Куликовская битва в древнерусской живописи

Правда о Пересвете и образ русского богатыря

Пересвет — фигура равнозначно реальная и легендарная. Многие люди считают Пересвета героем народных былин, выдуманным персонажем, собирательным образом древнерусского богатыря. На самом деле воспетый в народном творчестве воин был вполне реальной личностью. О его судьбе известно немного. Происходил он из знатного боярского рода Брянского княжества. Отрочество и юность Александра Пересвета проходили в трудах и молитвах, а также в военной подготовке, чтобы он в любой момент мог встать на защиту Отечества. Далее его судьба была связана с защитой родной земли — много сил отдал он ратному труду, служа в княжеском войске.

Позже вместе со своим, вероятно, двоюродным братом Андреем по прозвищу Ослябя, также из боярского брянского рода, стал иноком. По преданию, постриг приняли в Ростовском Борисоглебском монастыре. Затем они перешли в подмосковный Троице-Сергиев монастырь, но как именно туда попали — неизвестно.

К 1380 году это были уже немолодые монахи, известные многим как отважные и непобедимые витязи, могучие русские богатыри. Прежде чем уйти на битву, благословленный Сергием Радонежским, Пересвет совершил молитву в часовне св. Дмитрия Солунского — покровителя русского воинства.

Согласно сохранившимся описаниям из Никоновской летописи, во время поединка Александр Пересвет был одет в монашескую ризу, данную ему Сергием Радонежским. Одеяние было со всех сторон покрыто изображениями креста. На голове богатыря был надет шлем, а поверх него — куколь (головной убор монахов, покрывающий голову, шею и даже плечи). Из вооружения Пересвет имел только копье. Был ли у него конь, нигде не упоминается.

По разным источникам, исходом поединка было тяжелое ранение или гибель монаха. Однако вместе со всеми павшими он похоронен на поле не был — его перевезли и похоронили в храме Рождества Богородицы в Симоновском монастыре.

Что же касается художественного образа Пересвета, созданного Авиловым, то идеологически герой является примером смелости и мужества, идеальным ориентиром для воспитания в созерцающих полотно гордости за свою Родину и ее защитников, патриотизма и интереса к истории. А вот тем, кто не просто заинтересовался, но и сопоставил факты, станет очевидно, что Пересвет Авилова достаточно еще молод. Его одежда более походит на одежду ратника: шлем-шишак, кольчуга, щит. Ни о каком монашеском облачении с крестами и куколе речи не идет. Так что при всем правдоподобии образа Александра Пересвета, историческая правда в картине явно нарушена.

Выбор места битвы

Перед подходом к Дону возникла необходимость принятия важного решения о выборе места генерального сражения. Собранный военный совет единогласно руководствовался принципом: ”Победа или смерть”, не допуская даже мысли о возможности отступления

Этому оптимально соответствовало поле, расположенное на излучине левого берега Дона. Рельеф местности представлял собой ровную долину с протекающими по ней небольшими речушками, от севера на юг наблюдалось постепенное повышение. На самом юге располагалось возвышение, названное Красным Холмом. Поле, похожее на своеобразный четырёхугольный ринг,было открыто только с одной южной стороны. С других сторон имелось ограничение пространства следующими природными препятствиями: • с севера – Дон; • впадающая в Дон Непрядва, с собственными тремя притоками – с запада и северо-запада; • речка Смолка, с росшим за ней лесом, называвшимся Зелёной Дубравой, и притоком Смолки Курцы – с востока.

Русские войска расположились в Северной части поля, открытой только со стороны ордынского войска. Это отличное место для ведения боя, при возникновении неудачи, немедленно превращалось в смертельный мешок из которого было некуда отступать. Единственным спасением мог стать только существующий единственный мост, но бегство не входило в планы русских героев. Мост был уничтожен по приказу Дмитрия. Могло показаться что татарам, наступавшим с холма, досталось тактически лучшее расположение, но данная позиция, затрудняя маневры конницы, была им крайне невыгодна. Излюбленный способ ведения боя ордынцами – совершение обхода вражеских флангов и, пользуясь численным превосходством, выполнить окружение и разгром противника. Возможность исполнения подобного маневра на Куликовом поле была неисполнима, что вынудило татарскую конницу атаковать в лоб. Военными историками было отмечено правильность выбора Дмитрием места предстоящего сражения.

Краткое описание картины Авилова «Поединок на Куликовом поле»

На берегу реки раскинулось широкое поле, часть которого еще покрыта травой, часть же выжжена или вытоптона. Вдоль голубой ленты реки на берегу в полном боевом облачении готовая к бою выстроилась русская рать. С другой стороны картины как антитеза — такое же многочисленное и готовое в любой момент ринуться в бой — расположилось ордынское войско. В центре на переднем плане сошлись в поединке два конных всадника: русский витязь на вороном коне и татаро-монгольский воин на гнедом скакуне. Они изображены в момент, когда сбивают друг друга с разгоряченных коней копьями. Над сражающимися и замершими в боевой готовности воинами небо клубится облаками: с ордынской стороны яркое голубое, со стороны русских как угроза врагам — желто-серое, неспокойное.

Мемориал на Красном холме

В день празднования 470-летия Куликовского сражения, 8 сентября 1850 года на Красном холме торжественно открыли обелиск в честь великого московского князя Дмитрия Донского (архитектор А. П. Брюллов). Здесь же предполагалось создать музей, но планы в то время так и не были реализованы.

Спустя десятилетия возле обелиска возвели храм во имя преподобного Сергия Радонежского, благословившего Дмитрия Донского на сражение с ордой Мамая. Храм-памятник при поддержке тульского духовенства в 1913–1917 г. г. построили по проекту архитектора А. В. Щусева. В 1918 году храм освятили. К 600-летнему юбилею битвы на Куликовом поле здесь была представлена первая музейная экспозиция. А через 18 лет, в 1998 году, Мемориальный комплекс на Красном холме стал частью музея-заповедника.

Поединки и Куликовская битва

14 век был сложным для русской земли. Золотая Орда истязала ее татаро-монгольским игом. Московское царство укреплялось, объединяя силы, и нескольким князьям удалось противостоять обидчикам. Этим они внушили веру сподвижникам, готовым бороться с несправедливостью. В 1376 году Орду начали оттеснять к югу. Войска стягивались отовсюду, чтобы дать отпор.

Миниатюра «Сергий Радонежский благословляет Пересвета перед Мамаевым побоищем» / Википедия

Дмитрий Донской посетил монастырь, где служил известный Сергий Радонежский. Там же проживал Александр Пересвет. Князь нуждался в духовной поддержке. За ней он приехал к праведнику, который отдал в помощь двух монахов, благословив на ратное дело. Игумен рассчитывал, что иноки сумеют вдохновить войско. Монах провел богослужение и постриг в великую схиму Александра Пересвета и Андрея Ослюблю. Дав высший церковный чин, Радонежский отпустил братьев бороться за правое дело.

Мужчины были немолоды, но обладали силой, опытом и знаниями о воинском деле. Духовная мудрость делала их настоящими богатырями.

Александр Пересвет. Художник Павел Рыженко / Павел Пыженко

Сражение состоялось 8 сентября 1380 года. Русское войско переправилось через Дон. По подсчетам, оно насчитывало 40-60 тыс. человек. Московский полк, в котором состоял Пересвет, был главной силой. Накануне состоялся боевой смотр, а утром было принято построение. Перед битвой на Куликовом поле Пересвет совершил обряд богослужения в отшельнической келье часовни Дмитрия Солунского, построенной в 4 веке. Впоследствии там основали Димитриевский Ряжский монастырь. Завершив молитву, инок оставил свой яблоневый посох в келье и покинул обитель.

Сражения ждали несколько часов, по истечении которых со стороны леса вышел противник. В те времена битва начиналась с поединка лучших воинов с каждой стороны. В соответствии с правилами он шел до смерти одного из соперников. Некоторые войны ограничивались победой в поединке и заканчивались без больших потерь

Это событие имело важное значение для присутствующих, так как давало психологический настрой

Документальный фильм «Пересвет и Ослябя: что не укладывается в официальную историю?»

Русские сделали представителем Александра Пересвета. Со стороны татар ему противостоял знаменитый воин-поденщик Челубей, любимец хана Мамая. Он был сильнейшим и хитрейшим противником из числа нанятых ордой. Его внешность описывали, ссылаясь на рост в 5 сажен. По легенде Челубей был воином, придерживавшимся сектантского верования: поклонения космосу, а точнее, стихиям, духам и эфирам, которые он таит. Среди единомышленников воин занимал одно из первостепенных мест. Поэтому его часто выставляли на поединках. Челубей был олицетворением силы, увеличенной духом и божьей волей.

До битвы на Куликовом поле богатырь не знал поражений и был известен метким броском копья. В ходе поединка соперники выехали навстречу друг другу на конях и, выставив копья вперед, помчались во весь опор. В решающий момент столкновения Пересвет и Челубей одновременно вонзили друг в друга оружие, но русскому воину удалось дольше продержаться в седле, и это ознаменовало победу.

Поединок Пересвета с Челубеем. Картина Виктора Васнецова / Википедия

По одному из поверий Пересвет специально не надевал доспехов, сознательно принеся себя в жертву. Зная о хитрости врага и удлиненном копье, он понимал, что быстро окажется поверженным, а клинок легко пронзит его, дав возможность дотянуться до Челубея. Защищаемый одним лишь православным крестом и монашеским одеянием, витязь победил и пал, добравшись до соратников. Причиной смерти стало глубокое ранение.

Победа Пересвета укрепила дух воинов, и им удалось обратить татар в бегство. Тысячи представителей вражеской стороны были убиты. Сражение сыграло большую роль в противостоянии Орде. Оно мотивировало русских князей сплотиться в борьбе за родину. Куликовская битва послужила отправной точкой в свержении татаро-монгольского ига и освобождении Руси.

Подготовка к сражению – куликовская битва кратко

События у реки Вожи стали последней каплей. Мамай желал мести. Ему не давали покоя лавры Батыя и новый хан мечтал повторить его подвиг и пройтись огнем по всей Руси. Последние события показывали, что русские не так слабы, как раньше, а значит, монголам нужен союзник. Его нашли достаточно быстро. В роли союзников Мамая выступили:

  • Король литовский — Ягайло.
  • Князь рязанский – Олег.

Исторические документы указывают на то, что князь рязанский занимал противоречивую позицию, стараясь угадать победителя. Для этого он заключил союз с Ордой, но при этом регулярно сообщал в другие княжества информацию о передвижении монгольского войска. Сам Мамай собирал сильное войско, в которое вошли полки со всех земель, которые были подконтрольны Орде, в том числе и крымские татары.

Подготовка русских войск

Назревавшие события требовали от Великого князя решительных действий. Именно в этот момент надо было собрать сильное войско, которое сможет дать отпор врагу и покажет всему миру, что Русь не покорена окончательно. Около 30 городов выразили готовность предоставить свою дружину в объединенное войско. Многие тысячи воинов вошли в отряд, командование над которым принял сам Дмитрий, а также другие князья:

  • Дмитрий Боброк-Волыниц
  • Владимир Серпуховский
  • Андрей Ольгердович
  • Дмитрий Ольгердович

Вместе с тем вся страна поднималась на борьбу. В дружину записывались буквально все, кто мог держать в руках меч. Ненависть к врагу стала тем фактором, который объединил разобщенные русские земли. Пусть только на время. Объединенное войско выдвинулось на Дон, где было решено дать отпор Мамаю.

Это интересно: СОСЛОВНАЯ ПОЛИТИКА: в общих чертах

Начало похода

Мамай заключил союз против Москвы с рязанским князем Олегом Ивановичем и великим литовским князем Ягайло. Великое княжество Литовское незадолго до этого захватило обширные территории Юго-Западной Руси, и его власти опасались того, что московские Рюриковичи могут на них претендовать.

Летом 1380 года Мамай привлёк в своё войско наёмников и двинулся к верховьям Дона, достигнув в августе устья реки Воронеж, где стал ожидать союзников.

  • Дмитрий Иванович Донской

Узнав о приближении Мамая, князь Дмитрий Иванович начал собирать войско. На помощь ему устремились представители Серпуховского, Белозерского, Пронского, Тарусского, Оболенского княжеств, а также войска из Полоцка, Друцка, Пскова, Брянска, Костромы и других городов. Хотя власти Новгорода и Рязани официально не поддержали Дмитрия Ивановича, согласно ряду свидетельств, новгородские и рязанские воины в частном порядке присоединились к выступавшему навстречу Мамаю войску.

Перед походом Дмитрий Иванович посетил Троицкий монастырь и встретился с Сергием Радонежским. Игумен благословил князя и предрёк ему победу, хоть и дорогой ценой. Согласно ряду источников, он направил с войском двух своих монахов — богатырей Пересвета и Ослябю.

30 августа 1380 года (здесь и далее даты — по юлианскому календарю) русское войско начало переправляться через Оку. Решение Дмитрия Ивановича выдвинуться настолько далеко навстречу врагу многих обеспокоило.

«И когда услышали в городе Москве, и в Переяславле, и в Костроме, и во Владимире, и во всех городах великого князя и всех князей русских, что пошёл князь великий за Оку, то настала в городе Москве и во всех его пределах печаль великая, и поднялся плач горький, и разнеслись звуки рыданий», — говорится в «Летописной повести о Куликовской битве».

Выдвинувшись навстречу Мамаю, Дмитрий Иванович рассчитывал не дать ордынцам соединиться с силами Ягайло. Его замысел оказался успешен. Узнав о составе русских войск и маршруте их передвижения, литовский князь занял выжидательную позицию.

  • Выступление русского войска (Старинная миниатюра)

5 сентября передовые отряды русских войск вышли к Непрядве. На следующий день прошёл военный совет. Великий князь решил придерживаться наступательной тактики — перейти Дон и самостоятельно выбрать место для битвы.

В ночь на 7 сентября началась переправа через Дон основных сил русского войска. Местом для сражения была избрана ограниченная реками Дон, Непрядва и Красивая Меча территория, известная как Куликово поле. Особенности его рельефа были таковы, что русские полки могли не опасаться охвата с флангов ордынской кавалерией. После переправы русские войска столкнулись с ордынской разведкой. Мамай получил данные о подходе сил Дмитрия Ивановича, но помешать русскому войску построиться в удобном месте уже не мог.

Полк Правой руки русского войска возглавил Андрей Ольгердович, полк Левой руки — Василий Ярославский, стоящий в центре Большой полк — московский окольничий Тимофей Вельяминов. Перед Большим полком стоял Передовой. За левым флангом находился резерв, а ещё дальше, в лесу — состоявший из отборной конницы Засадный полк под командованием князя Владимира Андреевича Серпуховского и воеводы Дмитрия Михайловича Боброка-Волынского.

  • «Битва на Куликовом поле»

Мамай поставил в авангард своего войска лёгкую кавалерию, в центре — тяжёлую пехоту, набранную из генуэзских наёмников, а на фланги — тяжёлую конницу. Темник также оставил резерв. Некоторые историки оспаривают сегодня реальность участия в Куликовской битве генуэзской пехоты, утверждая, что на самом деле в сражении принимала участие только кавалерия.

Численность обоих войск также остаётся объектом научных споров. Средневековые источники оценивали количество воинов в обеих армиях в сотни тысяч человек. Современные учёные считают летописные данные завышенными. Численность войск в наши дни оценивается исследователями по-разному: ордынского — от 10 до 100 тыс. человек, а русского — от 6 до 60 тыс.

Куликовская битва: фейк-ньюс о битве при Воже?

Пожалуй, есть только одно достаточно реальное подтверждение тому, что боевое столкновение в 1380 году имело место быть. Это длинный список бояр московских и удельных князей, погибших в этом сражении. И Тимофей Волуй, и князья Белозерские, да и тот же М. Бренок – личности яркие и известные, но более в летописях не упоминающиеся.

Правда, сами списки погибших сильно отличаются в различных вариантах «Задонщины» и «Сказания о Мамаевом побоище». Воевода Дмитрий Монастырев и вовсе успел погибнуть как на Куликовом поле, так и… за год до того, в победоносном асказан.

Стоп!

Странное дело, но сражение при реке Воже закрывает все вопросы к Куликовской битве.

  • На Куликовом поле не найдено ни оружия, ни захоронений? – они есть на Воже!
  • На стыке Дона и Непрявды археологи (да и честные историки) отчаялись отыскать Мечу, Чуров (Щуров) и Михайлов, между которыми произошёл собственно бой? – Населенные пункты с такими названиями известны на Оке (Воже)!

Рукопись «Сказание о Мамаевом побоище»

И так далее: если допустить, что Куликовская битва это «фейк-ньюс» на основе разгрома Орды на Воже, проясняется несоответствие самой даты «вымышленного сражения» материалам арабских хроник, согласно которым Тохтамыш разбил Мамая весной 1380-ого года, следовательно, тот никак не мог ни с кем воевать осенью, когда, якобы, повел орду на Русь.

Впрочем, разбираться в этом туманном вопросе можно долго. Так, «новые историки» Фоменко и Носовский отыскали воинские захоронения времен Мамаева побоища: они нашли их … в Москве (!), окрест церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Этот неопровержимый факт позволил им построить теорию о том, что «Куликовская битва» была под Москвой.

Автором же остроумной гипотезы о тождественности вымышленного позже (скорее всего, любящим сыном и действительно мудрым политиком, великим князем Василием Дмитриевичем) «Куликовского сражения» и битвы на Воже является писатель Н. Бурланков. Его версия симпатична тем, что её невозможно опровергнуть с имеющимися на сегодня данными.

Именно так находят объяснения очевидные противоречия, заложенные в «канон» описаний Куликовской битвы:

  • Как могли Мамай и Ягайло уйти за тридевять земель от своих границ к Дону, если у Мамая было в 1380-ом году важнейшее для него и принципиальное противостояние с Тохтамышом, а у Ягайло – с Кейстутом?
  • Как мог отлученный от православной церкви князь Дмитрий Иванович получить благословение от ограбленного им митрополита Киприана и от поддержавшего Киприана старца Сергия?
  • Какого беса делали на Дону пресловутые генуэзские арбалетчики, если в 1380-ом году Генуя напрягала последние силы в борьбе с Венецией?

А. Н. Новоскольцев «Преподобный Сергий благословляет Дмитрия на борьбу с Мамаем»

Те, кто не доверяют обзорным статьям «в интернетах» рекомендую прочесть книги:

  • Владимир Егоров «Загадка Куликова поля или битва, которой не было»;
  • Николай Бурланков «Куликовская битва или битва на Воже?»;
  • Александр Широкорад, «Куликовская битва и рождение Московской Руси».

Тем, кому интересна версия о столкновении чисто конных профессиональных дружин по 5-6 тысяч с каждой стороны, рекомендую смотреть на ютубе рассказ Клима Жукова о Куликовской битве, археологических доказательствах и общей реконструкции хода сражения.

Пересвет и Челубей

Интересен факт, что перед началом битвы произошел поединок между русским богатырем Пересветом и татарским силачом Челубеем. Бой был настолько тяжелым, что порою оба богатыря падали, как мертвые, не находя в себе сил продолжать поединок.

Поединок Пересвета с Челубеем

После этого на Куликовом поле началась великая битва, в которой Дмитрий Донской наравне воевал вместе с воинами, и совершил немало подвигов. В противоположность этому, Мамай предпочел следить за сражением со стороны. Такой тяжелой и кровопролитной битвы, как на Куликовом поле, ордынцы еще не видели.

При этом стоит отметить, что татары имели преимущество в численности бойцов и в целом выглядели более активно. Они теснили русские войска и считали, что уже вскоре одержат победу.

Как вдруг, в битву вмешалась кавалерия Донского во главе с князем Владимиром Андреевичем. В результате бойцы Мамая обратились в бегство, оставив на поле брани много погибших и раненых.

По окончанию битвы, израненного Дмитрия Ивановича нашли под деревом.

Дмитрий Донской на Куликовом поле

Именно славная победа в Куликовской битве над войском Мамая стала причиной того, что московского князя начали называть Дмитрием Донским.

Обе стороны потеряли сотни тысяч воинов, в результате чего Куликовское поле превратилось в настоящее кладбище. Не случайно Куликовскую битву знают еще, как Мамаево побоище, или Донское побоище.

Куликовская битва

На протяжении еще 8 дней русичи хоронили своих соотечественников.

Интересен факт, что Ягайло, находясь в относительной близости к месту сражения, увел свои войска обратно, когда узнал о победе Дмитрия над Мамаем.

Московское княжество и судьба Руси

По словам Льва Гумилева, Куликовская битва была больше, чем борьба за территорию, — речь шла о защите культуры и традиций. Эта битва стала кульминацией сложной геополитической драмы: совместной экспансии Востока и Запада, которые наступали на Русь вместе. Мамай олицетворял угрозу со стороны исламизма, а генуэзцы и литовцы – со стороны католицизма.

Победа на Куликовом поле дала Руси основу для объединения на протяжении веков. Эта битва изменила страну и образ мышления людей, которые стали воспринимать себя как единое целое. Она продемонстрировала развивающуюся независимость русских земель от монгольского владычества и стала гигантским шагом для Московского княжества в его восхождении к руководству русским народом.

Будучи прежде захолустьем, Москва в XIV веке приобрела особый статус благодаря тому, что в конце 1370-х годов московский князь Дмитрий умело воспользовался нестабильной обстановкой в Орде и сумел добиться определенной независимости.

Эта битва определила будущее лицо российского государства, поскольку Московское княжество необратимо утвердилось как политический центр объединения русских княжеств.

Ровно 100 лет спустя, в 1480 году, потомок Дмитрия IV Иван III, которому приписывают создание централизованного российского государства, положил конец господству Монголии над Русью. Как говорят летописи, он делал это с памятью о Куликовской битве.

Русское государство, которое к тому времени было независимо от Орды фактически, обрело и формальную независимость. И для ее получения не потребовалось даже сражения: это было двухмесячное стояние армий противников на реке Угре. Ни одна из армий не решилась ее форсировать. Но если войска Ивана III защищали свою землю, то хан Ахмат просто не смог переправиться на русскую землю. Все попытки монголо-татарского войска переправиться через Угру жестоко подавлялись огнем русских войск.

Рассказ о Куликовской битве

В VIII веке с юга пришло монголо-татарское войско. Монголо-татары – это кочевые племена. Они занимались разведением скота:  верблюдов, лошадей, коров, овец, коз; кочевали с места на место в поисках новых пастбищ. Они могли не есть по два-три дня и легко переносили холод. Даже между собой монголо-татары редко жили в мире, а уж с другими народами постоянно враждовали. Их знали, как людей жестоких и свирепых. Почти 250 лет  они хозяйничали на русской земле и взимали  дань. Все попытки освободиться терпели неудачу.

В 1359 г. начал править старший сын Ивана Красного — Московский князь Дмитрий Иванович. Именно с его именем связано начало решительной борьбы за освобождение Руси из-под власти Орды.Русь не смогла дать отпор  Золотой Орде,  т.к. не было мира и согласия между русскими князьями. Князь Дмитрий хорошо понимал, что для успешной борьбы с монголо-татарами русские княжества должны объединить свои силы. Он разослал по всей Русской земле скорых гонцов со своими грамотами. За 30 дней собрались такое войско, какое еще никогда не собиралось на Руси. Тут были дружины почти всех русских князей, а также ополчения разных городов. Вооружение того времени было очень тяжёлое, с головы до ног воины были покрыты доспехами из меди и железа. На тело надевали разного рода броню: кольчуги, панцири и др. Оружием были копья и стрелы. Кроме стрел и копий употреблялись мечи, кинжалы, ножи, сабли, топоры.

На битву князь просил благословения у  Сергия Радонежского – основатель Троицкого монастыря под Москвой. Он дал Дмитрию двух монахов своего монастыря, прославленных на Руси воинов – Пересвета и Ослябю. Сергий не только дал благословение на поход, но и предрек славную победу русскому войску.

10 августа 1380 года русская армия вышла из Кремлевских ворот. Князь Дмитрий стремительно повёл свою рать на юг – навстречу войску монгольского правителя Мамая. Сошлись войска на Куликовом поле, там, где река Непрявда впадает в Дон.

Войска перешли Дон и утром 8 сентября 1380 года началась битва. Существует легенда, что сражение началось с поединка двух воинов – богатырей. Из вражеских рядов выехал на могучем коне телохранитель Мамая – Челубей. Этот вызов принял богатырь Пересвет. На всём скаку ударили друг друга копьями, и оба погибли. Едва Челубей упал из седла, вражеская конница двинулась в бой и быстро смяла Передовой полк.

Русские несли большие потери, был убит сражавшийся в большом полку в доспехах великого князя и под его знаменем боярин Михаил Бренок. Князь Дмитрий бился в том же полку в доспехах простого воина. Он снял с себя княжеское одеяние, надел доспехи простого воина и встал в первые ряды своей дружины. «Хочу с вами общую чашу испить», — сказал он своим воинам. Удар копья свалил князя, он был ранен, но выжил.

Страшная битва длилась почти целый день. Начали было монголы одолевать, но в тыл им обрушился засадный полк – татары и хан Мамай обратились в бегство. Бежали они так быстро, что русские воины не смогли их догнать. Войско Мамая было разгромлено. Победа русских была полной.

Многие славные сыны Родины полегли на Куликовом поле. Восемь дней хоронили погибших на поле  битвы. 

В честь победы в этой  битве  князя – полководца прозвали Дмитрием Донским.

Великая победа на Дону  имеет огромное значение в истории русского народа. Она произвела решительный перелом в отношениях Руси к её диким завоевателям. Русь за время своего существования не раз переживала трудные времена и на ее долю выпало немало испытаний. Но наш народ всегда находил в себе силы преодолеть все  невзгоды и сохранял веру и  надежду на лучшее будущее.

Буду рада, если Вы нашли здесь полезную для себя информацию. Заходите еще на Kidside

Мамаево побоище

Дата Куликовской битвы — 8 сентября 1380 года. Произошло Куликовское сражение на одноименном поле на юго-востоке Тульской области, где река Непрядво впадает в Дон.

Перед битвой произошло благословение армии святым Сергием Радонежским, хотя это событие в ранних источниках не упоминается. По одному из мнений, Сергий благословлял армию перед битвой на реке Воже, но после был «перенесен» авторами на более значимое событие.

К концу дня 7 сентября русские солдаты уже были выстроены в боевые порядки. Вечером и ночью стороны наблюдали друг за другом, и утром были готовы к сражению. Князь Дмитрий Иванович перед побоищем поменялся одеждой с князем Михаилом Бренком, который после окончания был найден убитым в окружении многих перебитых воинов, защищавших его.

Сражаться начали только в полдень: до этого над Куликовым полем висел туман, мешающий войскам. В то же время подтянулись татары. Сперва произошли несколько коротких стычек передовых отрядов, затем состоялся легендарный бой татарина Челубея с монахом Пересветом (возможно, этот эпизод является вымыслом), в результате которого оба умерли. После этого началась битва, хронологию которой восстановить подробно практически невозможно.

Сперва преимущество было на стороне татар: центр и левый фланг русских едва не были прорваны, им также удалось разбить полк левой руки. Возникла угроза нападения врага на большой полк с тыла. Только когда татары прорвались к реке и оставили тыл без прикрытия, на них напал засадный полк. Одновременно началось наступление полков литовских князей Андрея и Дмитрия.

Битва закончилась к вечеру. У Мамая не было дополнительных сил, чтобы закончить или хотя бы прикрыть отступление, и засадный полк преследовал неприятеля еще 50 верст, перебив много солдат. Князь Дмитрий Донской был сбит с коня и контужен, но жив — его нашли под березой в бессознательном состоянии.

Дмитрий Донской

Дмитрий Иванович Донской (1350-1389 гг.). Великий князь владимирский и московский, сын князя Ивана II Ивановича Красного, внук Ивана Калиты. Утвердил руководящее положение Москвы в русских землях. Трижды отражал нападения на Москву литовского князя Ольгерда. При его правлении в Москве построен первый каменный кремль.

Наставником юного князя стал митрополит Алексий, который недавно вернулся из Золотой Орды. Пик ордынского могущества миновал – там начались междоусобные войны. Ханы убивали друг друга в сражениях, раздирая на части некогда огромное государство.

Алексий видел своими глазами, как старый враг познает все ужасы междоусобицы. Алексий (Елевферий Бяконт 1293-98?-1378 гг.) – митрополит киевский и всея Руси, государственный деятель, славился исключительными знаниями и талантами дипломата. Неоднократно посещал Золотую Орду. По просьбе ордынского хана Джанибека исцелил его супругу от слепоты. Канонизирован православной церковью в лике святых.

Князь Дмитрий учился двум наука: воевать и править. Под мудрым руководством митрополита он продолжал собирать русские земли вокруг Москвы, расширяя границы державы. Теперь ему подчинялись и некогда независимые города и княжества. Дмитрий даже начал чеканить собственную монету.

«Теперь нужно было, чтобы сложились конкретные обстоятельства, ведь это Мамай. Дмитрий Иванович, князь Московский Великий осознал: настал час стряхнуть иго, либо встряхнуть его так, чтобы путы полопались или хотя бы частично ослабели», – Кипнис Борис, военный историк.

Бейлербей Мамай

В это время власть над половиной ордынских владений захватил воевода Мамай, которому покорились земли от Крыма до Волги. Даже ордынская столица Сарай-Берке склоняла перед ним голову.

Мамай – татарский темник (воевода) Золотой Орды при хане Бердибеке. Не будучи потомком Чингисхана, Мамай не мог претендовать на ханский титул и верховную власть, однако имел сильное влияние в войсках.

Женился на дочери Бердибека, благодаря чему стал фактически правителем значительной части Золотой Орды.

Воспользовавшись настроениями в Орде, московский князь Дмитрий отказался платить Мамаю налог в том размере, который требовала Орда.

«Это, конечно, в первую очередь, был очень талантливый администратор. То есть человек, который управлял политическими процессами. Это не рубака, сорвиголова, воин, который на лихом коне впереди всех несется в битву. Это как раз, как сказали бы у нас на Руси, муж думающий».

Чтобы удержать бразды правления, Мамаю было необходимо наказать непокорного князя. Требовался победоносный поход на Москву. Дело шло к войне.

Съезд князей

В 1374 году в Переяславле собрались князья всей Северо-Восточной Руси. Тогда Дмитрий Иванович и предложил им объединить силы в борьбе с Мамаем.

«После колоссального перерыва век, больше чем в век князья северо-востока и северо-запада собираются на съезд в Переяславле. Это говорит о том, что мы снова стали осознавать себя как некая самостоятельная и монолитная сила», – Жуков Клим, историк-медиевист, писатель.

Полного единства между князьями не было, но многие правители понимали, что Мамаю нужно дать отпор. На границе то и дело происходили стычки с ордынскими отрядами.

Битва на реке Воже

В 1378 году Мамай отправил на Русь отряд мурзы Бегича. На реке Воже его встретили войска Дмитрия.

Ордынцы действовали согласно излюбленной тактике, которая не изменилась со времен хана Батыя. Она основывалась на постоянном маневрировании. Легкая конница нападала на врага, осыпая его стрелами. Неприятель бросался в бой, но конница уносилась прочь. Ей на смену приходили свежие силы, обстреливая врага – обходили с флангов, проникали в тыл, били в спину.

Лишь когда противник останавливался в изнеможении, они нападали всерьез. Измотанный враг уничтожался ударом главных сил.

Дмитрий не дал ордынцам воспользоваться их тактикой. Он вывел объединенную армию многих княжеств и разбил Бегича при попытке перейти реку Вожу.

Это поражение сильно пошатнуло авторитет Мамая.

«На Руси понимали, что Мамаю в его щекотливых обстоятельствах нужна победа и только победа, иначе, если он не одолеет московского вассала, его татары свои сожрут во главе с Тохтамышем и не подавятся. Значит, вопрос вставал очень остро. Надо было выбирать, за кого, и как дальше тогда жить», – Кипнис Борис, военный историк.

Дмитрий Иванович знал, что в новой войне потребуется больше сил, чем в битве с Бегичем. Орда оставалась Ордой. И союзников у нее было немало, в том числе, и среди русских князей (например, Олег Рязанский). Его земли ближе всех к Орде. На чью сторону он встанет? А как поведет себя западный сосед Москвы – Великое княжество Литовское? Не ударит ли в спину, когда московское войско отправится на войну?

Разгром Мамая привел к правлению Тохтамыша, который позже сжег Москву

Проиграв Донскому, Мамай не смог удержать власть в Орде своих руках и его сверг татаро-монгольский правитель Тохтамыш. Завоевав власть и набравшись сил, новый хан двинулся на Москву. Подойдя к воротам, Тохтамыш встретил яростное сопротивление в лице московских и литовских воинов. Поняв, что это может продлиться долгое время и привести к истощению собственного войска, хан пошёл на хитрость.

Вступив в сговор с нижегородскими князьями он послал их на переговоры. Посланники убедили жителей Москвы в том, что сдаться это лучший вариант из возможных. Взяв слово, что Тохтамыш не причинит вреда москвичам. Сопротивляющиеся открыли ворота, и впустили войска хана. Но хан не сдержал слово и разграбил город, сжёг его дотла.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector