Руководство для мирян: зачем читать псалтырь дома и как правильно это делать?

Православное поминание усопших

На сегодняшний момент для поминания усопших принято читать Псалтирь — сборник ветхозаветных псалмов (всего их 150). Начинают чтение в первый же день (а лучше сразу же после констатации факта смерти). Совершать молитву можно очно — то есть непосредственно у гроба покойного — или заочно, например, в храме или дома. Читают обычно до 40 дней, на сороковой прекращают. В дальнейшем часто практикуют чтение 40 дней до даты смерти и после, итого 80 дней. Читать можно как вслух, так и про себя.

Из видео вы узнаете, как молитвы помогают усопшим.

Эту книгу, которая уже давно перешла в разряд Богослужебных, поскольку почти половина текстов службы в храмах состоят или из ее текстов, или из подражания им, позволяется читать сидя. Это так называется «седалищная» книга. Стоя тоже можно читать. Но не лежа. Святые отцы, которые своим отношением к Отцу Небесному стяжали Святой Дух (то есть сверились в своем внутреннем состоянии с Богом), учат, что Бог не слышит тех молитв, при которых не утруждается тело и не скорбит сердце.

Тем не менее Псалтырь можно читать сидя. Частью это связано с тем, чтобы отделить Ветхий Завет от Нового. Евангелие сидя читать нельзя (если только человек совсем немощен, стар или болен).

Вообще, Псалтирь — это сборник псалмов. Псалом, в свою очередь, это полумолебный, полупоэтический текст, выражающий буквально все возможные состояния человека, который уже начал свои отношения с Отцом Небесным. Авторов, чьи произведения запечатлелись в ней на века, несколько. Но основное содержание принадлежит ветхозаветному царю по имени Давид, который более всего известен нам по битве с Голиафом.

Впрочем, для самого Бога этот человек был дорог за другие заслуги — за его кротость и незлобие, умение прощать, не мстить своим врагам. Ведь данные качества, которые мы наследуем от Бога, в жестокие времена Давида были исключительной редкостью. Поэтому душевное состояние этого святого перед Богом мужа выражается в псалмах и настраивает читающего на соответствующий, мирный лад. А душа, полная созвучных с Богом состояний и настроений, очень приятна Небесному Отцу, Он слышит ее и отвечает на ее просьбы и потребности. Через это и усопшему бывает большая польза.

Из этого видео вы узнаете, как правильно молиться за усопших.

Псалтирь разделяется для удобства ее чтения на 20 глав, каждая из которых называется «кафизма», она, в свою очередь, включает в себя 3−4 псалма. Существует благочестивая традиция в первые три дня до погребения усопшего за 1 день в любой из указанных прочитать всю книгу у гроба покойного. Частично об этом попытался рассказать Н. В. Гоголь в своем рассказе «Вий». Хома Брут выполняет именно это церковное послушание: читает у гроба покойницы именно Псалтирь.

Псалтырь. Что же это за книга?

Псалтырь является книгой священных текстов, которые позволяют менять вибрации читающего человека. Меняется энергетика, и жизнь наполняется новыми событиями, ненужное уходит. Псалмы работают как с иконой, так и без нее.

Тексты книги имеют мощную высокочастотную силу и помогают в следующих вопросах:

  • для установки защиты;
  • очищение от негативных программ (наносных, приобретенных и кармических);
  • при долгом поиске работы;
  • при ведении судебного разбирательства для разрешения в вашу пользу, если идет обвинение в том, чего не совершали;
  • для наступления беременности и благополучного вынашивания ребенка;
  • от алкоголизма и наркомании;
  • от вражды детей между собой в любом возрасте;
  • для судьбоносных перемен;
  • на изобилие и достаток;
  • для принятия правильного решения в случае ситуации, когда тяжело сделать выбор;
  • на укрепление рода;
  • для избавления от болезни.

Это не весь список сфер жизни, с которыми можно работать через псалтырь, он намного шире.

Особые правила чтения

Чтение этой священной книги являет собой великую традицию и основано на целом своде правил. Их соблюдение является строго обязательным. Современный Устав Православной Церкви предусматривает разделение книги на 20 разделов. Каждый раздел носит название кафизмы. Псалмы принято читать ежедневно в храмах во время каждого богослужения по утрам и вечерам. За неделю книга псалмов должны быть прочитана от начала до конца. В неделю Великого поста она перечитывается дважды. Чтение псалмов включено также в правило, которое предписано мирянам.

В современном православии существует обычай чтения по соглашению:

  • Группа верующих христиан заключает между собой соглашение читать псалтырь отдельно друг от друга. Полное прочтение происходит за одни сутки. Каждый человек прочитывает дома одну кафизму и поминает в молитвах имена тех людей, которые вместе с ним участвуют в этом чине.
  • На второй день необходимо повторить полное прочтение. Однако при этом каждый человек уже прочитывает другую кафизму.
  • Если кто-то не смог прочесть свою часть в определенный день, он может сделать это на следующий день вместе с тем разделом, который должен следовать по оговоренному порядку.

Прочитать всю книгу целиком необходимо не менее 40 раз подряд

Особенно важно сделать это перед Великим постом. Конечно, сделать это одному человеку не под силу, поэтому верующим можно действовать группой

История и структура Псалтыри

Псалтырь получила своё название от музыкального десятиструнного инструмента, псалтерия, который схож с современной арфой. Этот инструмент служил аккомпанементом, под который во время ветхозаветных богослужений исполняли псалмы. Само название «Псалтырь» переводится как «Книга Хваления», поскольку псалмы, как божественные гимны, прославляют имя Господа. 

Всего в книге насчитывается 150 псалмов. Кроме Давида (ему приписывают 73 псалма) их авторами были Соломон, Асаф и его потомки, Еман, Ефам, сыны Кореевы. Псалтырь содержит 20 разделов, так называемых «кафизм» (глав). Каждая из кафизм включает, как правило, от шести до девяти псалмов. Кафизма в свою очередь разделена на три «Славы». На каждой из них возносится славословие «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу. Аминь» и т. д. 

Чтение Псалтыри имеет важное значение для православного христианина. Псалмы, словно камертон, настраивают душу на правильный духовный лад

Молится ли человек о прощении грехов, просит ли Божьего заступничества, славит ли Господа за Его проявленные благодеяния — вся глубина человеческих чувств и переживаний нашла своё отражение в богодухновенных словах псалмов.

Порядок чтения псалмов

Первое правило псалмочтения – это непрерывность события. Если же нет возможности не отрываться при поминовении усопшего, то церковь выделяет 3, 9 и 40 суток, в течение которых Святое Слово должно быть произнесено обязательно.

Вступительный текст для поминания новопреставленного находится перед первой главой Псалтыря. Перед каждой из 20 глав книги нужно произносить 3 раза молитву, начинающуюся со слов «Придите, поклонимся…», и после каждой «Славы» читается молитва «Помяни, Господи Боже наш…», текст которой помещен в конце «Последования по исходе души от тела», где покойного называют по имени.

Если в издании по какой-либо причине нет вступительного текста, то можно перед чтением кафизм произнести на память «Молитвами святых отец наших». На следующем этапе читают «Славу», а после – «Царю Небесный». Затем действуют по описанной схеме.

Кроме этого, Псалтырь долгое время считался священной книгой, творящей удивительные вещи. До Нового Завета при помощи псалмов из одержимых изгоняли бесов и лечили душу.

Проклятия в псалмах.

Авторы псалмов пели о своей верности Богу и Его завету. Именно ревностным желанием отстоять праведность объясняются нередко встречающиеся в их текстах слова проклятий. Они молились о том, чтобы Бог «сокрушил мышцу нечестивому и злому» (Пс. 9:15), «сокрушил зубы их» (Пс 57; 6) и «излил на них ярость» Свою (Пс. 67:22-28). Подобные «просьбы» диктовались не личной мстительностью, но протестом против тех, которые, будучи лишены чести и совести, отвечают на добро злом и предательством (Пс. 108:4-5), а, главное, горячим желанием, чтобы Бог осудил грех и утвердил дело Свое на земле.

Конечно, молитвенная жизнь христиан отличается от той, которую имели древние евреи. Но, молясь об исполнении Божьей воли или о скором пришествии Христа, мы тем самым тоже молимся о совершении суда над нечестивыми и о воздаянии праведным.

Неусыпающий псалтырь

Этот сборник молитв характерен не только тем, что читается без перерыва, но и тем, что при его изложении служители церкви могут сидеть. Он состоит из определённых разделов (“кафизмы” – читать сидя), которые отдельно исполняются во здравие, за упокой и на каждый день. Также его можно читать самостоятельно дома. Этот обряд не только укрепляет дух молящегося, но и открывает его душу Господу, так как говорит с ним неустанно и с великой верою.

Неусыпаемая псалтырь, особенности

Монахи, которым дано право читать эти псалмы, имеют свыше особенную благодать – вымаливать прощения за грехи мирских людей. Для них молитва – это проповедь, благая весть, которая приближает их к Богу. И здесь, на Земле, они находятся в обличии ангелов. Их сила очень велика, иначе просьбы не дойдут до Всевышнего, а значит, помощь в спасении души не будет оказана. А допустить такого они не могут.

Особенностью таких молитв является тот факт, что в то время, когда монахи молятся за человека, большая сила ограждает его от злых демонов и помогает в борьбе с греховными страстями. Читаются они днями и ночами, а служители просто сменяют друг друга по истечению определённого времени.

Издавна это произведение исполнялось во многих монастырях. И заказать его чтение считалось щедрой милостыней, которая помогает во здравии и спасает душу на небесах. Любому монастырю необходимо иметь такой чин, так как это его непосредственная поддержка. Большая польза от этого обряда будет не только тому, за кого заказали, но и:

  • лично вам, потому как это великое и милосердное дело;
  • монастырю, так как это его главная поддержка;
  • монахам, ведь они принимают участие в этом чине;
  • собственным примером вы можете вдохновить других людей;
  • увидев непременный и ожидаемый результат, ваша вера укрепится и станет сильнее.

Очень хорошо заказывать чтение и лично за себя, тогда незримая поддержка чувствуется во всём. Как не удивительно, что есть и вечное чтение. И, поверьте, потраченные деньги будут этого стоить. Также можно проводить это действо и самому.

Псалтырь о смерти.

В представлении псалмопевцев смерть означала конец их служению Богу и вознесениям Ему хвалы (позднее евреи осознали ошибочность такого представления, о чем свидетельствуют книги Библии, написанные в последующие века). Что же касается авторов псалмов, то для них радоваться верной Божьей любви и плодам собственной праведности можно было только в этой жизни (Пс. 6:5; 29:9; 87:4-5,10-11; 113:25).

Нигде в Псалтири не выражено сколько-нибудь определенно (как скажем, у пророков; Ис. 26:19; Иез. 37:1-14; Дан. 12:2) ожидание воскресения. И все-таки иногда надежда на продолжение общения с Господом и после смерти в псалмах прорывается (Пс. 15-16; 48; 72). Нельзя в то же время не отметить, что как будто свидетельствующие о такой надежде слова и выражения, употребляемые в этих песнопениях, в других псалмах употребляются применительно к преходящим земным обстоятельствам.

Так, еврейское «шеол» означало в устах псалмопевцев как область обитания духов, отошедших с земли, так и могилу. Надежда на избавление от преисподней («шеола») и на вхождение в присутствие Божие выражена в Пс. 48:15. Для псалмопевца это могло, однако, означать как надежду на достижение «вечной славы», так и на некое «земное избавление», на продолжение служения Богу здесь, на земле; в Пс. 29:3 «освобождение из ада» («шеола») понимается Давидом именно в этом смысле. И в то же время упование, выраженное в этих поэтических строках, легко переходит, как это засвидетельствовано в более поздних библейских откровениях, в упование на жизнь будущую.

Псалом по новопреставленному

Новопреставленный человек — это тот, что недавно умер или погиб. Смысл названия в том, чтобы предстать перед Богом на Великом суде. Там происходит решение, куда человек попадет после смерти — в ад или рай. Все решается поступками — хорошими и плохими. Если за всю жизнь человек совершил много хороших дел, то он отправляется в рай, в ином случае, его ожидают вечные мучения.

Для родственников правильно молиться об упокоении души необходимо для себя и умершего. Они обретают душевный покой, надежду, что их родной человек попал в лучшее место, а усопший получает отраду и понимание, что о нем помнят.

Пока тело не доставлено в церковь или на кладбище, оно находится дома. Тогда родственники должны по очереди читать над телом Псалтирь, до прихода священнослужителя. Не ограничено время чтения, его проводят весь день и ночь или только один раз. Надо обеспечить наличие в комнате с телом свечи, при молитвах разрешается сидеть.

Читать Псалтырь дома можно с разрешения батюшки и при соблюдении особых правил

Прочтение Псалтыря разрешено и в домашних условиях, при условии соблюдения некоторых правил. Прежде чем приступить к молитве, желательно получить благословение батюшки.

Дома Псалтырь читается при зажжённой свече, желательно вслух, но негромко

Правила, которые необходимо соблюдать при чтении Псалтыри дома:

важное значение имеет правильное расстановка ударений, необходимо понимать смысл прочитанного, знать, как правильно читать. Ведь совершенная ошибка может привести не только к искажению смысла одного слова, а целого текста, что будет считаться грехом

Перед прочтением молитвы следует прочесть толкование на псалмы;
при чтение Священной книги разрешается сидеть. Только, когда читается «Слава» необходимо стоять и при прочтении первоначальных и заключительных молитв. Чтение должно быть монотонным, без интонации;
на славах при домашнем чтении необходимо произносить псалмы о здравии и по усопшим;
не нужно читать названия псалмов;
не нужно унывать или смущаться, если читаемое не особо понято. С нашим духовным развитием, будет раскрываться и глубокий смысл псалмов.

Псалтырь — это разговор верующей души с Богом. Когда его читают, соблюдая предписанные правила, молитвенное обращение непременно будет услышано.

О Псалтири

Певучим именем «Псалтирион» в Греции называли в ветхозаветные времена струнный музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого пелись, обращённые к Богу, молитвы. Поэтому священные псалмы относятся к церковному песнопению, которые поются на храмовых богослужениях.

Псалтирь — удивительная книга. В ней можно найти ответы на все случаи жизни: покаяние, утешение, пророчество, поиск Бога. Есть просьбы о помощи, заступничестве, слова благодарению Бога и другие прошения

Она возбуждает душу, зажигает сердце, приковывает внимание

Это единственная книга Ветхого Завета, которая полностью включена в богослужения Православной Церкви. Она полюбилась всем: Псалтирь непрестанно читают в монастырях, в кельях, в домашних условиях. Именно в Псалтыри более всего слышится голос Христа, намного более явственно, чем в других книгах Ветхого Завета. Больше всех псалмов написал Царь Давид, но в Псалтири есть псалмы других ветхозаветных праведников.

И хотя с самого начала псалмы складывались по правилам еврейской поэзии и предназначались для народа Израиля, Православная Церковь включила Псалтирь в богослужения суточного круга. Для удобства чтения все псалмы поделены на 20 кафизм, каждая из которых состоит из трёх частей славы (по названию славословия, которое читается в начале части). Кафизмы содержат от 6 до 9 псалмов.

Как правильно читать Псалтырь дома?

Если Священную книгу Старого Завета читать постоянно, то быстрее, глубже, осмысленнее придёт понимание вечерних и утренних богослужений в храме. Отдельные псалмы или кафизмы целиком поются и читаются на Вечерне, Утрене, Божественной литургии, великопостных часах (кафизмы), часах (псалмы). А ещё во время свершения молебнов, таинств.

Утреня начинается с Шестопсалимие, название которой говорит о прочтении 6 псалмов. Чаще других читается псалом 50, который каждый православный христианин должен знать наизусть. Псалтырь можно читать стоя (предпочтительнее) и сидя, вслух или вполголоса

Читать со вниманием, обязательно соблюдая ударения

Главное — настроить внутреннее состояние. Псалтирь из 365 дней не читается лишь 10 дней: от Великого Четверга Страстной недели до праздника Фомы в воскресение (Антипасха). В остальное время Псалтирь читается с молитвами о здравии, о упокоении усопших. Особо рекомендуется читать её во время постов.

Церковью разработан Устав чтения Псалтири, в котором можно найти ответ на вопрос: как правильно читать Псалтырь дома. Порядок чтения не имеет никакого значения. Можно читать понравившиеся псалмы, кафизмы по очереди или вразнобой, на всякую потребу. Главное — это делать регулярно, постоянно, последовательно.

Правила, касающиеся вопроса, как правильно читать Псалтырь дома

  1. Если миряне к молитвам утром и вечером дома прибавляют один или несколько понравившихся псалмов, то читают в них только текст. Аналогия: 50 псалом в утренних молитвах.
  2. Если читаются кафизмы (одна или несколько), то перед их началом и окончанием читаются особые молитвы.

История и современность

Египетские святые верили, что чтение псалтыря полезно не только вознесением Господа и поклонением ему, но и проклятием дьявола.

Форма неусыпаемого писания сформировалась в конце IV – начале V веков. Источником такой молитвы стало Священное Предание — о круглосуточном просвещении Бога в раю. Сподвижники старались максимально приблизиться к идеалу. Впервые ее прочитал преподобный Александр на реке Евфрат в конце IV века. До начала молитвы он неустанно в течение трех лет просил Господа дать ему сил и разрешить исполнить волю Божью. Господь явился ему и предрек начать желаемое. Монастырь Александра получил имя Неусыпающий, позже такой монастырь появился в  Константинополе.

Как происходит молитва монахов? Вся псалтырь делится на двенадцать частей – кафизмов, означающих в греческом языке «сидение». Каждая часть делится на три «славы». В конце каждой из них читается молитва-просвящение Господу. После первых двух слав монахи читают молитву о здравии, а после третей об упокои душ умерших. Игумен делит писание на число монахов, осуществляющих чтение святого писания. В монастыре создаются графики службы в кельи. В ней кроме Псалтыря находятся журналы со списками умерших и здравствующих мирян. После каждой части священник произносит имена всех заказавших.

Как читать Псалом о здравии дома?

Люди часто слышат о чудесных выздоровлениях тяжело больных. Главный секрет этих личностей — истинная вера и усердие в молитве.

Чтение псалмы о здоровье необходимо проводить по канонам. Его разрешается читать не только для себя, но и в подмогу близким или друзьям.

У служителя церкви человек узнает о дополнительных молитвах, их надо воспроизвести перед основным чтением. Если у вас нет возможности спросить священника, то повторите перед псалмом “Отче наш”.

Болезни, имеющие психологический характер (к таким относится нарушение сна, панические атаки, депрессия) излечиваются благодаря особым сочинениям. Псалмы, предназначенные для исцеления от душевных заболеваний, — 4, 7, 27, 55, 56, 108.

Для излечения физических недугов принято читать иные молитвы.

С болями, возникающими в черепной коробке, при повышенной температуре, давлении обращаются к у псалмам 79, 125, 128.

Кафизма — богослужебный раздел книги Псалтырь, во время прочтения которого можно сидеть

Новоявленные верующие часто задаются вопросом: «Можно ли читать Псалтирь сидя?» Традиция сидения за псалмопением возникла много лет назад, когда священнослужители старались в сутки читать всю Псалтырь.

Небольшим отдыхом для молящихся служили и продолжают служить кафизмы.

Кафизма
в переводе с греческого означает сидеть

В Священной книге выделено 20 кафизм примерно равной длины, каждая из которых читается отдельно за богослужением и содержит разное число псалмов. Самое большое количество псалмов содержит 18 кафизма.

Она включает в себя 15 псалмов (П. 119 — 133). Наименьшее число — один 118 псалом содержит 17 кафизма.

В свою очередь, каждая кафизма разделена на три части, называемые статии (греч. στάσις — глава, подраздел) или славы. Название слава происходит от славословия.

Чтение книги Псалтырь — многовековая традиция.

Она основана на целом своде правил. Согласно Уставу, во время богослужения все 20 кафизм читаются полностью в течении седмицы.

В преддверии Великих церковных праздников, кафизмы на вечерне не читаются, исключения составляют вечер субботы, когда читается 1-я кафизма, и вечер воскресенья, когда положена 1-я статия 1-ой кафизмы.

Во время Великого поста — два раза в неделю. Кафизма, положенная для чтения в определённый день по уставу, называется Рядовой кафизмой.

Кафизмы — особый вид псалмопния, исполнение которых происходит с наименьшей торжественностью, в спокойном положении сидя. Это своего рода отдых для души и тела молящихся.

Что такое Псалтырь

Молитва сопровождает христианина во всех его жизненных делах и обстоятельствах. Не случайно православный молитвослов содержит огромное количество различных молитв. Они составлены святыми в минуты особого душевного состояния. И особую роль занимает книга Псалтырь, в основном состоящая из молитвенных обращений ветхозаветного царя Давида. Неусыпаемая Псалтырь связана с чтением этой книги.

Она является одной из старейших богослужебных книг и нередко называется богодухновенной. Сам Святой Дух подсказывал Давиду проникновенные молитвословия псалмов.


Псалтырь, раскрытая на Псалме 56-ом

Как читать псалтырь дома

Для мирян общие правила чтения псалмов схожи с богослужебными. Священники дают следующие советы для тех, кто только начинает осваивать домашние молитвы, и не знает, как правильно читать Псалтырь:

при чтении псалмов рекомендуется зажечь дома свечу или лампадку. Но отсутствие этих атрибутов грехом не считается. Главное здесь — правильно настроить себя на молитвы;
для тех, кто плохо знаком с книгой Псалмов, можно начать читать ее по-русски. В дельнейшем, по мере духовного развития, следует переходить на церковнославянский язык, на котором ведутся богослужения в храмах;
параллельно не лишним будет изучить толкования псалмов святыми отцами. Это поможет разобраться с историей и смыслом молитв;
Церковь рекомендует читать Псалтырь каждый день, так же, как и Евангелие. Закончив чтение книги, рекомендуется начать его заново, и так на протяжении всей жизни;
во время молитвы могут возникать ситуации, когда приходится отвлекаться на какие-либо домашние дела. В этом нет ничего страшного, но лучше постараться не отвлекаться от чтения священных книг;
в начале каждого сборника указаны начальные молитвы, с которых следует начинать чтение Псалтыря. Если вам пришлось прерваться, и вы продолжаете читать на следующий день, заново произносить начальные молитвы не нужно. Завершив всю книгу, нужно прочитать молитвы, которые указаны для чтения по окончании псалмов;
порядок чтения Псалтыри может быть любым. Но лучше всего идти от начала до конца, не пропуская ни одной кафизмы;
названия псалмов зачитывать не нужно;
существует традиция чтения Псалтыря над телом усопшего до момента его погребения, а также по одной кафизме в течение 40 дней после смерти. До похорон делать это нужно непрерывно. Родственникам умершего следует читать Псалтырь ночью и днем без остановки, за исключением моментов, когда при гробе совершаются литии или панихиды. Если организовать чтение над телом затруднительно, можно разделить сутки на несколько отрезков и распределить время между родными покойного для зачитывания книги на дому;
читать можно сидя. Вставать необходимо только при прочтении начальных и завершающих молитв, а также на «Славах»;
Преподобный Серафим Саровский и Святой Игнатий советовали читать книгу Псалмов шепотом или вполголоса, но не про себя

Считается, что это способствует лучшему восприятию молитв и помогает сохранить внимание;
большое значение имеет не столько порядок чтения, сколько правильность произношения. Следует особое внимание уделить ударениям в словах, так как неправильная их расстановка может исказить смысл молитвы

Читать необходимо слегка нараспев, монотонно, без проявления эмоций. Церковь считает, что театральность и наигранность прельщает человека и способствует его впадению в грех.

В заключение

В любом случае читать псалмы следует без особого театрального переигрывания. Чем монотоннее интонация, тем лучше. Поскольку Богу, в отличие от простых смертных, неприятны проявления мирских чувств и страстей.

Несмотря на то что многие святые отцы рекомендуют вдумчиво читать Псалтырь, некоторые из них также говорят о том, что не стоит смущаться, если смысл читаемого всё же не всегда доступен чтецу. Есть и такое мнение, что даже если читающий не понимает смысла, то уже само его намерение прославить Господа в чтение псалмов является благом. Поэтому не стоит впадать в уныние, если не всегда получается читать священный текст безукоризненно и с глубоким осмыслением.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector