«от отца ипполита никто не уйдет без духовного плода»

Литература

  • Монашество // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1896. — Т. XIXa. — С. 714—733.
  • Инок // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1894. — Т. XIII. — С. 222.
  • Испытание для лиц, желающих вступить в монашество // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1894. — Т. XIII. — С. 459.
  • Польсков К. О., свящ. Монашеский постриг как таинство Церкви // Материалы V Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Православное учение о церковных таинствах». Том 3. — М., 2009.
  • Домника (Коробейникова), игум. О рясофоре как о начальной степени монашеского чина // Журнал Московской Патриархии. 2012. — № 10. — C. 38-43
  • Иларион (Алфеев), митр. Монашество как Таинство Церкви // Монастыри и монашество: традиции и современность. Международная богословская научно-практическая конференция в Свято-Троицкой Сергиевой лавре. — М.: Синодальный отдел по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви, 2013. — 224 с.
  • Успенский Б. А., Успенский Ф. Б. Иноческие имена на Руси. — М.: Институт славяноведения РАН ; СПб. : Нестор-История, 2021. — 344 с. — ISBN 978-5-4469-0000-0.

МК Регионы

  • Санкт-Петербург
  • Абакан
  • Анадырь
  • Архангельск
  • Астрахань
  • Барнаул
  • Белгород
  • Брянск
  • Великий Новгород
  • Владивосток
  • Владикавказ
  • Владимир
  • Волгоград
  • Вологда
  • Горно-Алтайск
  • Грозный
  • Екатеринбург
  • Иваново
  • Ижевск
  • Иркутск
  • Казань
  • Калуга
  • Кемерово
  • Киров
  • Кострома
  • Краснодар
  • Красноярск
  • Курган
  • Курск
  • Кызыл
  • Ленинградская область
  • Магадан
  • Магас
  • Марий Эл
  • Махачкала
  • Мурманск
  • Нальчик
  • Нижний Новгород
  • Новосибирск
  • Омск
  • Оренбург
  • Пенза
  • Пермь
  • Петрозаводск
  • Петропавловск-Камчатский
  • Псков
  • Ростов-на-Дону
  • Рязань
  • Салехард
  • Саратов
  • Севастополь
  • Серпухов
  • Симферополь
  • Смоленск
  • Ставрополь
  • Тамбов
  • Тверь
  • Томск
  • Тула
  • Тюмень
  • Улан-Удэ
  • Уфа
  • Хабаровск
  • Ханты-Мансийск
  • Чебоксары
  • Челябинск
  • Черкесск
  • Элиста
  • Чита
  • Южно-Сахалинск
  • Якутск
  • Ярославль

УСТАЛ Я ОТ АПЕЛЬСИНОВ, КУРСКОЙ КАРТОШКИ ХОЧЕТСЯ

О жизни отца Ипполита на Святой Горе сохранилось мало сведений, да и сам он не любил об этом говорить. Известно, что он жил в той же келье, где ранее подвизался и молился старец Силуан Афонский  и так же, как и его предшественник, исполнял обязанности казначея и эконома. Отношение к Силуану Афонскому в те годы на Афоне было неоднозначным, и отец Ипполит сделал всё для того, чтобы сохранить мощи подвижника, которые его хулители и завистники пытались спрятать так, чтобы их потом не нашли.

В течение четырех лет Ипполит представлял свой монастырь в Священном Киноте – управляющем совете Афона, что говорит об уважении к нему со стороны братии. Утверждают также, что батюшка, который в совершенстве овладел греческим, регулярно духовно окормлялся у самого Паисия Святогорца, жившего неподалеку.

Считается, что главная причина, по которой батюшка уехал с Афона – состояние его здоровья, которое в начале 80-х резко ухудшилось. Оно, и в самом деле, было не блестящим: афонский климат с его жарой и постоянно высокой влажностью был противопоказан его легким, проблемы с которыми были еще в молодости.

Тем не менее, помимо проблем со здоровьем, была и другая причина, не менее важная – тоска по Родине. В своих письмах он не раз писал: «Дорожите тем, что ты живете в России. Целуйте родную землю». К тому же в те годы на Афон массово поехали насельники из России, которые устанавливали свои порядки, что порождало всяческие нестроения. «Молодые приехали, и старцев слушаться не стали», – писал батюшка.  

Сам же отец Ипполит на вопрос, почему уехал с Афона, отделывался шутками: «Устал я от афонских апельсинов, хоть и сладкие они – хочется поближе к родной картошке. Уж больно она у нас на Курщине вкусная!». В августе 1983 г. старец вновь оказался в России, вернувшись  домой в стареньком плаще и с чемоданчиком в руках, в котором уместились все его нехитрые пожитки.  

ВЫГОНИМ ШПАНУ И ПЬЯНИЦ – МОНАСТЫРЬ НЕ УСТОИТ

Первые годы после возвращения в Россию отец Ипполит подвизался в Псково–Печерском монастыре, с 1986 года получил назначение в Курскую и Белгородскую Епархию, где восстановил несколько церквей, а в октябре 1991 года стал настоятелем Свято-Николаевского монастыря. Хотя сам он себя настоятелем не считал: «Я-то кто? Да никто! Сам Святой Николай Чудотворец здесь настоятельствует!».    

Отец Ипполит всегда старался скрыть свою прозорливость, все время умаляя себя. Как-то он обмолвился: «Сорок лет я низко кланялся каждому человеку. И хотя я все эти сорок лет в постриге, но ни одного дня не прожил, как монах». Одно время от отца Ипполита по милости Божьей пошло благоухание – тонкий неземной аромат, который он уже и сам начал замечать, не говоря о паломниках. Чтобы перебить это благоухание, он попросил купить ему одеколон «Шипр», весьма даже земной, которым кропил самого себя и всё в своей келии. Благоухание исчезало, но через день-другой появлялось вновь. Месяц продолжалось это искушение для отца Ипполита, и лишь когда он горячо взмолился, чтобы этого не было, аромат исчез.  

Прознав о добром пастыре, настоящем апостоле любви, привечавшем всех, в монастырь потянулись «химики» и бомжи, которых он радушно принимал, и называл господами – все они были для него подобиями Божиими. Отец Ипполит велел принимать и кормить их в любое время, даже ночью, хотя некоторые из них продолжали хулиганить, воровать и пьянствовать даже в монастыре. Батюшка всё терпел и молился за них, даже давал деньги на опохмелку, а когда ему предлагали выставить их из монастыря, говорил: «Если выгоним шпану и пьяниц – монастырь наш не устоит!». И всякий раз напоминал, что в свое время фарисеи тоже осуждали Иисуса Христа за то, что Он делит трапезу с блудницами и мытарями. Хотя большинство «проблемных» насельников всё же исправлялось и работало на восстановлении монастыря, который быстро поднимался из руин.  

Порой батюшка получал из мест не столь отдаленных письма с вопросами, можно ли, освободившись, приехать в монастырь, на которые отвечал: «Конечно, приезжайте! Я совсем не против. У нас тут всё можно: и украсть, и выпить… Приезжайте!».  Конечно, ему доставалось за излишний либерализм от Владыки Ювеналия, но он, плача, смирялся и говорил: «Это простые русские мужики, наши родные мужики. И нам ли осуждать их после того, что с ними сделала власть?!». 

Традиции, заложенные в свое время батюшкой, живы и поныне.

Известные схимонахи

Антоний Печерский

Основоположником русского монашества является основатель Киево-Печерского монастыря преподобный Антоний Печерский (10-11 век). В Русской Православной Церкви он почитается как «начальник всех русских монахов». С юных лет у преподобного появилось вле­че­ние к выс­шей ду­хов­ной жиз­ни. Монашеский постриг он принял на Афоне (Греция). Вернувшись на Русь, он поселился на берегу реки Днепр под Киевом, где вел отшельнический (одинокий) образ жизни. К нему стали собираться ученики, образовалась монашеская община. По его благословению был построен каменный Успенский Собор.

Мощи преподобного Антония находятся в Ближних пещерах Киево-Печерского монастыря. На иконах преподобный Антоний Печерский изображается в облачении великосхимника. По греческой традиции монашеский постриг бывает только двух степеней: рясофор и следующий за ним монашеский постриг, при котором дается сразу обеты великой схимы.

Амвросий Оптинский

В 19 веке широкую известность имел схимонах Авмросий Оптинский (1812-1891), в миру Александр Михайлович Гренков. Родом он был из Тамбовской губернии. Учась в духовной семинарии, во время тяжёлой болезни дал обет уйти в монастырь. Однако по окончании семинарии сначала стал работать учителем в семье помещика, а затем преподавал в духовном училище.

Во время повторения болезни, преподобный посетил Троице-Сергиеву Лавру (Московская область), где от старца получил указание идти в Оптину пустынь (Калужская область). Там он в 1841 году был пострижен в рясофор, а в 1842 году принял малую схиму с именем Амвросий. В 1848 году его здоровье сильно ослабло. Было принято решение о постриге в великую схиму без изменения имени. Прославился преподобный Амвросий как прозорливый старец, который помог многим людям. В 1988 году Русская Православная Церковь причислила его к лику святых.

Серафим Вырицкий

Одним из известных схимонахов 20 века является преподобный Серафим Вырицкий (1866-1949), в миру Василий Николаевич Муравьев. В мирской жизни он был крупным мехоторговцем, имел семью. Затем по совместному согласию они с женой ушли в монастырь: Василий — в Александро-Невскую Лавру (Санкт-Петербург) с именем Варнава, Ольга — в Воскресенский Новодевичий монастырь (Санкт-Петербург) с именем Христина.

В 1926 году преподобный принял схиму с именем Серафима. Долгое время он был духовником Александро-Невской Лавры. По состоянию здоровья ему пришлось переехать в поселок Вырицу (Ленинградская область), отчего он и известен как Вырицкий. К нему за советом и молитвенной помощью приезжали многие верующие. В 2000 году Русская Православная Церковь прославила его в лике святых.

Читайте нас удобно в соцсетях:

Метки: великая схима, малая схима, схима монашеская что это, схима это, схимники это кто, что такое схима

Целая эпоха

Деревянный храм святого великомученика Димитрия Солунского в Коломягах тоже требовал ремонта. Предыдущие настоятели ничего не могли сделать — всё упиралось в противодействие властей.

— Отца Ипполита я знаю с 1990 года, с того момента, как он стал настоятелем, — рассказывает Серафим Николаевич Чуков, певчий храма. — На сегодня я старейший прихожанин этого храма, а хожу сюда с детства с небольшими перерывами. В первую очередь хочется сказать, что у отца Ипполита было особое, трепетное отношение к храму. Например, однажды, до отца Ипполита, в храме проводился ремонт, и в куполе в результате были закрашены вентиляционные форточки. Я говорил об этом прежнему настоятелю, но он каждый раз отмахивался. А форточки надо было открывать, потому что иначе в куполе конденсируется влага и он буквально гниет. Когда назначили отца Ипполита, я ему сказал об этой проблеме, и уже в следующее воскресенье все форточки были открыты. С приходом отца Ипполита впервые за много лет началось восстановление позолоты на киотах. Все киоты были вызолочены, всё сияло, а отец Ипполит продолжал ездить на старенькой «Ниве».

Территория храма при отце Ипполите была увеличена по меньшей мере вдвое.

— Мой дедушка на протяжении тридцати лет, с 1942 по 1972 годы, был старостой этого храма, и я очень хорошо помню проблемы с прудом, с дорогой, — продолжает Серафим Чуков. — На расстоянии трех метров от крыльца храма территория заканчивалась, стоял забор, это было очень неудобно. Понятно, что отец Ипполит пришел уже в те времена, когда дамоклов меч, который висел предыдущие десятилетия над Церковью, ушел. В прежние времена даже собачью будку на церковной территории невозможно было построить. Стараниями отца Ипполита рядом с храмом великомученика Димитрия Солунского был построен крестильный храм мученицы Евгении — на месте бывшей сторожки, служившей в свое время церковным домом. Было построено также замечательное здание воскресной школы, что дало возможность организовать активную приходскую жизнь. Скульптура святителя Николая рядом с храмом тоже была поставлена по его инициативе.

Но первой постройкой, которая появилась во времена настоятельства отца Ипполита, стала часовня святого Александра Невского на горе недалеко от храма. От нее оставались одни руины, и стараниями отца Ипполита она была восстановлена, а затем освящена Патриархом Алексием — он был уже избран тогда и уезжал на интронизацию в Москву, это было последнее освящение, которое он совершил в Ленинграде.

— Сам храм отец Ипполит буквально своими руками восстанавливал: крыл крышу, ремонтировал стропила, красил, — рассказывает протоиерей Александр Рябков. — Это видели люди, которые проходили и проезжали мимо. Один человек, крановщик, увидел отца Ипполита, который снаружи проводил какие-то работы, подошел: «Что это вы всё сами делаете, батюшка? Помощников разве нет у вас?» — и стал его многолетним помощником. Он помог заасфальтировать территорию храма, потом — положить плитку. Этот человек за прошедшее с тех пор время продвинулся в карьере — стал начальником строительной организации.

Отец Ипполит не просто делал в храме ремонт — и внешний вид храма, и внутреннее убранство сохранились в первозданном виде, полностью соответствуют историческим фотографиям. Он сумел с помощью благодетелей к столетию привести храм в еще более благолепный вид. Территория вокруг храма, благоустроенная отцом Ипполитом, любима жителями района — сюда приходят и просто погулять, особенно с маленькими детьми.

— Можно сказать, что период настоятельства отца Ипполита стал настоящей эпохой, — говорит Серафим Николаевич. — Это было самое долгое настоятельство за всю историю храма, если я, конечно, не ошибаюсь. На моей памяти сменилось много настоятелей. В советские времена была такая практика — перемещать священников с прихода на приход, чтобы у них не складывались тесные отношения с прихожанами. Отец Ипполит оставил о себе самую добрую память и как священник, и как настоятель. Господь дал ему мирную кончину, о которой мечтает каждый христианин. А труды отца Ипполита привели к тому, что его стало возможно похоронить на территории храма. Это возрождение старинной традиции: в прежние времена настоятеля всегда хоронили рядом с храмом, недалеко от алтаря. Конечно, жаль, что он ушел от нас в расцвете сил, но Господу лучше знать, когда забирать человека к Себе.

ОТЧЕ НАШ ПОД ОДЕЯЛОМ

Сам отец Ипполит, в миру Сергей Иванович Халин, курский, из местных. На родине старца – в селе Субботино, что в Солнцевском районе под Курском, подлинный масштаб его личности осознали только в первые годы после ухода батюшки  из земной жизни, когда фотографии земляка в его день памяти, 17 декабря,  дружно начинали мироточить.  

Сергей Халин родился в многодетной семье, в которой был самым младшим. От дяди-священника Сергею достался чемодан с духовными книгами, которые он изучил, пропустил сквозь себя. Будучи человеком удивительно душевным и добрым, Сергей особенно легко находил общий язык с нищими и «самоварами», как цинично в послевоенное время называли инвалидов без рук и ног, передвигавшихся на каталках, заботясь о них. Душа будущего монаха постоянно чего-то искала – в привычном окружении ему было некомфортно.

Сергей, по свидетельству односельчан, был парнем видным, веселым, танцевал и пел в клубе. Но после танцев, рассказывает одна из субботинских бабушек, «все ребята шли по девкам, а Сережа молиться». Во дворе дома Халиных был сарай, который Сергей в шутку называл скитом, где у будущего старца были развешаны иконы. Там он зажигал лампаду и долго молился, порой до самого утра. Естественно, что в Субботино  его дразнили монахом. Да он и не возражал, говоря, что жениться не будет. Уже позже отец Ипполит сказал, что «Господь услышал мои слова и удостоил меня монашества. Именно так: Он меня удостоил, а не я был достоин стать монахом». Позже, когда  нему приставали с расспросами, он отшучивался, что «никто за меня замуж не пошел, поэтому пришлось идти в монастырь».   

Сергей не вписывался и в классический образ воина Советской Армии, в которой прослужил три года, в артиллерии: после отбоя сержант Халин, чтобы не шокировать сослуживцев, накрывался с головой одеялом и тихонько читал «Отче Наш».

Демобилизовавшись, Сергей огорошил родителей, заявив, что уйдет в монастырь, и в 29 лет был принят послушником в Глинскую пустынь.

Слово не расходилось с делом

Знакомство будущего протоиерея Александра Рябкова с отцом Ипполитом началось со знакомства с его старшим братом протоиереем Иоанном Ковальским.

— Отец Иоанн служил в Костромской области, где я родился и вырос. Он меня в младенчестве крестил, а после школы дал мне рекомендацию в Семинарию, а уже здесь, в Петербурге, отец Ипполит меня встретил, пригласил на приход — это было в 1995 году, он пять лет как был настоятелем. Отец Ипполит принял меня как родного. Я сначала был псаломщиком, алтарником. В 1997 году 8 ноября, в престольный праздник храма, меня рукоположили во диакона, потом я стал священником на этом же приходе.

На вопрос, каким был настоятелем отец Ипполит, отец Александр отвечает:

Как рассказывал и сам отец Ипполит, и его старшие браться, их семье приходилось довольно трудно:

— Это была простая бедная белорусская семья, — продолжает отец Александр. — Родители не хотели вступать в колхоз, их угрожали сослать в Сибирь, выгнать из дома. Издевались не только над взрослыми, но и над детьми. Было очень трудно материально, отец Ипполит с детства знал, что такое голод, лишения. Семья была верующая, это тоже создавало проблемы. Отец Ипполит и его братья — отец Григорий, отец Иоанн, отец Пётр — не только посещали богослужения, они несли послушание в алтаре. И в школе над ними насмехались, рисовали карикатуры в стенгазету. Отец Ипполит об этом рассказывал, и было понятно, что в детстве он это очень болезненно переживал.

Пережитые в детстве лишения наложили отпечаток на характер отца Ипполита — он всегда был доброжелателен к людям, к каждому человеку искал индивидуальный подход.

— Он призывал людей вести молитвенную евхаристическую жизнь, не упрощая её, не потакая плоти, но при этом не был узким консерватором, ригористом, — говорит протоиерей Александр Рябков. — Люди отмечают его доброту, участливость, вежливость. Он говорил «вы» даже маленьким детям. Когда подходили к Чаше, всех спрашивал: «Как ваше имя?» Он был человеком величайшей культуры, потому что его учителями в Духовных школах были люди высококультурные, дореволюционной закалки. Многие из них претерпели гонения, прошли лагеря. Отец Ипполит воспитал множество священников, некоторые стали настоятелями, благочинными. Коломяги были школой, где воспитывались будущие священнослужители. Многие новорукоположенные клирики, проходившие практику у нас на приходе, всегда после сорокоуста говорили: «Как хорошо у вас на приходе, хорошо бы здесь остаться! У вас такие хорошие отношения друг с другом!» Отец Ипполит сумел выстроить среди сотрудников такие отношения.

Помогал отец Ипполит и молодым священникам — приобретать жилье, многодетным клирикам — получать социальное жилье. «Он помогал людям не только как духовник, как утешитель, пастырь, но помогал просто насущным хлебом. Не просто поучал, но совершал поступки, адекватные его проповедям, его словам. У него дела со словами не расходились никогда», — говорит протоиерей Александр Рябков.

Эти слова подтверждает и племянник отца Ипполита — протоиерей Роман Ковальский: «Когда мы жили в Костромской области, где служил папа, дядя Ипполит и тетя Оля часто к нам приезжали и нам, детям, всегда привозили подарки. По отношению к нам отец Ипполит был всегда очень внимательным, добрым и заботливым. Потом, когда мы с братьями учились в Санкт-Петербургской духовной семинарии, отец Ипполит помогал нам: приглашал в гости, устраивал с матушкой Ольгой семейные обеды, поддерживал материально. Он вспоминал, как сам был студентом и отправлялся подработать во Псково-Печерский монастырь, брался там за любую работу. Часть заработанных денег отец Ипполит отправлял маме».

Со Святейшим Патриархом Алексием II. 1990 год 

ОСЕТИЯ СПАСЕТСЯ МОНАСТЫРЯМИ

Рыльск стал вторым домом для многих жителей христианской Осетии. Многочисленная осетинская делегация в этом году, как и всегда, приехала на день памяти старца. Но где, казалось бы,  Курская область и где Осетия?! Что их связывает?  

Сейчас уже никто точно не скажет, что заставило отца Ипполита взять на себя подвиг православного просвещения целого народа, но утверждают, в том числе и осетинские паломники, что сама Богородица, которая не раз являлась батюшке, велела ему молиться о многострадальной Осетии, находившейся в неблагоприятном окружении. Ведь с юга она граничит хоть и с единоверной, но недружественной Грузией, а с востока и запада – с чуждым по духу магометанским миром.  

В конце 90-х отец Ипполит благословил создать в Осетии два монастыря – мужской и женский.

А будущую игуменью женского монастыря монахиню Нонну (Багаеву) он разглядел еще в то время, когда она работала корреспондентом на Осетинском телевидении и приехала в Рыльск на съемки фильма о батюшке. «А ты знаешь, что будешь монахиней?», – неожиданно сказал он ей, тогда, в миру, еще Наталье. – У тебя, как и у всех монахов, во лбу крестик светится!»  

Прозорливый батюшка предвидел беды, которые обрушатся на Осетию, в частности, обвал ледника Колка в Кармадонском ущелье в 2002 году. Осетины-паломники, которым довелось быть в Рыльске летом 2002, рассказывают: «Батюшка Ипполит, начиная с июля, просил нас связаться с родственниками в Осетии, дабы предупредить их, что в ближайшие месяцы горы будут очень опасны». Все так и вышло: 29 сентября ледник рухнул, похоронив под собой много местных жителей и съемочную группу Сергея Бодрова-младшего. Предвидел батюшка и, случившуюся уже после его ухода из земной жизни, страшную трагедию в Беслане 1 сентября 2004 года, когда вооруженное зверьё захватило школу в Беслане с тысячей заложников.   

И едва ли случайно мужской осетинский монастырь, который первоначально организовали в Беслане, расположился всего в 250 метрах от той школы, где произошел этот страшный теракт, который можно сравнить, пожалуй, только с избиением воинами царя Ирода младенцев в Вифлееме две тысячи лет назад. И эта трагедия стала для осетинского народа Голгофой, постоянно напоминающей ему о жертве, принесенной  Иисусом Христом.

Храм к олимпиаде

Диаконом отец Ипполит служил сначала в Новой Ладоге, в соборе Рождества Богородицы, потом в Лисьем Носу. После рукоположения во пресвитера его назначили настоятелем Казанского собора в Луге. Это был единственный храм на рабочей окраине. С одной стороны, люди приезжали на богослужения со всей округи, с другой — пролетарское население вело себя совсем не благочестиво. Вокруг храма, особенно в выходные дни, было много пьяных. Жители близлежащих домов могли прямо у стен храма вывести пастись коз, коров. Чтобы противодействовать этому, настоятель решил построить ограду вокруг собора. В те времена это было практически невозможно, но отцу Ипполиту удалось найти рабочих, договориться о стройматериалах, которые тогда тоже трудно было раздобыть. Сложность была в том, что ограду надо было сделать за сутки, чтобы власти не успели помешать. Он сумел так организовать работу, что сделали капитальную ограду, которая сохранилась до настоящего времени. Сам собор тоже нуждался в ремонте, но чтобы добиться этого, приходилось вступать в спор с властями, которые не разрешали проводить никакие работы.

— Отец Ипполит рассказывал, что пришлось в качестве аргумента использовать… Олимпиаду-80: дескать, иностранцы могут посетить Лугу и увидеть, в каком плачевном состоянии собор, — вспоминает протоиерей Александр Рябков. — Он сумел их убедить, чтобы ему дали разрешение на благоустройство собора. Они, конечно, не хотели разрешать, но он сказал, что позолотит только Всевидящее око над иконостасом. В результате он провел косметический ремонт всего собора, начальство возмущалось, но назад-то уже не отмотаешь!

Освящение часовни св. Александра Невского. 13 сентября 1990 года 

Колокольня

   Пятиярусная колокольня со Святыми вратами в нижнем ярусе является главным входом в монастырь. Впервые в описях упоминается с 1764 года, но по предположению специалистов, была выстроена в 1740 году. Уступы восьмериков, уменьшающиеся в каждом ярусе, создают аналогию с башней. Сооружение завершается барабаном с орнаментом из кирпича и луковкой с золотым крестом. В среднем ярусе были установлены часы с боем. Опись 1764 года сообщала: «Колокольня каменная, на ней часы русской работы ветхие, колоколов разного весу  семь и под оной колокольней Святые врата створчатые». В 1820 году колоколов становится девять, о чем сообщает в рапорте в  Курскую консисторию архимандрит Свято-Николаевского монастыря Иннокентий.

    На втором ярусе колокольни  размещался архив, а с 1910 года  располагалась библиотека. Арочные дубовые двери с засовом свидетельствуют, что прежде здесь хранились ценные вещи, книги или документы. Колокольню неоднократно перестраивали и ремонтировали, к ее стенам пристроили хозяйственные помещения.

   Годы лихолетия не пощадили и это величественное сооружение. Долгое время колокольня стояла с заложенными кирпичом Святыми вратами, без креста, с разбитым, обрушившимся фасадом. Полуразрушенные постройки, примыкавшие к колокольне, были  без крыш. В настоящее время это сооружение отреставрировано, восстановлены кирпичные узоры, установлены колокола и крест.

    

Архивный номер № 52 (1315) от 24 декабря 2021 — Новости

ЧУДО

Это случилось 17 декабря, когда в Рыльском Свято-Николаевском мужском монастыре отмечали день упокоения и памяти знаменитого старца Ипполита. Сотни верующих, приехавших в монастырь, увидели, как на кресте, установленном на могиле батюшки, появились капли маслянистой жидкости…

О жизни отца Ипполита на Афоне практически не сохранилось сведений. Говорят, уехать пришлось из-за проблем со здоровьем. А еще старец тосковал по Родине. «Дорожите тем, что живете в России. Целуйте родную землю», – писал он в письмах. Когда у Ипполита напрямую спросили: почему уехал с Афона, отшутился: «Устал от афонских апельсинов, хоть и сладкие они – хочется поближе к родной картошке. Уж больно она у нас на Курщине вкусная!» В августе 1983-го старец вновь оказался в России. В 1991 году был назначен настоятелем только что возвращенного церкви Рыльского Свято-Николаевского мужского монастыря, который лежал в руинах. За 11 лет под руководством отца Ипполита обитель превратилась в центр духовной жизни российского масштаба. В монастырь стали приезжать не только жители ближайших городов, но и Украины, Беларуси, стран Европы. Ипполит никому не отказывал во встрече. Неслучайно его называли самым добрым батюшкой на земле. По словам местных жителей, к нему выстраивались огромные очереди. Говорят, он обладал даром ясновидения, предсказывал людям будущее. «Помню, незадолго до своей смерти раздавал иконки, – вспоминала жительница Рыльска. – Моя подруга пошла к Ипполиту, он посмотрел на нее внимательно и протянул икону «Неупиваемая чаша». Та рассмеялась – зачем она мне? Мой муж вообще не пьет! Батюшка посмотрел на нее внимательно и изрек: «Пригодится». Через три года ее супруг ни с того ни с сего ушел в запой. Тут-то подруга вспомнила про слова Ипполита и подаренную им иконку».

Верующие собирали миро, наносили его на лицо, иконки…

– Он и больных лечил, – рассказывали в монастыре. – Бывало, подойдет к человеку и, не спрашивая, что привело его сюда, пальцем крест очертит и скажет: «Живот у тебя болит». И больному легче становилось, боли проходили. Многие от тяжелых недугов излечились. Скромным отец Ипполит был. Никогда не носил креста с украшениями. Многие, видя его впервые, принимали за простого послушника. Незадолго до смерти отец Ипполит о себе сказал насельнику монастыря: «40 лет я низко кланялся каждому человеку». Он ставил себя ниже всех. Отец Ипполит не проповедовал, не было у него дара красноречия. «Я вообще ничего не могу сказать, – говорил он. – Не умею». Обычно произносил несколько слов, вроде «Терпи», «Помоги тебе Господи» или «Здоровья тебе». Обращаясь к паломникам, замечал: «Не говорите языком, его черви съедят, говорите сердцем». При этом Ипполит любил пошутить, вопрошавшим мог ответить сказкой, стихом, даже песней. «Подходит, например, к нему инок покаяться в страстных помыслах, а батюшка вдруг начинает рассказывать ему красивое философское и вместе с этим назидательное стихотворение о любви, – напишет в своей книге «Самый добрый батюшка на земле…» Владимир Савочкин. – Когда он намекал какой-нибудь матушке, что надо каяться, а у нее нет покаяния, пел: «Виновата ли я», а иной раз – «Виновата не я!». Цитировал Пушкина, Лермонтова, Омара Хайяма… И именно такой стих, который или раскрывал суть проблемы данного человека, или намекал на будущие искушения».

Имя отца Ипполита связано с укреплением православия на Кавказе. По его благословению в Северной Осетии были основаны православные монастыри, один из которых находится в Беслане, недалеко от школы, в 2004 году захваченной террористами. «Только монастырями спасется Кавказ», – не раз говорил Ипполит.

Александра БЕРЕГОВАЯ, фото rylsk-obitel.ru, vk.comorthokursk

Поделиться ссылкой:

Подписаться на «Друг для друга»:

Яндекс Новости Яндекс Дзен Google Новости YouTube Видео

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector