Копты

Коптская Церковь и Православие: догматическое различие

Православие учит, что Христос – Сын Божий, воплотившийся и пострадавший на Кресте ради нашего спасения. То есть Бог по Своему смирению и любви к человеку Сам стал человеком. Но при этом не перестал быть Богом. Святитель Игнатий Брянчанинов учит:

Таким образом, Христос Бог – одна Божественная Личность с двумя природами (Божественной и человеческой). Данная концепция в богословии именуется диофизитством.

В 4 веке среди христиан начали распространяться ереси монофизитства и несторианства. Первая учила о Божественности Христа, но отрицала наличие у Него подлинной человеческой природы. Это противоречит учению о Боговоплощении и, соответственно, подразумевает, что Дева Мария не была Богородицей. Монофизиты именовали Её Христородицей.

Несториане верили, что Христос – человек, в котором живёт Бог. Таким образом, они видели во Христе не только две природы, но и две личности. Это тоже отрицает подлинное Боговоплощение и умаляет Божественность Христа. Третий и Четвёртый Вселенские соборы осудили данные ереси и окончательно утвердили соответствующие диофизитству христологические догматы.

Коптская Церковь тоже осудила несторианство и монофизитство. Однако она не согласилась с концепцией диофизитства, усматривая в ней тяготение к несторианству. Копты верят, что две природы Христа слились в одну – Богочеловеческую. Такой взгляд на естество Господа именуется миафизитством. Православие не может принять данное учение. Церковь видит в нём отрицание Христа как подлинного Бога и подлинного Человека одновременно. Такое богословское разногласие спровоцировало отделение Египетской Церкви от мирового христианства. Этот процесс завершился в середине 6 века.

Возвращение останков

После изгнания боевиков ИГИЛ из ливийского города Сирт правительственные власти заявили, что нашли место, где были захоронены тела коптских мучеников. Это было сделано после того, как правительственные власти и ливийская армия арестовали одного из террористов, присутствовавших при резне. Генеральный прокурор Ливии распорядился о сотрудничестве с египетскими властями для отправки образцов ДНК, взятых из семей мучеников, для сравнения с образцами ДНК, взятыми из останков мучеников.

Позже было установлено, что останки принадлежали коптским мученикам после сравнения образцов ДНК семей мучеников, присланных ими Управлением судебной медицины Египта, с образцами ДНК, взятыми из останков Ливийской комиссией судебной медицины.

15 мая 2018 года останки 20 египтян (тела гананца Мэтью Аяриги не было в самолете) были возвращены в построенный для них собор, названный в их честь ( Церковь мучеников веры. и родина ) в деревне мучеников (ранее Аль-Аур или Аль-Авар или Аль Наш египетский арабский : قرية العور ) в провинции Минья . Построена особая святыня, в которую были заложены останки, чтобы люди могли их посетить. В колокола церквей и монастырей звонили по всему Египту, когда останки прибыли на борт самолета, следовавшего из аэропорта Мисрата в Ливии в международный аэропорт Каира; Торжества по возвращению останков на Родину. Их приняли в аэропорту Папа Тавадрос II Александрийский и большое количество священников, а также посол Набила Макрам, египетский министр иммиграции и по делам египтян за рубежом, а также должностные лица государственных органов. Святую Мессу в церкви возглавил епископ Самалутский Анба Бафнотий.

Год спустя, 25 июля 2019 года, Коптская православная церковь в Египте официально обратилась в посольство Ливии в Каире с просьбой отправить тело Мэтью Аяриги в Египет. Анба Павнотиос направила официальную делегацию для встречи с Поверенным в делах ливийского посольства в Каире Фаузи аль-Мабруком Тантушем.

В состав делегации вошли священники Собора мучеников веры и Отечества в Аль-Наше, Минья, Египет, о. Маркос Атеф и о. Епифаний Юнан, Невин Раги, генеральный менеджер школ и проектов Коптской православной епархии Самалут и Надер Шукри, член правления Церкви мучеников веры и Отечества и координатор кризисного управления семьями шехидов. На встрече присутствовал атташе по социальным вопросам посольства Ливии Хусейн аль-Башир Шафша.

Египтяне начали с того, что поблагодарили ливийские власти за их неоценимое сотрудничество и помощь в доставке тел коптских мучеников и подчеркнули, что Папа Коптской Православной Церкви Папа Тавадрос II Александрийский, Анба Пахомиус, митрополит Бехейра и Пентаполис (Восточный Ливия), а Анба Павнотиос всегда молилась за мир в Ливии. Они передали г-ну Тантушу письмо от Анбы Павнотиос с просьбой, чтобы копты перевезли тело Мэтью Аяриги в Египет, «чтобы они вместе со своими коптскими братьями отправились в их последнее пристанище». Митрополит сказал, что Церковь даст все необходимые юридические обещания и гарантии для соблюдения прав всех сторон, если его страна попросит вернуть его.

В 2019 году правительство Ливии согласилось передать тело Мэтью Аяриги Египту. Его останки были окончательно перенесены в Египет и похоронены вместе с другими мучениками в конце сентября 2020 года.

Древняя эпоха

Римские правители

Святой Марк Евангелист, как говорят, основал Святой Апостольский Престол Александрии и стал его первым Патриархом . Через 50 лет после прибытия Св. Марка в Александрию в Оксиринхе (Бахнаса) появился фрагмент новозаветных писаний , что предполагает, что христианство уже начало распространяться к югу от Александрии в ранний период. К середине III века значительное число египтян подверглось гонениям со стороны римлян за принятие новой христианской веры, начиная с Эдикта Деция . Начиная с 284 г. н.э. император Диоклетиан преследовал и казнил множество египтян-христиан. Это событие стало кровопролитием в истории египетского христианства, положив начало отдельной египетской или коптской церкви . Он стал известен как « Эра мучеников » и отмечен в коптском календаре, в котором датировка лет началась с началом правления Диоклетиана. Когда египтяне подвергались гонениям со стороны Диоклетиана, многие отступили в пустыню в поисках облегчения, хотя и облегчения духа и его мирских желаний достичь мира и единства с Христом-Творцом, не избежав преследований. Эта практика ускорила рост монашества , пионерами которого считают египтян, а именно святого Антония , святого Бахума , святого Шенуда и святого Амона . По оценкам, к концу 4-го века большинство египтян либо приняли христианство, либо были номинально христианами.

В 451 году нашей эры, после Халкидонского Собора , Александрийская церковь разделилась на две ветви. Тех, кто принял условия Собора, стали называть халкидонянами или мелькитянами . Тех, кто не соблюдал условия Собора, называли нехалкидонцами или монофизитами (а позже якобитами после Иакова Барадея ). Однако нехалкидонцы отвергли термин « монофизиты» как ошибочный и настаивали на том, чтобы их называли миафизитами . Большинство египтян принадлежали к миафизитской ветви, что привело к их преследованиям со стороны византийских имперских властей в Египте . Первые гонения произошли во время правления императоров Маркиана (450-457) и Льва I (457-474). Так продолжалось до арабского завоевания Египта, особенно при воинствующем монотелете Кире Александрийском . Трагические конфликты между восточно-православными греками и восточно-православными коптами в ту эпоху, с середины V до середины VII века, привели к постоянным разногласиям и, как следствие, появлению анти-восточно-православных настроений среди коптов и анти-восточных православных настроений среди Греки.

Коптские обряды и праздники

Нынешние копты считают себя прямыми потомками жителей Древнего Египта, и, несмотря на то что их национальный язык давно вышел из употребления, они используют его во время богослужений. Известно, что благодаря знанию коптского языка известному французскому египтологу Луи Шампольону удалось расшифровать иероглифы.

В вопросах, касающихся религиозных праздников и обрядов, копты во многом схожи с последователями иных православных церквей. В течение года они отмечают 7 больших и столько же малых Господних праздников. Кроме того, коптский календарь содержит в себе 32 праздника, посвящённых Деве Марии, пользующейся у них особым почитанием. С особой торжественностью отмечаются Рождество Богородицы, Введение во храм и, разумеется, Успение.

Богослужения, совершаемые в коптских храмах, имеют свою специфику, поскольку сохранили в себе многие элементы, заимствованные из раннехристианских времён. Согласно установившейся традиции, они совершаются 7 раз в течение суток, на коптском и арабском языках. Такое двуязычие объясняется тем, что коптский язык, давно вышедший из употребления, непонятен большинству прихожан.

богословие

Доктринальными основами Коптской церкви являются Священное Писание (здесь 3-я книга Маккавеев является канонической, а Книга Притчей делится на две части) и церковное предание. Совет Никея считаются первостепенными, другие Вселенскими Соборами , насколько Церковь признает их, как подтверждения Никея. Кроме того, авторитетными считаются следующие отрывки из Священных Писаний:

  1. Каноны Анкиры, Неокисарии, Гангра, Антиохии, Лаодикеи и Сердики;
  2. Семь канонов Карфагена;
  3. Псевдоапостольские сочинения: арабские дидаскалии , псевдоклементинское оккнижие, 30 преданий апостолов;
  4. Апостольские каноны;
  5. Псевдоэпиграфическое письмо апостола Петра Клименту;

— также сочинения Отцов Церкви, Конституции Патриархов Александрии и литургические книги. Копты в корне отвергают учение египетского Евтихия , в котором человеческая природа Иисуса Христа как бы поглощена его божественной сущностью. , и поэтому не являются монофизитами . Евтихий говорил о «капле уксуса посреди моря». Догмат Коптской церкви соответствует догматам Никейского , Константинопольского и Эфесского соборов , на которых отцы церкви единодушно определили природу Христа. Никейский Исповедь используется Коптской Церкви в ее самой первоначальной форме, как принятый Советом Никее. В нем говорится: «Мы верим в единого Господа, Иисуса Христа, единственного Сына Божьего, рожденного от Отца прежде всех времен, свет от света, истинного Бога от истинного Бога». используется во многих других церквях Востока, а также Запада.

Согласно коптской догме, Иисус обладает божественно-человеческой природой, которая объединена, как огонь и железо в светящемся куске железа. Папа Диоскор , Патриарх Александрийский , который защищал православную веру на Халкидонском соборе в 451 году, противоречил разделению двух сущностей Христа, говоря: «Я видел Христа, плачущего над смертью Лазаря, поэтому он человек, я видел его Лазарь из воскрешает мертвых, значит, он Бог. Я видел, как он спал в лодке, значит, он человек, я видел, как он успокаивал шторм, значит, он Бог ».

В своей экклезиологии Коптская церковь представляет собой модель сообщества независимых отдельных церквей. Признаны старые патриархаты, которые также являются почетным приоритетом Рима как основания Петра, а также Александрии как основания Марка (как представителя Петра), а также Антиохии и Эфеса.

Коптская церковь придерживалась дифференцированного учения об ангелах с поздней античности и раннего средневековья . Для него характерно выраженное почитание Марии и святых (хотя разрешены только изображения, но не статуи). Есть паломничества к особым местам поклонения святым. Благодаря культурному контакту с исламом Коптская церковь знает некоторые особые обычаи, такие как обрезание мальчиков и девочек , а также большое значение поста . Дисциплина поста является строгой и требует отказа от мяса, яиц, молока, масла, сыра и, в основном, рыбы в еженедельные дни поста (среда и пятница), а также от четырех основных периодов поста в течение года.

От всех других православных и восточных церквей Коптская церковь отличается в практической сфере своей молодежной работой , которая связана с Движением воскресной школы , которое также уникально, и его социальными услугами. У него даже есть свой собственный епископальный офис социальных служб и экуменизма . Образование играет большую роль в том, что оправдано в христологии .

Копты христиане и православие

То, что Египет некоторое время был полностью христианским государством, является следствие его непосредственного соседства со Святой Землей.

Также, известно, что здесь некоторое время жили родители Иисуса Христа – Дева Мария и Иосиф, прятали его на берегах Нила от преследований коварного и жестокого царя Ирода. 

И сегодня эти святые места в Африке являются местом паломничества многих христиан.

Хоть коптская церковь и принадлежит к православию, она имеет ряд существенный отличий. Например, копты признают только одну Божественную сущность Христа, т.е. являются монофизитами.

По этому поводу был собран Халкидонский Вселенский Собор в 451 году, который признал монофизитства ересью. Эти события привели к тому, что коптская церковь откололась от ортодоксальной (традиционной) православной.

Внешне коптские храмы во многом схожи с традиционными соборами христиан: алтарь в них обращен на Восток, имеются свечи, иконостас и прочее. Однако в отличие от традиционных христиан, убранство у коптов довольно скромное.

В церквях установлены скамейки, православные иконы Африки, которые украшают коптские храмы не такие торжественные и, кажется, что они нарисованы детьми. Язык богослужения в таких храмах – коптский.

Кресты, сделаны таким образом, что как бы вы на них не взгляну, виден крест, т.е. они ориентированы на 2 стороны. Язык богослужения в таких храмах – коптский.

Священнослужители носят кожаные кресты тюрбаны. Молитву египетские копты совершают семь раз в день, обратившись на восток, и обязательно с покрытой головой.

Также они соблюдают посты, на которые приходится основное количество дней в году.

Коптские кладбища, совсем не похожи на места захоронения других православных христиан.

На могилах усопших строятся часовни небольшого размера и без крыши, в которой по большому счету и нет необходимости, ведь осадки в Египте явление крайне редкое.

В таких часовнях копты христиане могут провести целый день, совершая своим молитвы.

Иногда в них живут, небольшой промежуток времени и даже готовят пищу.

Коптская церковь является родоначальницей монашества, откуда оно распространяется по всему миру в III-IV в. Самый первый коптский монастырь, который, кстати, функционирует и по сегодняшний день, находится на севере Египта в пустыне. Основан он был Антонием Великим.  

Копты (египетские христиане): современное положение

Положение коптов в Египте сегодня остаётся нестабильным. С одной стороны, государство предприняло ряд шагов по защите их прав. Так, с 2003 года Рождество в Египте является национальным праздником. Хотя единственной государственной религией в Египте остаётся ислам. Разрешено отмечать и другие христианские праздники. Торжественные праздничные богослужения транслируются по государственным телеканалам. Также египетские власти приняли закон, гарантирующий присутствие коптов в парламенте. Некоторые из них являются министрами.

С другой стороны, египетский христианин всё ещё страдает от радикального ислама. Множество нападений на христианские церкви было совершено в годы египетской революции (2011-2013), когда власть на некоторое время оказалась в руках мусульманских радикалов. Нередко случаются теракты. Например, в 2021 году был обстрелян перевозивший коптов-христиан автобус. Погибло более 30 человек, столько же были ранены.

По официальным данным, сегодня в Египте проживает около 6 млн. коптов. Независимые источники указывают в 2-3 раза большие числа. Крупнейшая диаспора (около 500 тысяч человек) находится в США. Протоиерей Олег Давыденков отмечает:

видео

15 февраля 2015 года было опубликовано пятиминутное видео, на котором запечатлено обезглавливание пленников на пляже южного побережья Средиземного моря. Подпись к видео называет пленников « людьми креста, последователями враждебной египетской церкви». На видео лидер был одет в камуфляж, а остальные террористы — в черное. Все жертвы были одеты в оранжевые комбинезоны, как и во многих предыдущих видеороликах ИГИЛ. Лидер заявил на североамериканском английском:

После обезглавливания заложников на экране появляется сообщение: «Грязная кровь — это лишь часть того, что вас ждет в отместку за Камелию и ее сестер». Речь шла о Камелии Шехате , коптской египетской женщине и жене коптского священника, который, по мнению исламистов, обратился в ислам и был задержан коптской церковью из-за этого. (Позже она отвергла это утверждение.) Наконец, оратор заявляет: «Мы завоюем Рим, с позволения Аллаха», указывая своим ножом в сторону моря. Как и в других видеороликах ИГИЛ, пленники были одеты в оранжевые комбинезоны , напоминающие одежду заключенных в лагере для задержанных Гуантанамо . Группа киллеров представила себя на видео как «провинция Триполи» ИГИЛ. Лидер отряда, совершившего убийства, был идентифицирован как ливийский эмигрант, известный под псевдонимом Аль-Какаа Бен Омро.

Коптская церковь Египта, египетское правительство, а также ливийский парламент подтвердили факт смерти.

Позже, когда был арестован один из исполнителей операции, в ходе расследования он признал, что бойня произошла на пляже напротив отеля Al Mahary в Сирте .

Главный собор египетских христиан и система религиозного обучения

Резиденцией патриарха является собор святого Марка в Каире (его фото представлено ниже). Это грандиозное и весьма оригинальное по своей архитектуре сооружение было возведено в 1968 году. Инициатором его строительства стал правивший в тот период папа Кирилл VI, а автором проекта ─ египетский архитектор Мишель Бакхум. В соборе хранится величайшая святыня коптов ─ частица мощей святого Марка, ставшего, как уже говорилось выше, основателем их церкви.

Несмотря на то что основная религия Египта ─ это ислам, в стране создана сеть христианских учебных заведений, как начальных, представляющих собой общеобразовательные школы с религиозным уклоном, так и ориентированных на подготовку священнослужителей. Главная коптская семинария уже многие годы действует в одном из центральных районов Каира, поблизости от собора Святого Марка. Там же расположен открытый в 1959 году Институт высших исследований, занимающийся изучением истории христианской культуры в Египте.

Свет христианства, воссиявший в Египте

Согласно Священному преданию, основателем Коптской церкви в Египте является святой Марк ─ один из 70 учеников и апостолов Иисуса Христа. После воскрешения и последующего вознесения Учителя он отправился сеять по миру слово Божье. Апостолу Марку мы обязаны одним из четырёх принятых в христианстве Евангелий. Впервые появившись на берегах Нила в 47 году, он развернул широкую проповедническую деятельность, в результате которой многие египтяне, порвав с язычеством, обратились к истинной вере. Он же впоследствии стал первым епископом новообразованной им Коптской церкви.

Отдав более 20 лет божественному служению и став основателем многих христианских общин как в самом Египте, так и в ряде других африканских стран, на закате дней своих святой проповедник и евангелист стяжал венец мученичества. Схваченный язычниками и влекомый ими на неправедное судилище, апостол Марк скончался, выразив готовность предать дух Богу, которому посвятил всю свою жизнь.

Копты и их Церковь

Слово «копт» появилось путём искажения наименования «Египет». Долгое время коптами называли всех коренных египетских жителей для их отличия от остального населения, среди которого было множество переселенцев (греки, римляне). Однако после мусульманского завоевания Египта (середина 7 века) термин «копты» стали применять в отношении тех коренных жителей, которые исповедуют христианство. Таким образом, это этнорелигизное понятие и можно сказать, что копты – египетские христиане.


Коптский храм в Египте

Коптская Церковь является отдельным национальным религиозным сообществом, входящим в группу Древневосточных христианских церквей. Они откололись от христианства в 5 веке, не признав положений Четвёртого и последующих Вселенских соборов. Ассирийская церковь Востока не признала также Третий Вселенский собор.

Отношения Коптской Церкви и РПЦ

Отношения Коптской и Русской Православной Церквей можно охарактеризовать как дипломатические. Их предстоятели неоднократно совершали официальные визиты друг к другу. Евхаристическое же общение (взаимное участие в Таинствах) между Церквями невозможно из-за догматических разногласий.

Как отмечает Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, Коптская и Русская Православная Церкви «находятся в состоянии богословского диалога» . Необходимо продолжать сотрудничество в сфере защиты христиан и общехристианских ценностей в мире. Глава Русской Церкви заявляет:

Коптский Патриарх Феодор II, посещая Россию в 2014 году, отметил, что его визит является возможностью выразить уважение патриарху Кириллу и благодарность российскому государству за поддержку Египта в период кризиса.

распределение

Приведенные ниже числа членов являются приблизительными. Это связано с социальным положением коптов в мусульманской среде.

Африке

  • Что касается Египта, большинство источников ( Всемирная книга фактов ЦРУ , египетские правительственные агентства, министерство иностранных дел Германии , радио Ватикана ) предполагают, что от 5 до 10% христиане, из которых более 90% — копты. Только Fischer Weltalmanach от 2008 года назвал, как и коптские источники, гораздо более высокие цифры — от 12% до 15% коптов.
  • Эфиопия : Эфиопская православная церковь Тевахедо (около 40 миллионов членов) имеет с момента основания Папой Киреллосом VI. 1959 год — ее собственный патриарх в Аддис-Абебе. Действующий президент Абун Паулос запросил и получил в 1994 году от Папы Шенуды III. полная независимость Эфиопской церкви, которая, однако, продолжает признавать Папу Александрийского почетным главой, а Коптскую церковь — своей материнской церковью.
  • Эритрея : Эритрейская церковь, которая ранее принадлежала Эфиопии, насчитывает 2 миллиона членов и была принята в 1998 году от Папы Шенуды III. автокефалия как эритрейская православная церковь Тевахедо . Архиепископ Асмэры стал патриархом. Его трон в настоящее время вызывает споры, поскольку третий патриарх, Абуне Антонийос , признанный Александрией и Эфиопией , был свергнут и помещен под домашний арест, а Абуне Диоскорос, преемник, признанный только правительством Эритреи, был возведен на престол.
  • Кения : некоторые молодые церкви
  • Ливия
  • Замбия : несколько более молодых приходов
  • Зимбабве : некоторые молодые церкви
  • Судан : вероятно, 260 000 человек в начале 20-го века, быстро сокращается с момента введения закона шариата в 1983 году.

Европа

Монастырь Святого Антония в Креффельбахе

Епископская церковь Коптской православной епархии для Австрии и немецкоязычной Швейцарии в Вене

  • Германия : аббатство Бренхаузен около Хёкстера (епископство); Монастырь в Вальдсольмс-Креффельбах (около Вецлара), церкви в Мюнхене, Штутгарте, Франкфурте ( Св. Марку ), Дуйсбурге (бывшая католическая церковь Св. Бонифация), Дюссельдорфе, Ганновере, Берлине ( церковь Св. Антония и Св. Шенуда ), Гамбурге , Гейдельберг, Майнц ( Св. Кирилл ), Трир (церковь в Битбурге), Лейпциг и Вильгельмсхафен Св. Мария и Св. Маврикий (бывшая римско-католическая церковь Стелла Марис), Альтена (ранее реформированная церковь); Конгрегации без собственных церквей в Бонне и Бремене
  • Австрия : около 5000, официально признана с 2003 года. Монастырь в Оберзибенбрунне ; Церкви в Вене , Граце , Клагенфурте, Линце и Брук-ан-дер-Мур; Приход без церкви в Инсбруке
  • Швейцария : муниципалитеты в Цюрихе, Базеле, Биле, Вернье, Лозанне, Ивердоне.
  • Великобритания : несколько приходов в Лондоне, Бирмингеме, Манчестере и многих других. Кроме того, Британская православная церковь с 1994 года подчиняется Александрийскому патриархату.
  • Франция : несколько приходов в Париже, Марселе, Тулоне, Страсбурге и многих других.
  • Италия : приходы в Милане, Турине, Риме и многих других.
  • Греция : приходы в Афинах и многое другое

Азия

  • Израиль : церкви в Иерусалиме и многое другое
  • Ливан : около 2000 (официально представлен Сирийской православной церковью)
  • Сирия

Америка

  • Три епархии в Соединенных Штатах с более чем миллионом коптов (например, более 20 приходов в каждом в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе) и приходы в каждом крупном городе.
  • Канада : Монреаль, Торонто, Оттава, Ванкувер
  • Бразилия : недавно созданная епархия в Рио-де-Жанейро.
  • Боливия : недавно созданная епархия Боливии.

Примечания и ссылки

Заметки

Абу-на буквально означает «наш отец».

«Копты вновь осознают свою важность, и их Церковь переживает очень явный ренессанс, особенно монашество, которое всегда было в его традициях» (Мишель Малерб, 1995).

Это сирийская церковь , то Коптская церковь в Египте , в церкви Эфиопии , в Армянской Церкви и маронитов церкви в Ливане , которые с XII — го  века , вошел в лоно Рима .

Рекомендации

  1. ↑ и Мишель Мальерб, Религии человечества .
  2. ↑ и .
  3. ↑ and и определения слова «копт» из компьютеризированной сокровищницы французского языка на веб-сайте Национального центра текстовых и лексических ресурсов [по состоянию на 21 октября
  4. Запись в книге Эмиля Литтре , Словарь французского языка , т. 1, с.  1: А — В , Пэрис, Л. Ашетт ,1873 г., 1 т. , LIX -944  с. , гр. в-4 O (32  см ) , стр.  800, цв.  2- стр.  801 , цв.  1 ( ) .
  5. ↑ and Введите слово в Ален Рей (ред.), Марианна Томи Тристан Орде и Шанталь Танет , Исторический словарь французского языка , Париж, Dictionnaires Le Robert ,июль 2010( Repr.  January 2011), 4- е  изд. ( 1- е  изд., Февраль 1993 г.), 1 т. , XIX -2614  с. , 29  см .
  6. (La) Афанасий Кирхер , Prodromus coptus sive aegyptiacus , Рим, Священная Конгрегация распространения веры ,1636, 1- е  изд. , 1 т. , -338-   с. , -4 о ( OCLC   , SUDOC   ).
  7. (ла + фр) Вступительные в Феликса Gaffiot , Illustrated латино-французский словарь , Париж, Л. Hachette , 1934 (опубликовано11 января 1935 г.), 1- е  изд. , 1 т. , 1702- XVIII  с. В-8 O (26  см ) , стр.  428, цв.  3.
  8. (La) Joseph-Juste Scaliger , De emendatione temporum , Париж,1583, Фолио ( OCLC   , уведомление BnF п о   , SUDOC   ).
  9. ↑ и Антуан Сфейр , Атлас религий , Plon-Mame, 1994 ( ISBN   )
  10. и Gawdat Габра , «  Язык и литература Коптский  » Египет / арабский мир , п ос  27-28,31 декабря 1996 г., стр.  57–66
  11. Бернард Луган, История Африки от истоков до наших дней , Ellipses Édition Marketins SA, 2009 ( ISBN  978-2-7298-4268-0 ) , стр.  109 .
  12. Адриан Бейл, Пелерин , Монруж, Баярд ,2015 г., 82 + 12  стр. , «На стороне коптов и мусульман в Египте», Приложение, стр. 9.
  13. .
  14. .
  15. «Баланс атаки в Александрии увеличивается до 23 погибших», Шайма Файед и Жан-Стефан Брос (Reuters).
  16. .
  17. Копты, козлы отпущения, Le Figaro Magazine , неделя от 25 октября 2013 г., стр. 24.
  18. ↑ и
  19. ↑ и
  20. Магди Сами Заки, История коптов Египта , изд. из Парижа, 2005 г.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector