авангардизм, Кандинский, Лисицкий

Оформляем интерьер в авангардном стиле

Оформление стен

Для отделки стен в авангардном стиле лучше использовать новые и технологичные материалы, такие как: жидкие или металлизированные обои, ламинированные покрытия, рельефные 3d панели, кожаные панели, и другие новшества строительного рынка. В оформлении стен важен контраст. Например, каждую стену можно выкрасить в разный цвет, выделить окна и дверные проемы. Кстати, окна и дверные проемы могут быть округлыми, в виде арок, или иметь другую, необычную форму. Дополнит авангардный интерьер и присутствие ниш, выделенных цветом или светом.

Потолок

Потолок в авангарде может быть натяжным, подвесным, крашенным или побеленным, но поскольку этот стиль приветствует нетипичные формы, стоит разнообразить его дополнительными ярусами и нишами.

Освещение

Освещение играет важную роль, поэтому в авангарде всегда достаточно света, будь то дневное освещение через большие окна и витражи, или же вечернее с помощью осветительных приборов

Люстры, подвесные и настенные светильники, торшеры, выполненные в ярких цветах и креативных формах, могут быть как акцентом в интерьере, так и элементом, который, не бросаясь в глаза, акцентирует внимание на определенной зоне

Пол

Для пола можно применить различные материалы, в оформлении чаще используют светлые оттенки и контрастные ковровые покрытия. Приветствуется установка подиумов, которые можно использовать для визуального зонирования помещения.

Мебель

Авангардная мебель привлекает внимание, часто служит центральным элементом комнаты

Идеальным вариантом будет мебель, сделанная на заказ по вашему проекту, что-то уникальное, стильное, качественное, необычной формы, отлично подходящее под общую концепцию дизайна…Но, разумеется, можно обойтись и современными серийными или дизайнерскими моделями (как вариант, в стиле хай-тек или минимализм), с качественной цветастой обивкой. Желательно чтобы мебель была функциональной и негромоздкой, ведь авангард любит свободное пространство и просторность.

Декор

Мелкие декоративные детали: статуэтки, свечи и прочие малозначительные детали не для авангарда. Дополнительным декором в этом стиле могут служить большие вазы строгих геометрических форм, выполненные из стекла, металла, пластика, а также другая яркая посуда. Часто в помещении размещают экзотические растения и цветы в красивых кадках. Модные картины в стиле абстракционизма, кубизма и подобных

В любом случае каждый аксессуар должен выглядеть как современное произведение искусства.Оформляя интерьер в авангардном стиле важно не переборщить, в ином случае, жилище может превратиться в музей странных вещей и предметов, непонятного назначения, со стенами, полом и потолком всех цветов радуги

Дизайн интерьера в стиле авангард – фото

Спальная комната в авангардном стиле:

Стиль авангард в интерьере гостиной:

Авангардный стиль в интерьере кухни:

Авангард в интерьере ванной комнатыСтиль авангард в интерьере ресторанаАвангард в интерьере кафе

+ Похожие стили:

  • › Стиль бохо в интерьере
  • › Интерьер в стиле постмодернизм
  • › Стиль футуризм в интерьере
  • › Стиль эклектика в интерьере

≡ Все стили интерьера, список с фото →

5 1 голос

Рейтинг статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector