Как найти духовного отца

Поиск наставника

Великая благодать для верующего человека — найти священнослужителя, который будет нести ответственность перед Всевышним за своего ученика,будет совершать молитвы за него, контролировать рост духовности, руководить его поступками и наставлять в мирской жизни, а также направлять на путь добродетели, которая ведёт в жизнь вечную.

Для верующего человека путь разрешения проблем отличается от пути, который выбирают неверующие миряне. Люди, далёкие от религии, как правило, свои возникшие неурядицы пытаются решать, опираясь на помощь и совет своих знакомых и в основном далёких от религии людей. И часто проблема не разрешается, а только усугубляется. Это происходит оттого, что все сложности сконцентрированы внутри нас, в отдалённости от Бога. И как следствие под накапливанием грехов происходит сбой духовной гармонии.

Воцерковленному человеку с появлением непредвиденных ситуаций за советом стоит идти к своему духовнику. При этом верующий понимает, что спрашивая, как поступить, он ждёт ответ на свой вопрос от Господа. Видя его смирение, Бог через батюшку даёт верный совет и благословляет. У христианина никогда не возникнет сомнений в том, что необходимо следовать сказанному духовником. Он уверен, что это Всевышний посылает ему свою поддержку. Только если передать своё сердце и душу в послушание духовнику, Божия благодать поселится в человеке.

Церковь не ставит ограничения и предоставляет возможность доброму христианину самому выбрать духовника. Как найти духовного наставника? Хорошо, если им будет священнослужитель из храма, в который часто приходишь помолиться. Но всё индивидуально, и порой бывает непросто встретить духовника, с которым бы установились доверительные и сердечные отношения.

Какова роль духовного наставника

Для христианского развития, освобождения от грехов, видения целей жизни людям постоянно нужна помощь со стороны. В мирской жизни появились психологи, психоаналитики, целители и коучи, которые за очень большие деньги готовы помочь решить любую проблему, но нет денег, нет помощи.

В христианской жизни духовный наставник выполняет все функции вышеперечисленных помощников в решении всех проблем.


Роль духовного наставника

Как целитель духовный наставник готов выслушать любую проблему, не осудить, а помочь найти выход, поддержать христианина, наполнить его верой, что именно за него, его грехи пошел на крест Иисус.

Разбирающийся в Библии учитель покажет те места в Святом Писании, которые следует читать в тех или других случаях, чтобы найти выход из любого тупика, будь то:

  • болезнь;
  • бизнес;
  • долги;
  • семейные отношения;
  • непослушания детей.

Найти настоящего православного учителя, это, как выиграть в лотерею большой приз. Имея хорошего друга, готового всегда помочь не только через слово Божье, но и делом, надо очень ценить и уважать.

Духовные вопросы православной веры:

  • Можно ли в спальне ставить иконы?
  • Можно ли похоронить домашнее животное на человеческом кладбище?
  • Можно ли ходить в церкви других религий

У духовного наставника может быть много подопечных, каждый из них нуждается во внимании, а около учителя еще и семья живет, ей также нужно время уделить, поэтому с особой теплотой и заботой относитесь к посланнику Божьему, уважая его время.

Важно! Ни один психолог или коуч не берет на себя ответственность за проведенную консультацию, в то время как православный душепопечитель за каждого христианина отвечает перед Богом, ибо ему доверено «пасти овец». Для достижения цели и решения проблемы мирскими специалистами хороши разнообразные методы, включая гипноз и манипуляции

Божий слуга будет идти по дороге Света, ведя за собой доверенных ему людей, руководствуясь ведением Духа Святого, канонами православия, опытом Отцов Церкви

Для достижения цели и решения проблемы мирскими специалистами хороши разнообразные методы, включая гипноз и манипуляции. Божий слуга будет идти по дороге Света, ведя за собой доверенных ему людей, руководствуясь ведением Духа Святого, канонами православия, опытом Отцов Церкви.


Чтение Библии

Конечная цель духовного роста состоит в том, чтобы укрепить маловерующего христианина на пути к вечной жизни, помочь ему по-настоящему воцерковиться, возрасти в вере, чтобы он в скором времени мог стать, пусть маленьким, но наставником.

Где искать духовника

Ответ на этот вопрос прост – конечно же, в храме. Некоторым духовник дается во время принятия Таинства Крещения. Это происходит, когда человек крестится уже в зрелом возрасте. Некоторые находят духовного наставника на исповеди. Такое бывает чаще всего. Священник, у которого человек часто исповедуется, знает его, как говорится, не понаслышке, знает все его грехи и страсти. В результате, такому священнику легче всего доверить свое спасение.

Но вопрос в другом: как не ошибиться при выборе духовного наставника? Может быть, он не способен довести человека до Царствия Небесного по причине собственных немощей?

«Хорошо, когда у человека есть духовник»

Сабина Шарафетдинова, журналист, телекомпания «Орбита», г.Красноармейск, Донецкой обл.:

«У меня нет духовника. И я часто об этом сожалею. Сложно объяснить, почему так сложилось. Нет, конечно, у меня много друзей и очень хороших знакомых среди священников, я могу в любое время обратиться к ним за молитвенной помощью, за советом и поддержкой. Но духовника — нет. Попытаюсь найти оправдание.

Несколько лет назад, Божьим промыслом, я окунулась в духовную жизнь, как слепой котёнок. Будучи воспитанной в межнациональной и межрелигиозной среде, я шаг за шагом открывала для себя Православие. И в этом мне помогали десятки священников. Дело в том, что моя работа была связана с православными храмами, монастырями, священниками и всеми событиями, которые происходили в духовной жизни нашего округа. Это было невероятно благодатное время. Наша съемочная группа имела возможность много путешествовать по святым местам области и страны, встречаться и интервьюировать замечательных священников. И каждый из них помогал мне в моём духовном развитии. Со многими я продолжаю общаться и поныне. Безгранично люблю их, уважаю и благодарна им за то, что они есть в моей жизни.

Я не знаю, как найти своего духовника. Знаю одно: Господь всё устроит. И может статься, через несколько лет я буду рассказывать своей крестнице, почему так нужен духовник, и где найти такого наставника. Когда-то давно прочитала такую фразу: «Человек без духовника — как слепой без поводыря». Я еще тогда её запомнила. А в последнее время я всё чаще её вспоминаю. Хорошо, когда у человека есть духовник».

— Зачем нужен наставник?

______

Духовный учитель позволяет личности, принявшей его авторитет, избежать различных заблуждений в восприятии окружающего мира и толковании писаний. Однако в современное время существует ещё одна сложность — способность к различию из-за недостатка знаний: сейчас мало кто может отличить истинного духовного учителя от мошенника. (Читай о том, как становятся личностью).

В писаниях говорится, что истинный духовный учитель обладает чистым знанием, его ум и сердце чисто, тогда как у обычной личности ум покрыт привязанностями к временному материальному миру, что и не позволяет ей определить что является хорошо, а что плохо, что благо, а что вред. Это связано с тем, что материальный мир обладает одним стабильным свойством — постоянная переменчивость: сегодня это хорошо, а уже завтра это неприлично, и наоборот.

Яркий пример этого — перемены во вкусах и стремлениях новых поколений. Например, сегодня есть девушки, которые одеваются таким образом, который совсем недавно, буквально лет 45 назад, считался просто неприличным даже для дам легкого поведения. И как тут толковать? Кто из них поступал /поступает правильно, а кто находится в иллюзии?

______

Духовник

Кто такой духовник, духовный отец? Лучше искать духовника из монахов или из женатого духовенства?

Духовником обычно называют священника, к которому регулярно ходят на исповедь (у кого исповедуются по преимуществу), с кем советуются в сложных жизненных вопросах. Слова духовника принимают как совет. Тот духовник, который требует абсолютного подчинения себе, настаивает на буквальном, строгом, неукоснительном исполнении своих советов, претендует на роль старца – может сильно навредить; духовника нужно выбирать, как мне кажется, кроткого и смиренного.

Духовный отец – это духовник, который давно знает человека, приходящего к нему на исповедь, хорошо с ним знаком, засвидетельствовал своим внимательным отношением к человеку свою любовь к нему. Я обычно не делаю различия между духовником и духовным отцом, мне кажется, это понятия в принципе одинаковые, но духовный отец –– это, возможно, тот духовник, который в большей степени заботится о своих духовных чадах, уделяет им больше времени, кого сами духовные чада называют духовным отцом.

А вот старец – это совершенно другая категория в духовном руководстве. Старец – это человек, которому открыта воля Божия, которого слушаются безусловно, полностью доверяют и слова которого исполняют беспрекословно.

Образ духовника

Духовник – тот, кто служит душе другого на его пути к Богу. Духовник – тот, кому по-настоящему нужен другой. Духовник не ломает волю другого и не навязывает ему свои советы. Он вслушивается в Духа Святого в этом человеке. Вслушивается в то, чего человек о себе хочет и что Бог хочет о нём. Вне страсти это совпадает.

Есть такая старинная английская загадка: «Что сказала первая лягушка?». Отгадка: «Господи, какой прыгучей ты меня создал!». Г. Честертон по этому поводу говорит: «Смотрите – Бог создал лягушку прыгучей и лягушка любит прыгать».

В глубине души мы таковы, что, если не брать грехи и страсти, то, чего о нас хочет Бог, хотим и мы. Очень многое мешает душе идти её путём. Очень многое мешает Святому Духу действовать в человеке. Духовник разгребает эти заносы и завалы души, чтобы человек вырос в меру своего бесстрастного желания и замысла Божья о нём. Духовник не должен стремиться создать копию себя или копию с некого любимого им святого. В праведности каждый неповторим. Духовник ведёт человека к праведности, не лишая того, что ему в жизни дорого, но преображая всё, потому что так поступает Бог с человеком – не отнимает, но преображает.

Приведу пример такого отношения Творца к человеку: девушка по имени Вика К., до того как стать православной, любила праздники, веселье и пение песен. Спустя годы жизни в Церкви она заметила, что Бог ничего из этого не отнял. Праздники в Церкви – каждый день. Теперь они для Вики – служба и общение с близкими, а веселье – это веселье души добродетельной. Раньше она зарабатывала тем, что пела на свадьбах песни под гитару, а теперь поёт на клиросе.

Духовник – тот, кто жалостью берёт меня в своё сердце, а мою жизнь в свою. Я ему дороже, чем он сам себе. Поэтому нередко лучшие духовники для своих детей – это мамы. Духовник является таковым по мере своей жалости и любви. И то, и другое проявляется в том числе и в молитве в духе апостола Павла, который готов был обменять своё место в раю на спасение и радость тех, кого любил. Духовник проявляет своё отношение также в деятельной любви, когда он не может жить, пока мне плохо, и не отойдёт от молитвы, пока не упросит Бога даровать мне радость.

Важные мысли о духовничестве

Святой праведный Алексий Мечев говорит: «Если ты уходишь от духовного отца с унынием, с тоской, с еще большим грузом, чем к нему пришла, если он причиняет тебе страдания, и эти страдания влекут тебя к земле, и ты не получаешь облегчения – берегись такого отца!..

Вот какой верный признак твоего истинного духовного отца, который может тебя вести: если ты от него выходишь облегченная, твоя душа как бы приподнята над землей, ты ощущаешь в себе новые силы, мир, радость, свет, любовь ко всем, с желанием работать над собой, служить Христу – знай, что это твой истинный духовный отец».

Старец Иоанн Крестьянкин так рассуждает об отношениях ученика и учителя: «Никто за нас не может решать наших жизненно важных вопросов, и даже в прежние времена старцы не командовали наследием Божиим. Обдумывать, на что брать благословение, должен сам человек».

Ту же мысль развивает отец Валериан Кречетов: «Но для того, чтобы Господь вмешался, нужно, чтобы человек сам стремился к истине. А стремление к истине предполагает, что человек учится размышлять. Отец Алексей Мечев, например, часто спрашивал своих чад: ‟А как ты думаешь?” Своим вопросом он учил человека самого рассуждать. Отец Всеволод Шпиллер говорил: послушание не в том, чтобы спрашивать: ‟Благословите открыть форточку, благословите закрыть форточку”. В жизни такие ‟послушники” встречаются нередко. Но если все так будут спрашивать, с ума сойдешь, а толку не будет. Послушание предполагает в человеке самостоятельность, и ответственность, и мужество.

Благословение – это не повеление, потому что повеление – это уже диктатура. А в диктатуре нет любви. А любовь и свобода связаны неразрывно. Основа здесь – любовь Божия, и в ответ на нее – свободная любовь человека».

Святой Силуан Афонский: «Всегда надо помнить, что духовник совершает служение свое в Духе Святом, и потому должно благоговеть пред ним. Верьте, братья, что если кому случится умирать при духовнике и скажет умирающий духовнику: ‟Отче святый, благослови меня видеть Господа в Царстве Небесном”. И скажет духовник: ‟Иди, чадо, и зри Господа”; то будет ему по благословению духовника, потому что Дух Святой и на небе и на земле тот же».

Методы разоблачения шарлатанов

Настоящий духовный наставник не ставит завышенные требования к своему ученику, он не продает свои знания, а делится ими. Так как же определить настоящего духовного наставника?

Ниже приведены основные признаки, согласно которым можно разоблачить шарлатана:

1. Деньги и материальные ценности.

При оказании финансовой поддержки новому ученику стоит поинтересоваться, куда тратятся вложенные средства. Существует большой риск того, что деньги, вложенные во благо, могут тратится не по назначению. Отсюда следует вопрос: а настоящий ли это духовный наставник?

2. Власть и авторитет.

Власть может иметь как положительный, так и отрицательный характер. Существует большая разница межу тем, когда человек бездумно подчиняется авторитету или же сознательно признает своего духовного учителя, которого нужно слушаться. Руководителям культа не нравятся честные отзывы, человеку не разрешается подвергать сомнению их действия или решения. Властный гуру любит указывать как себя вести и контролировать образ жизни своего ученика. Это не духовность, это духовная диктатура.

3. Алкоголь и наркотики.

Некоторые духовные учителя просят своих студентов пить алкоголь или принимать наркотики, чтобы достичь просветления! Максимум чего можно достичь в данном случае – это обретения алкогольной или наркотической зависимости.

4. Сексуальный Гуру.

Сексуальные отношения между человеком, который находится у власти, и человеком, который зависит от влиятельного человека, является предательством. К сожалению, за последние годы было много сообщений о сексуальных проступках среди духовных учителей. Ученикам говорят, что для достижения полного просветления они должны заниматься сексом со своим хозяином

Важно понимать, что это лишь наглая манипуляция, направленная на использование людей для удовлетворения собственных сексуальных потребностей

Причины того, почему многие люди доверяют пророкам-шарлатанам

Ошибочная харизма и сила для мудрости. Есть много влиятельных людей, которые не обязательно мудры. Мудрость часто ассоциируется с простотой и смирением. Хороший наставник сострадателен и не позиционирует свое духовное просветление как знак достижения.

Поклонение гуру. Некоторые духовные наставники при любом удобном случае, акцентируют внимание на том, что они якобы имеют мощную духовную энергию. Это заставляет ученика больше сосредоточиться на персоне духовного советника, чем на его духовных учениях

Истинные духовные наставники ведут аскетический образ жизни и не стремятся к популярности и славе, они берут человека на обучение для того, чтобы передать полученный опыт и знания, а не ради материальной выгоды или иных личных интересов.

Эффект нимба. То, что учитель обладает духовностью, не означает, что он знает все. Духовный учитель также допускает ошибки, и если он признает это, он искренен со своим учеником.

На пути к духовному просветлению важно не заниматься самообманом и помнить, что духовное развитие – это кропотливая работа над собой, требующая уйму времени

Проповедь

Блаженный Диадох говорил: «Нет ничего более скудного и бедного, чем философствующий о Боге ум, сам находящийся вне Бога».

Проповедь, лекция, рассказ о духовном скучны тогда, когда человек говорит то, чего не знает на опыте. Ты говоришь, что христианство это радость. Но как я поверю тебе, если не вижу радости преображающей на твоём лице? Мне важен и опыт борьбы проповедника, и опыт его победы. Прочитать о Боге я могу и сам, однако хочу услышать, что Творец сделал в жизни того, кто мне о Нём говорит. Как складывались их отношения? С чего начинались? Как он преодолевал недовольство Богом и недоверие Ему? Как ощущает Всевышнего и всегда ли ощущает?

Пересказ книг не может заменить личный опыт преображения и богообщения, поэтому человек должен говорить о Боге только то, что является его личным опытом встречи и общения.

Мне важен не только опыт побед, но и опыт неудачи, поражения, которое не остановило движение души в свет.

Человек, конечно, не сразу побеждает страсть, а по мере борьбы он может научить и меня.

Человек может сказать о том, чем живёт, и что живёт в нём.

Сила веры – это Бог, но и Божий человек тоже. На лекциях становилось ясно, почему апостол Павел называет слово Божие мечом духовным… Действительно, это был меч, проникающий до разделения души и духа. Но для того чтобы меч был действенен, нужен человек, умеющий им владеть, тот, кого можно назвать духовным человеком. Без этого условия даже самый лучший меч бесполезен, потому что всех нас убеждают не слова, но некий неизреченный свет, исходящий от лица и сердца того, кто эти слова говорит.

…Как найти и выбрать наставника

Сначала все просто. То, чему мы хотим научиться — это определяет, кто будет нашим наставником.

Если мы хотим научиться чему-то в материальной сфере — нужно искать наставника в этой сфере. И мы получим от него именно этот опыт — тот, который он освоил.

Вообще, любая из сфер жизни связана с наставничеством.

Обратите внимание, невозможно быть успешным, не перенимая опыт у кого-то. Это естественный процесс нашего роста — нам нужно учиться у кого-то

Бизнесу учиться у кого-то, творчеству учиться у кого-то — во всех сферах. В духовной сфере тем более.

Однако

Важно понять, что есть только один учитель — это Высшая истина, Абсолют. А все остальные — ее представители

И качество Абсолютной истины — она всепроникающая. Иначе говоря, истина есть везде, и она может проявиться в любом событии, через любого человека к нам прийти.

Если человек живет с сознанием ученика, он имеет непрерывное руководство своей жизни. Это руководство будет проявляться через разных личностей. Будет иногда приходить из сердца, иногда через внешние события… Но человек оказывается в этом потоке.

Послушание — от слова «слух»

В семейной жизни, кстати, тоже необходимо послушание — друг другу. Причем надо не от другого требовать послушания, а самому его проявлять. Допустим, жена что-то тебе говорит, а ты не согласен. Возражать, лишь бы сделать по-своему, идти на конфликт неправильно. Всегда надо уметь прислушаться.

Послушание — от слова «слух», оно начинается с умения вслушаться в то, что говорит другой. Мы не любим молчать. Наш друг митрополит Антоний Сурожский учил нас: «Мы все умеем хорошо говорить, но не умеем слушать друг друга

Поэтому очень важно вслушиваться». И в семейной жизни это очень важно

Муж должен уметь слушать жену, жена — мужа, и все вопросы надо решать с рассуждением. Не убедила тебя жена — ничего страшного, иногда ради мира все равно лучше согласиться с ней. Мир в семье важнее любых наших амбиций.

С духовником отношения другие — здесь я проявляю послушание, но дать правильный совет, не от себя, а от Бога, священник может, только если он понял человека, а чтобы понять, надо внимательно слушать, вслушиваться. Ну, а я в свою очередь должен вслушиваться в слова духовника, чтобы понять его совет.

— Были в вашей жизни случаи, когда после совета духовника вам казалось, что вы не в силах проявить послушание, что оно неподъемное для вас?

— Нет, такого не помню, но бывало, что я впадал в грех, от которого с трудом освобождался. Для этого мне требовались и время, и молитвенная помощь духовного отца. Священники, которым я исповедовался в своих грехах, всегда за меня молились, я чувствовал их духовную поддержку, благодаря которой мне удавалось выйти из того состояния, освободиться от греха. Это большое дело — свобода от греха!

Трудно бывает справиться с собой. Самый лютый враг духовной жизни — моя самость, гордыня, неумение делать над собой усилие. Разными путями идет человек. Один грех удается победить, он уходит, но что-то опять возникает в душе. Это требует большого внимания, и как раз духовный отец может подсказать, иногда даже со слезами.

Помню, когда я в детстве и юности исповедовался в своих юношеских грехах, священник плакал. Кажется, отец Вениамин его звали. Я подходил к нему действительно со страхом и трепетом, а он, слушая мою исповедь, плакал. Плакал о моих грехах. У каждого свой путь, иногда очень трудный, иногда полегче, но в любом случае надо уметь делать над собой усилие. А мы не любим, когда требуется проходить через тесные врата. «Ищите же прежде Царства Божия» (Мф., 6, 33). Оно внутри нас.

«Они — как одинокие корабли в бушующем океане»

Юлия Кашпрук, библиотекарь, студентка Академии искусства и культури Академии руководящих кадров Украины:

«Я сейчас живу в Штатах. Страна неправославная, очень много разных направлений христианства. По воскресеньям люди в храмах, и у каждого есть наставник – это пастор, который наставляет в духовной жизни. У меня нет духовника – того человека, который бы наставлял в вере и на пути спасения. Здесь я поняла, что вера – это не хождение в храм, это даже не религия. Вера должна быть живой. Да, конечно, я бы хотела иметь духовника, но чтобы он был монахом – мирским батюшкам не до прихожан.

Говорю в общем – никого конкретного не обсуждая, не осуждая. Я встречала батюшек, которых хотела бы видеть в роли духовника, но когда обращалась — батюшки отвечали, что у них и так много чад, поэтому они не хотят брать на себя ещё большей ответственности. Очень жаль, но в православном храме я чувствую себя одинокой. Православие — именно та вера, которая ведет к спасению. Поверьте, я здесь уже увидела все. И меня пугает этот congregational мир. Но я встретила людей, которые имеют живую веру. И это не поверхностно – это проявление любви к ближнему и к Богу. Хотела бы иметь духовника-«хирурга», который бы научил меня смиряться, любить, прощать, а, главное – молитве, основе будущей жизни. У каждого свой внутренний мир – к сожалению, в других я вижу свои грехи.

Как найти духовника – это вопрос, который я задавала Богу, но осталась без ответа. А, возможно, я сама не хочу принимать тех батюшек, которых знаю, за духовника. Много политики, много пафоса, много того, что не хочется видеть. Я хочу быть частью будущего, другого мира. И при переходе в иной мир этот опыт общения с духовником будет нужен.

Нужен опыт и учеба в непрестанной молитве. В моей жизни было много ошибок, но, по милости Божией, Господь смирял и давал понять, что моя молитва – это проявление гордыни.

Да, духовник нужен, но как сейчас его найти, когда нет у нас любви?.. Поэтому и испытаний много. Даже если мы православные. Я православная, но я не воин Божий, а хочу им быть. Господь – путеводитель, Он же и духовник для меня сейчас. Я общалась с верующими православными – опыт хождения в храм более десяти лет. Многие из них разочаровались в своих духовниках. Такие верующие — подобны одиноким кораблям в бушующем океане. Но, тем не менее, не считают нужным иметь духовника – полагают, что уже и так получили все необходимое для начала своего духовного пути. Я же уверена, что духовник нужен не только монахам, но и мирянам, таким, как мы».

Духовник и ученик

Духовничество приносит ученику радость.

Идти ко Христу – это радостный труд. Человек, освобождаясь от гнёта грехов, страхов и ложных мыслей, входит в радость ещё на земле.

Однажды авва Дорофей спросил своего старца Варсонофия Великого, отчего Христос говорит «в мире скорбны будете», а Дорофей не знает никаких скорбей? И Варсонофий ответил ему, что быть послушником праведного наставника –  единственное состояние души, которое не предполагает скорбей, ведь человек тогда постоянно живёт по воле Божией.

При этом мы знаем, что в монастыре некоторые братья обижали Дорофея. То есть внешние скорби у него были, но благодаря своим наставникам он умел относиться к скорбям правильно, и скорби не ранили его. Так всегда бывает у послушников.

Духовник не заменяет личный труд человека над собой.

Старец Иоанн Крестьянкин сравнивал духовника с дорожным указателем, который показывает, куда идти, но идёт ученик своими ногами.

Даже когда духовник помогает очистить и прогнать страсти, человек чувствует радость освобождения.

Автор этих строк однажды не мог принять важное решение, касающееся борьбы с собой, не решался исполнить совет духовника по этому поводу и чувствовал, что из сердца уходит подлинная жизнь. Когда же он против своей воли послушался учителя, то испытал облегчение верного поступка

А спустя время всё неожиданно окончилось хорошо.

Следование воле Христовой, которую открывает наставник, может казаться тягостным, но оно вносит в душу мир и облегчение праведного поступка.

Духовник не определяет жизнь, но помогает ощутить призвание и соответствовать ему.

Духовник не связует волю человека. Старец Тихон Агриков говорит, что Господь устраивает нашу жизнь по тайному желанию нашего сердца. И духовник в этом помогает. Он не делает лягушку цаплей, а цаплю лягушкой, но способствует и той, и другой стать тем, что она есть.

Мы в святости не похожи на других святых. Духовник помогает каждому найти именно его святость.

Известный музыкант Арво Пярт, приняв православие, пошел в первый попавшийся храм и спросил, что ему теперь делать. Священник сказал: «Бросай музыку и становись церковным сторожем». Но композитор ощутил неправоту такого совета и поехал к старцу Софронию Сахарову. Тот всё выслушал и произнес: «Пишите музыку – и Вас узнает весь мир». Так и произошло.

Старцы Паисий Афонский и Дионисий Каламбокас, когда люди задавали им вопрос, как устраивать дальнейшую жизнь, нередко спрашивали пришедших, чего они сами хотят.

Почти каждый, кто едет к старцу впервые, боится, что тот запретит ему самое дорогое и заставит делать нечто нелюбимое. Но этого никогда не случается. Наставник раскрывает в нас наш образ Божий и приводит ко Христу по нашей дороге.

Духовника каждый выбирает сам.

Древние монахи считали такой выбор неотъемлемым правом ученика, подобно как венчающийся знает много хороших девушек, но женится на одной. Много хороших духовников, но человек выбирает его по некой сердечной близости.

При этом важно помнить, что есть много наставников, которым недоставало дарования старцев, однако они оставались настоящими духовниками, способными привести человека к Богу. До необходимости иметь наставника человек должен дорасти сам, а чтобы слушать наставника, нужно видеть, что он творит волю Божию

До необходимости иметь наставника человек должен дорасти сам, а чтобы слушать наставника, нужно видеть, что он творит волю Божию.

Научитесь быть здесь и сейчас

Сначала внимательно изучите окружающую обстановку и обратите внимание на каждую деталь окружающего пространства. Тут можно увидеть противоречие: зачем сосредоточиваться на физической реальности, пытаясь увидеть духовный мир? Большинство людей так цепляется за прошлое или погружается в мечты о будущем, что не может сконцентрироваться на настоящем, и, таким образом, не может оказаться здесь и сейчас

Чтобы увидеть своего наставника, вы должны уметь предельно фокусироваться на происходящем прямо перед вами — только в другом измерении. Чтобы развить эту способность, нужно тренироваться видеть все вокруг себя: это будет стимулировать ваш третий глаз и заставит его работать снова.

«Наставництво – це слово, яке ти сприймаєш на виконання»

Наталья Гром, майор милиции:

«Духовний наставник дуже необхідний у житті кожної людини. На першому етапі, коли людина приходить до храму, вона приносить свої гріхи на сповідь до священника. На другому етапі людина починає більше довіряти священику, й тому уже більш прислуховується до його порад та поступово починає ставитись до священика, як до наставника. Наставництво, на мою думку, це уже слово, яке ти сприймаєш на виконання. Якщо людина приступає до виконання настанови і бачить, що завдяки цьому вона зростає у духовному житті, то відносини між людиною та наставником все більше й більше закріплюються. З того часу людина починає ставитись до священика, як до духовного наставника. Я маю такого духовного наставника і дуже тішуся з того приводу. Він не раз допомагав мені мудрою порадою, були такі моменти, коли я бігла до нього у розпачі на сповідь, а виходила втішеною та радісною. Дуже вдячна йому, що він є в моєму житті та у житті нашої родини. А як знайти такого наставника? Господь ніжками приведе…»

Кто он – духовный наставник

Прежде чем отвечать на вопрос, как найти духовного отца, следует сначала понять, кто этот человек, и каким образом он может оказать содействие на пути к Господу. Духовный наставник – это опытный и очень умный помощник, который помогает приобрести веру и встать на праведный путь.

К нему можно обратиться тогда, когда душу и сердце раздирает от беды, горя, проблемы. Об этой ситуации нельзя рассказать друзьям и близким людям, зато всегда сможет выслушать, посочувствовать и дать наставление духовный отец. Всё, то нужно, — просто зайти в храм и обратиться к священнику.

Духовный наставник – человек, отлично разбирающийся в христианстве, понимающий духовный смысл, читающий соответствующую литературу, пребывающей в молитве, посте и исполняющий все каноны.

Эту роль может исполнять любой человек, который живёт по церковным законам, проповедует имя Господа, посвящает всю свою жизнь служению Богу. Как писалось в Евангелии от Матфея: «По делам узнаете их». Иными словами, духовный наставник – это человек, посланный Господом.

Важно понимать, что, как найти духовного наставника по жизни – это второстепенный вопрос. Главное – понимать, кто этот человек и какие функции в жизни христианина он должен выполнять

Духовный отец всегда даст полезный совет, наставит на правильный путь, подскажет, как выйти из той или иной ситуации.

В истории Православия отмечают 2 варианта наставничества. Это:

  • приходской священник;
  • будущие святые, старцы, спасители души человеческой.

Они своими действиями, отречённостью, милосердием, смирением прерывали сомнения в людских душах. Своими советами и напутствиями они очищали душу, наставляли людей на праведный путь, учили мудрости, любви, спокойствию и миру.

По каким критериям выбирать душепопечителя

При выборе христианского душепопечителя человеку лучше руководствоваться собственными чувствованиями, а не советами друзей.

Чего греха таить, не все священники являются примером христианской жизни, не нам их судить, для этого есть суд Божий, но и довериться неверному в малом слуге Божьему трудно.

  1. Духовный наставник должен показывать пример христианской жизни не только в служении, но и повседневных делах, семейных отношениях. Трудно доверять человеку, у которого дети пошли не тем путем, нет лада в отношениях между супругами.
  2. Поведение во время поста характеризует священнослужителя. Как доверять тому, кто, проповедуя строгое воздержание, сам страдает от ожирения, ведь пост в православии длится более 200 дней.
  3. Одним из показателей выбора духовного поводыря является доверие. Некоторые священники страдают, мягко говоря, недержанием языка, когда сказанное на исповеди становится достоянием всего населенного пункта, особенно это касается деревень и маленьких городов.

Исповедь в грехах

Человек, пришедший за советом, раскрывший свою душу, потом сгорает от стыда и обиды. От помощи таких «советчиков» только один вред. Лживые, бесчестные люди не могут претендовать на роль духовного наставника, так же как воры и прелюбодеи, даже очень скрывающие свои пороки. Бог обязательно выведет на свет тяжкие грехи, особенно это касается священников. Ведь сказано, что кому Бог много доверил, с тех и много спросит (Луки 12:48).

  1. Попечитель от Бога проявляется в отношении к бедным, больным и старикам. Истинный служитель «не снимет с ближнего последнюю рубаху», если надо, послужит без платы, по благословению.
  2. Страшно попасть в руки фанатичного верующего, который своею «праведностью» унизит, наполнит доверившегося ему человека чувством самоунижения и несостоятельности, как христианина. Разумный учитель по буквам разложит Писание, научит, как Его понимать, принимать в разум и сердце, жить по Нему, идя светлой дорогой к Христу.
  3. Неправедная ярость, гнев при консультации недопустим для священника, к которому пришел маловерующий или заблудший в страстях человек.

Духовный наставник всегда найдет, за что благодарить Бога в любой ситуации и научит подопечного, как доверять Творцу и Спасителю по слову Божьему.

Совет! Не останавливайтесь, лучше два-три раза ошибиться, чем стоять на месте. Каждый раз перед походом на консультирование или беседу нужно усердно молиться и просить Творца направить именно к тому наставнику, который поведет по правильному пути.

Если после встречи наедине с выбранным наставником остается чувство облегчения, радости, наступает покой и умиротворение, когда хочется все глубже и глубже окунаться в слово Божье, появляется понимание Жертвы Христа и вера в усиленную молитву, тогда будьте уверены, перед вами именно вам посланный Богом духовный наставник.

Если это не священник вашей церкви, то попросите благословения в храме на принятие духовной благодати от другого человека.

Душепопечитель становится учителем, советчиком, другом, который укажет выход в трудной жизненной ситуации. При этом поймет и не осудит, будет действовать в любви, которой наполняет сердце наставника Святая Троица.

Как выбрать духовного отца? Протоиерей Владимир Головин

Это интересно: Что происходит с душой на 40 день после смерти?

Популярное за 7 дней

Михайлово чудо: как вести себя в этот день, чтобы избежать житейских искушений
17.09.21 20:53

Как правильно читать Псалтирь? Какие установлены правила?
15.09.21 13:31

Как часто нужно причащаться?
13.09.21 09:49

Осенняя Лавра
16.09.21 12:36

19 сентября — Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах)
19.09.21 08:39

Нуждаются ли православные во Христе?
15.09.21 18:17

Осенний Шишкин
14.09.21 11:41

Митр. Антоний (Паканич) о Православии, кириллице, Украине и Европе
13.09.21 20:55

Чудо святого Архистратига Михаила в Хонех – вечная притча о добре и зле
18.09.21 15:44

Центральный вход на территорию Киево-Печерской Лавры будет временно закрыт
19.09.21 12:50

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector