Маковский константин егорович

Артель художников и Передвижники

Не получив диплома, но зато умея прекрасно рисовать, Константин присоединился сначала к артели художников. В это время появляются жанровые картины Маковского: «Вдова», «Продавец сельди». Только темный колорит картин объединяет Маковского с передвижниками.

Так, его «Маленькие шарманщики», братик с сестричкой, розовощекие и милые, которым очень неуютно на холодной зимней улице, все же не вызывают горестного сочувствия.

Художник так любил жизнь, что «униженные и оскорбленные», придавленные жизнью персонажи у него на полотнах преображались в прелестных и симпатичных героев.

Несколькими годами позже появятся картины Маковского: «Наставление матери», «Разговоры по хозяйству». А одной известнейшей картине этого периода, которая находится в ГТГ, мы сейчас дадим описание.

«Воззвание Минина к нижегородам в 1611 году». Сюжет и действующие лица

«Захотим помочь московскому государству, так не жалеть нам имения своего, не жалеть ничего, дворы продавать, жён и детей закладывать, бить челом тому, кто бы вступился за истинную православную веру…».»Всюду, по горе, около Минина и его кафедры — толпа, волнующаяся, крикливая, охваченная огнем сознания своей задачи.Убогий нищий, с костылем под мышкой, срывает со своей шеи крест, и лицо его взволнованно, бледно. Здоровенный мясник, засучив рукава рубахи, готов хоть сейчас бить поляков, мускулы голых рук напряжены, лицо зверски свирепо, изо рта, должно быть, летят крылатые слова. Парень с глупой, круглой рожей сует Козьме кожаную кису. Вершник пробивается сквозь толпу, окутанную облаком пыли и льющуюся широким потоком из ворот башни старого, видавшего мордву и татар, кремля, крепко осевшего там, на горе, высоко над толпой. Толпа льет с горы лавиной — она чувствуется и за серой, угрюмой стеной кремля. Седобородый мужик истово крестится — он только что положил к ногам Козьмы икону в ризе.Белоголовая девчоночка, держась сзади за шубейку матери, несущей к бочке свои платья, улыбается блеску кубков и братин, лежащих на земле. Отовсюду тащат яркие платья, ларцы, посуду из серебра; штоф, парча, шелк валяются кучами под ногами людей

Красавица боярыня со жгучими глазами и матово-бледным лицом вынимает серьги из ушей, неподалеку от нее какой-то странник — плут и пьяница, судя по его лисьей роже, — подняв к небу руку, важно проповедует что-то. Позади Минина молодой стрелец, взмахнув в воздухе тяжелой секирой, орет во все горло, и глаза его налиты кровью..

Всюду возбуждение страшное, и выражено оно — на мой взгляд — ярко… Толпа глубоко народна. Видишь, что это именно нижегородский народ; весь Нижний встал на ноги и рычит и мечется с силой ужасной, готовый все ломить сплеча».

Личная жизнь. Первый брак

Константин Маковский был мужчиной горячим, женщин он любил. Женился трижды. Первый раз в 27 лет. Его женой стала театральная актриса Елена Буркова. Слаженный союз с ней напоминал Константину семью, в которой он вырос сам. Объединённые взаимной любовью и общими интересами, молодые часто собирали дома известных представителей богемы, особенно сблизились с композиторами из «Могучей кучки». Елена была чуткой, понимающей женщиной, как данность приняла ситуацию, что в семье Маковских живёт внебрачная дочь мужа – Татинька. Надо отдать должное Константину Егоровичу, он никогда не отказывался от своих детей, поддерживал, позже, в 1877 году узаконил своё отцовство и в отношении этой девочки. Родившийся у Елены в 1871 году сын умер в младенчестве, спустя пару лет от туберкулёза скончалась супруга.

Особенность творчества мастера

Работа над портретами

Критики обвиняли Маковского в том, что его портреты были слишком поверхностны и идеализировали реальность. Идеализация действительно характерна для многих его работ, особенно портретов. Однако именитые заказчики нисколько не возражали видеть себя в таком живописном исполнении, и заказы текли рекой.


К.Е. Маковский. Портрет В. А. Волконской. 1884 г.

Портреты получались невероятно красивыми за счет изображения пышных деталей, изобилия драгоценностей, плавных форм, черт и их идеализации. Картины так нравились заказчикам, что они охотно выкладывали за них круглые суммы, хотя известный меценат Павел Третьяков считал цены завышенными. Для примера скажем, что Маковский согласился написать заказчику картину «Славянские композиторы» за 25 тысяч рублей, а Репин в итоге написал ее за полторы тысячи. Высокие цены на картины привели к тому, что Маковский жил в такой роскоши, которая была неслыханной для обычного художника.

Любопытен один прием, к которому нередко прибегал художник. Стремительный по натуре художник порой завершал картину в первый же сеанс позирования модели. Но чтобы высокопоставленный гость думал, что над его картиной трудились день и ночь, Маковский не сообщал о готовности работы и передавал клиенту холст лишь через месяц после позирования.

Исторический цикл работ

Хотя изначально Маковский входил в товарищество передвижников и создал несколько картин на тему народного быта («Дети, бегущие от грозы», «Селедочница»), свое призвание он нашел в работе с картинами на историческую тему. После нескольких поездок за границу его полотна приобрели яркость, богатый колорит и отличались сложной композицией. Примеры картин этого цикла: «Поцелуйный обряд», «Боярский свадебный пир в XVII веке», «Одевание невесты к венцу».


К.Е. Маковский. «Боярский свадебный пир в XVII веке». 1883 г.

Картины этого цикла поражали зрителей великолепным убранством, изобилием роскошных предметов, ярким колоритом и нежностью форм. Они шли нарасхват на Западе, а в России пользовались спросом аристократии. Александр II даже говорил в адрес Маковского «мой живописец».

Детство и юность Константина Маковского

Автопортрет

Константин Егорович Маковский родился в Москве в 1839 году, в семье Егора Ивановича Маковского, известного в Москве финансиста, художника-любителя и деятеля искусств, одного из основателей «натурного класса» на Большой Никитской улице – впоследствии этот класс развился до знаменитого Училища живописи и ваяния, а с 1865 года училище было переименовано в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

В семье будущего художника царила атмосфера поклонения искусству, и художественному мастерству в особенности в доме Маковских бывали многие известные деятели культуры и искусства того времени. В частности, Карл Брюллов и Василий Тропинин.

Много лет спустя Константин Егорович писал:

По стопам отца, помимо старшего сына Константина, пошли и остальные дети (публика сегодня знает только Константина и ) Вот только самая младшая дочь Мария не пошла по семейной стезе и стала актрисой.

Константин поступил в училище живописи будучи двенадцатилетним подростком и окончил училище в 1857 году и уехал в Петербург, где успешно сдал вступительные экзамены в Академию художеств – дело в том, что Константин Маковский, как один из лучших учеников художественного училища был награждён, за выдающиеся успехи, Малой серебряной медалью Академии художеств.

В академии очень быстро заметили и начали отмечать молодого одарённого художника и уже в 1862 году Маковский получил Малую золотую медаль за картину «Агенты Дмитрия Самозванца убивают Фёдора Годунова»

Агенты Дмитрия Самозванца убивают Фёдора Годунова

А в 1863 году четырнадцать учеников Академии, в число этих четырнадцати входил и Маковский, обратились к руководству Академии с просьбой разрешить выпускникам академии, которые претендуют на Большую золотую медаль, самостоятельно выбирать тему для своих работ, а не писать картины на тему скандинавских мифов. Администрация академии ответила отказом и 14 молодых художников, в знак протеста, покинули стены академии с дипломами художников 2-й степени.

О «бунте четырнадцати» доложили императору Александру и молодые бунтари были определены под надзор полиции.

А «четырнадцать бунтарей» в скором времени основали «Товарищество передвижных выставок».

Творчество художника Константина Маковского

Оказавшись вне стен академии, молодой художник с головой окунулся в работу и уже в 1867 году за картины «Селедочница», «Бедные дети» и три портрета, получил звание академика. 

Селедочница

А ещё через год Константин Маковский представил на суд публики просто невероятную по сложности картину «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге».

Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге

И был удостоен звания профессора Академии живописи.

В 1876 году художник отправился в поездку по Балканским странам и на ближний Восток, где пишет картины, которые стали одними из лучших в его творческом наследии: «Дервиши в Каире», «Болгарские мученицы», «Арабские мальчик с апельсином», «Каирец» и «Египетский воин».

Болгарские мученицы

К концу девятнадцатого столетия Константин Маковский – уже известный и востребованный художник. В этот период художник создаёт достаточно большое количество эффектных исторических полотен из жизни русского боярства семнадцатого века, которые были очень хорошо встречены публикой, коллегами и критиками. Тут можно вспомнить и уже упоминавшийся выше свадебный боярский пир, и «Выбор невесты царём Алексеем Михайловичем», и «Поцелуйный обряд (Пир у боярина Морозова)».

Выбор невесты царём Алексеем Михайловичем

Поцелуйный обряд (Пир у боярина Морозова)

В это же время живописец пишет целую череду великолепных портретов: «Слепой», «Монах – сборщик податей на храм», «Офелия». И огромное количество портретов боярышень.

Боярышня у окна

Предвидя грандиозный успех картины «Боярский свадебный пир», Константин Маковский, который прежде регулярно участвовал в выставках передвижников, в 1883 году отказался выставить «пир» на очередной выставке, а в 1884 году вышел из числа участников «Товарищества передвижников», и организовал персональную выставку в Петербурге, потом повёз «Боярский пир» в Москву, Париж и Лондон.

На всемирной выставке 1885 года, которая проходила в Антверпене, за эту картину художник получил большую золотую медаль и орден короля Леопольда.

Константин Егорович за свою жизнь трижды женился, воспитал нескольких детей, и в преклонные годы вспоминая свою жизнь писал, что не зарыл данного ему Богом таланта в землю, но и не сумел этот талант применить в полную силу, поскольку слишком любил эту жизнь и много времени, увы, потратил на удовольствия.

Великий русский живописец умер в возрасте 76 лет, в 1915 году.

Счастливое детство

Родился 2 июля 1839 года в Москве. Константин был старшим из сыновей (первой была дочь). Всего в интеллигентной, творчески разносторонней, счастливой семье воспитывалось пять детей. Отец, Егор Иванович, по профессии был бухгалтером, но по призванию однозначно художником: с увлечением изучал дворцовую живопись, своими руками создавал чудесные миниатюры из кости, с удовольствием выполнял административную и организационную работу в той же сфере. Так, он был членом комиссии по возведению Храма Христа-Спасителя, одним из учредителей этюдного (натурного) класса, расположившегося в центре Москвы и положившего начало городскому Училищу живописи и ваяния. Мать, Любовь Корнилиевна, умница и красавица, была душой семьи и любимицей общества: обладая дивным сопрано, она успешно выступала и давала уроки.

Дети в семье с рождения попадали в атмосферу красоты и искусства. К этому располагали частые литературные, художественные и музыкальные вечера в квартире с видом на Кремль, гости, именитые композиторы, писатели и живописцы, но, в первую очередь, талантливые и любящие родители. Благодатная атмосфера способствовала творческому развитию всех детей: младшие братья Константина Николай и Владимир, а также старшая сестра Александра выбрали художественную стезю, младшая Мария стала певицей. Сам Константин много позднее подчёркивал исключительную роль отца в становлении себя как художника.

Семья

Внебрачная дочь — Наталья Константиновна Маковская (Лебедева); годы жизни: 1860—1939.

Жена (с 11 ноября 1866 года) — Елена Тимофеевна Буркова (сценическая фамилия — Черкасова). Артистка драматической труппы Императорских театров в Санкт-Петербурге, внебрачная дочь графа В. А. Адлерберга, бывшего министром Двора при Николае I. Сын Владимир (21.01.1871—1871). В марте 1873 года художник овдовел.

Второй брак (с 22 января 1875 года) Юлией Павловной Летковой (1859 — 23.11.1954). Её сестра — Леткова, Екатерина Павловна. Сёстры Летковы, известные в своё время красавицы, неоднократно служили Маковскому моделями для его работ.

В браке родились дети: Сергей Константинович, известный деятель русской культуры Серебряного века, дочь Елена Лукш-Маковская, художница, прожившая большую часть жизни в Германии, сын Владимир (1883—?). Развод 26 мая 1898 года.

Третий брак, с 6 июня 1898, с Марией Алексеевной Матавтиной (1869—1919). Дети от этого брака — Константин, Ольга, Марина, Николай (10.06.1903; Париж).

Личная жизнь

Маковский был личностью обаятельной и жизнелюбивой. Талантливый, веселый и благодушный, он был любимцем женщин и баловнем судьбы, а потому личная жизнь его складывалась бурно. Интересен факт, что первую дочь Наталью художник нажил еще до брака. Несмотря на то, что жила и воспитывалась девочка в семье отца, дворянского звания она не получила. Первый брак Константина оказался недолгим: он женился на актрисе Елене Бурковой в 1866 году, а 6 лет спустя супруга умерла от чахотки. Не прожил и года родившийся в браке сын Владимир.

Год спустя 35-летний вдовец встретил на балу 15-летнюю красавицу Юлию Леткову и едва дождался ее совершеннолетия, чтобы жениться на обворожительной брюнетке, которая стала героиней множества его работ. Счастливый брак продлился 20 лет, и в нем родились трое детей, Сергей, Елена и Владимир. В творчестве Маковского их портреты также занимают значительное место.

Картина Константина Маковского «Дети, бегущие от грозы»

Несмотря на то, что дом художника был полной чашей, где присутствовала атмосфера любви, радости и искусства, в 1898 году состоялся развод. Причиной стала новая любовь Константина Егоровича, встреченная им в Париже в 1891-м. Мария Матавтина была моложе художника на 30 лет, что не помешало их страстному роману, плодом которого стал внебрачный сын Константин. Юлия Павловна не простила мужу измену, и тот ушел жить к новой возлюбленной, ставшей после развода официальной женой. К тому моменту у пары родились уже трое детей, а после заключения союза в семье появился сын Николай.

С прежней семьей Маковский оборвал связи, поскольку бывшая супруга была против его общения с детьми, к тому же требовала у живописца солидную сумму на их содержание. Страсти и романы поглощали много внимания и сил художника, который признавался:

Описание картины

Прежде чем писать картину, Маковский рассаживал позирующих «гостей» и каждому объяснял, что он должен делать и как себя вести. Невеста, не то убитая горем, не то очень смущенная происходящим действием объединения двух боярских родов, совсем поникла и с трепетом ждет поцелуя жениха. Он взял ее за руку и нежно пытается повернуть к себе. А рядом сваха, которая находится слева от новобрачной, пытается помочь преодолеть девушке смущение. В центре стола сидит молодая боярышня, которая недобро посматривает на жениха и невесту. Возможно, что именно ей сейчас хочется быть в роли молодой.

Картина писалась с явным расчетом на зарубежного зрителя, для которого жизнь Московии была полной экзотикой.

Творчество

В начале 1870-х Владимир Маковский зарабатывал созданием иллюстраций для журналов, росписью иконостасов, плафонов, ваз. Это позволяло обеспечить близких. Его авторству принадлежит произведение «Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей», на создание которого Владимира Егоровича вдохновил рассказ «Бежин луг» Ивана Тургенева.

Картина принесла создателю медаль имени Виже-Лебрен, а также статус классного художника I степени. Последнее предполагало возможность получения дворянского титула, материального вознаграждения и поездку в Европу на обучение.

Полотно «Игра в бабки» привлекло к Маковскому интерес со стороны мецената Павла Третьякова. Картина была приобретена им для галереи, что стало своеобразным признанием таланта живописца.

Картина Владимира Маковского «Крах банка»

В 1870 году мастер в числе 15 других представителей искусства подписал устав Товарищества передвижных художественных выставок. В компании единомышленников он пытался облегчить реализацию плодов творчества и развитие интереса к искусству со стороны общественности. Поначалу художник просто состоял в товариществе, а затем оказался в его правлении.

В творческой биографии автора превалировали жанровые работы, основной сутью которых становилось описание житейских сцен. К числу юмористических творений относятся изображения с участием купцов, чиновников и мещан. Яркими примерами такого формата стали «В приемной у доктора», «Тихонько от жены».

В 1873 году увидела свет картина «Любители соловьиного пения», благодаря которой Маковский стал академиком живописи и получил финансовое вознаграждение. Полотна автора были представлены за рубежом. Они участвовали в экспозиции Всемирной выставки, проводившейся в Вене.

Спустя время юмор ушел из произведений Владимира Егоровича Маковского. Его сменила социальная тематика. Портфолио художника пополнилось портретами нищих и случайных прохожих. Сочувствие революционерам автор выразил в работах «Осужденный», «Крах банка» и «Ожидание». В полотнах живописец делал ставку не на описываемое действие, а на переживания персонажей, передавая драматизм ситуации посредством их эмоций.

Лейтмотивом творчества художника оставались изображения жанровых сцен с участием детей. В 1881 году появилась картина «В жаркий день», написанная в стиле реализма, присущего Маковскому. Вскоре художник-передвижник начал создавать произведения на крестьянскую тематику. К таким относилось, например, «Свидание».

Занятия живописью и работу над акварелями мастер совмещал с изготовлением гравюр на металле. В 1887 году свет увидел альбом из 12 работ, описывавший быт украинских крестьян. Тогда же художник занялся церковной росписью. В храме Христа Спасителя, расположенном в Харьковской губернии, мастер создал фрески и расписал иконостас. В сотворчестве с Илларионом Прянишниковым Маковский подготовил «Севастопольский альбом» с изображениями на тему Крымской войны.

Картина Владимира Маковского «Свидание»

В 1892-м живописец получил должность профессора Императорской академии художеств и спустя 2 года перебрался из Москвы в Санкт-Петербург. В Северной столице он открыл собственную мастерскую, а в 1895-м стал ректором Высшего художественного училища.

Революция 1905–1907 годов вдохновила деятеля искусства на создание тематических произведений. Но автор скрывал их от общественности, боясь увольнения из академии. В этот период живописец часто путешествовал, представляя авторские выставки. В 1915-м широко отмечалось 50-летие творческой деятельности Маковского.

С приходом к власти большевиков Владимира Егоровича уволили с занимаемой должности, но предоставили регулярную пенсию. В 1918-м на выставке передвижников были представлены произведения Маковского на революционную тематику.

Биография

Автопортрет. 1856

Портрет детей художника. 1882.

Родился в Москве. Сын деятеля искусств и художника-любителя, Егора Ивановича Маковского, одного из основателей «натурного класса» на Большой Никитской, ставшего впоследствии Училищем живописи и ваяния, а после 1865 года Московским училищем живописи, ваяния и зодчества. Брат живописцев Александры, Николая и Владимира Маковских. Младшая сестра художника, Мария Егоровна Маковская была актрисой. Среди друзей семьи были Карл Брюллов и Василий Тропинин. Позднее Константин Маковский писал: «Тем, что из меня вышло, я считаю обязанным себя не академии, не профессорам, а исключительно моему отцу».

В 1851 году поступил в Московское училище живописи и ваяния, где, став первым студентом, легко получил все возможные награды. Его учителями были М. И. Скотти, А. Н. Мокрицкий, С. К. Зарянко, все — ученики Карла Брюллова. Склонность Маковского к романтизму и декоративным эффектам можно объяснить влиянием Брюллова.

В 1858 году Маковский поступил в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге. С 1860 года он участвовал в выставках академии с такими картинами как «Исцеление слепых» (1860) и «Агенты Димитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова» (1862). В 1863 году Маковский, вместе с 13 другими студентами, выбранными для участия в конкурсе на Большую золотую медаль Академии, отказался писать картину на тему Скандинавской мифологии («Бунт четырнадцати») и покинул академию, не получив диплома.

Перемещение ковра Мухаммеда из Мекки в Каир. 1875.Национальная картинная галерея Армении

Чуть позже он присоединился к артели художников, возглавляемой Иваном Крамским, создавая картины из повседневной жизни (Вдова (1865), Продавец сельди (1867) и т. д.), а в 1870 году — к «Товариществу передвижных художественных выставок». Константин Маковский выставляет свои работы как на выставках Академии, так и на передвижных художественных выставках.

Значительные изменения в его стиле произошли после путешествия в Египет и Сербию в середине 1870-х. Его интересы сместились от социальных и психологических проблем к художественным проблемам цвета и формы.

В 1880-х Константин Маковский приобретает известность как модный автор портретов и исторических картин и становится одним из самых высокооплачиваемых российских художников того времени. На Всемирной выставке 1889 года в Париже он получает Большую золотую медаль за картины «Смерть Ивана Грозного», «Суд Париса» и «Демон и Тамара». Некоторые критики-демократы рассматривали его как предателя идеалов Передвижников, создававшего, подобно Генриху Семирадскому, поразительные на вид, но поверхностные по смыслу работы.

В 1902 году в Императорской академии художеств прошла выставка картин художников-передвижников Ефима Волкова и Владимира Маковского.

В 1915 году, наряду со многими другими художниками своего времени, участвует в учреждении Общества возрождения художественной Руси. В сентябре того же года Константин Маковский, став жертвой несчастного случая (в его экипаж врезался трамвай), скончался в Петрограде. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры (могила не сохранилась).

Третья любовь. Последние годы жизни

На выставке в Париже в 1889 году любитель женщин и покоритель их сердец познакомился с Марией Матавтиной, которая была моложе Юлии на 10 лет. Завязались отношения, через некоторое время Мария родила Константину сына, причём назвала его в честь обожаемого мужчины Костей. Наверное, это впечатлило художника, и он ничего не стал скрывать от жены, та подала на развод. Пока длился изматывающий для художника бракоразводный процесс (в моральном и материальном плане), у Марии родилось ещё двое детей, а после оформления официального брака с Маковским, в 1900 году, четвёртый ребёнок. Счастливый ли был этот союз художника? По воспоминаниям Сергея, его сына от Юлии, Маковский, тогда уже пожилой и не совсем здоровый, был не удовлетворён жизнью с третьей женой, не доволен её отношением и воспитанием детей. Но возможно Сергей так говорил, потому что, по собственному признанию, не простил отца за то, что он покинул семью. По другим источникам, в распаде второго брака виновата сама Юлия, излишне меркантильная и капризная, из-за чего Маковскому и не хотелось возвращаться домой из Парижа… Как бы там ни было, с Марией художник узаконил всех детей – эту семью он также обожал, много писал. Чудесные картины – очевидное доказательство его любви. Счастье, длившееся 17 лет, оборвалось в 1915 году в трагическом дорожном происшествии: извозчик коляски, в которой сидел Маковский, не удержал лошадь, испугавшуюся звона трамвая, тогда ещё редкого на улицах. Пожилого художника выбросило из перевернувшейся коляски. Травмы оказались не совместимы с жизнью.

Творчество Маковского

Потерпев неудачу со сложной исторической народной драмой, Маковский находит себя в своеобразном историческом жанре: он стремится обыграть экзотику старинных русских обычаев, ритуалов, обрядов.

Собственные разработки коллизий, оригинальных сюжетных ходов давались Маковскому с трудом. Его воображение питается литературными реминисценциями. Картины становятся огромными живописными иллюстрациями к историческим романам А.К. Толстого, драмам Л.А. Мея и других.

На всемирных выставках он был отмечен многочисленными почетными наградами.

Быстро освоив боярские жанры в стиле рюсс, Маковский начал усиленно эксплуатировать эту тему. Богато убранные интерьеры, пышные старинные одежды, драгоценная утварь — как главные герои — обильно заполняют его бесчисленные полотна. В них он вкладывает весь свой талант живописца, декоратора, как никто из художников умевшего передавать фактурно весь предметный антураж, иллюзорно воспроизводить затейливые старинные аксессуары.

Его картины были исполнены с особым живописным блеском.

Картины художника Владимира Егоровича Маковского

Посещение бедных

Две матери. Мать приёмная и родная

Опять они ссорятся (Повар и кухарка)

Утренний чай

Любители соловьев

Варка варенья

Оправданная

Беседа. Идеалист-практик и материалист-теоретик

В избе лесника

Приезд учительницы в деревню

Выбор приданого

Перед объяснением

Первый фрак

Чаепитие

Наём прислуги

Литературные чтения

В ожидании аудиенции

В жаркий день

Игра в бабки

На бульваре

Трудное пробуждение

Пастушки

В ресторане

В гостях

К венцу (Прощание)

В таверне

Девушки, освещённые солнцем

Без хозяина

Молебен на Пасху

Ночлежный дом в Москве

Толкучий рынок

Разговор в солнечный день

Прачка

«Дети, бегущие от грозы», 1872 год

Находясь на этюдах в Тамбовской губернии, художник познакомился с местной детворой. Особенно ему приглянулась одна из глазастых девчушек. Он договорился, что она придет позировать для портрета. Однако девочка в назначенное время не пришла.

Ребятишки рассказали Константину Егоровичу, что вместе с младшим братиком она пошла за грибами. Их застигла гроза, и девочка, переходя болотце, упала в него и сильно вымокла, а после этого захворала. Вот тогда художник и представил себе ситуацию, какую мы видим на полотне «Дети, бегущие от грозы».

По ветхим дощечкам, проложенным над заросшим ручейком на первом плане, бежит с тревожным лицом девочка. На ее спине сидит совсем маленький белокурый братик, за спасение которого девчушка чувствует ответственность. Они оба напуганы тем, что приближается гроза, что небо темнеет, что задувает сильный холодный ветер, а впереди нет никакого укрытия и до деревни еще далеко.

Используя темное колористическое решение, художник показывает, что надвигается ненастье и испуг детей. Но просветы в небе, желтеющее пшеничное поле создают впечатление, что все скоро пройдет, и благодаря этому картина не производит мрачного, гнетущего впечатления. К. Маковский сумел передать черты детских характеров: страх в чертах беловолосого мальчугана и его уверенность, что вместе с сестренкой с ним ничего плохого не случится. У девочки в глазах читается не только испуг, но и ответственность за маленького братика.

Оба персонажа получились у автора обаятельными, добрыми и невинными. Зритель уверен, что они успеют добежать до дома и ничего плохого с ними не случится.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector