Неделя о самаряныне

В Неделю о самарянке

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Когда самарянская женщина спешно вернулась в свой городок и стала звать соседей пойти и посмотреть на Христа, она говорила: Пойдем! Вот человек, который сказал мне все, что я сделала! И народ собрался и слушал, что у Христа было им сказать.

И мы иногда думаем: как тогда было просто! Как легко эта женщина смогла поверить, и как ей было просто из только что пережитого потрясающего опыта повернуться к другим и сказать: «Идемте послушать человека, который говорит, как никто другой никогда не говорил, человека, который без моего единого слова заглянул и прозрел глубины моего сердца, мрак моей жизни, увидел и понял все!»

Но разве это же не случается с каждым из нас? Христос не сказал ей ничего особо знаменательного, Он ей только сказал, кто она, какова ее жизнь, какой ее видит Бог. Но это Он может нам сказать каждый день нашей жизни, и не в каком-либо мистическом переживании, как это случалось с некоторыми святыми, но самым простым образом.

Если мы обратимся к Евангелию и будем читать его каждый день или время от времени с такой открытостью, которая не всегда нам доступна, мы можем подумать, что Христос держит перед нашими глазами зеркало, в котором мы видим себя, какие мы есть: или радуясь на то, что мы видим, или же наоборот, потрясенные, насколько мы отличаемся от того, чем кажемся, или от наших собственных иллюзий о себе. Христос сказал этой женщине: Позови своего мужа! — и она отозвалась: У меня нет мужа. И Христос ей тогда ответил: Правильно ты сказала: у тебя было пятеро мужей, а тот, кто теперь у тебя муж, тебе не больше муж, чем остальные.

Некоторые духовные писатели комментировали этот отрывок, что Христос как бы сказал ей: Да, ты была в браке со всем, что твои пять чувств могли тебе дать, и увидела, что полноты, удовлетворения ты не можешь найти ни в одном из них; а теперь у тебя осталась только ты сама: твое тело, твой ум, и они не больше, чем твои пять чувств, могут насытить тебя, дать тебе ту полноту, без которой ты не можешь жить.

Не это ли говорит нам Христос, когда мы читаем Евангелие, когда Он ставит нас перед лицом того, чем мы могли бы быть, когда Он зовет нас к величию, к которому мы призваны? Тому величию, которое Павел описывает, призывая нас достичь полноту меры возраста Христова: быть человечными, как Он, подобно тому, как Он есть подлинный человек, достигший полноты всецелой, всеконечной, полной приобщенности, общности с Богом.

Научимся от этой женщины, что и мы — все мы — поворачивались во все стороны, где бы получить пищу мира сего и насытиться, и все мы обнаружили, что насытить нас не может ничто, потому что человек слишком глубок для материальности, слишком глубок и слишком просторен для психологичности, — только Бог может наполнить этот простор и эту глубину. Если бы только мы могли это понять, мы бы оказались в точности в положении этой женщины. Нам не надо встречать Христа у колодца; колодец — это Евангелие, место, из которого может прорваться вода жизни, но это не материальный колодец. Этот колодец — символ, вода, которую нам надо пить — иная вода.

Станем же подражать этой женщине. Придем в чувство, поймем, что все, с чем мы были сопряжены как бы браком, не стало нашим исполнением, и поставим перед собой вопрос: «Кто я в том измерении, в каком меня видит Бог?» И тогда мы можем пойти к другим и сказать: Я встретил человека, который поставил зеркало перед моими глазами, и я увидел себя таким, каков я есть. Он сказал мне все обо мне, — пойдем, посмотри! Пойдем, послушай!.. И люди придут, они станут слушать, и тогда они повернутся и скажут: теперь уже не по твоему свидетельству мы верим, — мы увидели сами, мы услышали сами, и теперь мы сами знаем, и сами верим. Аминь.

Почитание в православии

Фотина – известная в православии святая, о которой благодаря Евангелию знает каждый. Однако храмов, посвященных памяти мученицы, немного.

Храм в Наблусе

Вероятно, первый и самый знаменитый храм Фотины Самарянки построен у колодца Иакова в Наблусе, бывшем Сихеме. Церковь была здесь с IV по VI в., затем ее разрушили. Восстановить ее пытались при помощи России в начале XX в., но этот процесс прервала 1 мировая война. Однако близ дорогого христианам места находился греческий монастырь.


Церковь св. Фотины Самаряныни у колодца Иакова в Наблусе

В 1979 г. здесь от рук иудеев погиб архим. Филумен. Его принуждали убрать кресты и иконы от колодца Иакова, угрожая смертью. Отказавшись, священнослужитель был замучен по подобию Фотины и ее сродников: его ослепили, изранили лицо, нанеся крестообразные раны в издевку над христианством, отрубили пальцы правой руки. О. Филумена похоронили в Иерусалиме.

29

Август

2008 года

Мощи священномученика Филумена обретены нетленными, и тогда же перенесены в восстановленный храм Фотины.

Сейчас среди святынь храма:

  • колодец Иакова, находящийся в крипте;
  • кувшин Фотины, с которым она пришла за водой в памятный день встречи с Господом.

Другие реликвии

В Цветной Триоди в Синаксаре в Неделю о Самаряныне приводится предание, что камень, на котором сидел Господь во время разговора с самарянкой, принесен императором Юстинианов в храм Св. Софии в Константинополе и положен на паперти «от востока, в храм входящи на левой стране». Здесь, повествует Триодь, бывали многие исцеления

В храме св. Софии находилось также «устие» колодца, в который брошена была самарянка и где она скончалась.

Мощи святой Фотины полностью не сохранились. Но на Афоне находится часть ее главы. Место пребывания святыни – монастырь Григориат. Частицы мощей можно встретить в ее иконах, в том числе в России и на Украине.


Беседа Христа с самарянкой. Италия. Венеция. Собор Святого Марка; XIV в.; местонахождение: Италия. Венеция, Собор Святого Марка

Почитание в России и на Украине

Интересный факт

До 1917 г. Фотину особенно любили в народе как врачующую от лихорадки, видимо, на основании Синаксаря из Триоди. Считалось, что от этой болезни она в свое время исцелила своего сострадальца, мученика Севастиана. Высказывались также предположения, что, поскольку обращение Фотины произошло у колодца, Господь дал святой особое благословение освящать воды, а, по народным представлениям, источником лихорадки как раз являлась вода.

В настоящее время в России не сохранилось храмов, посвященных Фотинии Римской. На Украине в Днепропетровской области в селе Диброво образован приход храма св. Фотинии Римской. Случилось это в 2002 г. Строительство церковного здания пока не завершено. Богослужения совершаются в бывшем здании сельского совета. Но будущий храм уже имеет свою святыню – икону св. Фотины с частицей ее мощей.

Иконография

На иконах св. Фотина изображается в красных одеждах мученицы, с крестом в руке. Отличительная черта изображения – головная повязка святой, характерная для Ближнего Востока. Иногда в руке Фотины – свиток со словами, которые она когда-то обратила к встретившемуся ей Господу:

Евангельский сюжет

В четвертой главе Евангелия святой Иоанн Богослов описывает сцену, которой нет у других евангелистов. Он повествует о том, как Христос со своими учениками шел из Иудеи в Галилею. Дорога лежала через Самарию. Здешний народ был сначала верующим в Единого Бога, но после он создал себе также и идолов. Одновременное поклонение Богу и идолам было не одобрено иудеями, поэтому они не допустили их до строительства Иерусалимского храма. Тогда самаряне выстроили свой храм на горе Гаризим. С тех пор иудеи плохо относились к самарянам, старались не общаться с ними.

В евангельском сюжете описывается, как Христос сел возле города Сихема (который евангелист почему-то называет «Сихарь») и стал ждать, пока ученики пошли в город приобрести продуктов. В тот день стояла сильная жара, Он сел около колодца, который Иаков много лет назад дал своим детям.

В этот момент пришла жительница Самарии и стала набирать воду из колодца. Христос хотел пить и попросил у нее воды. Самарянка удивилась, узнав в Нем иудея по внешним признакам или акценту. Она напомнила Ему, что жители Иудеи не разговаривают с самарянами. На что Он ответил, что если б она знала, Кто перед ней, то сама просила бы у Него воды живой. Христос имел ввиду Божественную благодать, но самарянка не поняла и спросила, откуда у Него колодец. При этом она сострила, сказав, неужели Он больше Иакова, который дал им этот колодец.

Христос, не обращая внимания на ее недобрые замечания, ответил, что та вода, которую Он может дать ей, необычная. После нее не будешь испытывать жажду (имелась в виду духовная жажда). Но женщина опять не поняла, и, думая, что перед ней – чародей, попросила этой волшебной воды, от которой больше не захочется пить и не будет нужды приходить на этот колодец за водой.

Христос сказал ей, чтобы она привела сюда своего мужа, чувствуя, что идет дело к проповеди веры. Самарянка не захотела открывать свою личную жизнь и солгала, что мужа у нее нет. Спаситель возразил, что она пять раз была замужем, а сейчас тайно живет с мужчиной, который не является ее мужем. Тогда женщина была сильно удивлена и назвала Собеседника «пророком».

У нее сразу возник к Нему злободневный вопрос: где надлежит кланяться Богу – Иерусалимском храме или на горе Гаризим? Она хотела узнать, кто прав, иудеи или самаряне в проявлении веры. Но Христос ответил, что Бог есть Дух, и кланяться Ему надо не в определенном месте, а в душе.

На это самарянка в задумчивости ответила, что когда придет Христос, то объяснит им все. После чего Он, уже не скрывая, сказал, что это Он и есть. Тут пришли ученики, но не стали интересоваться, почему Он разговаривает с женщиной. Она же, бросив свой кувшин, побежала в город, где всем рассказала, что встретила Христа. Народ пошел посмотреть на Него, и многие тогда уверовали в тот день. Женщине же сказали, что уже не благодаря ее словам они уверовали, а потому что сами увидели Его.

Воскресение о самарянке

Евангелие не сообщает нам имени женщины-самарянки, но Предание Церкви его сохранило, и мы называем ее по-гречески — Фотини, по-русски — Светланой, на кельтских языках — Фионой, на других западных языках — Клэр. И все эти имена говорят нам об одном: о свете. Повстречав Господа Иисуса Христа, она стала светом, в мире сияющим, светом, который просвещает тех, кто встречается с ней.

Каждый святой дается нам в образец и в пример. Мы не всегда можем конкретно повторить действия святого, мы не всегда можем подражательно следовать его путем от земли на Небо. Но от каждого святого мы можем научиться двум вещам. Одно — это, что силой благодати мы можем достичь того, что по-человечески кажется невозможным: стать человеком по образу и подобию Божию, и в этом потемненном, трагическом мире, который во власти у лжи лежит, быть словом правды, знамением надежды, уверенностью, что Бог может победить, если только мы дадим Ему доступ в нашу душу и в нашу жизнь. Прежде всего в нашу душу, потому что, если Царство Божие не водворится в нас, если Бог не воцарится в нашем уме и сердце, как бы пожаром сжигая все, что недостойно и нас самих и Его, мы не можем сиять Божиим светом на окружающий нас мир.

И второе, чему могут научить нас святые, — это понять, что говорит нам их имя. Самарянка сегодня говорит нам о свете. Христос сказал, что Он — Свет миру, Свет, просвещающий каждого человека; и мы призваны дать в наших душах, в наших умах и сердцах, во всем нашем существе приют этому Свету, чтобы в нас и через нас могло исполниться и стать реальностью слово, сказанное Христом: «Так да просветится свет ваш перед людьми, чтобы, видя ваши добрые дела, они прославили Отца вашего, Который на небесах».

Только видя, как мы живем, только по нашим делам люди могут поверить, что свет — есть свет Божий; не по нашим словам — разве только что наши слова — слова такой же правды и силы, как слова Апостолов или даже Самого Христа. Поэтому задумаемся, каждый из нас, о значении нашего имени и о том, как стать тем, чем мы названы.

Самарянка пришла к колодцу не из духовных соображений: она просто пришла, как приходила каждый день, чтобы набрать воды, — и встретила Христа. Каждый из нас может встретить Христа на каждом шагу жизни, когда мы заняты самыми обыденными делами, если только сердце наше настроено правильно, если мы готовы к тому, чтобы принять благовестие, услышать — и ставить вопросы! Потому что самарянка ставила Христу вопросы; и то, что она услышала в ответ, настолько превосходило ее вопросы, что она узнала в Нем пророка, а потом и Христа, Спасителя мира.

Но свет нельзя прятать под спудом; обнаружив, что Свет пришел в мир, что слово Божественной правды звучит теперь среди людей, что Бог среди нас, она оставила все земные заботы и бросилась бегом разделить с другими радость, изумление о том, что она нашла. Сначала она рассказала им, почему она поверила, и когда, может быть, любопытство, а может быть, и убедительная сила ее слов и та перемена, которую они в ней самой могли видеть, привели их ко Христу, они убедились и сами и сказали ей: Теперь мы верим не потому, что ты нам рассказала, — теперь мы сами видели, сами слышали…

Вот чему самарянка учит всех нас: чтобы во всякое мгновение нашей жизни, за самыми незатейливыми занятиями, мы были так открыты, чтобы принять Божественное слово, быть очищенными его чистотой, быть просвещенными Божественным светом и принять его в глубины нашего сердца, принять его всей нашей жизнью, так чтобы люди, видя, чем мы стали, могли поверить, что Свет пришел в мир.

Будем же молиться самарянке, чтобы она научила нас, привела бы нас за руку ко Христу, как она сама пришла к Нему, и служить Ему, как она послужила Ему, став спасением для всех, кто был вокруг нее. Аминь!

8 мая 1988 г.

Статьи на Православие.Ru

Однажды, когда она встретила в этом уединении у колодца Господа нашего Иисуса Христа, совершилось ее духовное перерождение, совершился великий переход от духовной тьмы к свету веры. (MP3 файл. Продолжительность 9:34 мин. Размер 8.8 Mb)

23 апреля / 6 мая 2018 г. Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне. Память великомученика Георгия Победоносца. Сретенский монастырь. Божественная литургия. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 1:21:56 мин. Размер 75.1 Mb)

22 апреля / 5 мая 2018 г. Суббота 4-й седмицы по Пасхе.Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хоры Сретенского монастыря и Сретенской духовной семинарии. (MP3 файл. Продолжительность 2:49:48 мин. Размер 116.6 Mb)

1 / 14 мая 2017 г. Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне. Сретенский монастырь. Божественная литургия. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 1:15:19 мин. Размер 54.3 Mb)

30 апреля / 13 мая 2017 г. Суббота 4-й седмицы по Пасхе. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 2:36:37 мин. Размер 112.8 Mb)

Тот, кто будет пить из этого Источника, воды жизни потекут из него. Каждый из нас напояясь Благодати Святого Духа, любви Божией, становится источником этой Божественной Благодати для всех окружающих. (MP3 файл. Продолжительность 8:04 мин. Размер 5.9 Mb)

27 апреля / 10 мая 2015 г. Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне. День памяти священномученика Илариона, архиепископа Верейского. Сретенский монастырь. Божественная литургия. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 1:24:50 мин. Размер 61.1 Mb)

26 апреля / 9 мая 2014 г. Суббота 4-й седмицы по Пасхе.Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 2:47:03 мин. Размер 120.3 Mb)

Настоящая любовь не ворошит прошлого. Она — настоящая, т.е. ищет возможность помочь здесь и сейчас.

Богослужение воспевает Христа, Который в беседе с женщиной из деревни Сихарь ясно дал понять, что источник воды живой, ведущей человека к вечной жизни – это Он. (MP3 файл. Продолжительность 9:04 мин. Размер 6.6 Mb)

5 / 18 мая 2014 г. Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне. Сретенский монастырь. Божественная литургия. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 1:19:10 мин. Размер 57.1 Mb)

4 / 17 мая 2014 г. Суббота 4-й седмицы по Пасхе.Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 2:35:17 мин. Размер 111.9 Mb)

Это была подлинная духовная революция. Теперь важным становилось именно то, что раньше совершенно игнорировалось, а именно сердце, душевное состояние, остававшиеся в тени обрядов, молитв и жертв.

Неделя пятая. О самарянке

(Простодушная)

Согласно Преданию, девушку самарянку звали Фотиния (Светлана). Именно ее Господь встретил у колодца и через нее обратил к Вере целое селение . Этому событию посвящена пятая неделя по Пасхе.

Самаряне — малочисленная этническая группа, потомки язычников, которые заселили эту землю после пленения Вавилоном израильского народа. Их религиозные представления серьезно отличались от традиционной веры иудеев.

 На то время, когда Господь с учениками ходил по Земле и проповедовал Веру,  иудеи и самаряне уже на протяжении нескольких веков находились во взаимной вражде и друг с другом не общались.

Христос вместе с учениками возвращался в Галилею, на север страны, через Самарию — таков был кратчайший путь. Здесь, недалеко от города Сихем у подножья горы Гаризим Он остановился отдохнуть у колодца Иакова. Ученики же пошли в селение, чтобы купить еды.

В этот-то момент из города за водой пришла женщина с кувшином, приспособленным, чтобы спускать его в глубокий колодец. Иисус попросил ее набрать воды для Него. Как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? — удивилась Фотиния. Если бы ты знала дар Божий, — ответил Христос, — и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую… Господин! Тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у Тебя вода живая? Неужели Ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодец, и сам из него пил, и дети его, и скот его? Иисус сказал в ответ то, чего она никак не ждала услышать: Всякий, кто пьет эту воду, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам, тот не будет жаждать вовек, но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.

Тогда в своем простодушии собеседница Спасителя просит: «Господи, дай мне такую воду, чтоб мне больше не ходить на колодец!» А Христос велит ей идти в город и вернуться к колодцу вместе с мужем, чтоб Он мог разъяснить ей смысл сказанного. «У меня нет мужа», — призналась женщина. «Ты правду сказала. У тебя было пять мужей, а тот, с которым ты живешь сейчас, не муж тебе», — ответил Господь.

Фотиния удивлена прозорливостью Сидящего перед ней, но продолжает спрашивать. Все с той же искренностью и простотой сразу принимается выяснять самый важный для нее вопрос: чья же вера — правая! «Вижу, Господи, что ты пророк! Отцы наши поклонялись Богу на этой горе, а вы, иудеи, говорите, что место поклонения Ему — в Иерусалиме». Поверь Мне, — отвечает Христос, — что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.

Знаю, — не унимается Фотиния, — что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все.

На что Господь отвечает прямо этой бесхитростной женщине: Это Я, Который говорю с тобой. Что должно было произойти в ее душе? Она бежит в город, где рассказывает о прозорливом Страннике, заговорившем с ней: не он ли Христос? И тогда жители Сихема выходят к колодцу. Господь по их просьбе два дня пробыл в этом городе, и многие уверовали в Него.

Это событие и вспоминает Церковь в послепасхальные недели. И применяет к нам слова, сказанные Христом самарянке. В кондаке это отражено так: «На середине праздника законного Ты, Творец всего мира и Владыка, возглашал присутствующим, Христе Боже: “Приходите и зачерпните воды бессмертия!” Потому мы припадаем к Тебе и с верою взываем: “Даруй нам милости Твои, ибо Ты — источник жизни нашей!”»

В отличие от расслабленного, дальнейшая судьба самарянки Фотинии нам известна: она крестилась и в 66 году, при императоре Нероне, за христианскую веру приняла в Риме мучения и смерть, вместе с сыновьями Иосией и Виктором (Фотином), а также сестрами Анастасией, Параскевой, Кириакией, Фото и Фотидой. Предание говорит, что благодаря самарянке ко Христу обратилась дочь императора Нерона Домнина, также впоследствии пополнившая сонм христианских мучеников.

Перед иудеями Господь совершил множество чудес. И они, хорошо знавшие Писание, требовали знамений, что Он истинный Бог. А самарянка, которая не знала Св. Писания, сразу в Него уверовала. Почему? Когда Господь указал ей на ее греховность, она сразу признала себя грешницей. Это начало покаяния… И это открыло ей глаза, ибо покаяние открывает двери познания Бога. Знание Бога быть только внутреннее, сердечное. Никакое внешнее знание христианских истин не приближает к Богу, приближает только покаяние.

Мудрость святых отцов. О благодати Святого Духа

  • Как источник не возбраняет черпать желающему, так и сокровище благодати никому из людей не возбраняет стать его причастником.
  • Благодать делается для человека стеною и укреплением и охраняет его от века сего для жизни века будущего.
  • Явление благодати приносит усладу, безмолвие и сокрушение.
  • Волны благодати согревают ум и душу.(Преп. Ефрем Сирин)
  • Процветая Духом благодать не в ком другом бывает, а только в умертвившем себя греху. (Свт. Григорий Нисский)
  • Когда благодать овладевает пажитями сердца, тогда царствует она над всеми членами и помыслами, ибо там ум и все помыслы и чаяния души.
  • … Если не явятся свыше небесные облаки и благодатные дожди, ни в чем не успеет трудящийся земледелец.
  • … Ожидающему от Бога приять семя благодати надлежит сперва очистить землю сердца, чтобы падшее на нее семя Духа принесло совершенные и обильные плоды.

Воскресение. О самарянке

Ин., 4:5-42

В сегодняшнем Евангелии есть слова, которые могут обрадовать всякого человека, если он найдет в себе правдивость и силы посмотреть на себя и на свою жизнь без лжи.

Христос, обращаясь к самарянке, ей говорит: Как хорошо ты сказала, что у тебя нет мужа — поистине ты правду сказала!.. Разумеется, не хвалил ее Господь за прошлую жизнь, но за то, что она была способна правдиво и истинно на эту жизнь посмотреть и правдиво о ней сказать: Как хорошо, что ты так сказала, ты правду рекла…

Дальше разговор вдруг меняется: в то мгновение, когда она видит, что этот Человек может говорить не о земном, а о чем-то более глубоком, более основном, она уже не спрашивает Его о воде, о колодце, — она Ему говорит: Наши отцы поклонялись на этой горе, а вы говорите, что в Иерусалиме надо поклоняться Богу; где же правда?.. Все забыто: и черпало забыто, и жажда, и далекий путь из Самарии, — остался один основной вопрос: где поклоняться Богу, как поклоняться так, чтобы Господь это поклонение принял? И потому что эта женщина имела правду в своем сердце и была способна без лжи на себя взглянуть, без лжи сказать о себе истину, Христос ей открыл, что Богу надо поклоняться в духе и истине.

Бог может спасти каждого из нас, но Он ничего не может сделать, если мы лжем перед собой и лжем перед Ним. Он может спасти того грешника, которым мы являемся, Он не может спасти того иллюзорного праведника, которого мы стараемся представить собой и которым мы не являемся. Если мы хотим поклониться Богу, то мы должны поклониться Ему в истине, в правде, в честности и в доброй совести, — тогда Бог делается нам доступен.

И еще: поклоняются Богу и не тут или там, поклоняются Богу в духе своем и в сердце своем, всей правдой, всей истиной, всем пламенем своей жизни. Поклонение Богу не заключается в том, чтобы в одном или ином месте приносить Ему молитвы, которые с кровью вырвались когда-то из чужих сердец; поклоняться Богу — это значит стоять во всей правде и неправде своей перед Богом, но истинно перед Ним стоять, видеть в Нем своего Господа и Бога и поклоняться перед Ним, видеть в Нем то, что Он представляет: святое, дивное, прекрасное.

Если мы так поклоняемся Богу, то это поклонение должно пойти далеко за пределы хвалебных песней церковных или даже покаянных наших слов; поклонение Богу должно стать всем в нашей жизни. Каждый раз, как мы творим правду и правду говорим, каждый раз, когда мы творим добро и проявляем любовь, каждый раз, когда мы достойны своего имени человека и имени Божия, мы поклоняемся Богу духом и истиной.

Вот станем этому учиться; но начать мы можем только с того, чтобы перед собой, перед Богом, перед людьми встать в правде нашей, какие мы есть, и поклониться всей жизнью нашей, и словом и делом. Аминь.

19 мая 1968 г.

Неделя 5-я по Пасхе.

О самаряныне

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Когда Христос разговаривал с самарянкой, Его ученики дивились: как Он может говорить с чужим человеком? Но Бог есть Бог всех; всех сотворил Господь, всех объемлет Его любовь, ко всем пришел Христос, ради всех Он жил, ради всех Он умирал, для каждого Он пережил Богооставленность, и в таинственный, страшный ад каждого человека Он вошел. Ученики еще делили людей на своих и чужих; Христос всех объемлет одной любовью. И мы призваны, будучи Христовыми, так же и относиться ко всем, ради которых пришел Спаситель на землю, ради которых Отец отдал Своего Единородного Сына на смерть.

Так ли мы относимся к людям? Не делим ли мы их на «своих» и на «чужих», на друзей и на врагов? Мы призваны не к друзьям Божиим, а к «врагам» Божиим идти с благовестием о спасении, с благовестием о новой жизни, которая в Боге и которая им дается.

В конце сегодняшнего Евангелия Спаситель говорит: Поля уже побелели, жатва уже готова, а делателей — мало… И когда мы оглядываемся на христианское общество, на свою Церковь и на все Церкви, которые именем Христа себя называют — и справедливо! — разве мы не ужасаемся при мысли, что нас столько, а слово Божие умирает в нашей среде? Прозвучит — и умрет, прогремит — и больше ничего не слышно… Мы призваны Христом быть Его присутствием на земле, Его свидетелями; мы призваны быть на земле как бы продолжением Его воплощенного присутствия; больше того, если можно это сказать: присутствием и Христа, и Духа Святого, живущего в нас. И что? — миллионы вокруг нас жаждут; жаждут слова истины, жаждут слова надежды, слова любви, слова веры, жаждут, чтобы к ним пришел вестник от Христа, в котором они могли бы узнать Того, Кто его послал: Спасителя, не Судью, а Друга, способного сказать Иуде самому «друг Мой»… Поля побелели, миллионы жаждут, миллионы изголодались; а мы живем замкнутой, пугливой жизнью.

Когда самарянка услышала о Христе слова, которые дошли до ее души, пролились в эту душу, как живая вода проникает в иссохшую землю пустыни, — она все бросила; она забыла, зачем пришла к колодцу; она поспешила в город, чтобы поделиться с людьми чудом: она встретила Того, в Ком она почуяла Мессию, Спасителя мира Христа. И то, что она говорила и что с ней случилось, было таково, что люди поверили ее слову и пошли ко Христу… Кто, слыша наше слово, готов все бросить, все напрасные поиски, для того, чтобы прийти ко Христу, Который есть и Истина, и Путь, и Жизнь? Наше свидетельство тускло, бледно; ее свидетельство было подобно пламени; оно было прозрачно, как свет: люди слышали свидетельство и не видели женщину. Когда мы говорим, как часто люди видят только нас и не слышат слова, которое звучит, которое должно было бы прогреметь через нас, через нашу прозрачность доходить до них, как жизнь.

А затем, придя ко Христу, люди говорили этой женщине слова, к которым мы относимся часто болезненно: уже не по твоему слову мы верим, — мы сами видели!.. Как часто нам хочется, чтоб человек вспомнил с благодарностью о том, что мы его привели ко Христу, мы ему открыли дверь Церкви, мы ему дали радость, надежду, зачаток веры… С какой готовностью самарянка стала незаметной; с ней случилось то же, что было с Иоанном Крестителем: Христос вырос во весь рост перед людьми — и они забыли про Иоанна…

Подумаем и мы над нашим местом в деле спасения. Как часто я слышу людей, говорящих: почему нас мало? Почему это дивное провозглашение Православия не зажигает, не просвещает всех вокруг? — потому что мы тусклы! Потому что наше слово слабо, потому что мы боимся провозглашать всем голосом — и не голосом только, а всей жизнью — наше, или, вернее, Божие благовестие.

Задумаемся же над самарянкой. Христос пришел ко всем; Он нам возвестил, что придет время, когда не тут и не там надо будет искать истинных поклонников Богу и Отцу, что те, кто поклоняется Ему, должны поклоняться Духом и Истиной. Но этот Дух, эта Истина должны просиять через нас; мы посланы в мир, мы — апостолы Христовы, мы — свидетели Его, и по нам будут судить Христа… Подумаем над нашей ответственностью и с радостью поделимся тем богатством, тем счастьем, той верой и надеждой, тем ликованием, которые дает нам Христос. Аминь.

20 мая 1984 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector