Могочинский монастырь

Молчановский район Томской области

Первыми жителями села Могочино, первоначально — Могочинских юрт, были селькупы. Основание поселка относится к 1726 году. В середине прошлого века в юртах насчитывалось 7 дворов, в которых проживало 11 мужчин и 8 женщин. Основным их занятием было рыболовство, дополняемое охотой и собирательством. К концу столетия селение выросло до 28 дворов и 225 человек.

Выгодное расположение поселка на берегу Чулыма вблизи других речек обеспечивало ему роль центра лесопереработки района. Основным промышленным предприятием Могочина стал лесопильный завод, построенный в 1925 году.

Могочино, как и весь Нарымский край, служило местом ссылки. Так, на начало 1934 года на лесозаводе работало 1523 человека, в том числе 679 так называемых трудпереселенцев.

Для надзора за ссыльными в Могочине действовала комендатура трудовых поселений НКВД. Даже школа в поселке подчинялась культурно-воспитательной части комендатуры, а не районо.

Низкий жизненный уровень, тяжелые условия труда, социальная незащищенность вызывали протест рабочих, коллективные обращения к властям. Председатель фабрично-заводского комитета лесозавода Головачев в 1933 году отвечал прокурору по поводу проверки коллективного письма рабочих, что факты смертности, подмешивания в муку травы подтверждаются. Рядовые рабочие получали в месяц 40, а квалифицированные машинисты и токари — по 117 рублей. Мука же на базаре стоит 30-40 рублей, дешевле купить было негде. Зарплату рабочим не выплачивали по 2-3 месяца, они голодали, продавали вещи, некоторые стали заниматься воровством.

В сентябре 1933 года директор завода Марченко получил анонимное письмо. В нем говорилось: «Выслушай наше письмо от наболевших наших сердец, ты знаешь, что вольная торговля хлебом закрылась и купить его невозможно. Говорят, что паек будет прибавлен 1 августа. Даем последнее предупреждение, то смотри, отправим тебя в небесную канцелярию, вредитель наших малых детей».

Немудрено, что в 1937 — 1938 годах в поселке были обнаружены представители «эсеро-монархической повстанческой организации», участники «контрреволюционной шпионско-диверсионной повстанческой «Польской организации Войсковой» и многие другие «враги народа».

Особо напряженно работал Могочинский завод в годы Великой Отечественной войны. На фронт ушло с завода 190 человек. Завод шефствовал над одним из томских госпиталей, отправлял туда продуктовые посылки, вещи, деньги, представители завода ездили ухаживать за ранеными. Большой вклад в Победу внесли все жители поселка. Так, учащиеся Могочинской школы получили благодарность Верховного Главнокомандующего за заботу и помощь Красной Армии.

После войны началось наращивание мощностей завода, превращение его в одно из крупнейших лесоперерабатывающих предприятий Томской области. Вместе с ним рос и развивался поселок, который стал не только промышленным, но и культурным центром района. В поселке работают две средние общеобразовательные и музыкальная школа, Дом культуры. А школьный музей А.С. Пушкина известен далеко за пределами области.

Святыни и престольные праздники

Паломники, прихожане, особенно женщине спешат помолиться перед иконой святой Анны, матери Пречистой Девы Марии. О благодарности в оказании помощи чудотворного лика свидетельствуют драгоценные украшения, развешанные вокруг иконы.


Интерьер Могочинского Свято-Никольского монастыря

В Свято-Никольском монастыре в Могочино хранится икона Спиридона Тримифунтского и кусочек его башмака.

Необычна история Свято-Крестовой иконы Богородицы, написанной после свидетельств очевидцев, видевших явление Божьей Матери в черных одеждах, молящейся перед крестом во время захвата мирных жителей бандитом Баслаевым в 1995 году.

После неоднократного появления Богородицы, которую видели и бандиты, все заложники были отпущены.

По повелению митрополита Ставропольского Гедеона было дано распоряжение нарисовать икону Богородицы, которую освятили на сороковины 128 безвинно убитых людей. Святой лик Свято-Крестовой Божьей Матери написала раба Божья Ольга, уроженка Святого Креста.

Святая икона Богородицы выставлена в храме Никольской женской обители.

Важно! 11 августа, рождество Николая Угодника, является престольным праздником Свято-Никольского монастыря. В 2018 году в честь праздника на крыше обители появился освященный новый крест, над водружением которого наблюдало множество народа, собравшегося во дворе храма

В 2018 году в честь праздника на крыше обители появился освященный новый крест, над водружением которого наблюдало множество народа, собравшегося во дворе храма.

История

Свято-Никольский монастырь в старинном поселке Могочино основан 1 октября 1989 года, когда в только открывшийся Никольский приход приехал иеромонах Иоанн (Луговских) с монахиней Ириной (Селивёрстовой). Под храм был оборудован деревенский дом. Приход приобрёл так-же 3 близлежащих дома — они и стали территорией будущего монастыря.

Строительство обители велось без централизованного финансирования, за счет пожертвований благодетелей. Причина появления такого духовного глубинке тесно связана с подвигом невинно сосланных сюда в период репрессий, а также с духовным очищением этих древних языческих мест, никогда не встречавшихся с церковной благодатью.

Тяжелейшие годы выпали на становление Могочинского монастыря, который основывался на пустом месте. 270 лет поселку — и никогда не было церкви. Не было и дорог. Одна дорога — это река, единственный транспорт — это теплоход и баржа.

В этих условиях строить монастырь, казалось бы, совершенно невозможно. Но ГОСПОДЬ судил иначе. Он послал сюда таких людей, которые своим трудом, своей верой подтвердили слова Господа, что «сила БОЖИЯ в немощи совешaется» (2 Кор. 12, 9).

Поселок Могочино находится на северных широтах,климат здесь суровый: зимой морозы до -50 градусов, жаркое лето наступает в июне, а в конце сентября уже, бывает, ложится снег. Строительный сезон поэтому длится иногда всего 3-4 месяца. Стройматериалы нужно доставлять или по реке, или на грузовиках через паромную или ледовую переправу.

Разметку под фундамент будущей церкви иеромонах Иоанн выполнил в первые же дни приезда в Могочино (начало октября 1989 года). Первыми строителями были рабочие, сокращенные в местном РСУ, и Николай Менчиков, привезенный отцом Иоанном по благословению митрополита Гедеона из Новосибирского епархиального управления.

Строительство монастыря

К 14 ноября, на удивление самих рабочих, бетонная лента фундамента для храма уже была залита. Всю зиму по благословению митрополита Гедеона завхоз епархиального управления Иван Андреевич Соснин занимался доставкой кирпича для строительства церкви (через несколько лет он был пострижен в монашество руками нашего наместника с именем Феодор).

За сезон 1990-1991 годов были воздвигнуты белокаменные стены церкви, Колокольня и шлаколитой гараж. При строительстве по благословению о. Иоанна не применялисъ современные мерные инструменты, все делалосъ по древней технологии. Поэтому в здании храма существует незначительная асимметрия, придающая ему живой вид.

В 1992 году была воздвигнута крыша и храм отштукатурен изнутри. Началось ручное рытье котлованов под фундамент монастырских стен-корпусов. К осени бетонные подземные кубы длиной 50 метров и шириной 10 метров были залиты.

В 1993-1995 годах на воздвигнутом фундаменте руками братии были воздвигнуты трёхэтажные южный и восточный корпуса.

Весь 1996 год был посвящен земляным и бетонным работам по сооружению «нулевого цикла» замыкающего круг монастырского корпуса. К осени бетонный круг фундамента был замкнут.

С ранней весны 1997 года началось масштабное строительство, т.к. нужно было освоить огромный объем работ. Работали все, помогали старушки и малые дети. За сезон был построен трёхэтажный корпус в форме буквы «П», замыкающий круг монастыря. Отец Иоанн про этот год сказал так: «7 лет строили полмонастыря, а вторую половину — за один год…» В 1998 году были подняты белокаменные башни по бокам монастыря и начато рытье монaстырских дренажных коммуникаций. Через год они были забетонированы, и началась заливка бетоном всей площади монастыря.

2000 год: забетонирован фундамент под гостиничный корпус в центре монастыря.

В 2001 году вся площадь монастыря стала сплошным монолитом, и началось возведение стен гостиничного корпуса. Кроме того, весь этот год прошел под знаком восстановления пострадавшего от пожара Свято-Никольского храма.

В 2002 году рядом со Свято-Никольским храмом поднялся красный кирпичный корпус с гаражом и гостиницей.

В 2003 году отштукатурены и отделаны изнутри гостиница, построена на гостиничном корпусе церковь Покрова Пресвятой Богородицы, а также снесен и заново залит уже обветшавший третий этаж южного монастырского корпуса, построенного в 1993 году.

В 2004 году цepковь Покрова отштукатурена; снесен, Зaново залит и надстроен третий этаж игуменского и части западного корпуса и построена надвратная башня.

В 2005 году закончен круг зубцов и башен на монастырских стенах, сделан переход между корпусом Покровского храма и западной стеной, построены новые кельи в южном корпусе. В 2006 году проведены подготовительные работы для постройки келий в новых корпусах, начат завоз стройматериалов на Волок для строительства Свято-Преображенского монастыря.

Святыни

  • Икона святой Анны, матери Пресвятой Богородицы. К иконе прикреплены украшения — цепочки, часы, крестики, оставленные прихожанами в благодарность за молитвенное ходатайство святой Анны перед Господом.
  • Икона святого Спиридона Тримифунтского, под иконой – часть его тапочка.
  • Свято-Крестовская икона Пресвятой Богородицы. Ежедневно перед ней проводится водосвятный молебен. Свято-Крестовская икона Божией Матери была написана по благословению митрополита Ставрoпольского и Владикавказского Гедеона после событий, связанных с захватом заложников в г. Буденновске. Очевидцы утверждают, что Её образ появился в небе после захвата заложников. Видение продолжалось несколько дней вплоть до дня их освобождения.

Визит Архипастыря в канун праздника Преображения Господня

18 августа в канун праздника Преображения Господня епископ Колпашевский и Стрежевской посетил нашу обитель и совершил вечернее Богослужение.

Его Преосвященству сослужили игумен Спасо-Преображенского монастыря с. Волок Матфей (Черевикин), секретарь епархиального управления иеромонах Симеон (Койнов), духовенство мужской и женской епархиальных обителей, дьякон кафедрального Вознесенского собора Сергий (Баянов) и Александр (Мусрепов). За богослужением молились игуменья Ирина (Селиверстова), сестры Могочинского и братия Волокского монастырей, многочисленные прихожане обители.

Это интересно: Никольский храм в Пушкино

Настоятели

  • Ефрем (Березовский) (1605 — 1663) строитель
  • Варлаам (упом. 1648)
  • Исаия (1660 — 1668) схиигум.
  • Варлаам (1668 — 1698)
  • Иона (1698 — ?) архим.
  • Павел (1703 — 1705) строитель
  • Мартиниан (1705 — 1706) архим.
  • Савватий (1706 — 1711) архим.
  • Иосиф (1711) иером.

Василид (1711 — 1722) архим.
Сильвестр (1722) архим.

Дионисий (1723) иером.

Порфирий (Боровский) (12 июня 1723 — 1733)
Рафаил (1733 — 1738) иером.
Лаврентий (1738 — 1744) архим.
Авксентий (1744 — 1746) иером.
Герасим (1746 — 1750) иером.
Исаия (Русанович) (1750)
Феодосий (1760 — 1769) архим.
Нафанаил (1769 — 1774) игум.
Прокопий Петров (1774) прот.
Филофей (1775 — 1777) игум.
Виктор (Калиновский) (1777 — 1780)
Алексий Михайловский (1780) прот.
Иннокентий (1781 — 1786) игум.
Палладий (Флоровский) (1787 — 1798)
Даниил (Черкасов) (1798)

Григорий Стефановский (1805 — 1807) прот.

Феофилакт (1807 — 1818) архим.
Иероним (Кириллов) (1818 — 1829)
Иоанникий (Агишев) (1829 — 1836)
Амфилохий (Свешников) (1836 — 1839)
Виктор (Лебедев) (1839 — 1883)

Лазарь (Генерозов) (1883 — 31 августа 1897 ) и.о.

Иннокентий (Солодчин) (31 августа 1898 — 9 февраля 1899)
Сергий (Титов) (июль — 6 октября 1899 ) игум.
Иона (Изосимов) (1901 — 27 июля 1908)

1908 — нач. 1920-х — см. список епископов Барнаульских

Гавриил (Воеводин) (14 сентября 1921 — не позднее 1923)

Дорога в монастырь

Это случилось в 2005 году! Мне мой духовный отец как-то рассказал о таком замечательном монастыре расположенном на острове. А до этого я все у него пере спрашивалась, где можно приобрести жилье, чтоб недорого и возле церкви…

Я по натуре очень люблю путешествовать, но все больше осознаю, что самое интересное где-то совсем рядом, здесь, у нас: в русской глубинке. Так вот, мой духовный отец благословил меня съездить, в это село Могочино на остров. Дело было также где-то середина августа.

Проживала я как Вы знаете недалеко от города Бийска. И решила я ехать с детьми, в то время у меня было их еще 2е, старшему сыну – почти 4 года, а дочери вроде 2 годика.

Вначале мы добирались на поезде до Томска. А поселок Могочино, куда мы направлялись расположился в Молчановском районе Томской области России, где-то 230-240 км. от Томска. По совету своего духовного отца, я вместе с ребятишками от Томска до Нарги добирались современным комфортабельным автобусом.

Но, когда автобус въехал в Наргу мы все очутились как будто в другом мире. Современный транспорт выглядел прямо таки диковинкой среди серой неказистой жизни. От автостанции до паромной пристани, примерно 1000 метров, добирались пешком. Перед глазами встал примитивный паром(который кстати я раньше видела только на картинках и в кино), как нельзя лучше вписался в местные реалии.


Переправа через Обь на пароме

Переправа через широкую Обь впечатляла и постепенно переносила в новый удивительный мир местных владений.

На пароме ехали с небольшим микроавтобусом с паломниками. Скромно одетых, молчаливых людей, которых часто можно встретить в этих местах. Особенно в православные праздники сюда съезжаются паломники со всей России. А в последние годы небольшой паром все чаще перевозит туристов, среди них много иностранцев: немцев, австрийцев.

Я как истинный путешественник, который постоянно ищет на свою “…” приключения, очень люблю открытия,и узнавать что- нибудь новое для себя. Понимая, что лучше местных жителей никто не поведает мне про эти удивительные места, подсаживаюсь к худенькому старичку, расспрашиваю про Могочино.

Когда-то село Могочино было рыбацким поселком и называлось Могочинская юрта, да и поселком в далеком 1726 году, когда появились первые несколько построек, его никто не называл. Но не рыбный промысел превратил одинокие избы рыбаков в промышленный поселок. С 1926 года в этих лесистых местах началось строительство Могочинского лесозавода, благодаря которому количество жителей выросло втрое. Старичок этот вздохнул, посмотрел в глубокие воды черной реки и перекрестился. История, которую поведал могочинский старожил, потрясла всех.

https://youtube.com/watch?v=OW9PHaku7SI

Что говорят в самом монастыре?

В понедельник стало известно о смерти отца Анатолия, протодиакона Свято-Никольского монастыря. По информации его близких, у мужчины была пневмония и признаки COVID-19.

О причинах смерти протодиакона в монастыре не знают, однако поясняют, что жил он не в самом монастыре, а в Могочино. Что касается здоровья остальных проживающих в Свято-Никольском людей, то серьезных заболевших отвозят в районную больницу, но коронавирус ни у кого с начала пандемии не подтвердился. Об этом корреспонденту рассказала матушка Анастасия.

«Одну увозили в Молчаново, думали — точно COVID, но анализ не подтвердился. И так было со всеми. Всего — около четырех человек. Конечно, смертность в монастыре высокая, у нас тут большинство престарелых — в районе 80 лет. Но что говорят про нас — не стоит верить. Знаете, лет 15 многие собирают неправду. Мы уже и судились. Нет бы что хорошее сказать», — сказала Анастасия.

Медпункт в монастыре скудный, признается матушка. Во многом потому, что падает выручка от паломничеств. При этом, несмотря на пандемию и ряд ограничений, подобные мероприятия не прекращены в монастыре. К примеру, в начале ноября Могочино собирается посетить группа паломников из Кузбасса. Будут они чествовать икону Казанской Божьей Матери. Сейчас формируется группа на двухдневный визит. Обычно большая часть из них пожилые люди.

«В самом монастыре о коронавирусе ничего не слышали. У нас просто болеют, кто болеет — едут в больницу. Кого забирают — легкие чистые. Приезжали к нам врачи в «скафандрах», и ничего. Мы думаем — это сезонно, да и старенькие все. У некоторых брали мазки. <…> Не знаю, кто вам это сказал. Наверное, те люди, которым вечно что-то нужно, как-то хотят осквернить, расшатать. Мы монахи готовы к смерти», — рассказали корреспонденту в монастыре.

Что говорит оперштаб?

Оперативный штаб Томской области информацию о вспышке и о нехватке лекарств не подтверждает.

По официальным данным, на сегодняшний день в Могочино диагноз «коронавирусная инфекция» подтвержден у восьми жителей поселка. Беременная женщина госпитализирована в Томск, остальные заболевшие находятся на самоизоляции под наблюдением врача, инфекция у них протекает бессимптомно или в легкой форме.

«Эпидемиологическое расследование продолжается, контактные лица отправляются на карантин. В Могочино действует общая врачебная практика, где прием ведет врач-терапевт. Противовирусных препаратов в аптеке имеется в достаточном количестве, подана заявка на получение дополнительных антибактериальных препаратов», — рассказали в оперштабе.

Редакция vtomske.ru просит томичей побеспокоиться о своем здоровье, ограничить социальные контакты и по возможности оставаться дома. Берегите себя!

Иоанно-Предтеченский монастырь

Иоанно-Предтеченский монастырь — женский православный монастырь Томской епархии Русской православной церкви, расположенный в Томске. Основан в 1864 году (Томская женская община) Е. И. Михеевой (после пострижения — игуменья Евпраксия) на землях, пожертвованных купеческой женой Н. А. Хромовой и купцом И. А. Ереневым, между современными улицами Cтуденческой, Учебной, Вершинина и Усова.

В 1876 году преобразован в женский монастырь.

В 1866—1872 годах возведена церковь Успения Пресвятой Богородицы.

В 1877 году организована школа для девочек-сирот, открытию покровительствовала Государыня императрица Мария Федоровна. На средства, пожертвованные настоятельницей монастыря игуменьей Евпраксией (Михеевой) для школы был выстроен в 1870—1878 годах каменный двухэтажный корпус (архитекторы Н. И. Шенфельд и А. П. Бехтер) в стиле позднего русского классицизма со значительным влиянием стиля модерн (здание сохранилось).

В 1892 году построен Дом трудолюбия (архитектор В. В. Хабаров). Организованные в монастыре производства давали женщинам возможность трудом получить средства к существованию, здесь имелись собственное скотоводство, огородничество и птицеводство, действовали крупнейший в Сибири воскобелильный завод, типография и переплетная мастерская, работы томских золотошвеек были известны и при дворе Его Императорского Величества.

5 июля 1891 года монастырь посетил и внес денежный дар (500 рублей) Наследник Цесаревич Николай Александрович (в будущем — император Николай II).

В 1920 году монастырь был закрыт и в его помещениях разместился детский дом. В 1929—1930 годах прекращено богослужение в монастырских церквях, территория занята под студенческий городок Технологического института. В начале 1950-х годов здания церквей были разобраны, на территории монастыря и прилегающего к нему кладбища были выстроены новые общежития Политехнического института.

В 1996 году на территории бывшего монастыря открыта часовня Домны Томской. На монастырском кладбище похоронена томская святая Домна Томская, скончавшаяся в 1872 году.

Здесь находились также захоронения видных томских церковных и общественных деятелей, писателей, архитекторов, деятелей культуры и искусства, основателей высшей школы Сибири, учёных, ректоров, профессоров и преподавателей Томского университета, Томского технологического института (профессорский участок). В советское время все могилы были утрачены.

Мемориальная доска с именами основателей и духовнослужителей монастыря помещена внутри самой часовни, указаны епископ Томский Порфирий (Соколовский) (1865), священик Федор Краснопевцев (1896), игуменья Евпраксия (Михеева) (1880), игуменья Серафима (Долгих) (1898), игуменья Зинаида (Котельникова) (1916).

Имена погребенных на этом и других несохранившихся томских кладбищах указаны ещё на четырех мемориальных досках, установленных с северной и южной сторон часовни Домны Томской. Среди них — известная пианистка и педагог Анна Яковлевна Александрова-Левенсон (1856—1930), директор Томской мужской гимназии Николай Никитич Бакай (1862—1927), городской голова Томска Андрей Петрович Карнаков (1838—1910), известный томский предприниматель и меценат Всеволод Иванович Королев (?-1902), исследователи Сибири Н. А. Костров и И. П. Кузнецов-Красноярский, инженер Вячеслав Степанович Реутовский (1853—1923), публицист С. С. Синегуб, художница Мария Павловна Черепанова (?-1902), актриса А. А. Волина, директоры (ректоры) ТТИ В. П. Алексеевский, Н. В. Гутовский, ректоры ТГУ И. Н. Грамматикати, М. Г. Курлов, М. Ф. Попов, В. В. Сапожников, профессора медицины Э. Г. Салищев и Д. И. Тимофеевский, архитекторы К. К. Лыгин и П. П. Наранович, писатель-народник Н. И. Наумов.

Свято-Никольский женский монастырь — достопримечательность села Могочино Томской области

Село Могочино расположено в Томской области на правом берегу реки Обь. Это обычное село в сельской российской глубинке, но необычным его делает находящий здесь Свято-Никольский женский монастырь.

Его адрес: Россия, Томская область, Молчановский р-н, пос. Могочино.

Для того чтобы посетить обитель, необходимо сначала доехать до села Нарга (221 км от Томска), затем сесть на паром и переправиться на другой берег реки Обь. Зимой по льду от Нарги ходит автобус. Других свободно доступных путей в село нет.


Могочинский Свято-Никольский женский монастырь в период строительства. Обитель построена в память ссыльнопоселенцев, живших здесь в сталинские времена. Фото: azbyka.ru

Село основано в 1726 году. Период его активного развития пришелся на 20-е годы 20 века. Именно тогда здесь построили крупное деревообрабатывающее предприятие.

В советское время Могончино — это место проживания ссыльных поселенцев, кулаков, депортированных немцев.

После закрытия в 1990-е годы деревообрабатывающего предприятия, район стал бесперспективным, и его покинула молодежь. В наше время основная часть местных жителей представлена пенсионерами. Численность населения села с трудом достигает 3000 человек.

1 октября 1989

дата основания Могочинского Свято-Никольского женского монатыря

Фактически Могочино не может называться ни селом, ни рабочим поселком, так как на его территории отсутствуют промышленные и сельскохозяйственные предприятия. Центром, вокруг которого теплится жизнь в селе, в наше время признан православный Свято-Никольский женский монастырь.

Он основан 1 октября 1989 года и строили его исключительно за счет пожертвований. Строительство столь масштабного монастыря в глубинке связывают с подвигом невинно сосланных в село за время репрессий.


Село Могочино Томской области во время паводка. Большинство жителей села Могочино из него уехало. Теперь центр жизни в нём — Свято-Никольский женский монастырь. Фото: i.ucrazy.ru

Кроме того, основатели монастыря преследовали цель очищения древних языческих мет, еще не встречавшихся с церковной благодатью. Вокруг монастыря с момента его образования существует что-то, напоминающее православную общину, в которой живут церковники-волонтеры.

В Могочино съезжаются люди со всей страны, монастырь ежегодно собирает сотни паломников. При обители построена гостиница для них.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector