Иегова: кто это?

Есть ли имя у Бога?

Как зовут Бога? Многочисленные Божественные имена открываются нам в Священном Писании: в Ветхом и Новом Заветах

Однако важно понимать, что Божественная сущность в полной мере непостижима человеческим разумом. А значит, она не может иметь имени, которое её исчерпывающе характеризовала бы

Бога нельзя определить каким-то одним понятием. Приведём слова святителя Василия Великого:


Имя Господне, «Яхве», в разных вариантах древнееврейского языка

Указанные в Священном Писании имена Бога отражают лишь некоторые Его свойства и действия, которыми Он открывается человеку. Святитель Григорий Нисский учил, что Бог «получает наименования от действий, которые, как мы верим, касаются нашей жизни» («Бог: Православное учение»). Люди стремились словесно воссоздать Его образы, используя аналогии из нашего мира. Поэтому у Единого Бога так много имён. Но все они относительны и даже в совокупности не могут полностью передать Божественную сущность. Ведь Бог выше всех имён и аналогий из нашего мира.

Священное Писание содержит множество имён-эпитетов, которыми обладает Бог в Православии. Богословы разделили их на утвердительные (катафатические) и отрицательные (апофатические). Святитель Василий Великий объяснял: первые показывают нам, что в Боге есть (например, «Всемогущий», «Истинный», «Близкий»). А вторые – то, что чуждо Ему (например, «Неизменный», «Нетленный», «Невидимый») («Истина Бытия Божия»).

Восприятие имени Бога

О христианском отношении к именам Бога лучше всего говорит третья заповедь: «Не произноси имени Бога твоего напрасно» (Исх. 20:7). Упоминать Творца следует только в благоговейной молитве. Издревле существует и магический, греховный взгляд на эту тему. Если человек знает, как зовут Бога, это якобы даёт ему безграничную власть.

В ветхозаветные времена евреи неразрывно связывали Бога с Его именами. Они считались такими же священными, как и Сам Создатель. Поэтому иудеями использовался тетраграмматон (יהוה) – четырёхбуквенное обозначение имени Бога, которое было запрещено произносить. Иудеи считали, что в этом имени заключена великая сила, и при произношении благоговейно заменяли его другими словами.

В каббале тетраграмматон упоминается как одно из десяти Священных Имён Творца. В этом имени якобы заключены все основные геометрические формы (точка, линия, плоскость, куб). Тетраграмматон прочно вошёл в мировую культуру. Он с древности фигурирует в фольклоре, искусстве и различных мистических учениях.

Святость и сила имени

Больше чем имя

Пергамент Десяти заповедей 1768 года

Хотя в некоторых современных культурах имена — это просто ярлыки и обозначения, которые отличают один предмет от другого, в христианском богословии имена Бога всегда имели гораздо более глубокий смысл и значение. В религиозном смысле имена Бога не являются изобретением людей, но имеют божественное происхождение и основаны на божественном откровении.

Почитание имени Бога восходит к Ветхому Завету, и, как и в , Десять Заповедей гласят : «Вы не должны злоупотреблять именем ЛОРДА, Бога вашего». Христианские учения рассматривают эту заповедь не просто как отказ от использования имени Бога, но как указание возвысить его через благочестивые дела и хвалу.

В христианских учениях имя Бога — это не просто ярлык, но включает в себя божественные тайны, которые требуют уважения и похвалы и вытесняют их. Луи Беркхоф заявляет, что проблема, связанная с использованием и толкованием имен Бога, создает теологическую загадку, поскольку, учитывая, что Бог «бесконечен и непостижим», Его имена выходят за рамки человеческого мышления, но они позволяют открывать Его людям, когда он спускается. тому, что конечно и приемлемо. Таким образом, имя Бога всегда почиталось в христианской традиции и ассоциировалось с Его присутствием.

Имя Бога, путь Бога

Традиции и гимны христианской литургии уже давно подчеркивают важность действий во имя Бога, например, в Sanctus (который может уйти) говорится: «Блажен, кто приходит во имя Господа».

Возвращаясь к отцам церкви, таким как Иустин Мученик или Кирилл Александрийский , в христианских учениях имя Бога рассматривалось как представление всей системы «божественной истины», открытой верующим, «которые верят в Его имя», как у или «ходите во имя Господа Бога нашего» в . Это далее показано в прощальной речи Иисуса к своим ученикам в конце Тайной вечери , в которой он обращается к Отцу, а в и говорится:

«Я явил имя Твое людям, которых Ты дал мне от мира». (17: 6)
«Я открыл им имя Твое и раскрою его» (17:26)

В те, кто носит имя Бога, предназначены для Нового Иерусалима ; который сойдет (на землю) с небес. В христианских учениях, хотя народ Божий носит имя Бога, даже они могут оскорбить имя Бога, нарушая природу Бога и нарушая Его заповеди, как в : «Ибо имя Бога есть богохульствовали среди язычников из-за тебя, как написано ».

Да святится имя Твое

В молитве Господней , в Матфея 6: 9 , 1500, Вена

Первое прошение в молитве «Отче наш» — « Да святится имя Твое» обращено к «Отцу нашему на Небесах». В своей проповеди 4-го века «Да святится имя Твое, Царствие Твое», Григорий Нисский сослался на
и
которых говорится:

Григорий заявил, что прошение, с которого начинается молитва «Отче наш», касается оскорблений, пренебрежения и невнимания к чести имени Бога и пытается исправить это посредством благочестивых действий верующих. Современное христианское богословие продолжает это учение, а также добавляет, что лекарство также включает суд Божий против тех, кто не уважает его имя.

В Иисус подает прошение к Отцу и получает ответ:

Первое прославление относится к от : «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». в начале служения Иисуса с его крещением , а во втором — до его предстоящего распятия. Так, в Иисус объясняет толпе, слышащей голос: «Голос сей пришел не для Меня, но для вас», имея в виду его распятие как ключевой элемент пути к спасению.

Другие молитвы в различных христианских традициях продолжают относиться к имени Бога, например, католическая молитва Золотая Стрела начинается с:

Широкое использование Иисусовой молитвы в Восточной Православной Церкви также было связано с силой имени Бога и продолжающимися богословскими дискуссиями.

Как зовут Бога Отца?

Стоит сразу оговорится, что мы будем говорить о Боге, о котором рассказывается в Библии, другие «боги» в данном контексте нас не интересуют.

В одной из самых древних религиозных книг, Библии, ясно говорится, что имя у Бога всё такие есть, и даже несколько тысяч раз называется:

И да знают, что Ты, Коему имя Иегова, Един высок над всею землею. (Пс.82:20, перевод протоиерея Павского Г.П.)

Так пел царь Давид в одном из своих псалмов около 3000 лет назад. И вправду, минули века, а имя Бога не стёрлось из памяти поколений и многие люди знают его и сегодня.

Во тут так же можно посмотреть, как использовали имя Бога в своих произведениях зарубежные классики.

Не боялись раньше имени Бога и православные священники: использовали его в своих книгах и проповедях.

Так же многие справочники словари рассказывают об этом священном имени, так что все это не секрет для тех, кто умеет читать…

Есть ли имя у Бога?

Как зовут Бога? Многочисленные Божественные имена открываются нам в Священном Писании: в Ветхом и Новом Заветах

Однако важно понимать, что Божественная сущность в полной мере непостижима человеческим разумом. А значит, она не может иметь имени, которое её исчерпывающе характеризовала бы

Бога нельзя определить каким-то одним понятием. Приведём слова святителя Василия Великого:


Имя Господне, «Яхве», в разных вариантах древнееврейского языка

Указанные в Священном Писании имена Бога отражают лишь некоторые Его свойства и действия, которыми Он открывается человеку. Святитель Григорий Нисский учил, что Бог «получает наименования от действий, которые, как мы верим, касаются нашей жизни» («Бог: Православное учение»). Люди стремились словесно воссоздать Его образы, используя аналогии из нашего мира. Поэтому у Единого Бога так много имён. Но все они относительны и даже в совокупности не могут полностью передать Божественную сущность. Ведь Бог выше всех имён и аналогий из нашего мира.

Священное Писание содержит множество имён-эпитетов, которыми обладает Бог в Православии. Богословы разделили их на утвердительные (катафатические) и отрицательные (апофатические). Святитель Василий Великий объяснял: первые показывают нам, что в Боге есть (например, «Всемогущий», «Истинный», «Близкий»). А вторые – то, что чуждо Ему (например, «Неизменный», «Нетленный», «Невидимый») («Истина Бытия Божия»).

Члены Церкви усыновлены Богу через Иисуса Христа

Сын Божий становится человеком, как мы говорим в Символе веры, «нас ради человек и нашего ради спасения». Это спасение включает в себя не только избавление от греха, но и нечто несравненно большее — усыновление Богу, включение в Его семью через веру в Иисуса Христа и Святое Крещение. Как говорит апостол Иоанн, а тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились (Ин 1:12–13). О том же говорит и апостол Павел: Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса (Гал 3:26).

Более того, мы призваны приобщиться к той подлинной жизни, которой обладает только сам Бог. Как говорит святой апостол Петр, мы должны сделаться причастниками Божеского естества (2 Пет 1:4).

Поэтому через веру и Крещение мы являемся сынами и дочерями Богу; но в отличие от Иисуса Христа, который является Сыном Божиим Единородным, мы — усыновленные дети. Как говорит святой апостол Павел, когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. А как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: “Авва, Отче!” Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа (Гал 4:4–7).

В заставке используется фрагмент картины «Дайте детям приходить ко мне (Мк 10:14)», Карл Кристиан Фогель фон Фогельштейн, Галерея современного искусства, Флоренция

Список имён Бога, Христа и Духа Святого:

Каждое из многих имен Бога описывает различные аспекты Его многогранного характера. Наиболее известными именами Бога в Библии являются следующие:

Имя Бога

Имя Бога в диаграмме книги «Oedipus Aegyptiacus» Афанасия Кирхера (Рим, 1652—1654)

  1. Яхве или Иегова
  2. Элохим
  3. Адонай
  4. Альфа и Омега
  5. Господь Саваоф — «Господь Воинств»
  6. Эль-Шаддай — «Бог Всемогущий»
  7. Эль-Эльйон — «Бог Всевышний»
  8. Отец
  9. Творец
  10. Любовь
  11. Эль-Олам — «Бог Крепкий»
  12. Иегова-Кана — Бог Ревнивый
  13. Иегова-Ро’и́ — «Иегова — Пастырь мой»
  14. Иегова-Ир’э́ — «Иегова усмотрит»
  15. Иегова-Шалом — «Иегова — мир»
  16. Иегова-Роф’эха — «Иегова — Целитель твой»
  17. Иегова-Цидкейну — «Иегова оправдание наше!»
  18. Иегова-Шамма — «Иегова там»
  19. Иегова-Нисси́ — «Иегова — знамя моё»
  20. Иегова-Мекаддишхем — «Иегова, освящающий вас»

Имена и эпитеты Иисуса Христа

  1. Агнец Божий
  2. Альфа и Омега
  3. Аминь
  4. Бог истинный
  5. Воскресение и жизнь
  6. Второй человек
  7. Господь
  8. Дверь
  9. Друг
  10. Еммануил
  11. Жизнь вечная
  12. Звезда утренняя
  13. Испытующий сердца и внутренности
  14. Истинная виноградная лоза
  15. Краеугольный камень
  16. Лев от колена Иудина
  17. Мессия
  18. Назорей
  19. Отрасль
  20. Пастырь добрый
  21. Первый и Последний
  22. Последний Адам
  23. Путь и истина и жизнь
  24. Свет Миру
  25. Слово
  26. Сын Бога Живого
  27. Сын Божий
  28. Сын Давидов
  29. Сын Человеческий
  30. Хлеб жизни
  31. Хлеб, сшедший с небес
  32. Царь Иудейский
  33. Я есмь (греч. «Эго эйми», парафраз еврейского «Я есмь Сущий»), тождественно ему в греческом тексте Это Я (Ин. 18:5,6)

Бог Творец

Кто такой Бог, если не созидательная сила вселенной? Он же – другая ипостась Троицы – Святой Дух. Если Бог Отец – это чистое пассивное существование, то проявление Бога Творца заключено в творческом акте сотворения нашего мира. Все, что движется и живет хранит в себе животворящую силу духа.

Бог Творец или Святой Дух – отображение священного принципа действия. В Древнем Египте эту ипостась Единого олицетворяли в образе верховного бога Ра – бога Солнца, дарующего тепло и свет. В христианской традиции святой дух изображается в виде белого голубя. А на Древе Сефирот этой ипостаси Бога соответствует Сефира Хокма – сила активного мужского начала, оплодотворяющая и всепроникающая энергия творца.

Все имена Бога в Библии — список и таблица

Имя Бога Перевод с евр. Отрывки Библии Что оно означает
Элохим Бог Бытие 1:1; Числа 23:19; Псалом 18:2 Показывает силу и могущество Бога. Он единственный всевышний и истинный Бог.
Иегова Господь Бытие 2:4; Исход 6:2-3 Собственное имя личности Бога
Эль Элион Всевышний Бытие 14:17-20; Числа 24:16; Псалом 7:18; Исайя 14:13-14 Он выше всех богов; в жизни нет ничего более священного.
Эль Рои Видящий Бог Бытие 16:3 Бог наблюдает за всем своим творением и делами людей
Эль Шаддай Всемогущий Бог Бытие 17:1; Псалом 90:1 Бог всемогущ, у Него вся сила
Иегова Ире Господь усмотрит Бытие 22:14 Бог заботится о наших нуждах
Иегова Нисси Господь-мое знамя Исход 17:15 Бог всегда нам помогает и ведет нас к победам
Адонаи Господь Вт.6:4 Только Бог-глава всего
Иегова Элохе Израиль Господь Бог Израиля Судьи 5:3; Псалом 58:6; Исайя 17:6; Соф.2:9 Он — Бог своего народа
Иегова Шалом Господь есть мир Судьи 6:24 Бог дает нам мир, так что нам нечего бояться
Кедош Израиль Святый Израиля Исайя 1:4 Бог морально совершенен
Иегова Саваоф Господь воинств 1Царств 1:3; Исайя 6:1-3 Бог с небесными воинствами наш спаситель и защитник
Эль Олам Вечный Бог Исайя 40:28-31 Бог вечен. Он действовал раньше, сейчас и будет снами вечно
Иегова Цидкену Господь – оправдание наше Иеремия 23:6; 33:16 Бог – образец праведного поведения и только Он делает нас праведными
Иегова Шамма Господь там Иезекииль 48:35 Бог всегда с нами
Аттик Иомин Ветхий днями Даниила 7:9, 13 Бог – высшая власть. Однажды Он будет судить все народы.

Эль Шаддай

В переводе на русский язык данное именное словосочетание означает «Бог Всемогущий». Буквосочетание шад- переводится, как «сила». В буквальном смысле это понятие расшифровывается следующим образом: «преисполненный могуществом, мощью, крепостью».

Существует еще несколько трактовок «Эль Шаддай». Однако они считаются менее достоверными. Например, существует мнение, что корень слова «Шаддай» происходит от древнеаккадского «Шаду», что переводится, как «гора». В таком случае само выражение может трактоваться, как «Бог горы».

Согласно другой точки зрения, «Шаддай» в переводе с древнееврейского означает «грудь кормящей матери». В этом якобы прослеживается связующая параллель, где материнская грудь выступает символом Бога.

Стоит отметить: подобное толкование было достаточно распространено в древние времена и вполне соответствовало старым верованиям, однако с толкованием Торы и других Писаний оно явно не совпадает.

Имена Божии в Законе, или в книгах ветхозаветного Писания

(В этой таб­ли­це нуме­ра­ция сти­хов – еврейская)

Бог: Быт.1:1, Пс.50:3, Втор.32:15, Авв.3:3.
Живый Ос.2:1, Дан.6:21, Иер.10:10, 1Цар.17:26.
Прис­но­су­щий Дан.6:26.
Пер­вый Ис.44:6, 48:12.
Послед­ний Ис.44:6, 48:12.
Древ­ний Втор.33:27.
Веч­ный Ис.40:28.
Бла­гий Пс.25:8, 86:5, 100:5, 145:17. 2Пар.30:18.
Бла­го­да­тель, Благодетель Пс.119:86.
Бла­го­де­ю­щий, Милосердный Пс.145:17
Бла­го­сло­вен­ный Пс.18:47, 68:36.
Бла­го­тво­ря­щий Исх.20:6. Иер.32:18.
Близ­кий Пс.34:19, 145:18.
Бог, Креп­кий Исх.15:2. Чис.12:13. Втор.10:17. Пс.118:37. Неем.9:32.
Вели­кий Пс.49:2, 145:3. Неем.9:32, Иер.32:18.
Вели­кий в советах Иер.32:19.
Вели­че­ствен­ный Пс.8:1, Исх.15:11.
Вер­ный Пс.31:6.
Вет­хий днями Дан.7:9, 22.
Веч­но живущий Ис.57:15.
все­гда тот же Пс.44:5, 102:8, 1Пар.17:26, Неем.9:6–7, Ис.43:10, 13, 48:12.
сокро­вен­ный Ис.45:15.
Вла­ды­ка Иов.36:22, Дан.2:47, 5:23.
Воз­вы­ша­ю­щий, Унижающий 1Цар.2:7.
Воз­да­ю­щий Пс.31:24. Иер.32:18.
Врач Иер.33:6
Вра­чу­ю­щий Исх.15:26. Втор.32:39.
Все­ве­ду­щий 1Цар.2:3.
Все­выш­ний Быт.14:18. Пс.57:3, 9:3, 21:8.
Все­дер­жи­тель Пс.91:1.
Все­мо­гу­щий Быт.17:1. Чис.24:4. Иов.5:17.
Все­силь­ный Ис.40:26.
Высо­кий Пс.49:2, 99:2. Ис.57:15.
Выш­ний Иов.36:26, 37:23.
Гос­подь Быт.15:2, Исх.21:17, 34:9, Чис.14:17, Пс.86:9, 114:8, Ис.1:24
Дале­кий Притч.15:29.
Дер­жав­ный Пс.24:8. Втор.10:17.
Див­ный, Страшный Втор.10:17. Пс.68:36, 76:8, 12. Неем.9:32.
Дол­го­тер­пе­ли­вый, Мед­лен­ный на гнев Пс.103:8.
Еди­ный Втор.6:4.
Заступ­ник 1Цар.24:16. Пс.68:6.
Зна­ю­щий тай­ны сердца Пс.44:22.
Изба­ви­тель Пс.18:3, 70:6.
Иску­пи­тель Пс.19:15. Ис.63:16.
Испы­ту­ю­щий серд­ца и утробы Пс.7:10.
Истин­ный Ис.65:16.
Кара­тель, Поражающий Иез.7:9.
Кре­пость Пс.140:8.
Крот­кий Пс.86:5.
Мило­сти­вый Пс.119:68.
Милу­ю­щий, Щедрый Пс.86:15, 145:8.
Мир Суд.6:24.
Мно­го­мило­сти­вый Пс.86:5, 145:8.Иоил.2:13.
Мно­го­мощ­ный Пс.147:5.
Могу­щий Пс.89:9.
Могу­щий силою Иов.9:4.
Мощ­ный Быт.49:24. Пс.132:2. Ис.1:24.
Нака­зы­ва­ю­щий за вину Исх.20:5.
Обо­га­ща­ю­щий Там же.
Огонь поеда­ю­щий Втор.4:24.
Ожив­ля­ю­щий, даю­щий жизнь 1Цар.2:6. Неем.9:6. Втор.32:39.
Отец Втор.32:6. Пс.67:6, 88:27. Ис.63:16.
Пас­тырь Пс.80:2.
Покров, Покро­ви­тель Пс.32:7, 119:114.
Помощ­ник Пс.30:11
Прав­ди­вый Втор.32:4. Пс.92:16.
Пра­вед­ный Пс.7:10, 112:4, 145:17. Неем.9:33.
Пре­воз­не­сен­ный Пс.46:11.
Пре­воз­но­си­мый Ис.57:15.
Пре­муд­рый сердцем Иов.9:4.
Пре­п­ро­слав­лен­ный, Достопоклоняемый Пс.18:4, 48:2.
При­бе­жи­ще Пс.14:6, 46:2.
При­ста­ни­ще Пс.95:22.
Рев­ни­тель Исх.20:5, 34:14.
Сава­оф 1Цар.4:4. 3Цар.18:15. Ис.6:3.
Свет Пс.84:12
Свя­тый Лев.11:44–45. Пс.22:4, 33:3, 5, 9. Ис.1:4–5, 1:16, 40:25, 25:15
Силь­ный Втор.10:17. Пс.24:8, Иер.32:18. Неем.9:32.
Сла­ва Пс.106:20.
Созда­тель Пс.149:2
Сокру­ша­ю­щий Втор.32:39. Пс.68:22.
Солн­це Пс.83:12
Спа­си­тель Пс.7:11. Ис.45:15.
Спра­вед­ли­вый Пс.118:137.
Судия Быт.18:25, Суд.11:27, Пс.7:12, 9:5, 75:8.
Сущий, Сый Исх.3:14.
Твер­ды­ня Втор.32:4. 1Цар.2:2.
Тво­рец Ис.40:28.
Тер­пе­ли­вый Пс.88:8.
Убе­жи­ще Пс.90:1.
Убо­жа­щий, обедняющий, дела­ю­щий бедным 1Цар.2:7.
Ум Притч.8:14.
Умерщ­вля­ю­щий, посы­ла­ю­щий смерть 1Цар.2:6. Втор.32:39.
Хра­ни­тель, Страж Иов.7:20. Пс.31:24.
Царь Пс.5:3, 10:16, 24:1, 10, 145:1.
Щит Быт.15:1. Втор.33:29. Пс.3:4, 18:31, 84:10.

Написание божественных имен

Псалмы на иврите и латыни . Рукопись на пергаменте , XII век.

В еврейской традиции священность божественного имени или титулов должна признаваться профессиональным софером (писцом), который пишет свитки Торы или тфилин и мезузу . Прежде чем записать какой-либо из божественных титулов или имени, они мысленно готовятся освятить их. Как только они начинают имя, они не останавливаются, пока оно не закончится, и их нельзя прерывать во время написания, даже чтобы приветствовать короля. Если в письменной форме допущена ошибка, ее нельзя стереть, но необходимо провести линию вокруг нее, чтобы показать, что она отменена, и всю страницу нужно поместить в генизу (место захоронения Священных Писаний) и начать новую страницу.

Иегова, тетраграмматон

Для чего служит имя Бога и, разве мы не знаем главное для нас имя Триединого Бога — Иисус Христос? Для тех, кто изучает библеистику пытается познать самые сложные понятия Священного Писания, имена Бога — это очень важная загадка. Имя Бога говорит нам о том, что Господь благ и милосерден, прямо указывает на это через сложную грамматическую конструкцию. Произнесение Бога — запрещено в иудаизме, для этого используются другие термины, о которых мы расскажем ниже. Мы же можем исходить лишь из гипотез о том, как правильно произносить имя Бога, ведь в древнееврейских текстах… Не было гласных! У нас есть буквенное обозначение имени Бога, но это только согласные буквы, которые принято называть «тетраграмматоном».

Древние ученые, которые занимались Священным Текстом пытались воспроизвести имя, исходя из своих представлении о культуре и нравственности, традициях еврейского народа. Но мнения их так расходятся, что мы имеет совершенно разные варианты произношения. Например Иегова и Яхве.

Тетраграмматон встречается в иудаизме и каббале. Каббала — одно из оккультных течений иудаизма. Четырехбуквенное обозначение YHWH читается, как Иегова или Яхве. Встречается в Священном Писании более семи тысяч раз и считается в ряде традиций именем Бога. Так секта «Свидетели Иеговы» фактически переводится, как Свидетели Бога. Яхве — это все те же четыре буквы, прочитанные по-другому. Яхве означает «Я есть Тот, Кто Я есть» или просто — «Я есть2 (Исх 3:14).

Тетраграмматон — одна из больших загадок библеистики и предмет разночтений, споров.

Все имена Бога в Библии — список и таблица

Имя Бога Перевод с евр. Отрывки Библии Что оно означает
Элохим Бог Бытие 1:1; Числа 23:19; Псалом 18:2 Показывает силу и могущество Бога. Он единственный всевышний и истинный Бог.
Иегова Господь Бытие 2:4; Исход 6:2-3 Собственное имя личности Бога
Эль Элион Всевышний Бытие 14:17-20; Числа 24:16; Псалом 7:18; Исайя 14:13-14 Он выше всех богов; в жизни нет ничего более священного.
Эль Рои Видящий Бог Бытие 16:3 Бог наблюдает за всем своим творением и делами людей
Эль Шаддай Всемогущий Бог Бытие 17:1; Псалом 90:1 Бог всемогущ, у Него вся сила
Иегова Ире Господь усмотрит Бытие 22:14 Бог заботится о наших нуждах
Иегова Нисси Господь-мое знамя Исход 17:15 Бог всегда нам помогает и ведет нас к победам
Адонаи Господь Вт.6:4 Только Бог-глава всего
Иегова Элохе Израиль Господь Бог Израиля Судьи 5:3; Псалом 58:6; Исайя 17:6; Соф.2:9 Он — Бог своего народа
Иегова Шалом Господь есть мир Судьи 6:24 Бог дает нам мир, так что нам нечего бояться
Кедош Израиль Святый Израиля Исайя 1:4 Бог морально совершенен
Иегова Саваоф Господь воинств 1Царств 1:3; Исайя 6:1-3 Бог с небесными воинствами наш спаситель и защитник
Эль Олам Вечный Бог Исайя 40:28-31 Бог вечен. Он действовал раньше, сейчас и будет снами вечно
Иегова Цидкену Господь – оправдание наше Иеремия 23:6; 33:16 Бог – образец праведного поведения и только Он делает нас праведными
Иегова Шамма Господь там Иезекииль 48:35 Бог всегда с нами
Аттик Иомин Ветхий днями Даниила 7:9, 13 Бог – высшая власть. Однажды Он будет судить все народы.

Имена Божии в Законе, или в книгах ветхозаветного Писания

(В этой таб­ли­це нуме­ра­ция сти­хов – еврейская)

Бог: Быт.1:1, Пс.50:3, Втор.32:15, Авв.3:3.
Живый Ос.2:1, Дан.6:21, Иер.10:10, 1Цар.17:26.
Прис­но­су­щий Дан.6:26.
Пер­вый Ис.44:6, 48:12.
Послед­ний Ис.44:6, 48:12.
Древ­ний Втор.33:27.
Веч­ный Ис.40:28.
Бла­гий Пс.25:8, 86:5, 100:5, 145:17. 2Пар.30:18.
Бла­го­да­тель, Благодетель Пс.119:86.
Бла­го­де­ю­щий, Милосердный Пс.145:17
Бла­го­сло­вен­ный Пс.18:47, 68:36.
Бла­го­тво­ря­щий Исх.20:6. Иер.32:18.
Близ­кий Пс.34:19, 145:18.
Бог, Креп­кий Исх.15:2. Чис.12:13. Втор.10:17. Пс.118:37. Неем.9:32.
Вели­кий Пс.49:2, 145:3. Неем.9:32, Иер.32:18.
Вели­кий в советах Иер.32:19.
Вели­че­ствен­ный Пс.8:1, Исх.15:11.
Вер­ный Пс.31:6.
Вет­хий днями Дан.7:9, 22.
Веч­но живущий Ис.57:15.
все­гда тот же Пс.44:5, 102:8, 1Пар.17:26, Неем.9:6–7, Ис.43:10, 13, 48:12.
сокро­вен­ный Ис.45:15.
Вла­ды­ка Иов.36:22, Дан.2:47, 5:23.
Воз­вы­ша­ю­щий, Унижающий 1Цар.2:7.
Воз­да­ю­щий Пс.31:24. Иер.32:18.
Врач Иер.33:6
Вра­чу­ю­щий Исх.15:26. Втор.32:39.
Все­ве­ду­щий 1Цар.2:3.
Все­выш­ний Быт.14:18. Пс.57:3, 9:3, 21:8.
Все­дер­жи­тель Пс.91:1.
Все­мо­гу­щий Быт.17:1. Чис.24:4. Иов.5:17.
Все­силь­ный Ис.40:26.
Высо­кий Пс.49:2, 99:2. Ис.57:15.
Выш­ний Иов.36:26, 37:23.
Гос­подь Быт.15:2, Исх.21:17, 34:9, Чис.14:17, Пс.86:9, 114:8, Ис.1:24
Дале­кий Притч.15:29.
Дер­жав­ный Пс.24:8. Втор.10:17.
Див­ный, Страшный Втор.10:17. Пс.68:36, 76:8, 12. Неем.9:32.
Дол­го­тер­пе­ли­вый, Мед­лен­ный на гнев Пс.103:8.
Еди­ный Втор.6:4.
Заступ­ник 1Цар.24:16. Пс.68:6.
Зна­ю­щий тай­ны сердца Пс.44:22.
Изба­ви­тель Пс.18:3, 70:6.
Иску­пи­тель Пс.19:15. Ис.63:16.
Испы­ту­ю­щий серд­ца и утробы Пс.7:10.
Истин­ный Ис.65:16.
Кара­тель, Поражающий Иез.7:9.
Кре­пость Пс.140:8.
Крот­кий Пс.86:5.
Мило­сти­вый Пс.119:68.
Милу­ю­щий, Щедрый Пс.86:15, 145:8.
Мир Суд.6:24.
Мно­го­мило­сти­вый Пс.86:5, 145:8.Иоил.2:13.
Мно­го­мощ­ный Пс.147:5.
Могу­щий Пс.89:9.
Могу­щий силою Иов.9:4.
Мощ­ный Быт.49:24. Пс.132:2. Ис.1:24.
Нака­зы­ва­ю­щий за вину Исх.20:5.
Обо­га­ща­ю­щий Там же.
Огонь поеда­ю­щий Втор.4:24.
Ожив­ля­ю­щий, даю­щий жизнь 1Цар.2:6. Неем.9:6. Втор.32:39.
Отец Втор.32:6. Пс.67:6, 88:27. Ис.63:16.
Пас­тырь Пс.80:2.
Покров, Покро­ви­тель Пс.32:7, 119:114.
Помощ­ник Пс.30:11
Прав­ди­вый Втор.32:4. Пс.92:16.
Пра­вед­ный Пс.7:10, 112:4, 145:17. Неем.9:33.
Пре­воз­не­сен­ный Пс.46:11.
Пре­воз­но­си­мый Ис.57:15.
Пре­муд­рый сердцем Иов.9:4.
Пре­п­ро­слав­лен­ный, Достопоклоняемый Пс.18:4, 48:2.
При­бе­жи­ще Пс.14:6, 46:2.
При­ста­ни­ще Пс.95:22.
Рев­ни­тель Исх.20:5, 34:14.
Сава­оф 1Цар.4:4. 3Цар.18:15. Ис.6:3.
Свет Пс.84:12
Свя­тый Лев.11:44–45. Пс.22:4, 33:3, 5, 9. Ис.1:4–5, 1:16, 40:25, 25:15
Силь­ный Втор.10:17. Пс.24:8, Иер.32:18. Неем.9:32.
Сла­ва Пс.106:20.
Созда­тель Пс.149:2
Сокру­ша­ю­щий Втор.32:39. Пс.68:22.
Солн­це Пс.83:12
Спа­си­тель Пс.7:11. Ис.45:15.
Спра­вед­ли­вый Пс.118:137.
Судия Быт.18:25, Суд.11:27, Пс.7:12, 9:5, 75:8.
Сущий, Сый Исх.3:14.
Твер­ды­ня Втор.32:4. 1Цар.2:2.
Тво­рец Ис.40:28.
Тер­пе­ли­вый Пс.88:8.
Убе­жи­ще Пс.90:1.
Убо­жа­щий, обедняющий, дела­ю­щий бедным 1Цар.2:7.
Ум Притч.8:14.
Умерщ­вля­ю­щий, посы­ла­ю­щий смерть 1Цар.2:6. Втор.32:39.
Хра­ни­тель, Страж Иов.7:20. Пс.31:24.
Царь Пс.5:3, 10:16, 24:1, 10, 145:1.
Щит Быт.15:1. Втор.33:29. Пс.3:4, 18:31, 84:10.

Имена Бога в Библии и их значение

В Библии часто говорится о Всевышнем, однако имя Его вовсе не называется. При внимательном изучении Писания обнаруживается, что Бога обозначают тремя словами: эль, элоах, элохим. Все они объединены общим корнем, смысл которого неоднозначен.

Предполагается, что корень эл- переводится как «быть сильным», «быть впереди». Вместе с формой эль- обычно используются уточняющие определения (употребляется в единственном числе). Элохим (множественное число) — более распространенная форма, многозначность которой сводится к понятиям «Бог», «некий бог», «божество», «определенные боги».

имя «Элохи́м» имеет еврейское нарицательное (во множественном числе звучит, как «Элоах» или «Эл», которое обозначает божество у семитов). Встречается в ветхозаветном Писании, часто употребляется вместе с другими наименованиями Бога – Яхве, Адонай и другими. Его смысл сводится к мысли о справедливости Господа.

Примечательно, что в Танахе к слову Бог приписывается дополнительное определение. В совокупности образуется выражение, которое указывает на определенную связь между Богом и:

  • лицом («Бог Авраама», «Бог Исаака» и т. д.);
  • местом, где произошло откровение («Бог Израилевый»);
  • народом, им избранным («Бог Иаковлев»).

Наряду с вышеуказанными понятиями, в Старом Завете встречается также имя собственное – Яхве. На страницах Святого Писания оно изображалось буквами YHWH (в слове полностью отсутствовали знаки, обозначающие гласные звуки).

В Ветхом Завете оно читалось как «адонай», что значило «Господь». Когда в еврейском алфавите появились буквы, обозначающие гласные звуки, то слово Й-Х-В-Х было дополнено буквенными знаками. В связи с особенностями произношения гласных звуков вместо «Яхве» установилось прочтение, а также написание «Иегова».

До сих пор подобную вариацию можно услышать в церковных песнопениях, а также прочесть в старинных переведенных источниках. В силу того, что имя «Яхве» обрело скрытую форму в виде слова «Господь», там, где в семитских писаниях употребляется сочетание «Господь Яхве», исследователи используют различные вариации, дабы не допустить ненужного повторения.

Резюмируя кратко, следует указать, что тетраграмма YHWH (ЙХВХ), обозначает «Господь». Иное произношение – «Иегова», однако встречается оно в русских библейских текстах крайне редко.

В Новом Завете вместо имени Яхве используется понятие «кюриос», которое также означает «Господь».

В ветхозаветной части Библейского Писания происходит откровение Бога в Его имени. Бог становится Отцом.

Помимо имен собственных перечень наименований Бога включают в себя также иные обозначения:

  • Всевышний (означает высшую власть);
  • Святой Израилев (выражает святость и величие, противопоставление грешнику);
  • Господь Саваоф (означает «войско» — предположительно войска израильтян, или ангелов, или звезд; имя означает безграничную власть над всем сущим);

Обратите внимание: понятие встречается как в иудейской, так и в христианской традициях, упоминается в Танахе и в Новом Завете. Это имя, в сравнении с другими, особенно ярко выдвигает идею всемогущества, владычества над всеми силами земными и небесными

В русском православии с 16 века данным именем подписываются иконы, на которых изображен Бог Отец.

Искупитель (в этом смысле является родственником всему народу Израиля, искупающему его долг).

Ветхий Завет [ править ]

YHWH, еврейское имя Бога.

Самая простая форма, с помощью которой Бог упоминается в Ветхом Завете, — это Эль (см. Собственные имена более ранних ханаанских богов ). Элохим (единственное число Элоах), вероятно, происходит от того же корня и указывает на Бога как на сильного и могущественного, способного судить и вселять страх. Элион относится к возвышению и возвышению. Это, однако, не собственные имена Бога, а эпитеты, используемые также для правителей и судей. Адонай имеет аналогичный контекст и относится к Богу как к могущественному правителю. Точно так же Эль Шаддай, происходящее от слова «шад», т. е. Господь, также указывает на силу Бога.

Яхве — это главное имя в Ветхом Завете, через которое Бог открывает Себя, и самое священное, отличительное и непередаваемое имя Бога. На основании Льва, 24:16: «Тот, кто хулит имя Яхве, непременно будет предан смерти», евреи обычно избегали использования Яхве и заменяли его Адонаем или Элохимом при чтении Священного Писания.

Произношение ЯХВЕ в Ветхом Завете никогда не может быть определенным, учитывая, что в исходном тексте на иврите использовались только согласные . Английская форма « Иегова» была образована в средние века путем сочетания латинизации четырех согласных YHWH с гласными, которые масореты использовали для обозначения того, что читатель должен произносить Adonai, когда встречается YHWH. Таким образом, Иегова был получен путем добавления гласных Адонай к согласным YHWH. Иегова появляется в Библии Тиндала , в версии короля Якова и других переводах того времени и позже. Например,Свидетели Иеговы постоянно используют Иегову .

Многие английские переводы Библии переводят Тетраграмматон как L ORD , следуя еврейской практике замены его на Адонаи.

В том же смысле, что и замена Адоная, в переводе Септуагинты еврейской Библии на греческий язык в основном использовалось слово Кириос ( греч . Κύριος , означающее «господин») вместо ЯХВЕ. Апостол Павел, вероятно, был знаком с использованием термина Кириос в Септуагинте и использовал его в своих письмах для обозначения Иисуса , тем самым обозначая его божественность.

Провозглашение « Я есмь то, что Я есмь » в Исходе 3:14, принятое раввинской наукой как разъяснение значения Тетраграмматона, было в эллинистическом иудаизме передано как ἐγώ εἰμί ὁ ὢν . В иконографической традиции восточного христианства принято изображать Христа с крестообразным нимбом, начертанным буквами Ο, Ω, Ν для ὁ ὢν «Тот, Кто Есть».

В Исходе 34:14 Бог называет свое имя ревнивым. «… ибо вы не должны поклоняться никакому другому богу, потому что Господь, чье имя ревнив, есть Бог ревнивый». (NRSV)

Ветхий Завет [ править ]

ЯХВЕ, еврейское имя Бога.

Самая простая форма, с помощью которой Бог упоминается в Ветхом Завете, — это Эль (см. Собственные имена более ранних ханаанских богов ). Элохим (единственное число Элоах), вероятно, происходит от того же корня и указывает на Бога как на сильного и могущественного, способного судить и вселять страх. Элион относится к возвышению и возвышению. Это, однако, не собственные имена Бога, а эпитеты, используемые также для правителей и судей. имеет похожий контекст и относится к Богу как к могущественному правителю. Точно так же Эль Шаддай, происходящее от слова «шад», т. е. Господь, также указывает на силу Бога.

Яхве — это главное имя в Ветхом Завете, через которое Бог открывает Себя, и самое священное, отличительное и непередаваемое имя Бога. Основываясь на Лев, 24:16: «Тот, кто хулит имя Яхве, непременно будет предан смерти», евреи обычно избегали использования Яхве и заменяли его Адонаем или Элохимом при чтении Писания.

Произношение ЯХВЕ в Ветхом Завете никогда не может быть определенным, учитывая, что в исходном тексте на иврите использовались только согласные. Английская форма « Иегова» была образована в средние века путем сочетания латинизации четырех согласных YHWH с гласными, которые масореты использовали для обозначения того, что читатель должен произносить Adonai, когда встречается YHWH. Таким образом, Иегова был получен путем добавления гласных Адонай к согласным YHWH. Иегова появляется в Библии Тиндала , в версии короля Якова и в других переводах того периода и позже. Например, Свидетели Иеговыпостоянно использовать Иегову .

Многие английские переводы Библии переводят Тетраграмматон как L ORD , следуя еврейской практике замены его на Адонаи. В том же смысле, что и замена Адоная, в переводе Септуагинты еврейской Библии на греческий язык в основном использовалось слово Кириос ( греч . Κύριος , означающее «господин») вместо ЯХВЕ. Апостол Павел, вероятно, был знаком с использованием термина Кириос в Септуагинте и использовал его в своих письмах для обозначения Иисуса, тем самым обозначая его божественность.

Провозглашение « Я есмь то, что Я есмь » в Исходе 3:14, в раввинской науке, рассматриваемое как разъяснение значения Тетраграмматона, было в эллинистическом иудаизме передано как ἐγώ εἰμί ὁ ὢν . В иконографической традиции восточного христианства принято изображать Христа с крестообразным нимбом, начертанным буквами Ο, Ω, Ν для ὁ ὢν «Тот, Кто Есть».

В Исход 34:14 Бог называет свое имя ревнивым. Исход 34:14 — Не поклоняйся чужому богу. Господь имя его является ревнует , он ревнивый Бог. (Издание 1582 г. Библии версии Дуэ-Реймса).

Имена Бога в христианстве

Это есть имена единого Бога, и каждое из них раскрывает различные стороны Его многогранного характера. Они наделены священным, сакральным смыслом и статусом. На протяжении всей Библии встречается сразу несколько Божественных имен.

В Танахе (Ветхом Завете) имена Господа отражают Его божественную сущность. К таковым относятся:

В Новом Завете к людям приходит Иисус Христос, Сын и посланник Божий. Его назначение на Земле – спасение человечества в лице воссоединения двух начал – божественного и человеческого. Первая часть имени Иисуса Христа (Иесус, или Иешуа) трактуется, как «Спасение от Иеговы». Вторая часть (Мешиха, или Машинах) означает «Мессия», «Помазанник».

Сам Себя Христос называл:

Кроме того, Иисус Христос именуется:

По христианским традициям, верующие почитают Святую Троицу, которая состоит из трех ипостасей: Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа. Все три ипостаси объединяет в себе имя «Яхве». Под этим именем Иисус Христос являлся пророкам еще до своего воплощения.

Понятие «Троица» было введено в христианский язык во II веке святителем Антиохийским, и слово это вовсе не имеет библейского происхождения. Догмат о Божием триединстве был дан в Откровении, однако для человеческого разума он непостижим. Его можно только принять на веру.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector