Коротко о себе. константин паустовский

Детство и юность

Будущий воспеватель природы русской родился в 1892 году в семье отставного офицера, прослужившего много лет на железной дороге. Отец был потомком Петра Сагайдачного – бесстрашного предводителя запорожских казаков. О родстве с гетманом вспоминал часто, но не без иронии.


Писатель Константин Паустовский

Бабка по материнской линии была полькой, ревностной католичкой. С зятем-атеистом, человеком непрактичным и свободолюбивым, у нее нередко происходили столкновения на идейной почве. Дед по отцовской линии служил когда-то царю, участвовал в турецко-русской войне, благодаря чему и познакомился со строгой восточной женщиной, ставшей впоследствии его женой.

В родословной Паустовского есть и запорожские казаки, и турки, и поляки. Тем не менее он стал глубоко русским писателем, посвятил жизнь воспеванию красот родного края. В отрочестве он, как и многие его сверстники, читал запоем. Глубокое впечатление на него произвела романтическая история о мечтательной девочке Ассоль. Но уже в гимназические годы Константина привлекало не только чтение, но и писательство. Первым сочинением юного прозаика стал рассказ «На воде».


Константин Паустовский в гимназии

Ранние годы Константин провел в Москве, затем учился в Киеве, недолго в Брянске. Семья часто переезжала. Распалась в 1908 году, после чего сын редко виделся с отцом. Гимназист, получив телеграмму о болезни родителя, немедля отправился в Белую Церковь. По дороге размышлял об отце, вспыльчивом, самолюбивом, но добром человеке. Незадолго до смерти тот по неизвестным причинам бросил службу на железнодорожной дороге и уехал в усадьбу, принадлежавшую некогда деду.

О смерти отца позже писатель напишет в «Повести о жизни». В книге отражены и другие события из биографии прозаика. Юность Паустовского прошла в Киеве. После гимназии поступил на филологический факультет. Во второй части автобиографии автор вспоминает профессора философии, внешне напоминающего Эмиля Золя. На лекциях эксцентричного преподавателя Паустовский вдруг понял, что единственный жизненный путь для него — писательство.


Константин Паустовский в молодости

У Паустовского была сестра и два брата. Старший не одобрял литературные увлечения Константина, полагая, что проза и поэзия необходимы исключительно для развлечения. Но тот не слушал наставлений брата и продолжал каждодневно читать и писать до изнеможения.

Безмятежная юность закончилась в 1914 году. Константин бросил учебу, уехал в Москву. Мать с сестрой жили в центре города, на Большой Пресне, позже переименованной в Красную. Паустовский перевелся в столичный университет, но проучился недолго. Проработал некоторое время трамвайным кондуктором. На фронт бывший студент не попал из-за близорукости. Оба брата погибли, причем в один день.

Биография

Ранние годы. Образование

Родился Константин Георгиевич 19 (31) мая 1892 года в Москве в православной мещанской семье. Однако в первые годы своей жизни Паустовский много переезжал вместе с родителями. Образование получил в классической гимназии Киева. Во времена учебы в гимназии Паустовский пишет свой первый рассказ “На воде” и публикует в киевском журнале «Огни».

Затем же, в 1912 году, поступил в Киевский университет, но вскоре продолжил обучение в университете Москвы. Там Паустовский учился на юридическом факультете. Однако завершить образование ему не удалось: из-за войны он покинул университет.

Творчество писателя

После службы в санитарном отряде много работал на различных заводах. А переехав в Москву в 1917 году, сменил работу на более интеллектуальную – стал репортером.
Если рассматривать краткую биографию Паустовского, в 1916 году было начато его первое произведение «Романтики». Работа над этим романом продолжалась целых 7 лет и была окончена в 1923 году, а напечатан роман был лишь в 1935 году.

Когда гражданская война закончилась, Паустовский обосновался в Киеве, но и там не задержался надолго. Много путешествовал по России.

Во время поездок старался свои впечатления переносить на бумагу. Лишь в 1920-х годах в биографии Константина Георгиевича Паустовского произведения стали печататься.

Первый сборник рассказов «Встречные корабли» вышел в свет в 1928 году.

Популярность писателю приносит повесть «Кара-Бугаз», напечатанная в 1932 году в издательстве «Молодая гвардия». Она была хорошо принята критиками, и они сразу выделили Паустовского среди прочих советских писателей.

Особое место в творчестве писателя занимают рассказы и сказки о природе и животных для детей. Среди них: «Теплый хлеб», «Стальное колечко», «Заячьи лапы», «Барсучий нос», «Кот Ворюга» и многие другие.

Последние годы и смерть

С началом Великой Отечественной войны Паустовский стал работать военным корреспондентом. В 1956, а также в 1961 годах вышли сборники с демократическим содержанием, («Литературная Москва», «Тарусские страницы»), в которых также были напечатаны произведения Паустовского. К писателю приходит мировое признание в середине 1950-х годов. В это время он много путешествует по Европе. В 1965 был номинирован на Нобелевскую премию по литературе, но ее не получил. 

Константин Георгиевич Паустовский длительное время болел астмой, пережил несколько инфарктов. Скончался писатель 4 июля 1968 года в Москве, и был похоронен на кладбище Тарусы. 

Краткая биография

  • 1914-1917. Первая мировая. Февральская революция. В военное время Паустовскому пришлось поработать санитаром. Знакомство со страной началось вот так — под стук колес санитарных тыловых и полевых поездов и стоны раненых. Узнав о смерти братьев, вернулся к сестре и маме в Москву. Потом вновь работал – в Екатеринославле, Таганроге и Юзовке трудился на заводах, в рыболовецкой компании. Революционный февраль застал Паустовского в столице. Занимался репортерством. По службе неоднократно приходилось бывать на митингах. А после Октябрьской революции, когда Советское правительство перебралось в Москву, несколько раз видел Ленина, присутствовал на заседания ЦИКа.
  • 1917-1918. Вновь в огне войн и восстаний. Новая революция, Октябрьская, застала начинающего писателя в столице, но, с началом Гражданской войны, Паустовские уехали в Киев. Гражданин Российской империи, в конце 1918 года Константин был призван под флаги украинского гетмана Скоропадского, со сменой власти сменилось и гражданство – Паустовский оказался в Армии Красной.
  • 1918-1923. Тяга к путешествиям берет свое. Когда полк, где Паустовский состоял на службе, был расформирован, начинающий писатель стал вести жизнь кочевую. Газетная служба не была сидячей. Помимо столиц, Паустовский побывал в Одессе, Ереване, Сухуми и Батуми, Тбилиси, Баку, даже в Персии. В 1923 году вернулся в первопрестольную.
  • 1923-1928. Первые серьезные работы. В столице Паустовский устроился в российское телеграфное агентство (РОСТА) на должность редактора. Его стали печатать. 1928 год. Публикуются сборник «Встречные корабли» и роман «Блистающие облака»-первый серьезный шаг на пути к писательскому олимпу.
  • 1930-ые годы. Открытие Мещеры. Творчество поглощает Паустовского целиком. Он трудится в газете «Правда» и других печатных изданиях. И опять его жизнь связана с командировками. Особняком стоит село Солотча Рязанской области, там в Мещерских лесах Паустовский с удовольствием проводит время. В 1931 году писатель завершает повесть «Кара-бугаз». Проникновенная история о Кара-Бугазском заливе в Каспийском море и его исследователях открыла литературному миру новое имя – имя Константина Паустовского. После публикации очерка Паустовский целиком отдается литературе. Писательство становится главным делом жизни. К писателю начинает приходить признание. Паустовский получил Орден Трудового Красного Знамени в 1939 году.
  • Война. Битва на литературном фронте. 40-ые роковые Паустовский встретил на фронте. Но не с оружием в руках, а с карандашом и блокнотом. Работал военным корреспондентом, но недолго. Сначала в Москве служил в аппарате. А потом по поручению комитета по делам искусств занялся сочинительством антифашистской пьесы «Пока не остановится сердце». Писал в Алма-Ате в эвакуации. Пьеса была поставлена в Барнауле в 1943.

В годы войны (1941)

  • 1945-1955. Мировая прогулка и мировое признание. Послевоенные годы писатель провел в Москве и в Тарусе. Как результат — сборники «Литературная Москва» и «Тарусские страницы», одним из составителей которых стал Паустовский. После войны годы Паустовскому выпал уникальный шанс увидеть мир. Он побывал в Турции, Болгарии, Греции, Чехословакии, Италии, Швеции. Как в копилку складывал он в свою память впечатления от городов и стран, чтобы потом поделиться ими со своими читателями. В эти годы автор получил мировое признание. Но писатель не возгордился, он поддерживал репрессированных Сталиным литераторов.
  • 1945-1963. Жизнь, как она есть. 18 лет Паустовский по крупицам собирал свою жизнь в серьезное автобиографическое полотно «Повесть о жизни». «Далекие годы», «Беспокойная юность», «Начало неведомого края», «Время больших ожиданий», «Бросок на юг», «Книга скитаний» — в этих томах собраны переживания, мысли, факты, воспоминания о людях. Все то, что прозаик и журналист получил за «годы странствий».
  • 1955-1968. Лауреат без премии. Свои последние годы Паустовский провел в захолустье. Его творческой Меккой стала Таруса — среднерусская провинция. Таруса вдохновила литератора на создание множества повестей и статей. Ненадолго в 1965 году угрюмую красоту русской природы Паустовский сменил на знойные красоты итальянского острова Капри. Литературная судьба 3 раза играла с писателем в лотерею. В 1965 году шанс стать нобелевским лауреатом в области литературы достался не ему, а Шолохову. Вторая номинация в 1967 году. Нобелевский комитет вновь отклонил его кандидатуру. Вмешалась политика. Номинация 1968 года была последней и вновь безрезультатной. После нескольких инфарктов, осложненных хронической астмой, в жаркий июльский день 1968 года он скончался в Москве. Ему было 76 лет. Местом упокоения стала Таруса.

В старости

Творческий путь

В 1914 году Паустовский бросил учебу и переехал в Москву. Работал кондуктором, на фронт не попал из-за близорукости. В это время Константин Георгиевич начал писать рассказы и публиковать их в журнале «Огонек». В 1916 году писатель отправился в Таганрог. В городе он работал над книгой «Романтика».

Через несколько месяцев Паустовский вернулся в Москву. В столице он работал корреспондентом. Это позволило ему побывать в следующих местах:

  • Прибалтика.
  • Средняя Азия.
  • Донбасс.
  • Сибирь.

Путешествия позволили Константину Георгиевичу увидеть красоту природы. Он наслаждался степями, бескрайними лесами, лугами. О природе писатель рассказывал в небольших произведениях:

  • «Кот-ворюга».
  • «Барсучий нос».
  • «Сивый мерин» и другие.

Многие из них вошли в школьную программу. Пик славы Паустовского пришелся на 50-е года прошлого века. Его повести и сказки перевели на разные языки. Сам писатель посещал другие страны. Популярность работ Паустовского объяснялась просто. Он мастерски описывал детали природы, подчеркивал их красоту. Через пейзажи писатель объяснял поступки людей.

Можно выделить несколько черт творчества Паустовского:

  1. Красивый язык.
  2. Объективность.
  3. Отсутствие отрицательных персонажей.

Личная жизнь писателя

Первой женой Константина Паустовского стала Екатерина Загорская, с которой он познакомился в 1915 году. Катерина была дочерью сельского священника. Отца она совсем не знала. Он умер до ее появления на свет. В семь лет она осталась сиротой, схоронив мать. Она была чрезвычайно красива. Жизнь сироты нелегка, но она сумела выстоять и обрести твердый характер. Их знакомство состоялось в санитарном поезде. Они оба работали там санитарами. В 2021 году влюбленные обвенчались. Церемония прошла скромно. Она состоялась в маленькой церкви под Рязанью. 2025 год ознаменовался рождением сына Вадима.

Двадцать лет просуществовал этот счастливый брак. Сын, будучи взрослым, по-своему оценил разрыв отношений в семье. Он считал, что отец привык чувствовать в центре внимания себя и свое творчество. Накопившаяся усталость и охлаждение между супругами привели к разрыву семейных уз.

Паустовский встретил на своем пути Валерию Навашину, дочь известного польского художника. Их знакомство состоялось в Тифлисе, где семья Паустовских поправляла здоровье после перенесенной лихорадки. Валерия была в разводе, отдых с бывшим мужем они проводили вместе. Катя поняла, что Валерия стала для нее соперницей.

На время Константин Георгиевич и Валерия расстались. Но потом встреча произошла вновь. У первой жены Паустовского осталась большая обида на мужа. Но развод она все-таки дала. Долгое время вторая жена была для него музой. Но брак то же распался.

Третьей и последней любовью писателя станет актриса Татьяна Арбузова. Вместе они проживут 18 лет. За эти годы она успела побыть и музой для Паустовского, и сиделкой. В этом браке родился Алексей, второй сын писателя.

Алексей Паустовский

02.05.2020 admin

Алексей Паустовский, сын великого русского писателя Константина Георгиевича Паустовского

Алексей Паустовский, сын великого русского писателя Константина Георгиевича Паустовского, был известен в Тарусе как Алеша, а между друзьями как Леха. Биографию этого замечательного человека и прекрасного художника еще предстоит написать, но вообще-то она уже есть в его картинах и многочисленных рисунках, едва ли не лучший из которых — это автопортрет в Тарусе. В летней черноте дома открыта дверь в сад, искрящийся всеми веселящими красками тарусского лета. Художник стоит на пороге вполоборота, легко вошедший или, уходя, обернувшийся.

Его жизнь оказалась очень короткой и трагичной, но ничего из этого еще нет в этом автопортрете. Есть цветущий сад, и по сию пору обминающий большой разлапистый дом, где он вырос, где в папках под диванами хранятся ворохи всяких его работ и нежных детских акварелей и энергичных рисунков тушью уже взрослого художника.

Таруса была и остается местом совершенно исключительным для русской культуры, живописи, философии и науки. Здесь и сейчас вновь живет много классных художников и архитекторов, но теперь это другая Таруса. Таруса — модный курорт, Таруса — летний квартал Москвы.

Таруса 70-х, ко времени которой относятся картины и рисунки Алеши Паустовского, была совершенно другого рода, другого рода взаимоотношений. Она была Тарусой великих людей, оказавшихся здесь не всегда по своей воле и переживавших в этом климатическом и политическом анклаве за судьбы и вещи, далеко превосходившие круг семейных или дружеских интересов.

Алексей Паустовский был из самого младшего поколения, из поколения детей этих великих тарусских пришельцев. Есть черно-белые фотографии каких-то маскарадов и пирушек с друзьями и разговоров в саду со старшими посетителями дома. Есть еще небольшие живописные абстракции на стене той комнаты, где он жил с женой Машей (Матильдой) и малюсенькой приемной дочерью Лизаветой, и в них, в этих работах, сияние тарусского лета, всегда гораздо более светлого и теплого, чем можно было бы предположить в этой полосе.

По воспоминаниям друга Алексея Паустовского художника Александра Туманова, жизнь была беспрестанной шуткой, дурачеством, розыгрышем, частым объектом которых становился и сам Туманов, и все что-то кричали. Один кричал: «У меня отец хирург!», другой кричал: «Я ветеран войны!» В ответ кричали: «Да врешь ты все!» или «Ну так давай!».

Известно, что Алексей Паустовский относился и к свой живописи часто как к шутке, имитируя одними техниками другие, изображая странные реальные и нереальные сценки. Но живопись его московского периода очень трагична, колорит ее темен, и настроение сбивается зачастую в тяжелое страдание. Однако ж то изображением райского сада, то все же пробивающимся теплым веселым колоритом белых, желтых и красных пятен из самых далеких глубин она возвращалась к солнечному колориту летнего сада его горячо любимой матери, спрятанного в дальнем конце убегающей вниз улочки того края Тарусы, который выходит на речку Таруску недалеко от кладбища и к дорожке, по которой все вечно гуляли в близлежащее Сутормино.

Алексей Константинович Паустовский родился в 1950 году в поселке Солотча Рязанской области. В 1968 году поступил в Московский полиграфический институт. Принимал участие в выставках начиная с 1969 года: в Академгородке — Пущино Московской области; в 1971 году в числе шести участников в МГУ; затем в знаменитых выставках:

1974 — Москва, лесопарк «Измайлово», 2-й осенний просмотр картин «На открытом воздухе».

В этом же году Алексей Паус товский вступает в молодежную секцию Московского союза ху дожников;

1975 — квартирные выставки и выставка произведений москов ских художников в Доме культуры ВДНХ.

9 сентября 1976 года Алексей Константинович Паустовский умер в Москве. После смерти художника работы Алексея Паустовского были включены в экспозиции выставок в Москве:

1977 — Горком графиков на Малой Грузинской. Выставка живописи;

1988 — Горком графиков на Малой Грузинской. «Художник и его время»;

1989 — Горком графиков на Малой Грузинской. «Мемориал- 89»;

1991 — Советский фонд культуры. Групповая выставка «Иные миры».

Е.Д. Плавинская

Рубрика: Искусство, Путешествия Метки: Москва, Паустовский, Таруса

Описания планет

Венера

«В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет. Небо на востоке зеленеет. Голубым хрусталем загорается на заре Венера. Это лучшее время суток. Еще все спит» «Акварельные краски»

Объяснение явления: Венера видна землянам только по утрам и вечерам, находясь «впереди» восходящего или «позади» заходящего светила. На утреннем небосклоне, предваряя его восход, Венера сияет 263 дня. Затем она подходит очень близко к Солнцу, и его яркость не позволяет видеть планету в течение 50 дней. После этого Венера появляется вечером, вскоре после заката, и ее снова можно наблюдать 263 дня, пока она не скроется на 8 дней, оказавшись между Землей и Солнцем. В это время к Земле будет обращена неосвещенная сторона планеты. 3атем Венера вновь окажется на утренней стороне неба и весь цикл повторится.

Венера

«Вечером, когда дед Прохор уснул, мужички смотали паутину, что висела в амбаре и в сенцах, промыли ее в бадейке с дождевой водой, просушили на ветру, пока не погасла на рассветном небе утренняя звезда, ссучили из той паутины пряжу на медной прялке и сплели поясок. И пропустили через него золотой волос.» «Артельные мужики»

Объяснение: Утреннее небо с рассветом довольно быстро светлеет, и звезды одна за другой исчезают с него. Дольше прочих остается заметным лишь одно светило. Это Венера, планета – утренняя звезда. Она во много раз ярче Сириуса для земного наблюдателя и уступает на ночном небе в этом смысле лишь Луне

Венера

«Ничего значительного в этом впечатлении не было, но почему-то оно в моей памяти накрепко связано с севером. Это необыкновенный блеск Венеры.

Никогда я еще не видел блеска такой напряженности и чистоты. Венера переливалась, как капля алмазной влаги на зеленеющем предрассветном небе.

Это была действительно посланница небес, предвестница прекрасной утренней зари. Почему-то в средних широтах и на юге я никогда не замечал ее. А здесь, казалось, она одна сверкает в своей девственной красоте над пустошами и лесами, одна властвует в предутренние часы над всей северной землей, над Онегой и Заволочьем, над Ладогой и Заонежьем.» «Белая ночь»

Объяснение: В северных и средних широтах Венера видна в разное время.

Лучшее изображение

В доме автора есть фотография, которая висит на стене. Снимок необычный, на нем изображена женщина, сидящая на коленях перед писателем. На девушке одето красивое платье и ее зовут Марлен Дитрих. Когда актриса была на творческом вечере в Центральном доме литераторов, ее там фотографировали. В Москве она дала несколько концертов. На одном из них ей задали вопрос про то, что бы актриса хотела увидеть в столице. Ее мечтой было увидеть Паустовского, и она хотела бы осуществить мечту.


В то время писатель сильно заболел, но все-таки согласился приехать. После поднятия на сцену Марлен Дитрих стояла в брильянтовом колье, и от волнения ей пришлось упасть перед автором на колени. Актриса решила взять руку известного человека и поцеловать его. Все сидящие люди в зале замерли, а потом начали аплодировать. Удивленный Паустовский присел в кресло, в зале стало тихо, и актриса стала рассказывать о своей симпатии к писателю, одним из увлечений Марлен было чтение книг известного автора. Константин написал произведение «Телеграмма», которое повлияло на судьбу актрисы.

Происхождение и семья

Константин появился на свет в Москве 31 мая 1892 года, крестили мальчика на Всполье в церкви Святого Георгия.

Его дедушка по отцовской линии, Паустовский Максим Григорьевич, был казаком, служил в армии Николая I обыкновенным солдатом. В ходе русско-турецкой войны он попал в плен и привёз домой жену-турчанку. Бабушка писателя при рождении получила имя Фатьма, но после принятия христианской веры её звали Гонората. После войны дед возил из Крыма товары на Украину. Константин запомнил его кротким старичком, у которого были потрясающие синие глаза и слегка надтреснутый тенор. По вечерам дед напевал песни казаков и старинные думки, именно он привил внуку Косте любовь к украинскому фольклору.

Отец, Паустовский Георгий Максимович, 1852 года рождения, был отставным унтер-офицером II разряда, работал на железной дороге статистиком. Среди многочисленной родни имел славу человека легкомысленного, его называли фантазёром. А бабушка по материнской линии позже говорила о нём, что Георгий не имел права жениться, и уж тем более заводить детей. Он был атеист, мужчина не очень практичный, свободолюбивый, революционные настроения сочетались в нём с безумной романтикой. Тёщу все эти качества раздражали. Отец никак не мог обжиться на одном месте, семья часто переезжала. Сначала Георгий Максимович служил в Москве, затем перевёлся в город Псков, потом в Вильно, свою трудовую деятельность окончил на юго-западной железной дороге в Киеве.

Костина бабушка по материнской линии, Викентия Ивановна, жила в Черкассах, имела польское происхождение и была католичкой. Она часто брала с собою маленького внука в католический храм, что вызывало негодование отца. Мальчика храм очень впечатлял, эти вспоминания глубоко и надолго поселились в детской душе. Бабушка постоянно ходила в трауре после польского восстания 1863 года. Она говорила родным, что таким образом выражает сочувствие идее свободной Польши. Но у родственников была другая версия её траура, они считали, что во время восстания у Викентии Ивановны погиб юный жених (какой-нибудь гордый польский мятежник). С внуками бабушка была строгая, но при этом очень внимательная и добрая.

Дедушка по материнской линии служил на сахарном заводе, потом нотариусом в Черкассах. Он был человеком угрюмым и неразговорчивым, жил уединённо в своей комнатке в мезонине, внуки общались с ним редко.

Мама Паустовского, Мария Григорьевна (девичья фамилия Высочанская), 1858 года рождения, была женщиной властной. К воспитанию детей она относилась с серьёзностью и твёрдым убеждением, что только суровое и строгое обращение поможет вырастить из них «что-нибудь путное».

Так что родословная у писателя многонациональная, в его крови соединились украинские, польские, турецкие и казацкие корни.

У Константина ещё были старшие братья Вадим и Борис и сестра Галина. Оба брата писателя в один день погибли на фронтах Первой мировой войны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector