Мать мария (скобцова). «окаянные дни» россии

Примечания

  1. . www.russkije.lv. Дата обращения: 25 ноября 2019.
  2. . kuban.mk.ru. Дата обращения: 25 ноября 2019.
  3. . mere-marie.com. Дата обращения: 27 февраля 2021.
  4. . www.limonow.de. Дата обращения: 27 февраля 2021.
  5. . ZN.ua. Дата обращения: 25 ноября 2019.
  6. . mere-marie.com. Дата обращения: 25 ноября 2019.
  7. . mere-marie.com. Дата обращения: 25 ноября 2019.
  8. ↑ . mere-marie.com. Дата обращения: 29 января 2019.
  9. . mere-marie.com. Дата обращения: 29 января 2019.
  10. . www.pravmir.ru. Дата обращения: 29 января 2019.
  11.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 3 декабря 2013.
  12. ↑ . azbyka.ru. Дата обращения: 25 ноября 2019.
  13. . www.kiev-orthodox.org. Дата обращения: 25 ноября 2019.
  14. . www.pravmir.ru. Дата обращения: 25 ноября 2019.
  15. . www.blagogon.ru. Дата обращения: 25 ноября 2019.
  16. . www.interfax-religion.ru. Дата обращения: 25 ноября 2019.

Вступление

Досточтимые отцы, уважаемые участники конференции, братья и сестры!

Мой доклад посвящен жизни и подвигу монахини Марии (Скобцовой). Сразу может возникнуть вопрос: как победа в войне связана с жизнью монахини Марии? Сразу нужно сказать, что она была не похожа на монахиню, какой ее обычно себе представляют. Даже ее современники и друзья так считали. Но она была канонизирована как современная праведница, причислена к лику святых в 2004 г. по инициативе архиепископа Гавриила,  управляющего Архиепископией православных русских церквей в Западной Европе.

Почему мне хотелось бы рассказать о ее жизни на конференции, посвященной победе в Великой отечественной войне? Хотелось увидеть, как войну переживали верующие христиане. Христианин, вообще говоря, это воин, который призван побеждать зло, но определенным образом.

В чем эта война христианства со злом заключается? Как она ведется? Думаю, что в жизни матери Марии этот ответ был. Мать Мария после революции оказалась в эмиграции и начало войны встретила во Франции. Она принимала активное участие в движении французского Сопротивления и в 1945 году погибла в концентрационном лагере.

«Грозные годы». Скитания

Февральскую революцию Кузьмина-Караваева встретила с энтузиазмом и уже в марте 1917 года вступила в партию эсеров. Большую часть 1917 года провела в Анапе, в феврале 1918 года была избрана городским головой. Когда после короткого периода двоевластия большевики полностью взяли власть в городе, Кузьмина-Караваева, хотя и не разделяла большевистской идеологии, заняла должность комиссара по здравоохранению и народному образованию, стараясь защитить население от грабежа и террора.

В мае 1918 года участвовала в съезде партии правых эсеров в Москве и вела подпольную антибольшевистскую работу, осенью вернулась в Анапу, где была арестована деникинской контрразведкой – ей грозила смертная казнь за «комиссарство» и участие в национализации частной собственности. 15 марта 1919 года её дело рассматривал краевой военно-окружной суд в Екатеринодаре, и только благодаря умелой организованной защите подсудимая получила всего две недели ареста.

Летом 1919 года Кузьмина-Караваева вышла замуж за Д. Е. Скобцова, кубанского казачьего деятеля, бывшего некоторое время председателем Кубанской Краевой Рады. Весной 1920 года, после разгрома Белого движения на Кубани, Елизавета Скобцова с матерью С. Б. Пиленко и дочерью Гаяной эвакуировались в Грузию, где у Елизаветы Юрьевны родился сын Юрий, затем вся семья Скобцовых эмигрировала в Константинополь, некоторое время жила в Сербии, где 4 декабря 1922 родилась дочь Анастасия, а в январе 1924 года переехала в Париж.

Жизнь

Памятная доска Марии Скобцовой в Санкт-Петербурге

Родился в аристократической семье в 1891 году в Риге , Российская Империя (ныне Латвия ). Ей дали имя Елизавета Пиленко. Ее отец умер, когда она была подростком, и она приняла атеизм . В 1906 году ее мать переехала с семьей в Санкт-Петербург , где она оказалась вовлеченной в радикальные интеллектуальные круги. В 1910 году она вышла замуж за большевика по имени Дмитрий Кузьмин-Караваев . В этот период жизни она активно участвовала в литературных кругах и писала много стихов. Ее первая книга, «Скифские черепки», представляла собой сборник стихов этого периода. К 1913 году ее брак с Дмитрием закончился, и последний впоследствии перешел в русский католицизм и стал русским католическим священником.

Взглянув на человечность Христа — «Он также умер. Он вспотел кровью. Они ударили Его по лицу» — она ​​начала возвращаться в христианство. Она переехала — теперь со своей дочерью Гайаной — на юг России, где ее религиозная преданность возросла.

Разъяренная Львом Троцким за закрытие съезда партии эсеров , она спланировала его убийство , но ее отговорили коллеги, которые отправили ее в Анапу . В 1918 году, после большевистской революции , она была избрана заместителем мэра Анапы на юге России. Когда антикоммунистическая Белая армия взяла под свой контроль Анапу, мэр бежал, и она стала мэром города. Белая армия осудила ее за то, что она большевик. Однако судьей был ее бывший учитель Даниил Скобцов, и она была оправдана. Вскоре они полюбили друг друга и поженились.

Вскоре политическая волна снова повернулась. Чтобы избежать опасности, Елизавета, Даниил, Гаяна и мать Елизаветы София бежали из страны. Елизавета была беременна вторым ребенком. Сначала они отправились в Грузию (где родился ее сын Юрий), а затем в Югославию (где родилась ее дочь Анастасия). Наконец, в 1923 году они прибыли в Париж . Вскоре Елизавета посвятила себя богословским исследованиям и общественной работе.

В 1926 году Анастасия умерла от гриппа. Гайана была отправлена ​​в Бельгию в школу-интернат. Вскоре брак Даниила и Елизаветы распался. Юрий в итоге жил с Даниэлем, а Елизавета переехала в центр Парижа, чтобы работать напрямую с теми, кто больше всего в ней нуждался.

Епископ призвал ее принять обеты монахини, что она сделала только с заверением, что ей не придется жить в монастыре, изолированном от мира. В 1932 году с разрешения Даниила Скобтова был дан церковный развод, и она приняла монашеский постриг. Она взяла религиозное имя «Мария». Ее духовником был отец Сергей Булгаков . Позже о. Дмитрия Клепинина отправят капелланом дома.

Мать Мария сделала арендованный дом в Париже своим «женским монастырем». Это было место с открытой дверью для беженцев, нуждающихся и одиноких. Вскоре он также стал центром интеллектуальных и богословских дискуссий. В Матери Марии эти два элемента — служение бедным и богословие — шли рука об руку.

Духовный путь и служение матери Марии (Скобцовой): РСХД. Монашество в миру

7 марта 1926 года умерла от менингита её младшая дочь Анастасия. Потрясенная горем, Елизавета Скобцова почувствовала духовное перерождение и открыла для себя новый смысл жизни в служении людям во имя Бога. С 1927 года она стала активным деятелем Русского студенческого христианского движения (РСХД), в качестве разъездного секретаря путешествовала по Франции, посещая русские эмигрантские общины, выступала с лекциями, докладами, публиковала заметки о тяжёлой жизни эмигрантов. Заочно окончила Свято-Сергиевский православный богословский институт в Париже.

16 марта 1932 года в церкви Свято-Сергиевского православного богословского института приняла от митрополита Евлогия (Георгиевского) монашеский постриг, получив имя Мария в честь святой Марии Египетской, и по благословению духовного отца протоиерея Сергия Булгакова начала своё нетрадиционное монашеское служение в миру, посвятив себя благотворительной и проповеднической деятельности. Организовала в Париже общежитие для одиноких женщин, дом отдыха для выздоравливающих туберкулезных больных в Нуази-ле-Гран под Парижем, причем большую часть работы там делала сама: ходила на рынок, убирала, готовила пищу, расписывала домовые церкви, вышивала для них иконы и плащаницы. При общежитии была устроена церковь Покрова Пресвятой Богородицы и курсы псаломщиков, а с зимы 1936-1937 годов – миссионерские курсы.

27 сентября 1935 года по инициативе монахини Марии было создано благотворительное и культурно-просветительское общество «Православное дело», куда вошли Николай Бердяев, Сергей Булгаков, Георгий Федотов, Константин Мочульский. В июле 1935 года старшая дочь Марии (Скобцовой) Гаяна уехала в СССР и 30 июля 1936 года скоропостижно умерла в Москве.

Монахиня Мария (Скобцова) постоянно выступала с докладами, публиковала богословские и остро-социальные статьи, несмотря на невероятную занятость, много времени уделяла поэзии.

Во время нацистской оккупации Парижа общежитие монахини Марии (Скобцовой) на улице Лурмель стало одним из штабов Сопротивления. В июне 1942 года, когда нацисты проводили массовые аресты евреев в Париже и сгоняли их на зимний велодром для последующей отправки в Освенцим, монахине Марии удалось тайно вывезти оттуда четырёх еврейских детей в мусорных контейнерах. Дома на Лурмель и в Нуази-ле-Гран стали убежищами для евреев и военнопленных, м. Мария и о. Димитрий Клепинин также выдавали евреям фиктивные свидетельства о крещении, которые иногда помогали. 8 февраля 1943 года гестаповцы арестовали её сына Юру, а 9 февраля и м. Марию, которую сначала держали в тюрьме форта Роменвиль, а затем отправили в концлагерь Равенсбрюк. 6 февраля 1944 года Юрий Скобцов погиб в концлагере Дора («филиал» Бухенвальда), а через два месяца погибла и мать Мария.

Мать Мария стремилась не только к личной жертвенной любви, но и к осмыслению социальных вопросов в духе православия. Она окончила Свято-Сергиевский православный богословский институт в Париже, была духовной дочерью о. Сергия Булгакова, близко знала таких русских мыслителей, как Н. А. Бердяев, С. Л. Франк, Г. П. Федотов, В. В. Зеньковский. В творческом общении с ними и в практике «Православного дела» она сформировалась и как оригинальный мыслитель и богослов, и как деятельный служитель живого христианского милосердия. С ее точки зрения, ответом на вызов, брошенный христианству в XX веке, может стать не приспособление к миру в духе христианского гуманизма, но соединение двух предельных вещей – любви к Богу и человеку. В этом контексте мать Мария выдвигает и формулирует идею о «мистике человекообщения»: «…уничтожьте любовь к человеку, уничтожьте и человека… и у вас не останется пути к познанию Бога. <…> С другой стороны, нельзя подлинно любить человека, не любя Бога». В последние годы жизни в духовном облике матери Марии и его разнообразных проявлениях – художественном, богословском, деятельно-христианском – явственно стали проступать подлинно пророческие. 

Монашество

С 1927 года она стала активным деятелем Русского студенческого христианского движения (РСХД), в качестве разъездного секретаря путешествовала по Франции, посещая русские эмигрантские общины, выступала с лекциями, докладами, публиковала заметки о тяжёлой жизни эмигрантов. Заочно окончила Свято-Сергиевский православный богословский институт в Париже. Скобцова принимала участие в съездах РСХД, выступала в Кружке по изучению России, принимала участие в семинаре под руководством Н. А. Бердяева. В 1930 году читала доклад в РСХД «Работа с молодёжью» и была назначена разъездным секретарём Движения. В 1931 году её дочь Анастасия была перезахоронена на другом кладбище, что стало для Скобцовой окончательным поводом принять решение о принятии монашества. Она получила церковный развод с супругом, гражданского развода не добивалась и официально они оставались супругами до конца жизни.

16 марта 1932 года в церкви Свято-Сергиевского православного богословского института приняла от митрополита Евлогия (Георгиевского) монашеский постриг, получив имя Мария в честь святой Марии Египетской, и по благословению духовного отца протоиерея Сергия Булгакова начала своё нетрадиционное монашеское служение в миру, посвятив себя благотворительной и проповеднической деятельности.

Избрана в правление Союза русских безработных в Париже. Посещала Прибалтику, Финляндию, возможно, Валаам. Организовала в Париже общежитие для одиноких женщин (Париж, Вилла де Сакс, дом 9). Здесь проходили заседания Лиги православной культуры, служил литургию о. Сергий Булгаков, работали богословские курсы, число слушателей — 56 человек. В 1934 году общежитие переезжает в дом на улице Лурмель, 77. Затем арендует помещение, где размещается дом отдыха для выздоравливающих туберкулезных больных в Нуази-ле-Гран под Парижем, причем большую часть работы там делала сама: ходила на рынок, убирала, готовила пищу, расписывала домовые церкви, вышивала для них иконы и плащаницы. В этом санатории скончался Константин Бальмонт в 1942 году, здесь же умерла её мать, С. Б. Пиленко в 1962 году, и дожил до смерти супруг Скобцовой, после войны получивший статус политического эмигранта по Нансеновской конвенции.

При общежитии на улице Лурмель была устроена церковь Покрова Пресвятой Богородицы и курсы псаломщиков, а с зимы 1936—1937 — миссионерские курсы. 27 сентября 1935 года по инициативе монахини Марии было создано благотворительное и культурно-просветительское общество «Православное дело», куда вошли Николай Бердяев, Сергей Булгаков, Георгий Федотов, Константин Мочульский.

В июле 1935 года старшая дочь Марии (Скобцовой) Гаяна уехала в СССР и 30 июля 1936 года скоропостижно умерла в Москве, предположительно, от брюшного тифа, похоронена на Преображенском кладбище. Супругом Гаяны был Георгий Мелия (замужество дало ей возможность уехать в СССР).

В 1936 году монахиню Марию избирают членом Совета РСХД. На ул. Лурмель работает религиозно-философская академия, которой руководит Бердяев. Там проводятся собрания, затрагивающие актуальные современные темы («Русская мысль и расизм», 1938 год, «Война и эсхатология», 1940 год). Монахиня Мария постоянно выступала с докладами, публиковала богословские и остро-социальные статьи, в пятнадцатую годовщину смерти Александра Блока напечатала в журнале «Современные записки» мемуарный очерк «Встречи с Блоком». Несмотря на невероятную занятость, много времени уделяла поэзии — в 1937 году в Берлине вышел её сборник «Стихи», в конце 1930-х — начале 1940-х годов она написала стихотворные пьесы-мистерии «Анна», «Семь чаш» и в 1942 году — «Солдаты». Стала членом Комитета помощи русским душевнобольным, посещала психиатрические лечебницы.

Во время Гражданской войны Елизавета Юрьевна отстаивала город

В условиях Гражданской войны и смены власти, Елизавета Юрьевна постоянно искала выходы из сложных ситуаций.

При красных, она отстаивала город, спасала культурные ценности. Когда город захватили белогвардейцы, ее арестовали, обвиняя в сговоре с красными. Ей грозила смертная казнь.

Но благодаря грамотной защите в суде, ее арестовали только на 2 недели. На исход событий, во многом, повлиял Даниил Ермолаевич Скобцов, видный деятель кубанского казачьего движения. После суда Елизавета Юрьевна стала его женой.

Даниил Ермолаевич Скобцов. Муж Марии Скобцовой. Видный деятель кубанского казачьего движения. Благодаря его связям и влиянию, Марию Скобцову освободила от ареста и не подвергли смертной казни

биография

19 февраля года Елизавета Пиленко вышла замуж за помощника присяжного поверенного Дмитрия Кузьмина-Караваева, бывшего большевика и близкого знакомого многих петербургских литераторов. Весной года оставила мужа (официально развод был оформлен только в конце года) и уехала из Петербурга в Анапу.

Летом года Кузьмина-Караваева вышла замуж за Д. Е. Скобцова, кубанского казачьего деятеля, бывшего некоторое время председателем Кубанской Краевой Рады. Весной года, после разгрома Белого движения на Кубани, Елизавета Скобцова с матерью С. Б. Пиленко и дочерью Гаяной эвакуировались в Грузию, где у Елизаветы Юрьевны родился сын Юрий, затем вся семья Скобцовых эмигрировала в Константинополь, некоторое время жила в Сербии, а в январе года переехала в Париж.

Во время нацистской оккупации Парижа общежитие монахини Марии на улице Лурмель стало одним из штабов Сопротивления. В июне года, когда нацисты проводили массовые аресты евреев в Париже и сгоняли их на зимний велодром для последующей отправки в Освенцим, монахине Марии удалось тайно вывезти оттуда четырех еврейских детей в мусорных контейнерах. Дома на Лурмель и в Нуази-ле-Гран стали убежищами для евреев и военнопленных, м. Мария и о. Димитрий Клепинин также выдавали евреям фиктивные свидетельства о крещении.

9 февраля года гестаповцы арестовали Марию (Скобцову), которую сначала держали в тюрьме форта Роменвиль, а затем отправили в концлагерь Равенсбрюк. Монахиня Мария была казнена в газовой камере Равенсбрюка 31 марта года, за неделю до освобождения лагеря Красной армией.

7 мая года указом Президиума Верховного Совета СССР награждена Орденом Отечественной войны II степени (посмертно).

Детство Мария Скобцова провела в Анапе и Крыму

Лиза Пиленко родилась в 1891 году в Праге. Ее отец, Юрий Дмитриевич Пиленко был юрист, а мать — София Борисовна, происходила из знаменитого рода Дмитриевых-Мамоновых.

Когда Лизе было 4 года, семья переехала в Анапу. После смерти деда Лизы, ее отцу достались в наследство имение, и виноградники.

20 декабря 1891
день рождения Марии Скобцевой

С помощью родителей и интеллигенции Анапы, юная Лиза получила начальное домашнее образование. С раннего детства, она проявляла большие способности к рисованию и литературе.

Ее отец много времени уделял воспитанию и обучению детей. Она очень любила своего отца, он был ее первым другом.

В доме семьи Пиленко всегда царила атмосфера дружелюбия, открытости, доброжелательности. Это очень повлияло на дальнейшую судьбу маленькой Лизы, и оставила глубокий след в ее воспитании и душевном росте.

Лиза Пиленко, 1903 год. Детство прошло на юге, в Анапе и Крыму. Она росла в атмосфере любви и взаимоуважения. Это очень сказалось на ее душевном и духовном росте

Весной 1905 года ее отца назначают директором Никитского ботанического сада.

Семья переезжает в Крым. А после, в 1906 году отца Лизы переводят в Санкт-Петербург в Департамент Земледелия.

Он привозит жену и детей в Санкт-Петербург, а сам возвращается в Анапу и скоропостижно умирает.

1906
в этом году семья Марии переезжает в Санкт-Петербург

Смерть отца очень потрясла Лизу, стала настоящим ударом судьбы.

В ее душе уже тогда зародился протест против смерти и несправедливости. Все чаще она стала задумываться о Боге.

Публикации

  • Скобцова, Е. (1929). А. Хомяковъ[ А. Хомяков ]. Париж: YMCA Press.
  • Скобцова, Е. (1929). Достоевский и современность[ Достоевский и современность ]. Париж: YMCA Press. OCLC   .
  • Скобцова, Е. (1929). Миросозерцание Вл. Соловьева[ Мировоззрение Вл. Соловьев ]. Париж: YMCA Press.
  • Скобцова, Мария (1947). Зелук, Орест (ред.). Стихотворения, поэмы, мистерии, воспоминания об аресте и лагере в Равенсбрюк[ Стихи, повествовательные стихи, загадки, воспоминания об аресте и лагере в Равенсбрюке ]. Париж: La Presse Française et Étrangère. OCLC   .
  • Скобцова, Мария (2003). . Перевод Ричарда Пивира и Ларисы Волохонски, введение Джим Форест . Мэрикнолл, штат Нью-Йорк: Orbis Books . ISBN 1-57075-436-5. OCLC   .
  • Скобцова (Мать Мария), Е. (2016). Горнило сомнений: Хомяков, Достоевский, Вл. Соловьев, В поисках синтеза, четыре 1929 работ . Перевод и комментарии о. С. Янош. frsj Публикации. ISBN 978-0-9963992-3-4.

В 1940 году дом матушки Марии становится убежищем для партизан и евреев

В 1940 году в Париж пришли немцы, наступила оккупация.

Но тяжелые времена не дали матери Марии поникнуть, уйти в себя. Она благословляла Господа, помогала людям.

1940
в этом году Париж оккупировали немцы, но Мария продолжала помогать нуждающимся

Она установила контакт с мэрией, ее дом взяли под покровительство и объявили муниципальной столовой.

Это позволило матушки Марии кормить детей, женщин, калек. Мэрия выделила карточки и продукты этой столовой.

Дом матушки Марии быстро стал известным, там находят убежище партизаны, евреи, всем кому угрожает опасность.

Мать Мария тесно была связана с движением «Сопротивления».

Она получала поддельные документы для партизан, организовывала пересылку писем и посылок для заключенных, спасла троих еврейских детей, пряча их в мусорных баках.

В поисках последней вышивки матери Марии (Скобцовой)

Знаменитая монахиня-мученица мать Мария Скобцова за несколько недель до гибели в немецком концлагере Равенсбрюк в 1945 г. стала вышивать очень необычную икону — Божию Матерь, обнимающую Младенца Христа, уже распятого на кресте. Она и раньше делала вышивки, которые обменивала на хлеб или дарила. Теперь же, как ни просили соузницы у матушки эту икону, когда она будет закончена, она никому не хотела ее отдавать. «Вернемся в Париж, — говорила она, — я ее даром отдам, подарю, но не здесь. Если я успею ее закончить, она мне поможет выйти живой отсюда, а не успею — значит, умру». Она не успела ее закончить, вспоминает ее подруга Е. А. Новикова, так как вскоре занемогла и лежала неподвижно целыми днями.

А 30 марта 1945 г. мать Мария была «отобрана» и увезена в газовую камеру, где и погибла. Как известно, палачи отбирали у своих жертв всё, с матери Марии сорвали очки — в газовую камеру несчастные вступали голыми.

В первых числах апреля лагерь был освобожден советской армией. Что же стало с вышивкой? Неужели и она пропала бесследно? А что, если мать Мария все-таки успела ее кому-то вручить?

Хочется вкратце рассказать об истории ее возникновения и о ее дальнейшей судьбе.

В 1931 г., за год до пострига, будущая мать Мария во время очередной миссионерской поездки по русскому рассеянию Франции посетила Тулузу и зашла в Католический институт, где строилась церковь

Ее внимание привлекла огромная — 90 кв. метров — фреска художника Марселя Ленуара, о которой велись горячие споры

Она изображает «Божию Матерь во славе».

Что же смутило жителей Тулузы, большая часть которых позировала Ленуару? Пресвятая Дева держит в руках не сидящего Младенца, а распластанно-го, с простертыми ручонками, не благословляющими, а с открытыми ладонями. За телом Младенца, исполненным в очень бледных, мертвых тонах, еле-еле на-чертана вертикальная перекладина креста.

Фреска настолько заинтересовала мать Марию, что она тотчас написала стихотворение-памятку «Марсель Ленуар», чтобы одновременно запомнить ее композицию и богословски осмыслить ее замысел.

Дева-Мария сидит в высоком кресле,
У нее в руках распластан Тот,
Тень Кого, как крестный символ зыбкий.

…..

Что теперь апостолам родней?
Твой ли крест иль меч двоякоострый?

Итак, в 1931 г. происходит интересная встреча между французским худож-ником, ищущим нового выражения Боговоплощения, связанного с идеей «Агнца, закланного до сотворения мира», и русской художницей и поэтессой, для которой так знаменателен тот факт, что Дева Мария, говоря Архангелу Гавриилу свое fiat, одновременно принимает радость материнства и горе «двоякоострого меча». Она знает, что младенец принесет себя в жертву.

Проходят 14 лет, и мать Мария повторяет графически и жизненно тот же fiat: Божья Матерь обнимает само страдание во искупление грехов, раба Божья Мария отдает свою жизнь за гонимый народ Израиля, совершая предельно-жертвенное «Подражание Божией Матери».

Но вернемся к вышивке. К счастью, мы знаем, как она выглядит. Спасшаяся Новикова описала ее, и художница С. А. Раевская-Оцуп под руководством сестры Иоанны Рейтлингер, хорошо знавшей стиль икон матери Марии, написала икону по мотивам вышивки.

Эта икона сегодня находится в монастыре Знаменской иконы Божией Мате-ри в Марсена, в горах Центрального Массива. Монахини этого прекрасного скита чтут ее как святыню. Им удалось отреставрировать и другие вышивки и иконы матери Марии.

А что если настоящая вышивка еще существует и кто-нибудь ее сохранил, даже не подозревая о ее духовной ценности? Ведь это не просто вышитый, пусть даже не оконченный, кусок материала, а святыня, окрашенная кровью мученицы.

Кто знает, может быть, кто-нибудь в Польше, в Германии, в России видел столь необычную икону и откликнется. И тогда она будет возложена на аналой, где мы сможем к ней приложиться.

Оккупация Парижа

Мемориальная доска на доме, где родилась Елизавета Пиленко.Рига, улица Элизабетес, 21

Во время нацистской оккупации Парижа общежитие монахини Марии на улице Лурмель стало одним из штабов Сопротивления. В 1940 году открывает в своём пансионате ларёк, где продаёт недорогие продукты. После разорения немцами русской общественной Тургеневской библиотеки, архив И. А. Бунина был перевезён в общежитие монахини Марии. Архив удалось сберечь, и Бунину вернули его в 1945 году. В 1941 году монахиня Мария организовала на ул. Лурмель приём посылок, которые отправляли в Компьень заключённым. Заканчивает поэму «Духов день».

В июле 1942 года, когда нацисты проводили массовые аресты евреев в Париже и сгоняли их на зимний велодром для последующей отправки в Освенцим, монахине Марии удалось тайно вывезти оттуда четырёх еврейских детей в мусорных контейнерах. Дома на Лурмель и в Нуази-ле-Гран стали убежищами для евреев и военнопленных, м. Мария и о. Димитрий Клепинин также выдавали евреям фиктивные свидетельства о крещении, которые иногда помогали.

8 февраля 1943 года гестаповцы арестовали её сына Юрия, а на следующий день и саму Марию, которую сначала держали в тюрьме форта Роменвиль, а затем отправили в концлагерь Равенсбрюк. С нею арестован и отец Дмитрий Клепинин, служивший в храме на ул. Лурмель. 6 февраля 1944 года Юрий Скобцов погиб в концлагере Дора-Миттельбау («филиал» Бухенвальда), там же скончался и Д. Клепинин от воспаления лёгких. Добровольно заменив собой молодую женщину и надев платье с ее номером, монахиня Мария была казнена в газовой камере Равенсбрюка 31 марта 1945 года, за неделю до освобождения лагеря Красной армией.

Использованные материалы

  • Нивьер Антуан. Православные священнослужители, богословы и церковные деятели русской эмиграции в Западной и Центральной Европе. 1920-1995: Биографический справочник. Москва: Русский путь; Париж: YMCA-Press, 2007 – с.311-312.
  • «Преподобномученица Мария (Скобцова)», статья справочника Религиозная деятельность русского зарубежья:

  • Мария, монахиня (Скобцова (Пиленко, Кузьмина-Караваева) Елизавета Юрьевна), страница официального сайта Московского Патриархата:

  Справочник Религиозная деятельность русского зарубежья, сайт Свято-Филаретовского института — , а также о.А.Мень в своей лекции «Мать Мария» (см. ) указывают, что Елизавета Пиленко – «первая женщина, окончившая Санкт-Петербургскую духовную академию (заочно)». Но исходя из достаточно подробных биографических данных представленных на сайте Ксении Кривошеиной «Мать Мария» (см. ) это вызывает сомнения

  по другим данным – в

  по другим данным – в

  В Париже пройдет круглый стол, посвященный памяти матери Марии (Скобцовой), 31 мая 2013 года, портал Седмица.Ru —

  М.В. Шкаровский. Отношение Поместных Православных Церквей и Украинской Греко-Католической Церкви к холокосту во время Второй мировой войны, страница сайта «Богослов.ру» —

  Блог священника Максима Плякина, .

  М.В. Шкаровский. Отношение Поместных Православных Церквей и Украинской Греко-Католической Церкви к холокосту во время Второй мировой войны , страница сайта «Богослов.ру» —

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector