Образование государства русь

Восточные славяне и Киевская Русь

Восточные славяне

В 6-8 вв. в процессе заключительного этапа Великого переселения народов разные племена восточных слaвян (например, вятичи, древляне, кривичи и др.) расселились на обширном пространстве от Среднего Днепра на юге до Ладожского озера на севере, от Западного Буга на западе до Волги на востоке.
Хотя условия для эффективного развития земледелия в этих областях были из-за сурового климата непригодны (плодородные южные степные области были заняты кочевыми племенами – половцами, печенегами, тюрками, хазарами и др.), восточные славяне в основном занимались земледелием, а также охотой, рыболовством и скотоводством. Торговали медом, воском, мехами.
Во главе восточнославянских общностей стояли князя с дружинами. Их резиденциями были укрепленные поселения – грады.

Религией восточных славян было язычество – они почитали природных богов (Перун – главный бог, бог грома и молнии, Радегаст – бог солнца).

Русь и Киевская Русь

По рекам Днепр и Волхов проходил северо-южный водный торговый путь „из варяг в греки“ . Эту трассу выбрали варяги, северное племя скандинавцев (викинги) для торговли с Византией. На ней возникли крупные города – Новгород и Киев.

https://youtube.com/watch?v=AEzb-YYyC2o

В 862 г. в Новгороде был варягами создан самый ранний союз восточнославянских земель – Русь, позже названный Киевская Русь.
Варяги оставили следы в русском языке – например имя Владимир = Waldemar, Ольга = Helga. Слово «Русь», возможно, происходит от финского «Ruotsi», которым, по одной из гипотез, назывались племена восточных слaвян.

Первый правитель Руси – это варяжский князь Рюрик (Hrörekr, Roderick) пришедший в Новгород. Основатель первой династии русских правителей — Рюриковичей. При наследнике Рюрика, князе Олеге, к его землям был присоединен Киев, который стал столицей княжества.

В 988 при князе Владимире было принято православное христианство, заимствованное из Византии. Скульптуру языческого бога Перуна в Киеве бросили в реку Днепр.
После крещения на Русь проникает славянская письменность, созданная в 9 в. Кириллом и Мефодием.

Киевская Русь развивала интенсивные торговые и культурные связи с Византией. Византийская цивилизация оставила много следов в русском обществе.

Вершины достигает Киевская Русь в половина 11 в. при Ярославе Мудром. В это время она входила в состав передовых европейских государств, укреплялись ее богатые дипломатические и торговые связи с Европой. Сыновья Ярослава женились на европейских принцессах, дочери выходили замуж за европейских королей.
При Ярославе был принят первый свод законов Древней Руси – Русская Правда.
В 1125 г., с концом властвования Владимира Мономаха, Киевская Русь распалась на отдельные княжества.

Первый письменный памятник, свидетельствующий о ранней истории России, – летопись Повесть временных лет , созданный монахами в Киево-Печерской лавре.

На начальном этапе развития Руси сыграло важную роль географическое положение на перекрестке евроазиатских торговых и миграционных путей. История того времени – это почти беспрерывная борьба между оседлыми (в основном славянскими) и кочевыми (по преимуществу азиатскими) народами. Киевская Русь перекрывала ордам кочевников путь на запад. Возникает миф о России как о „щите Европы».

Киевская Русь и Византия

Отношения с Византией у русичей зародились со времен военно-торговых походов «из варяг в греки». Эта могущественная держава оказала большое влияние на политику, экономику и культуру Киевской Руси. Первый мирный договор о торговле был заключен в 911 году князем Олегом. В 959 году княгиня Ольга положит начало отношениям с духовенством Византии. Она первой из великокняжеского рода приняла христианство. Заинтересованная в расширении сферы влияния византийская церковь укрепляет отношения с Русью. 

После официального объявления киевским князем Владимиром христианства государственной религией в 988 году, отношения с Византией укрепились. В 1037 году Ярослав Мудрый разрешил создание митрополии, подчиненной Константинополю. Мирные отношения сказались положительно на торговле между двумя странами. В обмен на меха, мед, воск, лен Русь покупала изделия из серебра и золота, ткани, краски, оружие, пряности. Взаимовыгодная торговля была приостановлена после военного похода русской дружины на Константинополь в 1043 году. Конфликт закончился благодаря браку князя Всеволода с родственницей императора Константина Мономаха. 

Княжеские междоусобицы в Киевской Руси

Меняющаяся политическая структура способствовала повторным династическим конфликтам за киевский престол. Некоторые князья, не имея прав на Киев, сосредоточились на развитии своих все более автономных княжеств. Но наследники Владимира Мономаха, которые стали князьями Волынского, Ростово-Суздальского княжеств, Смоленска и Чернигова, стали ввязываться в споры о наследовании, часто вызванные попытками молодых обойти старшее поколение и сократить число князей, имеющих право на престол.

Серьезные междоусобицы произошли после смерти Ярополка Владимировича, который попытался назначить своего племянника преемником и тем самым вызвал возражения со стороны своего младшего брата Юрия Долгорукого, князя Ростово-Суздаля. В результате раздора среди наследников Мономаха Всеволод Ольгович из Чернигова сел на Киевский трон (1139-1146), заняв место на Киевском престоле для своей династической ветви. После его смерти возобновилась борьба между Юрием Долгоруким и его племянниками; она продолжалась до 1154 года, когда Юрий наконец поднялся на киевский трон и восстановил традиционный порядок наследования.

Еще более разрушительный конфликт вспыхнул после смерти в 1167 году Ростислава Мстиславовича, преемника его дяди Юрия. Когда Мстислав Изяславич, князь Волынский из следующего поколения, попытался захватить киевский трон, коалиция князей выступила против него. Во главе с сыном Юрия Андреем Боголюбским он представлял старшее поколение князей, включая также сыновей покойного Ростислава и князей Черниговских. Борьба завершилась в 1169 году, когда войско Андрея изгнало Мстислава Изяславича из Киева и разграбило город. Брат Андрея Глеб стал князем Киева.

Князь Андрей олицетворял растущую напряженность между все более могущественными княжествами Киевской Руси и государственным центром в Киеве. Как князь Владимиро-Суздаля (Ростово-Суздаль), он сосредоточился на развитии города Владимира и бросил вызов первенству Киева. Андрей настойчиво выступал за то, чтобы правители в Киеве сменялись по принципу старшинства. Тем не менее, после того, как в 1171 году умер Глеб, Андрей не смог обеспечить престол другому своему брату. Князь Черниговской линии Святослав Всеволодович (правил в 1173-1194) занял Киевский трон и установил династический мир.

На рубеже веков право на киевский трон ограничивалось тремя династическими линиями: князьями Волыни, Смоленска и Чернигова. Поскольку противники часто были одного поколения, и при этом сыновьями бывших великих князей, династические традиции преемственности не очень точно давали определить, какой князь имел старшинство. К середине 1230-х годов князья Черниговский и Смоленский увязли в длительном конфликте, который имел серьезные последствия. Во время военных действий Киев был разорен еще два раза, в 1203 и 1235 годах. Разногласия выявили расхождение между южными и западными княжествами, которые погрязли в конфликтах из-за Киева, в то время как север и восток были относительно безразличны. Конфликты между князьями-Рюриковичами, усугубленные отсутствием сплоченности частей Киевской Руси, подорвали целостность государства. Киевская Русь оставалась практически беззащитной перед монгольским нашествием.

Причины образования древнерусского государства

Предпосылки для объединения восточных славян зарождались задолго до образования великой страны. Главные причины:

  • Защита от врагов. Племена славян соседствовали с очень сильными государствами. На севере господствовали воинственные норманны, регулярно требовавшие откупа. На юге реальную угрозу представлял Хазарский каганат, которому также нужно было платить дань. Для противостояния внешним врагам нужно было объединяться.
  • Обесценивание родовых связей. Если до IX века славяне жили родовыми общинами, в которых царило равенство, то после произошло разъединение семей. Благодаря военным походам, торговле появились богатые и бедные роды.
  • Разделение людей на сословия. Богатые семьи становились старейшинами, родовой знатью. Активные участники военных походов превратились в дружинников, которые получали дары за защиту общины. Также появились купцы, ремесленники и простые крестьяне, работавшие на земле.
  • Разрастание поселений. В IX веке люди активно пользовались речными и сухопутными торговыми путями. Старейшины, купцы, ремесленники, земледельцы старались селиться в стратегически важных местах, благодаря чему появлялись города.

В результате увеличилось количество жителей. Изменились порядки, общественный строй. Старейшины превращались в князей. Их власть со временем стала государственной. Дары, которые раньше люди добровольно преподносили воинам и старейшинам, стали обязательной данью.

Возникновение Древнерусского государства

Восточные славяне до образования Древнерусского государства. За несколько веков до образования Древнерусского государства(VI–VIII вв.) восточные славяне были разделены на племенные союзы.

У славян шел распад большой семьи – задруги, включавшей в себя от 20 до 100 человек, связанных кровным родством.

Задруга – община, в которую входило несколько семей, объединенных под властью главы семейства.

На смену родовой общине приходит соседская община. Называлась она вервь, или мир.

Общественные отношения у восточных славян того периода можно охарактеризовать как военную демократию.

Военная демократия – система управления, основанная на участии всех взрослых членов племенного союза (мужчин) в решении наиболее важных вопросов, особой роли народного собрания как высшего органа власти и всеобщем вооружении населения.

Глава племенного союза (князь) вынужден был считаться с мнением рядовых общинников.

Правящий слой формировался из старой родоплеменной аристократии – вождей, жрецов (служителей языческих культов) и старейшин. Его ряды также пополнялись за счет членов общины, разбогатевших на эксплуатации рабов и соседей. Однако рабство у восточных славян не имело широкого распространения. Оно носило патриархальный характер, т. е. рабы входили в состав владевшей ими семьи.

Шел процесс разложения родоплеменных кровнородственных отношений. Они сменялись территориальными, военными и политическими связями.

В VIII в. насчитывалось 14 восточнославянских племенных союзов. Это были древляне, кривичи, вятичи, поляне и др. В первую очередь подобные объединения носили военный характер.

Славяне жили в степи и лесной полосе. Более пригодной для земледелия была степь. Но заселению степной зоны препятствовали постоянные набеги кочевников. Лесная полоса была менее плодородной.

Однако в плане военной безопасности – более спокойной. Равнинный характер территории, занимаемой восточнославянскими племенами, способствовал ее расширению.

Возникновение государства в Древней Руси. Момент возникновения Древнерусского государства нельзя точно определить. Племенные союзы восточных славян перерастали в феодальное государство постепенно. Большинство историков сходятся на том, что возникновение Древнерусского государства следует относить к IX в.

В IX в. восточнославянские племенные образования все более интенсивно втягиваются в международную торговлю, проходившую по водному пути «из варяг в греки». Этот путь, пролегавший по землям нескольких восточнославянских народов, способствовал их сближению.

«Повесть временных лет» сообщает, что часть восточных славян платила дань хазарам, а часть – варягам. Затем варяги были изгнаны.

Но восточным славянам не удалось договориться друг с другом. И ради достижения мира и порядка они обратились к варягам и попросили их встать во главе объединенных славянских племен.

Три варяжских князя во главе с Рюриком пришли на Русь в 862 г.

Эту дату принято считать моментом возникновения государственности в Древней Руси. Рюрик обосновался в Ладоге близ Новгорода.

Под его властью находилась только часть восточнославянских племен.

Еще существовал другой союз племен, объединенных вокруг Киева.

В 882 г. преемник Рюрика князь Олег захватил Киев и создал единое Древнерусское государство. Его столицей стал Киев.

Норманнская теория. В XVIII в. немецкие историки Байер, Миллер и Шлецер пытались доказать, что под варягами подразумевались норманны, или скандинавы. Отсюда и пошло название – норманнская теория. Фактом призвания варягов эти историки стремились доказать законность господства немецкого дворянства в России, обосновать неспособность русского народа к самостоятельной государственной жизни.

Первым критиком норманнской теории стал М.В. Ломоносов. Впоследствии большинство историков признали норманнскую теорию несостоятельной. В Древнерусское государство вошли кроме славян некоторые соседние финские и балтийские племена. Данное государство с самого начала было этнически неоднородным.

Центр смещается

А что же на Северо-Востоке? Там, в отличие от Юго-Запада, еще долго сохранялась правящая династия Рюриковичей. А даже после ее пресечения, русским удалось отстоять свой суверенитет (путем народного восстания против поляков) и выбрать правителя из своей «национальной элиты». После периода раздробленности начинаются процессы централизации. В 15 веке создается Русское централизованное государство, прервавшее уже даже формальные отношения вассалитета с татаро-монголами. Важным символическим моментом является тот факт, что на Северо-Восток переходит и духовный, религиозный центр. В 1299 году митрополит Киевский переезжает во Владимир-на-Клязьме, а в 1325 — в Москву.

По сути, и в политико-правовом смысле (династия), и в духовном (митрополия) именно Москва оказывается наследником Древнерусского государства — Руси. И именно Русское государство является единственным политическим объединением, где потомки русичей сохранили суверенитет. Кстати, часть территории современной Украины (Харьковщины, Черниговщины и т.п.) оказались именно под суверенитетом Московского государства, и к политическим процессам, которые принято называть украинскими, долгое время никакого отношения не имели.

В середине 17 века издевательства над православным русским населением в Речи Посполитой довели все до логического конца. Началось масштабное народное восстание, поддержанное казаками. Но когда желаемая независимость была получена, местное население осознало, что удержать ее самостоятельно невозможно. Поэтому Хмельницкий воспользовался единственной возможностью жить в государстве, в котором русские люди обладали суверенитетом — и объявил о воссоединении земель Войска Запорожского (не Украины!) с Россией.

Возникновение Древнерусского государства

Древнерусское государство Киевская Русь возникла в Восточной Европе в последнюю четверть 9 века. В период наивысшего расцвета занимала территорию от Таманского полуострова на юге, Днестра и верховьев Вислы на западе до верховьев Северной Двины на севере.

Существуют две основные гипотезы образования Древнерусского государства. Согласно норманской теории, опирающейся на Повесть временных лет XII века и многочисленные западноевропейские и византийские источники, государственность на Руси была привнесена извне варягами – братьями Рюриком, Синеусом и Трувором в 862 году.

Антинорманская теория основывается на идее возникновения государства как этапа внутреннего развития общества.

Основоположником этой теории в русской историографии считался Михаил Ломоносов. Кроме того, существуют различные точки зрения на происхождение самих варягов.

Учёные, относимые к норманистам, считали их скандинавами (обычно шведами), часть антинорманнистов, начиная с Ломоносова, предлагает их происхождение из западнославянских земель.

Существуют и промежуточные версии локализации – в Финляндии, Пруссии, другой части Прибалтики. Проблема этнической принадлежности варягов независима от вопроса возникновения государственности.

Первые сведения о государстве русов относятся к первой трети IX века: в 839 году упомянуты послы кагана народа Рос, прибывшие сначала в Константинополь, а оттуда ко двору франкского императора Людовика Благочестивого.

Термин «Киевская Русь» появляется впервые в исторических исследованиях XVIII – XIX веков.

Киевская Русь возникла на торговом пути «из варяг в греки» на землях восточнославянских племен – ильменских словен, кривичей, полян, охватив затем древлян, дреговичей, полочан, радимичей, северян, вятичей.

Киевская Русь IX-XII веков – огромное феодальное государство, раскинувшееся от Балтики до Черного моря и от Западного Буга до Волги.

Основателями Киева летописная легенда считает правителей племени полян – братьев Кия, Щека и Хорива. По данным археологических раскопок, проводившихся в Киеве в XIX–XX веке, уже в середине I тысячелетия н.э.

на месте Киева существовало поселение.

Киевская Русь – одно из самых больших государств средневековой Европы – сложилось в IX в. в результате длительного внутреннего развития восточнославянских племен. Ее историческим ядром было Среднее Поднепровье, где очень рано зародились новые социальные явления, характерные для классового общества.

На северо-востоке славяне углубились в земли угро-финнов и селились по берегам Оки и верхней Волги; на западе достигли реки Эльбы в Северной Германии.

И все же большинство их тянулось к югу, на Балканы – с их теплым климатом, плодородными землями, богатыми городами.

Существование Киевской Руси охватывает период с IX века по 30-е года XII века. Древнерусское государство можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе государства стоял великий князь киевский. Его братья, сыновья и дружинники осуществляли управление страной, суд, сбор дани и пошлин.

Перед молодым государством стояли крупные внешнеполитические задачи, связанные с зашитой его границ: отражение набегов кочевников-печенегов, борьба с экспансией Византии, Хазарского каганата, Волжской Болгарии.

С 862 г. Рюрик, согласно «Повести временных лет», утвердился в Новгороде.

В тот период славяне подвергались постоянным набегам со стороны кочевников. Князь Олег завоевал Киев, убив Рюрика, расширил российские границы, покорив древлян, северян, радимичей.

Князь Игорь завоевал Киев и прославился походами в Византию.

Убит древлянами при сборе дани. После него правила его жена Ольга, которая жестоко отомстила за смерть мужа.

Потом престол Киева занял Святослав, который всю жизнь посвятил походам.

Князь Ярополк был завоеван Владимиром (Святым).

Он принял христианство и крестил Русь в 988г.

Во времена правление Ярослава Мудрого (1019–1054гг.) наступает период наивысшего расцвета Киевской Руси. Князь Ярослав Мудрый изгнал Ярополка Окаянного, боролся с братом Мстиславом, установил родственные связи со многими странами Европы. Но уже во второй половине 11 века между князьями начинается так называемая княжеская, которая приводит к ослаблению Киевской Руси.

Единство государства пытаются сохранить Владимир II Мономах (1113–1125гг.) и его сын Мстислав (1125–1132гг.), но это им не очень удалось.

Во второй половине 12 века Русь распадается на самостоятельные княжества.

Образование древнерусского государства

От классов — к государству

В ходе выделения из относительно однородного патриархально-родового общества четко обособленных социальных групп — классов — возникла качественно новая организация — государство. Такой переход имел место у абсолютного большинства народов, в том числе, конечно, и у славян в какой-то момент их истории. Хотя точное время появления государства нелегко определить: этот процесс протекал практически незаметно. Тем не менее имеются некоторые, пусть и скудные, документальные свидетельства о начале формирования русской государственности. Так, арабский писатель Масуди, живший в конце IX в., в своем сочинении «Золотые луга» упоминает некое восточнославянское политическое объединение в Прикарпатье, возникшее там около середины VI в.: «Из этих племен одно имело прежде в древности власть над ними, его царя называли Маджак, а само племя называлось Валинана. Этому племени подчинялись все прежние славянские племена».

Древнерусское государство в X—XI вв.

Это древнейшее свидетельство о политическом образовании у восточных славян, которое, как и некоторые другие источники, позволяет судить о том, что их государственная жизнь началась задолго до возникновения древнерусского государства.

Начало государственности Руси

Летопись «Повесть временных лет» содержит предание о том, что до образования древнерусского государства существовали самостоятельные княжества. Это были полу-патриархальные-полуфеодальные территориально-политические объединения: полянами тогда руководил князь Кий, «а в деревлях свое княжество, а дреговичи — свое, а словене — свое в Новегороде, а другое на Полоте, иже и полочане…».

Олег у стен Киева. 882 г.

Именно с объединением под властью киевского князя огромных территорий русских и нерусских земель вокруг Киева возникло первое древнерусское государство, известное как Киевская Русь. В его состав вошел также и Новгород. Именно из этого города прибыл в Киев тамошний князь, захватил власть и стал первым правителем первого государства на русской земле. Звали его Олег — о нем мы уже упоминали немного раньше.

Почему именно Киев стал столицей Руси?

Памятник основателям Киева братьям Кию, Щеку, Хориву и их сестре Лыбедь в столице Украины.

Киев в качестве столицы имел немалые преимущества перед Новгородом. Он находился в центре русских земель; он был ближе к Византии, к которой русские князья имели интерес из-за ее богатства и величия в те времена; наконец, Киев стоял в относительной близости к ряду других территорий — Хазарин, Крыму, Дунайской Болгарии.

https://youtube.com/watch?v=9S4iSeNMvp8

Вопросы для самопроверки

  1. На каких территориях жили древние славяне?
  2. Кто такой Велес?
  3. С какой целью Рюрик с братьями прибыли в славянские города?
  4. В каком городе княжил Рюрик?
  5. Как звали сына Рюрика?
  6. Что называли городищем в Древней Руси?

Ответы

  1. На территориях бассейнов рек Вислы, Западного Буга, Днепра, на побережье Балтийского моря.
  2. Языческий бог славян, покровитель домашнего скота.
  3. С целью защиты славянских земель от набегов внешних врагов и междоусобицы.
  4. В Новгороде.
  5. Игорь.
  6. Укрепленный участок с постройками, обнесенный земляным валом и высокой деревянной изгородью.

Поделиться ссылкой

Восточные славяне в древности. Предпосылки образования государства

После появления первых племенных союзов появились предпосылки (условия) образования государства у славян. Кратко предпосылки образования государства у восточных славян можно поделить на внешние и внутренние.

К внешним предпосылкам относят:

  1. Изменения, происходящие у соседей. К началу 9 века аналогичные процессы уже произошли или происходили на территории Франции, Испании, Италии. Византийская империя, как постоянный торговый партнер, и вовсе являлась сильным централизованным государством.
  2. Наличие сильного внешнего врага. С половцами, печенегами, варягами и другими воинствующими народами было легче бороться сильной армии под руководством князя, чем отдельным разрозненным отрядам.
  3. Переход от язычества к христианству. Единый Бог – один князь и общее государство. Многочисленность языческих богов предполагала, что и в настоящей жизни есть место нескольким равным перед другими и между собой владыками. Единобожие это отрицало. Постепенно в умах простых людей того времени сложилась убежденность в том, как нельзя поклоняться нескольким богам одновременно, так и не может быть в стране нескольких князей.

Образование Древнерусского государства, города, походы князя Олега на Византию  

К внутренним предпосылкам образования государства у славян относятся:

  1. Распад родовой общины и образование общины соседской. Связанные кровными узами родственники помогали друг другу обороняться во время набегов, сажать поле, охотиться. Лишенные такой связи соседи на подобную поддержку рассчитывать не могли, потому единственной их надеждой стала княжеская дружина и те законы, которые постепенно устанавливала княжеская власть. Именно князь был способен оградить от набегов недругов, повелеть вместе сажать поле, выделить часть добычи из той, что была получена на охоте. Неравенство в родовой общине практически незаметное, в общине соседство стало основой существования, и это также привело к необходимости формирования государства.
  2. Межплеменная борьба за власть. Небольшие племена не имели собственной армии, а значит, не могли защитить себя от недружественно настроенных соседей. Образование единого государства решило эту проблему.
  3. Более четкое разграничение занятий, развитие торговли. В больших семьях все выполняли одни и те же работы. Плотник умел сажать поле и охотиться, ткачихи нередко помогали мужьям в создании глиняной посуды, с наступлением лета и осени все семейство занималось собирательством, запасаясь грибами, орехами и ягодами на зиму. К моменту формирования государства в общине появляются люди, выполняющие исключительно одну или две функции. Так, воин больше не шел на пашню, а кузнец не занимался собирательством. Нужные им продукты и вещи они окупали или обменивали. Ремесло и сельское хозяйство разделилось. Экономические предпосылки образования государства у восточных славян некоторые историки рассматривают как первостепенные. Социальные предпосылки образования государства у восточных славян были не столь значимы как необходимость вести торговлю и обмениваться результатами труда.

Распад родовой общины, растущее неравенство, появление сословий (военного, ремесленного, крестьянского), внешняя угроза и обретение единого Бога (принятие христианства) привело к тому, что на рубеже IX-X веков на Руси формируется единое государство. Центром его становятся города Новгород и Киев.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector