Народная воля (организация)

«Народная воля» и рождение политического террора в России

Публичное политическое убийство родилось вместе с публичной политикой еще в Античности. Другое дело, что и в древности, и в Новое время, которое воскресило идею тираноборчества, эти убийства, как правило, подавались как акт возмездия конкретному человеку за вполне конкретные деяния: попрание традиций, жестокость, предательство. Целью уничтожения тирана в этом случае считалось восстановление поколебленного им миропорядка. Александр II, напротив, пострадал не за свои деяния, реальные или воображаемые, не как разрушитель порядка, а как его символ и олицетворение. Этим народовольческий террор принципиально отличался от традиционных политических убийств. Жертвами народовольцев были реальные люди, но мишенями они становились не как люди, а как представители ненавистной революционерам власти. Это был первый шаг к той деперсонализации политического насилия, которая в XX–XXI веках была доведена до логического завершения в разных странах и под различным идеологическим прикрытием. Конечно, до идеи тотального анонимного разрушения народовольцы не дошли, в них было еще «слишком много человеческого». Поэтому они, например, пытались представить акты террора как своеобразную самозащиту, ответ на правительственный террор. В русском обществе этот аргумент поначалу имел определенный успех, тем более что он хорошо сочетался с реальной историей антиправительственного движения.

Это интересно: 669,История России

Основание и ранние годы

17 марта 1995 года президент Беларуси Александр Лукашенко уволил Иосифа Середича с должности главного редактора » Народной газеты» . Однако, согласно закону штата, только парламент может повторно назначать главных редакторов. После увольнения Середич запустил свою независимую газету под названием « Народная воля» .

Первый номер « Народной воли» вышел 11 июля 1995 года. Изданию приходилось пользоваться типографиями в Вильнюсе , Литва , с декабря 1995 по начало 1998 года. Давление со стороны международного сообщества вынудило белорусские власти разрешить печатание внутри страны. К ноябрю 1997 года его тираж составил 55 000 экземпляров. Типография была перенесена в Минск , Беларусь, в частное издательство «Магия» . Она стала крупнейшей независимой газетой Беларуси. Середич был главным редактором , а заместителем главного редактора был Иван Макалович.

↑ Интересные факты о Народной воле

  • Согласно легенде, перед своим убийством Александр II ехал подписывать первую Российскую конституцию;
  • Софья Перовская была первой женщиной, которую подвергли наказанию через повешение, в Российской империи по политической статье;
  • Бомбу, которой убило Александра ІІ, сконструировал Николай Кибальчич. Военные эксперты того времени говорили, что она была сделана на достаточно высоком уровне;
  • После своего ареста, сидя в заточении, Николай Кибальчич, успел набросать проект реактивного летательного аппарата для полета в космос т.е. ракеты. Но проект попал в руки ученым только в 1918 веке уже при другой власти;
  • По легенде, призрак Софьи Перовской с веревкой на шее и синим лицом, иногда появляется на канале Грибоедова, и машет белым платком;
  • Вера Фигнер после ареста провела в Шлиссельбурге 20 лет.

Причины поражения народников

Если рассмотреть народническое движения, в целом, то мы увидим с вами, что за 20 с лишним лет существования народники так и не создали единой организации, которая могла бы объединить все революционные силы в стране. Это была одной из главных причин поражения, в конечном счете, народнического движения.

Второй причиной поражения движения народников, безусловно, следует считать терроризм, как политический метод. Практически все народнические группы распадались или уничтожались властями после совершения тех или иных террористических актов. Да и раскол во второй организации «Народная воля» тоже произошел из-за того, что ее члены не могли договориться о том нормальной ли практикой считать терроризм или все-таки эту меру следует из политической борьбы исключить.

Реакция общества на покушения на императора

Современный историк Юлия Сафронова в своей книге «Русское общество в зеркале революционного террора» показала, что общественная реакция на покушения была, скажем, неоднозначной и к тому же постоянно менялась. Публику занимали «жареные факты»: подкопы, динамит (это новейшее взрывчатое вещество невиданной мощности только что вошло в террористический арсенал), переодевания и тому подобное. Первое после начала организованной кампании неудачное покушение на императора выглядело с этой точки зрения особенно завораживающим. Террористы подготовили несколько подкопов под железнодорожное полотно, по которому должен был проехать царский поезд. Одна из мин была с успехом взорвана, но не под тем составом: обычно царский поезд ехал за сопровождающим составом с багажом. Однако в ноябре 1879 года составы по случайности поменялись местами, и взорванным оказался багажный. Никто не пострадал. Газеты долго кормили читателей известными им подробностями, однако через какое-то время ажиотаж спал.

Иную реакцию вызвал знаменитый взрыв в Зимнем дворце 5 февраля 1880 года. Народоволец Степан Халтурин устроился на работу плотником во дворец и потихоньку пронес во дворец несколько пудов динамита, которые и взорвал в винном погребе под обеденной залой в момент, когда там должен был находиться император. Однако того в зале не было. Погибло 11 солдат из дворцовой охраны, еще несколько десятков пострадало. Факт гибели ни в чем не повинных гвардейцев, которые незадолго до того пережили кровопролитную русско-турецкую войну, популярности террористам не прибавил. Однако масштабность предприятия публику явно потрясла, создав у нее крайне неадекватное представление о могущественности революционеров.

Решающий же перелом в общественных настроениях, хотя и вовсе не такой, на какой рассчитывали террористы, произошел после убийства Александра II 1 марта 1881 года. Когда один из террористов, Николай Рысаков, бросил в карету царя на Екатерининском канале первую бомбу, тот остался совершенно невредим. Император не захотел немедленно покидать место происшествия. Как военный человек, он посчитал, что это будет похоже на бегство с поля боя. Поэтому он не спеша вышел из поврежденного экипажа, подошел к раненым казакам, затем к Рысакову, потом собрался осмотреть место взрыва. В рядах охраны царила явная растерянность. Все это и позволило другому террористу, Игнатию Гриневицкому, завершить начатое дело второй бомбой. Трагизм происшедшего усугублялся тем, что властям к 1 марта уже удалось произвести ключевые аресты в рядах террористов и разгром «Народной воли» был вопросом нескольких дней. Покушение на Екатерининском канале фактически было их последним шансом.

Убийство царя (а вместе с ним погиб и случайный прохожий — крестьянский мальчик 14 лет) потрясло страну. Если латентное сочувствие террористам и было к тому моменту заметно у части общества, отрезвление было мгновенным. И разумеется, «удача» лишь обнажила зияющую пустоту программы «Народной воли». На некоторое время эпоха терроризма в российской политике прервалась. Когда спустя два десятка лет эсеры начали новую террористическую кампанию, страна была уже другой. Сами же террористические атаки стали гораздо более инструментальными и рутинными. Примечательно, что эсеры, стремясь, как сейчас бы сказали, избежать репутационных потерь, больше не пытались ликвидировать главу царствующего дома. В этом смысле уроки из трагедии 1 марта они извлекли.

Это интересно: 450,Древние славянские книги

Правительственное насилие как террор

Стоит заметить, что само понятие «террор» в то время применялось скорее к насилию со стороны государства, чем к тактике подпольщиков. Классическим примером такого институционализированного насилия был для людей XIX века якобинский террор времен Французской революции. Контрреволюционные репрессии тоже часто рассматривались как террор. Если под террором понимать политику устрашения, а не наказание за какие-то деяния, пусть несоразмерное и неправосудное, то в политике российской власти в XIX веке проявления террора, конечно, были. Вполне официально «устрашали», например, поляков после начала восстания 1863 года. Мишенью были не восставшие и даже не сочувствовавшие им, а именно польская элита в целом. Еще до этого и довольно последовательно аналогичная политика проводилась на Северном Кавказе. Отсюда не так уж далеко было до классических этнических чисток. Что уж говорить о массовых порках как способе усмирения крестьянских протестов! Так что опыт терроризации населения у многих представителей власти был накоплен немалый. В этом смысле либеральная эпоха начала Великих реформ парадоксальным образом была не менее жесткой, чем застой при Николае I.

Другое дело, что устрашительные подходы встречали явный или подспудный протест у большей части правящей элиты, не говоря уже об образованном обществе в целом. Общество постепенно училось сопротивляться. Голое насилие со стороны власти быстро утрачивало легитимность. Одновременно легитимность в глазах общества могли обретать насильственные акты, которые с точки зрения закона являлись преступлением.

Идейные течения народничества 70-х годов

В 70-х года народничество вступило в новый этап, когда организация фактически была разделена на 3 различных идейных течения. У этих течений была общая цель – свержение самодержавия, но методы достижения этой цели различались.

Идейные течения народничества:

  • Пропагандистское. Идеолог – П.Л. Лавров. Основная идея – историческими процессами должны руководить люди мыслящие. Поэтому народничество должно идти в народ и просвещать его.
  • Бунтарское. Идеолог – М.А. Бакунин. Основная идея – поддерживались идеи пропагандистского свойства. Различие в том, что Бакунин говорил не просто о просвещении народа, но о призыве его браться за оружие против угнетателей.
  • Заговорщическое. Идеолог – П.Н. Ткачев. Основная идея – монархия в России слаба. Поэтому не нужно работать с народом, а нужно создавать тайную организацию, которая осуществит переворот и захват власти.

Все направления развивались параллельно.

Хождение в народ

Вхождение в народ – массовое движение, начавшееся в 1874 году, в котором приняли участие тысячи молодых людей России. Фактически они реализовывали идеологию народничества Лаврова и Бакунина, ведя пропаганду с жителями деревень. Они переходили из одной деревни в другую, раздавали людям агитационные материалы, беседовали с людьми, призывая их к активным действиям, объясняя, что дальше так жить нельзя. Для пущей убедительности вхождение в народ предполагало использование крестьянской одежды и беседы на понятном крестьянам языке. Но эта идеология была встречена крестьянами с подозрением. Они настороженно относились к незнакомым людям, говорящим «страшные речи», а также мыслили совсем не так как представители народничества. Вот, например, один из задокументированных разговоров:

— «Кому принадлежит земля? Она же Божья?» — говорит Морозов, один из активных участников вхождения в народ.

— «Божья она там, где не живет никто. А там где живут люди – земля человеческая» — был ответ крестьян.

Очевидно, что народничество с трудом себе представляло образ мысли простых людей, а значит и пропаганда их была крайне неэффективной. Во многом из-за этого уже к осени 1874 года «вхождение в народ» начало угасать. К этому же времени начались и репрессии правительства России против тех, кто «ходил».

«Земля и воля»

В 1876 году была создана организация «Земля и воля». Это была тайная организация, которая преследовала одну цель – установление Республики. В качестве достижения этой цели была выбрана крестьянская война. Поэтому, начиная с 1876 года, основные усилия народничества направлялись на подготовку этой войны. В качестве подготовки были выбраны следующие направления:

  • Пропаганда. Опять члены «Земля и воля» обратились к народу. Они устраивались на должности учителей, врачей, фельдшеров, мелкими чиновниками. На этих должностях они агитировали народ к войне, по примеру Разина и Пугачева. Но в очередной раз пропаганда народничества среди крестьян никакого эффекта не дала. Не верили крестьяне этим людям.
  • Индивидуальный террор. Фактически речь идет о дезорганизаторской работе, при которой велся террор против видных и способных государственных деятелей.  К весне 1879 года в результате террора были убиты глава жандармов Н.В. Мезенцев и губернатор Харькова Д.Н. Кропоткин. Кроме того было совершено неудачное покушение на Александра 2.

К лету 1879 года «Земля и воля» распадается на 2 организации: «Черный передел» и «Народная воля». Этому предшествовал съезд народников в Санкт-Петербурге, Воронеже и Липецке.

Черный передел

«Черный передел» возглавил Г.В. Плеханов. Он призывал отказаться от террора и вновь вернуться к пропаганде.  Идея заключалась в том, что крестьяне просто были не готовы еще к той информации, которую народничество на них обрушило, но в скором времени крестьяне начнут все понимать и сами «возьмутся за вилы».

Народная воля

«Народная воля» управлялась А.И. Желябовым, А.Д. Михайловым, С.Л. Петровской. Они призывали еще активно использовать террор, как метод политической борьбы. Цель их была понятна – русский царь, за которым стали охотиться с 1879 по 1881 годы (8 покушений). Например, это привело к покушению на Александра 2 на Украине. Царь выжил, но погибло 60 человек.

Оценка действий народников

А вот теперь мы подходим с вами к очень сложной проблеме, как оценить действие народников. Если обратиться к началу 1860-х годов, то народнические идеи выглядят действительно здравыми. Ведь крестьяне на самом деле, были недовольны ходом реформы 1861 года. Их интересы действительно нужно было защищать. Да и стремление народников к большей политической свободе вряд ли следует считать неправильной целью.

Однако, после начала террористических актов в середине 60-х годов отношение к народникам изменилось. Террор, как метод политической борьбы, по сути, показал свою несостоятельность. Даже убийство Александра ІІ не достигло своей цели. Даже если в стране воцарила столь любимая Бакуниным и его сторонниками анархия, привело ли бы это к построению в России социалистического общества.

Наверняка нужно было искать какие-то иные методы политической борьбы, но народнические организации, по сути, оказались на это не способны.

Но были и другие, те, кто не разочаровался в мирных способах построения нового общества. Эти люди уезжали в сельскую местность, становились там земскими учителями и врачами. Их хождение в народ удалось.

В 1877 году Николай Алексеевич Некрасов написал стихотворение Сеятелям:

«Сеятель знаний на ниву народную,

Почву ты что ли находишь бесплодную,

Худо твои семена, робок ли сердцем ты,

Слаб ли ты силами,

Труд награждаются всходами хилыми,

Доброго мало зерна, где швы умелые,

С бодрыми лицами,

Где же вы с полными жита кошницами,

Труд засевающий робко крупицами,

Двиньте вперед, сейте разумное, доброе, вечное,

Сейте, спасибо вам скажет сердечное русский народ».

Это о народниках, о тех, кто уезжал в деревню, работал с крестьянами и из крестьянских детей, благодаря их усилиям, выходили новые учителя, новые врачи, новые ученые. Именно поэтому движение народников останется в памяти русского народа.

↑ Деятельность Народной воли

Организация осуществляла деятельность минимум в 60 городах. В ее состав входило почти 500 членов, а сочувствовало около 5 тыс. Исполнительный комитет продумывал и осуществлял основные планы деятельности организации. У Организации было два печатных издания – газета «Народная воля» и обозрение «Вестник народной воли». Структурно организация разделялась по отдельным группам, в зависимости от направления деятельности – на молодежную, военную и др.

Действия общества были засекречены и жестко централизованы. После разгрома Народной воли, отдельные ее структуры продолжали действовать, и в 1887 году состоялось неудачное покушение на Александра ІІ. Опыт деятельности народовольцев оказал большое влияние на дальнейшее развитие революционного движения в России. Основной целью Организации было осуществление убийства Александра ІІ.

Для этого было проведено семь покушений, основные из которых:

  • 1879 г. взрыв поезда, в котором ехал царь, возвращаясь из Крыма;
  • 1880 г. взрыв в Зимнем Дворце, произведенный С. Халтуриным, который устроился туда столяром;
  • Взрыв был в столовой, но царь опоздал на обед и ранены были офицеры охраны;
  • 1881 г. арест Желябова ускоряет подготовку нового покушения на царя. Руководила покушением С. Перовская. Сигналом к началу операции по убийству царя был платок, который она поднесла к лицу. Бомбы метнули И. Гриневицкий и Н. Рысаков.

Убийство царя не принесло ожидаемого эффекта, и революции не произошло, либералы отвернулись от членов Организации. Именно убийство царя стало началом упадка народнического движения. Основные представители Народной воли были арестованы или казнены в 1881-1882 годах. Многих отправили на каторгу, но были и такие, которые уехали за границу.

Закономерность идеи террора в идеологии народовольцев

Народничество поначалу было очень аморфным движением, участники которого едва ли имели какую-то единую идеологию, помимо самых общих идей о счастливом будущем русского народа и злонамеренности российского государства. Даже внутри небольшой террористической «фракции» движения — собственно «Народной воли» с ее исполнительным комитетом — существовали разные точки зрения на смысл и цели террора. Суждения самих народовольцев о том, что и зачем они делают, были сбивчивыми и противоречивыми, не говоря уже об их представлениях о справедливом обществе. Даже спустя десятилетия идейные наследники народовольцев — партия социалистов-революционеров — так и не смогли уже после падения самодержавия, в 1917 году, когда эта партия на короткий срок фактически стала правящей, сформулировать никакой внятной политической программы и были сметены большевиками.

Осенью же 1879 года, когда была начата террористическая кампания по убийству императора, размышления о стратегии и тактике в среде народовольцев и вовсе отступили далеко на задний план. Но если все же искать некую теоретическую основу перехода народников к терроризму как средству политической борьбы, то можно вспомнить идеи Петра Лаврова о «критически мыслящей личности» как орудии прогресса и Николая Михайловского о «герое и толпе». История, согласно подобным представлениям, не арена столкновения анонимных классовых сил, как у марксистов, но и не результат деятельности воплощенного в государстве абсолютного разума, как у правых. Она поле приложения воли одиночек или небольших групп «прозревших», действующих во имя блага несознательной массы. Я не имею в виду, что Лавров и Михайловский были идеологами революционного терроризма, они скорее выражали те веяния, которые были близки большинству русских радикалов 1870–1880-х годов. Здесь можно попутно заметить, что большевики, несмотря на свой декларативный марксизм, унаследовали от народников немалую долю их волюнтаризма.

Справедливости ради надо сказать, что не все народники одобряли терроризм как метод достижения своих целей. Как известно, именно по вопросу о терроре в 1879 году произошел раскол «Земли и воли» на «Народную волю» и «Черный передел». Последняя осталась на почве традиционной пропаганды. Ее лидером стал будущий отец русской социал-демократии и противник большевизма Георгий Плеханов. В то время он был сторонником общины и крестьянской революции, но выступал против террора. Правда, его он осуждал не с принципиальных морально-этических позиций, а с точки зрения его неэффективности. И действительно, мало кто из сторонников террора мог внятно объяснить, как именно он должен привести к революции.

Понятие «народничество» переводится на многие европейские языки как «популизм». Популизма в современном смысле слова, то есть готовности и умения использовать в политических целях ожидания и пристрастия массовой аудитории, в российском народничестве явно не хватало. Манипулятивная операция Дейча и Стефановича осталась исключением. Я бы не стал приписывать этого высокоморальными убеждениями народников. Терроризм и мораль, по крайней мере в ее общепринятом понимании, мало совместимы. Скорее, опыт хождения в народ показал им, что популизм «не работает».

Дело Веры Засулич

Настоящей бомбой (в переносном пока еще смысле) стало дело Веры Засулич. Суть его известна: молодой революционер Архип Емельянов, выступавший под псевдонимом Алексей Боголюбов, получил 15 лет каторги по делу об участии в антиправительственной демонстрации на Казанской площади Петербурга. В июле 1877 года, находясь после приговора в доме предварительного заключения, он попал под горячую руку чем-то рассерженного градоначальника Трепова. По вздорному поводу Трепов приказал Боголюбова выпороть, что было абсолютно незаконно (еще в 1863 году телесные наказания были отменены), к тому же, учитывая ожидавшее Боголюбова тяжкое наказание, бессмысленно и жестоко. Инцидент вызвал колоссальный скандал. Кстати, во время польского восстания 1863 года, за 15 лет до того, Трепов был варшавским генерал-полицмейстером. Возможно, он искренне считал, что законы писаны не для таких слуг трона и порядка, как он.

Спустя несколько месяцев активная участница революционных кружков, можно сказать, профессиональная революционерка Засулич записалась на прием к Трепову, а войдя к нему, попыталась его застрелить. Трепов выжил, а девушку схватили и отдали под суд. Дело велось по обвинению в покушении на убийство, то есть в уголовном преступлении, и было передано суду присяжных. Несмотря на то что Засулич даже не отрицала факта покушения, присяжные ее оправдали, и она была освобождена прямо в зале суда. Защита настаивала, что покушение было попыткой — прямо скажем, парадоксальной — восстановить попранную Треповым законность. Но вряд ли присяжных убедили довольно сомнительные теоретические доводы. Скорее они руководствовались очевидным сочувствием к молодой женщине, боровшейся, пусть и крайними средствами, против произвола. Оглашение вердикта вызвало настоящую овацию публики. Власти же оказались абсолютно не готовы ни к такому исходу, ни к массовой поддержке Засулич. Пока решение суда было обжаловано и отдан приказ о повторном аресте, та успела скрыться.

Общество, пусть не без некоторого инфантилизма, всего лишь показало свое отношение к наиболее несимпатичным сторонам системы. Парадокс заключался в том, что большинство в числе и присяжных, и рукоплескавших приговору составляли столичные чиновники и члены их семей. Для любого мало-мальски думающего наблюдателя итог дела Засулич означал бы, что в стране налицо политический кризис. Именно так и прочитали ситуацию революционеры. Они, правда, кардинально ошиблись в выводах. Позиция публики вовсе не была равна ни готовности ее к каким-то активным действиям, ни принципиальной поддержке ею систематического террора, тем более охоты на главу государства. Одно дело — возмездие неприятному чиновнику за омерзительный поступок, другое — убийство императора. Если дело Засулич можно интерпретировать в категориях традиционного тираноборчества, то последующие теракты никак в эти категории не вписывались.

Но для того, чтобы понять, как у народников созрела идея цареубийства, надо обратиться к более раннему времени.

Покушения на императора

Члены «Народной воли» покинули «Землю и волю» именно из-за того, что считали террор главным методом решения политических проблем. Мы уже говорили об обстоятельствах покушения на Александра ІІ, совершенного в 1866 году Дмитрием Каракузовом. Были и другие покушения, ведь император был главной мишенью народников. В 1867 году, в Париже, в Александра ІІ стрелял польский эмигрант Антон Березовский, но он так неудачно зарядил свой пистолет, что он попросту разорвался у него в руках.

А в 1879 году некто Александр Соловьев четырежды стрелял в императора, когда он прогуливался по улицам Петербурга. Однако каждый раз промахивался.

В конце лета 1879 года члены «Народной воли» приняли решение об убийстве императора. Ими было подготовлено несколько террористических актов. Так, уже в ноябре 79-го года было решено взорвать императорский поезд неподалеку от Москвы. Но судьба императора хранила, террористы перепутали и вместо императорского взорвали светский поезд, в котором ехали приближенные Александра ІІ.

Не смотря на то, что обошлось без жертв, императорская семья и ее приближенные были очень сильно напуганы.

В феврале 1880 года в отношении императора был совершен еще один теракт. Народник Степан Халтурин устроился работать в зимний дворец плотником. Ему удалось за несколько недель пронести в свою комнатку в Зимнем дворце около тридцати килограммов динамита. Он заложил бомбу с таким расчетом, чтобы она взорвалась в тот момент, когда император будет обедать в столовой на третьем этаже, практически над его коморкой.

Взрыв действительно произошёл, но судьба и на этот раз императору помогла. Он опоздал к обеду и в момент взрыва находился совершенно в другом месте в Зимнем дворце. Тем не менее, дворец получил серьезные разрушения. В столовой на третьем этаже упала люстра прямо на накрытый стол, а на втором этаже погибли 11 солдат, которые, как раз, несли охрану Зимнего дворца.

Причины кризиса

Причину падения «Народной воли» распространённое мнение видит в общественной реакции, вызванной убийством Александра II. С. Кравчинский, в книге «Подпольная Россия» предлагает, однако, другое объяснение этого факта. По его мнению, «Народная воля» была очень сильна и после 1881 года, но она задалась несбыточными планами широкого государственного заговора, при посредстве которого она могла бы сразу захватить власть и учредить временное правительство; задавшись этими планами, она отказалась от покушений, которые могли бы все более расшатывать власть и питать партию «Народная воля» новыми силами.

В числе актов, совершённых «Народной волей», необходимо отметить кражу в херсонском банке в 1879 г. посредством подкопа, не увенчавшуюся успехом, так как почти все деньги, унесённые из банка (свыше миллиона руб.), были очень скоро найдены полицией. Факт этот, имевший место ещё в эпоху расцвета сил партии, несомненно произвёл отрицательное впечатление на значительные круги общества, негативно повлияв на имидж «Народной воли».

Ещё губительнее была деятельность жандармского подполковника Г. П. Судейкина, который уже в последний период истории «Народной воли» завербовал в тюрьме одного из виднейших народовольцев С. П. Дегаева, который выдал большинство оставшихся членов организации.

Главные участники «Народной воли»

Главными участниками «Народной воли» были Андрей Желябов и Софья Перовская. На них полицией была практически объявлена охота, были предприняты повышенные меры безопасности. 28 февраля 1881 года Желябов был арестован. Арестован он был практически случайно. Желябов пришел в гостиницу к одному из лидеров региональных отделений «Народной воли» и там его задержала полиция. Императору сообщили о том, что самый опасный для него человек арестован.

Александр ІІ даже отменил какие-то меры безопасности в связи с этим и решил отправиться на прогулку в Михайловский манеж. Потом стало ясно, что это решение было опрометчивым. Софья Перовская, гражданская жена и соратница Желябова, совершенно не собиралась отказываться от революционной борьбы. Покушение было намечено на 1 марта.

Ждали, что император, как обычно поедет по Малой садовой улице. Там и стояли метатели бомб. Однако Александр ІІ по какой-то странной, совершенно необъяснимой причине, поехал к манежу другим маршрутом. Покушение наверняка бы сорвалось, если бы не Софья Перовская. Она пришла туда, где намечалось покушение на императора, и переставила метальщика бомб в другое место. Когда император возвращался обратно по набережной Екатерининского канала, там его уже ждали.

Народоволец Николай Рысаков подбежал к экипажу императора и бросил свою бомбу под ноги лошадям. Погибли несколько казаков, охранявших императора, 14-летний подросток, проходивший по улице, карета получила серьезные повреждения, но сам император не пострадал. Тем не менее, он вышел из кареты для того, чтобы узнать, что случилось, да и продолжать путь в этой ситуации было невозможно. Тут к императору подбежал народоволец Игнатий Гриневицкий и взорвал бомбу прямо под ногами императора.

И Гриневецкий и Александр ІІ получили смертельные ранения. Императора удалось довести до Зимнего дворца, но врачи не сумели его спасти. Через несколько часов, после этого покушения император Александр ІІ скончался. Гриневицкий тоже был жив еще несколько часов, но показания давать категорически отказывался. Он был опознан только какое-то время спустя.

Литература

  • Барабанова А. И., Ямщикова Е. А. Народовольцы в Петербурге. — Лениздат, 1984. — 221 с.
  • Троицкий Н. А. «Народная воля» перед царским судом (1880—1891). Саратов: Издательство Саратовского университета, 1971; 2 изд., испр. и доп. Саратов: Издательство Саратовского университета, 1983.
  • Троицкий Н. А. Царские суды против революционной России (Политические процессы 1871—1880 гг.). Саратов: Издательство Саратовского университета, 1976.
  • Троицкий Н. А. «Народная воля» перед царским судом (1880—1894). — 2-е изд.,испр. и доп. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1983. — 421 с
  • Троицкий Н. А. Царизм под судом прогрессивной общественности (1866—1895). М.: Мысль, 1979. — 350 с.
  • Троицкий Н. А. Политические процессы в России 1871—1887 гг. Пособие к спецкурсу. Саратов: Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского, 2003.
  • Суд над цареубийцами. Дело 1-го марта 1881 года / Под редакцией В. В. Разбегаева. — СПб.: Изд. им. Н. И. Новикова., 2014. — Т. 1,2. — 698 с. — (Историко-революционный архив). — ISBN 978-5-87991-110-7
  • Волк С. С. Народная воля: 1879-1882. — Наука, 1966. — 510 с.
  • Кан Г. С. Народная воля : Идеология и лидеры. — М.: Пробел, 1997. — 195 с. — ISBN 5893460065.
  • Твардовская В. А. Революционное подполье // Россия в революционной ситуации на рубеже 1870 — 1880-х годов: коллективная монография. — Наука, 1983. — 556 с.

Идеи

Партия «Народная воля» организовалась на Липецком съезде в июне 1879 года. В противоположность «Земле и Воле», из которой выделилась «Народная Воля», последняя подчёркивала политическую борьбу как средство завоевания социалистического строя.

Теоретическое миросозерцание революционных народников (участников «хождения в народ»), выражавшееся в журналах «Вперёд», «Начало», «Земля и Воля», было усвоено и партией «Народная воля». Как и «Земля и Воля», партия «Народная воля» исходила из убеждения, что русский народ «находится в состоянии полного рабства, экономического и политического. Его облегают слои эксплуататоров, создаваемых и защищаемых государством. Государство составляет крупнейшую в стране капиталистическую силу; оно же составляет единственного политического притеснителя народа. Этот государственно-буржуазный нарост держится исключительно голым насилием. Совершенно отсутствует народная санкция этой произвольной и насильственной власти… Русский народ по своим симпатиям и идеалам является вполне социалистическим; в нём ещё живы его старые, традиционные принципы — право народа на землю, общинное и местное самоуправление, зачатки федеративного устройства, свобода совести и слова… Эти принципы получили бы широкое развитие и дали бы совершенно новое направление, в народном духе, всей нашей истории, если бы только народ получил возможность жить и устраиваться так, как хочет, сообразно со своими собственными наклонностями». Ввиду этого партия Народная воля считала своей задачей «политический переворот с целью передачи власти народу». Как орудие переворота, партия выставляла учредительное собрание, избранное свободной всеобщей подачей голосов. Обязуясь вполне подчиниться народной воле, партия тем не менее выставляла свою программу, которую должна была защищать во время избирательной агитации и в Учредительном Собрании:

  1. постоянное народное представительство, имеющее полную власть во всех общегосударственных вопросах;
  2. широкое областное самоуправление, обеспеченное выборностью всех должностей, самостоятельностью мира и экономической независимостью народа;
  3. самостоятельность мира, как экономической и административной единицы;
  4. принадлежность земли народу;
  5. система мер, имеющих цель передать в руки рабочих все заводы и фабрики;
  6. полная свобода совести, слова, печати, сходок, ассоциаций и избирательной агитации;
  7. всеобщее избирательное право, без сословных и всяких имущественных ограничений;
  8. замена постоянной армии территориальной.

Идеология революционного народничества

Революционное народничество в России зародилось в 60-х годах 19 века. Изначально она называлась не «народничество», а «общественный социализм». Автором этой теории выступили А.И. Герцен Н.Г. Чернышевский.

Почему «Народничество» называется революционным? Потому что оно призывало к свержению самодержавия любым путем, в том числе и путем террора. Сегодня некоторые историки говорят о том, что это было новаторство народников, но это не так. Тот же Герцен в своей идее «общественного социализма» говорил, что террор и революция это один из методов достижения цели (хотя и крайний метод).

Окончание деятельности народничества и краткие итоги

В результате покушений на императора в народе начались волнения. Александр 2 в этой ситуации создал специальную комиссию, возглавил которую М.Т. Лорис-Меликов. Этот человек усилил борьбу с народничеством и его террором, а также предложил проект закона, когда отдельные элементы местной власти могли быть переданы под управление «выборщикам». Фактически это было то, что требовали крестьяне, а значит этот шаг существенно укреплял монархию. Данный проект закона должен был быть подписан Александром 2 4 марта 1881 года. Но 1 марта народники совершили очередной террористический акт, убив императора.

К власти пришел Александр 3. «Народная воля» была закрыта, весь руководящий состав арестован и расстрелян по приговору суда. Террор, который развязали народовольцы, не был воспринят населением, как элемент борьбы за освобождение крестьян. Фактически речь идет о подлости этой организации, которая ставила перед собой высокие и правильные цели, но для достижения их выбирала самые подлые и низкие возможности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector