Иегова: кто это?
Содержание:
- Есть ли имя у Бога?
- Восприятие имени Бога
- Святость и сила имени
- Как зовут Бога Отца?
- Есть ли имя у Бога?
- Члены Церкви усыновлены Богу через Иисуса Христа
- Список имён Бога, Христа и Духа Святого:
- Бог Творец
- Все имена Бога в Библии — список и таблица
- Эль Шаддай
- Имена Божии в Законе, или в книгах ветхозаветного Писания
- Написание божественных имен
- Иегова, тетраграмматон
- Все имена Бога в Библии — список и таблица
- Имена Божии в Законе, или в книгах ветхозаветного Писания
- Имена Бога в Библии и их значение
- Ветхий Завет [ править ]
- Ветхий Завет [ править ]
- Имена Бога в христианстве
Есть ли имя у Бога?
Как зовут Бога? Многочисленные Божественные имена открываются нам в Священном Писании: в Ветхом и Новом Заветах
Однако важно понимать, что Божественная сущность в полной мере непостижима человеческим разумом. А значит, она не может иметь имени, которое её исчерпывающе характеризовала бы
Бога нельзя определить каким-то одним понятием. Приведём слова святителя Василия Великого:
Имя Господне, «Яхве», в разных вариантах древнееврейского языка
Указанные в Священном Писании имена Бога отражают лишь некоторые Его свойства и действия, которыми Он открывается человеку. Святитель Григорий Нисский учил, что Бог «получает наименования от действий, которые, как мы верим, касаются нашей жизни» («Бог: Православное учение»). Люди стремились словесно воссоздать Его образы, используя аналогии из нашего мира. Поэтому у Единого Бога так много имён. Но все они относительны и даже в совокупности не могут полностью передать Божественную сущность. Ведь Бог выше всех имён и аналогий из нашего мира.
Священное Писание содержит множество имён-эпитетов, которыми обладает Бог в Православии. Богословы разделили их на утвердительные (катафатические) и отрицательные (апофатические). Святитель Василий Великий объяснял: первые показывают нам, что в Боге есть (например, «Всемогущий», «Истинный», «Близкий»). А вторые – то, что чуждо Ему (например, «Неизменный», «Нетленный», «Невидимый») («Истина Бытия Божия»).
Восприятие имени Бога
О христианском отношении к именам Бога лучше всего говорит третья заповедь: «Не произноси имени Бога твоего напрасно» (Исх. 20:7). Упоминать Творца следует только в благоговейной молитве. Издревле существует и магический, греховный взгляд на эту тему. Если человек знает, как зовут Бога, это якобы даёт ему безграничную власть.
В ветхозаветные времена евреи неразрывно связывали Бога с Его именами. Они считались такими же священными, как и Сам Создатель. Поэтому иудеями использовался тетраграмматон (יהוה) – четырёхбуквенное обозначение имени Бога, которое было запрещено произносить. Иудеи считали, что в этом имени заключена великая сила, и при произношении благоговейно заменяли его другими словами.
В каббале тетраграмматон упоминается как одно из десяти Священных Имён Творца. В этом имени якобы заключены все основные геометрические формы (точка, линия, плоскость, куб). Тетраграмматон прочно вошёл в мировую культуру. Он с древности фигурирует в фольклоре, искусстве и различных мистических учениях.
Святость и сила имени
Больше чем имя
Пергамент Десяти заповедей 1768 года
Хотя в некоторых современных культурах имена — это просто ярлыки и обозначения, которые отличают один предмет от другого, в христианском богословии имена Бога всегда имели гораздо более глубокий смысл и значение. В религиозном смысле имена Бога не являются изобретением людей, но имеют божественное происхождение и основаны на божественном откровении.
Почитание имени Бога восходит к Ветхому Завету, и, как и в , Десять Заповедей гласят : «Вы не должны злоупотреблять именем ЛОРДА, Бога вашего». Христианские учения рассматривают эту заповедь не просто как отказ от использования имени Бога, но как указание возвысить его через благочестивые дела и хвалу.
В христианских учениях имя Бога — это не просто ярлык, но включает в себя божественные тайны, которые требуют уважения и похвалы и вытесняют их. Луи Беркхоф заявляет, что проблема, связанная с использованием и толкованием имен Бога, создает теологическую загадку, поскольку, учитывая, что Бог «бесконечен и непостижим», Его имена выходят за рамки человеческого мышления, но они позволяют открывать Его людям, когда он спускается. тому, что конечно и приемлемо. Таким образом, имя Бога всегда почиталось в христианской традиции и ассоциировалось с Его присутствием.
Имя Бога, путь Бога
Традиции и гимны христианской литургии уже давно подчеркивают важность действий во имя Бога, например, в Sanctus (который может уйти) говорится: «Блажен, кто приходит во имя Господа».
Возвращаясь к отцам церкви, таким как Иустин Мученик или Кирилл Александрийский , в христианских учениях имя Бога рассматривалось как представление всей системы «божественной истины», открытой верующим, «которые верят в Его имя», как у или «ходите во имя Господа Бога нашего» в . Это далее показано в прощальной речи Иисуса к своим ученикам в конце Тайной вечери , в которой он обращается к Отцу, а в и говорится:
- «Я явил имя Твое людям, которых Ты дал мне от мира». (17: 6)
- «Я открыл им имя Твое и раскрою его» (17:26)
В те, кто носит имя Бога, предназначены для Нового Иерусалима ; который сойдет (на землю) с небес. В христианских учениях, хотя народ Божий носит имя Бога, даже они могут оскорбить имя Бога, нарушая природу Бога и нарушая Его заповеди, как в : «Ибо имя Бога есть богохульствовали среди язычников из-за тебя, как написано ».
Да святится имя Твое
В молитве Господней , в Матфея 6: 9 , 1500, Вена
Первое прошение в молитве «Отче наш» — « Да святится имя Твое» обращено к «Отцу нашему на Небесах». В своей проповеди 4-го века «Да святится имя Твое, Царствие Твое», Григорий Нисский сослался на
и
которых говорится:
Григорий заявил, что прошение, с которого начинается молитва «Отче наш», касается оскорблений, пренебрежения и невнимания к чести имени Бога и пытается исправить это посредством благочестивых действий верующих. Современное христианское богословие продолжает это учение, а также добавляет, что лекарство также включает суд Божий против тех, кто не уважает его имя.
В Иисус подает прошение к Отцу и получает ответ:
Первое прославление относится к от : «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». в начале служения Иисуса с его крещением , а во втором — до его предстоящего распятия. Так, в Иисус объясняет толпе, слышащей голос: «Голос сей пришел не для Меня, но для вас», имея в виду его распятие как ключевой элемент пути к спасению.
Другие молитвы в различных христианских традициях продолжают относиться к имени Бога, например, католическая молитва Золотая Стрела начинается с:
Широкое использование Иисусовой молитвы в Восточной Православной Церкви также было связано с силой имени Бога и продолжающимися богословскими дискуссиями.
Как зовут Бога Отца?
Стоит сразу оговорится, что мы будем говорить о Боге, о котором рассказывается в Библии, другие «боги» в данном контексте нас не интересуют.
В одной из самых древних религиозных книг, Библии, ясно говорится, что имя у Бога всё такие есть, и даже несколько тысяч раз называется:
И да знают, что Ты, Коему имя Иегова, Един высок над всею землею. (Пс.82:20, перевод протоиерея Павского Г.П.)
Так пел царь Давид в одном из своих псалмов около 3000 лет назад. И вправду, минули века, а имя Бога не стёрлось из памяти поколений и многие люди знают его и сегодня.
Во тут так же можно посмотреть, как использовали имя Бога в своих произведениях зарубежные классики.
Не боялись раньше имени Бога и православные священники: использовали его в своих книгах и проповедях.
Так же многие справочники словари рассказывают об этом священном имени, так что все это не секрет для тех, кто умеет читать…
Есть ли имя у Бога?
Как зовут Бога? Многочисленные Божественные имена открываются нам в Священном Писании: в Ветхом и Новом Заветах
Однако важно понимать, что Божественная сущность в полной мере непостижима человеческим разумом. А значит, она не может иметь имени, которое её исчерпывающе характеризовала бы
Бога нельзя определить каким-то одним понятием. Приведём слова святителя Василия Великого:
Имя Господне, «Яхве», в разных вариантах древнееврейского языка
Указанные в Священном Писании имена Бога отражают лишь некоторые Его свойства и действия, которыми Он открывается человеку. Святитель Григорий Нисский учил, что Бог «получает наименования от действий, которые, как мы верим, касаются нашей жизни» («Бог: Православное учение»). Люди стремились словесно воссоздать Его образы, используя аналогии из нашего мира. Поэтому у Единого Бога так много имён. Но все они относительны и даже в совокупности не могут полностью передать Божественную сущность. Ведь Бог выше всех имён и аналогий из нашего мира.
Священное Писание содержит множество имён-эпитетов, которыми обладает Бог в Православии. Богословы разделили их на утвердительные (катафатические) и отрицательные (апофатические). Святитель Василий Великий объяснял: первые показывают нам, что в Боге есть (например, «Всемогущий», «Истинный», «Близкий»). А вторые – то, что чуждо Ему (например, «Неизменный», «Нетленный», «Невидимый») («Истина Бытия Божия»).
Члены Церкви усыновлены Богу через Иисуса Христа
Сын Божий становится человеком, как мы говорим в Символе веры, «нас ради человек и нашего ради спасения». Это спасение включает в себя не только избавление от греха, но и нечто несравненно большее — усыновление Богу, включение в Его семью через веру в Иисуса Христа и Святое Крещение. Как говорит апостол Иоанн, а тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились (Ин 1:12–13). О том же говорит и апостол Павел: Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса (Гал 3:26).
Более того, мы призваны приобщиться к той подлинной жизни, которой обладает только сам Бог. Как говорит святой апостол Петр, мы должны сделаться причастниками Божеского естества (2 Пет 1:4).
Поэтому через веру и Крещение мы являемся сынами и дочерями Богу; но в отличие от Иисуса Христа, который является Сыном Божиим Единородным, мы — усыновленные дети. Как говорит святой апостол Павел, когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. А как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: “Авва, Отче!” Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа (Гал 4:4–7).
В заставке используется фрагмент картины «Дайте детям приходить ко мне (Мк 10:14)», Карл Кристиан Фогель фон Фогельштейн, Галерея современного искусства, Флоренция
Список имён Бога, Христа и Духа Святого:
Каждое из многих имен Бога описывает различные аспекты Его многогранного характера. Наиболее известными именами Бога в Библии являются следующие:
Имя Бога
Имя Бога в диаграмме книги «Oedipus Aegyptiacus» Афанасия Кирхера (Рим, 1652—1654)
- Яхве или Иегова
- Элохим
- Адонай
- Альфа и Омега
- Господь Саваоф — «Господь Воинств»
- Эль-Шаддай — «Бог Всемогущий»
- Эль-Эльйон — «Бог Всевышний»
- Отец
- Творец
- Любовь
- Эль-Олам — «Бог Крепкий»
- Иегова-Кана — Бог Ревнивый
- Иегова-Ро’и́ — «Иегова — Пастырь мой»
- Иегова-Ир’э́ — «Иегова усмотрит»
- Иегова-Шалом — «Иегова — мир»
- Иегова-Роф’эха — «Иегова — Целитель твой»
- Иегова-Цидкейну — «Иегова оправдание наше!»
- Иегова-Шамма — «Иегова там»
- Иегова-Нисси́ — «Иегова — знамя моё»
- Иегова-Мекаддишхем — «Иегова, освящающий вас»
Имена и эпитеты Иисуса Христа
- Агнец Божий
- Альфа и Омега
- Аминь
- Бог истинный
- Воскресение и жизнь
- Второй человек
- Господь
- Дверь
- Друг
- Еммануил
- Жизнь вечная
- Звезда утренняя
- Испытующий сердца и внутренности
- Истинная виноградная лоза
- Краеугольный камень
- Лев от колена Иудина
- Мессия
- Назорей
- Отрасль
- Пастырь добрый
- Первый и Последний
- Последний Адам
- Путь и истина и жизнь
- Свет Миру
- Слово
- Сын Бога Живого
- Сын Божий
- Сын Давидов
- Сын Человеческий
- Хлеб жизни
- Хлеб, сшедший с небес
- Царь Иудейский
- Я есмь (греч. «Эго эйми», парафраз еврейского «Я есмь Сущий»), тождественно ему в греческом тексте Это Я (Ин. 18:5,6)
Бог Творец
Кто такой Бог, если не созидательная сила вселенной? Он же – другая ипостась Троицы – Святой Дух. Если Бог Отец – это чистое пассивное существование, то проявление Бога Творца заключено в творческом акте сотворения нашего мира. Все, что движется и живет хранит в себе животворящую силу духа.
Бог Творец или Святой Дух – отображение священного принципа действия. В Древнем Египте эту ипостась Единого олицетворяли в образе верховного бога Ра – бога Солнца, дарующего тепло и свет. В христианской традиции святой дух изображается в виде белого голубя. А на Древе Сефирот этой ипостаси Бога соответствует Сефира Хокма – сила активного мужского начала, оплодотворяющая и всепроникающая энергия творца.
Все имена Бога в Библии — список и таблица
Имя Бога | Перевод с евр. | Отрывки Библии | Что оно означает |
Элохим | Бог | Бытие 1:1; Числа 23:19; Псалом 18:2 | Показывает силу и могущество Бога. Он единственный всевышний и истинный Бог. |
Иегова | Господь | Бытие 2:4; Исход 6:2-3 | Собственное имя личности Бога |
Эль Элион | Всевышний | Бытие 14:17-20; Числа 24:16; Псалом 7:18; Исайя 14:13-14 | Он выше всех богов; в жизни нет ничего более священного. |
Эль Рои | Видящий Бог | Бытие 16:3 | Бог наблюдает за всем своим творением и делами людей |
Эль Шаддай | Всемогущий Бог | Бытие 17:1; Псалом 90:1 | Бог всемогущ, у Него вся сила |
Иегова Ире | Господь усмотрит | Бытие 22:14 | Бог заботится о наших нуждах |
Иегова Нисси | Господь-мое знамя | Исход 17:15 | Бог всегда нам помогает и ведет нас к победам |
Адонаи | Господь | Вт.6:4 | Только Бог-глава всего |
Иегова Элохе Израиль | Господь Бог Израиля | Судьи 5:3; Псалом 58:6; Исайя 17:6; Соф.2:9 | Он — Бог своего народа |
Иегова Шалом | Господь есть мир | Судьи 6:24 | Бог дает нам мир, так что нам нечего бояться |
Кедош Израиль | Святый Израиля | Исайя 1:4 | Бог морально совершенен |
Иегова Саваоф | Господь воинств | 1Царств 1:3; Исайя 6:1-3 | Бог с небесными воинствами наш спаситель и защитник |
Эль Олам | Вечный Бог | Исайя 40:28-31 | Бог вечен. Он действовал раньше, сейчас и будет снами вечно |
Иегова Цидкену | Господь – оправдание наше | Иеремия 23:6; 33:16 | Бог – образец праведного поведения и только Он делает нас праведными |
Иегова Шамма | Господь там | Иезекииль 48:35 | Бог всегда с нами |
Аттик Иомин | Ветхий днями | Даниила 7:9, 13 | Бог – высшая власть. Однажды Он будет судить все народы. |
Эль Шаддай
В переводе на русский язык данное именное словосочетание означает «Бог Всемогущий». Буквосочетание шад- переводится, как «сила». В буквальном смысле это понятие расшифровывается следующим образом: «преисполненный могуществом, мощью, крепостью».
Существует еще несколько трактовок «Эль Шаддай». Однако они считаются менее достоверными. Например, существует мнение, что корень слова «Шаддай» происходит от древнеаккадского «Шаду», что переводится, как «гора». В таком случае само выражение может трактоваться, как «Бог горы».
Согласно другой точки зрения, «Шаддай» в переводе с древнееврейского означает «грудь кормящей матери». В этом якобы прослеживается связующая параллель, где материнская грудь выступает символом Бога.
Стоит отметить: подобное толкование было достаточно распространено в древние времена и вполне соответствовало старым верованиям, однако с толкованием Торы и других Писаний оно явно не совпадает.
Имена Божии в Законе, или в книгах ветхозаветного Писания
(В этой таблице нумерация стихов – еврейская)
Бог: | Быт.1:1, Пс.50:3, Втор.32:15, Авв.3:3. |
Живый | Ос.2:1, Дан.6:21, Иер.10:10, 1Цар.17:26. |
Присносущий | Дан.6:26. |
Первый | Ис.44:6, 48:12. |
Последний | Ис.44:6, 48:12. |
Древний | Втор.33:27. |
Вечный | Ис.40:28. |
Благий | Пс.25:8, 86:5, 100:5, 145:17. 2Пар.30:18. |
Благодатель, Благодетель | Пс.119:86. |
Благодеющий, Милосердный | Пс.145:17 |
Благословенный | Пс.18:47, 68:36. |
Благотворящий | Исх.20:6. Иер.32:18. |
Близкий | Пс.34:19, 145:18. |
Бог, Крепкий | Исх.15:2. Чис.12:13. Втор.10:17. Пс.118:37. Неем.9:32. |
Великий | Пс.49:2, 145:3. Неем.9:32, Иер.32:18. |
Великий в советах | Иер.32:19. |
Величественный | Пс.8:1, Исх.15:11. |
Верный | Пс.31:6. |
Ветхий днями | Дан.7:9, 22. |
Вечно живущий | Ис.57:15. |
всегда тот же | Пс.44:5, 102:8, 1Пар.17:26, Неем.9:6–7, Ис.43:10, 13, 48:12. |
сокровенный | Ис.45:15. |
Владыка | Иов.36:22, Дан.2:47, 5:23. |
Возвышающий, Унижающий | 1Цар.2:7. |
Воздающий | Пс.31:24. Иер.32:18. |
Врач | Иер.33:6 |
Врачующий | Исх.15:26. Втор.32:39. |
Всеведущий | 1Цар.2:3. |
Всевышний | Быт.14:18. Пс.57:3, 9:3, 21:8. |
Вседержитель | Пс.91:1. |
Всемогущий | Быт.17:1. Чис.24:4. Иов.5:17. |
Всесильный | Ис.40:26. |
Высокий | Пс.49:2, 99:2. Ис.57:15. |
Вышний | Иов.36:26, 37:23. |
Господь | Быт.15:2, Исх.21:17, 34:9, Чис.14:17, Пс.86:9, 114:8, Ис.1:24 |
Далекий | Притч.15:29. |
Державный | Пс.24:8. Втор.10:17. |
Дивный, Страшный | Втор.10:17. Пс.68:36, 76:8, 12. Неем.9:32. |
Долготерпеливый, Медленный на гнев | Пс.103:8. |
Единый | Втор.6:4. |
Заступник | 1Цар.24:16. Пс.68:6. |
Знающий тайны сердца | Пс.44:22. |
Избавитель | Пс.18:3, 70:6. |
Искупитель | Пс.19:15. Ис.63:16. |
Испытующий сердца и утробы | Пс.7:10. |
Истинный | Ис.65:16. |
Каратель, Поражающий | Иез.7:9. |
Крепость | Пс.140:8. |
Кроткий | Пс.86:5. |
Милостивый | Пс.119:68. |
Милующий, Щедрый | Пс.86:15, 145:8. |
Мир | Суд.6:24. |
Многомилостивый | Пс.86:5, 145:8.Иоил.2:13. |
Многомощный | Пс.147:5. |
Могущий | Пс.89:9. |
Могущий силою | Иов.9:4. |
Мощный | Быт.49:24. Пс.132:2. Ис.1:24. |
Наказывающий за вину | Исх.20:5. |
Обогащающий | Там же. |
Огонь поедающий | Втор.4:24. |
Оживляющий, дающий жизнь | 1Цар.2:6. Неем.9:6. Втор.32:39. |
Отец | Втор.32:6. Пс.67:6, 88:27. Ис.63:16. |
Пастырь | Пс.80:2. |
Покров, Покровитель | Пс.32:7, 119:114. |
Помощник | Пс.30:11 |
Правдивый | Втор.32:4. Пс.92:16. |
Праведный | Пс.7:10, 112:4, 145:17. Неем.9:33. |
Превознесенный | Пс.46:11. |
Превозносимый | Ис.57:15. |
Премудрый сердцем | Иов.9:4. |
Препрославленный, Достопоклоняемый | Пс.18:4, 48:2. |
Прибежище | Пс.14:6, 46:2. |
Пристанище | Пс.95:22. |
Ревнитель | Исх.20:5, 34:14. |
Саваоф | 1Цар.4:4. 3Цар.18:15. Ис.6:3. |
Свет | Пс.84:12 |
Святый | Лев.11:44–45. Пс.22:4, 33:3, 5, 9. Ис.1:4–5, 1:16, 40:25, 25:15 |
Сильный | Втор.10:17. Пс.24:8, Иер.32:18. Неем.9:32. |
Слава | Пс.106:20. |
Создатель | Пс.149:2 |
Сокрушающий | Втор.32:39. Пс.68:22. |
Солнце | Пс.83:12 |
Спаситель | Пс.7:11. Ис.45:15. |
Справедливый | Пс.118:137. |
Судия | Быт.18:25, Суд.11:27, Пс.7:12, 9:5, 75:8. |
Сущий, Сый | Исх.3:14. |
Твердыня | Втор.32:4. 1Цар.2:2. |
Творец | Ис.40:28. |
Терпеливый | Пс.88:8. |
Убежище | Пс.90:1. |
Убожащий, обедняющий, делающий бедным | 1Цар.2:7. |
Ум | Притч.8:14. |
Умерщвляющий, посылающий смерть | 1Цар.2:6. Втор.32:39. |
Хранитель, Страж | Иов.7:20. Пс.31:24. |
Царь | Пс.5:3, 10:16, 24:1, 10, 145:1. |
Щит | Быт.15:1. Втор.33:29. Пс.3:4, 18:31, 84:10. |
Написание божественных имен
Псалмы на иврите и латыни . Рукопись на пергаменте , XII век.
В еврейской традиции священность божественного имени или титулов должна признаваться профессиональным софером (писцом), который пишет свитки Торы или тфилин и мезузу . Прежде чем записать какой-либо из божественных титулов или имени, они мысленно готовятся освятить их. Как только они начинают имя, они не останавливаются, пока оно не закончится, и их нельзя прерывать во время написания, даже чтобы приветствовать короля. Если в письменной форме допущена ошибка, ее нельзя стереть, но необходимо провести линию вокруг нее, чтобы показать, что она отменена, и всю страницу нужно поместить в генизу (место захоронения Священных Писаний) и начать новую страницу.
Иегова, тетраграмматон
Для чего служит имя Бога и, разве мы не знаем главное для нас имя Триединого Бога — Иисус Христос? Для тех, кто изучает библеистику пытается познать самые сложные понятия Священного Писания, имена Бога — это очень важная загадка. Имя Бога говорит нам о том, что Господь благ и милосерден, прямо указывает на это через сложную грамматическую конструкцию. Произнесение Бога — запрещено в иудаизме, для этого используются другие термины, о которых мы расскажем ниже. Мы же можем исходить лишь из гипотез о том, как правильно произносить имя Бога, ведь в древнееврейских текстах… Не было гласных! У нас есть буквенное обозначение имени Бога, но это только согласные буквы, которые принято называть «тетраграмматоном».
Древние ученые, которые занимались Священным Текстом пытались воспроизвести имя, исходя из своих представлении о культуре и нравственности, традициях еврейского народа. Но мнения их так расходятся, что мы имеет совершенно разные варианты произношения. Например Иегова и Яхве.
Тетраграмматон встречается в иудаизме и каббале. Каббала — одно из оккультных течений иудаизма. Четырехбуквенное обозначение YHWH читается, как Иегова или Яхве. Встречается в Священном Писании более семи тысяч раз и считается в ряде традиций именем Бога. Так секта «Свидетели Иеговы» фактически переводится, как Свидетели Бога. Яхве — это все те же четыре буквы, прочитанные по-другому. Яхве означает «Я есть Тот, Кто Я есть» или просто — «Я есть2 (Исх 3:14).
Тетраграмматон — одна из больших загадок библеистики и предмет разночтений, споров.
Все имена Бога в Библии — список и таблица
Имя Бога | Перевод с евр. | Отрывки Библии | Что оно означает |
Элохим | Бог | Бытие 1:1; Числа 23:19; Псалом 18:2 | Показывает силу и могущество Бога. Он единственный всевышний и истинный Бог. |
Иегова | Господь | Бытие 2:4; Исход 6:2-3 | Собственное имя личности Бога |
Эль Элион | Всевышний | Бытие 14:17-20; Числа 24:16; Псалом 7:18; Исайя 14:13-14 | Он выше всех богов; в жизни нет ничего более священного. |
Эль Рои | Видящий Бог | Бытие 16:3 | Бог наблюдает за всем своим творением и делами людей |
Эль Шаддай | Всемогущий Бог | Бытие 17:1; Псалом 90:1 | Бог всемогущ, у Него вся сила |
Иегова Ире | Господь усмотрит | Бытие 22:14 | Бог заботится о наших нуждах |
Иегова Нисси | Господь-мое знамя | Исход 17:15 | Бог всегда нам помогает и ведет нас к победам |
Адонаи | Господь | Вт.6:4 | Только Бог-глава всего |
Иегова Элохе Израиль | Господь Бог Израиля | Судьи 5:3; Псалом 58:6; Исайя 17:6; Соф.2:9 | Он — Бог своего народа |
Иегова Шалом | Господь есть мир | Судьи 6:24 | Бог дает нам мир, так что нам нечего бояться |
Кедош Израиль | Святый Израиля | Исайя 1:4 | Бог морально совершенен |
Иегова Саваоф | Господь воинств | 1Царств 1:3; Исайя 6:1-3 | Бог с небесными воинствами наш спаситель и защитник |
Эль Олам | Вечный Бог | Исайя 40:28-31 | Бог вечен. Он действовал раньше, сейчас и будет снами вечно |
Иегова Цидкену | Господь – оправдание наше | Иеремия 23:6; 33:16 | Бог – образец праведного поведения и только Он делает нас праведными |
Иегова Шамма | Господь там | Иезекииль 48:35 | Бог всегда с нами |
Аттик Иомин | Ветхий днями | Даниила 7:9, 13 | Бог – высшая власть. Однажды Он будет судить все народы. |
Имена Божии в Законе, или в книгах ветхозаветного Писания
(В этой таблице нумерация стихов – еврейская)
Бог: | Быт.1:1, Пс.50:3, Втор.32:15, Авв.3:3. |
Живый | Ос.2:1, Дан.6:21, Иер.10:10, 1Цар.17:26. |
Присносущий | Дан.6:26. |
Первый | Ис.44:6, 48:12. |
Последний | Ис.44:6, 48:12. |
Древний | Втор.33:27. |
Вечный | Ис.40:28. |
Благий | Пс.25:8, 86:5, 100:5, 145:17. 2Пар.30:18. |
Благодатель, Благодетель | Пс.119:86. |
Благодеющий, Милосердный | Пс.145:17 |
Благословенный | Пс.18:47, 68:36. |
Благотворящий | Исх.20:6. Иер.32:18. |
Близкий | Пс.34:19, 145:18. |
Бог, Крепкий | Исх.15:2. Чис.12:13. Втор.10:17. Пс.118:37. Неем.9:32. |
Великий | Пс.49:2, 145:3. Неем.9:32, Иер.32:18. |
Великий в советах | Иер.32:19. |
Величественный | Пс.8:1, Исх.15:11. |
Верный | Пс.31:6. |
Ветхий днями | Дан.7:9, 22. |
Вечно живущий | Ис.57:15. |
всегда тот же | Пс.44:5, 102:8, 1Пар.17:26, Неем.9:6–7, Ис.43:10, 13, 48:12. |
сокровенный | Ис.45:15. |
Владыка | Иов.36:22, Дан.2:47, 5:23. |
Возвышающий, Унижающий | 1Цар.2:7. |
Воздающий | Пс.31:24. Иер.32:18. |
Врач | Иер.33:6 |
Врачующий | Исх.15:26. Втор.32:39. |
Всеведущий | 1Цар.2:3. |
Всевышний | Быт.14:18. Пс.57:3, 9:3, 21:8. |
Вседержитель | Пс.91:1. |
Всемогущий | Быт.17:1. Чис.24:4. Иов.5:17. |
Всесильный | Ис.40:26. |
Высокий | Пс.49:2, 99:2. Ис.57:15. |
Вышний | Иов.36:26, 37:23. |
Господь | Быт.15:2, Исх.21:17, 34:9, Чис.14:17, Пс.86:9, 114:8, Ис.1:24 |
Далекий | Притч.15:29. |
Державный | Пс.24:8. Втор.10:17. |
Дивный, Страшный | Втор.10:17. Пс.68:36, 76:8, 12. Неем.9:32. |
Долготерпеливый, Медленный на гнев | Пс.103:8. |
Единый | Втор.6:4. |
Заступник | 1Цар.24:16. Пс.68:6. |
Знающий тайны сердца | Пс.44:22. |
Избавитель | Пс.18:3, 70:6. |
Искупитель | Пс.19:15. Ис.63:16. |
Испытующий сердца и утробы | Пс.7:10. |
Истинный | Ис.65:16. |
Каратель, Поражающий | Иез.7:9. |
Крепость | Пс.140:8. |
Кроткий | Пс.86:5. |
Милостивый | Пс.119:68. |
Милующий, Щедрый | Пс.86:15, 145:8. |
Мир | Суд.6:24. |
Многомилостивый | Пс.86:5, 145:8.Иоил.2:13. |
Многомощный | Пс.147:5. |
Могущий | Пс.89:9. |
Могущий силою | Иов.9:4. |
Мощный | Быт.49:24. Пс.132:2. Ис.1:24. |
Наказывающий за вину | Исх.20:5. |
Обогащающий | Там же. |
Огонь поедающий | Втор.4:24. |
Оживляющий, дающий жизнь | 1Цар.2:6. Неем.9:6. Втор.32:39. |
Отец | Втор.32:6. Пс.67:6, 88:27. Ис.63:16. |
Пастырь | Пс.80:2. |
Покров, Покровитель | Пс.32:7, 119:114. |
Помощник | Пс.30:11 |
Правдивый | Втор.32:4. Пс.92:16. |
Праведный | Пс.7:10, 112:4, 145:17. Неем.9:33. |
Превознесенный | Пс.46:11. |
Превозносимый | Ис.57:15. |
Премудрый сердцем | Иов.9:4. |
Препрославленный, Достопоклоняемый | Пс.18:4, 48:2. |
Прибежище | Пс.14:6, 46:2. |
Пристанище | Пс.95:22. |
Ревнитель | Исх.20:5, 34:14. |
Саваоф | 1Цар.4:4. 3Цар.18:15. Ис.6:3. |
Свет | Пс.84:12 |
Святый | Лев.11:44–45. Пс.22:4, 33:3, 5, 9. Ис.1:4–5, 1:16, 40:25, 25:15 |
Сильный | Втор.10:17. Пс.24:8, Иер.32:18. Неем.9:32. |
Слава | Пс.106:20. |
Создатель | Пс.149:2 |
Сокрушающий | Втор.32:39. Пс.68:22. |
Солнце | Пс.83:12 |
Спаситель | Пс.7:11. Ис.45:15. |
Справедливый | Пс.118:137. |
Судия | Быт.18:25, Суд.11:27, Пс.7:12, 9:5, 75:8. |
Сущий, Сый | Исх.3:14. |
Твердыня | Втор.32:4. 1Цар.2:2. |
Творец | Ис.40:28. |
Терпеливый | Пс.88:8. |
Убежище | Пс.90:1. |
Убожащий, обедняющий, делающий бедным | 1Цар.2:7. |
Ум | Притч.8:14. |
Умерщвляющий, посылающий смерть | 1Цар.2:6. Втор.32:39. |
Хранитель, Страж | Иов.7:20. Пс.31:24. |
Царь | Пс.5:3, 10:16, 24:1, 10, 145:1. |
Щит | Быт.15:1. Втор.33:29. Пс.3:4, 18:31, 84:10. |
Имена Бога в Библии и их значение
В Библии часто говорится о Всевышнем, однако имя Его вовсе не называется. При внимательном изучении Писания обнаруживается, что Бога обозначают тремя словами: эль, элоах, элохим. Все они объединены общим корнем, смысл которого неоднозначен.
Предполагается, что корень эл- переводится как «быть сильным», «быть впереди». Вместе с формой эль- обычно используются уточняющие определения (употребляется в единственном числе). Элохим (множественное число) — более распространенная форма, многозначность которой сводится к понятиям «Бог», «некий бог», «божество», «определенные боги».
имя «Элохи́м» имеет еврейское нарицательное (во множественном числе звучит, как «Элоах» или «Эл», которое обозначает божество у семитов). Встречается в ветхозаветном Писании, часто употребляется вместе с другими наименованиями Бога – Яхве, Адонай и другими. Его смысл сводится к мысли о справедливости Господа.
Примечательно, что в Танахе к слову Бог приписывается дополнительное определение. В совокупности образуется выражение, которое указывает на определенную связь между Богом и:
- лицом («Бог Авраама», «Бог Исаака» и т. д.);
- местом, где произошло откровение («Бог Израилевый»);
- народом, им избранным («Бог Иаковлев»).
Наряду с вышеуказанными понятиями, в Старом Завете встречается также имя собственное – Яхве. На страницах Святого Писания оно изображалось буквами YHWH (в слове полностью отсутствовали знаки, обозначающие гласные звуки).
В Ветхом Завете оно читалось как «адонай», что значило «Господь». Когда в еврейском алфавите появились буквы, обозначающие гласные звуки, то слово Й-Х-В-Х было дополнено буквенными знаками. В связи с особенностями произношения гласных звуков вместо «Яхве» установилось прочтение, а также написание «Иегова».
До сих пор подобную вариацию можно услышать в церковных песнопениях, а также прочесть в старинных переведенных источниках. В силу того, что имя «Яхве» обрело скрытую форму в виде слова «Господь», там, где в семитских писаниях употребляется сочетание «Господь Яхве», исследователи используют различные вариации, дабы не допустить ненужного повторения.
Резюмируя кратко, следует указать, что тетраграмма YHWH (ЙХВХ), обозначает «Господь». Иное произношение – «Иегова», однако встречается оно в русских библейских текстах крайне редко.
В Новом Завете вместо имени Яхве используется понятие «кюриос», которое также означает «Господь».
В ветхозаветной части Библейского Писания происходит откровение Бога в Его имени. Бог становится Отцом.
Помимо имен собственных перечень наименований Бога включают в себя также иные обозначения:
- Всевышний (означает высшую власть);
- Святой Израилев (выражает святость и величие, противопоставление грешнику);
- Господь Саваоф (означает «войско» — предположительно войска израильтян, или ангелов, или звезд; имя означает безграничную власть над всем сущим);
Обратите внимание: понятие встречается как в иудейской, так и в христианской традициях, упоминается в Танахе и в Новом Завете. Это имя, в сравнении с другими, особенно ярко выдвигает идею всемогущества, владычества над всеми силами земными и небесными
В русском православии с 16 века данным именем подписываются иконы, на которых изображен Бог Отец.
Искупитель (в этом смысле является родственником всему народу Израиля, искупающему его долг).
Ветхий Завет [ править ]
YHWH, еврейское имя Бога.
Самая простая форма, с помощью которой Бог упоминается в Ветхом Завете, — это Эль (см. Собственные имена более ранних ханаанских богов ). Элохим (единственное число Элоах), вероятно, происходит от того же корня и указывает на Бога как на сильного и могущественного, способного судить и вселять страх. Элион относится к возвышению и возвышению. Это, однако, не собственные имена Бога, а эпитеты, используемые также для правителей и судей. Адонай имеет аналогичный контекст и относится к Богу как к могущественному правителю. Точно так же Эль Шаддай, происходящее от слова «шад», т. е. Господь, также указывает на силу Бога.
Яхве — это главное имя в Ветхом Завете, через которое Бог открывает Себя, и самое священное, отличительное и непередаваемое имя Бога. На основании Льва, 24:16: «Тот, кто хулит имя Яхве, непременно будет предан смерти», евреи обычно избегали использования Яхве и заменяли его Адонаем или Элохимом при чтении Священного Писания.
Произношение ЯХВЕ в Ветхом Завете никогда не может быть определенным, учитывая, что в исходном тексте на иврите использовались только согласные . Английская форма « Иегова» была образована в средние века путем сочетания латинизации четырех согласных YHWH с гласными, которые масореты использовали для обозначения того, что читатель должен произносить Adonai, когда встречается YHWH. Таким образом, Иегова был получен путем добавления гласных Адонай к согласным YHWH. Иегова появляется в Библии Тиндала , в версии короля Якова и других переводах того времени и позже. Например,Свидетели Иеговы постоянно используют Иегову .
Многие английские переводы Библии переводят Тетраграмматон как L ORD , следуя еврейской практике замены его на Адонаи.
В том же смысле, что и замена Адоная, в переводе Септуагинты еврейской Библии на греческий язык в основном использовалось слово Кириос ( греч . Κύριος , означающее «господин») вместо ЯХВЕ. Апостол Павел, вероятно, был знаком с использованием термина Кириос в Септуагинте и использовал его в своих письмах для обозначения Иисуса , тем самым обозначая его божественность.
Провозглашение « Я есмь то, что Я есмь » в Исходе 3:14, принятое раввинской наукой как разъяснение значения Тетраграмматона, было в эллинистическом иудаизме передано как ἐγώ εἰμί ὁ ὢν . В иконографической традиции восточного христианства принято изображать Христа с крестообразным нимбом, начертанным буквами Ο, Ω, Ν для ὁ ὢν «Тот, Кто Есть».
В Исходе 34:14 Бог называет свое имя ревнивым. «… ибо вы не должны поклоняться никакому другому богу, потому что Господь, чье имя ревнив, есть Бог ревнивый». (NRSV)
Ветхий Завет [ править ]
ЯХВЕ, еврейское имя Бога.
Самая простая форма, с помощью которой Бог упоминается в Ветхом Завете, — это Эль (см. Собственные имена более ранних ханаанских богов ). Элохим (единственное число Элоах), вероятно, происходит от того же корня и указывает на Бога как на сильного и могущественного, способного судить и вселять страх. Элион относится к возвышению и возвышению. Это, однако, не собственные имена Бога, а эпитеты, используемые также для правителей и судей. имеет похожий контекст и относится к Богу как к могущественному правителю. Точно так же Эль Шаддай, происходящее от слова «шад», т. е. Господь, также указывает на силу Бога.
Яхве — это главное имя в Ветхом Завете, через которое Бог открывает Себя, и самое священное, отличительное и непередаваемое имя Бога. Основываясь на Лев, 24:16: «Тот, кто хулит имя Яхве, непременно будет предан смерти», евреи обычно избегали использования Яхве и заменяли его Адонаем или Элохимом при чтении Писания.
Произношение ЯХВЕ в Ветхом Завете никогда не может быть определенным, учитывая, что в исходном тексте на иврите использовались только согласные. Английская форма « Иегова» была образована в средние века путем сочетания латинизации четырех согласных YHWH с гласными, которые масореты использовали для обозначения того, что читатель должен произносить Adonai, когда встречается YHWH. Таким образом, Иегова был получен путем добавления гласных Адонай к согласным YHWH. Иегова появляется в Библии Тиндала , в версии короля Якова и в других переводах того периода и позже. Например, Свидетели Иеговыпостоянно использовать Иегову .
Многие английские переводы Библии переводят Тетраграмматон как L ORD , следуя еврейской практике замены его на Адонаи. В том же смысле, что и замена Адоная, в переводе Септуагинты еврейской Библии на греческий язык в основном использовалось слово Кириос ( греч . Κύριος , означающее «господин») вместо ЯХВЕ. Апостол Павел, вероятно, был знаком с использованием термина Кириос в Септуагинте и использовал его в своих письмах для обозначения Иисуса, тем самым обозначая его божественность.
Провозглашение « Я есмь то, что Я есмь » в Исходе 3:14, в раввинской науке, рассматриваемое как разъяснение значения Тетраграмматона, было в эллинистическом иудаизме передано как ἐγώ εἰμί ὁ ὢν . В иконографической традиции восточного христианства принято изображать Христа с крестообразным нимбом, начертанным буквами Ο, Ω, Ν для ὁ ὢν «Тот, Кто Есть».
В Исход 34:14 Бог называет свое имя ревнивым. Исход 34:14 — Не поклоняйся чужому богу. Господь имя его является ревнует , он ревнивый Бог. (Издание 1582 г. Библии версии Дуэ-Реймса).
Имена Бога в христианстве
Это есть имена единого Бога, и каждое из них раскрывает различные стороны Его многогранного характера. Они наделены священным, сакральным смыслом и статусом. На протяжении всей Библии встречается сразу несколько Божественных имен.
В Танахе (Ветхом Завете) имена Господа отражают Его божественную сущность. К таковым относятся:
В Новом Завете к людям приходит Иисус Христос, Сын и посланник Божий. Его назначение на Земле – спасение человечества в лице воссоединения двух начал – божественного и человеческого. Первая часть имени Иисуса Христа (Иесус, или Иешуа) трактуется, как «Спасение от Иеговы». Вторая часть (Мешиха, или Машинах) означает «Мессия», «Помазанник».
Сам Себя Христос называл:
Кроме того, Иисус Христос именуется:
По христианским традициям, верующие почитают Святую Троицу, которая состоит из трех ипостасей: Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа. Все три ипостаси объединяет в себе имя «Яхве». Под этим именем Иисус Христос являлся пророкам еще до своего воплощения.
Понятие «Троица» было введено в христианский язык во II веке святителем Антиохийским, и слово это вовсе не имеет библейского происхождения. Догмат о Божием триединстве был дан в Откровении, однако для человеческого разума он непостижим. Его можно только принять на веру.