Московский никольский единоверческий монастырь
Содержание:
История после 1917 года
Вход в храм свт. Николая Чудотворца (западная сторона)
К 1923 году монастырь был полностью закрыт, и большая часть корпусов превращена в дом коммуны (общежитие) завода Радио, а в -х годах большая часть стен монастыря были сломаны.
В первой половине -х годов (во времена церковной смуты и расколов) Советские власти передали храм во владение обновленцам. Но единоверческая община не освободила весь храм и осталась существовать в передней (восточной) — Успенской части храма. Храм был разделен на две части кирпичною стеною, так что главная (восточная) часть храм с Успенским престолом была отделена от Никольской (западной) обновленческой — трапезной части.
Обновленческая община в трапезной части храма существовала примерно до середины 1940-х годов. Одним из последних обновленческих настоятелей был епископ Анатолий Филимонов (1880—1942).
Затем трапезная часть храма была возвращена РПЦ.
Около 1930 года в отделенной Никольской трапезной части храма, дополнительно к существовавшему с 1854 года Никольскому (северному) престолу, сооружается новый Успенский (южный) престол.
Небольшой иконостас для которого был привезен из некоего закрытого коммунистическими властями храма.
Так же наверху по всей восточной стене трапезной части был сооружен новый иконостас и заполнен высокими старинными иконами из иконостаса одного из соборов разрушенных на территории Московского Кремля.
К концу 1920-х годов единоверческая община в Успенской (восточной) части храма перестала существовать.
В это же время была ликвидирована Московская община старообрядцев-беспоповцев Поморского согласия в Храме Воскресения Христова и Покрова Богородицы, что в Токмаковом переулке.
Но после усиленного ходатайства старообрядцев из этой ликвидированной Токмаковской общины советские власти решают передать освободившуюся Успенскую (восточную) часть храма для пользования старообрядцам беспоповского Поморского толка, которые занимают её и поныне, хотя храм Воскресения Христова в Токмаковом переулке был возвращён общине старообрядцев беспоповского Новопоморского толка в начале 1990-х годов.
«В Никольском приделе нынешней православной церкви, как и во времена митр. Филарета, иконостас и алтарь украшают дивные образа старинного русского письма. Принадлежат они кисти иконописцев Корсунской, Новгородской, Строгановской, Московской и других школ XV—XVII вв. В иконостасе находятся редчайшая из икон Богоматери — „Акафистная“ (XVI в.), древний образ „Софии Премудрости Божией“ (XVI или XVII в.); подлинным украшением его служат Царские врата и венчающая их икона „Тайная Вечеря“, которые относятся к XV в.»
На территории храма работает реставрационно-иконописная мастерская «Александрия».
О святом месте
Храм свт. Николая Чудотворца (бывший Успения Пресвятой Богородицы) — православный храм Воскресенского благочиния Московской городской епархии.
Храм расположен в районе Преображенское, Восточного административного округа города Москвы, на территории бывшего Никольского единоверческого монастыря
Первоначально храм был построен в 1784—1790 годах в псевдоготическом стиле как Успенская соборная часовня старообрядческой общины федосеевского толка.
В начале 1850-х годов император Николай I начинает борьбу с сектантами и раскольниками. В это время старообрядческая община на Преображенском кладбище попадает в опалу и начинается расследование, после которого Преображенским старообрядцам вменяется в вину государственная измена, потому что:
— в 1812 году Преображенские старообрядцы с радостью встретили Наполеона, и помогли ему организовать выпуск фальшивых русских денег, тем самым подрывая финансовую систему России;
— а также в здании Преображенского Богадельного дома было найдено карикатурное изображение русского императора, где он «был изображен на висевшей в молельне картине, в Своем лице и одеянии с рогами на голове, хвостом назади и с надписью на челе 666, означающею антихриста».
По этой причине часть руководителей общины были выслана из Москвы в ссылку. Многие другие старообрядцы приняли единоверие. Более 50-ти, в основном купеческих, семей старообрядцев присоединились к единоверию, написав просительное письмо на имя императора (хотя большая часть старообрядцев так и осталась при своей федосеевской вере).
В 1854—1857 годах храм был перестроен по проекту архитектора А. О. Вивьена. В трапезной части был создан придел в честь святителя Николая Чудотворца.
3 апреля 1854 года святитель Филарет, митрополит Московский совершил освящение придела в честь святителя Николая Чудотворца — этот день и является днем рождения Храма святителя Николая Чудотворца на Преображенском кладбище.
В 1866 году храм стал собором учрежденного при нем единоверческого Никольского монастыря.
Храм был построен в конце XVIII столетия как старообрядческая соборная Успенская церковь. В следующем веке староверческая община раскололась, часть прихожан приняла единоверие, и в трапезной был освящён православный престол во имя Святителя Николая Чудотворца. В настоящее время переднюю, Успенскую часть храма занимают старообрядцы беспоповского новопоморского толка, а в трапезной действует православная Никольская церковь с двумя приделами.
Использованные материалы
-
«№ 23. Никольский единоверческий общежительный мужской монастырь», Паламарчук П. Г., Сорок сороков: Краткая иллюстрированная история всех московских церквей. В 4 тт., т. 1: «Кремль и монастыри»:
-
«Москва. Никольский единоверческий мужской монастырь», Народный каталог православной архитектуры Соборы.ру:
-
Страница приходского сайта Московского Никольского храма на Преображенском кладбище, сеть православных сайтов Приход.Ру:
-
«МОСКОВСКОЕ ПРЕОБРАЖЕНСКОЕ КЛАДБИЩЕ. 8 МАЯ 2015», Живой журнал «hramy_msk» (взято у пользователя «rostovetz»), 12 мая 2015:
Авторство часовни некоторые приписывают не Ф. К. Соколову, а В. И. Баженову.
Миролюбов Иоанн, свящ., Саранча Евгений, свящ., «Единоверие», Православная энциклопедия, т. 18, с. 42-50,
Схема Преображенского кладбища
Телефоны
+7 (499) 161-33-10; +7 (919) 771-14-47
В храме можно заказать требы. Для тяжелобольных совершаются таинства:
- соборование;
- исповедь;
- причастие на дому или в больнице.
При организации погребения с помощью Ritual.ru можно подать записки об упокоении, а также заказать службы и требы:
- отпевание в храме и на дому,
- заочное отпевание, если тело умершего отсутствует;
- панихиду;
- сорокоуст;
Комплект для православных похорон:
Покрывало (саван), крест нательный, крест в руку, венчик на голову, листок с разрешительной молитвой, надгробный восьмиконечный крест.
Отпевание в храме — средняя сумма пожертвования
Добровольное посильное пожертвование, которое по традиции делают при отпевании, в среднем составляет от 2 до 5 тысяч рублей.
Старообрядческая Успенская (восточная) часть храма
Вход в Успенскую старообрядческую молельню (северная сторона)
Старообрядческая Успенская моленная, находящаяся в восточной части храма, принадлежит Поморскому согласию и является его центром в Москве.
В 1990 году на дверях старообрядческой части было любопытное объявление:
«Внимание. Храм старообрядческий!!! Вход лицам в нетрезвом, неприличном и нескромном виде, в головных уборах, а женщинам без платков и в брюках не разрешен
Входить в храм во время богослужения и молиться инаковерующим не положено и запрещено святыми отцами. Патриарший храм направо за углом».
Вход в православную часть с запада, в старообрядческую — с севера.
Оба храма сохранили большое число древних икон.
Старообрядцы-поморцы также не имеют священства и литургии, поэтому существующий в их части бывший алтарь (апсида) используется как крестильня.
История после 1917 года[править | править код]
Вход в храм свт. Николая Чудотворца (западная сторона)
К 1923 году монастырь был полностью закрыт, и большая часть корпусов превращена в дом коммуны (общежитие) завода Радио, а в -х годах большая часть стен монастыря были сломаны. В первой половине -х годов (во времена церковной смуты и расколов) Советские власти передали храм во владение обновленцам. Но единоверческая община не освободила весь храм и осталась существовать в передней (восточной) — Успенской части храма. Храм был разделен на две части кирпичною стеною, так что главная (восточная) часть храм с Успенским престолом была отделена от Никольской (западной) обновленческой — трапезной части.
Обновленческая община в трапезной части храма существовала примерно до середины 1940-х годов. Одним из последних обновленческих настоятелей был епископ Анатолий Филимонов (1880—1942). Затем трапезная часть храма была возвращена РПЦ.
Около 1930 года в отделенной Никольской трапезной части храма, дополнительно к существовавшему с 1854 года Никольскому (северному) престолу, сооружается новый Успенский (южный) престол. Небольшой иконостас для которого был привезен из некоего закрытого коммунистическими властями храма. Так же наверху по всей восточной стене трапезной части был сооружен новый иконостас и заполнен высокими старинными иконами из иконостаса одного из соборов разрушенных на территории Московского Кремля.
К концу 1920-х годов единоверческая община в Успенской (восточной) части храма перестала существовать. В это же время была ликвидирована Московская община старообрядцев-беспоповцев Поморского согласия в Храме Воскресения Христова и Покрова Богородицы, что в Токмаковом переулке. Но после усиленного ходатайства старообрядцев из этой ликвидированной Токмаковской общины советские власти решают передать освободившуюся Успенскую (восточную) часть храма для пользования старообрядцам беспоповского Поморского толка, которые занимают её и поныне, хотя храм Воскресения Христова в Токмаковом переулке был возвращён общине старообрядцев беспоповского Новопоморского толка в начале 1990-х годов.
«В Никольском приделе нынешней православной церкви, как и во времена митр. Филарета, иконостас и алтарь украшают дивные образа старинного русского письма. Принадлежат они кисти иконописцев Корсунской, Новгородской, Строгановской, Московской и других школ XV—XVII вв. В иконостасе находятся редчайшая из икон Богоматери — „Акафистная“ (XVI в.), древний образ „Софии Премудрости Божией“ (XVI или XVII в.); подлинным украшением его служат Царские врата и венчающая их икона „Тайная Вечеря“, которые относятся к XV в.»
На территории храма работает реставрационно-иконописная мастерская «Александрия».
История в XVIII-XIX веках
Первоначально храм был построен в 1784-1790 годах в псевдоготическом стиле как Успенская соборная часовня старообрядческой общины федосеевского толка. Архитектором собора прежде считался предположительно , но по последним, наиболее достоверным разысканиям проект это был Ф. К. Соколова.
N. A. Naydenov , CC BY-SA 3.0
«Каменная одноглавая церковь с невысокой колокольней над западной папертью устроена из бывшей беспоповщинской федосеевской мужской главной молельни, называвшейся соборной часовней. Построена по типу царицынского дворца и названа Успенской. Строил её Ковылин. В храме находится много древних икон новгородского, корсунского, строгановского, московского и других писем, оцениваемых в десятки тысяч рублей».
Lodo27 , GNU 1.2
В начале 1850-х годов император Николай I начинает борьбу с сектантами и раскольниками. В это время старообрядческая община на Преображенском кладбище попадает в опалу и начинается расследование, после которого Преображенским старообрядцам вменяется в вину государственная измена, потому что в 1812 году Преображенские старообрядцы с радостью встретили Наполеона , и помогли ему организовать выпуск фальшивых русских денег, тем самым подрывая финансовую систему России.
Также в здании Преображенского Богадельного дома было найдено карикатурное изображение русского императора, где он «был изображен на висевшей в молельне картине, в Своем лице и одеянии с рогами на голове, хвостом назади и с надписью на челе 666, означающею антихриста».
По этой причине часть руководителей общины были выслана из Москвы в ссылку. Многие другие старообрядцы приняли единоверие. Более 50-ти, в основном купеческих, семей старообрядцев присоединились к единоверию, написав просительное письмо на имя императора (хотя большая часть старообрядцев так и осталась при своей федосеевской вере).
1854-1857 годах храм был перестроен по проекту архитектора А. О. Вивьена. В трапезной части был создан придел в честь святителя Николая Чудотворца.
Lodo27 , GNU 1.2
После пристройки алтарной апсиды в 1857 г. к главной части храма, 2 июня 1857 года святитель Филарет , митрополит Московский освятил главный (восточный) престол в честь Успения Пресвятой Богородицы.
«Храм холодный, построен по плану и фасаду царицынского дворца и освящён в 1857 г. митрополитом Московским Филаретом, который был в древнем омофоре, панагии первого всероссийского митрополита Макария и в древней митре, с посохом московского святителя Алексия».
Затем начата была пристройка к бывшей Успенской молельне каменного алтаря для главного храма, который 2 июня 1857 года был освящен по древнему же обряду тем же Митрополитом Филаретом , во имя Успения Пресвятые Богородицы, именем которого называлась и бывшая беспоповская молельня, обращенная в сказанную церковь.
Lodo27 , GNU 1.2
В иконостасе главного Успенского храма иконы остались те же, которые были в этой молельне и которые, как гласит история, основателем Преображенского Богадельного Дома, Ильей Алексеевичем Ковылиным, были подменены и похищены из храма святой Анастасии что на Неглинной, близ Кузнецкого моста (разобрана в 1793 г.), построенного царицею Анастасиею, супругою царя Иоанна Грозного. За допущение такой подмены священно-церковно-служители того храма лишены были своего сана, а Ковылин предан уголовному суду, который, по пролазам и подкупу Ковылина, постановил очень знаменательное следующее определение: «Так как главные виновники, допустившие похищение образов, наказаны духовным судом, а соучастник оного похищения Ковылин скрылся, то это дело прекратить», и прекращено.
Lodo27 , GNU 1.2
В алтаре этой Успенской церкви, по восточной стене помещены весьма замечательные древние образа, поступившие в Преображенский Богадельный дом из бывшей Московской Озерковской беспоповской Федосеевской же молельни, а находящийся у южной двери образ соединения земной воинствующей Христовой Церкви с небесной Торжествующей поступил из бывшей Монинской беспоповской молельни. При освящении Успенской церкви многие говорили, что событием сим исполняются и осуществляются слова Христа Спасителя, обещавшего основать Свою Церковь такою крепкою и непобедимою, что не одолеют её врата адовы…
Описание
Никольская церковь бывш. Никольского единоверческого монастыря, построена в 1780-1784 гг.
Архитектор — Ф.К. Соколов (возможно, по проекту В.И. Баженова).
Первоначально принадлежала старообрядцам-федосеевцам, как и все храмовые здания Преображенского кладбища. В середине XIX в. южный (мужской) двор Преображенского кладбища обращён в Никольский единоверческий монастырь, который в 1920-е г. отошёл к обновленцам. Обновленческая община, в свою очередь, продала основную часть Николо-Успенского храма старообряцам-поморцам. После ликвидации обновленчества (1940-е гг.) в притворной части Николо-Успенского храма устроен храм РПЦ МП.
памятник архитектуры местного значения
Храм свт. Николая Чудотворца (бывший Успения Пресвятой Богородицы) — православный храм Воскресенского благочиния Московской городской епархии.
Wiki: ru:Храм Святителя Николая на Преображенском кладбище (Москва)
Церковь Николая Чудотворца на Преображенском кладбище в Москве — описание, координаты, фотографии, отзывы и возможность найти это место в Москве (Россия). Узнайте где находится, как добраться, посмотрите что интересного вокруг. Ознакомьтесь с другими местами на нашей интерактивной карте, получите более подробную информацию. Познайте мир лучше.
РАСПИСАНИЕ богослужений Храма свт. Николая на Преображенском кладбище: Храм открыт ежедневно с 8:30 до 17 часов вечера. Утренние богослужения: • Ежедневно — Часы и Божественная литургия в 9 часов утра. • По воскресным и праздничным дням две Божественных литургии в 7 и 10 часов утра. • Каждое воскресенье — Водосвятный молебен, после поздней Литургии
в 12 часов. • После Божественной литургии ежедневно совершаются Заупокойная лития и требы. Вечерние богослужения: • Накануне воскресных и праздничных дней — Всенощное бдение в 17 часов.
• Каждый понедельник — Молебен св. мч. Вонифатию с чтением акафиста и водоосвящением в 17 часов.
•Каждый четверг молебен святителю Николаю в 17 часов.
Храм Святителя Николая Чудотворца является действующей православной церковью на территории Преображенского кладбища в городе Москве. Храм был возведен в конце XVII столетия и принадлежал старообрядческой общине. Так как в начале 1850-х годов императором Николаем I старообрядцы были обвинены в государственной измене, то к 1857 году храм был перестроен и освящен в честь Николая Чудотворца. Через десять лет при храме был основан монастырь, некоторые постройки которого сохранились до нашего времени. В тридцатые годы монастырь был закрыт, имущество расхищено, а часть зданий разрушено. В оставшихся помещениях разместилось общежитие.
В настоящее время храм имеет два входа: с западной стороны в православную часть церкви, а с севера – в старообрядческую.
Телефон: +7 (499)161 33 10
Местонахождение: Россия, г. Москва, ул. Преображенский вал, 25
Координаты: 55.79078300,37.71672600
Как доехать до храма на Преображенском кладбище:
Общественным транспортом:
На метро:
От ст. «Преображенская площадь» до храма можно дойти пешком (800 м) или автобусом № 311, трамваями №№ 11, 2, 46 подъехать до остановки «Преображенский рынок», затем по ул. Преображенский Вал и Ковылинскому переулку пройти 250 м к храму.
Как доехать на автомобиле:
С ТТК на ул. Русаковскую, Стромынку и Преображенскую. У Преображенской пл. поворот вправо, на ул. Преображенский Вал, через 500 м налево, в Ковылинский переулок, и вправо, к храму.
С МКАД на Щёлковское ш., через 8 км влево, на ул. Преображенский Вал, затем снова налево, в Ковылинский переулок, и вправо, к храму.