Михайло-архангельский монастырь
Содержание:
- Фото и описание
- Иоанно-Богословский Сурский монастырь
- Торговые ряды и Гостиный двор
- Усадьба Апраксиных
- Постройки
- Парк молодоженов в Юрьев-Польском
- Храм Рождества Христова и Борисоглебская церковь
- Торговые ряды и Гостиный двор
- Красногорский Богородицкий монастырь
- Историческая справка
- Юрьев-Польский фасад собора.
- Фото и описание
- Исчезнувший город Мстиславль
- Несколько фактов про Юрьев-Польский
- История Антониево-Сийского монастыря
- В административном подчинении находятся:
- Усадьба Голицыных
- Михайло-Архангельский монастырь и Юрьев-Польский музей
- Библиотека Антониево-Сийского монастыря
Фото и описание
Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь находится в Холмогорском районе Архангельской области, в 150 километрах от Архангельска. Его образовал преподобный Антоний в 1520 году на маленьком острове Михайловского озера. Первым и главным храмом был Свято-Троицкий, по нему же монастырь носит свое название.
В 1525 году монастырю была пожалована грамота князя Василия. В 1543 году монахам были отданы окрестные земли. Через 2 года монастырь получил финансовые и судебные льготы. Еще при жизни Антония монастырь являлся влиятельным церковно-административным центром Подвинья, хорошо известным в Москве. В течение почти 40-летней деятельности Антония было образовано 3 церкви (из дерева): Троицкая, Благовещенская и преподобного Сергия Радонежского.
К концу XVII века здесь постепенно появился ансамбль каменных зданий. К концу XVI века был построен Троицкий собор с приделом в честь святого Антония Сийского (под спудом – его святые мощи). Благовещенский храм с трапезной и палатами появились в I половине XVII века. Храм Трех Святителей Московских с колокольней были построены в 1652 году. И, наконец, в 70-х годах XVII века была возведена надвратная каменная церковь с 3-мя престолами Андрея Первозванного, Сергия Радонежского, Флора и Лавра.
В XVI-XVIII веках Антониево-Сийский монастырь представлял собой крупнейший духовный и культурный центр Подвинья. Здесь существовала традиция переписывания книг. В монастыре собрали архив, в котором насчитывалось больше 20000 книг (вкладные, сотные, переписные и так далее). В здешней ризнице хранились прекрасные произведения русского ювелирного искусства: водосвятная чаша 1583 года, драгоценное паникадило 1628 года и другие. В письменных документах сохранилась информация об иконописцах. Преподобный Антоний был основателем монастыря и иконописцем, также игумен Феодосий и архимандрит Никодим, жившие в XVII веке, были иконописцами.
В Антониево-Сийском монастыре образовался Сийский иконописный подлинник с 500 прорисями с икон европейских гравюр, являющийсявыдающимся памятником древнерусской культуры. В XVII веке у монастыря во владении были деревни, пашенные земли и покосы. Здесь жили ремесленники, развивался соляной, морской и рыболовный промыслы. В конце XVII-XVIII веках был построен двухэтажный корпус келий.
В XVIII веке Антониево-Сийский монастырь приходит в упадок. В XIX веке настоятели монастыря исполняли работу ректора Архангельской духовной семинарии. Архимандритом Вениамином осуществлялось просвещение самоедов тундр Архангельского края. В 1920 году монахами была организована трудовая коммуна, а в Благовещенском храме советская власть создала детскую колонию.
В июне 1923 года Антониево-Сийский монастырь был закрыт. В последнее время постройки монастыря использовались разными организациями. Сейчас в обители – 13 монахов. Здесь постоянно живут около 60 трудников. В монастыре возрождается духовно-просветительская, богослужебная, миссионерская, социально-благотворительная деятельность. Монахи принимали участие в церковно-археологической экспедиции в окрестностях Кожезерского и Красногорского монастырей.
Иоанно-Богословский Сурский монастырь
Рекомендовать место
6
Иоанно-Богословский Сурский монастырь это православная женская община. Она была основана на родине св. Иоанна Кронштадтского в селе Сура в 1899 году. инициатором создания монастыря выступил тогда еще протоиерей Иоанн Ильич Сергиев, будущий Иоанн Кронштадтский. В 1900 году община стала заштатным общежительным монастырем. Из построек на территории обители были только деревянный храм в честь Иоанна Богослова и монашеские кельи.
Через семь лет монастырь получил свое подворье в Архангельске. Но и он и сама обитель были утрачены в 1920-х годах. Монастырь был возрожден только в 4 октября 2012 года постановлением Священного Синода Русской православной церкви. На должность настоятельницы была назначена монахиня Митрофания (Миколко).
Торговые ряды и Гостиный двор
С северной стороны к древним земляным валам Юрьев-Покровского много столетий подряд примыкает торговая площадь, которая сейчас называется «Советской». На ней расположены каменные постройки Торговых рядов и двухэтажного Гостиного двора, построенных еще в 1873-1877 годах. Они появились вместо сгоревших деревянных зданий Гостиного двора. Отличием Юрьев-Польских Торговых рядов от рядов в Суздале, Владимире и Костромы считается отсутствие внутреннего двора.
В XIX веке заказчиками Гостиного двора являлись местные торговцы: купцы и фабриканты. Здесь они организовали помещения для торговли и хранения своего товара. В прошлом веке в зданиях размещались лавки, пивные, постоялый двор и склады. Сейчас большинство магазинов пустует, а многие навесы покосились.
Усадьба Апраксиных
Адрес: Владимирская область, Юрьев-Польский район, село Ратислово
Некогда богатая усадьба Апраксиных в селе Ратислово, построенная в XVIII веке, сохранилась частично. До революции здесь располагался трехэтажный особняк с двумя пристройками для прислуги и Казанская церковь. Для дворянской семьи был облагорожен крупный парк, на территории которого находились 8 больших прудов.
Из всех построек сохранился только дом, который уже потерял красоту и величие, роскошные интерьеры безвозвратно утрачены. Сейчас в нем размещена коррекционная школа-интернат. Сохранились пруды и аллеи, Казанская церковь была отстроена заново в 2012 году.
Постройки
Троицкий собор и Благовещенская церковь
Троицкий собор располагается на месте самой первой постройки – деревянной Троицкой церкви, возведённой преподобным Антонием и иноками. Каменное здание собора была построено после пожара в конце XVI века, уничтожившего деревянную постройку, в нём по сей день хранятся мощи основателя монастыря.
В декабре 2019 года Министерством культуры Российской Федерации было принято решение о реставрации этого важнейшего культурного памятника. Окончательное восстановление собора запланировано к 2023 году.
Благовещенская шатровая церковь с трапезной и келарскими палатами была возведена в 1644 году и стала вторым каменным зданием на территории монастыря. В 1992 году она сильно пострадала при пожаре.
В 2000 году была завершена её реставрация, в ходе которой архитектор старался максимально сохранить деревянные части, оставшиеся от первоначальной постройки.
Церковь Серея Радонежского
Надвратная каменная церковь с архиерейскими покоями была третьим каменным зданием, её строительство завершилось в 1670 году. Церковь нуждается в реставрационных работах, однако Министерство культуры никаких решений, касающихся этого вопроса, не принимает.
ЧИТАЙТЕ ДРУГИЕ СТАТЬИ ОБ АРХАНГЕЛЬСКЕ:
- 30 интересных достопримечательностей Архангельска и окрестностей.
- Архангельск – крупнейший морской порт на Белом море.
- Как добраться из Санкт-Петербурга в Архангельск?
- Кенозерский национальный парк.
- Из Москвы в Архангельск на машине, поезде и самолете.
- Музей под открытым небом “Малые Карелы”.
- Национальный парк “Русская Арктика”.
- Соловки: природа острова и исторические достопримечательности.
- Кенозерский национальный парк.
Посмотреть расписание поездов можно здесь:
Парк молодоженов в Юрьев-Польском
В 2010 году в городе появился парк молодоженов, разбитый в честь святых Петра и Февронии, покровителей семьи и брака. Особенностями парка являются два больших кольца с надписью «Совет да любовь», через которые предлагает пройти молодоженам, чтобы скрепить свои судьбы.
Здесь же расположены:
- скамейка для двоих, на которой нужно говорить о своей любви или просить прощения.
- поляна невест, оформленная в виде цветочной клумбы-сердца. На ней фотографируются невеста и ее подружки.
- «мост поцелуев» для молодой семьи. Некоторые крепят к мостику замочки, чтобы брак был долговечным.
Окрестности Юрьев-Польского
Достопримечательности Юрьев-Польского не заканчиваются на черте города. Неподалеку с ним расположено еще несколько исторических мест.
Храм Рождества Христова и Борисоглебская церковь
В описи города Юрьева-Польского 1613 и 1760 гг. церковь Рождества Христова не упоминается; следовательно, основание ее можно отнести лишь к концу XVIII века. В 1792 году холодная каменная церковь была освящена в честь Рождества Христова, с приделами во имя святых чудотворцев бессребреников Козмы и Дамиана и во имя святой великомученицы Параскевы. Переулок, в котором стоял храм, назывался Кокушкиным и Козьмодемьянским. Последнее название он получил от храма, который местные жители знали больше как Космодамианский, по посвящению одного из приделов. Существует предположение, что первоначально весь храм был освящен в честь Козмы и Дамиана, и только после пристройки колокольни был переосвящен во имя Рождества Христова.
Церковь Рождества Христова в Юрьеве-Польском
Христорождественская церковь представляет сравнительно невысокий четверик, увенчанный пятью большими барабанами с луковичными главами. К четверику была пристроена низенькая трапезная с трехъярусной массивной колокольней, на которой были даже часы. Четверик храма украшают ложные закомары в верхней части, а все фасады разделены небольшими лопатками на три части. И без того высокие барабаны приподняты за счет окружающих каждый барабан кокошников. Колокольня была полностью разрушена в советское время. В настоящее время Христорождественская церковь является действующей. В 1808 году была построена каменная теплая церковь в честь святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба.
Борисоглебская церковь
Торговые ряды и Гостиный двор
С северной стороны к древним земляным валам Юрьев-Покровского много столетий подряд примыкает торговая площадь, которая сейчас называется «Советской». На ней расположены каменные постройки Торговых рядов и двухэтажного Гостиного двора, построенных еще в 1873-1877 годах. Они появились вместо сгоревших деревянных зданий Гостиного двора. Отличием Юрьев-Польских Торговых рядов от рядов в Суздале, Владимире и Костромы считается отсутствие внутреннего двора.
В XIX веке заказчиками Гостиного двора являлись местные торговцы: купцы и фабриканты. Здесь они организовали помещения для торговли и хранения своего товара. В прошлом веке в зданиях размещались лавки, пивные, постоялый двор и склады. Сейчас большинство магазинов пустует, а многие навесы покосились.
Красногорский Богородицкий монастырь
Рекомендовать место
2
На красивейшем берегу реки Пинеги и недалеко от Архангельска располагается Красногорский Богородицкий мужской монастырь, известный своими Святынями. Первой Святыней считается Владимирская икона Божьей Матери, установленная на месте будущего монастыря, после явленного сна игумену Варлааму. Передана чудотворная икона была в 1606 году преподобному Макарию Красногорскому (в миру — Мирон).
В 1608 году на Черной горе была построена деревянная церковь и другие монастырские строения. В это время в монастырь приносит вторую святыню — чудотворную Грузинскую икону Божьей Матери. Приобретенная на крупнейшем рынке Персии, она была принесена в дар купцом Егором Лыткиным. В дальнейшем Егор Лыткин был постоянным меценатом, воздвигая каменные храмы и церкви.
К сожалению, старания предков по благоустройству и укреплению монастыря прошли даром. В 1920 году Красногорский Богородицкий монастырь был закрыт и разорен. Судьба двух чудотворных икон неизвестна. Упоминается лишь в архивных документах, что в 1946 году Грузинскую икону Божьей Матери носили во время крестного хода в Архангельске. До 1990-х годах XX столетия в монастырских постройках располагался психоневрологический интернат. Лишь в 2006 году начались восстановительные работы по жилым зданиям монастыря и то для нужд туристического комплекса «Красная Горка».
Историческая справка
Православная обитель – это одна из древнейших на территории России церквей, которая за все время своего существования пережила немало печальных событий. Как стало известным из летописей и преданий, монастырь был основан в начале XIII века по указу князя Святослава Всеволодовича. Нашествие Батыя на Русь, произошедшее в 1238 году, стало ключевым моментом в истории монастыря. Мужская обитель была разорена, после чего два века пустовала.
В 1535 году здание Михайло-Архангельского храма было разрушено, поэтому на его месте была воздвигнута деревянная церквушка. Строительство нового здания Михайло-Архангельского монастыря началось лишь в конце XVIII века. Возведение храма закончилось в 1806 году, однако внутреннее оформление интерьера продолжалось еще ни одну сотню лет.
Юрьев-Польский фасад собора.
Ученые предполагают, что резьба на фасадах поручалась двум артелям мастеров — одна специализировалась на выполнении фигур в высоком рельефе, другая — в низком. Есть точка зрения, что для работ привлекались иностранные мастера, но многие исследователи настаивают на том, что это были местные резчики, так как античные кентавры «одеты» в русские кафтаны и шапки, в руке у кого-то есть топорик, можно увидеть изображение зайца. Внутри храма четыре столба поддерживают своды. К северо-западному углу здания пристроена небольшая белокаменная усыпальница. В ней погребен князь, строивший этот собор в XIII в. По мнению одних исследователей — это Юрий, сын Всеволода, по мнению других — Святослав Всеволодович.
Фото и описание
Михайло-Архангельский монастырь – древнейшая обитель Устюга Великого. Монастырь основал монах Киприан в 1212 году. Обитель хорошо сохранилась до наших дней. Каменные сооружения монастыря построены в XVII веке. Центр архитектурной композиции – прямоугольный пятикупольный собор Михаила Архангела с высокой колокольней. Справа от него храм Введения с трапезной, он соединен с церковью на уровне второго этажа крытым переходом, стоящим на мощных арках. На него можно подняться по крытым лестницам с рундуками. Крыльца и переход живописны, особенно в контрасте с суровостью храма и трапезной, лишенной украшений, за исключением асимметричного фронтона на юге фасада. Главный вход в собор увенчивает надвратная Владимирская церковь (1682 г.). Рядом находится живописный и миниатюрный храм Преполовения Пятидесятницы. Его возвели в 1710 году на месте упокоения основателя монастыря преп. Киприана. В северном направлении расположено здание настоятеля (1734-1735), к востоку находятся братские келии (1736-1737). Территория окружена стенами из камня и Святыми вратами. К ним примыкают часовня Иоанна и Прокопия Устюжских чудотворцев.
История монастырского собора насчитывает около восьми веков. Деревянный собор Архангела Михаила с тринадцатью куполами – интереснейшее сооружение древнего Устюга. Согласно Сотной книге 1630 года, деревянная колокольня, имела железные часы (с боем). Однако, деревянный храм сгорел в 1651 году. В 1653 году митрополит Иона Ростовский благословил постройку в монастыре нового храма во имя Архангела Михаила с приделами в честь праздника Входа Господня в Иерусалим и свт. Николая Чудотворца. Каменную колокольню строили одновременно с собором. Каменный храм построен на деньги купца из Устюга Ревякина Никифора. С его возведением, в Устюге появился новый тип пятикупольного, четырехстолпного, поднятого на подклеть храма, с симметричными приделами. Крыша храма перекрыта на четыре ската. Собор окружен с трех сторон галереями и шатровой колокольней на северо-западе храма. Соборный облик строг и прост, лаконичен в декоративности убранства. Апсида представляет собой простое трехстенное помещение.
Интерьер собора украшен высоким трехъярусным резным золоченым иконостасом (XVII-XVIII вв.). В нем сочетается два стиля: классицизм и барокко. Местный ряд сохранил иконы: «Сретение», «Воскресение Христово», «Троица», «Спас Нерукотворный», «Прокопий и Иоанн Устюжские». Праздничные и деисусные ряды икон раньше принадлежали иконостасу собора Успения. Местный чин был почти полностью утрачен. Икона «Собор Архистратига Михаила» принадлежит письму XIII-XIV веков. На ней Архангелы Михаил и Гавриил изображены в императорских одеяниях, украшенных драгоценными камнями и жемчугом.
Паперть собора хранит четыре росписи разных времен. Уникальна стенопись XVII-XVIII вв., она обозначена как «Притчи старческие». Назидательные сюжеты показывают духовный и нравственный путь совершенствования монаха. Большой интерес представляет орнаментальная роспись южного проема у входа в храм, портрет архиепископа, погребенного в соборе, и эпитафия монастырского архимандрита Варсонофия. Живописный декор юга паперти монастырского собора – неповторимый памятник великоустюжской стенописи XVIII века. Западный портал ранее украшали двери XVII века с позолоченными и посеребренными медными пластинами с гравировкой библейских событий. Западное крыльцо собора ведет на галерею, где находятся, обрамленные колонками, три портала.
Собор первоначально был расписан. Впоследствии фрески заштукатурили и забелили. Пробные расчистки 1975 года обнаружили неполную композицию «Троица» и часть фигуры святого XVII века на галерее-паперти.
Исчезнувший город Мстиславль
Адрес: Владимирская область, Юрьев-Польский район, село Городище
В 11 километрах к северу от Юрьев-Польского, на правобережной стороне реки Гза, лежат руины овального городища площадью 19 тысяч квадратных метров. Они принадлежат уничтоженному древнерусскому городу Мстиславль, существовавшему примерно с X по XIV вв. Представляют собой кольцо и земляной вал, окруженный 5-метровыми рвами.
Предполагается, что в Мстиславле были срубные однорядные стены, достигавшие 3 метров в высоту до заборол, а вместе с заборолами — до 5 метров. Въезд в городище осуществлялся с северной стороны.
Запись в летописи, сделанная в 1135 году, является первым упоминанием о городище. Во время Золотой Орды и Монголо-татарского ига, в XIII веке, поселение было разорено. Окончательно стерт с лица земли город был во время советской власти, когда на территории Мстиславля была разрушена церковь Рождества Христова. Сейчас из зданий здесь можно увидеть только ветхую четырехъярусную колокольню, возвышающуюся над лугами.
Несколько фактов про Юрьев-Польский
- Юрьев-Польский расположен на реке Колокше. Основателем города является князь Юрий Долгорукий (создатель города Москва), благодаря которому в 1152 году на этом месте появился деревянный Юрьев-Польский кремль.
- Свое название город получил от имени князя. Но так как в окрестностях Киева уже существовало поселение Юрьев, к названию была добавлена вторая часть «Польский», обозначающая бескрайнее количество полей, лежащих возле города.
- В Юрьев-Польском снималисьследующие фильмы: «Золотой теленок» (1968), «Седьмой день» (2005), «Юрьев день» (2008) Кирилла Серебренникова, «Русский шоколад» (2010), «Брак по завещанию-2. Возвращение Сандры» (2011), «Гуляй, Вася!» (2017), «Грааль» (2018) .
- Население города примерно 18,5 тыс. человек.
- Расстояние до регионального центра города Владимира — 69 км, до Суздаля — 62 км, до Александрова — 75 км.
История Антониево-Сийского монастыря
Заселение славянами этих северных мест началось примерно в 10 веке. Основная часть монастырей земли Архангельска была основана в 14-15 веках, их насчитывается более 20, самый известный, конечно, Соловецкий монастырь. Основывались монастыри монахами -отшельниками, которые искали уединения в этих глухих и диких местах. Обычно пишут о том, что этих отшельников манила девственно чистая природа, леса, где они жили как подвижники и, где их ждали чудеса и божественные откровения. Но почему-то редко задаются вопросом о том, какой процент этих отшельников вообще выжил, не был съеден дикими зверями, не сошел с ума, не был подвержен нападениям разбойников и местных жителей… Выживание в северной тайге требовало не только крепкого здоровья, но и навыков строительства, охоты и т.д. Тем не менее отшельники объединялись в обители, порой были вынуждены переселяться с места на место, таким образом, возникали монастыри, которые получали поддержку от государства.
Антониево-Сийский монастырь. Дореволюционная открытка.
Именно таким подвижником Антонием в 1520 году и был основан Сийский монастырь. Сам Антоний в миру носил имя Андрей и происходил из семьи богатого земледельца из села Кехта около Северной Двины, с детства был обучен грамоте, а также иконописанию. В зрелом возрасте служил в Новгороде у боярина, потом женился на его дочери, которая через какое-то время умерла. Видимо, это и явилось причиной того, что Андрей вернулся в родные места и принял постриг в Преображенском монастыре (1508). Через 5 лет -то время Антоний покидает монастырь и на р.Емце вместе с несколькими иноками ставит часовню и кельи, однако после конфликта с местными жителями братия была вынуждена уйти.
Новым местом для поселения стал небольшой мыс Михайловского озера, куда монахов привел охотник Самуил. По преданию на этом месте не раз слышали пение и колокоьный звон, а также выидели фигуры монахов, рубящих лес. Постепенно братия Антония росла, к ним стали приходить жители из окрестных деревень. И уже через пять лет после основания в 1525 году Сийский монастырь получил грамоту от великого князя Василия III, к 1550-м годам монастырь уже имел существенные льготы и достаточно большие угодья «к Сии и Хоробрице на 6 верст, к Емце на 15, а к Каргополю на 50 верст».
Антониево-Сиийский монастырь в советское время.
В 1599-1605 гг. здесь был заточен отец Михаила Романова — Федор, насильно постриженный в монахи, возможно во многом из-за этого в будущем монастырь получал государственную поддержку. Многие российские императоры посещали эти места.
На 17 век приходится расцвет Антониево-Сийского монастыря — во владения монастыря входят целые деревни, а также различные промыслы — в том числе соляной, очень доходный и важный для заготовок пищи на зиму. Монастырь имеет подворья в разных городах — Архангельске, Вологде, Москве. Также здесь была иконописная мастерская, типография, монахи занимались переписыванием книг, большая библиотека. Самое известная книга отсюда — Сийское Евангелие.
Надвратный храм преподобного Сергия Радонежского.
После реформы Екатерины II и изъятия церковных земель — Антониево-Сийский монастырь приходит в упадок, получает 2 класс и 1200 рублей в год из казны. В 1923 году монастырь был закрыт. В 1923 году монастырь был закрыт — здесь размещались склады колхоза, дом-отдыха, интернат, пионерский лагерь. Многие здания за советский период были уничтожены и разрешены. В 1990-е года началось восстановление Антониево-Сийского монастыря. Много для этого сделал теперь уже бывший настоятель иеромонах Трифон.
Троицкий собор.
На данный момент восстановлены все основные постройки — пятиглавый Троицкий собор (1589-1606), в котором находятся мощи Преподобного Антония, шатровая Благовещенская церковь (1638-1644), надвратный храм преподобного Сергия Радонежского (1670-е), храма-колокольня Трех Святителей Московских (1660-е).
В административном подчинении находятся:
Деревни:
- Деревня Бильдино
- Деревня Борисовка
- Деревня Васильевка
- Деревня Веска
- Деревня Вижегша
- Деревня Воскресенское
- Деревня Выползово
- Деревня Гаврильцево
- Деревня Дергаево
- Деревня Дроздово
- Деревня Егоровка
- Деревня Елох
- Деревня Железово
- Деревня Звенцово
- Деревня Карабаниха
- Деревня Карандышево
- Деревня Ключевая
- Деревня Княжиха
- Деревня Коленово
- Деревня Колокольцево
- Деревня Лазаревское
- Деревня Лукино
- Деревня Марково
- Деревня Махлино
- Деревня Михали
- Деревня Мукино
- Деревня Невежино
- Деревня Новая
- Деревня Новопавловка
- Деревня Осиповец
- Деревня Рябинки
- Деревня Слуда
- Деревня Старково
- Деревня Терешки
- Деревня Теслово
- Деревня Турсино
- Деревня Турыгино
- Деревня Хорошовка
- Деревня Чувашиха
- Деревня Шадрино
- Деревня Юрково
- Деревня Баскаки
- Деревня Елховское лесничество
- Деревня Кокорекино
- Деревня Мало-Петровское
- Деревня Тартышево
- Деревня Терентьевка
- Деревня Шегодская
- Деревня Петрятково
Сёла:
- Село Абабурово
- Село Авдотьино
- Село Алексино
- Село Андреевское
- Село Андреевское
- Село Афинеево
- Село Беляницыно
- Село Березники
- Село Богдановское
- Село Богородское
- Село Большелучинское
- Село Большепетровское
- Село Варварино
- Село Волствиново
- Село Горки
- Село Городище
- Село Горяиново
- Село Григорово
- Село Добрынское
- Село Дубрава
- Село Заборье
- Село Иворово
- Село Ильинское
- Село Иналово
- Село Калиновка
- Село Карельская Слободка
- Село Кирпичный завод
- Село Косинское
- Село Котлучино
- Село Красная Горка
- Село Красное
- Село Красное Заречье
- Село Кубаево
- Село Кузьмадино
- Село Кумино
- Село Кучки
- Село Леднево
- Село Лиственный
- Село Лыково
- Село Малолучинское
- Село Матвейщево
- Село Небылое
- Село Ненашевское
- Село Нестерово
- Село Никульское
- Село Новое
- Село Озерный
- Село Ополье
- Село Павловское
- Село Палазино
- Село Парша
- Село Пенье
- Село Подлесный
- Село Подолец
- Село Поелово
- Село Пречистая Гора
- Село Пригородный
- Село Ручейки
- Село Ратислово
- Село Рябинино
- Село Сваино
- Село Симизино
- Село Семьинское
- Село Сима
- Село Сорогужино
- Село Сосновый Бор
- Село Спасское
- Село Старниково
- Село Теньки
- Село Терновка
- Село Федоровское
- Село Федосьино
- Село Фроловское
- Село Хвойный
- Село Чеково
- Село Черкасово
- Село Шегодское
- Село Шипилово
- Село Шихобалово
- Село Энтузиаст
- Село Богдановский рыбопитомник
- Село Ворогово
- Село Ельцы
- Село Исаково
- Село Калмань
- Село Косагово
- Село Маймор
- Село Парковый
- Село Перемилово
- Село Радованье
- Село Старково
- Село Турабьево
- Село Федоровское
- Село Чернокулово
- Село Каменка
Усадьба Голицыных
Адрес: Владимирская область, Юрьев-Польский район, село Сима, Первомайская улица
Небольшое село Сима досталось генералу Михаилу Голицыну в дар от императора Петра I за боевые заслуги. Генерал велел построить здесь дом с флигелями, разбить парк и выкопать пруд.
В 1812 году тут провел свои последние дни великий полководец Петр Багратион, родственник Голицыных. После тяжелого ранения, полученного во время битвы Бородино, Багратион приехал в Симу, где и скончался. Его тело было предано земле неподалеку от сельской церкви святого Димитрия Солунского. Позже его останки были перезахоронены.
После 1917 года дворянская усадьба Голицыных превратилась в приют для сирот. На сегодняшний день здесь расположены библиотека, местный Дом Культуры, а также музей имени Петра Багратиона.
Михайло-Архангельский монастырь и Юрьев-Польский музей
Юрьев-Польский музей был открыт 7 ноября 1920 года в качестве краеведческого музея в центральной части города, в кольце древнейших земляных валов XII века, в бывшем мужском Михайло-Архангельском монастыре, основанном в XIII веке.
Сохранившиеся постройки относятся к XVII-XVIII векам, а западная стена здания — к 1555 году.
Одной из самых знаменитых построек на территории бывшего монастыря считается шатровая колокольня, построенная в 1683 году.
Собор Михаила Архангела
На сегодняшний день по нескольким выставкам музея распределены 16 тысяч предметов старины и произведений искусства. В их числе находятся вещи аристократов, фарфоровые изделия, деревянные скульптуры. Основной считается выставка, посвященная борьбе с Наполеоном Бонапартом и Отечественной войне 1812 года. Работают следующие экспозиции: «Багратион — национальный Герой России», «Художественная выставка», «Колокольня. Смотровая площадка», «История мануфактуры Юрьев-Польского уезда» и другие.
Библиотека Антониево-Сийского монастыря
Особое внимание следует уделить библиотеке монастыря, которая формировалась в течение нескольких веков. Прежде всего, стоит отметить, что она включала в себя самое большое собрание рукописных и печатных книг на Русском Севере после Соловецкой обители
Здесь можно было найти библейские и богослужебные книги, творения отцов и учителей церкви, житейную литературу, памятники церковного права и полемики, а также учебники по космографии, географии, языкознанию и даже искусству. Кроме того, любителей истории заинтересует тот факт, что библиотека пополнялась известными историческими личностями. Среди них можно выделить Ивана Грозного, благодаря которому в Антониево-Сийском монастыре появилось Евангелие от Луки с толкованием Феофилакта Болгарского.
dualia1
В ХХ веке весь архив был передан в Архангельское древлехранилище, а в настоящее время фондодержателями многих рукописных трудов являются Библиотека Академии наук, Российская национальная библиотека и Российская государственная библиотека.
Лишь мачая часть книг, в том числе и современных, доступна для скачивания на официальном сайте. Помимо духовного чтения, все желающие также могут ознакомиться с несколькими изданиями о монастыре.
Библиотека на официальном сайте монастыря
dualia1