Индивид

Итак, понятие человек и личность: в чем разница

На заре нашей цивилизации, не смотря на то, что все люди имели разные тела, в ощущениях у них не было разделения на личности. Они ощущали себя единым целым.

По мере развития общества, росло и ощущение себя, как отдельного от других тела. Сначала это было только на уровне ощущений. Потом это перешло на уровень ума. Люди начали не только чувствовать, что они разные, но также начали понимать, что они разные.

Вместе с этим рос и эгоизм. То есть ощущение и понимание моё, не моё. Поскольку эгоизм только зарождался, для того, чтобы люди не поубивали друг друга, был создан закон и придуманы правила поведения в обществе.

Каждый человек в обществе был назван отдельной личностью. Хотя на самом деле это иллюзия. На самом глубоком уровне мы все — единое сознание.

Сами подумайте, животное ведь не считает себя отдельной личностью. Это было одно из правил общества называть каждого человека индивидуальностью, личностью.

До того, как у человека начал расти эгоизм и появилось сначала ощущение, а потом понимание себя, как отдельного от других, человек был просто «живое существо», просто еще одно проявление природы.

На сегодняшний день нет единого взгляда на природу человека. Но я приверженец новых взглядов ученых квантовой физики и системного подхода к природе. Суть системного подхода в том, что весь мир – это фрактал. Мы живем в голографической Вселенной. Это значит, что всё едино и создано по одному принципу, «по образу и подобию», как сказано в Библии.

Из Википедии:

Личность — это понятие, выработанное для рассмотрения человека как субъекта социальной и культурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений и общения.

Под «личностью» могут понимать или человеческого индивида как субъекта отношений («лицо» — в широком смысле слова), или устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества.

Если личность – это условно придуманное социальное лицо, тогда человек выражен психикой. А что входит в понятие «человек», какова природа человека, поговорим в следующий раз.

Если подытожить.

Человек — это сознание, проявленное в виде психики/души в конкретном теле. То есть происходит идентификация себя НЕ с телом и, соответствующими ему, социальными масками, ролями, а с сознанием/душой. Ответ на вопрос «Я — это кто?», будет: «Я — это душа, проявленная в этом теле».

Личность — это идентификация себя с телом и, соответствующими ему, социальными масками, ролями. Ответ на вопрос: «Я — это кто?», будет: «Я — это женщина, мать, жена, учитель».

В видео я расскажу о своем опыте, который доказал мне, что я – это не тело.

Человеческая личность — объект изучения многих гуманитарных наук, таких как психология, философия, социология. Понятие «человек», «индивид», «личность» часто встречается как в научном, так и в повседневном языке. В обиходе данные слова считают синонимами, но на самом деле каждому присущ собственный смысловой оттенок. Попробуем подробнее в этом разобраться.

Соотношение понятий личность, индивид, индивидуальность, субъект, человек.

«человек»– биосоциальное существо, обладающее
членораздельной речью, сознанием,
высшими психическими функциями
(абстрактно-логическое мышление,
логическая память и т. д.), способное
создавать орудия, пользоваться ими в
процессе общественного труда. Эти
специфические человеческие свойства
(речь, сознание, трудовая деятельность
и пр.) не передаются людям в порядке
биологической наследственности, а
формируются у них прижизненно, в процессе
усвоения ими культуры, созданной
предшествующими поколениями. Необходимые
условия усвоения ребенком
общественно-исторического опыта: 1)
общение ребенка со взрослыми людьми, в
ходе которого ребенок обучается
адекватной деятельности, усваивает
человеческую культуру; 2) чтобы овладеть
теми предметами, которые являются
продуктами исторического развития,
необходимо осуществить по отношению к
ним не любую, а такую адекватную
деятельность, которая будет воспроизводить
в себе существенные общественно
выработанные способы деятельности
человека и человечества.

  Индивид
– 
в понятии выражена родовая
принадлежность человека. Появляясь на
свет, как индивид, человек постепенно
приобретает особое социальное качество,
становитсяличностью.

  Индивидуальность– сочетание психологических особенностей
человека, составляющих его своеобразие,
его отличие от других людей одна из
сторон личности.

  Академик 
А.В.Петровский определяет личностькак системное сверхчувственное социальное
качество. приобретаемое индивидом в
предметной деятельности и общении,
характеризует уровень и качество
представленности общественных отношений
в индивиде.

 Личность– системное качество, т.к. охарактеризовать
личность можно только увидев ее в системе
межличностных отношений в совместной
коллективной деятельности.

  Личность
— системное качество, характеризующееся 
набором устойчивых признаков
(темперамента, характера, способностей,
установок), определяющее свойственный
данному человеку способ взаимоотношения
с миром и другими людьми.  Черты,
характеризующие личность, частично
обусловлены генетически, т.е. врожденны,
частично зависят от влияния среды,
формируются в процессе общения. Но
несмотря на врожденный характер некоторых
составляющих, само это системное качество
может возникнуть лишь при условии
общественного воспитания.

  Структура
личности:

    1. интериндивидная – сфера ее
      существования – связи между индивидами,
      межличностные отношения.

    2. интраиндивидная – личность –
      свойство, присущее самому субъекту,
      личностное погружено во внутреннее
      пространство бытия индивида.

    3. метаиндивидная – каждый индивид
      воздействует на других. Характеристики
      индивида можно искать в других. Личность
      персонализируется в других людях.

  Сферы
личности:
потребностно-мотивационная,волевая и познавательная.

Индивид и группа

Группа – это объединение нескольких индивидов, которые еще отличаются своими индивидуальными особенностями. Их объединяет общая цель, которая заставляет их взаимодействовать и выполнять одну общую деятельность.

Индивид словно растворяется в группе, становясь ее частью (хотя на самом деле он продолжает оставаться отдельным человеком). Он выступает от имени группы, а не от своего лица. Он взаимодействует с другими индивидами данной группы в зависимости от регламента поведения, которое поощряется в коллективе. Каждый занимает определенную позицию, лишь при определенных условиях будучи способный ее изменить.

Группа диктует индивиду, как себя вести и что делать, что себе позволять и в чем отказывать. Вместе с тем индивид может выйти из группы в любой момент. Он также способен влиять на развитие группы, ее формирование и изменение, если это в его силах.

Человек входит в группу, поскольку пытается решить какие-то конкретные свои проблемы с помощью других людей. Вместе с тем группа имеет конкретные свои цели, которые нужно достичь совместными усилиями, чтобы иметь возможность в дальнейшем пользоваться всеми привилегиями группы.

Определения, значения слова в других словарях:

Общая психология. Словарь. Под ред. А.В. Петровского

Индивидуальность — человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей- своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость. И. проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств перцептивных процессов и…

Философский словарь

Одно из названий, данных в Теософии и Оккультизме Человеческому Высшему Эго. Мы различаем бессмертное и божественное Эго — и смертное человеческое Эго, которое погибает. Последнее, или «личность» (Личное Эго), переживает мертвое тело лишь на время в Кама Локе; же существует…

Философский словарь

(от лат. individuum — неделимый) — понятия, используемые, как правило, для описания органических особей, для характеристики различных аспектов бытия человеческой личности. Применительно ? людям понятие «индивид» фиксирует представление о единичном человеке как своего рода…

Философский словарь

— отличительная особенность какого-либо существа или предмета, свойственная ему одному между всеми и делающая его тем, чем он есть; в более тесном смыслетермин относится к одним одушевленным существам, а в теснейшем — только к единичным людям. есть нечто положительное и…

Философский словарь

человек как уникальная, самобытная, неповторимая личность, реализующая себя в творческой деятельности.

Философский словарь

(от лат. individum — неделимый) — понятия, используемые, как правило, для описания и отображения разнообразных ипостасей бытия личности. Понятие «индивид» (впервые введено в научный оборот Цицероном как латинский аналог греческого термина «атом»). Сопряжено с представлением об…

Психологический словарь

(от лат. indiduum — неделимое, особь) — понятие, обозначающее в экспериментальной психологии уникальный набор более или менее стандартных психологических качеств, свойственных отдельному человеку.

Под индивидуальностью я понимаю всякое психологическое своеобразие и особенность индивида. Индивидуально все, что не коллективно, то есть все, что присуще лишь одному лицу, а не целой группе индивидов. Вряд ли можно говорить об индивидуальности отдельных психологических…

— своеобразное сочетание индивидных свойств человека, отличающее его от других людей.

Что характеризует человека как личность

Само слово «личность» имело негативный оттенок, так как еще с давних времен оно означало маску, под которой скрывается истинное лицо человека.

Обычно, слово «личина» применяли для характеристики социального образа человека, и чаще всего его применяли для оскорбления.

Но прошло много времени, и теперь слово «личность» широко используется как в бытовом обиходе обычных граждан, так и в учебной литературе.

Проявления личности могут носить как постоянный, так и временный характер: в один момент человек может проявить силу воли, а в другой ситуации он может просто промолчать.

Эта тема изучается в школе в 6 классе, на уроке обществознания, а уже в 8 классе эту тему раскрывают полностью.

Личность – продукт социальных отношений

Если индивидом рождаются, то личностью человек становится в процессе взаимодействия с социальной средой. Кто-то раньше получает право на это «звание», кто-то – позже, но однозначно в сознательном возрасте, когда индивид самостоятельно может принимать решения и отвечать за их последствия.

Если индивид биологически задан, то личность вне социума сформироваться не может, для этого необходим процесс социализации.

Понятие и признаки личности

Понятие о личности складывалось постепенно. В течение длительного времени оно означало социальную роль, которую человек играл в обществе. И чем более важная была эта роль, тем более значимой считалась личность. Недаром же русское слово «личность» происходит от устаревшего «личина» — маска. И аналогичный латинский термин persona тоже первоначально обозначал театральную маску.

Но в настоящее время понятие «личность» рассматривается более широко, хоть за ним все еще сохранилась оценка социальной значимости человека. Естественно, возникает вопрос, кого же мы можем назвать личностью. И где-то у каждого из нас в глубине души живет уверенность, что уж он-то ей точно является. Ответить на такой вопрос несложно, достаточно «примерить на себя» три основных характеристики личности:

  1. Личность – это социальный индивид, то есть человек, воспитанный в традициях определенного социума, прошедший социализацию и усвоивший нормы, принятые в этом социуме. В силу этого он может считаться полноценным и полноправным членом общества.
  2. Личность – это самостоятельный и независимый индивид, самостоятельно принимающий решения и отвечающий за них перед обществом.
  3. Личность – это активный индивид, то есть человек, принимающий участие в жизни общества, являющийся частью его системы и вносящий вклад в развитие социальных отношений. Кстати, участие в физическом воспроизводстве социума (рождение и воспитание детей) тоже является таким вкладом.

Как видите, основная масса достаточно взрослых и дееспособных людей подпадает под определение «личность». А вот дети, по крайней мере, до подросткового возраста – нет. Они потенциальные, развивающиеся личности, но пока еще ими не стали.

Возникает еще одни вопрос: можно ли считать личностью преступника, маньяка, человека, развязавшего войну и уничтожающего социум? Да, ведь он тоже воспитан в рамках определенной культуры и усвоил социальные нормы, только не такие, как мы с вами. Он тоже продукт социальных отношений.

А собаки и кошки, при всей моей любви к ним, личностями не являются и никогда ими не станут. Но к ним вполне применимо другое понятие – индивидуальность. О нем скажу позже.

Структура личности

Личность – сложное образование, включающее в себя ряд компонентов и уровней. Эти компоненты могут даже противоречить друг другу, тогда человек переживает внутриличностный конфликт. Существуют различные варианты структуры личности, и в нашей отечественной психологии в нее включают следующие группы качеств человека:

  • индивидуально-психологические особенности: темперамент, характер, способности и т. д.;
  • мотивы, управляющие поведением человека, и ценностные ориентации, также влияющие на деятельность, отношение к миру и окружающим;
  • направленность: совокупность взглядов, мировоззренческих принципов, верований, установок, интересов, формирующихся под влиянием социума;
  • опыт: знания, умения, навыки, приобретенные человеком в процессе воспитания и самовоспитания, образования и саморазвития.

Иногда к этим компонентам добавляют еще социальный статус и роли, которые человек играет в обществе. Но это, на мой взгляд, внешнее проявление личности и не имеет отношения к ее внутренней структуре.

Итак, понятие человек и личность: в чем разница

На заре нашей цивилизации, не смотря на то, что все люди имели разные тела, в ощущениях у них не было разделения на личности. Они ощущали себя единым целым.

По мере развития общества, росло и ощущение себя, как отдельного от других тела. Сначала это было только на уровне ощущений. Потом это перешло на уровень ума. Люди начали не только чувствовать, что они разные, но также начали понимать, что они разные.

Вместе с этим рос и эгоизм. То есть ощущение и понимание моё, не моё. Поскольку эгоизм только зарождался, для того, чтобы люди не поубивали друг друга, был создан закон и придуманы правила поведения в обществе.

Каждый человек в обществе был назван отдельной личностью. Хотя на самом деле это иллюзия. На самом глубоком уровне мы все — единое сознание.

Сами подумайте, животное ведь не считает себя отдельной личностью. Это было одно из правил общества называть каждого человека индивидуальностью, личностью.

До того, как у человека начал расти эгоизм и появилось сначала ощущение, а потом понимание себя, как отдельного от других, человек был просто «живое существо», просто еще одно проявление природы.

На сегодняшний день нет единого взгляда на природу человека. Но я приверженец новых взглядов ученых квантовой физики и системного подхода к природе. Суть системного подхода в том, что весь мир – это фрактал. Мы живем в голографической Вселенной. Это значит, что всё едино и создано по одному принципу, «по образу и подобию», как сказано в Библии.

Из Википедии:

Личность — это понятие, выработанное для рассмотрения человека как субъекта социальной и культурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений и общения.

Под «личностью» могут понимать или человеческого индивида как субъекта отношений («лицо» — в широком смысле слова), или устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества.

Если личность – это условно придуманное социальное лицо, тогда человек выражен психикой. А что входит в понятие «человек», какова природа человека, поговорим в следующий раз.

Если подытожить.

Человек — это сознание, проявленное в виде психики/души в конкретном теле. То есть происходит идентификация себя НЕ с телом и, соответствующими ему, социальными масками, ролями, а с сознанием/душой. Ответ на вопрос «Я — это кто?», будет: «Я — это душа, проявленная в этом теле».

Личность — это идентификация себя с телом и, соответствующими ему, социальными масками, ролями. Ответ на вопрос: «Я — это кто?», будет: «Я — это женщина, мать, жена, учитель».

В видео я расскажу о своем опыте, который доказал мне, что я – это не тело.

Человеческая личность — объект изучения многих гуманитарных наук, таких как психология, философия, социология. Понятие «человек», «индивид», «личность» часто встречается как в научном, так и в повседневном языке. В обиходе данные слова считают синонимами, но на самом деле каждому присущ собственный смысловой оттенок. Попробуем подробнее в этом разобраться.

Сильная личность

На протяжении жизни человек может попадать в экстремальные ситуации, которые становятся проверкой того, насколько силен его внутренний стержень — индивидуальность и личность. Насколько укоренились и стали частью «Я» его убеждения, принципы, мировоззрение и т. д.

Австрийские психиатры Бруно Беттельгейм и Виктор Франкл, попавшие в концлагеря во время Второй мировой войны, писали, что от сохранения индивидуальности иногда зависит сама жизнь человека. Условия концлагерей приводили не только к физическому истощению, но и к разрушению личности — целью фашистов было опустить заключенных до уровня индивида, занятого лишь биологическими потребностями. На практике такой индивид хотя и становился «идеальным» послушным заключенным, но быстро терял волю к жизни, память, способности и даже инстинкт самосохранения.

Франклу и Беттельгейму, по их собственному признанию, помогло выжить только стремление сохранить свою индивидуальность —продолжать умственную работу, ставить перед собой жизненные цели, даже если их реализация была на тот момент маловероятной. Так, Беттельгейм, лишенный возможности писать, сочинял книгу в уме, а Франкл вместе с группой врачей организовал тайную службу психологической помощи другим заключенным. Сильную личность как высшую ступень развития характеризует умение преодолевать жизненные обстоятельства, поставив духовные ценности не только выше материальных, но и выше биологических потребностей.

Итак, мы разобрались, что такое личность в обществознании и чем этот термин отличается от таких понятий, как «индивид» и «человек». Помимо теоретического материала предлагаем небольшой тест.

Как психологи рассматривают этот термин

Индивида называют точным носителем всех черт, которые даны человечеству. А вот в психологии термин индивид характеризуется целостностью психофизических организаций организма, его активностью, а также стойкостью к проявленным действиям.

Человек живёт как индивид с начала своего рождения и до момента смерти. Это состояние является начальным на планете с точки зрения его филогенетического формирования, а также онтогенетического развития. Он является конкретным продуктом создания жизни, который активно взаимодействует с разнообразными окружающими критериями, а не рядом условий, которые появились внезапно. Ясно одно, рассматривать личность без пристального внимания и акцента на его индивидуальные характеристики нельзя.

Они выступают тем самым фундаментом содержания человека. Именно от них будет зависеть ряд условий развития каждого представителя человеческой расы, то есть от задатков, которые на генетическом уровне в него были вложены. В наличии у индивида есть ряд основных функций, а конкретно всего выделяют их две. Одна классифицируется как сохранение, благодаря ей происходит процесс распределения энергетических и динамических признаков, а также ряд ресурсных особенностей. А вот другая, отвечает за функцию так называемых перемен, с точки зрения пластичности поведения.

Научные подходы в психологии личности человека

В психологической науке существуют разные подходы к изучению мужчин и женщин.

Поиск личностных отличий

Глубинная или психодинамическая теория личности

Эта концепция изучения психических особенностей субъекта основывается на теории бессознательного З. Фрейда. Автор убежден, что движущей силой развития являются инстинкты жизни и смерти. В структуре индивидуальности З. Фрейд выделяет 3 категории: Оно (стремление к наслаждению), Я (сознательный компонент, принимающий решения) и Сверх-Я (моральный компонент). Если Я не может уравновесить желания Оно и Сверх-Я, возникает внутренний конфликт.

Последователями этого подхода стали А. Адлер и К. Юнг. Они в качестве движущих сил развития видели желание гражданина стать лучше в глазах окружающих и жизненные силы организма.

Феноменологическая теория личности

В феноменологическом подходе главный акцент делается на самостоятельность индивида в моменты принятия значимых решений. Сторонники этой теоретической концепции полагали, что каждый сам несет ответственность за свое настроение и за результат своих действий, потому что он обладает мышлением. В качестве стимула к развитию авторы этого подхода предлагали рассматривать потребность участников общественных отношений к самоактуализации, самовыражению и самосовершенствованию.

Диспозициональная теория личности – теория черт

Диспозиционная теория формирования индивидуальности основывается на работах Г. Айзенка, Г. Олпорта и Р. Кеттэлла. Эти ученые утверждали, что от природы люди наделены определенным набором диспозиций – индивидуальных особенностей. Эти индивидуально-типологические черты определяют стиль общения, особенности реагирования людей на те или иные ситуации. Авторы составили описание различных вариантов сочетания диспозиций, в результате чего получился список типов личности.

Внимание! Согласно этой концепции, диспозиции не зависят от опыта индивида и не подлежат кардинальным изменениям. Они постоянны, целенаправленно корректировать их очень сложно

Поведенческие теории личности

Объектом изучения в этом подходе явился жизненный опыт человека как показатель его социального развития. Разработчики этой теории были уверены в том, что становление индивидуальности не может происходить в отрыве от окружающей действительности и без взаимодействия с другими людьми. Изучая личность, исследователи производят оценку ее коммуникативных навыков, поведенческих реакций, особенностей участия в совместной деятельности.

Разное поведение

Согласно философии этого подхода, человек является субъектом общественной жизни. Понятие личности как субъекта отношений в психологию ввел С.Л. Рубинштейн. Первоначальная поведенческая концепция становления персоны в дальнейшем разделилась на 2 школы:

  • Бихевиористская школа, основоположниками которой стали Дж. Уотсон и Б. Скинер. Главной мыслью в концепции этого направления стало то, что внешняя среда применительно к поведению является определяющим фактором.
  • Установочная школа, которую основали А. Бандура и Дж. Роттер. Эти ученые доказывали, что поведение человека объясняется его внутренними мотивами и установками. То, как человек общается, зависит от его восприятия ситуации и мотивов вступления в контакт с собеседником.

Когнитивные теории личности

Данное направление изучения персональной структуры основывается на объяснении действий и поступков человека с позиции познания. Многие исследователи уверены, что познавательный интерес определяет активность индивида, ведь занятие по интересам и профессию люди выбирают, руководствуясь своими предпочтениями и симпатиями к тому или иному виду деятельности.

Познавая мир, человек создает уникальные конструкты. В них отражаются интересы и склонности личности. Как правило, индивидуальными конструктами объясняется избирательность человека в общении: он легче сходится с тем партнером, чьи модели-конструкты схожи с его собственными.

Хорошие отношения с окружающими

Психология личности сформировалась как самостоятельная отрасль психологической науки, объектом изучения которой стали этапы становления личностных структур и особенности взаимодействия человека с окружающей средой. Сегодня теоретические положения этой науки интересны не только профессиональным психологам, но и представителям других профессий. Это обусловлено тем, что человеку нужно уметь выстраивать взаимоотношения с окружающими людьми, независимо от того, в какой сфере экономической деятельности он трудится. Поэтому знание основ психологии личности будет полезным каждому для оптимизации социальных контактов и познания себя.

Понятие индивид

Индивид – носитель биологической составляющей в человеке. Люди как индивиды представляют собой комплекс природных генетически зависимых качеств, формирование которых реализуется в период онтогенеза, итогом чего делается биологическая зрелость людей. Отсюда следует, что в понятии индивид выражается видовая принадлежность человека. Таким образом, каждый человек рождается индивидом. Однако после рождения, ребенок приобретает новый социальный параметр – он становится личностью.

В психологии первым понятием, с которого начинают изучение личности, считается индивид. Дословно под этим понятием можно понимать неделимую частицу единого целого. Человек как индивид изучается не только с точки зрения единичного представителя рода людей, но и в качестве члена определенной социальной группы. Такая характеристика человека является самой простой и абстрактной, говорящей только лишь о том, что отделен он от других. Эта отдаленность не является его существенной характеристикой, так как отгорожены друг от друга и в таком понимании “индивиды” все живые существа во Вселенной.

Итак, индивид является единичным представителем человеческого рода, конкретным носителем всех социальных характеристик и психофизических черт человечества. Общие характеристики индивида заключаются в следующем:

— в целостности психофизической организации организма;

— в устойчивости относительно окружающей реальности;

— в активности.

По другому определить это понятие можно словосочетанием «конкретный человек». Человек как индивид существует от его рождения и до самой смерти. Индивид это начальное (исходное) состояние человека в его онтогенетическом развитии и филогенетическом формировании.

Индивид в качестве продукта филогенетического формирования и онтогенетического развития в конкретных внешних обстоятельствах, однако, совершенно не является простой копией таких обстоятельств. Он представляет собой именно продукт формирования жизни, взаимодействия с окружающими условиями, а не условиями, взятыми сами по себе.

В психологии такое понятие как «индивид» употребляется в довольно широком значении, которое приводит к различению характеристик человека как индивида и его черт как личности. Именно их четкое различение, следовательно, и лежит в его основании отграничения таких понятий, как индивид и личность, и является необходимой предпосылкой к психологическому анализу личности.

Суть понятия личности

Основателем психологии личности принято считать Уильяма Джеймса. Ему принадлежит философская теория прагматизма, из которой вышли многие современные направления психологии.

Джеймс – первый трансперсональный психолог. Согласно его теории, личность – взаимодействие инстинктов и привычек с волевыми качествами человека.

Однако сам термин «личность» принадлежит Н. М. Карамзину. В его понимании личность – хозяин судьбы, жизни, богатый духовно и обладающий своеобразием человек, отвечающий за свои поступки. Исходя из этого, можно утверждать, что личностью не рождаются, а становятся.

  • Личность – продукт социального в человеке. При рождении человек имеет только биологический элемент, но сразу же начинается его становление как личности, то есть он усваивает социальный опыт.
  • Однако существует множество подходов к трактовке феномена личности. Подробнее об этом можно прочитать в статье «Теории личности: отечественные и зарубежные».
  • В психологии принято выделять внутренний и внешний мир личности. О первом элементе можно прочитать в статье «Что такое внутренний мир человека». Под внешним миром подразумевают взаимоотношения личности с обществом, социальной средой, воспитание и становление как субъекта общества.

Для того чтобы стать личностью, нужно приложить немало усилий:

  • овладеть речью;
  • с ее помощью – моторными, интеллектуальными и социокультурными навыками.

Становление человека как личности – результат его социализации. Чем больше человек воспримет и усвоит информации, ценностных ориентаций, традиций, тем более развитой личностью он станет.

Понятие личности тесно связано с понятием индивида и индивидуальности:

  • Индивид – человек как представитель своего вида.
  • Индивидуальность – совокупность уникальных отличительных черт человека.

Но что интересно: человек может быть индивидуальностью, но при этом не быть личностью. Каждый человек уникален, но не каждый становится личностью.

Таким образом, если мы говорим о человеке как о личности, то подразумеваем социальный элемент в нашей природе. В то время как при обсуждении человека как индивида большую роль играет биологический элемент.

Процесс формирования личности – целостный и взаимосвязанный процесс формирования потребностей, интересов, мировоззрения, убеждений и идеалов конкретного человека.

Индивид, индивидуальность, личность — в чем различие

Рядом с термином индивид близко стоят еще два: личность и индивидуальность. Некоторые даже думают, что они означают одно и то же, но это не совсем так. Вернее, совсем не так. Приведу цитату из высказывания А.Г. Асмолова – современного психолога и политика:

«Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают».

Чтобы понять суть этой фразы, давайте подробно рассмотрим содержащиеся в ней термины.

Индивид

Действительно, все люди рождаются индивидами, как представители рода человеческого. Первую часть жизни мы стараемся «влиться» в общество, а для этого нам нужно соответствовать нормам и правилам, в этом обществе установленным. Последний факт заставляет нас учиться быть как все посредством подражания взрослым.

Сначала мы понимаем, что за собой нужно убирать игрушки, затем, что нельзя бить слабых, да и вообще драться нехорошо. Понимаем, что старших надо уважать, уступать место пожилым, помогать нуждающимся. Нехорошо громко разговаривать, лезть без очереди и так далее.

Теперь вы знаете, что такое индивид, но что происходит дальше? Ведь люди отличаются не только от других представителей живого мира, но и от друг друга, в том числе.

Индивидуальность

Индивид, индивидуальность, личность — именно в таком порядке идет развитие (что это такое?), нельзя сразу перескочить через ступень. Индивидуальность предполагает уникальный набор качеств, которые отличают человека от его «собратьев».

Это ваши способности (что это такое?) и таланты, навыки и умения, которые являются врожденными, но становятся полноценно развитыми только в процессе социализации (что это?).

То есть свою индивидуальность мы приобретаем, когда растем и учимся жить среди других. Наличие индивидуальности у человека не всегда говорит о том, что он является личностью.

Личность

В процессе этого обучения индивид приобретает множество своих, конкретных характеристик, становится личностью. Она является результатом обучающего взаимодействия с социумом.

Здесь важно добавить, что если индивидами рождаются все поголовно, то личностью становится не каждый. Если хотите, это следующая ступень психического развития человека

До этого вы смотрели на других и делали, как они. Но в тот момент, когда вы решаете сделать что-то, но по-своему, а также принимаете ответственность за это решение, рождается личность

Если хотите, это следующая ступень психического развития человека. До этого вы смотрели на других и делали, как они. Но в тот момент, когда вы решаете сделать что-то, но по-своему, а также принимаете ответственность за это решение, рождается личность.

Она умеет ставить цели и достигать их своими уникальными способами, является активной и потому эффективной единицей в обществе.

Личность самоорганизованна, высокоразвита и занимает в своей группе или социуме значимое место.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector