Иисус призывает сборщика податей (2:13

Как рассматривали мытарей и грешников во времена Иисуса?

Когда Иисус жил и служил на этой земле, Иудея находилась под римским владычеством. Они искали людей, не имеющих моральных принципов и жадных из народа Израиля, которых они нанимали на работу для сбора непосильных налогов, введенных против их народа. Вместе со сбором налогов, которые итак были слишком большими, они, мытари, брали еще сверх того, что было положено, для того, чтобы заработать себе богатства. Таким образом, этих людей очень сильно ненавидели в народе.
Фарисеи, с другой стороны, были партией, которая претендовала на то, что они самые верные Закону Ветхого Завета, но они добавили много человеческих заповедей к этому закону и требовали их исполнения от людей. Другие Иудеи считали, что фарисеи являются самыми верными и исполняли все то, что фарисеи говорили. Давайте теперь посмотрим несколько примеров из Писания, которые покажут нам, как относились фарисеи и народ к мытарям и грешникам.
Когда Иисус пришел в дом мытаря Левия, который стал апостолом Матфеем …

Таким образом, фарисеи не позволяли себе садиться за стол, чтобы есть и пить с мытарями и грешниками.
Евангелист Лука рассказывает нам следующее:

Из этих стихов, кажется, что фарисеям даже не разрешалось сидеть вместе в одном месте с мытарями и грешниками.
Мытарь Закхей так хотел услышать учение Господа Иисуса о спасении, что даже пренебрег презрением, которое было со стороны народа, пренебрег стыдом и влез на смоковницу, чтобы увидеть Иисуса, когда Он должен был проходить мимо. Господь Иисус увидел состояние его сердца и решил остановиться в его доме.

Как видите, на этот раз не только фарисеи, но все, присутствующие роптали и осуждали Иисуса за то, что Он пришел в дом мытаря, которого они называли грешником. Это показывает нам, что они никогда так не поступали.

Что такое налог

Существование любого государства, независимо от его устройства, напрямую зависит от налогов и сборов, которые пополняют бюджет и позволяют производить расходы на содержание органов власти, армии и т. п. Что такое налог? Прежде всего, это обязательный, индивидуальный и безвозмездный платёж, так как он не един для всех, а зависит от полученного дохода. Без получения налогов существование государства и его финансовая деятельность невозможны.

Налогообложению подлежат как граждане (физические лица), так и организации (юридические лица). Другими словами, каждый гражданин страны или организация, получившие прибыль от своей деятельности, обязаны заплатить определённый процент государству. Налогообложению подвергается и имущество, например, недвижимость, автотранспорт и так далее. Размер налогов определён законодательством.

Притчи о возможности покаяться

Фото: Ru.wikipedia.org

Христос напоминает нам, что осознание неправедной жизни возможно в любой момент. Мы видим это на примере притч и Библейских описаний.

Даже в самый трагичный момент распятия Христос указал собравшимся людям, что дарует такую возможность каждому независимо от его поведения. Преступник, которого, распяли вместе с ним, достоин прощения. Он признал Господа, покаялся о недостойной земной жизни.

Известно и такое сказание. Отец повелел сыновьям идти работать в винограднике. Один из них отказал родителю. Но позже признал, что не прав и отправился трудиться. Второй же сын, пообещав отцу выполнить указание, ничего не сделал. Кто же из них достоин Царствия Божьего?

Конечно, первый сын. Он поступил неправильно, но искупил вину последующим поступком.

Евфимий Зигабен

И бысть Ему возлежащу в дому, и се, мнози мытари и грешницы пришедше возлежаху со Иисусом и со ученики Его

Видя самое искреннее послушание и усердие, Христос приходит в дом Матфея, чтобы оказать ему честь и, став другом и ободрив его, внушить исправление и другим находящимся там. Сам же Матфей после такого благодеяния становится еще более усердным и, как говорит Лука, он сделал для Него в своем доме большое учреждение (δοκη – прием), т.е. торжественный пир. Мытарями и грешниками называет их по причине насмешек над ними. Их порицали, как несправедливых, корыстолюбивых, хищных, безжалостных и бесстыдных; но, может быть, были здесь и другие люди, занимавшиеся подобными же промыслами и подверженные тем же страстям, так как подобный сорадуется подобному. Посему Матфей принял на пир и их, потому что они были участниками его радости, как сотоварищи и друзья. И Христос допустил им даже таким возлежать с Собою ради имевшей последовать пользы для совозлежащих; Он участвовал и в предложенной от неправедного приобретения трапезе, так как отсюда должна была произойти великая польза, и не обращал внимания на порицания со стороны многих, зная, что врач не освободит больных от гнили, если не вырежет ее. Хорошо Он знал также, что отсюда произойдет лукавое подозрение, так как Он пришел на пир мытаря и возлежал вместе со многими мытарями и грешниками. Смотри, что впоследствии иудеи действительно поносили Его и говорили: се, человек ядца и винопийца, мытарем друг и грешником (Мф

11,19); но, однако, все это Он презрел, чтобы сделать то, чего желал, и чтобы показать, что, возлежа с ними, Он сделал весьма важное дело. Слушай, что сказал мытарь Закхей

Когда он услышал слова Христа: днесь бо в дому твоем подобает Ми быти (Лк. 19, 5), возвышенный радостью, сказал: се, пол имения моего, Господи, дам нищым: и аще кого чим обидех, возвращу четверицею. Рече же к нему Иисус, яко днесь спасение дому сему бысть (Лк. 19, 8-9). Но каким образом Павел сказал: аще некий, брат именуемь, будет блудник, или лихоимец… с таковым ниже ясти (1 Кор. 5,11). Павел убеждает к этому не учителей, а просто братьев; притом, он говорит это относительно братьев, а эти мытари и грешники еще не сделались братьями. Кроме сего, так должно было поступать, пока те пребывали в своих прегрешениях; но эти скорее готовы были измениться.

Толкование Евангелия от Матфея.

Правила чтения

Даже такую молитву, как обращение мытаря, необходимо читать правильно, чтобы она принесла пользу, а не была статичным произношением заученных слов. Человек должен осознать свою греховность и необходимость в Господе для борьбы с темными силами. Также молящийся должен искренне захотеть изменить свою жизнь и понимать, что это возможно только с Божьей помощью.

В том случае, если текст произносит женщина, ей необходимо покрыть голову косынкой или шарфиком, и менять слова на «грешную», «грешной». Также молитва сопровождается тремя поясными поклонами, по одному на каждую строчку произносимого текста.

Если человек с полным смирением произносит молитву, Бог всегда придет к нему на помощь в сложной ситуации и защитит от зла.

Действующие лица

Прежде всего, нам нужно понять, кто такой мытарь и кто такой фарисей.

Мытарь, если искать ему соответствий в нашем времени, более всего похож на нынешнего коллектора: это был человек, скупавший у государства долги и налоговые обязательства населения и потом собиравший с населения эти долги с процентами, пользуясь бандитскими методами.

А фарисей – это примерно нынешний активный прихожанин: человек, регулярно посещающий храм, молящийся по уставу, убежденный, что вера – центр человеческой жизни и жить должно по законам и регламенту, определенному священным писанием.

Полагаю, что если мы это вспомним, притча уже покажется нам гораздо более неоднозначной, чем при том прочтении замыленными глазами, когда мы помним не исходный смысл слов, а лишь и именно те значения, которые развились у слов уже на основании этой притчи.

Говорят, эта притча о гордости и об уничижении гордящегося. Возможно, она говорит и об этом тоже – но не только об этом. И, возможно, она говорит об этом не так (и не то), как мы думаем.

Татаро-монголы и пошлины

Татаро-монголы увеличили и без того неподъемное бремя народа. Со времени ордынского завоевания они ввели новый вид мыта, который назывался «тамгой». Если кто-то хотел участвовать в торговле на рыночных площадях или ярмарках, которые были так популярны в то время, также должен был заплатить этот вид налога. Согласно словарю Ожегова, тамга — это пошлина, которая взималась таможенной службой за приложенные клейма. Размер этого налога зависел не от того, какое количество поставлялось в том или ином месте, а от того, сколько стоил определенный товар. Подобным образом даже монастыри могли утверждать на своей территории торги и брать с товара, который был привезен, тамгу. Вот такие были древние профессии.

Значение слова Мытарь?

Борисов игорь

Мытарь — это служивый человек, который взимает государственную пошлину (мыто, по-старорусски) с проезжающих через таможенную границу граждан. То есть по современным понятиям, мытарь это всего лишь таможенник. Кстати, в современном украинском языке таможня так и звучит — мытниця, а ее работник — мытарь. Недалеко от Киева даже село есть с названием Мытница.

Caroline12

Мытарем в древние времена называли сборщика налогов и разнообразных сборов. Также известно название «мытник». Эти два слова — на древнем церковно-славянском языке. Данное слово встречалось даже в Новом Завете. Далее это слово перешло в современные языки (болгарский, украинский)

Eternal star

Я сталкивалась с другим значением этого слова — это как человек, который мыкается, живет отшельником, наказывает себя за какие либо грехи и жертвует всем, чаще всего ходит босой, очень скудно питается живет где нибудь в лесу.

Владимиръ

Мытня — до сих пор таможня по белорусский. Вот такие мытари на границах империи и давали добро, как Верещагин. Болели за державу. Приберегали пулеметики. И говорили со всякими Аристархами. И почему их русские не любят?

bolshoyvopros.ru

Когда нужно читать

Добрые дела, совершаемые человеком, не могут принести ему спасения и прощения совершенных грехов, так как Богу нужны смиренное сердце и искреннее покаяние. Именно поэтому молитва мытаря имеет такое большое значение в православии.

Читают молитву сборщика податей в нескольких случаях:

когда человек чувствует беспричинный страх или тревогу за себя и своих ближних;
проходя мимо церкви или любого христианского храма;
собираясь на богослужение и перед входом в церковь;
перед обращением к Господу с любой просьбой;
когда человек чувствует, что поступил неправильно, и у него тяжело на сердце;
при возникновении тяжелых жизненных обстоятельств или проблем;
перед входом в любое помещение;
при начале важного дела;
перед тем, как лечь в больницу;
после пробуждения и перед отходом ко сну;
когда необходимо срочно обратиться к Господу, а времени на долгие молитвы нет;
в начале первой части семипоклонного начала;
при окончании основной молитвы дома или в храме;
перед началом принятия пищи и после окончания трапезы.

Молитва мытаря

Боже, милостив буди мне грешному.

Эта молитва мытаря (сборщика податей), который покаялся в своих грехах и получил прощение. Она взята из притчи, которую Спаситель однажды рассказал людям для их вразумления.

Вот эта притча. Два человека вошли в храм помолиться. Один из них был фарисей, а другой — мытарь. Фарисей встал впереди всех и молился Богу так: благодарю Тебя, Боже, что я не такой грешный, как тот мытарь. Я десятую часть имущества отдаю нищим, два раза в неделю пощусь. А мытарь, сознавая себя грешным, стал при входе в храм и не смел поднять глаз своих на небо. Он ударял себя в грудь и говорил: «Боже, милостив буди мне грешному!» Богу молитва смиренного мытаря была приятнее и угоднее, чем гордого фарисея.

О молитве и покаянии. Поучение в неделю мытаря и фарисея

О молитве и покаянии. Поучение в неделю мытаря и фарисея В ныне чтенном Евангелии изображена молитва мытаря, привлекшая к нему милость Божию. Молитва эта состояла из следующих немногих слов: Боже, милостив буди мне, грешнику (Лк. 18, 13). Достойно внимания и то, что такая

Молитва мытаря Боже, милостив буди мне грешному.(Боже, будь милостив ко мне грешному). Фарисей и мытарь в храме на молитвеМолитва эта мытаря (сборщика податей), который покаялся в своих грехах и получил прощение. Она взята из притчи Спасителя, которую Он однажды рассказал

Поучение 1-е в Неделю о мытаре и фарисее Характер мытаря и фарисея

Поучение 1-е в Неделю о мытаре и фарисее Характер мытаря и фарисея Возлюбленные братия! В ныне чтенном Евангелии мы слышали притчу Господа нашего Иисуса Христа о мытаре и фарисее.По какому поводу Господь сказал эту притчу? Он сказал ее к людям, которые обольщены и

Поучение 2-е в Неделю мытаря и фарисея О молитве и покаянии

Поучение 2-е в Неделю мытаря и фарисея О молитве и покаянии В ныне чтенном Евангелии изображена молитва мытаря, привлекшая к нему милость Божию. Молитва эта состояла из следующих немногих слов: Боже, милостив буди мне грешнику . Достойно внимания и то, что такая краткая

В неделю «мытаря и фарисея».

В неделю «мытаря и фарисея». Стихира на «Господи воззвах», гл. 4: «Братья, не будем молиться, подобно фарисею, ибо возносящий сам себя будет унижен. Смирим себя пред Богом; подобно мытарю в посте воззовем: «Боже, очисти нас грешных»”. На хвалитех: «Душа моя, познавши различие

Молитва мытаря Боже, милостив буди мне грешному.Эта молитва мытаря (сборщика податей), который покаялся в своих грехах и получил прощение. Она взята из притчи, которую Спаситель однажды рассказал людям для их вразумления.Вот эта притча. Два человека вошли в храм

Неделя мытаря и фарисея

Неделя мытаря и фарисея Неделя мытаря и фарисея называется так потому, что на литургии читается Евангелие — притча о мытаре и фарисее, а в церковных песнопениях, находящихся в Триоди постной, ставится в пример смирение мытаря и порицается гордыня и самохвальство

Молитва мытаря 18/II—54Дорогая матушка Валентина!Письмо Ваше я получил. Благодарю вас всех.Дорогая матушка Валентина, чем человек действительно, а не мечтательно ближе к Богу, тем он чувствует себя недостойнее, грешнее, грешнее всех человеков. Так чувствовали себя св. Отцы.

Неделя мытаря и фарисея

Неделя мытаря и фарисея Все воскресное гласа, кроме кондака сего, гл. 4:Фарисеева убежим высокоглаголания, и мытареве научимся высоте глагол смиренных, покаянием взывающе: Спасе мира, очисти рабы

Обращение мытаря Закхея

Обращение мытаря Закхея Путь Христа в Иерусалим лежал через небольшой город Иерихон. В то время в Иерихоне жил начальник мытарей по имени Закхей. Этот человек, как и другие мытари, не пользовался любовью других горожан, т. к. состоял на службе у римлян и помогал собирать

Свт. Иоанн Златоуст

И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его

Призвав Матфея, Христос удостоил его великой чести, тогда же приобщившись его трапезы. Чрез это Он подал ему благую надежду на будущее время, и породил в нем большее упование. Не долговременным врачеванием, но вдруг исцелил болезнь души его. Впрочем, не с одним Матфеем возлежал Христос за столом, но и со многими другими. По-видимому, и это служило порицанием для Иисуса, что Он не удалял от Себя грешников; но евангелисты и этого не скрывают, и говорят, что фарисеи осуждали Его за таковой поступок.

К Матфею пришли многие мытари как к своему сотоварищу, потому что он, вменяя себе в честь посещение Христово, созвал всех их. Христос употреблял всякого рода и врачевания. Он избавлял многих от болезней душевных не только тогда, когда учил, или исцелял больных, или обличал врагов, но и тогда, когда возлежал за столом, научая нас чрез то, что всякое время и всякое дело может нам доставлять пользу.

И хотя все, что предлагалось на этой трапезе, было собрано неправдою и хищением, тем не менее, Христос не отрекся быть ее участником; так как Его присутствие могло принести великую пользу, то Он согласился быть в одном доме и за одним столом с великими грешниками, хотя и навлек на Себя худую славу за то, что ел вместе с мытарем в доме мытаря и со многими мытарями. Такова ведь участь врача: если он не захочет переносить гнилого запаха от больных, то не может исцелить их от болезни. Смотри, как иудеи поносят Его за это: Вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам (Мф. 11:19).

Да услышат это все, кто постом старается приобрести себе великую славу, и да помыслят, что Владыку нашего называли человеком, который любит есть и пить вино, и Он не стыдился этого, но все оставлял без внимания, чтобы исполнить Свое намерение, которое и совершил: мытарь переменился, и таким образом сделался лучшим. А чтобы тебе увериться, сколь великое значение имело для грешников соучастие Христа в их трапезе, послушай, что говорит Закхей, другой мытарь.

Услышав от Христа слова:Сегодня надобно Мне быть у тебя в доме (Лк. 19:5), он в восторге сказал: Половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо (Лк. 19:8). Тогда Иисус сказал ему: Ныне пришло спасение дому сему (Лк. 19:9). Таким образом, всеми способами можно наставлять других.

Беседы на Евангелие от Матфея.

Свт. Григорий Палама

Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь

В том положении, которое занял Фарисей, сказывается не рабская покорность, а безрассудная гордыня, состояние противоположное состоянию того, который, по смирению, не дерзал даже глаз поднять на небо. Действительно Фарисей «в себе моляшеся», ибо он не поднялся к Богу, хотя не остался незамеченным Сидящим на Херувимах и призирающим глубины бездн. Такова была его молитва: говоря – «Благодарю Тебя, – он не прибавил, – за то, что без всяких заслуг с моей стороны, Ты, смилостивившись, даровал мне, немощному для борьбы, свободу от ловушек лукавого»; ибо большой подвиг необходим душе, удержанной западнями супостата и впавшей в сети греховности, чтобы возмочь чрез покаяние освободиться. Поэтому лучшим Промыслом относительно нас управляются дела, и часто мало или даже и совсем не заботясь, мы пребываем с Богом выше многих и великих злоключений, сострадательно облегченные Им по причине нашей немощи; и нам подобает быть благодарными за этот дар и смиренными пред лицом Даровавшего, а не надмеваться. Фарисей же – «Благодарю Тебя, – говорит, – Боже, – не за то, что я воспринял от Тебя помощь, но за то, что я не таков, как прочие люди; как будто бы по природе сам и благодаря своей силе он обладает тем качеством, что не был хищником, прелюбодеем и неправедником, если только правда – он не был таковым: ибо он не себе внимал, так что можно было бы поверить, что он – праведен, на основании того, что он сам о себе говорит, но, так выходит, что он смотрел на других, а не на себя, и всех, – о, безумие! – презирая, он считал, что единственный на свете праведник и целомудренный, это – он; «Яко несмь», – говорит он, – «якоже прочии человецы, хищницы, неправедницы, прелюбодее, или якоже сей мытарь». Какое безумие! – мог бы тебе кто-нибудь сказать: если, за исключением тебя, все люди грабители и обидчики, то где же тогда место для жертвы, терпящей хищничество и ущерб? Что же означает выражение «сей мытарь» и это особое упоминание о нем? Будучи одним из общего числа и вместе с прочими принадлежа к, приведенному тобою обществу, разве и он уже тем самым, так сказать, не подлежит общему осуждению? Или же ему долженствовало двойное осуждение по той причине, что он попался на твои фарисейские глаза, хотя и далеко был позади? Кроме того, в том, что он явно является мытарем, ты видишь в нем беззаконника, но откуда тебе известно, что он и прелюбодей? Разве на том основании, что он нанес неправду другим, тебе разрешается безответственно наносить неправду ему? Это – нельзя, нельзя! Но он, вот, нося в смирении души твое гордое порицание и принося Богу вместе с осуждением себя моление, справедливо получит от Него аннулирование осуждения за те неправды, которые совершил; а ты, гордо обвиняющий его и всех людей и из всех только себя оправдывающий, справедливо будешь осужден.

«Яко несмь, якоже прочии человецы, хищницы, неправедницы, прелюбодее». Эти слова показывают пренебрежение Фарисея и в отношении Бога, и в отношении всех людей. Кроме того, они свидетельствуют о ложной направленности его мировоззрения: ибо и всех людей вообще он открыто презирает, и свое воздержание от зла приписывает не Божией силе, а – своей личной. Если же он и выражает благодарность, однако сразу же сквозь это, он всех людей, за исключением себя, признает разнузданными и обидчиками и грабителями, как будто бы никого, кроме него, Бог не удостоил проявлять добродетель. Но если все люди таковы (как их изображает Фарисей), то, следовательно, имущество Фарисея должно было подвергнуться расхищению со стороны всех людей, такого рода.

Омилия 2. В Неделю притчи Господни о мытаре и фарисее.

А в чем нам каяться?

Фото: Semyaivera.ru

Законники, книжники, фарисеи были уверены, что каяться им не в чем. Они ведут праведную жизнь, а значит, заслуживают Царствия Божьего.

Слова Иисуса о том, что они туда не попадут, разгневали служителей земного правителя. Если уж блудницы да мытари попадут, то они и подавно!

Но это не так. Люди грешившие, искренне покаялись в своих грехах. Их охватило чувство вины. Они осознали, какой недостойный образ жизни вели.

А вот фарисеи да прислужники царя вины не осознали, не поняли, что живут не по Божьим Законам. Так в чем же нам каяться перед Господом, если вины нет?

Случалось ли вам плохо думать о ближнем? Или испытывать желание отомстить, чувство неприязни? Отказывали ли вы в помощи нуждающемуся? Даже люди, посвятившие служению Церкви, находят в своих поступках и мыслях греховное. Они спешат покаяться.

Но значит ли этот факт, что грешить можно при земной жизни? Ведь перед смертью мы можем раскаяться и очиститься от грехов?

Нет, мы не знаем, когда наступит наш смертный час. Более того, цель раскаяния – не искупление от грехов, а дарование возможности начать новую жизнь, «с чистого листа», без прегрешений.

Поэтому Господь и поставил блудниц да мытарей впереди фарисеев, не пожелавших раскаяться и отвергших Христа.

Иисус постоянно напоминает своим ученикам о необходимости каяться на примере притч.

Древняя Иудея

Древняя Иудея была государством-вассалом Римской империи. Управлял ею римский наместник, и на территории действовали римские законы. Налогами, как и в Риме, занимались специальные конторы. Между прочим, сборщик налогов в Иудее был самым презренным человеком. Он входил в определённое сословие в обществе, к которому иудеи относились с глубоким презрением, так как они были нечестны, зачастую превышали ставку налога, состояли на службе прокуратора и собирали дань в пользу Рима. Занимался этим, как и в Риме, мытарь.

Это слово было ругательным. Зазорным считалось с ними общаться, вместе есть, пить. Хорошо известно, что ученики Христа Матвей и Закхей были мытарями, но искренне раскаялись и перестали заниматься этой деятельностью. Впоследствии Матвей был провозглашён апостолом – посланником.

Житие святого Никиты Столпника Переславского

Русский православный святой Никита Столпник служил у князя Юрия Долгорукого сборщиком податей. Он был безжалостен к плательщикам податей, использовал свое положение для личного обогащения. В 1152 году князь решил построить новую столицу княжества на берегу Плещеева озера (Переславль Залесский).

Для строительства нужны были средства. Никита с еще большим рвением стал собирать подати, не забывая про свой карман. Разорившееся от непомерных сборов люди умирали от голода, кончали жизнь самоубийством, становились разбойниками. Имя сборщика податей внушало ужас подданным князя.

Однажды во время богослужения в церкви преподобного поразили слова, произнесенные священником. Это было изречение пророка Исайи о раскаянии: «…омойтеся и чисты будете…». Проснувшаяся совесть напомнила ему, скольких людей он погубил своим бессердечием.

Но, вернувшись домой, сборщик податей решил заглушить голос совести и созвать гостей на веселый пир. Он повелел жене сварить мясо для угощения. Когда вода в котле закипела, жена Никиты увидела, что варятся человеческие конечности и головы. В ужасе она позвала мужа. Никита увидел ту же страшную картину и понял, что Господь второй раз напоминает ему о грехах.

Святой отправился в Никитский монастырь, чтобы покаяться в грехах. Настоятель решил испытать, насколько искренне раскаяние сборщика податей. Он повелел Никите в течение 3-х дней прилюдно каяться в своих прегрешениях у входа в монастырь. Никита со смирением выполнил, что было сказано игуменом, а затем исчез.

Обнаружил его монах, отправившийся в лес за грибами. Насельник увидел в болоте полуголого человека, облепленного комарами и мошками, в крови. Он сообщил о виденном настоятелю, который отправился к болоту, чтобы удостовериться в личности человека. Это был Никита, таким образом пожелавший наказать себя за грехи.

Настоятель обители поверил раскаявшемуся грешнику, постриг его в монахи и принял в монастырскую братию. С благословения игумена Никита выкопал рядом с монастырской стеной узкий и глубокий колодец, соединенный с монастырским храмом подземным ходом.

Никита выходил из колодца на воскресные богослужения по подземному ходу. В остальные дни стоял в колодце, обвешанный тридцатикилограммовыми веригами с крестом, творя беспрестанные покаянные молитвы Господу. Колодец был закрыт крышкою, чтобы ни солнечный, ни лунный свет не проникал внутрь.

Весть о подвижнике разнеслась по округе. К колодцу стали приходить верующие, попросить защиты, совета, молитвы об исцелении, прикоснуться к веригам столпника. Бывшие приятели по застольям, зная о его богатстве, решили, что цепи сделаны из серебра. Они не верили в искренность раскаяния и посчитали, что бывший мытарь таким образом бережет свои сокровища.

Ночью 24 мая 1186 года завистники пришли к колодцу, убили столпника и забрали вериги. На берегу озера убийцы и грабители обнаружили, что цепи и крест сделаны из железа, и бросили их на берегу озера. На другой день монахи обнаружили тело Никиты, а затем брошенные вериги. Святого похоронили в монастыре, вериги положили на гроб.

Чем занимались мытари в Риме

В Римской империи сбором налогов, накладываемых на земельные участки, занимались римские военачальники. Данная система была хорошо урегулирована. Однако обладать властью на экспорт или импорт товаров, перевозимых через страну купцами, мог, в принципе, каждый, кто обладал соответствующим влиянием. Достаточно было получить необходимое разрешение. Но стоить эта привилегия могла немалое количество финансовых средств. Когда такие «мытари», или сборщики, занимались своей работой, то могли получать прибыль от налоговых поступлений, которые намного превышали сумму их обычной ставки. Правда, вся эта деятельность проводилась совсем не так легко, как может показаться. Субподрядчики или начальники постоянно контролировали правомерность сбора налогов в некоторых частях своей территории.

Публикации

Кто такие мытарь и фарисей?

Дата:
13.02.2020

МЫТАРЬ — это «откупщик» или «сборщик налогов». Сам этот профессиональный термин вполне нейтрален и означает любого представителя «налоговой службы», но в знаменитой евангельской притче речь идет о еврейском сборщике податей для римской казны после вхождения Палестины в состав Римской империи (с 63 года до н. э.). Поэтому в славяно-русской традиции он стал нарицательным и означает, как правило, евангельского мытаря — «лихоимца» и «притеснителя». Это связано с особым статусом мытарей в иудейском обществе.

Иудейский народ справедливо ненавидел мытарей за то, что они служили оккупантам в качестве экзекуторов и часто пользовались своим «служебным положением» для личного обогащения (Лк. 19, 1, 8), обирая при этом своих соплеменников. С другой стороны, уже сама эта профессия считалась ритуально «нечистой», поскольку, согласно еврейскому религиозному законодательству, подати следовало платить только в Иерусалимский храм — единственное место земного пребывания Бога. Талмуд приравнивал мытарей к грешникам, язычникам и прелюбодеям и повелевал отлучать от Синагоги.

Вполне понятно, что и Христос подвергался упрекам со стороны фарисеев, этих блюстителей религиозной «чистоты» за то, что Он общается с «нечистыми» мытарями (Мф. 9, 11 и др.). Поэтому притча Спасителя была дерзким вызовом «общественному сознанию»: Он хотел сказать, что безвозвратно «потерянных» людей нет, и потому нарочито избрал в качестве примера искреннюю молитву мытаря, более угодную Богу, чем лицемерное самопревозношение формально праведных фарисеев (Лк. 18, 9-14). «Мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие» (Мф. 21, 31). Известно, что Матфей, один из Двенадцати апостолов, до обращения был мытарем (Мф. 10, 3).

В русском языке в слове «мытарь» ударение на первом слоге! Бытующая в церковной сфере форма «мытарь» могла возникнуть по аналогии со словом «мытарства» и стала «профессиональным неологизмом», как «компас» у моряков, «искра» у водителей или «осужденный» в милицейской среде. 

ФАРИСЕЙ — название одного из трех древнееврейских религиозно-политических течений (наряду с саддукеями и ессеями), возникших в эпоху Маккавеев (в середине II в. до н. э.). Сам термин переводится как «обособившиеся», «отделенные», т. е. «чистые» в религиозном и ритуальном отношении.

Фарисеи были духовными лидерами нации и пользовались поддержкой и глубокой симпатией народа. Их влияние усиливалось и тем, что книжники, знатоки и учителя Писания, в подавляющем большинстве принадлежали к фарисеям. Основная забота фарисеев состояла в толковании и строгом соблюдении Торы (Закона Моисея). При этом для них существовала не только «письменная Тора», но и «Тора устная», восходившая к отеческим традициям, не зафиксированным в своде Моисея. Пользуясь изощренными методами толкования, зачастую искусственными, не имеющими прямой опоры в тексте Торы, они, по существу, развивали религию Моисея и, в отличие от саддукеев, верили в воскресение мертвых, существование ангелов и духов. Эти представления вошли и в христианскую догматику. Поэтому отношение к фарисеям евангельских времен не может быть однозначным. Не случайно, что, по образному выражению одного западного историка, именно два фарисея («тайные ученики» Никодим и Иосиф Аримафейский) с честью похоронили Христа, а третий распространил Его учение по всему миру (имеется в виду фарисей Савл, будущий апостол Павел).

Основным источником информации о фарисеях являются иудейский историк Иосиф Флавий и Новый Завет.

Теги: мытарь и фарисей

Проголосовало: За — 9, против: 1. Общий рейтинг: 8

 

Виды налогов

В те времена различали несколько видов такого «мыта». Под мытарство подпадали, как мы уже узнали, как наземные торговые маршруты, так и водные. Поэтому различали несколько видов мыта: «проплавной мыт», «мыт прибрежный», «мостовщина» и «мыт наземный». Такой пошлинный налог мог быть уплачен в денежном эквиваленте либо же товарами. Мостовщина же подразумевала уплату налога при проезде через мосты.

Кроме всех вышеперечисленных видов, налог взимался за провоз товара, его простой и при его продаже. Неудивительно, что для простых людей, да и для зажиточных, это было равносильно обдирательству.

История выражения

Фото: Nicola-arzamas.ru

Первосвященники и высшие чины израильского народа были шокированы словами Христа.

Народ был не только удивлен, но и разгневан. Как так может получиться? Может и им нужно отдать предпочтение греховным делам, чтобы оказаться в Царствие Божьем?

Объяснение приводится в тексте Евангелия. Обратимся к описанию события, когда Иоанн Креститель крестит народ, чтобы избавить их от грехов земных и приблизить к Богу.

На крещение пришли и мытари. Оно задали вопрос: «Что же нам делать?» Но Иоанн Креститель отвечал, что свой выбор они уже сделали, то есть пришли на крещение, а значит, каются и заслуживают прощения, в то время как законники отказались от действа. В этом и кроется смысл слов, сказанных Иисусом Христом.

История происхождения молитвы мытаря

Гордыня и превозношение в православии считаются одними из самых страшных грехов, ведь именно эти пороки привели к падению ангела света. Поэтому истинно верующий человек постоянно просит Бога сохранить его от этого греха и проверяет свое духовное состояние, обращаясь с молитвами к святым и ангелу-хранителю.

Чтобы понимать, что означает молитва мытаря, и в каких случаях ее необходимо произносить, стоит разобраться, кем являлся этот человек. Современному человеку, не изучающему Библию и не посещающему храм, сложно понять значение слова «мытарь», ведь сегодня таких людей нет. Однако мытаря, или сборщика податей, можно сравнить с современным налоговым инспектором. В древние времена такие люди отвечали за наполнение казны императора и собирали подати со всех жителей подконтрольной территории. В те времена, когда Христос совершал свое земное служение, к мытарям относились пренебрежительно и не любили за то, что они брали с народа намного больше податей, чем это полагалось по закону.

Иудейские священники считали сборщиков податей оскверненными из-за того, что те общались с язычниками, и старались не находиться в их обществе. В притче, которую рассказал Иисус своим ученикам, речь шла о фарисее, уважаемом члене иудейского общества, и всеми презираемом мытаре, которые зашли в храм помолиться. Первый благодарил Бога за то, что живет праведной жизнью и не похож на стоящего рядом сборщика податей. Второй же не смел поднять головы и, осознавая свои грехи, каялся и просил прощения у Господа. Христос сказал, что из этих двоих мытарь пойдет более оправданным, чем священник, так как искренне покаялся в своих деяниях.

С тех пор в православии этой молитве придается большое значение, так как сам Господь обратил на нее внимание в Святом Письме

Мытарь

Сборщик налогов

Мы́тарь  (церк.-слав. мыта́рь), также мы́тник — сборщик податей на мыте или сборщик податей вообще; в современном смысле — таможенник, налоговый инспектор, судебный пристав.

В древности

Мытарем в Новом Завете называется человек, занимавшийся сбором податей и налогов в Древней Иудее.

Так как мытари состояли на службе у римского прокуратора Иудеи (по сути, у оккупационных войск), то они считались предателями иудейского народа. За это они были всеми презираемы и нелюбимы, а общение с ними как минимум не приветствовалось или даже считалось грехом. Мытари упоминаются в библейских текстах Нового Завета в Евангелии от Луки, где описывается отношение к ним иудейского общества того времени.

Один из двенадцати апостолов Христа, а именно Левий Матфей, считающийся автором Евангелия от Матфея, ранее был мытарем. Об этом говорится в Новом Завете.

Современность

В болгарском, украинском и белорусском языках мытарем, мытником называется таможенник. С 1992 года в независимом украинском государстве существует «Державна митна служба» (Государственная таможенная служба). В Республике Беларусь аналогичная служба называется «Дзяржаўны мытны камiтэт» (Государственный таможенный комитет). Аналогичная структура в Болгарии называется «Агенция Митници».

ru.wikipedia.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector