Что происходит с душой после смерти

Примечания

  1. Диакон Андрей Кураев «Мытарства Феодоры»
  2. 12 К вопросу о статусе и богословии «Мытарств Феодоры»
  3. Тихон (Шевкунов) . Великопостные мытарства (www.pravoslavie.ru)
  4. Олег Стеняев. Тайна смерти. Мытарства. Воскресение.
  5. Свт. Феофан Затворник. Толкование на псалом 118
  6. Старец Паисий Святогорец. Слова. Том V. Страсти и добродетели. — Святая Гора, 2010. — 336 с.
  7. Старец Паисий Святогорец. Письма. Руководство к молитве. Духовное завещание / Редактор: Соколова Т.А., Переводчик: Самойленко Т.И.. — Сретенский монастырь, 2013. — 5000 экз. — ISBN 978-5-7533-0810-8.
  8. 12 Старец Ефрем Филофейский. Моя жизнь со старцем Иосифом. М: 2012. С. 80
  9. Серафим Роуз . Вымысел ли «мытарства»?
  10. Ответы на вопросы. Мытарства. . Чистилище / А. И. Осипов / Русская неделя Архивная копия от 19 июня 2008 на Wayback Machine
  11. Срезневский, Измаил Иванович. Материалы для словаря древне-русскаго языка по письменным памятникам : труд И. И. Срезневского. — Санкт-Петербург : издание Отд-ния рус. яз. и словесности Императорской акад. наук, 1890—1906. — 32 см. Т. 2: Л — П. — 1895. — 15, (4) с., 1802 стб. // столбик 127 «мꙑтарьство»
  12. Канон Ангелу Грозному, воеводе
  13. Святитель Игнатий Брянчанинов. Отечник. М: Ковчег, 2010.
  14. Видеоролик к рассказу иеромонаха Романа (Кропотова) «Мытарства». Рождества Богородицы Свято-Пафнутьев Боровский Монастырь . Проверено 9 октября 2021.

Что ждет душу после смерти по дням

Мы определили когда после смерти душа проходит мытарства, но что происходит еще. Разберемся по дням. Первое, что нужно знать — покидая тело, душа уже не может себя контролировать. Умершему следует смириться с произошедшим и принять то, что с ней происходит.

А что именно с ней происходит в первые дни:

В первые дня два душа еще находится возле своей физической оболочки. Ей дается возможность попрощаться со своей земной жизнью и людьми, которые ее окружают. В эти дни возле нее находится ангел и демон, каждый пытается переманить на свою сторону.
На третий день новопреставленного ждут мытарства. В эти дни всем близким нужно усердно молиться за усопшего, ставить за него свечи и вспоминать лишь о нем лишь хорошее. После того как мытарства окончатся, душу относят в рай, чтобы она увидела, какие блаженства ее могут там ожидать.
С наступлением шестого дня забываются все заботы. Это период покаяния

Душа искренне должна покаяться в том, что ею было сделано при жизни и неважно было это целенаправленно или неведомо.
Полное очищение от содеянного душой происходит на девятый день. Тогда она предстает перед Богом, а после будет отправлена ангелами в ад дабы узреть муки и терзания, которые там происходят

Родственникам важно усердно молиться за усопшего. Нельзя проливать слез, чтобы не утяжелить страдания. Следует просить помилования. Желательно отобедать кутьей с медом, это покажет, как сладко жить при Господе.
По достижению сорокового дня душа снова предстает перед Богом. В этот день решается, куда будет направлена душа для проведения вечности. Молитвы, которые будут читать родные на земле помогут сгладить грехи сделанные человеком при жизни.
Спустя шесть месяцев душе дается еще одна возможность навестить своих родных на земле. Но в этот период сделать что-то для изменения решения нельзя. Остается только продолжать читать молитвы о покое и чтить хорошую память.

Мытарства души после смерти

Путь души к престолу Божьему сопровождается мытарствами или испытанием души. По преданию Церкви суть мытарств в том, что злые духи обличают душу в тех или иных согрешениях. Само слово «мытарства» отсылает нас к слову «мытня». Так называлось место для сбора штрафов и налогов. Своеобразной платой на этой «духовной таможне» являются добродетели умершего, в также церковная и домашняя молитва, которую совершают за него его ближние. Конечно невозможно понимать мытарства в прямом смысле, как некая дань, приносимая Богу за грехи. Это скорее полное и ясное осознание всего того, что отягощало душу человека при жизни и что он не мог до конца почувствовать. Помимо этого, в Евангелии есть слова, которые дают нам надежду на возможность избежать этих испытаний: «слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня на суд не приходит (Ин 5:24)».

Это не правда, что душа остаётся в раю три дня и потом идёт на 30 дней в ад.

Нигде и никогда в Библии не было написано ничего подобного. Чего искать душе праведника в аду? В Библии описан следующий случай, который проясняет место, в которое направляются души людей и, кстати, ангелы тоже участвуют в этом, но не так, как говорят об этом те, кто распространяет учение о мытарствах и т. д. Итак, вот случай из Библии:

Как вы видите из этого случая, душа богача попала в Ад, а душа Лазаря попала в Лоно Авраамово, место, где обитали души праведников до вознесения Господа Иисуса Христа на небо. Почему я говорю так? Потому что апостол Павел писал так о том, что должно было случиться после того, как он умрёт:

Итак, после смерти, христианин разрешается и обитает со Христом.

Первые 40 дней после смерти

А смерть человека есть не полное его небытие, а лишь разлучение души и тела. Тело христианина отходит в землю, из которой и было взято (Быт3: 19), а безсмертная душа в течение 40 дней по смерти находится в потустороннем, т.е. духовном мире. В течение этого времени пребывая в неопределенности того, куда она потом пойдет?

При этом она сохраняет свою память и чувства, все видит и понимает, свободно передвигается в пространстве и особенно любит бывать в тех местах, где жил сам человек до смерти. Может ли душа при этом встречать души своих усопших сродников? Как правило, — нет; ибо их участь уже определена, их души уже в раю или в аду, а душе только умершего еще предстоит попасть в одно из этих мест. Впрочем, если она впоследствии попадет в рай, то без сомнения встретит там своих близких, кои, как и она, сподобились спасения, и будет радостно общаться с ними.

В 3-й день по смерти душа впервые предстоит престолу Божию, во время чего ей показываются райские обители и адские мучения грешников. В этот день по православным обычаям совершают отпевание и погребение умершего. 9-й день по смерти родственники почившего почитают панихидой с той целью, чтобы его душа была причтена к девяти чинам ангельским. Панихиду иногда служат и в 20-й день, который является преполовением сорокаднева.

Самым важным для покойного является 40-й день по смерти, ибо в оный его душа снова предстоит престолу Божию для того, чтобы выслушать свой окончательный приговор: куда она пойдет – в ад или рай! В этот день родственникам усопшего крайне важно поддержать его дерзновение пред Богом панихидой

Седьмое мытарство — сребролюбие и скупость святая Феодора прошла быстро

Седьмое мытарство — сребролюбие и скупость святая прошла быстро, потому что Феодора всегда довольствовалась тем, что давал ей Господь. Против восьмого мытарства — лихоимства никто ничего не имел против преподобной. На девятом мытарстве — неправды и тщеславия, а также на десятом — зависти, и одиннадцатом — гордости, Ангелы прошли довольно свободно.

Двенадцатое мытарство — гнев. Здесь духи были очень злы и свирепы, но Ангелы дали им то, что покрывало Феодору молитвами преподобного Василия. Тринадцатое мытарство — злопамятство. Здесь злые духи ничего не нашли, и Феодора прошла дальше.

Двенадцатое мытарство — гнев. Здесь духи были очень злы и свирепы, но Ангелы дали им то, что покрывало Феодору молитвами преподобного Василия

В тот момент, Феодора осмелилась спросить у одного из Ангелов:

Тогда Ангелы ей ответили:

На четырнадцатом мытарстве — убийство истязались не только разбойники, но и требовался отчет за каждый удар по плечам или голове, по шее, по щеке. Это мытарство Феодора прошла беспрепятственно. На пятнадцатом мытарстве — чародейства, колдовства, призвания бесов, духи ходили здесь похожие на змей и скорпионов. Это мытарство святая прошла быстро, потому что не нашлось у нее подобного греха, и затем они отправились далее.

Шестнадцатое мытарство — блуд, истязается человек за всякое любодеяние и за всякие страстные помыслы. Бесы вынесли свиток, на котором было написано, когда святая согрешила, в каком месте, в какое время. Ангелы покрыли душу Феодоры добрыми делами и дополнили делами преподобного Василия. И тогда они прошли дальше.

Семнадцатое мытарство — прелюбодеяние, грешен тот человек, который жил в супружестве и не сохрани верности. На этом мытарстве Феодора оказалась грешной, ее уличили в прелюбодеянии. Тогда бесы хотели забрать ее к себе, но Ангелы много спорили и едва смогли искупить Феодору.

Куда уходят души умерших людей

После того, как душа покинула тело, на протяжении 40 дней она будет находиться в том месте, где жила. Бывает такое, что люди, после похорон чувствуют, что в доме кто-то присутствует. Если хотите ощутить состояние призрака, представьте себе, как вы едите мороженное в целлофановом пакете: есть возможности, но вы не можете ничего сделать, ни испытать вкуса, ни дотронуться ни к чему, не можете двигаться физически. Когда призрак смотрит в зеркало – он себя не видит, и чувствует шок. Отсюда обычай накрывать зеркала. Первый день после смерти физического тела душа находится в шоке от того, что не может понять, как она будет жить без тела.

Куда уходят души умерших людей в разных религиях.

Поэтому в Индии есть обычай сразу уничтожать тело. Если тело долго будет мертвое, душа постоянно будет возле него кружиться. Если тело закопать – она будет видеть процесс разложения. Пока тело не сгниет – душа будет находится с ним, потому что она очень привязана была при жизни к своей внешней оболочке, практически отождествляла себя с ним, тело было самым ценным и дорогим. На 3-4 день душа немного приходит в себя, отвязывается от тела, ходит по окрестностям, и возвращается в дом. Родственникам не нужно устраивать истерик и громких рыданий, душа все слышит, и испытывает на себе эти муки.

В это время надо читать священные писания и буквально объяснять, что душе дальше делать. Духи все слышат, они находятся рядом с нами. Смерть – это переход в новую жизнь, смерти как таковой не существует. Так же как при жизни мы меняем одежды, так и душа меняет одно тело на другое.

Душа в этот период испытывает не физическую боль, а психологическую, она очень переживает и не знает, что ей делать дальше. Поэтому надо помочь душе и успокоить ее. Потом нужно ее покормить. Когда стресс проходит, душа хочет есть. Такое состояние появляется также, как при жизни. Тонкое тело желает получить вкус. А мы в ответ на это ставим рюмочку водки и хлеба. Подумайте сами, когда вы голодны и испытываете жажду, вам предлагают сухую корочку хлеба и водку!

Вы можете облегчить дальнейшую жизнь души после смерти. Для этого первые 40 дней не нужно ничего трогать в комнате умершего и не начинать делить его вещи. По прошествии 40 дней от имени умершего можно совершить какой-то хороший поступок и передать силу этого поступка ему – например на день его рождения держать пост и заявить о том, что сила поста переходит умершему. Для того, чтобы помочь умершему, нужно заработать это право. Просто поставить свечку – маловато. В частности можно накормить священников или раздать милостыню, посадить дерево, и делать все это нужно от имени умершего. В писаниях говориться, что после 40 дней душа приходит к берегу реки, которая называется Вираджья. Эта река кишит различными рыбами и чудовищами.

Бусина Дзи – правда или развод?
Материал в тему:

Возле реки стоит лодка, и если у души хватает благочестия, чтобы заплатить за лодку, она переплывает, а если нет, то плывет вплавь – таков путь в зал суда. После того, как душа переплыла эту реку, ее ожидает бог смерти Ямарадж, или в Египте его называют Анибус. С ним ведется разговор, показывается вся жизнь как на пленке. Там определяется дальнейшая судьба: в каком теле душа родится вновь и в каком мире. Совершая определенные обряды, предки могут очень помочь умершим, облегчить их дальнейший путь и даже в буквальном смысле вытащить из ада.

Православная молитва об усопших.

Основные теории о послесмертии

Мифы и религиозные воззрения народов предлагают свое видение того, что происходит с человеком после смерти. Например, «Тибетская книга мертвых» пошагово расписывает все этапы, через которые проходит душа от момента умирания и заканчивая следующим воплощением на Земле.

Рай и Ад, Небесный суд

В иудаизме, христианстве и исламе человека после смерти ожидает Небесный суд, на котором оцениваются его земные дела. В зависимости от количества ошибок и хороших поступков, Бог, ангелы или апостолы разделяют умерших людей на грешников и праведников, чтобы направить их либо в Рай для вечного блаженства, либо в ад на вечные муки. Однако нечто подобное было у древних греков, где всех умерших отправляли в подземное царство Аида под стражу Цербера.

Души также распределяли по уровню праведности. Благочестивых людей помещали в Элизиум, а порочных – в Тартар. Суд над душами присутствует в разных вариациях в древних мифах. В частности, у египтян было божество Анубис, которое взвешивало сердце умершего с помощью страусового пера, чтобы измерить тяжесть его грехов. Чистые души направлялись в райские поля солнечного бога Ра, куда остальным дорога была заказана.

Эволюция души, Карма, Реинкарнация

Религии древней Индии смотрят на судьбу души иначе. Согласно традициям, она приходит на Землю не единожды и каждый раз приобретает бесценный опыт, необходимый для духовной эволюции.

Любая жизнь – это своего рода урок, который проходят, чтобы выйти на новый уровень Божественной игры. Все действия и поступки человека во время жизни составляют его карму, которая может быть хорошей, плохой или нейтральной

Понятий «ад» и «рай» здесь нет, хотя итоги жизни имеют значение для предстоящего воплощения. Человек может заслужить лучшие условия в следующей реинкарнации либо родиться в теле животного. Все определяет поведение во время пребывания на Земле.

Пространство между мирами: неприкаянные

В православной традиции есть понятие 40 дней с момента смерти. Дата ответственная, поскольку Высшими силами принимается окончательное решение о пребывании души. До этого она имеет возможность проститься с дорогими ей местами на Земле, а также проходит испытания в тонких мирах – мытарства, где ее искушают злые духи. «Тибетская книга мертвых» называет схожий промежуток времени. И в ней также перечисляются испытания, встречающиеся на пути души. Налицо сходство между абсолютно различными традициями. Два вероучения рассказывают о пространстве между мирами, где умерший человек пребывает в тонкоматериальной оболочке (астральном теле).

Это место можно назвать астралом, параллельным или тонким миром. Человеческий глаз не способен видеть астральных обитателей. Но жители параллельного мира могут наблюдать за нами, не прилагая особых усилий.

В 1990 году на экраны вышел фильм «Привидение ». Смерть застигла героя картины внезапно – Сэма предательски убили по наводке партнера по бизнесу. Находясь в теле призрака, он проводит расследование и наказывает виновного. Эта мистическая драма прекрасно обозначила астрал и его законы. Фильм также объяснил, почему Сэм застрял между мирами: у него на Земле осталось незаконченное дело – защита любимой женщины. Добившись справедливости, Сэм получает проход в рай.

Люди, чья жизнь была оборвана в раннем возрасте, в результате убийства или несчастного случая, не могут свыкнуться с фактом своего ухода. Их называют неприкаянными душами. Они блуждают по Земле в виде призраков и иногда даже находят способ заявить о своем присутствии. Не всегда такой феномен вызван трагедией. Причиной может быть сильная привязанность к супругам, детям, внукам или друзьям.

Значение мытарств

В переводе слово означает «таможенный пост», и во многом такой перевод отображает суть данного феномена. Сюда только следует добавить значение «испытание» для лучшего понимания.

Как известно, дьявол и его слуги хотят обрести власть над людьми, и для этого используют различные искушения и пороки.

Такое намерение остается всегда, для этого они действуют в мире, а также устраивают так, чтобы православной душе требовалось пройти ряд испытаний в процессе вознесения к раю.

Основной целью дьявола и бесов всегда остается увлечение наибольшего количества людей в ад.

На самом деле все эти испытания, равно как определенная власть дьявола в мире, устроены по допущению Господа. Только так есть возможность действительно отделить подлинно верующих от лицемеров и тех, кто не стремится к раю на самом деле. Когда говорилось про Царство Божие, которое берется силой, речь велась именно об усилиях, которые прилагает верующий непрерывно.

Рассмотрим ситуацию схематично, для более емкого понимания:

Сатане дана определенная власть над миром, он искушает людей всяческими способами;души нехристиан сразу после того, как оставляют тело, подхватываются бесами и отправляются в ад;душа православного подхватывается двумя ангелами и ведется к раю, но по дороге идет через 20 мытарств души после смерти (подробнее о каждом далее), где своеобразными судьями выступают бесы, которые и при жизни занимались искушениями в разных областях.

Подобный вариант предполагает, что такое устройство мироздания допускает к раю только самые чистые православные души.

Только личность, которая всегда остается преданной Господу, может обрести Небеса.

Конечно, для православного в конечном итоге в этом никакой особой трудности, ведь земной путь православного и посвящен активной борьбе с собственными грезами и пороками, то есть, по сути, с бесовскими искушениями.

Соответственно, далее, когда начинает «судить» каждый «специализированный» бес, православный легко может дать ответ о том, как противодействовал ему, не поддавался искушениям. Таким образом, вознесенными становятся души, которые имеют своеобразный «иммунитет» от бесов и просто по своей сути не могут поддаваться грехам, страстям и порокам.

Существуют и другие так называемые лествицы, которые составлялись другими подвижниками и описывали процесс постепенного возвышения души. Подобная проделанная «работа» в процессе земного пути позволяет душе православного после смерти не испытывать существенных трудностей со стремящимися утащить во ад бесами.

Души животных

По поводу животных священнослужители и медиумы не имеют однозначного ответа на вопрос о последнем пристанище для душ. Однако некоторые святые мужи однозначно говорят о возможности приобщения зверя к Царству небесному. Апостол Павел прямо заявляет о том, что после смерти животное ждет избавление от рабства и страданий земных, придерживается этой точки зрения и Святой Симеон Новый Богослов, говоря, что, служа в бренном теле, вместе с человеком душа животного вкусит высшего блага после кончины физической.

Души животных найдут освобождение от рабской доли после смерти физической.

Интересна точка зрения на это счет Феофана Затворника: святитель полагал, что после смерти все души существ живых (кроме людей) присоединяются к великой Мировой Душе, созданной Творцом задолго до создания мира.

Что такое смерть

Сложно ответить на вопрос, есть ли жизнь после смерти, не выяснив основные признаки этого процесса. В медицине под этим понятием понимают остановку дыхания и сердцебиения. Но не следует забывать, что это есть признаки смерти тела человека. С другой стороны, существуют сведения о том, что мумифицированное тело монаха-священника продолжает подавать все признаки жизни: мягкие ткани продавливаются, суставы сгибаются, от него исходит благоухание. В некоторых мумифицированных телах даже растут ногти и волосы, что, возможно, подтверждает тот факт, что определенные биологические процессы в почившем теле все-таки происходят.

А что происходит через год после смерти обычного человека? Конечно же, тело разлагается.

Однажды духовный сын Василия — Григорий увидел во сне блаженную Феодору

Однажды Григорий увидел Феодору во сне. Она находилась в светлой обители, полной небесной славы и неизреченных благ. Когда Григорий увидел ее, он очень обрадовался. Тогда же он решил и узнать у нее, как разлучилась душа ее от тела, что она видела. На эти вопросы Феодора отвечала ему так:

Феодора стала говорить ему о том, что очень трудно передать словами то, какой страх и смятение ей пришлось испытать.

Эти эфиопы подняли повсюду страшный крик, одни лаяли как собаки, другие хрюкали как свинья. Все они смотрели на Феодору, грозились, скрежетали зубами. Она чувствовала, что они хотят ее съесть.

Они были готовы дать все мои грехи и забрать душу — говорила святая Феодора.

Феодору рассказала Георгию, что очень трудно передать словами то, какой страх и смятение ей пришлось испытать

Феодора пыталась отворачиваться, чтобы не видеть ужасных лиц перед собой, но они были просто повсюду. Когда она не могла уже сдерживаться, перед ней появилось двое ангелов.

Когда они подошли к кровати Феодоры, они стали о чем-то тихо говорить. Эфиопы, увидев их, сразу отошли.  Святые же ангелы сказали, что эта женщина  принадлежит Богу.  Эфиопы же сразу подняли ужасный крик, они показывали список, на котором были записаны злые дела.

У смерти были с собой различные орудия. Феодора ужаснулась, но  Ангелы сказали  смерти, чтоб она освободила душу Феодоры от тела.

Тогда светлые Ангелы взяли Феодору себе на руки.

Когда Феодора обернулась, она увидела свое тело, которое лежало бездыханное. Тогда бесы стали кричать, говоря, что у этой души много грехов.

Подала ли когда милостыню, накормила ли голодного и нуждающегося, одела ли нового, служила ли святым, посещала ли больных и хромых, молилась ли ночью, исповедовалась ли перед своим духовным отцом свои грехи.

Куда отправляется дух человека после жизни

Где же именно пребывает дух покойного? Точного ответа на этот вопрос нет ни у кого, поскольку это тайна, скрытая от человека господом. Каждый узнает ответ на этот вопрос после своего упокоения. Единственно, что точно известно — переход духа человеческого от одного состояния к другому — от мирского тела к вечному духу.

Только Господь может определить место вечного пребывания души

Тут гораздо важнее узнать не «куда», а «к кому», ведь неважно где будет находиться человек после, главное с Господом ли?

Христиане верят, что после перехода в вечность, Господь вызывает человека на суд, где определяет ему место вечного пребывания — небеса с ангелами и прочими верующими, или ад, с грешниками и демонами.

Учение Православной Церкви говорит о том, что лишь Господь может определить место вечного пребывания души и никто не может повлиять на Его суверенную волю. Это решение является ответом на жизнь души в теле и ее поступки. Что выбрала она при жизни: добро или зло, покаяние или гордое превозношение, милосердие или жестокость? Лишь поступки человека определяют вечное пребывание и по ним Господь судит.

По книге Откровение Иоанна Златоуста можно сделать вывод, что род людской ждет два суда — индивидуальный для каждой души, и общий, когда все мертвые воскреснут после конца мира. Православные богословы убеждены, что в период между индивидуальным судом и общим у души есть возможность изменить свой приговор, по молитвам своих близких, добрым делам, которые творят в его память, воспоминания в Божественной литургии и поминки с подаянием.

Мытарства души из жития Феодоры Цареградской

Наиболее подробным повествованием о воздушных мытарствах является рассказ преподобной Феодоры Цареградской. Она жила в Константинополе в 10 веке, была благочестивой вдовой, помогала бедным и странникам. После принятия монашеского пострига жила под духовным руководством преподобного Василия Нового (10 век). Преподобная Феодора окончила земную жизнь в преклонном возрасте. О ее загробной участи стало известно через ученика святого Василия Нового, Григория. Однажды Григорий во сне увидел прекрасный сад, где повстречал Феодору.

Григорий расспросил ее о расставании души с телом и загробной участи. Та поведала о явлении злых духов, которые имели толстые книги с указанием ее проступков за всю жизнь. Также предстали перед ней два Ангела, которые сопровождали ее душу при восхождении на небо. На пути она проходила мытарства, злые духи предъявляли содеянные ею грехи. Ангелы в противовес и в оправдание ставили ее добрые поступки. Когда для прохождения мытарств не хватало добрых дел, «откупались» дарами святого Василия Нового, данными в начале пути. Святые Отцы трактуют эти дары как молитвы святого Богу за умершую. После прохождения всех мытарств душа Феодоры вошла в райские врата и поклонилась Престолу Божию.

Свое видение Григорий решил поведать святому Василию Новому. Однако тот сам опередил его своим рассказом, подтвердив, что это не бесовское наваждение. По благословению старца видение было записано для духовного воспитания многих христиан.

Перечень мытарств

Первое — мытарство празднословия. На нем душа испытывается на произнесение праздных, бесстыдных и кощунственных слов.

Второе — мытарство лжи. Душа человека испытывается на произнесение лживых слов, напрасного призывания имени Бога (например, в анекдотах), клятвопреступления, лжесвидетельства, на сокрытие прегрешений на исповеди, напрасных обещаний Богу.

Третье — мытарство осуждения и клеветы. Душа умершего проверяется на совершение осуждения, клеветы, насмешки над людьми.

Четвертым является мытарство чревоугодия и пьянства. Чрезмерное употребление еды и спиртных напитков препятствует умственной и духовной деятельности. Оно расслабляет тело, делая его подвластным влиянию других страстей.

На пятом мытарстве испытывается грех лености. Здесь душе предъявляется потраченное попусту время, которое она не использовала с пользой для спасения.

Шестое — мытарство кражи и воровства, прямое нарушение седьмой заповеди (Книга Исход, 20:15).

На седьмом мытарстве обнаруживаются грехи сребролюбия, скупости.

Восьмое — мытарство лихоимства. Этим грехом согрешают люди, дающие в долг под проценты.

На девятом мытарстве душа проверяется на грех неправды и лицемерия.

Десятое мытарство — испытание души на грех зависти.

На одиннадцатом мытарстве душа истязается на наличие гордости.

На двенадцатом мытарстве душа проверяется на гнев и ярость.

Тринадцатое — мытарство злобы.

На четырнадцатом мытарстве испытывается грех убийства. Это нарушение пятой заповеди.

Пятнадцатое — мытарство магии, колдовства и обращения к злым духам.

Шестнадцатое — мытарство блуда. Здесь испытываются не только совершенное любодеяние, но и страстные помыслы.

Семнадцатое — мытарство прелюбодеяния (супружеской измены).

Восемнадцатое — мытарство содомского греха. Это грехи, совершенные против мужской и женской природы, когда «естественное употребление» заменяется противоестественным.

Девятнадцатое — мытарство ереси (ложного вероучения).

Двадцатое — мытарство немилосердия и жестокости. Милосердие является одним из свойств Господа. Поэтому на последнем препятствии к райским обителям испытывается причастность к Божьему милосердию. Ведь человек — образ и подобие Божие.

Путь души после смерти

Безусловно, описание пути, который проходит душа после смерти, двигаясь из места своего земного обитания к Господнему Престолу и затем — в рай или ад, не стоит понимать буквально как некий картографически выверенный маршрут. Загробная жизнь непостижима нашим земным умом. Как пишет современный греческий автор архимандрит Василий Баккоянис: «Даже если бы ум наш был всесильным и всеведущим, он все равно не мог бы постичь вечности. Потому что он, будучи по своей природе ограниченным, всегда инстинктивно в вечности устанавливает некоторый временной предел, конец. Однако вечность не имеет конца, иначе она перестала бы быть вечностью!» В церковном учении о пути души после смерти, символически проявляется трудно постижимая духовная правда, которую в полной мере мы узнаем и увидим уже после окончания нашей земной жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector