Московская церковь сорока святых мучеников севастийских

Икона 40 Севастийских мучеников

В центре иконы 40 Cевастийских мучеников мы видим самих воинов. Они стоят на ледяном озере — нагие. Одни поддерживают других, некоторые пробуют хоть как-то спастись от мороза — их фигуры изображены в динамике. Также на иконе мы видим фигуру сорокового воина, который отступил от веры в Спасителя и бросился к бане, которую охранники, приставленные к мученикам, специально растопили для соблазна. Лицо отступника на иконе не пишется — это символ его предательства.

В нижнем углу иконы иконописцы изображают стражника Аглаийя. Именно он стал сороковым мучеником взамен отступника, когда увидел сияющие нимбы над головами воинов. Также на иконе пишется образ Спасителя, которые благословляющим жестом осеняет святых.

Молитвы святым сорока мученикам Севастийским

Молитва первая

О святии славнии страстоносцы Христовы четыредесяте, во граде Севастии Христа ради мужественно пострадавшии, чрез огнь бо и воду проидосте, и яко друзи Христовы в покой Небеснаго Царствия вшедше, имате велие дерзновение ко Пресвятей Троице ходатайствовати о роде христианском: наипаче же о почитающих святую память вашу, и с верою и любовию вас призывающих. Испросите у всещедраго Бога прощение согрешений наших и жития нашего исправление, да в покаянии и нелицемерной любви друг ко другу поживше, со дерзновением предстанем страшному судищу Христову, и вашим предстательством одесную праведнаго Судии предстанем. Ей, угодницы Божии, будите нам защитницы от всех враг видимых и невидимых, да под кровом святых ваших молитв избавимся от всех бед, зол и напастей до последняго дне жизни нашея, и тако прославим великое и достопокланяемое имя вседетельныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

О страстотерпцы Христовы, во граде севастийстем мужественно пострадавшии, к вам, яко молитвенникам нашим усердно прибегаем и просим: испросите у Всещедраго Бога прощение согрешений наших и жития нашего исправление, да в покаянии и нелицемерной любви друг ко другу поживше, со дерзновением предстанем страшному судищу Христову и вашим предстательством одесную Праведнаго Судии предстанем. Ей, угодницы Божии, будите нам, рабам Божиим (имена), защитницы от всех враг видимых и невидимых, да под кровом святых ваших молитв избавимся от всех бед, зол и напастей до последнего дне жизни нашея, и тако прославим великое и достопоклоняемое имя Вседетельныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

История строительства церкви Сорока мучеников Севастийских

Согласно историческим сведениям, деревянный храм Сорока мучеников стоял у устья Трубежа с 1628 года. Чуть позже, в 1652 году, в Рыбной слободе при Сорокосвятском храме появилась и вторая церковь, освященная в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В ее приходе было 82 двора. К 20-м годам XVIII века оба храма сильно обветшали.

И местный священник Иван Стефанов с прихожанами по разрешению властей к 1728 году построил два новых деревянных храма. Холодную церковь стали называть Сорокосвятской, а теплую – Покровской.

В 1775 году вместо этих двух деревянных церквей поставили новую, из кирпича. Это были времена расцвета каменного церковного зодчества. Вновь отстроенная церковь в те времена имела около 200 прихожан. С тех пор в Сорокосвятской церкви сохранилась традиция. Ее холодный престол назван в честь Сорока мучеников Севастийских, а теплый престол посвящен Покрову Пресвятой Богородицы.

Деньги на возведение храма дали купцы из Москвы, братья Максим и Иван Щелягины. Они начинали свою торговлю в Переславле, но позже, как и купцы Обуховы и Холщевниковы, перебрались в столицу.

Подвиг отца Петра

В 1812 году храм Сорока Мучеников был полностью разграблен наполеоновскими войсками. Настоятеля храма отца Петра (Вельяминова) они мученически убивали. Он отказался им выдать место, где хранились главные ценные святыни. Его изрубили саблями и искололи штыками. Всю ночь он валялся в луже крови, но был еще живой. Утром 3 сентября один француз сжалился над ним и выстрелил ему в голову.

Его тело похоронили без гроба и отпевания, и трижды его выкапывали неприятели. Только 5 декабря, когда его тело в очередной раз было откопано, отца Петра смогли отпеть по церковному чину. Очевидцы рассказывали, что за три месяца тело батюшки, несмотря ни на что, оставалось нетленным, и даже раны кровоточили.

Смотреть галерею

История

О точной дате основания прихода в Рыбацкой слободе Переславля-Залесского сведений не сохранилось, но существовала церковь уже в начале XVII столетия. В патриарших окладных книгах по 1628 году написано: «Церковь Святых Четыредесят Мученик на посаде… дани восемь алтын, четыре деньги, десятильничьих гривна».

В 1652 году при этой церкви была построена другая теплая церковь и освящена в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В писцовых книгах 1653 года в приходе, при этих церквах, записано 82 двора. В переписных книгах 1703 года значится при них священник отец Иоаким (Семенов), в приходе «82 двора, пашни церковной десятина с третью, сена 9 копен».

В 1726-27 годах обе деревянные церкви – и холодная, и теплая, оказались ветхи, служить в них стало невозможно и по просьбе священника отца Иоанна (Стефанова) с прихожанами, разрешено было устроить новые деревянные церкви, которые в 1728 году были устроены и освящены. Холодная церковь была освящена в то же наименование Святых Севастийских Мучеников, а теплая – в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Вместо этих двух деревянных церквей во второй половине XVIII века, в период подъема церковного строительства, на средства Московских купцов Максима и Ивана Щелягиных в 1755 году построен каменный храм, ныне существующий. Престолов в нем два: в холодном в честь Святых Сорока Мучеников Севастийских, а в приделе теплом – в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В приходе церкви состояло тогда около 200 человек.

В 1805 году ко храму Святых Сорока Мучеников Севастийских был назначен отец Никита (Бессонов Никита Ильич), бывший ранее преподавателем, а позднее инспектором Переславского Духовного училища. В 1824 году он был назначен настоятелем Преображенского собора Переславля и возведен в сан протоиерея.

В 1812 году отец Иоанн (Филипповский Иван Кузьмич) после окончания богословского отделения Владимирской духовной семинарии стал священником церкви Святых Сорока Мучеников Севастийских, скончался отец Иоанн 15 апреля 1865 года.

Бывшая при церкви земля, показанная в писцовых книгах, в 1846 году была отобрана в государственное ведомство, в котором состоит Рыбная слобода.

С 1850 года священником в церковь был назначен отец Андрей (Сахаров Андрей Иванович). В 1866 году он был переведен к Смоленской церкви Переславля-Залесского, скончался 14 октября 1889 года.

Читать далее…

О чем молятся 40 севастийским мученикам

Тридцать девять христиан воинов и их страж Аглаий, замученные на озере рядом с армянским городом Севастий — образец мужественности, крепкой веры и стойкости духа.

Сорок мучеников Севастийских — небесные покровители воинов.

Им молятся о духовной помощи в гонениях и заточенях. Просят дать стойкость и мужество для того чтоб достойно пережить испытания, возникшие на жизненом пути,  Просят о дарование крепкой веры, душевной стойкоти и убeждeннocти в cвoeй пpaвoтe.

Тропарь святым сорока мученикам Севастийским 

глас 1

Страстотерпцы всечестнии, воины Христовы четыредесяте, твердии оруженицы: сквозе бо огнь и воду проидосте, и Ангелом сограждане бысте. С нимиже молитеся Христу о иже верою хвалящих вас: слава Давшему вам крепость, слава Венчавшему вас, слава Подавающему вами всем исцеления.

Кондак святым сорока мученикам Севастийским

глас 6

Все воинство мира оставльше, на Небесех Владыце прилепистеся, страстотерпцы Господни четыредесять, сквозе огнь бо и воду прошедше, блаженнии, достойно восприясте славу с Небес и венцев множество.

Величание святым сорока мученикам Севастийским

Величаем вас, страстотерпцы святии четыредесяте, в Севастийстем езере мучившиися, и чтим честная страдания ваша, яже за Христа претерпели есте.

Молитва святым сорока мученикам Севастийским

О святии славнии страстотерпцы Христовы четыредесяте, во граде Севастийстем мужественно за Христа пострадавшии, чрез огнь и воду прошедшии и в покой Царствия Небеснаго вшедшии, со Ангелы и всеми святыми светло ликовствующии! Вы, яко друзи Христовы, имате велие дерзновение ко Пресвятей Троице ходатайствовати о роде христианском, наипаче же о почитающих и призывающих вас с верою и любовию. Темже и мы, святую память вашу празднующе, тепле взываем: испросите нам у щедраго Господа прощение согрешений наших вольных и невольных, да остающее время земнаго жития нашего поживем в покаянии и творении заповедей Божиих, всегда памятствующе смерть и суд праведный, егда воздано будет коемуждо по делом его. Вы бо, славнии мученицы, в воинстем чине за имя Христово крепко и единодушно подвизастеся и души своя за Него усердно положисте, помозите убо и нам пребыти твердыми и непоколебимыми в вере православной. Ей, угодницы Божии, будите нам защитницы от всех враг видимых и невидимых, да под кровом ваших святых молитв сохранени будем от всех зол даже до последняго дне и часа скончания нашего, и тако прославим о вас Всесвятое достопокланяемое имя Вседетельныя Троицы,Отца и Сына, и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Мелитон

Последний день сорока мучеников Севастийских начался со страшных мук. Во время этой страшной экзекуции мать самого молодого воина Мелитона была рядом с ним и убеждала своего сына не бояться испытаний и выдержать все до конца. После пыток изувеченные тела мучеников положили на обоз, чтобы отвезти на сожжение. Но еще юного Мелитона оставили на земле, так как он еще дышал. Оказавшаяся рядом его мать подняла сына на свои плечи и потащила вслед за обозом. По дороге он испустил дух. Мать, дотащив до колесницы сына, положила его рядом с его святыми подвижниками. Вскоре их тела были сожжены на костре, а обгоревшие останки костей выброшены в воду, чтобы их не забрали христиане.

Через три дня во сне епископ Севастийский блаженный Петр увидел сорок мучеников Севастийских, которые велели ему собрать их останки и предать погребению. Ночью епископ вместе с несколькими клириками собрал останки славных святых мучеников и с честью предал их земле.

Статьи на Православие.Ru

«Завещание» – аутентичный текст, составленный в ночь перед ввержением мучеников в Севастийское озеро.

Отрекшийся от Христа лишился и земной жизни, и вечного спасения, а те, кто решился умереть ради Господа, наследовали вечное блаженство.

9 / 22 марта 2015 г. Неделя 4-я Великого поста. Память преподобного Иоанна Лествичника и сорока мучеников Севастийских. Сретенский монастырь. Божественная литургия. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 1:25:22 мин. Размер 61.5 Mb)

Подвиг поста, подвиг следования за Христом – это очень ответственное дело, еще более ответственное, чем воинское служение. (MP3 файл. Продолжительность 9:22 мин. Размер 6.8 Mb)

8 / 21 марта 2015 г. Суббота 4-й седмицы Великого поста. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 2:47:24 мин. Размер 120.6 Mb)

За те мучения, что / Терпели их телеса, / Одежды славы они / Оденут в Эдемском саду.

Сегодняшний праздник сорока мучеников Севастийских – это единственный большой непреходящий праздник, который всегда падает на время Великого поста, независимо от того, ранняя Пасха или поздняя. Всегда он приходится на Великий пост. И в этом есть глубокий смысл.

В 320 г. жестокий Лициний разорвал отношения с императором-христианином и разослал эдикты против христиан во все подчиненные ему провинции. Согласно эдиктам, те, кто не желал подчиняться, предавались смерти в страшных мучениях.

Судя по Писанию, испытания, бывшие в IV и в XX веке, ещё предстоят Церкви на самом последнем повороте истории. Те испытания, когда каждый человек, вся Церковь, всё человечество должны будут встать перед выбором — тем страшным выбором, который люди совершили, когда кричали: «Не Его, но Варавву». Перед тем выбором, который кто-то сделал, предпочитая эти «тёплые бани» — жизнь во всём её соблазнительном разнообразии — Христу. Это будет последний выбор перед кончиной мира. Он уже происходит на наших глазах.

В этот день разрешается растительное масло. По традиции на Руси пекли изделия из постного теста в виде птиц — «жаворонки».

В царствование нечестивого императора Ликиния было воздвигнуто жестокое гонение на христиан, и все верные принуждаемы были приносить жертвы идолам. В армянском городе Севастии воинским начальником тогда был Агриколай, человек свирепого нрава и ревностной поборник идолослужения. (Продолжительность 27:54 мин. Размер 20.1 Mb )

ПОДБОРКА материалов: Житие — Храмы — Проповеди — Чтение дня.

Связанных воинов поставили в ледяной воде местного озера в страшную стужу, а в издевку на берегу растопили баню, предлагая отречься от христианской веры. Ночь они провели в воде, молясь Богу, но один все-таки не выдержал. Как только он переступил порог горячей бани, то упал замертво. А мучеников все равно осталось сорок, — наблюдавший за этим язычник, тюремный сторож по имени Аглай увидел, как над головами воинов появился чудесный свет.

Храм Сорока Севастийских мучеников в Москве

I Севастия или Себастия (Кабира, Диосполис) — древний город в Каппадокии и Понте (центральная часть Малой Азии, историческая Малая Армения), на реке Галис, современный Сивас.

Первое письменное упоминание о Храме Сорока Севастийских Мучениках в Спасской слободе, относится к 1625 году, в окладной книге церковных соборов. Вполне вероятно, что он был построен в конце 16 века.

Существует несколько недоказанных версий того, почему храм был освящен таким именем:

  • первая церковь-однодневка построена в день памяти сорока Севастийских мучеников
  • церковь была построена по велению второй жены царя Ивана Третьего, уроженки Греции, где особо почитаемы Севастийские мученики
  • отец Ивана Третьего, мученик Василий II, был рожден в день памяти Севастийских мучеников

Севастийские мученики — воины армянского города Севастии, которые были подвержены мучениям за свою христианскую веру. Произошло это в 313 году, когда святой Константин Великий издал Миланский эдикт, согласно которому христианам разрешалась свобода вероисповедания. Соправитель же Константина, убежденный язычник, готовясь к войне с Константином, решил очистить своё войско от христиан. Замученные воины были возведены в лик Святых в последние минуты земной жизни и остались поучительным примером верности для всех христиан.

Сохранились имена мучеников : Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Уалент (Валент), Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Ангий, Аетий, Флавий, Акакий, Екдикий (Екдит), Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Дометиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Уалерий (Валерий), Филоктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглаий. Последний, Аглаий, — стражник, который встал на место бежавшего предателя. «Жалкое зрелище для праведных! Воин — беглец. Первый из храбрых — пленник. Овца Христова — добыча зверей. Он и вечной жизни не достиг, и не насладился настоящей.»

Память Сорока мучеников относится к кругу наиболее чтимых праздников. В день их памяти, 22 марта, облегчается строгость Великого Поста и совершается литургия Преждеосвященных даров.

Храм в честь Сорока Мучеников Севастийских имеет мученическую судьбу. Неоднократно его постигали беды: ограбление, чума и пожары среди прихожан, разграбление храма и убийство настоятеля наполеоновскими солдатами.

За период с 2008 года по 2015 храм почти полностью возродился. Была восстановлена колокольня, на ней устроена прекрасная звонница в 12 колоколов, восстановлена историческая каменная ограда вокруг храма, воссоздана входная группа с железными ставнями- дверями, козырьком на колоннах-основаниях, отреставрирован белокаменный цоколь, покрыта новая кровля, укреплены фундаменты. Проведены ремонты во всех приделах, алтарях, трапезной. На пожертвования прихожан изготовлены и установлены три мозаичные иконы: Спаса Вседержителя, Сорока Мучеников Севастийских в трапезной галерее, также икона Сорока Севастийских Мучеников на внешнем фасаде алтаря центрального придела, выходящем на улице Большие Каменщики. Написаны иконы: «Не рыдай Мене Мати», Ксении Блаженной с клеймами, Матроны Московской, Царевича Димитрия и другие.

Адрес: г. Москва, ул. Динамовская, д.28 ст.м. «Пролетарская», «Крестьянская Застава» Телефон:+7, Электронная почта

Информация взята с официального сайта храма, других православных сайтов, Википедии.

Храмы в честь Сорока мучеников Севастийских

В Константинополе было около восьми храмов в честь 40 Севастийских мучеников, построенных царицей Пульхерией (399-453 гг.) и императором Анастасием. Также известно о существовании церкви Сорока мучеников у Золотых ворот.

В честь Сорока Севастийских мучеников освящена церковь в г. Велико-Тырново в Болгарии. Храм был построен в 1230 году по повелению Ивана Асеня II в честь победы при Клокотнице над эпирским деспотом Феодором Дукой 22 марта 1230 года. Свою победу царь посчитал заступничеством Сорока Севастийских мучеников, в честь которых и была освящена церковь. Она являлась соборной церковью Великой Лавры в Велико-Тырново, устроенной в крепости Царевец на левом берегу реки Янтра. В этой церкви первоначально был похоронен святой Сава, архиепископ Сербский (ок. 1169-1236 гг.). В мае 1237 года его мощи были перенесены в Сербию. В годы османского правления, до начала XVIII века, церковь оставалась христианской, но затем здание переделали в мечеть, в результате чего были уничтожены практически все фрески. Несколько изображений сохранились только на северо-западной стене притвора. В здании бывшей церкви 22 сентября 1908 года болгарским князем Фердинандом (1861-1948 гг.) была объявлена полная независимость Болгарии от Османской империи. Церковь продолжительное время использовалась как царская усыпальница. Здесь были погребены цари Калоян (1197-1207 гг.), Иван Асень II, Михаил Шишман (1280-1330 гг.), царицы Анна Мария и Ирина, а также многие члены царской семьи и представители болгарской аристократии.

Церковь Сорока Севастийских мучеников в Велико-Тырново (Болгария)

В честь Сорока мучеников Севастийских освящена церковь у Новоспасского монастыря в Москве. Вероятно, еще в XVI веке на этом месте стоял деревянный храм. Церковь неоднократно перестраивалась. В 1932 году храм был закрыт советской властью, колокольня была частично срублена. В 1993 году храм передан местной общине РПЦ и отреставрирован.

Церковь Сорока Мучеников Севастийских у Новоспасского монастыря. Москва

В честь Сорока Севастийских мучеников освящен храм в г. Переславль-Залесском. Церковь располагается в устье реки Трубеж в исторической Рыбной слободе на берегу Плещеева озера. Церковь существовала уже в начале XVII столетия. Она упоминается в  патриарших окладных книгах под 1628 годом: «церковь святых Четыредесять мученик, на посаде, дани восемь алтын, четыре деньги, десятильничих гривна». В 1652 году при этой церкви была построена Покровская. В 1726-1727 годах обе церкви оказались ветхи и были устроены новые деревянные церкви. В 1755 году вместо двух деревянных был построен каменный храм, ныне существующий. В церкви два престола: в честь Сорока мучеников и в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Церковь Сорока Мучеников в Переславле-Залесском

Обновление и очередное осквернение

Дальше постепенно храм с помощью добрых людей опять начал украшаться, обновляться и приводиться в должный вид. В память о подвиге его верного служителя к стене была прибита позолоченная памятная доска.

После революции сценарий для всех церквей был одинаковый, новая власть все рушила и грабила, священников и верующих убивали, отправляли в ссылки. В годы Великой Отечественной в храме располагался цех по изготовлению болванок для снарядов. В 1965 году здесь обосновался НИИ, потом отдел министерства машиностроения. Храм передали церкви лишь в 1990 году по ходатайству патриарха Алексия II.


Смотреть галерею

Престольный праздник в честь 40 мучеников Севастийских

22 марта 2021 года приход святого Георгия Победоносца отметил престольный праздник криптового храма Сорока Севастийских мучеников. В этот день Литургию Преждеосвященных Даров возглавил Глава Донской митрополии митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий. Его Высокопреосвященству сослужили настоятель храма протоирей Валерий Волощук, благочинный приходов Западного округа иерей Александр Литвиненко, клирики Ростовской-на-Дону епархии. По окончании Литургии владыка митрополит совершил молебен перед иконой Сорока Севастийских мучеников.

Затем к Главе Донской митрополии обратился настоятель храма протоиерей Валерий Волощук, поблагодарив Его Высокопреосвященство за совершение богослужения в престольный день и за попечение о нашем приходе. Митрополит Меркурий приветствовал молящихся с днем памяти Сорока Севастийских мучеников и в архипастырском слове обратился к смыслу евангельской притчи о получивших равную плату работниках виноградника, начавших свой труд в начале дня и в его последние часы.

— Заключая эту притчу, Господь говорит: «Последние будут как первые, а первые как последние». В чем же ее суть? А в том, что через хозяина и через его взаимоотношения с работниками виноградника мы понимаем отношение Божие к человеческому роду. Очень часто мы, будучи христианами, начинаем входить как бы в торг с Господом. Вот мы будем поститься, молиться, давать милостыню, трудиться, а Ты, будь любезен, обеспечь нам Царство Небесное. Кого не посещали такие мысли? Едва ли найдутся единицы. И когда мы видим людей, которые всю жизнь, может быть, прожили праздно, вне Церкви и вне трудов, но в конце своего пути покаялись, проявили любовь к Господу, такую искреннюю и такую высокую, о которой даже те, кто трудился с первого часа, и не помышляли, наше сердце сокрушается. Но Бог любит одинаково всех, и не за труды наши подает нам те или иные блага и сподобляет нас Царствия Небесного, но посылает нам все это только по неизреченной и великой Своей любви и милости к нам. И милует одинаково всех: и тех, кто работал с самого первого часа, и тех, кто в последний свой час обратился к Нему.

В дни святого Великого поста эта притча очень важна для нас. Нам нужно уяснить, что не за наши труды, не за наши подвиги Бог милует нас, но по неизреченной Своей любви. Мы не можем заработать Царство Божие. Мы должны жаждать служения Господу, и в этом служении не помышлять о том, сколько нам заплатят.

После Литургии сестры милосердия угощали всех собравшихся вкусным борщём и жаворонками, которых традиционно пекут на Руси в день памяти 40 мучеников. И провели очередную акцию «Твоя лепта за жизнь», собирав еще 300 подписей за запрет абортов.

Выражаем сердечную благодарность Отряду мобильного особого назначения Росгвардии (дислокация Ростова-на-Дону) за предоставленную полевую кухню; Виктору Ивановичу Чуцкову, под чутким руководством которого было сварено 130 литров борща и приготовлено 150 литров чая; семье Самариных, пожертвовавших жаворонков к празднику; флористов нашей мастерской, великолепно украсивших криптовый храм 40 Севастийских мучеников; и всем, всем, всем, кто участвовал в уборке и подготовке храма к празднику. Храни Вас Госоподи!

История церкви Сорока мучеников Севастийских в XX веке

К началу прошлого века стены храма расписал переславский мещанин В.П. Шеманаев. Однако летом 1919 года внутри здания произошел большой пожар, из-за которого сильно пострадала настенная роспись. Она почти целиком покрылась слоем копоти.

После прихода советской власти, храм находился в ведении приходского совета. В 1922 году Всероссийский центральный исполнительный комитет принял решение об изъятии всех церковных ценностей для оказания помощи голодающим Поволжья. Митрополит обратился к священникам и верующим не препятствовать власти.

Комиссия по изъятию ценностей пришла в храм, и священник Леонид Гиляревский с прихожанами представили ей два комплекта богослужебной утвари для двух существовавших церковных престолов. Только благодаря усилиям директора Переславского музея Михаила Ивановича Смирнова, самые ценные вещи — серебряное кадило и Евангелие XVII века, обрамленное в серебряный оклад, избежали изъятия и переплавки, а стали частью музейной экспозиции.

Но судьба М.И. Смирнова, как и большинства людей того времени сложилась, непросто. В 30-е годы его арестовали, и он три года провел в лагерях Туруханского края. Позже этот известный историк работал в Сергиевом Посаде.

Сорокосвятский храм оставался действующим до конца 1930-х годов и имел около 150 прихожан. Потом церковь закрыли, а помещения вначале использовали под библиотеку, потом – для слесарных мастерских, а позже – для спасательной станции. Богослужения здесь возобновились в 1996 году.

Сорок мучеников Севастийских. История праздника

Сорок мучеников были родом из Каппадокии. Они входили в состав римского войска, которое находилось в городе Севастии. Военачальник-язычник Агрикола потребовал от них принести жертвы языческим богам. Сначала он уговаривал их, обещая повышение по службе и денежные средства. Затем стал угрожать тюрьмой и убийством. Но воины отвергли все предложения и угрозы военачальника Агриколая, и тогда он заключил их в темницу. Спустя время в город приехал знатный сановник Лисий и повелел побить воинов-христиан камнями. Камни, брошенные в воинов, летели мимо, а камень, который бросил Лисий, угодил в лицо Агриколаю. Мучители смутились произошедшим и возвратили христиан в заточение. Ночью в темнице воины услышали утешающий глас Господа:

Мучители отвели воинов на озеро, раздели и поставили их на лед. Рядом была установлена теплая баня, чтобы, если кто отречется от Христа, мог согреться в ней. Один из воинов спустя несколько часов мучений забежал в баню, однако тут же  умер. Ночью стражники дремали, не спал только один из них, по имени Аглай. Он удивлялся, как воины-христиане, несмотря на жуткие мучения, не прекращают молиться. В третьем часу ночи он увидел, как  над озером разлился яркий свет. Стало очень тепло, так что лед растаял. Аглай не понимал, что происходит. Он взглянул наверх и  увидел над головами воинов светящиеся венцы. Венцов было тридцать девять — для каждого мученика. Тогда Аглай скинул с себя одежду, разбудил стражников и побежал к воинам-христианам: «И я христианин!» Он молился:

Римские воины, видя, что мученики не замерзают, перебили им голени и сожгли. Кости мучеников были брошены в воду, чтобы христиане не могли их собрать. Согласно Житию, спустя три дня мученики явились во сне святителю Петру, епископу Севастийскому (IV в.), и повелели ему совершить погребение их останков. Епископ с несколькими клириками ночью собрал кости мучеников и с честью похоронил. Имена Севастийских мучеников: Кирион, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Уалент, Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Кандид, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Ангий, Аетий, Флавий, Акакий, Екдикий, Лисимах, Александр, Илия, Горгоний, Феофил, Доментиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирил, Сакердон, Никола, Уалерий, Филоктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглай.

Церковь 40 мучеников Севастийских у Новоспасского монастыря

Первая церковь, посвященная 40 мученикам Севастийским, была построена в Московской области, предположительно в 16 веке. Она была деревянной, и спустя век на ее месте была построена каменная, которая стала просторней за счет расширенной трапезной, с примыкающими по сторонам приделов Петра и Павла и святителя Николая.

В 19 веке была пристроена колокольня, в стиле позднего классицизма, и началась перестройка трапезной, на пожертвования купца Маслова. Чуть позже трапезную снова начали перестраивать, добавляя в нее более современный декор.

В 30-х годах 20 века советские власти закрыли церковь, и по их приказу колокольня была обезглавлена, от нее остался только первый нижний ряд. В 90-х годах церковь вернули во владение православным, которые совместными усилиями сумели восстановить колокольню и предать церкви прежний образ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector