История казанско-богородицкого мужского монастыря города казани

Кизический Введенский монастырь

Рекомендовать место

6

Кизический Введенский мужской монастырь был основан в Казани в 1691 году. Он был построен Патриархом Адрианом, поэтому в районе монастырь часто называют лаврой. Изначально монастырь располагался на небольшой территории, в состав которой входили скромный монастырский двор с несколькими хозяйственными строениями и тремя каменными храмами. С одной стороны к монастырю примыкал сосновый бор, с другой находился берег реки Комаровки. Кизический монастырь дал название находящейся в круге Кизической слободе и небольшой дамбе через реку.

В советское время монастырь был разграблен. На территории сохранились надвратный храм князя Владимира и братский корпус с трапезной, часовней и примыкающим двором. Храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, храм в честь Успения Богородицы и главная колокольня высотой 56 метров, построенная архитектором Петонди, были разрушены. Утрачены и главные святыни монастыря. В Епархии сохранился список с чудотворной иконы Пресвятой Богородицы и икона девяти Кизических мучеников.

Казанская икона Богородицы в истории Русской Церкви

В 1611 году митрополит Казанский Ефрем, которого призвал на борьбу с поляками заточенный в тюрьму патриарх Гермоген, направил вместе с казанским отрядом в ополчение Минина и Пожарского список с Казанской иконы Божией Матери. Перед взятием Москвы русское ополчение усиленно молилось перед чудотворной иконой, в результате освобождение Москвы от поляков было приписано заступлению Божией Матери «ради Казанской иконы Ее». В память об этом событии было установлено второе всероссийское празднование Казанской иконе — 22 октября.

Список, бывший в ополчении поместили в специально построенный на Красной площади Казанский собор. Другой чудотворный список находился в Казанском соборе Санкт-Петербурга. До революции Казань, Москва и Петербург оспаривали право считаться обладателями настоящей чудотворной иконы.

История монастыря

Женский монастырь в г. Елабуга был основан в 1868 году попечением местного купца И.И. Стахеева. Монастырские постройки возводились по проекту архитектора ГА. Боссе. В1857-1868 гг. в центре монастыря был выстроен главный монастырский храм в честь Казанской иконы Божией Матери. С восточной и северной сторон стояли большие трехэтажные каменные корпуса, где находились кельи насельниц. Часть северного корпуса была занята монастырской больницей, а в его восточной части в 1887 году был устроен храм в честь великомученицы Варвары. С западной стороны монастырского двора находился небольшой двухэтажный дом игуменьи. |Иконостас храма вмч.Варвары.

Постройки были обнесены красивой каменной оградой, с южной стороны которой находилась арка монастырских ворот с восьмигранными башенками привратников. После революции в стенах монастыря расположился детский городок Наркомпроса, но одновременно продолжал действовать храм и сохранялась община из 150 монахинь, что по новым меркам было совершенно недопустимо. В 1928 году Президиум Елабужского горсовета принял решение о ликвидации монастыря. Община монастыря обратилась с просьбой о возврате хотя бы храма, но им было отказано. Монахини были выселены, монастырский храм и колокольня были разобраны на кирпич, переданный Новострою северохимтреста. Сохранился лишь фундамент храма. Также была разрушена монастырская ограда. Детгородок находился в стенах монастыря до 1930 года, позже в бывших монастырских корпусах устроили обычные жилые помещения. В скиту монастыря восстановлена трехпрестольная Церковь. Главный престол во имя иконы Казанской Божией Матери освящен Архиепископом Казанским и Татарстанским Анастасием 27 сентября 2003 года. Северный престол Богоявления Господня и южный престол — во имя Св.Николая Чудотворцва освящены правящим архиереем 19 сентября 2004 года.

С начала Великой Отечественной войны и до 1949 года на территории монастыря находился лагерь военнопленных.

Часовня в честь Иоанна Предтечи.В 1993 году часть монастырских помещений была вновь передана Казанской епархии, а в 1995 году была возрождена монашеская община. 8 февраля 1995 года Архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий освятил восстановленный храм великомученицы Варвары. В настоящее время ведется строительство главного храма обители в честь Казанской иконы Божией Матери на месте разрушенного в советское время. Кроме того ведутся ремонтные работы в сестринских корпусах, планируется восстановление монастырской ограды. Со времени возрождения монастыря его возглавляет игуменья Вера (Шевченко), монашескую общину составляют 15 насельниц. Богослужения в храме великомученицы Варвары совершаются ежедневно.

Современное состояние

В настоящее время полным ходом идут реставрационные работы. Планируется восстановление Богородицкого собора. 21 июля 2005 года обитель посетил Святейший Московский и всея Руси Алексий II где, в торжественной обстановке, Казанской епархии был передан чудотворный «Ватиканский» список Казанской иконы Божией Матери (Акт о передаче чтимого списка Казанской иконы Пресвятой Богородицы Казанской епархии Русской Православной Церкви), установленный в Крестовоздвиженской церкви. В храме ежедневно совершаются богослужения и все верующие имеют возможность поклониться Святыне.

Храм мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

Софийская церковь, расположенная на южной стороне, выходящая на ул. Большая Красная, служила надвратной церковью до того, как была построена новая ограда и церковь оказалась в глубине территории монастыря. Автором проекта был, вероятно, тот же Я.М. Шелковников. Начатый в 1807 году храм, ещё не будучи достроен, в сентябре 1815 года сильно пострадал в пожаре. Его строительство завершилось лишь в 1825 году на средства дворян Мусиных-Пушкиных, и храм был освящён. Существует, однако, мнение, что ныне существующая Софийская церковь в первой четверти XIX века лишь восстанавливалась, а построена она намного раньше, вероятно, ещё в конце XVII — начале XVIII века, о чём свидетельствуют её архитектурные формы и декор, явно архаичные для начала XIX столетия. В 1994 году Софийская церковь возвращена верующим.

Расписание богослужений в Казанском соборе с 20.09 по 26.09

20 сентября

Понедельник

УТРО

6:30 Исповедь

6:40 Часы

Божественная литургия

Молебен

Лития по усопшим

ВЕЧЕР

17:00 Всенощное бдение

Предпразднство Рождества Пресвятой Богородицы

Мученика Созонта

21 сентября

Вторник

УТРО

6:15 Ранняя Божественная литургия

Славление праздника

9:00 Поздняя Божественная литургия

Славление праздника

ВЕЧЕР

17:00 Вечернее богослужение

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

22 сентября

Среда

УТРО

6:30 Исповедь

6:40 Часы

Божественная литургия

Лития по усопшим

ВЕЧЕР

17:00 Вечернее богослужение

Попразднство Рождества Пресвятой Богородицы

Праведных Богоотец Иоакима и Анны

23 сентября

Четверг

УТРО

6:30 Исповедь

6:40 Часы

Божественная литургия

Лития по усопшим

ВЕЧЕР

17:00 Полиелейное богослужение

Попразднство Рождества Пресвятой Богородицы

Мучениц Минодоры, Митродоры и Нимфодоры

24 сентября

Пятница

УТРО

6:30 Исповедь

6:40 Часы

Божественная литургия

Лития по усопшим

ВЕЧЕР

17:00 Славословное богослужение

Попразднство Рождества Пресвятой Богородицы

Преподобного Силуана Афонского

25 сентября

Суббота

УТРО

6:30 Исповедь

6:40 Часы

Божественная литургия

Славление праздника

Панихида

ВЕЧЕР

17:00 Воскресное Всенощное бдение

Отдание праздника Рождества Пресвятой Богородицы

26 сентября

Воскресенье 

УТРО

6:15 Ранняя Божественная литургия

9:00 Поздняя Божественная литургия

Водосвятный молебен

ВЕЧЕР

17:00 Всенощное бдение

Неделя 14-я по Пятидесятнице

Предпразднство Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня

Память обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее)

Интересные факты. Чудеса Раифского монастыря

  • Раифский Богородицкий мужской монастырь знаменит своими неквакающими лягушками, живущими в Сумском озере. По легенде, монахи обители однажды попросили Бога заставить лягушек замолчать, так как их кваканье мешало им петь, и лягушки действительно замолчали. Примечательно то, что на территории Раифы замолкали и любые другие лягушки, привозимые сюда ради эксперимента и развенчания мифа, которые заливались кваканьем, как только их увозили от стен обители.
  • С 1994 года при монастыре действует приют для детей сирот, в котором воспитываются мальчики в возрасте от 8 до 18 лет;
  • Далеко за пределами обители известен монастырский хор — квартет «Притча»;
  • На берегу Раифского озера находится памятник Казанскому Коту. Другой памятник Коту находится на главной пешеходной улице Баумана;
  • На территории монастырского комплекса находится множество статуй, выполненных послушником Владимиром Савельевым;
  • С 2001 года Раифа на собственные средства и средства, собранные в ходе пожертвований, издает газету «Раифский вестник» и детское приложение к газете «Светлячок».

Храмы и святыни

К сожалению, за несколько десятилетий старинная обитель утратила почти весь свой архитектурный ансамбль. До наших дней сохранился двухэтажный каменный корпус с Крестовоздвиженским храмом конца XIX века. На территории стоят два двухэтажных корпуса, которые были выстроены в первой
половине XIX века по проекту главного архитектора Казани – Якова Михайловича Шелковникова.

Настоятельский корпус Казанского Богородицкого монастыря

Со стороны улицы Нагорная можно увидеть изрядно переделанную церковь в честь Николы Тульского. Этот живописный храм появился в 1810-1816 годах на месте приходской церкви, где изначально хранилась найденная икона. С 2015 года в обители идет восстановление большого соборного храма.

Главную святыню монастыря – список с древней иконы Казанской Богоматери хранят в Крестовоздвиженском храме. Здесь каждый день проходят церковные службы, и паломники могут поклониться знаменитой иконе.

Пещерный храм собора Казанской иконы Божией Матери

Собор во имя Живоначальной Троицы

Собор во имя Живоначальной Троицы — одновременно самая крупная (вместимость около 3000 человек) и самая «молодая» постройка Раифского монастыря. Выстроен архитектором Малиновским (его работы можно видеть в Свияжске, Чебоксарах, Казани) в 1904—1910 годах на месте старого храма (конец XVII века) в неорусском стиле. К сожалению, в обители не было достаточно средств и Троицкий собор не был расписан.

Троицкий собор

Троицкий собор

Троицкий собор

После полного закрытия монастыря в 1930 году и происшедших здесь трагических событий. в сентябре 1933 года здесь была организована Раифская трудовая коммуна — колония ОГПУ ТатССР, где в храмах и братских корпусах располагались производственные мастерские, клуб и столовая. В 1938 году НКВД приняло решение реорганизовать Раифскую трудовую коммуну в колонию закрытого типа.

С этих пор Святая обитель и прилегающая к ней территория были превращены в зону, где находились жилые и хозяйственные постройки колонии: в Троицком Соборе был устроен гараж, в Грузинском — клуб, а на втором этаже — спортивный зал. В 1953 году колонию закрыли, с тех пор здесь перевоспитывались подростки-правонарушители и готовились рабочие для деревообрабатывающей промышленности, лесного и сельского хозяйства. Это продолжалось до передачи Раифского монастыря Православной Церкви в 1991 году.

Водосвятная часовня,(1997 год)

Водосвятная часовня,(1997 год)

На западной стороне прихрамовой площади Раифского монастыря находится часовня, в которую из артезианских скважин подведена вода.

Солнечные часы

Северо-Западная башня

Флюгер одной из башен

Канцелярия наместникамонастыря

Братский корпус — построен на месте предыдущего корпуса (начало XX века) и разобранного в 1960-х годах.
Строительство велось по сохранившимся старым чертежам с использованием современных материалов.

Канцелярия наместника монастыря

Канцелярия наместника монастыря

Братский корпус

Софийский храм (1794 год)

Софийский храм(1794 год)

Софийский храм(1794 год)

Софийский храм(1794 год)

Софийская церковь над братскими кельями построена в 1739—1827 годах. Это одна из самых маленьких церквей — в храмовой части могут находиться только 7 человек.

Замерзшее Раифское озеро

Ледяные скульпуры

Достопримечательностью монастыря являются молчаливые лягушки, которые не квакают вблизи монастыря. Легенда такова: однажды монахи Раифского Богородицкого монастыря попросили у Бога милости — избавить их от кваканья лягушек, мешающего им петь. Случилось чудо — лягушки замолчали. И молчат по сей день, хотя на берегу чудесного озера, где стоит Раифский Богородицкий монастырь они водятся в избытке. Многие пытались развенчать этот миф. Привозили сюда французских жаб, которые вблизи монастырских стен замолкали. Увозили исследовать монастырских лягушек. Но уже в километре от монастыря они начинали возбужденно прыгать, а затем заливались громким раскатистым кваканьем. Молчание лягушек — чудо, с которым сталкивается каждый, приезжающий в Раифу.

Несколько снимков монастырской ограды, выполненной в традициях фортификационного строительства своего времени. Сложенные из кирпича стены и башни побелены, по углам ограды возвышаются круглые башни под гранеными железными кровлями, увенчанные флюгерами.

Часовня на южной стене(XVII-XVIII век)

Угловая Юго-восточная башня с флюгером(XVII-XVIII век)

Угловая Юго-восточная башня с флюгером(XVII-XVIII век)

Статуя кота на фонеЮго-восточной башни

Считается, что когда-то в башне, находящейся в южной стене ограды, был домовый храм, но ещё в середине XIX века здесь устроили монастырскую гостиницу, и оно утратило культовое назначение. Храм, расположенный в башне ограды — явление не редкое, но в данном случае сооружение по своей архитектуре больше похоже на храм, нежели на башню. К числу таких признаков относится апсида (алтарный выступ), к сожалению, не видимая на фотограии с выбранного ракурса. После возвращения монастыря Церкви здание освящено не было, тем не менее, в различных источниках и на сайте Раифского монастыря оно значится как «часовня на южной стене». Сейчас восстановлены внешние атрибуты церкви — глава и крест, но сам храм не возобновлен.

В завершении — несколько снимков с берега. Озеро когда-то называлось просто Сумкой, как и речка, протекающая сквозь него, теперь, как и обитель, именуется Раифским.

Иоанно-Предтеченский монастырь

Рекомендовать место

7

1

Казанский Иоанно-Предтеченский монастырь расположен напротив Казанского Кремля и имеет уникальный архитектурный ансамбль.

Монастырь строился с 1649 по 1652 год. Изначально все постройки монастыря были деревянными и были уничтожены пожаром, после чего монастырь был восстановлен в камне. На протяжении своей истории несколько раз перестраивался и реконструировался. В 1920-1930 годах монастырь был частично разрушен и превращен в приют для беспризорных. В 1992 году возвращен церкви.

Сегодня монастырь обладает архитектурным ансамблем, который внесен в список культурного наследия России. Также в монастыре хранятся несколько святынь — мощи святого Германа Казанского, образ и несколько икон.

Настоятельницы монастыря

Настоятельницы святой обители — это основной нерв, стержень духовной жизни монастыря. Они являлись его организующей силой, были неутомимыми строителями, организаторами монашеской жизни.

По нашим сведениям настоятельницами за более, чем 400-летнюю богатую событиями историю монастыря было не менее пятидесяти монахинь. Все они внесли достойный вклад в торжество Православия в Казанском крае, в духовное воспитание паствы, в строительство и благоустройство одного из красивейших монастырей Казанской епархии.

В начале XX века обитель считалась одной из самых благоустроенных и богатых в Казанской епархии. К 1917 году монастырь имел налаженное свечное производство, живописную и золотошвейную мастерские, пасеку, плодоносящий сад, дойное стадо.

История образования монастыря

Легендарную историю обретения Казанской иконы Богоматери девятилетней девочкой Матроной на казанском пепелище 1579 года знакома, пожалуй, всем. Этот обретенный образ практически сразу был признан чудотворным, и к нему устремились паломники из других городов.

Помогла исцелиться Богоматерь и находящемуся по делам в Казани купцу Герасиму Трифонову, который приобрел ее список и привез его в город Романов (ныне Тутаев) в 1588 году. Причем и приобретение списка, и доставка его в Романов были осуществлены, согласно преданиям, по воле самой Богородицы, увиденной Герасимом в сновидениях. Исполняя ее же волю, совместно с жителями Романова, Герасим сооружает деревянную Церковь во имя иконописного образа, где тот и пребывает до наступления Смутных времен.

Икона Казанской Богоматери

В начале 17 века, после взятия Романова польско-литовскими войсками, чудесная икона Богородицы Казанской попадает в захваченный поляками Ярославль. Одни считают, что ее переезд связан с неким литовским офицером, другие связывают это событие с православным Яковом Любским. Возможно, что это одно и то же лицо.Так или иначе, но икона, в конечном счете, попала к ярославскому старосте и была установлена в приходском Храме Похвалы Богоматери.

Во время мощного и последнего наступления польских войск на Ярославль Икона Казанской Богоматери была временно перенесена в тогда еще деревянную Церковь Рождества Христова около Волжской набережной. Защитники города верили, что именно Богоматерь помогла спасти город, ведь ни Ярославский Кремль, ни Спасо-Преображенский монастырь враги тогда взять не смогли.

Церковь Рождества Христова

После этих событий Пресвятая Богородица является в сновидениях дьякону Крестовоздвиженского храма Елеазару с волеизъявлением установить для ее образа церковь. Сооружение нового храма происходит в 1610 году на посадской территории недалеко от границы Земляного города. Туда переносится спасенная романовская икона, которая теперь называется Ярославская-Казанская. А в Романов отправляется ее список, который устанавливают взамен прежнего образа в местный Казанский храм.

А вокруг нововозведенной Казанской Церкви Ярославля стали селиться монахини из уничтоженной врагами Рождественской женской обители, находившейся ранее в районе нынешней Богоявленской площади. Более 70 монахинь начали строить кельи для проживания, хозяйственные здания и т.д. Таким образом, самопроизвольно произошло основание новой женской обители, ставшей преемницей Рождественского монастыря.

Святыни

Казанская икона Божией МатериКазанская икона Божией Матери

В Нижнеломовском Казанском монастыре находится святыня Русской Православной Церкви — чудотворная Казанская икона Божией Матери, явившаяся в 1643 году на источнике. Икона сия древнего письма живописью подобна чудотворному образу, явленному во граде Казани, но на четверть аршина меньше онаго: высота — 20 сантиметров, ширина — 16,7 сантиметров.

Вскоре после явления иконы в 1643 году последовало следующее чудо:

«Прииде от града Ломова пономарь Софоний и ста на источнице, где стояла чудот¬ворная икона и нача от возжженных свеч падающия капли воска собирати воедино, хотя нести сии в дом свой и получити себе корысть, и абие нападе на него ужас велий и невидимая сила десную руку, еюже собираше воск, обрати вспять, от чего он (пономарь) стал кричати вельми, дондеже опамятовался стал молиться Пресвятой Богородице со слезами и каятися о сем пред всеми и абие бысть помощию Божиею и милостию Пресвятой Богородицы управление руки якоже и первее».

Всего в Летописи за период с 1643 по 1717 год числится 109 чудес, именно: «исце¬лено больных руками — 10, глазами — 60, ногами — 9, страдавших тяжкою болезнию — 19, жестоким ревматизмом — 2, внут-реннею болезнию — 2, глухотою — 1, рас¬слаблением всего тела — 4, не владевшего рукою — 1, икотою и одышкою — 1».

Икона Св. Иоанна Предтечи

По преданию, в то время, когда явилась икона святого Иоанна Предтечи, села Серый Ключ еще не существовало, а было только несколько изб, в которых жили казаки. Увидев явленную икону на ключе, казаки дали знать о сем гражданам города Нижний Ломов. Жители, прибыв на место явления, взявши сию икону, перенесли ее в город и поставили в церковь, но икона чудесным образом скрылась и опять была обретена на месте прежнего своего явления. Это повторялось несколько раз. Наконец, иноки Казанской обители пожелали взять сию икону в храм Пресвятой Богородицы, с тем чтобы в честь свято- го Иоанна Предтечи соорудить особый храм.

Поскольку икона святого Иоанна Предтечи часто и на долгое время вместе с Казанскою иконою Божией Матери вы¬носилась в города и селения Пензенской губернии, то вместо нее в обители оставался список иконы. Риза и венец на списке были серебряными в позолоте, украшенными 18-ю драгоценными камнями. На ризе, на свитке в руке святого Предтечи текст: «Се Агнец Божий вземляй грехи…» (Ин. 1, 29) Икона была помещена в медном посеребренном киоте с полукруглым верхом. Риза и киот были устроены усердием братии монастыря в 1881 году.

Иверская икона Божией Матери

В списках святынь Нижне-Ломовского Казанско-Богородицкого монастыря в летописи упоминается «замечательная по древности» Иверская икона Божия Матери. Придание гласит, что икона сия в копии списана с Московской Иверской иконы Божия Матери архимандритом Варлаамом, когда тот был в Московском Чудовом монастыре наместником, и привезена им в Нижне-Ломовский монастырь, когда он вторично был назначен настоятелем сего монастыря. Вот как о сей иконе говорится в летописи:

«Икона сия пользуется великим уважением от жителей Н-Ломова и приходящих поклонников. Последние выносят сию икону на молебствия на родник в день Казанской иконы Божия Матери вместе с чудотворною Казанскою; а первые, в годины общественных бедствий, берут ее из монастыря в крестные ходы, и при молебствии о бездождии, по вере своей, часто видели и видят благодать и покровительство Царицы Небесной».

В храме в честь Казанской иконы Божия Матери есть аналой с частичками мощей святых угодников всего 39 мощевиков

  • святитель Дмитрий Растовский,
  • святитель Феодосий Черниговский,
  • святитель Феофан Затворник,
  • преподобный Максим Грек,
  • преподобный Засима Соловецкий,
  • преподобный Савватий Соловецкий,
  • преподобный Герман Соловецкий,
  • преподобный Гавриил Седмиезерский,
  • преподобный Гавриил Мелекесский исп.,
  • преподобный Антоний Радонежский,
  • Преподобных старцев Оптинских,
  • преподобных матерей Девеевских,
  • преподобномученницы Елисаветы,
  • преподобной Софии Суздальской,
  • священномученика Климента папы Римского,
  • блаженнаго Василия Московского,
  • преподобных старцев Глинских,
  • преподобных отцов Гортинских.

В Казанском храме Святой обители находятся следующие иконы святых угодников с частичками их мощей

  • Преподобный Сергий Радонежский;
  • Преподобный Серафим Саровский;
  • Пензенские Святые: свящ. исповедник Иоанн Оленевский, святитель Иннокентий Пензенский;
  • Дивеевские блаженные: Пелагея, Параскева, Мария;
  • Санаксарсские святые: прп. Александр, прп. Фёдор Санаксарский, св. праведный воин Фёдор (Ушаков);
  • Икона св. блаженной старицы Матроны Московской с частичкой гроба.

Новая история

Возвращение святыни

Первая весточка о возвращении всего монастыря поступила в 1994 году. Тогда верующим Казани отдали Софийскую церковь, а уже в XXI веке вернули храм в честь воздвижения Креста Господня. Случилось это в 2004-2005 годах. Следующая радостная для казанцев новость не заставила себя долго ждать. До сих пор помню телевизионные сюжеты, напряженные разговоры прохожих и интересные статьи в местных газетах о том, как в Казань привезли список иконы Богородицы.

В 2005, напомню, праздновали 1000-летие Казани. К этой дате отстроили мечеть Кул Шариф, разрушенную еще войсками Ивана Грозного, и к этому же моменту были завершены переговоры между Папой Римским, Патриархом Алексием II и Камилем Исхаковым, тогдашним мэром столицы Татарстана, по поводу передачи ватиканского списка иконы. Он был сделан в России на рубеже XVII — XVIII веков, а в 20-е годы прошлого столетия вывезен одним поляком из Берлина в Англию. В начале тридцатых годов британский коллекционер Норман Вайс приобрел чудотворный список, а затем вновь благодаря стечению обстоятельств икона оказалась в Ватикане.

Новое дыхание

Любопытно, что с 2005 года решено было возрождать монастырь уже как мужской, в то время как Зилантов – на Зилантовой горе, бывший мужским, сделать женским.

Видимых следов табачной фабрики на территории обители больше нет, народная тропа с постоянством следует в монастырь, а в 2015 году появилось еще одно известие – решение о восстановлении Казанского собора. После взрыва остался лишь фундамент, по которому строители и архитекторы могут полностью воссоздать планировку собора, его раскопки уже завершены.

Торжественная закладка назначена на празднование Казанской иконы 21 июля 2021

На это важное для православных не только Казани, но и России событие приедет Патриарх Кирилл

Традиционно 21 июля и 4 ноября (в день освобождения от поляков в 1612 по молитвам у иконы) проходит крестный ход с тысячами верующих.

История обители

Как все начиналось

Закрываю глаза, пытаюсь отключиться от суеты вокруг и представляю события давно минувших дней. На дворе 1579 год, жаркое, очень жаркое лето. В Казани большой пожар, в нем сгорела почти треть построек столицы Татарского края. Среди погорельцев – семья стрелецкого сотника по имени Данила Онучин. У него была дочь Матрона (12 лет). Во сне к девочке трижды явилась Дева Мария и велела идти на то самое пепелище на северо-востоке, обрести там Образ. Мама Матроны передала видение архиепископу Иеремии, он благословил раскопки.

Икона Божией Матери была найдена под останками сгоревшего строения 8 июля. Образ сразу же перенесли в находившуюся рядом церковь в честь Николы Тульского. Кстати, удивительное стечение судеб – непосредственное участие в обретении чудотворного образа принял священник Ермолай, трудившийся тогда в Николо-Гостинодворской церкви. Впоследствии он стал митрополитом Казанским, а далее – Всероссийским патриархом, а еще дальше – священномучеником Гермогеном, канонизированным Церковью в 1913. Эти заметки всегда интересны любителям и знатокам истории государства Российского.

После обретения чудотворной иконы

Сразу же после того как чудотворный образ был найден, состоялся крестный ход, во время которого больные исцелялись, слепые становились зрячими, а пожар после прекратился. В том же году по приказу Ивана Грозного на месте обретения основали женский Богородицкий монастырь. А первой монахиней в нем и стала та самая девочка Матронушка, после пострига принявшая имя Мавра.

Через 16 лет в истории Казанского края появилась особая праздничная дата – 8 июля (по-нынешнему 21), ставшая праздником Казанской иконы Богородицы. Много чудес в истории России и мира было связано с этим образом. В антицерковные советские годы люди также неустанно обращались к Богородице за помощью к этой иконе. Она всегда спасала: и в личных делах, и во время опасности для всей страны, во моменты тяжелых кровопролитных боев Великой Отечественной.

Самая тяжелая ночь в истории монастыря

Скорбным для Казанского Богородицкого монастыря стал 1904 год. О тех событиях до сих пор можно услышать множество мнений, сожалений и, конечно, надежд. В ночь на 29 июня икона из Богородицкого монастыря пропала вместе с образом Спасителя и денежными пожертвованиями в размере 365 руб. Похитителем оказался Федор Чайкин, помогала ему жена Прасковья.

Как выяснили следователи, и потом признался сам злоумышленник, оказавшийся еще и рецидивистом, драгоценности он, что называется, «спрятал по углам», а чудотворную икону распилил и сжег в печи. Насчет последнего ведется много споров, как-то раз за неделю я услышала три разных версии. Одна из них – это кража образа старообрядцами, другая – вариант, что Казанскую икону спрятали сами монахини, предчувствуя тяжелые перемены, и она явится вновь. По крайней мере, официальная версия гласит, что чудотворный образ был утрачен.

XX век в истории монастыря

Начавшись с тяжелой утраты, все 20-е столетие в женском Казанском Богородицком монастыре шла борьба, шла проверка терпения и веры. С приходом к власти большевиков в 1918 были закрыты храмы Казанского Кремля, а все святыни перенесены в обитель, о которой и идет рассказ. В скором времени монастырь также был упразднен, но православные все равно собирались в нем. В 1931 году большую часть строений на территории Богородицкого монастыря разрушили или отдали под иные цели. Самой главной потерей стал Казанский собор, стоявший на месте обретения и взорванный в 30-е годы.

А затем оставшиеся стены монастыря повидали многое – сначала короткий период была киностудия, затем в 1942 в нем разместили табачную фабрику, в скором времени достроили пятиэтажки. В Крестовоздвиженский храм, который мы сейчас первым делом и видим при входе на территорию, отправили филологический факультет ТГГПУ (тогда – Педагогического института).

Кстати, уже потом, в 90-е и нулевые, среди казанцев было немало мистических легенд об этих местах, потому как истинной истории не знали. Были и рассказы сторожей «табачки» о том, как необычно чувствовали они себя здесь.

Храмы и часовни Богородицкого монастыря

  • Крестовоздвиженский собор (Казань);
  • Софийская церковь;
  • Собор Николая Чудотворца (Тульского) (сильно перестроен);
  • Часовня на месте обретения Казанской иконы Божией Матери;
  • Временная звонница;
  • Собор Казанской иконы Божией матери (восстанавливается).

На территории монастыря были и другие постройки, большинство из них не дожили до наших времен:

  • Настоятельский корпус (1810-1832 гг.);
  • Никольский корпус (1832-1843 гг.);
  • Святые ворота (1810 г.);
  • Ворота к Софийской церкви;
  • Фрагменты стен ограды (1-я пол. XIX в.);
  • Церковно-приходская школа (1895-1896 гг.);
  • Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (Параскевы Пятницы);
  • Монастырские службы (1803-1807 гг.);
  • Келейный корпус (1816 г.).

Собор Казанской иконы Божией Матери

Архитектурной доминантой и выдающимся памятником русского классицизма разрушенный в 30-е годы XX века и ныне воссозданный собор Казанской иконы Божией Матери, где и находился чудотворный образ. Собор был построен вместо старого храма, возведённого в 1594-1596 годах, по проекту известного архитектора Ивана Старова под наблюдением казанского архитектора Филиппа Емельянова. На закладке собора 30 мая 1798 года присутствовал император Павел I с великими князьями Александром (будущим императором Александром I) и Константином. В 1808 году храм был расписан и освящён.

Утрачена и шестиярусная монастырская колокольня высотой 55 метров (для сравнения, колокольня Петропавловского собора имеет высоту 49 метров), построенная, скорее всего, в первой половине XVII века.

Корпуса бывшей табачной фабрики, общежития КГТУ (КАИ) на углу Большой Красной и Красина и жилые дома в западной части монастыря разрушили цельность архитектурного ансамбля, но ряд построек всё же сохранился.

Внутри обители

Что делать, как себя вести и во сколько приезжать? Самые распространенные вопросы, когда речь идет о священных местах.

Для девушек настоятельное пожелание, чтобы были закрыты плечи и колени, также без откровенных декольте, на голове – платок. Если с собой нет (а что у туристов может случиться), в монастыре при входе можно найти много оставленных вещей именно на такие случаи, а юбки вообще, специально сшитые для паломников. Для мужчин условия те же – быть не в шортах, а сверху в чем-либо, закрывающем плечи.

Внутри разговаривать стоит тихо, мобильные телефоны выключить, фотографировать только по благословению священника. Он обязательно будет в храме, поэтому смело спрашивайте у работников, где его найти, если не увидели сразу. Открыт Казанский Богородицкий монастырь ежедневно с 8 утра до 7 часов вечера, службы начинаются в 8:00 и 17:00 соответственно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector