Непраздная женщина: 2 молитвы божией матери на благополучное ношение плода
Содержание:
- Как относиться церковь к беременным
- Непраздная: будущая мама в храме
- Понятие «праздность»
- Когда идти в церковь после родов?
- Непраздная женщина: 2 молитвы Божией Матери на благополучное ношение плода
- Каким святым молиться во время беременности
- В чём сила молитв о других?
- Первенец: ищем золотую середину
- За какие грехи могут наложить
- Непраздная женщина в Православии – что это значит?
- Как помянуть Ихтиандра или Изауру?
- Молитвы непраздной (беременной) женщины
- Смехотворство означает одну из форм пустословия
- Идет на аборт? Не запрещать
- Покаянные стадии в прошлом
- Молитва за непраздную женщину
Как относиться церковь к беременным
Ожидание ребёнка считается Господним чудом, ведь именно Бог послал на женщину великую благодать — возможность испытать счастье материнства и дать новую жизнь. Поэтому священники не только не запрещают беременным приходить в церковь, а наоборот, поощряют это.
Во время службы батюшки разрешают беременной присесть на стульчик, если ей станет плохо: осуждения это не вызовет. В период религиозного поста женщинам в положении также даются послабления, разрешается отклонение от запретов или несоблюдение поста, обоснованное состоянием здоровья будущей мамы. Например, в Великий пост разрешается кушать рыбу, так как для полноценного развития плода необходим кальций и фосфор в достаточных количествах. Главная задача беременной — сохранение жизни и здоровья ребёнка, церковь это понимает и не призывает женщину голодать. В этом случае на первый план выходит духовное очищение.
Главное — это желание посещать церковь
Главным аспектом посещения храма во время беременности является желание будущей матери. При наличии такой потребности, не нужно ограничивать себя. Иногда бывает, что до наступления беременности девушка постоянно ходила на службу, а в период ожидания малыша ей этого делать не хочется. В этом нет ничего страшного, так как в новом положении происходят изменения не только с телом, но и с душой.
Непраздная: будущая мама в храме
Как будущей маме, с точки зрения Православной Церкви, наиболее благоприятно проводить время в храме.
В церковном обществе статус беременной женщины всегда был неизменно высоким, на нее смотрели как на хранительницу новой жизни, новой богоподобной личности, ее окружали особой заботой и попечением. Традиции помогали будущей матери вынашивать духовно и физически здоровых наследников.
На Руси женщину, носящую под сердцем своим ребенка, называли непраздной, что означает пребывающей в состоянии, противоположном праздности, безделью. Уже сам термин этот свидетельствует о том, что беременность рассматривалась социумом как дело или, более того, служение обществу и Церкви. Святая Библия также говорит об этом:
«Женщина. спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1 Тим. 2, 15).
Умение приходит от опыта и учебы. Кажется, чему учиться беременной? Мудрый Господь так создал наше тело, что все биологические процессы развития и роста плода происходят без участия ума и воли,так сказать, автоматически. Биологические – да, но человек – это не только тело, но и душа. И если вы хотите родить доброе, любящее чадо, без труда не обойтись. Об этом свидетельствует и наука. Пренатальная психология, изучающая психику еще не родившихся детей, доказывает, что основные личностные характеристики формируются именно в период внутриутробного развития человека.
Понятие «праздность»
Чтобы лучше понимать слово «непраздная», вначале следует рассмотреть значение понятия «праздность». Православие понимает праздность как противоположность труда и усердия. Это безделье, леность, пустые слова или действия. Протоиерей Фёдор Повный отмечает, что через праздность мы попусту растрачиваем духовные силы, посланные нам от Бога. Господь предостерегает нас от этого греха:
Преподобный Симеон Новый Богослов учит, что праздным является и то слово, которое не подкреплено личным трудом и опытом. Когда человек учит других тому, чего сам не познал. Когда он является мудрым не подлинно, а лишь внешне («Слова»).
Также праздность – это расслабленность души, невнимание к своему духовному состоянию. Этот грех отравляет и разлагает человеческое естество, непременно влечёт за собой многие другие страсти
Святитель Тихон Задонский наставляет:
Когда идти в церковь после родов?
Как вы видите, практически никаких ограничений для посещения храма беременной нет. А вот в течение 40 дней после родов мама в церковь не ходит по причине послеродовой слабости и кровянистых послеродовых выделений. В этот период нужно ограничиться домашней молитвой. По истечении 40 дней роженица приходит в Божий храм и священник читает очистительную молитву сорокового дня. После этого мама может снова принимать участие в Таинствах церкви. Полноценной жизнью церкви можно жить лишь после очистительных молитв. Пресвятая Дева Мария, Богородица, тоже исполнила этот закон и принесла в Иерусалимский храм Богомладенца Христа только на 40-й день.
Если родившая женщина очень нуждается в посещении церкви до окончания этого срока, конечно, она может туда пойти – помолиться. Но вот прикладываться к Святыням и участвовать в Таинствах, жить полноценной церковной жизнью можно лишь по истечении 40-го дня от рождения ребенка.
Непраздная женщина: 2 молитвы Божией Матери на благополучное ношение плода
Скачать эту статью
Непраздная женщина — так на Руси называли женщину, которая носила под своим сердцем ребенка, и также означало, что она пребывала не в безделье.
На женщину всегда смотрели как на хранительницу новой жизни, ее старались окружать заботой и теплотой. Сам термин означал, что беременность женщины рассматривается как дело, и даже более того, служению обществу и церкви.
Святая Библия также говорит об этом:
«Женщина… спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием»
(1 Тим. 2, 15)
Даже беременная неработающая женщина, в связи со своим положением все равно считалась работающей. Ведь выносить здорового крепкого малыша не так легко
Каким святым молиться во время беременности
Не всегда беременность протекает благополучно, бывают случаи неправильного положения ребёнка в утробе матери, обвитие его пуповиной и другие неприятности. При данных обстоятельствах, помимо строгого контроля врача и регулярных медицинских осмотров, душевное равновесие помогает сохранить молитва и вера в Господа.
Даже когда всё благополучно, церковь считает необходимым ежедневное обращение беременной к Богу с просьбой сохранить здоровье ребёнка и помочь справиться с родовыми муками. Существуют специальные молитвы для будущих матерей, которые нужно читать каждый день утром и вечером. Безусловно, женщина должна иметь духовную потребность в этом.
Главным покровителем будущих матерей является Богородица Дева Мария. Перед иконой образа Святой Марии «Помощница в родах» просят о безболезненном и благополучном родоразрешении. Считается, что обращение к образам Богородицы «Воспитание», «Прибавление ума» и «Целительница» дарует малышу здоровье, сообразительность и послушание.
Икона «Нечаянная радость»
При любых неприятностях можно молиться перед иконой «Нечаянная радость». Этот религиозный образ является очень сильным, помогает справиться с бедами и обрести душевное спокойствие. К нему обращаются также не беременные женщины, которые мечтают стать матерями. Чтобы преодолеть страх и волнение перед предстоящими родами, направить просьбы следует к иконе «Утоли мои печали».
Женщина, ожидающая ребёнка, чиста перед Господом. Отвечая на вопрос, можно ли беременным в церковь, священники уверяют, что не только можно, но и нужно. Будущим матерям всегда рады в храме.
Церковь одобряет узы между мужчиной и женщиной, их желание стать родителями. Если родители будущего ребёнка находятся в зарегистрированном браке, но не повенчаны, святые отцы рекомендуют сделать это до рождения малыша, беременность в этом случае не помеха. Считается, что на кроху, появившегося у людей, состоящих в освященном браке, Господь посылает особую благодать.
Есть мнение, что ребёнок будет духовно ближе к Господу, если его мать посещала храм в период беременности. Такие дети не боятся церковной обстановки, спокойно переносят все обряды. На восьмой день после рождения положено крестить ребёнка. Кроме того, некрещеная женщина может принять христианскую веру в период беременности и пройти процедуру крещения.
Женщине в положении можно не только посещать церковные службы, но и причащаться, исповедоваться. Разрешается ставить свечи за здравие и упокой, подавать записки, поминать близких на кладбище. Церковь не отказывает беременным, желающим стать крестными матерями. Однако женщине следует учитывать, что обряд достаточно длительный, и придётся держать на руках ребёнка.
Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что посещение беременной женщиной церкви одобряется священнослужителями. Вера в Господа и обращение к Святым придадут будущей матери сил, помогут выносить и родить здорового и счастливого малыша.
Беременность… Этот период несет множество запретов в жизни женщины, большинство из которых относится к обычным суевериям. Одним из таких считается посещение храма в то время, когда женщина находится в интересном положении.
В чём сила молитв о других?
Вначале давайте разберемся, для чего вообще мы пишем поминальные записки или заполняем книжечки (помянники) с именами живых или усопших родственников или знакомых. Записка говорит о нашем желании помянуть дома и никого не забыть во время чтения утренних молитв или о нашей просьбе помолиться о ком-то в храме во время литургии, молебна или других богослужений.
О том, какую силу имеют молитвы о других, мы неоднократно читаем в Священном Писании. Давайте вспомним чудо превращения воды в вино на свадебном пире в Кане Галилейской (Ин. 2:1-11); чудо исцеления слуги сотника из Капернаума (Мф. 8:5-13); чудо исцеления парализованного человека, которого друзья на носилках спустили через разобранную крышу к Иисусу Христу (Мк. 2:1-12). В каждом из этих случаев кто-то ходатайствовал перед Господом, то есть молился, за других людей. В частности, это были просьбы Богородицы, сотника и четырёх друзей.
Обращаясь к Богу с различными прошениями о других людях, мы совершаем молитву предстояния. То есть мы берём на себя дерзновение просить Бога не о собственных нуждах, а о спасении близких нам людей.
«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя», — говорил Иисус Христос (Мф. 22:37-39). Молитва о других — это и есть проявление любви к ближнему.
Первенец: ищем золотую середину
Когда рождается первый ребенок, мы ничего не умеем. Хорошо, если у нас есть младшие брат или сестра, от них сохраняется хоть какая-то память о том, как вообще это кричащее существо держать на руках и что с ним делать. Если нет – мы учимся всему с самого начала. В том числе распределению усилий: сколько сил на что тратить. Помню, что для первого ребенка мы ванночку кипятили. Есть такая шутка, что первому ребенку соску каждый раз, как уронит, кипятят; второму – облизывают, а третьему – дают, вынув из собачьей пасти. Действительно, мы обучаемся минимизировать потери, и в результате стандарты падают до минимума. Да, когда у вас трое, четверо, пятеро детей, вы не можете каждому из них посвятить столько же времени и сил, сколько первенцу, но это лишь техническая сторона вопроса. Все равно каждый ребенок для родителей – новая отдельная вселенная. Его надо услышать, понять и осмыслить как отдельную личность, которая тебе поручена Богом – на время, пока она не сможет самостоятельно жить в этом огромном мире. Она тебе дается как задание от Бога, и с первых же дней надо уважать ее отдельность и инаковость – по отношению к тебе, к твоему замыслу об этом ребенке.
Когда родился наш первенец, я был безумно счастлив! Мне казалось, что он очень похож на меня. Это было открытие целого мира, я как будто открыл свою Америку. Но я делал очень много ошибок, хотя мне и было что доставать из памяти, я помнил, как вели себя со мной маленьким отец и мать…
Сыну в роддоме сбили кишечник полностью, поэтому первые полтора года мы вообще не спали. Его не приложили сразу к груди, надавали ему каких-то таблеток, и уже к четырем годам у него был гастрит. Мы с женой спали по очереди, а он все время кричал. Я тогда служил в двух храмах одновременно, и жилось очень тяжело. Но сил было значительно больше. Конечно, мы не знали ни как малыша держать, ни как убаюкивать, ни как пеленать. Помню, приехал приснопамятный отец Алексий Грачев, потрясающий человек и врач-неонатолог, специалист по новорожденным (он и крестил своих маленьких пациентов, молился за них целыми ночами), подошел к столу, где лежал и кричал Серафим, и сказал: «Так: дети любят сильные руки!», крепко взял сына и молниеносно перепеленал – так же быстро, как я, совсем недавно вернувшийся из армии, завязывал портянки (простите за сравнение, но это то, что солдат делает автоматически). Вот и он так автоматически и крепко Симу перепеленал, что тот обомлел и надолго умолк, потому что дети действительно любят сильные руки. Они любят родительскую власть. Она им очень нужна и полезна.
Эта власть выражается в том, что их крепко держат на руках!
Протоиерей Федор Бородин с семьей. Фото: Анна Гальперина
За какие грехи могут наложить
Запрет на причастие накладывается в наше время довольно редко. Причина для такой крайней меры должна быть достаточно веской. Как правило, это происходит, когда христианин совершает один или несколько смертных грехов. И, особенно, если упорствует в них, не имея духовных сил отказаться от пагубной привычки или не чувствует искреннего раскаяния в содеянном.
За аборт
В православии аборт считает более тяжким грехом, чем убийство. Объясняется это тем, что младенец в утробе матери пока еще некрещенный, таковым и умирает. Этот грех совершают люди, которые забывают, что каждый человек приходит в этот мир только по воле Божьей. И решать, кому жить, а кому нет, они не вправе. Считается, что Бог наказывает за абортированных детей, и такой грех оба родителя должны отмолить в церкви.
За блуд
Телесное невоздержание, любовь к плотским удовольствиям порой превосходит установленные Богом и обществом людей рамки. Под блудом подразумеваются не только беспорядочные половые связи мужчин или женщин, не связанных узами брака и ведущих свободный образ жизни.
Прелюбодеяние – это неверность своему партнеру в браке, мужу или жене. Считается более тяжким грехом, чем первый вид полового невоздержания. Потому что есть жена, муж, и такие проблемы можно решить гораздо проще, без измены. К блуду относятся также такие грехи как мужеложество, рукоблудие, скотоложество. Все они противоречат естественной природе человека, нарушают ее и считаются в православии одними из самых тяжелых грехов.
Богохульство
В последнее время участились случаи отречения от православной веры, одна из причин того – основание многочисленных сект. Христианский народ, забыв веру своих предков, начал искать истину в восточных, языческих религиях, обрекая себя на вечную погибель. В недрах самой православной церкви все чаще стали происходить расколы, появляться сектантские течения и верования. Таким людям категорически запрещено причащаться, пока они не откажутся от своих заблуждений.
Отречение от Бога – это самый тяжелый грех и искупление его, как правило, проходит для человека очень тяжело. Люди, вернувшиеся из сект, зачастую так и остаются духовными инвалидами. Они с трудом возвращаются в церковь, в нормальную жизнь. Наложение епитимьи может помочь, а может и оттолкнуть такого человека от православной веры
Поэтому священники в данном случае действуют с осторожностью, мягко относясь к человеку, который и так достаточно пострадал от обмана бесовских сил
Клятвопреступление
Считается одним из самых постыдных грехов, совершаемых словом и причисляемых к крайней степени лжи. Это может быть нарушение данного обещания, подтвержденного клятвой при свидетелях, или присяги. В раннем христианстве, по правилам Василия Великого, клирикам, совершившим этот грех, запрещалось причастие на 10 лет, мирянам – на 6 лет.
Воровство
Насильственное и незаконное присвоение материальных благ, принадлежащих по праву другим лицам – большой грех. Бог в своих заповедях запрещает человеку не только отнимать его имущество, но и просто позавидовать, пожелать себе такого же.
Ложь
Под ложью подразумевается искажение истины. Обман может распространяться не только на окружающих, но и на самого себя. Лгать можно не только словами, но и поступками, мыслями, жизнью.
Магию
В православной церкви главной действующей силой является благодать Божья. Если человек обращается к оккультизму, он вступает во взаимодействие с иными, темными духовными силами, совершает грех. Тем самым отворачивается от Бога и Его помощи.
Алкоголизм или наркоманию
Пагубные привычки стали настоящим бичом современного человечества. Алкоголик или наркоман медленно убивает свое тело и душу. Посвящает всего себя не Богу, как заповедано нам, а ищет других утешений.
Рукоблудие
По сути, является самоудовлетворением своих плотских страстей. Считается противоестественным, нарушающим природу человека, действием. Оно также направлено против воли Творца, который создал мужчину и женщину, заповедал плодиться.
Непраздная женщина в Православии – что это значит?
Непраздная женщина в Православии – это та, которая носит в себе ребёнка. Такое наименование издревле использовалось на Руси. Даже сегодня в церковных поминовениях беременных женщин принято указывать с добавлением этого прилагательного. Почему же их так называют?
Беременная женщина не может пребывать в безделье. Даже отдыхая, она непрестанно трудится, взаимодействуя с плодом, поддерживая его жизнь. Каждое мгновение беременности наполнено смыслом. Вынашивание ребёнка и роды – великий подвиг, сопряжённый с различными испытаниями физического и психологического характера. Поэтому «непраздные» женщины нуждаются в активной поддержке и молитвах окружающих. Протоиерей Фёдор Бородин отмечает:
Священник напоминает, что ребёнка ещё до рождения нужно знакомить с Божьей благодатью. Матери следует освящать себя и свой плод молитвой, посещением богослужений, участием в Таинствах Исповеди и Причастия. Преподобный Порфирий Кавсокаливит учит:
Существуют специальные православные молитвы за «непраздных» женщин. Их главной покровительницей является Дева Мария, которая выносила и родила Спасителя мира. Есть даже особая богородичная икона «Непраздная», перед которой принято молиться о благополучной беременности и удачных родах. Также об этом традиционно просят перед иконами «Поможение родам» и «Феодоровская».
Как помянуть Ихтиандра или Изауру?
Сложность возникает в том случае, если человек носит имя, которого нет в православных святцах. И это не обязательно экзотические или совсем уж «не наши» имена (Звездина, Ихтиандр, Изаура). Многие с удивлением узнают, что в православном календаре нет и вроде бы «обычных» имён: Артур, Руслан, Анжела, Алина, Олеся.
Хорошо, если у человека сохранилось свидетельство о Крещении, куда должно быть вписано крещальное имя. А если нет, но человек точно знает, что его в детстве крестили? В этом случае нужно обратиться к священнику, который подскажет, как изменить имя. Обычно либо над ним читают молитву имянаречения, либо человек приходит на Исповедь и Причастие, где его называют уже другим именем.
Алина, например, после этого может стать Ангелиной или Еленой; Олеся — Александрой; Руслан — Рустиком, и так далее.
Молитвы непраздной (беременной) женщины
непраздной женщины, которую Бог благословил плодом чрева
Благодарю Тебя, что Ты соделал меня причастной этого благословения и дара Твоего в супружеском состоянии моем, и молю Тебя, благоволи благословить дарованный мне Тобою плод чрева, облагодатствовать и облаженствовать его Святым Духом Твоим, восприять в число возлюбленных чад Твоих и соделать причастным св. таинств церкви возлюбленного Сына Твоего, Господа моего Иисуса Христа, чтобы он чрез то освятился и очистился от наследственного греха, в котором он зачат. Господи Боже! Я и плод чрева моего суть чада гнева по естеству, но Ты, возлюбленный Отче, умилосердись над нами, и окропи плод чрева моего иссопом, да будет чист, омой его, и белее снега у белится. Укрепи и сохрани его во чреве до того часа, когда надлежит ему родиться на свет. От тебя не сокрыт был этот плод чрева моего, когда он образовался во чреве, Твои руки устроили его, Ты даровал ему жизнь и дыхание, и надзирание Твое да сохранить их. Сохрани меня от страха и испуга и от злых духов, которые желали бы повредить и сокрушить дело рук Твоих.
Даруй ему разумную душу, и соделай, чтоб возросло тело его здраво и неоскверненно, с целыми, здравыми членами, и когда наступить время и час, разреши меня по милости Твоей. Даруй мне крепость и силу к рождению, благопоспеши ему Твоею всемогущею помощью и облегчи страдания мои, потому что эти есть Твое дело, чудотворная сила Твоего всемогущества, дело милости и милосердия Твоего. Воспомни слово, изреченное Тобою: Ты извлек меня из чрева; к Aa привержена я. от рождения; от чрева матери моей Ты Бог мой; Ты упокоил меня у груди матери моей. Ты еси Бог, ведающий и, зрящий нужду всех людей; Ты сказал: жена, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ея. Господи! Ради этого сердечного сострадания Твоего и ради исполненного жалости сердца Твоего молю Тебя, благоволи облегчить скорбь мою, которую Ты предвидел, и изведи на свет плод чрева моего, с здравым, живым телом и неповрежденными, благообразованными членами.
Тебе поручаю я его, в Твои всемогущие, отеческие руки, в Твою милость и милосердие, и полагаю его, Господи Иисусе Христе, во святые Твои объятия, да благословиши и этот плодъ чрева моего, как благословлял Ты детей, приносимых к Тебе, когда говорил: «пустите детей и не препятствуйте им приходит ко Мне, потому что таких есть Царство Небесное». Спаситель! Так приношу я и Тебе и этот плод чрева моего; возложи на него благодатную руку Твою. Благослови его перстом Духа Твоего Святаго и облагодатствуй его, когда он придет в мир этот, святым, блаженным крещешем; освяти и обнови его к вечной жизни посредством возpoждeния, соделай его новою тварью, омой и очисти его кровь Твоею, соделай, чтоб был и он членом Святого Тела Твоего и святой Твоей христианской церкви, чтобы и из его уст произносилась хвала Тебе, и он был и навсегда пребывал чадом и наследником вечной жизни, чрез святое, горькое страдание Твое и смерть Твою и святое имя Твое, Иисусе Христе. Аминь.
Смехотворство означает одну из форм пустословия
Встречая термин «смехотворство», человек, скорее всего, подумает, что это означает чувство юмора, потребность пошутить и посмеяться. Разумеется, ему непонятно, с чего бы это дело считать грехом. С горем пополам можно согласиться, что если праздное слово исходит из уст, это не сильно полезно. Но как без улыбки то жить?
Но не стоит торопиться с выводами. Апостол Павел использует слово ευτραπελια, которое в синодальном переводе заменили на «смехотворство». Правильнее было бы употребить другой термин — шутовство. Это такое состояние, когда:
2 греха
включает шутовство: ложь и гордость
- Гордость. Человек нарочито пытается выглядеть глупее чем есть, причём делает это так, чтобы и другие поняли наигранность ситуации и похвалили талант балагура. Ведущий мотив здесь — гордость. Нутро человека буквально кричит: «Ну похвалите меня, взгляните, какой я особенный». А хорошая шутка должна иметь иной мотив: «Я хочу поднять вам настроение».
- Ложь. Шутник не искренен с публикой. Ему на самом деле всё равно, что и кто подумает. Главное — это наслаждаться собой. Если шутку оценили — это он молодец. Если не оценили — публика плохая.
А вот посмеяться православные любят. Взять хотя бы архимандрита Алипия (Воронова), который вещал на ворота объявление «В монастыре чума», когда хотел отвадить зачастившие к нему коммунистические власти.
Идет на аборт? Не запрещать
Напомню, что для православных вопрос абортов не обсуждается. Единственное исключение — ситуация, если высока угроза жизни матери при абсолютной невозможности спасти ребенка. Например, при внематочной беременности. Конечно, и эта ситуация безусловно трагична. Но в других случаях аборт для православных невозможен, и беременность подростка – не исключение.
Но бывает, что приходит забеременевшая девочка, уже исполненная решимости делать аборт. И здесь мой опыт таков: когда принято решение, с которым я категорически не согласен, лучше не говорить категорическое «нет», не продавливать свое мнение. Это всегда вызывает желание защитить свою позицию – просто потому, что она своя, а иная точка зрения – чужая. Вместо конструктивной беседы начинается оборона своих границ и упрямое нежелание слушаться того, кто на тебя давит.
В таких ситуациях всегда есть некий запас времени, и им можно воспользоваться для того, чтобы сказать не «нет», а «давай подумаем». И предложить помощь. Потому что ваши слова дешево стоят, если за ними не стоят конкретные предложения. Конечно, такие разговоры возможны, если мы имеем дело не с безбашенным тинейджером, для которого любые слова как об стенку горох, а с девочкой, которая готова думать о своем будущем.
В подобном обсуждении взрослым очень важно не драматизировать ситуацию и не противопоставлять себя забеременевшей девочке. Разговор нужно строить, исходя из принципа «мы вместе и мы обязательно решим эту проблему»
Если взрослым удастся выстроить беседу именно так – то это будет большой победой.
Если девочка подспудно будет чувствовать, что взрослый, будь то священник или ее родители, на ее стороне, то ей будет намного проще принять взвешенное решение.
Покаянные стадии в прошлом
У первых христиан епитимья назначалась в виде временного отлучения от церковной жизни. Проходило такое наказание для грешников публично и делилось на несколько видов.
Плач
Кающимся христианам («плачущим») предписывалось стоять у входа в храм и с плачем молить Бога о прощении своих грехов. Им не разрешалось преступать порог храма.
Слушание
Другим грешникам («слушающим») разрешалось находиться лишь в притворе церкви. Здесь они стояли, слушали молитвы, отрывки из Святого Писания. Вместе с оглашенными обязаны были выходить из храма.
Припадание
Кающиеся грешники («припадающие») допускались на службу вместе с верными. Падали ниц во время оглашения особой молитвы, читаемой епископом.
Раскаяние
Последняя, и самая легкая епитимья ложилась на «вместе стоящих». Это такие христиане, которые могли присутствовать на литургии, но принимать причастие им не разрешалось. Как мы видим, до наших дней сохранился лишь четвертый, последний вид покаяния.
Молитва за непраздную женщину
Как правильно подавать записки о здравии беременных женщин? Что писать перед именем?
Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):
Современному слову «беременная» в церковно-славянском языке соответствует слово «непраздная». «Горе же непраздным и доящым в тыя дни» (Мф. 24: 19; Мк. 13: 17)
Одно из значений слова «плодоношение» в современном русском языке предполагает беременность: «ношение в себе плода» (Д.Н. Ушаков. Большой толковый словарь современного русского языка. М., 2006. С. 695). Однако в церковной традиции слово «плодоносящие» имеет другой смысл: «должно разуметь как тех, кто из благочестивого обычая и усердия приносит в церковь земные плоды, так и тех, кто частью советами, попечениями и трудами, а частью щедротами своими увеличивает благолепие церкви» (Полный церковно-славянский словарь / Сост. священник Григорий Дьяченко. М., 1993. С. 432. Репринт). О них возносится прошение во время сугубой ектении: «Еще молимся о плодоносящих и добродеющих во святем и всечестнем храме сем…». За них же мы молимся в конце вечерних молитв: «Помяни, Господи, плодоносящих и добродеющих во святых Твоих церквах и даждь им яже ко спасению прошения и жизнь вечную».
В записках о здравии беременных женщин надо добавлять непраздная, но если будет написано плодоносящая, то священник все равно поймет, о чем идет речь.