Символы христианства

Символ крещения

Иону бросили в море.

Рыба, Ichthus по-гречески, — двусторонний христианский символ. Это означает Христа и изобильную жизнь, обещанную христианам, но также и самому римскому христианину : христиан называли pisci  : рыба, живые.

В первые христиане преследуемых римские власти использовали его в качестве секретного кода узнавать друг друга. Климент Александрийский в своей работе под названием Le Pédagogue , pour les catéchumènes помещает рыбу в число символов, которые христианам разрешено носить на своих кольцах (печатях, лампах): «Знаки, которые должны отличать христианина, являются голубь , рыба , гондола , несущая на всех парусах к небу (…) ».

Альфа и Омега христиан: он находится на мозаике тротуара Базилики Аквилеи и светильниках (свет и жизнь). Но также символ начала (альфа) и конца (омега) христианской жизни крещеных: на мозаиках баптистерия ( piscinae — вода и жизнь крещений новообращенных новой Церкви, прообразом которых являются чудесные рыбной ловлей Петра или исцелением больных в бассейне Вифезда  : начало христианской жизни), а также на саркофагах или в катакомбах и кладбищах Рима , то есть переход в другую жизнь, связанный с Якорь (символ) божественного обетования и надежда на вечную жизнь.

La Maison au Poisson, в Остии, порт Рима.

Тротуар базилики Аквилеи , рыбаки.

В древней Остии , бывшем епископстве, «Рыбный дом» считается христианским из-за мозаики в вестибюле, чаше или баптистерии с рыбой.

Рыба также является сердцем застолий , христианской трапезы. Рыба, являющаяся пищей христиан, а не мясо, приносимое в жертву, сами становятся их пищей, рыбой. Он также символизирует таинство Евхаристии, прообразом которого является умножение хлебов и рыбы.

Иисуса Христа и его апостолов часто называли и изображали рыбаками, поэтому людей, которые своим словом завоевали христианскую веру, называли «рыбами». Это название, несомненно, было навеяно историями о рыбалке, столь частыми в Евангелии , и особенно чудесной рыбалкой, когда Христос хотел поместить реальность рядом с фигурой (Луки 5, стихи 1-11). Сидя на лодке Петра , который был образом христианской церкви, его Учитель начинает с «ловли душ», возвещая благую весть толпе, которая следовала за ним; а затем он заставляет своих апостолов взять перед его глазами огромное количество рыбы, которые являются образами множества людей, которых они должны были однажды обратить; он точно передает значение этого чуда, объявляя им, что отныне Симон (Петр) будет «ловцом человеков».

Щелкните миниатюру для увеличения.

Росписи гробниц

Христиане с самого начала украшали свои катакомбы картинами с изображением Христа, святых, сценами из Библии и аллегорическими группами. Катакомбы — колыбель всего христианского искусства. Ранние христиане приняли искусство своего времени и использовали его, как и бедные и преследуемые общины, для выражения своих религиозных идей. Использование глубоких, иногда лабиринтных, катакомб для ритуальных захоронений является продуктом бедности раннехристианских общин: необычные многоуровневые погребальные камеры на поверхностном уровне представляли собой небольшие участки земли, которые использовались в качестве входов в многоуровневые катакомбы внизу. ранние христиане не могли позволить себе большие участки земли или соответствующие налоги, которые иногда взимались с недвижимого имущества региональными властями.

Со второй половины I века до времен Константина Великого они хоронили своих умерших и совершали свои обряды в этих подземных камерах. Христианские гробницы были украшены безразличным или символическим орнаментом — пальмами, павлинами, монограммой чи-ро , барельефами Христа как Доброго Пастыря или сидящими между фигурами святых, а иногда и сложными сценами из Нового Завета.

Другие христианские символы включают голубя (символ Святого Духа), жертвенного агнца (символ жертвы Христа), виноградную лозу (символизирующую необходимую связь христианина со Христом) и многие другие. Все они происходят из писаний Нового Завета. Среди других распространенных украшений были гирлянды, ленты, звездные пейзажи, которые также имели символическое значение.

В Евангелиях [ править ]

Рыбы несколько раз упоминаются и имеют символическое значение в Евангелиях. Некоторые из 12 Апостолов Иисуса были рыбаками. Он поручает им слова: « Я сделаю вас ловцами человеков ». (Марка 1: 16-18)

Будучи воскресший Иисус предложил некоторую жареную рыбу в Луки 24 : 41-43.

Когда накормили пять тысяч человек , к Иисусу приводят мальчика «с пятью хлебами и двумя рыбками». Возникает вопрос: «Но что они из такого множества?» Иисус умножает хлебы и рыбу, чтобы накормить народ.

В Евангелии от Матфея 13 : 47-50, притче о рисовании в сети , Иисус сравнивает ангелов, отделяющих праведных от нечестивых в конце этого мира, с рыбаками, отбирающими улов, сохраняя хорошую рыбу и выбрасывая плохую.

В Иоанна 21 : 11 рассказывается, что ученики ловили рыбу всю ночь, но ничего не поймали. Иисус велел им закинуть сети на другой стороне лодки, и они вытащили 153 рыбы . Когда они возвращаются на берег со своим уловом, Иисус ждет их и приготовил для них немного рыбы.

В Матфея 17 : 24-27, когда его спросили, платит ли его Учитель храмовый налог (или налог в две драхмы), Симон Петр отвечает утвердительно. Христос велит Петру пойти к воде и бросить удочку, сказав, что монета, достаточная для них обоих, найдется во рту рыбы. Питер делает это и находит монету.

Иисус также использовал рыбу для описания «Знака Ионы». ( Матфея 12 : 38-45). Это символ воскресения Иисуса, на котором основана вся христианская вера. ( 1 Коринфянам 15 : 1-58)

Надгробная стела с надписью ΙΧΘΥϹ ΖΩΝΤΩΝ (« живая рыба»), начало III века , Национальный римский музей.

Что означает фигурка рыбки (Ихтис) на машине?

Зачем водители приклеивают изображение рыбки на автомобили, и что значит этот символ?

  1. Загадочный Ихтис
  2. Современное применение

Правила дорожного движения предписывают устанавливать на автомобили ряд опознавательных символов. Однако порой на поверхности кузова техники можно наблюдать непривычные глазу элементы. Один из них – значок, по форме напоминающий рыбку. Что это за фигурка? Может быть, так различают друг друга члены какого-нибудь рыболовного общества? Или это что-то вроде амулета, приносящего удачу в пути? Мнений по этому поводу много, поэтому давайте разберемся.

Загадочный Ихтис

В действительности, рыбка – это один из элементов традиционной христианской символики. Об этом мало кому известно, ведь большинство православных верующих привыкли считать единственным графическим атрибутом своей религии крест (распятие). Между тем, это аллегорический образ, имеющий довольно интересное толкование.

Ихтис – древняя монограмма имени Иисуса Христа, акроним, состоящий из первых букв слов греческого выражения: Ίησοὺς Χριστὸς Θεoὺ ῾Υιὸς Σωτήρ. В переводе на русский язык эта фраза переводится как «Иисус Христос Сын Божий Спаситель». Само же слово Ίχθύς (Ихтис), образующееся при сочетании заглавных букв, означает «рыба». Кстати, авторы Нового Завета также связывают это понятие с проповедью учеников Спасителя, многие из которых имели отношение к рыболовному промыслу.

Источник изображения: Drive2.ru

В 303 году нашей эры римский император Диоклетиан начал гонение на христиан, продолжавшееся ровно 100 лет. От них требовали отказа от веры и возврата к традиционным религиозным практикам. Государственная дискриминация даже получила подкрепление на законодательном уровне. В это время многие христиане с целью маскировки стали использовать в качестве своего главного символа Ихтис. Они обозначали им свои жилища, а на вопросы преследователей отвечали, что это всего лишь атрибут, говорящий о занятии рыболовством.

Современное применение

Многие считают, что сегодня Ихтис используют только представители нетрадиционных религиозных течений или участники сект. Это не так. Изображение в виде рыбки устанавливают на свои автомобили и католики, и православные, и протестанты, причем независимо от принадлежности к определенной конфессии. С точки зрения веры никто из них не нарушает положений религиозных догм. Люди воспринимают Ихтис как оберег, помогающий избежать аварий.

Возникает закономерный вопрос: почему же тогда христиане не используют крест? Ответ прост: многие автомобилисты считают неуместным изображение распятия на кузове транспортного средства. А вот рыбка выглядит более нейтрально и не вызывает негативных эмоций у лиц, далеких от веры. Человек, который отрицает существование сверхъестественных сил и не изучает религиозную литературу, скорее всего, посчитает Ихтис простым украшением.

Рыбку предпочитают прикреплять к багажнику автомобиля. Иногда изображение наклеивают на заднее стекло машины. К сожалению, многие считают, что таким образом христиане как бы выставляют свою веру напоказ. Однако практика показывает, что агрессия и раздражение в адрес религиозных людей не всегда уместны. Большинство из них сознательно прилагают немало усилий, чтобы в любой ситуации вести себя достойно. Поэтому водителем машины с рыбкой вряд ли окажется, например, «автохам», готовый неожиданно подрезать или устроить опасные «догонялки» на трассе. Да и уступают дорогу в спорных ситуациях такие автомобилисты чаще.

Источник изображения: rof.com

Интересно, что противники религиозных учений в последнее время стали пародировать настоящий христианский Ихтис. Вместо греческих букв они помещают внутрь рыбки слово «Darvin», а само изображение снабжают маленькими ножками. Такие символы наклеивают на кузов автомобиля с единственной целью – для оригинального декора транспортного средства.

Евангельская символика

О важном символизме рыбы повествуется на страницах Евангелий, описывающих жизнь, деяния и смерть Иисуса Христа. Знак «ихтис» отсылает ко многим новозаветным эпизодам, где фигурируют рыба и рыбаки, и поэтому существует масса версий, почему именно это существо было выбрано первыми христианами как олицетворение Мессии

Приводя разнообразные свидетельства, начинать, пожалуй, нужно с того что окружавшие Спасителя ученики-апостолы, многие из которых были рыбаками, назывались им в Евангелии от Матфея (4:19) и Евангелии от Марка (1:17) «ловцами человеков».

Согласно Евангелию от Матфея (13:47) Христос уподобляет Царство Небесное «неводу, закинутому в море и захватившего рыб всякого рода».

Раннехристианский писатель Тертуллиан, размышляя о Таинстве Крещения, писал: «Мы маленькие рыбки, ведомые нашим ikhthus, мы рождаемся в воде и можем спастись не иначе, как пребывая в воде».

О рыбе говориться при упоминании момента, когда Христос кормил народ в пустыне: «Он взял пять хлебов и две рыбы, воззрев на небо, благословил и преломил хлебы и дал ученикам Своим, чтобы они раздали им; и две рыбы разделил на всех. И ели все, и насытились (Евангелие от Марка 6:41-42).

К слову, относительно чудо-истории с умножением хлебов и рыб святой высказывался и святой Павлин Милостивый, отмечавший, что «…пятью хлебами и двумя рыбами насытил Христос, будучи Сам истинным Хлебом и Рыбой живой воды».

Другой эпизод повествует о встрече и трапезе Спасителя и его учеников на берегу Тивериадском озере, свершившихся уже после его Воскрешения: «А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус. Иисус говорит им: дети! есть ли у вас какая пища? Они отвечали Ему: нет. Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы…Когда же вышли на землю, видят разложенный огонь и на нем лежащую рыбу и хлеб. Иисус говорит им: принесите рыбы, которую вы теперь поймали… Иисус говорит им: придите, обедайте. Из учеников же никто не смел спросить Его: кто Ты?, зная, что это Господь. Иисус приходит, берет хлеб и дает им, также и рыбу» (Евангелие от Иоанна 21:4-13).

В Евангелии от Луки (11:11) можно обнаружить строку: «Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы?», из которой толкователи сделали вывод о противопоставлении рыбы, как чистой силы и аспида, как олицетворения дьявола.

Святой Амвросий, опираясь на Евангелие от Матфея (17:24-27), где повествуется о выловленной апостолом Петром рыбе с монетой во рту, предназначавшееся для пожертвования в пользу Иерусалимского храма, связывал образ ихтиса с Искуплением.

РЫБА: символ Христа

Как известно, в Римской империи в первые века Церковь подвергалась жестоким гонениям. В этих условиях нельзя было не только открыто исповедывать себя христианином, но и создавать изображения, напрямую рассказывающие о вере. Поэтому в раннехристианском изобразительном искусстве появились различные символические изображения. Они были своего рода тайнописью, по которой единоверцы могли опознавать друг друга. Пример подобной тайнописи приводит польский писатель Генрик Сенкевич в своей замечательной книге «Камо грядеши». Роман начинается с того, что один знатный римлянин влюбился в молодую красивую девушку, оказавшуюся христианкой. И вот он рассказывает, как застал эту девушку что-то чертящей на песке:


Фото Willy Feng//flikr.com, фрагмент

– А что она чертила на песке? Не имя ли Амура, не сердце ли, пронзенное стрелой, или что другое, из чего ты мог бы понять, что сатиры уже нашептывали этой нимфе на ухо некие тайны жизни? Как можно было не посмотреть на эти знаки!

– Я надел тогу раньше, чем ты думаешь, — сказал Виниций. — Пока не прибежал маленький Авл, я внимательно рассматривал эти знаки. Я ведь знаю, что и в Греции и в Риме девушки часто чертят на песке признания, которые отказываются произнести их уста. Но угадай, что она начертила?

– Если что другое, я, пожалуй, не угадаю.

– Рыбу.

Девушка была христианка, и этот рисунок она начертила неслучайно. Действительно, рыба – один из самых распространенных рисунков в раннехристианской живописи. И символизировала она не кого-нибудь, а самого Господа Иисуса Христа. А причина этого – древнегреческий язык. Дело в том, что по-древнегречески рыба ὁ ἰχθύς (ihthys)

. Христиане увидели в этом слове своего рода акростих (стихотворение, в котором первые буквы каждой строки составляют осмысленный текст), рассказывающий о Христе. Каждая буква «древнегреческой рыбы» была для них соответственно первой буквой других, очень важных слов, выражающих исповедание христианской веры:Ἰησοῦς Χριστός, Θεοῦ Υἱός, Σωτήρ. С древнегреческого на русский это переводится так: Иисус Христос Сын Божий Спаситель. Т.е. древние читали древнегреческое слово ἰχθύς (рыба) как аббревиатуру этой фразы.

Вообще в Новом Завете часто используется символика рыбы. Например, Господь говорит: «Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» (Мф 7: 9–11). Как считают многие толкователи Священного Писания, образ рыбы здесь символизирует Христа как истинный Хлеб Жизни, а змея символизирует диавола. Поэтому, например, иногда рыбу в раннехристианской живописи рисовали вместе с корзинами, наполненными хлебами и вином. Т.е. этот образ имел евхаристическое значение.

Также Христос насыщает множество народа, взяв семь хлебов и «немного рыбок»: «И, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики народу. И ели все и насытились» (Мф 15: 36–37). При другом таком же чуде было пять хлебов и две рыбы (см.: Мф 14: 17–21).

Кроме того, Христос называет апостолов, бывших рыбаков, «ловцами человеков» (Мф 4:19; Мк 1:17), а Царствие Небесное – «неводом, закинутым в море и захватившим рыб всякого рода» (Мф 13:47).

Интересно еще и то, что Отцы Церкви сравнивали с рыбой и самих христиан, последовавших за Спасителем в «воду вечной жизни». Вот что, например, писал раннехристианский писатель Тертуллиан (II-III в. после Р.Х.): «Животворно таинство нашей воды, ибо, смыв ею грехи вчерашней слепоты, мы освобождаемся для жизни вечной! <�…> Мы же, рыбки, вслед за “рыбой” нашей Иисусом Христом, рождаемся в воде, сохраняем жизнь не иначе, как оставаясь в воде» («О крещении». 1.1).

Святые апостолы

Символ рыбы в христианстве связан и с учениками Иисуса Христа. Из них восемь первоначально являлись рыбаками. У Матфея и у Марка рассказывается, что Учитель обещал Андрею и Петру, что они станут «ловцами человеков», то есть будут вести людей за собой. Царствие небесное уподобляется Спасителем неводу, который закинут в море и захватывает рыб всякого рода.

В Капернауме находится статуя Петра, преемника Иисуса, который держит в руках посох и большую рыбу, полученную от Учителя. Рыба также является символом плодовитости. Каждая дает бесчисленное потомство, что также используется, как аллегория того, что из проповедей маленькой группы апостолов постепенно сформировалась крупнейшая религия, приверженцы которой сегодня исчисляются миллиардами.

Разбираясь в том, что значит символ рыбы в христианстве, следует сказать и о прочих его толкованиях.

Опознавательный символ

Широкое распространение символ «ихтис» получил в период становления христианства, когда приверженцы монотеизма в Римской империи подвергались повсеместным гонениям. Первые изображения секретного символа «ΙΧΘΥΣ» появились в римских катакомбах (например, подземелье Присциллы) во II веке, где втайне от властей устраивали свои собрания христиане. Иногда в качестве кодового символа использовалось не слово «ихтис», а изображение рыбы.

Иногда при встрече незнакомцев один из них невзначай чертил на земле дугу, и если другой дополнял этот нехитрый рисунок второй пересекающейся дугой, превращая линии в рыбу, оба понимали, что являются приверженцами христианства.

Часто такие рыбки служили для посвященных людей указателями к месту нахождения церкви, которая перестала конспирироваться после 313 года, когда император Константин возвестил о принятии христианства в качестве государственной религии.

Символом Христа, несущего причастие, служило изображение рыбы, несущей на спине корзину с хлебами и вином, украшавшие катакомбы св. Каллиста.

На фрагменте стены бассейна баптистерия, хранящегося в музее Туниса, выложена мозаика «Крещение», где Иисус представлен в виде дельфина, над которым парит Святой Дух, представленный в виде голубя. Между тем дельфин, прикованный к якорю, в христианстве олицетворяет Христа, распятого на кресте.

В популярной культуре

Символ рыбы Σ (″ ichthys ″) на автомобиле

В 1970-х годах «Рыба Иисус» стала использоваться в качестве символа современного христианства . В 1973 году символ и послание были представлены на рок-фестивале « Водолей» в Нимбине , Австралия . Сегодня его можно увидеть как наклейку или эмблему на задней части автомобилей, или как подвески или ожерелья как знак того, что владелец — христианин. Версии этого включают Ихтис с «Иисусом» или «Σ» в центре, или просто контур Ихтиса сам по себе. По словам одного писателя, в то время как многие христиане вешают ожерелье с крестом или четки внутри своих транспортных средств, «наклейка с рыбой на автомобиле является более осознанным символом свидетельствующего христианина — значительно, в отличие от первого, она находится снаружи автомобиля в течение всем, чтобы увидеть «.

Музыкальный фестиваль Ichthus ежегодный большой открытый христианский музыкальный фестиваль состоится в середине июня в Уилмор, штат Кентукки . Это старейший фестиваль христианской музыки в Соединенных Штатах , основанный в 1970 году.

В 2016 году было предложено кодирование глифа Unicode в кодовой точке 1F9XX для символа ichthys.

Символика, распространенная в православной иконописи и архитектуре

В православной культуре за два тысячелетия применялись различные религиозные знаки, обозначающие глубокий смысл. Они изображены в иконах, храмовых росписях, архитектуре и церковном облачении.

Полное описание символики православной иконографии имеет внушительный объем. В статье приведены основные известные ее элементы.

Корабль — символ церкви

На древних росписях церковь изображается в виде корабля, как пристанище людей, спасающихся в бушующем море мирских соблазнов.


Образ Святой Православной Церкви. На корабле кормчий Христос, управляют Святые Апостолы, святители и Дева Мария

Стрелы или мечи, пронзающие Божью Матерь

Этот символ появился в результате пророчества Симеона Богоприимца, который сказал, обращаясь к Богородице:

(Лк. 2,35)


Икона Божьей Матери «Умягчение злых сердец», или «Семистрельная». Семь стрел, пронзающих сердце, означают полноту горя, пережитого Девой Марией

Вифлеемская звезда

Это символ звезды, которая вела волхвов к пещере, в которой родился Спаситель. Она изображается обычно с 8-ю лучами.


Икона Рождества Христова изображает волхвов и звезду, приведшую их

По традиции, рождественские песнопения сопровождаются образом Вифлеемской звезды.


Православные дети поют рождественские канты

Изображения

Рыба изображалась первыми христианами в катакомбах, в храмах, на утвари (например, на лампадах), печатях, одежде, в письмах. Сегодня она является элементом декора церквей. На стенах катакомб можно увидеть изображение рыбы с расположенной на ее спине корзинкой. В ней находятся хлеб и бутыль красного вина. Это символизирует образ Христа в Евхаристии, то есть в обряде причащения.

В некоторых рисунках на себе рыба несет корабль. Это является ассоциацией с христианской церковью. Три рыбы, имеющие одну общую голову, символически изображали Святую Троицу, подчеркивая ее неслиянность и в то же время нераздельность. Подобно тому, как современные верующие христиане носят нательные крестики, ранние представители этой религии носили рыбок, которые были сделаны из различных материалов, таких, как металл, камень, перламутр, стекло.

В своем произведении «О Граде Божьем» Блаженный Августин писал, что символ рыбы в христианстве – это таинственный знак Христа, говорящий о том, что в бездне смертности, словно в глубине вод, он оставался живым и безгрешным.

ИХТИС

В III в. апологет Тертуллиан, рассуждая о крещении, писал: «…мы, маленькие рыбки (pisciculi), рождаемся в воде, подобно нашей Рыбе (ἰχθύν) Иисусу Христу, и, лишь оставаясь в воде, будем спасены» (Tertull. De bapt. 1). Употребление в лат. тексте греч. слова ἰχθύς исследователи интерпретировали как указание на то, что Тертуллиану было известно раннее христологическое значение акронима ΙΧΘΥΣ (см.: Engemann. 1969. Sp. 1024-1026). Вместе с тем он не предлагает толкования этого акронима; у др. авторов I-IV вв. также нет специальных ссылок на акроним, на основании чего исследователями был сделан вывод, что первоначально символ И. существовал лишь в христ. религ. практике и в искусстве (см.: Ibid. Sp. 1084-1095).


Тайная вечеря. Миниатюра из Хлудовской Псалтири. Ок. сер. XI в. (ГИМ. Греч. № 129 д. Л. 40 об.) Тайная вечеря. Миниатюра из Хлудовской Псалтири. Ок. сер. XI в. (ГИМ. Греч. № 129 д. Л. 40 об.) Образ Иисуса Христа как рыбы был широко распространен в патристической лит-ре. Так, блж. Августин, еп. Гиппонский, в «Исповеди» сравнивал Иисуса Христа с рыбой, к-рая дана в пищу христианам, говоря о «трапезе, когда подается рыба, извлеченная из глубины», которую Сам Бог приготовил для верующих (см.: Aug. Confess. XIII 21, 23), т. е. о Евхаристии

Стелла Лицинии. II в. (катакомбы Присциллы, Рим)

Стелла Лицинии. II в. (катакомбы Присциллы, Рим) . Комментируя Евангелие от Иоанна, блж. Августин развивал эту мысль и подчеркивал евхаристическое значение образа рыбы в связи с евангельским чудом умножения хлебов и рыб (см.: Ин 6. 9-11), а также объяснял образ «печеной рыбы», к-рую Иисус Христос преподал ученикам: «Печеная рыба (piscis assus) — это пострадавший Христос» (Aug. Tract. in Ioan. 123). Подобные аналогии встречаются и у мн. др. авторов патристической эпохи. Так, напр., свт. Павлин Милостивый, еп. Ноланский, упоминая чудо умножения хлебов и рыб в евхаристическом контексте, о (Paul. Nol. Ep. 13. 11; ср.: Engemann. 1969. Sp. 1032-1034). У свт. Амвросия, еп. Медиоланского († 397), образ рыбы связывается с Искуплением (см.: Ambros. Mediol. Ep. I 1. 13); при этом он опирается на евангельский эпизод с рыбой, которую по приказанию Иисуса Христа выловил ап. Петр, нашедший у нее во рту золотую монету (статир), чтобы дать в качестве жертвы для Иерусалимского храма (см.: Мф 17. 24-27).

Новое христологическое понимание образа И. возникает в IV в. в связи с толкованием фрагмента 8-й кн. «Сивилльских оракулов» (см. ст. Сивиллины книги), содержащей пророчества, приписываемые эритрейской сивилле. Первые буквы стихов 217-250 греч. текста образуют акростих «Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель, Крест» (ΙΗΣΟΥΣ ΧΡΙΣΤΟΣ ΘΕΟΥ ΥΙΟΣ ΣΩΤΗΡ ΣΤΑΥΡΟΣ). Текст этих стихов впервые встречается в речи имп. Константина I Великого, сохранившейся в передаче Евсевия, еп. Кесарийского (см.: Const. Magn. Or. sanct. // PG. 20. Col. 1288-1289). На лат. Западе этот акростих был известен Лактанцию (ок. 250 — ок. 320) и блж. Августину; последний приводил в соч. «О граде Божием» греч. текст и лат. перевод, а также связывал акростих с акронимом И.: «Если первые буквы греческих слов… соединить вместе, то получится слово ΙΧΘΥΣ, т. е. рыба. Под именем рыбы таинственно разумеется Иисус Христос, потому что в бездне настоящей смертности, как бы в глубине вод, Он мог оставаться живым, то есть безгрешным» (Aug. De civ. Dei. XVIII 23). Эта связь была известна и более поздним авторам, у к-рых нередко сам акроним И. также считался восходящим к сивиллам. Так, Максим, еп. Туринский (V в.), писал: «Иисус Христос… у Сивиллы называется ΙΧΘΥΣ, греческим именем… которое обозначает рыбу, поскольку Он погрузился в море сего мира и нынешнего века» (Maxim. Taurin. Contr. pagan. // PL. 57. Col. 789; ср.: Engemann. 1969. Sp. 1031-1032).

Д. В. Смирнов

Знак рыбы

Приблизительное время чтения: меньше минуты.

Время от времени мы видим на чьей-то машине, или майке, или кружке символ рыбы. Что он означает? Он выглядит современно, но на самом деле это очень древний христианский символ, о котором нам стоит вспомнить подробнее.

Но начать придется с символов вообще — потому что здесь мы входим в мир, который был своим для наших предков, людей Библии и церковной Традиции, но малопонятен нам.

Мы привыкли к более плоскому, утилитарному языку, в котором каждое слово или пиктограмма имеет одно значение, к языку, который легко переводить компьютером из-за того, что он без труда распадается на изолированные фрагменты. Современному человеку бывает почти невозможно читать Писание с его глубоко символическим языком, и значительная часть атеистической критики Библии как раз и связана с неспособностью к символическому пониманию. Попробуем, однако вернуться в мир символов.

Само слово «символ» восходит к греческому σύμβολον. Расставаясь, друзья разламывали дощечку — чтобы годы спустя они (или их потомки) могли опознать друг друга по тому, как части подходят друг к другу. Представьте себе двух друзей — назовем их, скажем, Алексис и Геннадайос — которые выросли в одном Полисе, плечом к плечу сражались в фаланге гоплитов, потом Геннадайос уехал за море и поселился в одной из греческих колоний. Алексис женился, у него родился и вырос сын, и вот его сын должен поехать по каким-то делам в эту колонию — и Алексис дает ему этот самый «символ», чтобы его могли признать в доме Геннадайоса как сына его старого друга. Сын Алексиса прибывает на место и узнает, что Геннадайос уже давно умер — но его потомки бережно хранят «символ», и когда он показывает свою половинку, сыновья Геннадайоса радостно принимают его в своем доме.

«Символ» был своего рода вещественным паролем, по которому люди могли понять, что имеют дело со своими.

Нечто подобное бывает у нас со старыми вещами. Как говорится в стихотворении Елены Благининой «Шинель»:

Почему ты шинель бережёшь? — Я у папы спросила. — Почему не порвёшь, не сожжёшь? — Я у папы спросила.

Ведь она и грязна, и стара, Приглядись-ка получше, На спине вон какая дыра, Приглядись-ка получше!

Потому я её берегу, — Отвечает мне папа, — Потому не порву, не сожгу, — Отвечает мне папа. —

Потому мне она дорога, Что вот в этой шинели Мы ходили, дружок, на врага И его одолели!

Православная Жизнь

Православие.Fm

Обращали внимание на машины с наклейкой в виде рыбки? Думаете, это заядлые рыбаки? Ничего подобного! Рыба – один из самых древних христианских символов. В наше время, к сожалению, рыбку почти полностью «монополизировали» протестанты самых разных мастей

Но на одной лишь рыбе не заканчиваются христианские символы, многие из которых сейчас незаслуженно забыты.

Для чего первым христианам нужны были эти символы? Первые века истории Церкви – это века гонений, ночных собраний в катакомбах и определенной конспирации. Первым христианам нужно было обозначить своих и чужих, и первые изображения носили символический характер и были понятны только посвященным.

Рыба

Начнем как раз с уже упомянутой рыбки. «Рыба» по-гречески звучит как «Ίχθύς». Христиане стали использовать это слово как монограмму имени Спасителя.

Ἰησοὺς – Иисус

Χριστὸς – Христос

Θεoὺ – Божий

῾Υιὸς – Сын

Σωτήρ – Спаситель

То есть получается целое небольшое исповедание веры! «Веруем в то, что Иисус Христос является Сыном Божиим и Спасителем» – так можно расшифовать этот древний символ.

Зачастую рыбу изображали и с хлебом, что напоминало о самом главном таинстве Церкви – Евхаристии – и о «хлебе жизни»: «Я есть хлеб жизни» (Ин. 6, 48).

Хризма

Еще одним символом, который известен несколько больше и даже встречается на облачениях, – это хризма. Хризма – это монограмма с буквами Х и Р (то есть Христос), а также греческими буквами альфа и омега. С этими буквами все несколько сложнее. «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть, и был, и грядет, Вседержитель

» (Откр. 1, 8). «Словами Алфа и Омега означается Христос, как Бог, содержащий всё, безначальный и безконечный: Сый, и прежде сый и конца не имый, соприсносущный Отцу и, потому, имеющий каждому воздать за дела », – так толкует этот отрывок из Писания святитель Андрей Кесарийский.

Хризма использовалась в военном штандарте императора Константина Великого и в целом более широко известна христианскому миру.

Агнец

Еще одним символом Христа является агнец. Тут вряд ли нужно много пояснять. «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1, 29) – сказано в Евангелии от Иоанна об Иисусе Христе. Вообще раннехристианское искусство очень любило изображения Христа как агнца, и оно было весьма и весьма распространено.

Корабль и якорь

Корабль символизирует Церковь, а якорь – это символическое изображение креста. Тут все понятно: Церковь в бушующем море жизни, а якорь удерживает ее.

Пеликан и петух

А вот это уже гораздо менее известные символы.

Древние легенды утверждали, что пеликан – птица, питающая детей своей плотью. Поэтому ее изображения использовались первыми христианами как символ Христа, который пролил Свою Кровь ради спасения человечества. Вспомните: «Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов

» (Мф. 26, 26).

Образ петуха – это явная аллегория. С одной стороны, это напоминание об отречении Петра: «Иисус сказал ему: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня

» (Мф. 26, 34). С другой, подобно тому как крик петуха пробуждает от сна, так и христиане должны помнить о грядущем восстании, о воскресении мертвых.

Конечно же, этим не исчерпываются раннехристианские символы, равно как и варианты их толкования. Наклеивать или не наклеивать рыбку на машину – личное дело каждого, но знать эти символы необходимо также каждому православному христианину.

Иерей Александр Ермолин

Православие.Fm

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector