Когда лучше читать псалтирь утром или вечером. почему принято читать псалтирь по усопшим родственникам. как правильно читать псалтырь о здравии

Седмица после Пасхи

Седмица после Пасхи – одна из радостных недель в году (наряду с Рождеством). Ведь Иисус Христос воскрес, он победил смерть.

Важно! 

В период Светлой седмицы не нужно зачитывать молитву Ефрема Сирина.

В этот период в храмах совершается радостное и благочестивое богослужение. И православный христианин задается вопросом, когда начинают читать Псалтырь после Пасхи? Можно начинать читать псалмы в Фомину Неделю.

Название первой после Пасхи недели носит имя апостола Фомы, которого в народе прозвали «неверующий». История гласит, что апостолы после смерти Иисуса преследовались властями, поэтому из дома не выходили. Христос явился к ним в новой ипостаси, как Воскресший. Все ученики поверили этому. Но среди них не было Фомы.

Важно! 

В дни Светлой Седмицы не читаются кафизмы.

Когда же сподвижники христовой веры нашли его и рассказали о чудесном воскрешении Иисуса, он не поверил и хотел доказательств (дотронуться своей рукой до ран на теле Христа). В первое воскресение после Пасхи, Сын Божий явился к апостолам, и когда Фома дотронулся до его ран, когда он услышал те слова, которые сам же произнес, он уверовал в Силу Христову.

Апостол Фома – собирательный образ человека, которому нужна не только слепая вера, но и факты.

Фомино воскресение также называют Антипасхой. Не стоит бояться этого слова. Приставка «анти» означает не «против», а «вместо». Суть этого дня повторить всем, что Христос Воскресе! Эта истинная идея праздновалась семь дней. После праздничной службы Царские врата закрываются, а священники начинают читать псалмы, кафизму и полиелей.

Поэтому информация о том, можно ли читать Псалтырь в Светлую Седмицу, правильная и однозначная. Церковь разрешает это делать.

Молитва

Владыко Господи Вседержителю и Творче
всех, щедрот Отец, и милости Бог, от земли создавый
человека, и показавый его по образу Твоему и по подобию,
да и тем прославится великолепое имя Твое на земли, и
исторгнена убо преступлением Твоих заповедей, паки на
лучшее возсоздавый его во Христе Твоем и возведый на
Небеса: благодарю Тя, яко умножил еси на мне величие
Твое, и не предал мя еси врагом моим в конец, исторгнути
мя ищущым в пропасть адову, ниже оставил мя еси
погибнути со беззаконии моими. Ныне убо, Многомилостиве
и Любоблаже Господи, не хотяй смерти грешнаго, но
обращения ожидаяй и приемляй: Иже низверженныя
исправляяй, сокрушенныя исцеляяй, обрати и мене к
покаянию, и низвержаннаго исправи, и сокрушеннаго
исцели: помяни Твоя щедроты, и яже от века Твою
непостижимую благость и моя безмерная забуди беззакония,
яже делом, и словом, и мыслию соверших: разреши
ослепление сердца моего, и даждь ми слезы умиления на
очищение скверны мысли моея. Усльши, Господи, вонми,
Человеколюбче, очисти, Благоутробне, и от мучительства
во мне царствующих страстей окаянную мою душу свободи. И
нектому да содержит мя грех: ниже да возможет на мя
боритель демон, ниже к своему хотению да ведет мя, но
державною Твоею рукою, его владычества исхитивый мя, Ты
царствуй во мне, Благий и Человеколюбивый Господи, и
всего Твоего быти, и жити мне прочее по Твоей благоволи
воли. И подаждь ми неизреченною благостию сердца
очищение, уст хранение, правоту деяний, мудрование
смиренное, мир помыслов, тишину душевных моих сил,
радость духовную, любовь истинную, долготерпение,
благость, кротость, веру нелицемерну, воздержание
обдержательное, и всех мя благих плодов исполни
дарованием Святаго Твоего Духа. И не возведи мене в
преполовение дний моих, ниже неисправлену и неготову
душу мою восхитиши: но соверши мя Твоим совершенством, и
тако мя настоящаго жития изведи, яко да невозбранно
прошед начала и власти тьмы, Твоею благодатию узрю и аз
неприступныя Твоея славы доброту неизреченную, со всеми
святыми Твоими, в нихже освятися и прославися всечестное
и великолепое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне
и присно и во веки веков. Аминь.

Напутствие христианина перед смертью и заупокойные молитвы:

  • Кончина человека и приготовление усопшего к погребению
  • Молитва за умирающего
  • Молитва по исходе души из тела
  • Канон молебный от лица человека с душею разлучающегося и не могущаго глаголати
  • Канон молебный ко Господу Иисусу Христу и Пречистой Богородице Матери Господни при разлучении души от тела всякого православного
  • 17-я кафизма (поминальная), читаемая в дни особого поминовения усопших. Значение 17-й кафизмы
  • Последование панихиды
  • Чин литии (заупокойное поминовение), совершаемой мирянином дома и на кладбище
  • Акафист за умершего
  • Молитва за всякого усопшего
  • Молитвы за всех в вере скончавшихся православных христиан
  • Молитва ко Пресвятой Богородице об усопших
  • Молитва Ангелу хранителю усопшего
  • Молитва родителей за умерших детей
  • Молитва детей за умерших родителей
  • Молитва вдовицы за супруга
  • Молитва вдовца за супругу
  • Молитва за благодетелей, особенно руководивших к добродетели
  • Молитва за наставников и воспитателей
  • Молитва за усопших пастырей Православной Церкви
  • Молитва о упокоении православных воинов, за веру и Отечество на брани убиенных
  • Моление о том, чтобы Бог даровал нам усердие к молитве за усопших и принял бы её
  • Молитва о упокоении скончавшихся после тяжкой и продолжительной болезни
  • Молитва о скончавшихся в состоянии душевного заболевания
  • Молитва за усопших внезапною (скоропостижною) смертию
  • Молитва за скончавшихся вне своего Отечества, за безродных и убогих
  • Молитва за умерших обидевших и ненавидевших нас
  • Канон преподобному Паисию Великому об избавлении от мук умерших без покаяния

Псалтырь в православном богослужении и традициях

Эта книга представляет собой сборник из нескольких сотен псалмов – своеобразных духовных гимнов, значительное количество которых написал ветхозаветный царь Давид.

Эти тексты использовались в церковных службах ещё до Рождества Христова. Правила чтения псалмов во время православного богослужения, а именно календарный план их пения, оговаривается в специальной книге, носящей название «Типикон».

Помимо церковного чтения, существует ещё давняя православная традиция читать Псалтырь вне церковных стен, в кругу семьи или близких знакомых. Такое чтение называется келейным. Как правильно читать Псалтырь дома? Этот вопрос не раз был рассмотрен разными православными богословами, также о чтении священной книги многократно упоминали святые в своих письменных трудах. Существует устойчивое мнение, что перед тем, как заняться таким чтением, нужно получить благословение духовника либо просто священника, который уже долгое время исповедует желающего начать чтение.

Специальные дни недели

Разберем чтение Псалтыри по всем семи дням недели для большего удобства начинающих и тех, кто хочет самостоятельно ознакомиться с книгой:

Понедельник

В первый день рабочей недели необходимо уделить время псалму 47.

Славянские символы обереги и их значение

Как формировались мифы и легенды славянских народов? Почему это необходимо знать современному человеку? Кому поклонялись наши предки?

Актуально чтение этой лирической молитвословной поэзии для человека, у которого есть враги или ненавистники. Если проговорить слова 9 раз, то все преграды падут перед этим христианином, а недоброжелатели будут повержены.

Вторник

Вторым числом на неделе надо обратиться к псалму 37.

Чтобы попасть под защиту Небесных сил, Господа Бога, требуется повторять религиозные стихи 5 раз на дню. Тогда вам будут не страшны любые злые силы и завистники. Они понесут наказание за свои дурные помыслы.

Для защиты жилища повторяйте псалом 37 над солью 5 раз. Вы на всю неделю огородите дом от порчи.

Среда

Для середины недели характерен псалом 93.

Повторение его 12 раз в среду поможет узнать о тайных планах недоброжелателей на ваш счет. Так вы предотвратите все корыстные намерения в свою сторону. Бог накажет злодеев, обернув их замыслы против них.

Четверг

В этот день нужно читать псалом 50.

Произносить его необходимо три раза, тогда вы очиститесь от всего зла, приключившегося с вами за неделю. От негативной энергии при помощи заговоренной на псалме воды возможно избавить свой дом. Требуется 7 раз повторить молитву над жидкостью и протереть ей мебель и бытовую технику.

Пятница

Для этого дня подойдет псалом 20.

Чтение подойдет для всех людей, и богатых и бедных. Оно предназначено, чтобы попросить у Бога материальных средств, если человек находится в бедности. После прочтения есть вероятность, что на помощь придет богатый родственник или друг.

Суббота

В шестой день недели надо обратить внимание на псалом 16. В нем говорится об обвинителях и обвиняемых

Если человек не виновен, но его обвинили в каком-либо деянии, то Бог оказывает содействие и восстанавливает справедливость. Для этого надо прочесть молитвенную поэзию три раза

В нем говорится об обвинителях и обвиняемых. Если человек не виновен, но его обвинили в каком-либо деянии, то Бог оказывает содействие и восстанавливает справедливость. Для этого надо прочесть молитвенную поэзию три раза.

Воскресение

Выходной день, последний в трудной неделе. В этот день Господь полностью воссоздал весь мир. В воскресение принято читать 23 псалом.

Для налаживания всех дел и устранения проблем, повторяйте слова из 23 псалма 6 раз. Тогда вам на выручку придет Господь для решения материальных и духовных дилемм.

Как правильно читать Псалтырь о здравии?

Соответственно, если псалмы читаются за здравствующих людей, то на Славах нужно произносить заздравную молитву.

Ещё одно правило, касающееся Слав. Если человек хочет научиться, как правильно читать Псалтырь о живых дома, то он должен приучить себя вставать во время чтения Слав. Во время же чтения всего остального текста этой священной книги допускается сидячее положение чтеца. Не вставать во время Слав могут только тяжелобольные люди, как, впрочем, и при церковном богослужении. Это вставание во время чтения Слав необходимо, поскольку во время него молящиеся демонстрируют свою любовь и почтение, которое они проявляют к Господу Богу.

Довольно часто возникает и такой вопрос: как правильно читать псалтырь за детей? Здесь особых правил нет. За детей Псалтырь читается так же, как и за взрослых.

Если речь идёт об обучении детей чтению Псалтыри, то здесь важно приучать детей понимать эту священную книгу с раннего детства, объясняя им значение отдельных непонятных фрагментов. Нужно предотвращать бессмысленное вычитывание детьми священных текстов

Это касается и взрослых. Поэтому многие священники и богословы рекомендуют брать на себя чтение посильных частей Псалтыри

Не следует продолжать чтение, когда внимание уже рассеялось. Такое чтение может только «прогневить» Бога

То есть чтение в подобной манере приводит к тому, что человек начинает относиться к этой традиции по-язычески, придавая значение не молитве, а лишь факту исполнения ритуала.

Что касается различных практик домашнего чтения Псалтыри, то их существует огромное множество. Читать можно как наедине с самим собой, так и совместно с другими людьми. В православной литературе встречаются и техники чтения, при которых кафизмы Псалтыри разделяются между группой людей на равное или неравное количество текстов.

О порядке келейного (домашнего) чтения Псалтири

Стихословие Псалтири начинается чтением Молитв перед началом пения Псалтири. Они приведены в разделе «Молитвы перед началом чтения Псалтири»

В православном богослужебном и молитвенном обиходе принято деление Псалтири на 20 разделов – кафизм, каждая из которых в свою очередь делится на три Славы, или статии.

Стихословие очередной кафизмы начинается молитвословием:

Прииди́те, поклони́мся Царе́ви на́шему Бо́гу.

Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Христу́, Царе́ви на́шему Бо́гу.

Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Самому́ Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему.

Затем читается первая статия.

На первойСлаве, после стихословия первой статии, чтец произносит:

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Аллилу́иа, Аллилу́иа, Аллилу́иа, сла́ва Тебе́, Бо́же! (Трижды.)

Го́споди, поми́луй. (Трижды.)

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

И читает следующую статию.

На второйСлаве те же молитвословия, что и на первой.

На третьейСлаве: Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Аллилу́иа, Аллилу́иа, Аллилу́иа, сла́ва Тебе́, Бо́же! (Трижды.)

Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. (Трижды)

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.

Го́споди, поми́луй. (Трижды.)

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

О́тче наш, И́же еси́ на небесе́х! Да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.

Затем читаются тропари и молитва, положенные после каждой кафизмы.

Стихословие нескольких кафизм или всей Псалтири заканчивается чтением раздела «Молитвы по прочтении нескольких кафизм или всей Псалтири».

На Славах

во время келейного чтения Псалтириможно поминать живых и усопших:На первойСлаве: Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Аллилу́иа, Аллилу́иа, Аллилу́иа, сла́ва Тебе́, Бо́же! (Трижды.)

Го́споди, поми́луй. (Трижды.)

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.

Спаси́, Го́споди, и поми́луй отца́ моего́ духо́внаго (и́мя), роди́телей мои́х (имена́), сро́дников (имена́), нача́льников, наста́вников, благоде́телей (имена́) и всех правосла́вных христиа́н.

И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

На второйСлаве: Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Аллилу́иа, Аллилу́иа, Аллилу́иа, сла́ва Тебе́, Бо́же! (Трижды.)

Го́споди, поми́луй. (Трижды.)

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.

Упоко́й, Го́споди, ду́ши усо́пших раб Твои́х: роди́телей мои́х (имена), сро́дников, благоде́телей (имена), и всех правосла́вных христиа́н, и прости́ им вся согреше́ния во́льная и нево́льная, и да́руй им Ца́рствие Небе́сное.

И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

На третьейСлаве – как обычно.

В богослужебных книгах принято сокращенное обозначение некоторых молитвословий. Например, Сла́ва, и ны́не: должно читать: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Сла́ва:– Слава Отцу и Сыну и Святому Духу; И ны́не:– И ныне и присно и во веки веков. Аминь. При указании на молитвы, например, Царю Небесный: или Отче наш: или Достойно есть должно прочесть их полностью. Когда в богослужебных книгах написано: Трисвятое. И по Отче наш следует прочесть ряд молитв:СвятыйБоже… (трижды),Слава, и ныне; Пресвятая Троице…; Господи, помилуй (трижды);Слава, и ныне…; Отче наш… Затем читаются положенные по чину молитвы. Цифирь в скобках после молитвы указывает на то, сколько раз следует прочесть эту молитву. Например: Господи, помилуй (12) – (12 раз).

Дни, когда не читают Псалтырь

В православном календаре есть такие дни, когда не читают псалтырь. В храмах и дома, начиная с Чистого Четверга и до Фоминой недели не следует читать псалтири. Этот период длится 10 дней.

В домашних условиях следует делить кафизм на три Славы.

Важно! 

Кафизма – особый раздел в Псалтыри при котором можно сидеть. Существуют 20 кафизм.

Пред чтением кафизмы надо прочитать «Отче наш…», после «Господи помилуй» 12 раз, а потом делать коленопреклонение с молитвой.

Надо также воздать Славу Триединому Богу и сказать «Аминь».

В церковнославянском языке неделя (7 дней) – седмица, а воскресение – неделя.

Если у человека не получается посещать храм утром и вечером, он может читать определенные псалмы, которые будут соответствовать тем, которые поют в церкви. Перед началом чтения псалтири надо попросить у священника благословение.

В домашних (келейных условиях) человек должен зажечь свечу (если он дома, а не в дороге), читать псалмы вслух или тише, но не «про себя», правильно расставлять ударения в словах (ошибки расстановки ударений – грех). Не стоит бояться незнания или непонимания написанного в Псалтыре, это хорошо понимают демоны, поэтому они отступают. По мере роста духовного человек все больше будет понимать слова из псалмов.

Как читаются кафизмы в храме

В храме Псалтирь читается так, чтобы за недельный круг прочитывались все 20 кафизм. Читаются они как на вечерних службах, так и на утренних. Как правило, чтение идет по очереди, но бывают поправки на особые дни.

На богослужении кафизмы произносятся чтецами и поются хором. Чтец начинает словами «Слава Отцу и Сыну…», а следующую часть поет хор. Как разделяются кафизмы удобно видно в таблице:

Кафизма 1 Слава 2 Слава 3 Слава
I 1-3 4-6 7-8
II 9-10 11-13 14-16
III 17 18-20 21-23
IV 24-26 27-29 30-31
V 32-33 34-35 36
VI 37-39 40-42 43-45
VII 46-48 49-50 51-54
VIII 55-57 58-60 61-63
IX 64-66 67 68-69
X 70-71 72-73 74-76
XI 77 78-80 81-84
XII 85-87 88 89-90
XIII 91-93 94-96 97-100
XIV 101-102 103 104
XV 105 106 107-108
XVI 109-111 112-114 115-117
XVII 118:1-72 118:73-131 118:132-176
XVIII 119-123 124-128 129-133
XIX 134-136 137-139 140-142
XX 143-144 145-147 148-150

Важно! 151 псалом, который входит в Библию, также включается в 20 кафизму. При этом в церковных богослужениях данный псалом не используется

Отдельно нужно заметить, что во время Великого поста порядок чтения Псалтири существенно видоизменяется. Основное отличие в том, что в этот период за неделю все двадцать кафизм прочитываются два раза.


На богослужениях Псалтирь прочитывается полностью за неделю

Помимо чтения на вечерне и утрене, как и в другие дни церковного года, кафизмы читаются также на часах, когда уже прочитаны все основные псалмы. Расписание чтения в Великий пост (за исключением пятой недели) также представлены в таблице:

День Вечерня Утреня 1 Час 3 Час 6 Час 9 час
Вс 1 2, 3
Пн 4, 5, 6 7 8 9
Вт 18 10, 11, 12 13 14 15 16
Ср 18 19, 20, 1 2 3 4 5
Чт 18 6, 7 ,8 9 10 11 12
Пт 18 13, 14, 15 19 20
Сб 18 16, 17

Пятая неделя Святой Четыредесятницы отличается тем, что именно на ней полностью читается Великий покаянный канон Андрея Критского. Его чтение припадает на четверг, поэтому в этот день на утрене прочитывается только одна кафизма.

Страстная седмица отличается тем, что Псалтирь читается единожды, в промежуток с понедельника по пятницу, после чего Псалтирь не читается. На Светлой неделе кафизмы читать не положено вовсе.

Как читать дома

Святые отцы учат, что первое препятствие к деланию любого доброго дела – это нежелание самого делателя. И для того, чтобы научиться читать псалмы, сначала надо победить это самое собственное нежелание. А оно в свою очередь мотивируется несколькими причинами.

Во-первых, непонятностью этих священных текстов. Да, это действительно так. Непонятны они (особенно для неофитов) из-за незнания церковно-славянского языка, на котором написаны. Кроме того, следует заметить, что читаемое – это поэзия, а последняя из-за своей аллегоричности, метафоричности и т.п. всегда не совсем понятна и загадочна, даже если она светская. А священная поэзия Псалтири кроме того содержат глубочайшие мистические тайны, не всегда понятные даже богопросвещенным умам — что уж говорить о нас грешных!

Но ничего страшного в этом нет. Как учат те же святые, ведь и заклинатели змей да прочих гадов также не понимают смысла произносимых ими заклинаний, однако эти пресмыкающиеся их слушаются. Так и невидимые змеи – бесы, хотя бы мы и не понимали смысла читаемого, слушают читаемое нами и убегают от нас.

Это уже в наше время была такая история. Некий старец заповедал одной девушке, своей послушнице, читать псалтирь. Когда же она воскликнула: «Батюшка, я же там ничего не понимаю»! То старец ответил ей: «Ничего, читай. Ты не понимаешь, зато бесы понимают и трепещут».

И действительно, псалмы Давида имеют заклинательное действие против нечистой силы. Что проявилось еще при жизни сего псалмопевца и пророка. Как известно из Библии, когда царь Саул за свои грехи пред Богом был наказан приступами беснования, то Давид прогонял беса и прекращал эти приступы пением своих псалмов.

Какой язык выбрать: церковно-славянский, или русский

Некорректна и попытка ради уразумения читать псалмы в русском переводе. Дело в том, что церковно-славянский перевод, сделанный святыми Кириллом и Мефодием является богодухновенным. А последнее, т.е. действие Святого Духа при чтении Псалтири, как раз и прогоняет нечистую силу. А насчет русского текста мы не имеет такого удостоверения.

Поэтому читая его, мы может быть, что-то и поймем, но заклинательную силу читаемого в значительной степени потеряем. Кроме того, мы потеряем и многие мистические, т.е. таинственные откровения, имеющиеся в богодухновенном тексте, но утерянные при русском переводе.

Во-вторых, еще одной причиной, заставляющей многих пренебрегать чтением Псалтири, является первоначальная трудность этого аскетического подвига. И действительно, выше уже говорилось, что по церковным канонам вся она должна прочитываться за неделю, а постом даже дважды. Конечно, для новоначального – это довольно трудное дело.

Совет для новоначальных

Поэтому ему и не надо пытаться сразу же выполнить такое тяжелое правило. Надо начинать с малого. Каждая кафизма делится на три части, называемые «Славами». Для начала, когда есть свободное время, прочти хотя бы одну «Славу» и, заложи закладку. В следующее удобный момент прочти следующую и так далее. Не можешь прочитать всю «Славу», читай по одному псалму, также замечая это место и потом продолжая читать дальше. При таком умеренном подвиге сила любого чтеца, даже самого малограмотного, будем постепенно расти. Вплоть до того, что с течением времени он сможет полностью выполнять церковные каноны относительно сего чтения даже Великим постом.

Наглядный пример такого постепенного и разумно умеренного действия мы видим в спорте. Ведь никакой спортсмен не стремится сразу же установить мировой рекорд. Ибо, прыгнув выше головы, он рискует сломать себе шею, или, подняв тяжесть больше собственного веса, наверняка надорвется, и тогда уже вообще ничего не сможет поднимать. Нет, он сначала долго тренируется, начиная с малого и постепенно возрастая от силы в силу, а затем уже устанавливает рекорды. Так и нам надо!

Зачем и почему нужно правильно читать Псалтирь

Псалтирь, часть Ветхого Завета, – книга, в которой собраны Божественные Гимны (псалмы) общим числом 150. Автором псалмов назван царь Давид (предположительные годы жизни – 900-800 лет до Р. Х.) Давид был родом из колена Иуды, четвертого сына Иакова от Лии.

Двенадцать сыновей Иакова образовали народ Израиля. В свою очередь, Иаков являлся внуком Авраама, от которого пошла еврейская нация. Давид был пастухом, когда после помазания Господом на царствование на него снизошел Святой Дух. Пресвятая Богородица также происходила из дома Давида.

Псалтирь имеет определенную структуру, которая используется на богослужениях. Весь текст поделен на 20 частей – кафизм, каждая из которых, в свою очередь, имеет 3 подраздела, начинающихся со слов «Славься», называемых «славы»/статии. Количество псалмов, включенных в кафизму, колеблется от 6 до 9.

Моление по Псалтири практиковалось до появления «Иисусовой молитвы» и акафистов. Богодухновенная книга очищает душу от греха, наполняет ее Святым Духом. На заре христианства знание этой книги наизусть было обязательным для принятия в монастырь. В России до XV века по ней учили читать. Она была самой распространенной книгой среди грамотного российского населения.

В обряде Православной церкви большая часть псалмов прочитывается ежедневно, потому что они включены в богослужения суточного круга. Так, ежевечерняя служба начинается 103 псалмом, а заканчивается 33. В начале утрени читают 3, 37, 62, 87, 102, 142 псалмы, а в конце – 148, 149, 150-й.

Прочтение нескольких кафизм ежедневно – установленный порядок богослужения. Обычно на вечерне читают одну кафизму, на утрене – две. В отдельные периоды года на утрене читают 3 кафизмы.

В течение недели, по древней монашеской традиции, прочитывается вся Псалтирь. На «славах» принято поминать живых и усопших. В Великий пост на неделе Псалтирь прочитывают дважды.

Типикон устанавливает чтение псалмов:

  • во время литургии;
  • молебнов при крещении, причастии, отпевании;
  • на всякую потребу по советам и наставлениям святых отцов.

Обычай читать Псалтирь по усопшим берет свое начало в глубокой древности. Наибольшую пользу приносит чтение псалмов родственниками усопшего: оно свидетельствует о большой любви поминающих. Господь принимает это как жертву во очищение грехов умершего, и жертву за приносящих ее, потрудившихся в чтении.

В домашних условиях читают ту же самую Псалтирь, но кафизму делят на 3 «славы». До и после кафизмы полагается прочесть особые молитвы.

При келейном прочтении верующему следует придерживаться определенного порядка:

  • читать вслух, но тихо, чтобы слова молитв воспринимались не только умом, но и на слух;
  • обязательно перед горящей лампадой/свечой;
  • монотонно, без декламации, немного нараспев;
  • соблюдая ударения в произносимых словах, чтобы не исказить их смысл и не впасть в грех.

Произносить псалмы можно стоя или сидя, но обязательно надо стоять на предначинательных и заключительных молитвах, а также на «славах». Непонимание текста некоторых псалмов святые отцы считают временным явлением: чем чаще верующий будет обращаться к Псалтири, тем явственнее для него будет ее содержание.

Есть период, когда запрещено читать Псалтирь, как в храмах, так и келейно: от Великого четверга Страстной недели до Фоминого воскресения. При келейном богослужении кафизму делят на 3 «славы». До и после кафизмы полагается прочесть особые молитвы.

Арсений Каппадокийский, «Псалмы на разные случаи»

Преподобный Арсений обращался к псалмам для благословения, когда не имелось специально составленного церковного чинопоследования на особую нужду. Святой Арсений рассортировал все псалмы на несколько весьма обширных разделов:

  • в защиту от демонов;
  • от стихии и бедствий;
  • от вражды людской;
  • о благополучии в семейной жизни и удалении вражды среди близких;
  • об исцелении от болезней;
  • о помощи в разных житейских нуждах;
  • об устроении отношений между людьми;
  • для помощи в материальных затруднениях, воцарении справедливости, укреплении благосостояния;
  • о возвращении и ниспослании плодов духовных, об избавлении от страстей.

В каждом разделе помещены псалмы, которые более детально подходят к каким-либо конкретным случаям.

Псалом 139

Этот псалом написано ветхозаветным праведником Давидом в момент большой скорби из-за бед, которые его постигли. Он был гоним своим сыном Авессаломом, который желал убить отца. Юноша был чрезвычайно настойчив в своем намерении, что доставляло отцу ужасную скорбь. Содержание псалма посвящено практически полностью врагам, нисколько не ущемляющим себя в средствах, чтобы достичь законного престола Давида.

Этот псалом — одновременно и молитва, и сетование Всевышнему. В нем автор передает Богу на суд то, какие козни против него строят вчерашние единомышленники и друзья и, и ужасается разнообразию их хитростей. Истолкование псалма 139 говорит о том, что больше всего Давида подавляла настойчивость, с которой неприятели преследовали его: он сообщает о том, что буквально ежедневно они не давали ему отдыха.

Псалмопевец просит Создателя сотворить таким образом, чтобы ложь из уст нечестивых пала на их же головы, а имя праведника было бы оправдано.

139 псалом следует читать семьям, глава которых очень обижает и притесняет ее членов, чтобы Бог вразумил и усмирил его.

Неусыпаемая псалтырь, чтобы снять с человека порчу

Иногда случается, что человек с виду здоров и разумен, но его что-то тяготит и не даёт нормально жить. И когда никакие “земные” методы не помогают, он идёт в храм, понимая, что управляет ним “нечистая сила”, которая может со временем захватить его тело и душу полностью.

Чтение именно этого писания лучше всего снимает порчу, ведь главная его цель – усмирить и подарить покой, изгоняя демонов, которые полонили разум и сердце.

Неусыпаемая псалтырь снимает порчи различных видов. А это очень серьёзная проблема, в которую многие не верят, а зря. Помыслы человека материальны и, единожды подумав греховно, можно навести на себя огромную мощь демонов.Их сила очень велика, и справиться с ними в одиночку, как правило, практически невозможно. И это, к сожалению, может привести к плачевным последствиям.

Здесь помощь в чтении молитв не просто необходима, а является единственным способ помочь страдающему.

Домашние молитвы Светлой Седмицы

Итак, давайте разберем, как меняются домашние молитвы Светлой Седмицы и чем они отличаются от привычных нам. Я допускаю, что мою страницу могут читать люди, которые только воцерковляются, и начну с малого вступления.

Одним из важных моментов церковной жизни христианина является ежедневное домашнее (т.н. «келейное»)  чтение утренних и вечерних молитв. Это можно сравнить с  «добрым утром» и «спокойной ночи», которые любящие дети говорят своим родителям утром и отходя ко сну. Утренние и вечерние молитвы — это набор молитв, составленных разными святыми, которые Церковь рекомендует как содержащие самые необходимые для каждого православного славословия и прошения к Богу, Богородице и святым на день и грядущую ночь.

От праздника Пасхи и до праздника Троицы домашние молитвы изменяются для того, чтобы выразить почтение святому празднику на протяжении Светлой Седмицы и затем показать понимание верующим основных библейских событий, последовавших за нею.

Самое главное изменение, о котором нужно знать верующему: во все дни Пасхальной недели (Светлой Седмицы) – первой недели после праздника Воскресения Христова, до утра субботы включительно, – вечерние и утренние молитвы дома не читаются. Вместо них поются или читаются Часы Пасхи. Их можно найти в больших молитвословах и молитвословах-канонниках.

Также любые другие домашние молитвы Светлой Седмицы — каноны, акафисты и пр. обязательно предваряются  троекратным чтением тропаря Пасхи:

Псалмы и молитвы, обычные для домашних молитв при чтении канонов и акафистов с Трисвятого по “Отче наш…” (с тропарями после него) при этом не читаются.

Вместо молитвы «Достойно есть…», обычно завершающей чтение любых молитвенных правил читается т.н. «задостойник» (см. ниже).

Часы Пасхи поются также вместо Повечерия и Полунощницы.

На протяжении Светлой Седмицы христианином дома не читаются Псалтирь и никакие покаянные молитвенные правила.

Со дня Святой Пасхи до дня Святой Троицы отменяются земные поклоны. Подробнее о поклонах можно прочесть здесь.

Подготовка к Причастию на Светлой Седмице

Если христианин провел в воздержании и молитве Великий пост, то на Светлой Седмице он может приступать ко Причащению натощак (т.е. не принимав пищи и воды с полуночи), но без поста накануне. Разумеется, следует сделать оговорку, что перед Причастием и разговлятьсяРазговение — разрешение, по окончании поста, употреблять скоромную пищу, запрещенную во время поста нужно в меру, не переедая и не предаваясь пьянству, курению табака.

Домашние молитвы Светлой Седмицы, составляющие правило ко Святому Причащению, изменяются таким образом: вместо трех канонов (Покаянный, Богородице и Ангелу-Хранителю) читается Канон Пасхи, затем — Часы Пасхи, Канон ко Причастию с молитвами.

Как уже говорилось выше, все молитвословия, в том числе и благодарственные молитвы по Святом Причащении, предваряются троекратным чтением тропаря Пасхи, а псалмы и молитвы с Трисвятого по “Отче наш…” (с тропарями после него) — не читаются.

Что касается исповеди перед Причастием: если вы исповедовались на Страстной седмице и не совершали тяжких грехов, тогда необходимость исповеди непосредственно перед Причастием лучше определить со священником храма, где вы хотите причаститься или своим духовником.

Домашние молитвы второй седмицы по Пасхе и до Троицы

Со второй седмицы по Пасхе (вечер первой субботы) возобновляется чтение обычных утренних и вечерних молитв, а также Правила ко Святому Причащению, включающего каноны ко Господу Иисусу Христу, Пресвятой Богородице, Ангелу Хранителю и Последование ко Святому Причащению.

Однако необходимо обратить внимание на следующие особенности: до праздника Вознесения Господня (40-й день по Пасхе), накануне которого совершается отдание праздника Пасхи, вместо молитвы Святому Духу “Царю Небесный…” трижды читается тропарь Пасхи “Христос воскресе из мертвых…”. От Вознесения же до праздника Святой Троицы (50-й день) молитвы начинаются с Трисвятого “Святый Боже…”, молитва Святому Духу “Царю Небесный…” не читается и не поется до праздника Святой Троицы

От Вознесения же до праздника Святой Троицы (50-й день) молитвы начинаются с Трисвятого “Святый Боже…”, молитва Святому Духу “Царю Небесный…” не читается и не поется до праздника Святой Троицы.

Еще раз напоминаю, что до дня Святой Троицы отменяются земные поклоны не только дома, но и в Храме, в частности — на возглас «Святая — Святым» и при выносе святой Чаши.

Задостойник

От понедельника Светлой Седмицы до Вознесения вместо обычного окончания молитв «Достойно есть…» поется задостойник:

По материалам сайтов azbyka.ru и foma.ru

Видишь ошибку в этой статье? Пожалуйста выдели ее и нажми Shift + Enter или , чтобы сообщить мне о ней.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector