Фомина неделя

Красная горка. Народные традиции

«Красная горка» — чисто народная традиция в названии праздника. Весна в это время уже вступает в свои права, но снег всегда начинает таять с пригорков, которые и украшаются первые молодой зеленью и цветами. «Красный» — значит «красивый», «прекрасный»: собираясь в этот день на гулянье, поселяне часто выбирали себе самый приглянувшийся пригорок, отсюда и усвоилось соответствующее наименование дня.

Красная горка в народном понятии — наиболее подходящее время для бракосочетания. Начиная с Фоминого воскресенья после длительного великопостного перерыва возобновляется совершение таинства венчания. Русские пословицы говорили: «На Красную Горку девок разборка»; «Сочтемся весной на бревнах — на Красной веселой Горке, сочтемся-посчитаемся, золотым венцом повенчаемся». На Руси именно на этот день, Фомино воскресенье, приходилось больше всего свадеб, устраивались гуляния, хороводы, сватовства. Повсеместно девушки ходили по улицам и пели веснянки. Красная горка была одним из самых любимых праздников в дореволюционной России.


М. Боскин. «Хоровод», 1910 г.

В Верхнем Поволжье канун (суббота) или Фомино воскресенье назывались «Вьюнишник» или «Кликунишно воскресенье», потому что в этот день, после богослужения, деревенская молодежь целыми толпами подходила к тем домам, где проживали молодые супруги, венчанные в минувший мясоед, и кричала: «Молодая, молодая, подай вьюнца (молодого), а не подашь вьюнца, будешь ветреница». Кричали, пока в избе не откроется окошко и молодая не подаст крашеных яиц и пирогов. В некоторых регионах к молодежи примыкали и женатые мужчины и женщины и тоже кричали: «Вьюн да вьюница, подайте кокурку да яйцо, — если не дадите, вломимся в крыльцо». Кокурка — это большой, круглой формы, пшеничный пирог с изюмом: он пекся теми женщинами, которые первый год живут замужем, и предназначался для подруг-девиц, которым и вручался с низкими поклонами и с безмолвной просьбой, чтобы девицы принимали гулять с собой и молодых, недавно обвенчавшихся женщин. Та девица, которая принимала кокурку из рук молодой, отдавала треть этого каравая молодым, другую треть — мужчинам, старым женщинам и ребятишкам, а прочее уносилось в дом и было съедено девицами при пении песен.

История Радоницы

Согласно поверьям, день усопших отмечался ещё в языческие времена. Народности Скандинавии и Западной Европы свято верили в существование загробного мира. Особенно этим знамениты викинги. Жители Средневековья считали, что после смерти душа покидает тело человека и отправляется в мир иной. Там дух усопшего продолжал заниматься своим ремеслом и жить в абсолютном благополучии и наслаждении. Поэтому после погребения теланачинались торжественные мероприятия с богатыми застольями. Такие поминальные гулянья назывались тризнами.

Видео 1. Тризна. Поминание предков

Основная задача громких церемоний состояла в задабривании душ ушедших. Потому как считалось, что настроение усопшего зависит от настроения живых. Люди побаивались обижать мёртвых, считая, что духи могут повлиять на те или иные события. В последствии к местам погребения усопших стали приносить приношения. Такой обряд получил название Радуница. В последствии слово сменило произношение и теперь день приношений называется Радоница.

Радоница. Народные традиции

Вторник Фоминой недели носит название «радуницы» или «радоницы». В этот день православная Русь обыкновенно поминает своих сродников. Накануне крестьянские женщины пекли пироги, пшеничные блины, оладьи, кокурки, приготовляли пшенники и лапшевики, варили мясо, студень и жарили яичницу. Со всеми этими яствами они отправлялись на погост, куда приходил и священник с причтом, чтобы служить на могилах панихиды. За панихиды женщины, собравшись человек по пять, угощали духовенство пирогами, студнем и кашей. Так как во время богослужения женщины поднимали плач на голоса, с причитаниями и завываниями, то мужчины старались не посещать такие панихиды, чтобы не видеть женских слез. Духовенство, отведав угощения, расходилось по домам. И после этого на погост приходили мужчины, начинали пир на могилах. Крестьяне христосовались с умершими сродниками, поминали их, зарывали в могилы крашеные яйца, поливали брагой, убирали их свежим дерном, поверх которого ставили различные лакомые блюда.


Ф.С. Шурпин. Этюд к картине «Радоница». Вторая половина ХХ в.

Когда яства были расставлены, крестьяне окликали загробных гостей по именам и просили их попить-поесть на поминальной трапезе. Но, угощая покойников, крестьяне не забывали и себя, так что к концу поминания на кладбище обыкновенно бывало много пьяных. Такое же происходило и на городских кладбищах, куда в день «радуницы», для пресечения безобразий, прибывали усиленные наряды полиции.

Почитание св. апостола Фомы

В православии именем Фомы называется восьмой день по Пасхе, приходящийся на воскресенье, — Фомина неделя. В церковном обиходе Фомину неделю именуют также Антипасхой, поскольку она приходится на первое воскресение после Великого Дня. Буквально «Антипа́сха» происходит от греч. «ἀντι» — «вместо», т.е. «напротив» Пасхи. Первое упоминание об Антипасхе содержится в антиохийских по происхождению «Апостольских постановлениях» (около 380 года), а описание иеросалимского богослужения в этот день — в «Паломничестве Эгерии» (около 400 года). В древней Церкви наиболее многочисленное крещение неофитов было принято совершать в Великую субботу, первые восемь дней после новокрещенные ходили в белых одеждах и снимали их в восьмой день, то есть в Антипасху.

Память св. апостола Фомы также совершается 19 (6 ст. ст.) октября, 13 июля (30 июня ст. ст.) — Собор двенадцати апостолов. В честь ап. Фомы названы остров Сан-Томе и столица государства Сан-Томе и Принсипи город Сан-Томе. Имя Фомы носит так называемое «Евангелие от Фомы» — гностический апокриф.

Самое древнее свидетельство о захоронении апостола Фомы встречается у Ефрема Сирина. Другое — в апокрифах, где сообщается о проповеди и мученической смерти апостола Фомы на северо-западе Индии. О посещении гробницы ап. Фомы в XIII-XIV веках писали многие путешественники. В 1293 году Марко Поло (1254-1324 гг.) посетил Индию. В своих записках он сообщит о посещении гробницы апостола Фомы в Индии, в области Малабар, и назовет местных жителей «христианами апостола Фомы». В это же время о своем посещении гробницы святого апостола Фомы в Индии сообщит и известный миссионер и исследователь Джованни из Монтекорвино (1246-1328 гг.). А несколько позже, в 1324 году, и монах-францисканец Одорико (ок. 1274-1331 гг.) из Порденоне напишет о своем путешествии и поклонении апостолу Фоме на месте его захоронения.

Мощи святого апостола Фомы пребывали в Индии до IV века. Позднее они попали в Эдессу, затем на греческий остров Хиос, а позже в Италию, в Ортону, где останки и находятся с 6 сентября 1258 года по настоящее время в Базилике Святого Фомы. Но и после перенесения мощей святого место его погребения в Индии почиталось как святое. В «Англосаксонских хрониках» при описании событий 885 года упоминается король Альфред, дающий обет в случае победы сделать богатые пожертвования в далекие святилища, и в том числе святому апостолу Фоме в Индии. Во многих документах о местонахождении гробницы апостола Фомы говорится о Мелипуре (Малаи-пурам), что в переводе означает «город на горе». Но начиная с VII века документы упоминают город Каламин. Вот что писал об этом святой Исидор из Севильи (636 г.): «В действительности, пронзенный копьем, он (апостол Фома) погиб в городе Каламине, в Индии, и там же был погребен с почестями за 12 дней до январских календ (21 декабря)». В латинских молитвенниках того времени упоминался город Каламин как место в Индии, где апостол Фома претерпел мучения и был погребен. Когда португальцы в 1517 году нашли город Каламин, большая часть его древних руин уже ушла под воду. Тем не менее местные жители указывали на место, которое называли «гробницей апостола Фомы». Это была небольшая прямоугольная церковь с приделами, очень древняя и уже разрушенная, в которой не было никаких изображений, только кресты. Помимо Ортоны, части мощей святого апостола Фомы есть в Индии, Венгрии и на Афоне.

Красная горка в 2021 году – традиции

Вопрос, какого числа отмечают событие, появляется каждый год. Ведь праздник приходится на разные даты. Помимо этого, в народе сохранились традиции этого торжества. Многие из них остались с языческого периода. Раньше праздник отмечали несколько дней, сейчас же принято это делать только в воскресенье.

Красная горка посвящена не только наступлению теплого периода, но и молодым женщинам. Было принято выходить на горку и звать весну. Такой ритуал считался самым первым. Перед рассветом девушки шли встречать светило, о котором рассказывали всему селению.

Затем необходимо было сходить на могилы усопших родственников. На кладбище убирали, оставляли угощения. Потом наступали гулянья, в которых принимали участие все, в том числе и молодые, и пожилые люди.

Фомина неделя. Событие и история

Богослужение первой послепасхальной недели посвящается воспоминанию явления святым апостолам Христа Спасителя на восьмой день по Своем Воскресении. Фома (в переводе с евр. «близнец»), ро­дом из га­ли­лей­ско­го го­ро­да Па­не­ады, был избран Исусом Христом как один из двенадцати апостолов, о чем нам сообщают евангелисты Матфей, Марк и Лука (Мф. 10:2-4, Мк. 3:14-19, Лк. 6:13-16). Иоанн Богослов сообщает об участии ап. Фомы в нескольких событиях евангельской истории, в том числе об уверении Фомы. В самый день Воскресения Христова, вечером, все апостолы, кроме Фомы, были вместе, и двери были заперты. Вдруг явился им Исус Христос и приветствовал их словами: «Мир вам!». Ученики испугались, думая, что это привидение. Но Он сказал им: «Что смущаетесь? Это Я Сам», — и при этом показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики возрадовались, что видят Господа. Потом Он дунул на них и сказал: «Приимите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся, а на ком оставите, на том останутся». Когда пришел Фома, другие ученики говорят ему: «Мы видели Господа». Но Фома ответил им, что он до тех пор не поверит, пока сам не увидит и не осяжет ран на Теле Господа (Ин. 20:25). Через восемь дней ученики снова были вместе и Фома с ними. Двери были заперты. Исус Христос явился им и сказал: «Мир вам!». Потом, обратившись к Фоме, прибавил: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои, подай руку твою и вложи в ребра Мои, и не будь неверующим, но верующим». Фома воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20:28), точно исповедуя, таким образом, как пишет бл. Феофилакт Болгарский, Божественное и человеческое естество Христа Спасителя. А Исус Христос сказал ему: «Ты поверил потому, что увидел Меня, но блаженны не видевшие и поверившие!». Господь, снисходя к немощи человеческой, явился вновь, чтобы позволить неверовавшему апостолу чувственно убедиться в истине произошедшего великого события: ибо Он воскрес в той же самой плоти, в которой пострадал на кресте.

Евангельское повествование оставляет неясным, вложил ли Фома на самом деле свой перст в Христовы раны или нет. По мнению одних богословов, Фома отказался сделать это, другие же считают, что Фома прикоснулся к ранам Христа. По преданию, св. Фома имел от рождения два сросшихся между собой средних перста, но как только он сподобился вложить их в ребра Господни, они тотчас приняли обычное положение. Сюжет уверения Фомы стал популярным сюжетом евангельской иконографии. Выражение «Фома неверующий» стало нарицательным и обозначает недоверчивого человека.

Красная горка – что за праздник у народа?

Истоки Красной горки с языческих времен начало ведут. В этот день отдавалась дань Славянскому языческому Богу Солнца – Ярило. Название этого праздника исходит от слова «Красная» — что означает красивая.

Легенда гласит о том, что этот праздник отмечали в день, когда весеннее солнце своим теплом растапливало снег, лежащий на пригорках и холмах, тем самым обнажая их вершины. Люди встречали весну. В эти дни по традиции были приняты игры – ярилки, которые должны были соответствовать требованиям культа плодородия и бракосочетания.

Люди угощали друг друга пирогами и караваями, а так же праздничной яичницей. После адаптации народного календаря христианством, было решено включить этот праздник в православный календарь.

Исторические письмена ведают — народ с вечера собирался на холмах и пригорочках, и встречал рассвет, отдавая дань Богу Солнца. Женская часть населения была заводилами, они игры устраивали и веселые яркие хороводы водили. Как раз на Красную горку люди играли свадьбы, ибо считалось, что заключенные в сей день браки будут полны счастьем и долголетием.

Что такое чистый четверг —  интересные традиции и обычаи.

Православная Радоница: история и традиции

Слово Радоница образовалось от слова род, позже православие нашло связь праздника со значением радость. Праздник Радуница – от слова радоваться – символизирует радость Воскрешения Христа и с каждым годом приближающееся всеобщее воскресение из мёртвых.

История праздника уходит в древние времена. Весной у славян издавна было принято поминать умерших. Устраивались шумные гуляния с жертвоприношениями. Радуницам – божествам, охраняющим души погребённых, – древний народ приносил жертвы, чтобы наступающим год был урожайным, принёс достаток всем нуждающимся.

Церковь сохранила христианские традиции предков по сей день. Из года в год православные празднуют Великую победу Создателя над смертью, отмечают Воскрешение Христа, дарованную Им вечную жизнь. Через 9 дней после знаменательного события по православным традициям верующие вспоминают своих родителей, отмечают рождение вечной жизни близких, поминают умерших в светлый день – Радоницу или особый поминальный день в церкви, на кладбищах.

Красная горка в церкви: что это за день

Другое название Красной горки — Фомино воскресенье.

Оно отсылает нас к евангельскому рассказу о неверующем апостоле. Когда Христос предстал перед своими ученикам после того, как воскрес, среди них не было Фомы, который поэтому в чудо и не поверил.

Через неделю Спаситель явился Фоме, и тот убедился в воскрешении Иисуса.

«Неверующий Фома» стал одним из самых ревностных проповедников христианской веры — как гласит Библия, он основал церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и даже в Индии.

Еще одно церковное название Красной горки — Антипасха (от греческого «вместо»), в данном случае название можно перевести примерно как «подобная Пасхе» и означать оно будет своего рода «повторение» праздника.

То есть отмечается этот день так же радостно, как и само Светлое воскресенье.

В церквях последний раз служат литургию по пасхальному чину. Тексты богослужений посвящены как самому событию Христова воскрешения, так и апостолу Фоме.

А ещё в этот день после перерыва на время поста возобновляют венчания, поэтому Красная горка на Руси издавна была порой свадеб.

На этот счёт ходила даже поговорка: «Кто на Красную горку женится, вовек не разведется».

Был в этой пословице, правда, и практический момент — свадебные гулянья желательно было провести весной до посевной, чтобы потом не отвлекаться от полевых работ.

Народные традиции

Красная горка.

Красную горку на Руси было принято отмечать также весело и шумно, как Пасху.

Первое воскресенье после Пасхи,  к Красной горке старались подогнать свадьбы, день этот считался счастливым для вступающих в брак.

«Красная горка считается девичьим праздником, и так как в этот день происходят свадьбы и идет усиленное сватовство, то на игры являются обыкновенно все девушки до единой. Конечно, в лучших нарядах, потому что в этот день происходит выбор женихами невест. Считается даже дурной приметой, если какой-нибудь парень или девушка просидят на Красную горку дома. До позднего вечера звучали песни и водились хороводы.

Сегодня этот праздник не так популярен в отличие от Пасхи, но свадьбы всё же стараются назначать именно на день Красной горки. Конечно, со временем многое изменилось, но, тем не менее, радует то, что остались ещё молодые пары, которые стремятся сыграть свадьбу именно в эту неделю.

Была и ещё одна интересная традиция, она, кстати, соблюдается, и по сей день. Было принято скатывать с возвышений заранее покрашенные яйца. Суть заключалась в том, что яйцо должно скатиться к подножию целым. 

Катание яиц — соревновательная игра, её цель — получить яйца других игроков.

Игроками выбирались яйца – обязательно куриные и крашеные. Деревянные или гусиные в игру не допускались. Лучшими считались те яйца, которые имеют округлую форму, чтобы катились прямо, и вытянутые яйца – для манёвров вправо и влево. Если яйцо разбивалось или трескалось, оно выбывало из игры.

Все яйца раздавались поровну. Далее считалкой устанавливалась очерёдность игроков. Первый по очереди просто пускает из жёлоба своё яйцо, стараясь, чтобы оно покатилось дальше. Почему дальше? Да потому, что тот, чьё яйцо стукнется об уже скатанное, забирал его себе. Яйцо нацеливается уже наверху лотка, чтобы не начало кататься из стороны в сторону в жёлобе. Следующий игрок должен своим яйцом сбить яйцо предыдущего игрока. Если яйцо сбивается, то первый игрок считается проигравшим. Если нет, то игра продолжается, но уже с двумя яйцами на поле. Так по очереди все скатывали свои яйца, и у кого-то в итоге не оставалось ни одного – он выбывал из игры. И так до победителя.

Интересные страницы:

Фомина неделя и Светлая седмица

Много путаницы вызывает сама хронология христианских праздников. Фомина неделя и Светлая седмица — это не одно и тоже. Светлая седмица начинается сразу после Пасхи, в 2018 году она выпадает на 15 апреля. У каждого дня Светлой седмицы свое значение, но объединяет их все одно: радость от воскрешения Спасителя, сопровождаемая гуляниями и посещениями храмов.

Заканчивает Пасху Красная горка, воскресенье, с которого начинается Фомина неделя. Этим днем заканчивается запрет на работу, в храмах прекращается колокольный звон, разрешаются венчания. Не зря с неделей Красной горки всегда ассоциируется пора свадеб, так как во время поста в церкви браки не регистрируются, равно как и во время празднования Пасхи. Считается, что подобная конкуренция в период светлой радости торжеству веры неуместна.

Что нельзя делать в этот день?

Чтобы избежать изменений в судьбе в худшую сторону, следует знать, что запрещено делать в этот праздник.

  • Не рекомендуется работать, а тем более рыться в земле. Это праздник ее возрождения, не нужно беспокоить ее в такой момент.
  • Ссориться ни в коем случае нельзя, так как по приметам потом будет трудно (невозможно) помириться до Троицы.
  • В этот праздник не стоит оставаться дома в одиночестве. Следует надеть самый красивый и яркий наряд и отправиться в людное место.
  • Согласно правилам, супругам на Красную горку нельзя гулять или праздновать отдельно. Тем самым они могли накликать раздор, ссоры, разлуку.
  • Не рекомендуется говорить с кем-то про обряд омовения вообще. По легенде, это поможет злому глазу наложить проклятие (сглаз).

Комментарии

Храмы в честь Уверения Фомы

В честь Уверения Фомы в Воскресении Христовом освящена церковь на Мячине в Великом Новгороде. Храм был построен в 1463 году. Когда-то здесь был Воскресенский монастырь. От первоначальной церкви Уверения Фомы, построенной в 1195-1196  годах, остались лишь фундаменты. Старая церковь из-за ветхости рухнула, и в 1463 году на прежних фундаментах построена новая в стиле архитектуры  XII  века. В настоящее время церковь не действует.

Церковь Уверения Фомы в Воскресении Христовом на Мячине в Великом Новгороде

Действующих старообрядческих храмов в честь св. апостола Фомы в настоящее время не имеется.

Красная горка в 2021 год – Свадьба

Свадебный ритуал на Красную горку — одно из самых важных и запоминающихся событий праздника. Помимо молодежных гуляний, все молодые люди старались заключить брак именно в этот день. Согласно древним приметам, если сыграть свадьбу на Антипасху, семейная жизнь молодоженов будет долгой и счастливой.

Первый воскресный день, который следует за Пасхой, посвящен сразу двум богам. Поэтому считается, что брак, заключенный на Красную горку, получает сразу два великих покровителя. Дом будет полным и богатым, а женщина сможет родить и вырастить много здоровых и счастливых детей.

В старину жениха и невесту называли «вьюница» и «вьюнок». Именно поэтому в некоторых местностях этот день именуется еще и как «вьюичное воскресенье». Свадебное поверье гласит, что все пары, венчавшиеся на Красную горку, будут жить вместе долго и счастливо. Так как желающих заключить брак в праздник всегда бывает достаточно много, в этот день священник может обвенчать несколько пар молодоженов одновременно.

После венчания необходимо посетить другие семейные пары, сыгравшие свадьбу в этот день. Существует поверье, что это сделает совместную жизнь радостной и благополучной. Не случайно, с этим праздником связан красивый и радостный обычай — проводить совместные венчания и празднования. В селах и деревнях за одним столом могли отметить свадьбу сразу несколько счастливых молодоженов.

Во главе свадебного стола обязательно ставится праздничное угощение — вареные яйца, окрашенные в красный цвет. Они являются главным символом продолжения рода и здоровья всех членов молодой семьи.

Значение дней Страстной седмицы

Страстная неделя началась сегодня, 13 апреля, и завершится 18 апреля, в Великую субботу.

На Страстной неделе в православных церквях проходят особые службы, которые считаются самыми торжественными и величественными за весь церковный год.

На Страстной неделе не празднуют Дни Святых, не поминают умерших, так как все обряды последней седмицы Великого поста посвящены подготовке к Светлому Воскресению Христову.

Великий понедельник

В этот день на церковных службах вспоминают сюжет из Ветхого завета: о патриархе Иосифе, проданном собственными братьями в рабство, а также проклятие Христом бесплодной смоковницы, которая символизирует нераскаявшуюся в своих грехах душу.

Патриарх начинает чин мироварения. Этот ритуал совершается раз в год и представляет собой изготовление особого освященного ароматического масла (мира), применяемого для помазания после крещения. Варят миро из смеси 50 различных масел, трав и душистых смол три дня.

В России этот процесс происходит только в одном месте – малом соборе Донского монастыря в Москве. Освящают готовое миро в Великий четверг, а после рассылают по епархиям и монастырям Русской православной церкви.

Великий вторник

Богослужения повествуют о том, как Христос говорил с людьми в Иерусалимском храме, о его притчах ученикам: о талантах, воскресении мертвых и Страшном суде.

Великая среда

По Библии, Иуда Искариот в этот день решил предать Христа за 30 сребренников. Также вспоминают грешницу, которая омыла ноги Иисуса и помазала их миром. В храме последний раз на Страстной неделе читается молитва с поклонами.

Считается, что Господь искупил грехи людей, и после Великой среды поклоны во время литургии отменяются до Троицы. В этот день верующие стараются исповедоваться.

Кто освобождается от поста?

Пост не соблюдают дети до 7 лет, беременные женщины и кормящие мамы. Также нельзя поститься пожилым и больным людям, страдающим нарушением пищеварительной, кровеносной, эндокринной системы. Разрешается не соблюдать пост и тем, кто выполняет тяжелую физическую работу.

Страстная неделя по дням: что можно и нельзя делать

Вы уже знаете, когда начинается Страстная неделя 2021 и что означает этот период для церкви и для верующих. Рассмотрим детальнее, что можно есть и чем можно заниматься в каждый из дней Страстной Седмицы. А также узнаем о церковных запретах на каждый день Великой недели.

Храмы в честь Уверения Фомы

В честь Уверения Фомы в Воскресении Христовом освящена церковь на Мячине в Великом Новгороде. Храм был построен в 1463 году. Когда-то здесь был Воскресенский монастырь. От первоначальной церкви Уверения Фомы, построенной в 1195-1196 годах, остались лишь фундаменты. Старая церковь из-за ветхости рухнула, и в 1463 году на прежних фундаментах построена новая в стиле архитектуры XII века. В настоящее время церковь не действует.


Церковь Уверения Фомы в Воскресении Христовом на Мячине в Великом Новгороде

Действующих старообрядческих храмов в честь св. апостола Фомы в настоящее время не имеется.

Приметы на Антипасху

Антипасха связана с различными приметами, как и многие другие праздники.

Наиболее распространенные приметы связаны с привораживанием счастья, богатства и здоровья – многие люди верят в них по сей день.

Для привлечения счастья люди на Антипасху загадывали желание на монетку и бросали ее в водоем или колодец. В старину верили, что данный обряд принесет счастье, а загаданное желание обязательно сбудется.

Для того чтобы водились деньги в праздник, по приметам, необходимо умыться перед иконой, вдобавок самый старший в семье должен умыть тех, кто помоложе.

На Антипасху, чтобы получить крепкое здоровье и долголетие, принято было молиться Господу. Люди верили, что в праздник не только Бог слышит их молитвы, но и усопшие родственники, которые будут также помогать молящимся.

Материальное благополучие и счастливое супружество год сулит тем, кто на Красную горку приметы соблюдает. Но не забывайте, что эти суеверия, как и любые другие, Церковь не одобряет.

Душеполезное поучение в Фомину неделю

О духовном понимании праздника Антипасхи, как «дне обновления Воскресения Христова», читаем подробное разъяснение в поучительном слове свт. Григория Богослова:

«Что же? — скажешь. — Разве не обновления день был и первый Воскресный день, последовавший за этой священной и светоносной ночью? Для чего даешь это наименование нынешнему дню, о празднолюбец, вымышляющий многие веселья?» — То был день спасения, а это день воспоминания спасения. Тот день разграничивает собой погребение и воскресение, а этот есть чисто день нового рождения, чтобы, как первое творение начинается днем недельным (а это видно из того, что седьмой от него день делается субботой, потому что он день упокоения от дел), так и второе творение начиналось опять тем же днем; потому что он есть первый в числе последующих за ним, и восьмой в числе предшествующих ему — день из высоких высокий, из дивных дивный, ибо ведет к горнему состоянию. Об этом дне, мне кажется, гадает и божественный Соломон, повелевая давать «часть семи», то есть настоящей жизни, и «восьми» (Еккл.11:2), то есть жизни будущей, как от здешнего благоделания, так и от тамошнего восстановления. Но и великий Давыд в честь этого же дня воспевает псалмы свои о «восьмом» (Пс.6 и Пс.11), так как этому же дню обновлений воспевает другой псалом (29), именуя какое-то «обновление дому», а этот дом — мы, которые удостоились быть, именоваться и сделаться храмом Божиим (святитель Григорий Богослов, Слово 44).

«Фо­ма, быв­ший неко­гда сла­бее дру­гих апо­сто­лов в ве­ре, — го­во­рит свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст по поводу мученической кончины ап. Фомы, — сде­лал­ся по бла­го­да­ти Бо­жи­ей му­же­ствен­нее, рев­ност­нее и неуто­ми­мее всех их, так что обо­шел со сво­ей про­по­ве­дью по­чти всю зем­лю, не убо­яв­шись воз­ве­щать Сло­во Бо­жие на­ро­дам ди­ким».

Почитание св. апостола Фомы

В православии именем Фомы называется восьмой день по Пасхе, приходящийся на воскресенье, — Фомина неделя. В церковном обиходе Фомину неделю именуют также Антипасхой, поскольку она приходится на первое воскресение после Великого Дня. Буквально «Антипа́сха» происходит от греч. «ἀντι» — «вместо», т.е. «напротив» Пасхи. Первое упоминание об Антипасхе содержится в антиохийских по происхождению «Апостольских постановлениях» (около 380 года), а описание иеросалимского богослужения в этот день — в «Паломничестве Эгерии» (около 400 года). В древней Церкви наиболее многочисленное крещение неофитов было принято совершать в Великую субботу, первые восемь дней после новокрещенные ходили в белых одеждах и снимали их в восьмой день, то есть в Антипасху.

Память св. апостола Фомы также совершается 19 (6 ст. ст.) октября, 13 июля (30 июня ст. ст.) — Собор двенадцати апостолов. В честь ап. Фомы названы остров Сан-Томе и столица государства Сан-Томе и Принсипи город Сан-Томе. Имя Фомы носит так называемое «Евангелие от Фомы» — гностический апокриф.

Самое древнее свидетельство о захоронении апостола Фомы встречается у Ефрема Сирина. Другое — в апокрифах, где сообщается о проповеди и мученической смерти апостола Фомы на северо-западе Индии. О посещении гробницы ап. Фомы в XIII-XIV веках писали многие путешественники. В 1293 году Марко Поло (1254-1324 гг.) посетил Индию. В своих записках он сообщит о посещении гробницы апостола Фомы в Индии, в области Малабар, и назовет местных жителей «христианами апостола Фомы». В это же время о своем посещении гробницы святого апостола Фомы в Индии сообщит и известный миссионер и исследователь Джованни из Монтекорвино (1246-1328 гг.). А несколько позже, в 1324 году, и монах-францисканец Одорико (ок. 1274-1331 гг.) из Порденоне напишет о своем путешествии и поклонении апостолу Фоме на месте его захоронения.

Мощи святого апостола Фомы пребывали в Индии до IV века. Позднее они попали в Эдессу, затем на греческий остров Хиос, а позже в Италию, в Ортону, где останки и находятся с 6 сентября 1258 года по настоящее время в Базилике Святого Фомы. Но и после перенесения мощей святого место его погребения в Индии почиталось как святое. В «Англосаксонских хрониках» при описании событий 885 года упоминается король Альфред, дающий обет в случае победы сделать богатые пожертвования в далекие святилища, и в том числе святому апостолу Фоме в Индии. Во многих документах о местонахождении гробницы апостола Фомы говорится о Мелипуре (Малаи-пурам), что в переводе означает «город на горе». Но начиная с VII века документы упоминают город Каламин. Вот что писал об этом святой Исидор из Севильи (636 г.): «В действительности, пронзенный копьем, он (апостол Фома) погиб в городе Каламине, в Индии, и там же был погребен с почестями за 12 дней до январских календ (21 декабря)». В латинских молитвенниках того времени упоминался город Каламин как место в Индии, где апостол Фома претерпел мучения и был погребен. Когда португальцы в 1517 году нашли город Каламин, большая часть его древних руин уже ушла под воду. Тем не менее местные жители указывали на место, которое называли «гробницей апостола Фомы». Это была небольшая прямоугольная церковь с приделами, очень древняя и уже разрушенная, в которой не было никаких изображений, только кресты. Помимо Ортоны, части мощей святого апостола Фомы есть в Индии, Венгрии и на Афоне.

Антипасха апостола Фомы

Слово «Антипасха» означает обновление, продолжение Пасхи. Праздник связан с историей об апостоле Фоме, который опоздал и не увидел, как Иисус Христос впервые после своего воскресения появился перед своими учениками.

Фома, которого в русской традиции называют неверующим или неверным (в значении — маловер), не поверил в воскресение Христа и попросил доказательств. Христос явился перед Фомой и даже позволил недоверчивому ученику вложить пальцы в свои раны. При этом Спаситель попенял Фоме, упрекнув что его вера не безусловна, а требует доказательств. Фома устыдился своих сомнений и стал одним из самых ревностных распространителей христианства, за что и принял мученическую смерть в далекой Индии.

В память о том, как Фома лично «прочувствовал» Пасху, и отмечается праздник Антипасха — обновление радости от Светлого Христова Воскресения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector