Церковь рождества христова над пещерой в вифлееме

Интересные факты про храм

Храм Рождества Христова в Вифлееме заключает в своем прошлом и настоящем интересные факты:

  • он построен на месте бывшего языческого капища. Возможно, именно благодаря этому факту священное для христиан место было сохранено. Ведь после евангельских событий христианские храмы стали строиться далеко не сразу, потому что последователей Иисуса Христа гнали и преследовали иудеи. К тому же Палестина находилась под властью Римской империи. И как раз в месте рождения Богомладенца римлянами было устроено место поклонения их богу Адонису ― божеству красоты, весеннего обновления, воскресающей природы;
  • в XII в. храм был чудесным образом сохранен от осквернения арабами. Захватчики ворвались в помещение, собираясь сделать в нем конюшню. Находящиеся внутри прихожане стали усиленно молиться Богу, и вдруг из одной колонны начали вылетать осы, набрасываться на врагов и жалить их. Арабы срочно покинули храм. Нынче на той колонне, из которой вылетали осы, находятся неизвестно как появившиеся углубления, вместе образующие по форме крест;
  • в западной части пещеры Рождества находится келья святого блаженного Иеронима Стридонского ― просветителя Вифлеема и автора «Вульгаты» ― исправленного перевода Библии с древнелатинского языка, признанного авторитетным католической церковью;
  • на Божественной литургии в храме паломники могут услышать удивительное пение палестинских христиан: не многоголосное, как обычно поют в российских храмах, а унисонное;
  • после православной Божественной литургии проходит богослужение католиков, а затем ― представителей армянской церкви;
  • незадолго до престольного праздника Рождества Христова 28 декабря в храме проводится генеральная уборка совместно силами клириков и монашествующих Иерусалимского патриархата, после чего совершается совместная трапеза;
  • взаимоотношения конфессий в храме хорошие, но существуют и свои тонкости. Например, православный священник в епитрахили не может два раза подряд пройти через армянский вход: почему-то у армян считается, что после этого их вход автоматически станет православным. А вот без епитрахили ― пожалуйста.

Главная достопримечательность

Само место, где находится город Вифлеем, его история окутаны тайнами. Проследить древнейшую часть исторических событий можно, опираясь на спорные источники и археологию. В Вифлееме родился Иисус Христос, что и определило основную ценность этого города в глазах верующих и историков. В связи с нахождением в Вифлееме пещеры Рождества, город приобрел мировое значение. За святыню христиане бились с мусульманами много веков. Крестовые завоевания уступали место восточным царям. История вокруг Святыни знает много кровавых битв.

В 326 году по повелению императрицы Византии Елены над пещерой Рождества была воздвигнута базилика Рождества Христова. В 529 году храму был нанесен значительный урон самаритянами, взбунтовавшимися против Византийского правления. Подавив восстание, император Юстиниан восстановил базилику, расширив помещение храма.

С 1517 года и до окончания Первой мировой войны вся Святая Земля, включая Вифлеем, относились к Османской империи. Однако паломникам вход к Святыне не закрывался, каждый верующий мог прийти на поклонение без препятствий. Однако путь был небезопасным.

В 1995 году благодаря переговорам место, где находится Вифлеем, перешло под правление Палестинской автономии. Так маленький исторический город стал центром небольшой провинции.

Поле Пастушков

Разумеется, Храм Рождества представляет поистине огромный интерес для православных верующих. Однако не менее популярны и некоторые другие достопримечательности Вифлеема. Недалеко от храма находится еще одна довольно-таки интересная церквушка. На том месте, где когда-то пастухи увидели сияющих ангелов, возвестивших о рождении божественного младенца, та же царица Елена построила небольшую церковь. Однако впоследствии она была разрушена. Подземный же храм остался нетронутым и действует и в наши дни. На поле рядом с ним растут деревья, некоторые из которых сохранились здесь, по преданию, со времен Христа.

Спасение храма

И городским властям, и коммерческим структурам было понятно, что здание с многовековой историей, старейшее из сохранившихся в левобережной части Воронежа — это значимая историческая достопримечательность. Но при этом оно так и не появилось в перечне культурного городского наследия. Это значит, что его могли снести, как любое другое обветшалое строение. Так и случилось в 2015 году, когда появился новый собственник участка. Демонтажные мероприятия привели к тому, что был осуществлен снос сохранившейся алтарной части. Предание этого факта огласке вызвало возмущение общественности и населения города, поэтому на некоторое время демонтажные мероприятия прекратились.


Старому зданию на Левом берегу был уготован снос

Следует отметить, что представители строительной компании, которые проводили снос обветшавшего здания, всерьез полагали, что оно не представляет никакой исторической ценности. Их целью было построить на этом месте новый многоэтажный дом. И это вполне объяснимо, ведь в документах не было обозначено, что строение из обычного красного кирпича является исторической храмовой постройкой. Кроме того, какой-либо негативной реакции на проводимые демонтажные мероприятия со стороны властей не было.


Апсидную часть Рождественского храма все же успели снести

Мнение владельцев земельного участка было изменено после того, как на стене внутреннего помещения была найдена старинная фреска. После такой находки был организован народный сход рядом с древнейшим культовым строением. Кроме этого:

  • На специализированном интернет-ресурсе change.org появилось обращение к президенту и руководителю области, с просьбой предотвратить разрушение достопримечательности, и сохранить уникальный Рождественский храм в Воронеже для будущих поколений.
  • В областное Управление по охране культурного наследия было направлено заявление о проведении историко-культурной экспертизы с целью признания объекта памятником истории.

Активные действия общественности привели к тому, что владельцы участка остановили снос. Состоялась безвозмездная передача храма и земельного участка вокруг него в собственность Русской Православной Церкви.


Полуразрушенное, но уже принадлежащее церкви, здание

Во вновь обретенном храме через несколько месяцев начался ремонт. Прежде всего, установили дверь и заложили кирпичом большую дыру в стене. Старинная фреска, обнаруженная на стене, была обследована известным воронежским реставратором. Специалист подтвердила, что стилистика изображения и применяемые краски, свидетельствуют о том, что изображение было нанесено на стену в средине XIX столетия. Вполне возможно, что оно появилось во время последнего обновления храма. Кроме того было подтверждено нормальное состояние изображения, что гарантирует успешность проведения реставрационных работ в будущем.


Фрагмент обнаруженной под штукатуркой старинной фрески

Предположительно изображение занимает всю стеновую поверхность, но пока для взора открыты только две человеческие фигуры. К сожалению, пока средств на глобальную реконструкцию старинного храма найти не удалось. Поэтому старинная фреска была закрыта для посетителей, чтобы исключить риски случайного повреждения.

В помещении на первом этаже регулярно проводятся службы. Информация о времени их проведения вывешивается на листике перед входом в обветшалое, полуразрушенное здание. Но прихожане верят, что пройдет немного времени и храму Рождества Христова будет возвращена былая красота и величие.


Баннер у входа на храмовую территорию

Настоятелем храма назначен иерей Виталий Котаев. Ему приходится одновременно заниматься организацией строительных работ. В помещении, где проводятся службы, закончен временный ремонт: стены обшиты гипсокартоном и подведено отопление. Иконы были распечатаны на принтере, что допустимо, и вставлены в рамы. Ими украшены стены. На подоконниках стоят цветы в горшках и иконы, которые принесены людьми, посещающими службы. Это создает уютную атмосферу.

Планируется полностью воссоздать архитектурную достопримечательность, для этого уже разработаны эскизы. Но работы будут очень трудоемкими, ведь понадобится заново построить колокольню, возвести купол и восстановить алтарную часть. Настоятель мечтает о том, что будет получено разрешение и на строительство воскресной школы рядом с храмом.

Поле Пастушков

Разумеется, Храм Рождества представляет поистине огромный интерес для православных верующих. Однако не менее популярны и некоторые другие достопримечательности Вифлеема. Недалеко от храма находится еще одна довольно-таки интересная церквушка. На том месте, где когда-то пастухи увидели сияющих ангелов, возвестивших о рождении божественного младенца, та же царица Елена построила небольшую церковь. Однако впоследствии она была разрушена. Подземный же храм остался нетронутым и действует и в наши дни. На поле рядом с ним растут деревья, некоторые из которых сохранились здесь, по преданию, со времен Христа.

Звезда Рождества

В пещере, куда ведут мраморные ступени, место, где Мария родила своего сына, отмечено 14-конечной серебряной звездой, вмонтированной в мраморный пол. Символ Рождественской звезды, она была установлена еще византийской императрицей Еленой. В XIX веке ценный знак украли, представителям церкви пришлось срочно изготавливать замену.

Чудотворная икона Богородицы

Православная икона, согласно представлениям паломников, помогает избавиться от бесплодия, укрепить брачные узы. Она была пожертвована Вифлеему российской императорской семьей. Произведение уникально в художественном отношении: вопреки канону, Богоматерь изображена улыбающейся. Поклониться святыне можно справа от спуска в пещеру.

Город в наши дни

Сегодня Вифлеем – это город, который располагается у реки Иордан, на ее западном берегу. Его в военном и гражданском отношении контролирует Палестинская национальная администрация. Он является столицей одноименной провинции и центром туризма и паломничества. В десяти километрах к северу от него – город Иерусалим. Площадь Вифлеема – около 6 км, население – около 25 тысяч человек.

В наши дни Вифлеем является преимущественно мусульманским городом. Однако, по-прежнему, это дом для большой части общины палестинских христиан. Развитие экономики этого места происходит преимущественно за счет туризма. Своего пика он достигает в рождественский сезон. В это время, уже 2 тысячи лет христианами совершается паломничество к Святому Вертепу.

Храм Рождества Христова построен над пещерой, где родился Иисус, согласно легенде. По сути, данное строение является комбинацией из двух церквей. Само место рождения при этом располагается внизу и называется Пещерой Рождества или Пещерой Яслей, Святым Вертепом, Гротом Рождества. В дошедших до нас источниках храм упоминается около 150-го года. Подземная часть построена во времена императрицы Елены. Она является принадлежностью Иерусалимской православной церкви.

Молочный грот

Рекомендовать место

7

Молочный грот Богородицы, расположенный в городе Вифлеем, в Палестинской администрации, является местом паломничества для женщин, которые мечтают стать матерью или имеют проблемы с лактацией – кормлением грудью. Он был создан на месте пещеры, в которой, по преданию, спасались бегством в Египет Иосиф и дева Мария – родители Иисуса Христа.

Когда Мария кормила младенца молоком, капля молока попала на красные пол и стены грота и окрасила их в белый цвет. Именно с тех самых пор считается, что порошок из грота избавляет от бесплодия и помогает с кормлением. Часовню над пещерой воздвигли монахи-францисканцы. Помимо чудотворной иконы Божьей Матери, в гроте висят фотографии матерей с младенцами, которым помогло посещение этого святого места. Совсем рядом с Молочным гротом находится Вифлеемский Храм Рождества Христова.

Монастырь Дейр Каранталь

Рекомендовать место

6

1

Монастырь Дейр Каранталь возведен в VI веке и располагается он на месте пещеры, где по преданию жил Иисус Христос. Монастырь находится на западной части Иерихона, на отвесной скале в 380 метрах над уровнем моря. Гора имеет несколько названий и одно из них в духе библейских традиций — «Гора искушений». Как повествуется в Библейском писании, именно в этой пещере находился Иисус в течение сорока дней после крещения, искушаемый Сатаной и отказывающийся от всякой еды и питья.

Дорога к монастырю очень тяжела и изнурительна для восхождения. Каждый год все больше туристов стремится побывать в этом диковинном месте, и сравнительно недавно было дано разрешение властями Палестины на строительство канатной дороги, которая ведет почти к подножию монастыря от раскопок старейшего Иерихона.

У подножия горы протекает река Иордан, с каскадами небольших водопадов, располагающихся на расстоянии друг от друга. Несмотря на тяжелый путь, который приходится преодолеть на пути к монастырю, те необычайные красоты, которые открываются перед паломниками, и атмосфера, которая царит в этом особенном месте, действительно стоят этих потраченных усилий. В дни великих праздников, стены монастыря принимают особенно много паломников, желающих помолиться именно в какой-то особенный религиозный день.

Координаты: 31.87405900,35.43614400

История основания

За полторы тысячи лет существования храм Рождества Христова пережил множество событий. Но, несмотря ни на что, он практически не прерывал своей работы.


Церковь Рождества Христова в Вифлееме

Святая Елена — мать первого византийского императора Константина — много времени посвятила поискам реликвий, связанных с библейскими событиями. В 30-е годы IX века она приехала в Вифлеем и уговорила местного раввина показать ей место, где появился младенец Иисус. На указанном месте построили небольшую церковь. Первоначально постройка не предназначалась для проведения богослужений. Она защищала святое место и давала возможность всем христианам увидеть его увидеть. Но уже через несколько лет в церкви проводились службы.

Интересно: историки отмечают, что первое здание Рождественского храма было похоже на церковь Гроба Господня в Иерусалиме.

Появление современного здания

В начале VI века первоначальное здание сгорело в ходе восстания самаритян. В 531 году на месте сгоревшей постройки по приказу императора Юстиниана возвели новый храм. Это здание в практически неизменном виде существует по сегодняшний день.

В начале VII века Вифлеем был практически полностью уничтожен во время персидского нашествия. Базилику Рождества Христова завоеватели не разрушили, так как их поразила фреска, изображённая на фасаде здания. На ней были изображены персидские волхвы, пришедшие с дарами к святому младенцу. Базилику в XI веке сохранили и даже использовали её южную часть в качестве мечети исламские завоеватели.

Храм в раннем Средневековье

В период христианского Иерусалимского государства в базилике службу проводил епископ Вифлеема и Аскалона. В это время к церкви со всех сторон примыкали монастыри. Этот комплекс был обнесен мощными оборонительными сооружениями.

В начале XVII века Палестину завоевал египетский султан Салах-ад-Дин. Он выгнал из храма Рождества Господня католических священников. Через некоторое время храм был передан Сирийской православной церкви. При этом в нём разрешили проводить службы двум католическим священникам.


Интерьер церкви Рождества Христова, Вифлеем

На протяжении XIII века Вифлеем захватывали разные правители, исламского происхождения. Но храм устоял, и в нем продолжали возносить молитвы господу.

Интересно: в начале XII века произошло второе чудо церкви Рождества Господня. В неё ворвались арабские захватчики, желая разместить в ней конюшню. В ответ на усердную молитву прихожан из одной колонны вылетели осы и жалили арабов до тех пор, пока они не покинули храм. Сегодня на колонне, из которой вы летали осы, имеются углубления в виде креста.

Османский период

Турки-османы не только не разрушили базилику, но и разрешили представителям христианских церквей совершать в ней богослужения. Ремонтные работы в разное время проводились на средства правителей Англии, Греции и Российской империи. Российские императоры пожертвовали древней церкви паникадила, расположенные у главного алтаря, колокола для звонницы и почитаемую чудотворную икону Вифлеемской Божьей Матери.

[править] История

Город был основан в 17−16 вв. до н. э.

Возле Вифлеема умерла при родах Вениамина Рахиль, одна из двух жён патриарха Иакова. Её гробница до сих пор здесь почитается.

Город принадлежал колену Иехуды.

Вифлеем упоминается в связи с историей молодого левита, ставшего священником, в рассказе о колодце Давида, неоднократно — в истории о Руфи и Боазе.

Вифлеем присоединил к роду Калеба Хур, первородный сын Калеба от его жены Эфраты или, что вернее, второй сын Хура Сальма. Но, по книге Руфь, здесь, помимо рода Калеба, жил ещё другой иудейский род, от которого вели происхождение, через Боаза, Ишай и Давид. Жители города издревле пользовались репутацией гостеприимных и добрых людей, что явствует не только из истории Руфи, но и из некоторых глав Книге Судей. Отсюда происходили судья Ибцан и множество выдающихся героев и воинов, игравших выдающуюся роль в истории древнего Израиля, например Давид и его братья и многие другие, например Эльханан бен Яир.

В сражении с филистимлянами, происходившем в так называемой Теребинтовой долине, деятельное участие принимали также жители Вифлеема. Здесь Давид совершил свой первый подвиг. Благодаря ему этот город пользовался и в позднейшее время такой любовью народа, что даже пророк Миха из него, а не из Иерусалима, ждал появления народного избавителя.

Здесь Самуил помазал Давида на царство.

Возле этого города во времена пророка Иеремии был посад Кимам (Химам), названный так, возможно, по имени сына Барзилая, друга Давида.

В эпоху Ровоама Вифлеем вместе с некоторыми другими городами был превращён в крепость, которая должна была защищать Иудейское царство с юга и юго-запада.

После Вавилонского пленения выходцы из Вифлеема вновь поселились здесь.

С возникновением христианства Вифлеем получил особое значение в христианском мире благодаря тому, что там родился Иисус Христос. Согласно Евангелиям, когда Ирод Великий приказал убить всех младенцев мужского пола, Святое семейство покинуло Вифлеем и скрылось в Египте.

От эпохи Второго Храма в городе до сих пор остаются остатки акведука, по которому вода поступала из Соломоновых прудов в Иерусалим.

Евреи жили в Вифлееме до подавления римлянами восстания Бар-Кохбы, разрушившими город в 135 году.

В Вифлееме во 2 веке после восстания Бар-Кохбы, на месте рождения Иисуса Христа, римляне поставили святилище Адонису, которое простояло до посещения Эрец-Исраэль Еленой, матерью первого императора-христианина Константина. На месте языческого святилища в 326 году Елена воздвигла над гротом, в котором, по преданию, родился Иисус, церковь Рождества.

В 529 году во время восстания самаритян во главе с Юлианом Цабаром против Византийской империи Храм Рождества Христова (церковь Рождества) был разрушен, но после подавления мятежа Юстинианом Великим, здание было восстановлено сохранилась до наших дней.

В 5 веке Иероним поселился в Вифлееме и основал здесь монастырь. Составляя перевод Библии на латинский язык — Вульгату — он пользовался помощью учёных-евреев, живших в окрестностях города.

В 614 году, во время Восстания против Ираклия, город был захвачен персами, которым евреи, вероятно местные. Эти евреи помогали захватывать и Иерусалим.

В 637 году Вифлеем был захвачен арабами.

Примерно в 1170 году еврейский путешественник Вениамин Тудельский нашёл здесь 12 евреев-красильщиков.

Ещё в начале 20 века здесь жили и евреи.

В 1918 году, во время Первой Мировой войны, город был занят британскими войсками.

В 1922 году Вифлеем стал частью Британской Палестины.

В 1947 году, с созданием государства Израиль, Вифлеем и Иерусалим стали особыми анклавами под юрисдикцией ООН («Большой Иерусалим»).

В 1948 году, в ходе Войны Израиля за независимость, Вифлеем (как и Восточный Иерусалим) были захвачены Иорданией. Здесь поселились арабские беженцы.

В 1967 году, во время Шестидневной войны город сдался израильским властям без сопротивления.

После подписания Норвежских соглашений между левыми властями Израиля и ООП Вифлеем с прилегающими населёнными пунктами (Бейт-Сахур, Бейт-Джала и другими) в 1995 году вошёл в состав Палестинской автономии.

Попадание города под власть Палестинской автономии тяжело отразилось на христианской общине, которая уменьшилась более чем вдвое.

Естественным следствием уступок левых стал арабский террор — с началом террористической войны Интифады, развязанной арабскими террористами против Израиля в конце сентября 2000 года, Вифлеем с пригородами превратился в рассадник террора. Из Бейт-Джалы неоднократно совершался обстрел южных районов Иерусалима — Малхи, Гило, Хар-Хома, а также шоссе Иерусалим—Гуш-‘Эцион. После ответных операций израильской армии в городе наступило относительное затишье.

Чудо спасения от арабов

Храм Рождества Христова в Вифлееме – исторический памятник, о котором существует еще одна очень интересная легенда. На одной из колонн в этой церкви имеется несколько углублений, образующих крест. Считается, что это следы чуда, произошедшего в храме много веков назад. Однажды, во время одного из своих внезапных набегов, арабы ворвались в храм. Ждать помощи находящимся в нем людям было неоткуда. И тогда они начали молиться. И просьбы их были услышаны. Из одной из колонн вдруг вылетел рой ос и начал жалить арабов и их лошадей. В результате захватчикам пришлось покинуть храм и оставить в покое находящихся в нем людей.

Православные храмы имеются во многих странах мира. И повсюду они поражают своим великолепным убранством и явленными людям чудесами. Вифлеемский храм в этом плане исключением не является. Эта древняя базилика, безусловно, представляет большой интерес как для верующих, так и для историков.

Понять[править]

Вифлеем
араб. بيت لحم‎‎,
Улица Павла VI
Полезная информация
Население 36 000 чел.
Часовой пояс

UTC+2:00, UTC+3:00

Вифлеем — в общем-то, довольно обычный арабский город с узкими улицами и каменными фасадами в центре и малоинтересной застройкой на окраинах, не очень ухоженный и совершенно хаотический. От других городов он отличается, во-первых, тем, что здесь христианское население составляет хоть и меньшинство, но довольно заметное, а, во-вторых, наличием базилики Рождества Христова. Из-за этого Вифлеем стал единственным на территории Палестинской автономии городом, экономика которого в основном зависит от туризма. Кроме того, в Палестине сложно найти десять квадратных километров земли без пары первоклассных археологических памятников, и Вифлеем тут не исключение. Самый простой способ посетить Вифлеем — приехать туда рано утром из Иерусалима и засветло вернуться обратно. На основные достопримечательности дня вполне хватит, а ночная жизнь в Палестинской автономии вряд ли вам понравится, хотя в целом город вполне безопасный и хорошо отделённый от действительно проблемных палестинских районов.

Историяправить

Вифлеем впервые упоминается в египетских источниках около 1350 г. до н.э. После этого он по нескольким поводам упоминается в Библии: здесь умерла праматерь Рахиль, здесь же происходило действие Книги Руфи, из Вифлеема происходил царь Давид, в Вифлееме же родился Иисус Христос, а тетрарх Иудеи Ирод устроил тут вифлеемское избиение младенцев с целью уничтожить Иисуса, но своей цели, как известно, не достиг. Как и вся остальная Палестина, Вифлееем входил в Римскую империю и был разрушен войсками императора Адриана при подавлении восстания Бар-Кохбы в 136 году. Когда императрица Елена во время своего путешествия в Палестину в 326—328 годах посетила Вифлеем, город лежал в руинах. Елена приказала отстроить его заново и построить базилику Рождества Христова, что и было сделано. Базилику, впрочем, сильно повредили в 529 году во время восстания, и её пришлось потом восстанавливать. С этого времени церковь сохранилась в практически неизменном виде. Её не разрушали ни при каких властях, только пристраивали с разных сторон новые здания.

В 614 году Вифлеем перешёл под контроль персов, а в 637 году — арабов. Наконец, в 1099 году Вифлеем, который со времён царя Давида не играл в политике абсолютно никакой роли и мало отличался от соседних поселений, был захвачен крестоносцами, которые укрепили его и пристроили монастырь к базилике Рождества, не забыв прогнать оттуда православных монахов и заменить их на католических. В 1100 году в Вифлееме был коронован Балдуин I, король Иерусалимский. Крестоносцы владели городом до 1187 года, когда его отвоевал Саладин. На короткое время в 1229 году он снова был передан основанному крестоносцами королевству Иерусалимскому, но в 1244 году арабы отвоевали Вифлеем обратно. После 1250 года Палестина перешла под власть мамлюкской династии, правившей из Каира. Мамлюки снесли городскую стену и окончательно установили совместный контроль над базиликой Рождества католической, православной и армянской церквями, хотя конфликты между разными конфессиями периодически возникали вплоть до XX века. В 1517 году территория перешла под контроль Османской империи и, за исключением периода в 1831 по 1841 год, когда городом правила египетская династия Мухаммада Али, оставалась в составе Турции до 1920 года. С 1920 по 1948 год Вифлеем входил в состав Британской Подмандатной Палестины.

По резолюции ООН 1947 года о разделе Палестины, Вифлеем вместе с Иерусалимом был включён в особую территорию, которая должна была оставаться под прямым управлением ООН. Как известно, резолюция не была выполнена, и в ходе войны 1948 года Вифлеем вместе с Восточным Иерусалимом заняла Иордания. Одновременно в город пошёл поток беженцев, преимущественно мусульманских, в результате чего христиане перестали составлять в Вифлееме большинство. В ходе Шестидневной войны 1967 года Вифлеем перешёл под контроль Израиля, но не был включён в государство Израиль, оставаясь на территории с юридически неясным статусом. В 1995 году город был передан Палестинской администрации, находящейся в Рамалле, куда, впрочем, из Вифлеема можно попасть только через территорию Израиля. Территории вокруг Вифлеема довольно сложным образом разделили на три категории. Сам город попал в зону А, считающуюся наиболее опасной, и куда доступ гражданам Израиля запрещён. Во вторую Интифаду 2000—2005 гг. город пострадал, хоть и не очень сильно, а затем быстро была построена стена, отделяющая Палестинские территории от Израиля, и Вифлеем постепенно привык к блокпостам, не помешавшим, впрочем, туризму как основному источнику дохода.

Гробница Рахели

Рекомендовать место

4

1

Одной из достопримечательностей Палестины является Гробница Рахели, расположенная недалеко от Иерусалима. По преданию, в этом месте была погребена праматерь Рахель. Гробница является местом паломничества евреев и святым местом для христиан и мусульман уже на протяжении многих веков.

Первые сведения о ней приводятся в Книге «Берешит». Это сооружение состоит из надгробия и помещения, построенного вокруг него. В XVI веке к зданию были пристроены еще два купола, соединенные с другими сооружениями, и таким образом гробница превратилась в закрытое помещение. В середине XIX века сооружение было отреставрировано, к помещению добавилась еще одна комната, право пользования которой было разделено между евреями и мусульманами. В 2002 году здание было обнесено высоким бетонным забором, который служил для защиты посетителей от враждебно настроенных арабских жителей. Внутри сооружения находится синагога, в которой ежедневно проходят молитвы и изучение Торы.

В настоящее время Гробница Рахели является историческим памятником, популярным у туристов. Она считается символом возвращения еврейского народа на Священную землю.

Внутреннее убранство Храма

В центре храма расположена Пещера Рождества, в которую можно спуститься по широким ступеням.

В неглубокой нише – алтарь. На полу – серебряная звезда с надписью: «Hic de Virgine Maria Jesus Christus natus est» («Здесь Дева Мария родила Иисуса Христа»).

Рядом с пещерой находятся ясли – место, куда Мария положила младенца после рождения; сейчас там лежит кукла. Ближе к южному входу находится Вифлеемская икона Божией матери, высокочтимая православными.

Экскурсия получилась очень насыщенная и интересная, и не только в связи с теми уникальными местами, где удалось побывать, но и во многом, благодаря Александру – нашему гиду. После возвращения в Иерусалим, он с нами попрощался, и мы покатили опять к Мертвому морю.

Но в связи с тем, что автобус, по разным причинам опаздывал (на границе надо быть в определенное время), некоторые люди успели только слегка окунуться в это море; после него надо же еще отмываться; я вообще не пошел, тем более, оказалось, что раздевалка у них не закрывается, как оставлять вещи непонятно.

Обратно границу прошли быстро, и, подождав немного автобус и людей, покатили назад. К отелю приехали, где-то, в час ночи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector