Возвращение на пески
Содержание:
- Новости
- Немного истории
- …и сейчас
- В 1991 году московское правительство решило передать храм Патриархии
- Архитектура
- Оригинальнее оригинала
- Архитектура и убранство
- Церковь во имя Рождества Христова на Песках
- История храма
- Другие статьи из рубрики «Крупный план»
- Завершилось воссоздание Рождественской церкви на 6-й Советской
- Чудом сохранившийся Храм Спаса Преображения на Песках на Старом Арбате
Новости
Июнь 2004 г. — первая встреча митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира с инициативной группой жителей Санкт-Петербурга по вопросу воссоздания храма Рождества Христова на Песках;
Октябрь 2004 г. — назначение иерея Андрея Щербана духовным руководителем инициативной группы;
19 марта 2005 г. — учредительное собрание прихода храма Рождества Христова на Песках;
27 мая 2005 г. — официальная юридическая регистрация прихода;
2005 г. — работа в архивах города;
2006 г. — получение ответов из различных инстанций о значимости разрушенного храма и о возможности его воссоздания;
2007 г. — разработка артитектурным бюро <Литейная часть — 91> основной концепции воссоздания храма;
2008 г. — утверждение КГИОП основной концепции воссоздания;
2010 г. — начало юридического оформления работ по воссозданию;
2012 г. — проведены археологические раскопки, обнаружены фундамент и нижние части стен храма;
2013 г. — проведена и утверждена историко-культурная;
19 июля 2013 г. — Храм признан объектом культурного наследия — памятником истории и культуры народов Российской Федерации, взят под охрану государства;
7 ноября 2013 г. — получены приходом в собственность фундамент и нижние части стен разрушенного храма;
5 мая 2014 г. — получен приходом в собственность земельный участок;
1 декабря 2014 г. — получение разрешения на воссоздание разрушенного храма;
17 января 2015 г. — получено благословение митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия на строительство;
8 мая 2015 г. — освящение Поклонного Креста и храмовой иконы Рождества Христова, проведен молебен в честь 70-летия Великой победы;
9 июня 2015 г. — В мае мы получили пожертвования от:
— Басова Андрея;
— Волкоедова Эдуарда;
— Данович Юрия;
— ООО «Стиль КО»;
Мы искренне благодарим всех наших жертвователей независимо от размера пожертвования.
Да воздаст Господь Бог милость за Ваши благодеяния и щедроты его станут Вам источником любви, изобилия и процветания!
24 июля 2015 г. — В июне мы получили пожертвования от:
— Волкоедова Эдуарда;
— Боткина Сергея;
— Горданова Леонида;
Сердечно благодарим за Вашу жертву.
11 сентябра 2015 г. — В июле мы получили пожертвование от:
— Волкоедова Эдуарда;
11 сентября 2015 г. — В августе мы получили пожертвования от:
— Волкоедова Эдуарда;
— Красницкой Виктории;
— Жукова Александра;
— Вермишкиной Лидии;
С великой радостью благодарим всех тех, кто вносит свои пожертвования!
11 сентября 2015 г. — Каждую субботу в 9 часов утра на историческом месте нашего храма, Рождества Христова на Песках, проводится Божественная Литургия;
11 сентября 2015 г. — 12 сентября (в субботу) состоится общегородской и церковный праздник – День перенесения мощей святого благоверного великого князя Александра Невского. Он является небесным покровителем нашего города, поэтому в Его честь будет проводиться общегородской Крестный Ход. В этот день начало Божественной Литургии переносится на 8-30;
19 октября 2015 г. — В сентябре мы получили пожертвования от:
— Волкоедова Эдуарда;
— Ольги;
— Волкова Е.В.;
Большое спасибо всем нашим благотворителям, перечисляющим пожертвования!
Божественная Литургия проводится каждую субботу в 9 часов утра и каждое воскресенье в 10 часов утра на историческом месте нашего храма, Рождества Христова на Песках.
2 января 2016 г. — 7 ЯНВАРЯ, В ПРАЗДНИК РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА, СОСТОИТСЯ ПРАЗДНИЧНАЯ БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ НА МЕСТЕ ХРАМА РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА НА ПЕСКАХ, РАЗРУШЕННОГО В 30-Е ГОДЫ ПРОШЛОГО ВЕКА. СЕЙЧАС НА ЭТОМ МЕСТЕ СТОИТ НЕБОЛЬШОЙ ДЕРЕВЯННЫЙ ХРАМ. ПО АДРЕСУ: ПЕРЕСЕЧЕНИЕ 6 СОВЕТСКОЙ И КРАСНОБОРСКОГО ПЕРЕУЛКА, РОЖДЕСТВЕНСКИЙ СКВЕР.
РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО – ЭТО НАШ ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК.
НАЧАЛО СЛУЖБЫ В 10.00 ИСПОВЕДЬ В 9.30. СЛУЖИТ ПРОТ. АНДРЕЙ (ЩЕРБАН)
Хочу, чтоб наступило Рождество,Чтоб Он скорей действительно родился –Не в давнем Вифлееме воплотился,А здесь, сегодня, где я жду Его.Скорей бы наступило Рождество!Не где паслись библейские овечки,Но чтобы воцарилось БожествоВ моём, твоём и чьём-нибудь сердечке.Скорей бы наступило Рождество…
16 января 2016 г. — В октябре мы получили пожертвование от:
— Волкоедова Эдуарда;
16 января 2016 г. — В декабре мы получили пожертвования от:
— Волкоедова Эдуарда;
— Черновой Татьяны;
— Чернова Виталия;
— Красницкой Виктории;
Да воздаст Господь Бог милостью за благодеяния Ваши!
Немного истории
Дата основания храма неизвестна. Впервые сведения о нем появились в 1642 г. в документах окружающей его стрелецкой слободы. В 1711 г. деревянную Спасскую церковь перестроили в камне, она сильно пострадала в пожаре при наступлении Наполеона на Москву, следующим этапом разорения стал советский период, а в 1932 г. ее окончательно закрыли для прихожан. В 60-е гг. 20 века исторический центр столицы стали восстанавливать и храм на Песках отреставрировали, но лишь внешне. Внутри почти 40 лет жнаходился кукольный отдел «Союзмультфильма». В 1991 г. церковь вернули верующим и начали реставрацию.
…и сейчас
— История собирается по крупицам, — продолжает рассказ Валентина Михайловна, — люди сами к нам приходят. Стоило только опубликовать на страничке храма краткую справку о священнике Николае Парийском, как буквально на следующий день к нам в храм пришел его прапраправнук Василий Бескин с архивом семейных фотографий. От него мы узнали, что сын настоятеля Лев Николаевич Парийский был секретарем Патриарха Тихона и сподвижником митрополита Вениамина (Федченкова).
Современная история прихода тоже слагается из личных историй каждого прихожанина и служителя храма. Судьбы многих так или иначе связаны со Спасо-Преображенским собором, в котором начинал свое служение настоятель Христорождественского храма отец Андрей Щербан.
— Многие прихожане нашего храма пришли сюда из Спасо-Преображенского собора, — говорит отец Андрей. — Некоторое время я совмещал руководство нашей общиной со служением там.
Вместе с отцом Андреем служил некогда и второй священник храма Рождества Христова иерей Сергий Савченков.
— Прихожанином Спасо-Преображенского собора я был с детства, — вспоминает он, — меня туда еще бабушка водила. Пространство храма было для меня чем-то вроде воплощенной сказки, я смотрел на священников с открытым ртом и грезил, что тоже когда-нибудь им стану. Так я живу в осуществившейся мечте, тем более что долгое время я и служил в том же самом храме. Со Спасо-Преображенским собором меня связывает в общей сложности более сорока лет жизни — в качестве прихожанина, псаломщика, диакона и священника.
Светское образование отец Сергий получал на философском факультете ЛГУ, куда поступил в том числе для доступа к университетской библиотеке. К книгам будущий священник был неравнодушен с детства.
— Когда подростком я приходил к протоиерею Борису Глебову или к протоиерею Николаю Гундяеву, у них всегда можно было взять почитать книги, того же протоиерея Александра Меня, например, которые христианские объединения передавали в Советский Союз. Книги были напечатаны на дешевой бумаге, клееные, а не сшитые, в мягких обложках — специально, чтобы стоили дешево и весили не так много, потому что перевозили их целыми сумками. Это сейчас можно найти в интернете почти любую интересующую тебя книгу, мы же такой роскоши не знали. Когда я учился в университете, к нашим услугам был только ксерокс, мы его называли «отцом науки». Книги было достать непросто, поэтому если кому-то удавалось привезти что-то стоящее, сразу делали копии. В 1986 году я в составе эрмитажной экспедиции ездил в Туву, откуда привез целую спортивную сумку книг. Скажем, книга Гадамера «Истина и метод», которая в Ленинграде стоила безумных денег, была куплена мной в сельском магазине за 3 рубля. Туда такие книги попадали по разнарядке, но мало кому были нужны.
Из Спасо-Преображенского собора пришла и звонарь Ирина Чернак. Когда настоятель набирал в новый приход певчих, Ирина согласилась помочь и откликнулась на приглашение. Было это пять лет назад, богослужения совершались еще даже не во временном деревянном храме, который возведут чуть позже, а в палатке. Кроме певчих приходу требовались и звонари. Откуда их взять? Лучше всего обучить своих же прихожан. И Ирина отправилась на курсы звонарей при Владимирском соборе.
— Никогда не думала, что смогу звонить в колокола, — говорит Ирина. — В нашем храме две звонницы, в левой благовестник, в правой — остальные одиннадцать колоколов. Искусство звонаря непростое хотя бы с технической точки зрения. В правую руку я могу взять три колокола, в левую — два. Приходится прилагать усилия: колокола тяжелые, а наши зазвонные колокола тяжелее, чем во многих других храмах. Чем они тяжелее, тем благороднее получается звучание.
Ирина Чернак пришла в храм певчей, но потом выучилась и звонарному делу
В 1991 году московское правительство решило передать храм Патриархии
С 1956 года в здании храма находилось отделение студии «Союзмультфильм». Алтарь был превращен в столярную мастерскую.
В 1991 году московское правительство решило передать храм патриархии. Настоятелем храма был назначен Александр Туриков.
Для богослужений был освобожден придел во имя Святителя Николая.
В 1995 году храм был полностью избавлен от арендаторов. Когда было все разобрано, взорам верующих людей открылось первоначальное устроение церкви.
Новая реставрация началась с укрепления фундаментов и стен. Все ремонтно-восстановительные работы происходили благодаря пожертвованиям.
Архитектура
Христорождественская церковь на песках была построена по канонам зрелого классицизма. В плане представляющая собой крест, она напоминала по своему пространственному решению Троицкий храм Александро-Невской лавры. Ионический портик с фронтоном украшал главный фасад. Вход, обращенный на запад, с двух сторон венчали две колокольни. Объемный центральный купол был высотой 13 сажен (28 м).
Воссоздание
Общественная дискуссия по воссозданию храма Рождества на Песках велась с 2000 г. В результате археологических исследований, инициированных Правительством Санкт-Петербурга, в 2012 г. удалось обнаружить фундамент и фрагменты стен. В настоящее время участок взят под охрану как достопримечательное место. По планам и описаниям создан новый проект работы архитекторов из «Литейной части 91». Собраны более 300 млн руб. на воссоздание храма и начаты работы.
Оригинальнее оригинала
Когда комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников (КГИОП) выдавал в 2014 году разрешение на восстановление храма, чиновниками было поставлено условие, что церковь следует отстроить в первозданном виде. Проблема же состояла в том, что на момент разрушения в 1934 году храм был не совсем таким, как на момент строительства:
— В XIX веке храм обогатился пристройками с южной и западной стороны, полностью поменялось и внутреннее убранство храма, иконостас — изначально интерьеры соответствовали внешнему облику и были выполнены в классическом стиле, но потом переделаны в византийском. Сейчас интерьеры и экстерьеры соответствуют изначальному замыслу архитектора Петра Егорова.
Материалов с изображением и точным описанием первозданного храма найти не удавалось, поэтому храмоздателям не оставалось ничего иного, как положиться на чутье и знания главного архитектора вновь отстраиваемого храма Рафаэля Даянова.
— И вот, когда дело было сделано, Рафаэль Маратович звонит мне и сообщает, что в музее истории Петербурга, кажется, найден изначальный проект храма. С одной стороны, мы обрадовались, а с другой — было страшно представить, что случится, если разночтения между историческим планом и проектом Рафаэля Маратовича окажутся слишком велики. Но когда мы сопоставили проекты, оказалось, что они совпадают почти на 100 процентов. Это полностью заслуга нашего архитектора, его эрудиции и невероятного профессионализма. Тогда же мы открыли для себя описания внутреннего убранства храма, выполненные протоиереем Василием Масловым, на которые и ориентировались в дальнейшем.
Храм построили быстро — за три года, столько же времени прошло с момента получения разрешения на восстановление святыни до начала работ.
Архитектура и убранство
Проектировщик и руководитель строительства архитектор Андрей Михайлович Лебедев выбрал для Храма на Коллонтай византийский стиль оформления. Это дало сходство с новгородским Софийским Собором.
Церковь возводилась по древним канонам крестово-купольного типа строительства и в ней находятся четыре престола:
- во имя Рождества Христова — главный;
- во имя Всех Святых — пещерный храм в цокольном этаже;
- во имя иконы Божьей матери «Утоли моя печали» — северный (левый);
- во имя св. великомученика Георгия Победоносца — южный (правый).
В византийском стиле выполнены и купола, украшающие пять глав храма. Киоты и деревянный резной иконостас были изготовлены земляками архитектора, псковичами. Колокола отливались в Воронеже, на колокольном заводе.
Росписью иконостаса пещерного престола во имя Всех святых занимался Селиванов Дмитрий Евгеньевич, мастер религиозно-исторической живописи.
Главные иконы расположены в престолах, посвященных им. Некоторые иконы особенно ценятся прихожанами. К ним приносят цветы в знак благодарности, и считают их чудотворными. Например, Икона Божьей Матери «Помощница в родах».
Церковь во имя Рождества Христова на Песках
Местность, известная в Петербурге под названием Пески, долгое время оставалась незаселенной, хотя прямо примыкала к одной из главных магистралей города — Невскому проспекту. Эту территорию начали застраивать лишь при императрице Елизавете Петровне с 1750 года. Ее разбили на 10 перпендикулярных Лиговскому каналу линий, пересекавшихся двумя продольными улицами — Дегтярной и Слоновой (ныне Мытнинская). Участки здесь раздавались бесплатно, но лишь мастеровым, находившимся на государственной службе. С 1720-х годов здесь стояла деревянная церковь. К 1737 году её разобрали. В 1752 — 1753 гг. для переселенных в этот район служителей «Канцелярии строения домов и садов», ведавшей строительством дворцов и придворных зданий первые полвека существования С.-Петербурга, был выстроен взамен прежнего новый, также деревянный, храм во имя Рождества Христова с пределом во имя Всех Святых. По названию этой деревянной церкви весь прилегающий к ней район был назван Рождественской частью города. Однако быстрый рост населения Песков вскоре потребовал более обширного храма.
Его заложили 18 сентября 1781 года. В 1781 — 1789 гг. здесь, на площади, получившей впоследствии название Рождественской, был выстроен каменный трехпрестольный храм. Для обширной каменной церкви архитектор П. Е. Егоров избрал стиль классицизма. Композиция Рождественской церкви отчасти напоминала композицию Свято-Троицкого собора лавры. Она представляла собой крестообразное в плане здание, увенчанное куполом высотой 13 сажен на круглом барабане. Западный фасад церкви подчеркивался двумя одноярусными башнями-колокольнями и небольшим ионическим портиком входа. В целом архитектурные формы компактного здания церкви отличали простота и лаконичность. Как и первая, деревянная, каменная песковская церковь строилась за счет казны. Первый придел — во имя Всех Святых был освящен 6 ноября 1787 года, придел Рождества Пресвятой Богородицы — 8 сентября 1788 года, а ровно через год — главный, который митрополит Гавриил освятил в присутствии цесаревича Павла Петровича с семьёй. Резчики канцелярии во главе с И. Ф. Дункером исполнили пяти- и трехъярусные иконостасы, живописцы Ф. Д. Данилов и А. Щербаков — роспись, И. И. Бельский, А. П. Антропов, И. М. Тонков — образа.
Храм неоднократно подвергался наружным и внутренним переделкам. В 1826 году главный придел был сделан теплым. В 1850 — 1851 годах архитектор Я. В. Ветлужский поручил В. Ф. Небольсину и А. И. Шевцову перенести боковые приделы с середины храма к алтарной части. По эскизам знатока древнерусского орнамента профессора Ф. Г. Солнцева в них были выполнены новые иконостасы из липы, и П. С. Титовым расписаны стены. Тогда же был заменен и главный иконостас, дополнительные образа для которого исполнил А. Фёдоров.
В 1886 — 1887 годах архитектор И. П. Ропет пристроил к церкви ризницу и притвор, произвел капитальный ремонт храма. Главный неф был украшен росписью. К столетию храма, в 1898 году, весь интерьер был полностью отреставрирован. Покровительницей Песков почиталась храмовая икона Рождества Христова, которой, по обычаю молились о помощи при родах и воспитании детей. В 1901 году после чудесного сна была обретена в земле небольшая икона свв. Гурия, Самона и Авива, которая быстро приобрела в округе известность. Среди святынь храма следует отметить серебряные одежды, украшающие все три престола. На одеждах главного престола были чеканные образа Святой Троицы, Тайной Вечери, Рождества Христова и Рождества Богородицы. Кроме хороших образов XVII и XVIII веков в храме хранилисьчетыре больших Евангелия в драгоценных окладах, печатанные при императице Елизавете Петровне утварь из серебра того времени. В 1842 году серебряными рельефами были украшены все престолы.
Христорождественская церковь, вмещавшая до трех тысяч человек, отличалась богатой отделкой интерьера; службы в ней велись по кникам XVIII века. Окрестное население было довольно бедным, поэтому храм много делал для развития благотворительности. В 1856 — 1866 годах его священником был А. В. Гумилевский, который в 1863 году создал первое в России приходское Христорождественское благотворительное братство для помощи бедным, им же несколько позже был основан братский приют для престарелых больных и малолетних нищих. В начале ХХ века в приюте проживало 40 мальчиков, 41 девочка и 25 одиноких старух. С 22октября 1896 года при церкви ежедневно действовал бесплатный стол для бедных. Раздача пищи прекратилась лишь в 1918 году.
Хотя церковь считалась известным памятником архитектуры, единственное в городе крупное произведение Егорова было разобрано летом 1934 года, а на его месте разбит скучный сквер.
История храма
Деревянная церковь на месте храма Рождества Христова на Песках появилась еще в 1752 г. Тогда на Пески была переведена с правого берега Невы целая слобода строителей и мастеровых. Они находились в подчинении Конторы строения домов и садов. При планировке района было решено построить храм на центральной площади. Поначалу это была небольшая деревянная церковь с единственным приделом Всех Святых. Ее освятили в 1753 г.
Деревянный храм быстро обветшал и стал слишком тесным для многочисленных прихожан. В 1781 г. был заложен новый каменный храм, который мог вмещать по некоторым оценкам до 3 тыс. человек. Проект разработал архитектор П. Егоров. Строители, прихожане храма каменщики Ст. Судакова, окончили постройку здания вчерне к 1783 г. При этом широко использовались материалы, оставшиеся после разборки дворцов.
Всесвятский придел был освящен в 1787 г., а придел Рождества Богородицы – в 1788 г. Главный престол новой церкви освятили в 1789 г. При этом присутствовали император Павел I, наследник Александр Павлович, императрица Мария Федоровна.
Впоследствии церковь Рождества на Песках претерпела множество перестроек и реставраций. В 1826 г. главный придел переделали в теплый. Позже боковые приделы перенесли ближе к алтарю, декорировали их серебряными рельефами и пр. В 1859 г. случился масштабный пожар, в котором слобода строителей Канцелярии сильно пострадала. Однако, церковь устояла и была реставрирована. В 1886 г. началась очередная переделка к столетию храма: были пристроены притвор и ризница, расписан главный неф.
Мастеровые и строители, прихожане церкви на Песках были малообеспеченными людьми, и приход всегда занимался благотворительностью. В церкви существовало благотворительное братство, заведовавшее приютом, школой и богадельней. С 1896 по 1918 годы действовала столовая для бесплатной раздачи еды бедным.
В 1933 г. в храме прекратились богослужения. А в 1934 г. его разобрали, несмотря на статус памятника архитектуры. Последний настоятель церкви Рождества на Песках протоиерей Григорий (Сербаринов) был казнен в 1938 г. На месте храма до сих пор был Рождественский сквер.
Святыни
Наиболее почитаемой иконой храма на Песках была икона Рождества Христова. К ней обращались с молитвами о рождении, учении и воспитании детей. Также в 1901 г. в храме появилась икона св. Гурия, Самона и Авива, обретенная в земле. Она покровительствовала браку и быстро стала весьма почитаемой в округе. Перед революцией в церкви на Песках хранились старинные образа, евангелия елизаветинских времен в драгоценных окладах, церковная утварь и пр.
Другие статьи из рубрики «Крупный план»
22 июня 2016
Молитва по-флотски
О том, кто такие современные флотские священники, в чем заключается их служение на берегу и в море, может ли священнослужитель отказаться от путевки на передовую, мы поговорили с архимандритом Алексием (Ганьжиным), «главным» в Русской Православной Церкви …
18 ноября 2015
День радио митрополии (Часть 2)
Чем живет радиостанция Санкт-Петербургской митрополии «Град Петров»? Как проходит рабочий день ее сотрудников? Читайте в этом материале.
25 апреля 2015
О чувствах со всей прямотой (часть II)
Письмо любви. Александр и Ольга.
19 мая 2015
Так чисто, так красиво
Жизнь каждого человека — это часть мировой истории. Жизнь ветерана — тем более. Его рассказ — повесть о давно ушедшем страшном времени, о боли и голоде, о героических людях и великой победе. Стоит лишь задуматься над тем, через что пришлось пройти ветеранам, и они сразу начинают казаться сверхлюдьми. Но Елизавета Михайловна Кудряшова — обычная …
9 мая 2015
Храмы на гробах
Есть люди, для которых сохранение памяти стало делом жизни. Протоиерей Вячеслав Харинов ― человек, имя которого невозможно не упомянуть, рассказывая о памятных местах Великой Отечественной. Под его шефством ― несколько важных «точек» на карте Кировского района Ленинградской области, в местах ожесточенных боев за Ленинград.
Завершилось воссоздание Рождественской церкви на 6-й Советской
На прошлой неделе официально завершилось воссоздание Рождественской церкви на углу 6-й Советской улицы и Красноборского переулка на Песках. А вот самим улицам вернуть прежние названия так и не получилось.
Оригинал храма был построен в 1787 году по проекту архитектора Петра Егорова. Вокруг него создали квадратную площадь (перекресток 6-й Советской улицы и Красноборского переулка), а сама церковь хорошо просматривалась с Суворовского проспекта, к которому был обращен главный фасад. В 1934 году здание снесли, взамен устроив площадку. Зелень, расположенную по бокам храма, оставили.
На протяжении нескольких лет приход обещал взяться за воссоздание по проекту ООО «Архитектурное бюро „Литейная часть-91“», но денег на старт работ не находилось. Летом 2021 года создатель и совладелец группы «Эталон» Вячеслав Заренков заявил, что он готов стать ктитором. Более того, храм должны воссоздать за год, говорил коммерсант.
В реальности же ввод в эксплуатацию состоялся на прошлой неделе. Зданию присвоили адрес: 6-я Советская улица, 19.
К открытию церкви планировалось приурочить возвращение всем десяти Советским улицам и Красноборскому переулку исторического наименования Рождественские. Топонимическая комиссия оперативно рассмотрела и поддержала это решение, вслед губернатор Георгий Полтавченко назвал «такой шаг оправданным». Подписание постановления планировалось в 2021 году, но комитет по культуре так и не подготовил проект этого документа. По данным источников «Канонера», господин Полтавченко обеспокоился возможными волнениями и отказался от утверждения спорного, на его взгляд, решения. Новый губернатор Александр Беглов по данному вопросу не высказывался.
В последнее время в Петербурге все чаще говорят о воссоздании утраченных святынь. В 2010 году поставили новодел Екатерининского собора на Соборной площади в Пушкине, в 2016-м — новую Смоленскую церковь в Пулковском, сейчас достраивают Скорбященскую церковь на проспекте Обуховской Обороны. Также были примеры, когда в ходе капитального ремонта старый храм сносили, а взамен ставили его копию: так было с Пантелеймоновской церковью на Тарховском проспекте в Сестрорецке и со Спиридоновской церковью на Иликовском проспекте в Ломоносове.
Разработаны проекты воссоздания Спаса на Сенной, Введенского и Митрофаньевского соборов, Свято-Духовской церкви в Комарове, Андреевского собора в Кронштадте, колокольни Новодевичьего монастыря, Борисоглебской церкви на Синопской набережной.
Июль 2021 года:
Чудом сохранившийся Храм Спаса Преображения на Песках на Старом Арбате
22 октября мне довелось побывать , организованной . Я рада, что попала на эту экскурсию со своей семьей. История Старого Арбата настолько богата разнообразными событиями и обросла столькими легендами, былицами и небылицами, что гулять по его улочкам-закоулочкам можно бесконечно много, каждый раз открывая что-то для себя любопытное. Я уже не первый раз попадаю на экскурсии по Арбату, и каждый раз узнаю что-то новое, о чем раньше и не подозревала. Все более и более сожалею об утраченном навсегда для москвичей прежнем облике Старого Арбата с его церквушками и уютными самобытными двориками.
Храм Спаса Преображения на Песках в Старопесковском переулке на Старом Арбате
Сохранилось настолько немногое, что диву даешься, как уцелел Храм Спаса Преображения на Песках в Старопесковском переулке, что расположен на уютной крохотной по московским меркам Старопесковской площади напротив Спасо Хаус – американского посольства, расположившегося с 1933 года в особняке одного из самых состоятельных банкиров России в начале 20 столетия Второва Николая Александровича, построенном в 1913-1915 годах. Храм Спаса Преображения на Песках был возведен в 1711 году на месте бывшей деревянной церкви, построенной еще стрельцами, которые первыми стали заселять с западной стороны московского Кремля земли для защиты матушки-Москвы от вражеских нашествий. Частично пострадавший от пожара в 1812 году и разграбленный мародерами храм был впоследствии восстановлен.
Василий Поленов «Московский дворик»
Случай помог сохранить в памяти потомков вид Старопесковской площади с Храмом Спаса Преображения на Песках таким, каким он был в 1878 году. И все благодаря художнику Василию Дмитриевичу Поленову – мастеру бытовых сценок и жанровых зарисовок. Он искал съемную квартиру в районе Арбата и из окон предлагаемой ему внаем квартирки запечатлел идиллическую картинку тихого московского дворика с Храмом Спаса Преображения на Песках. Художник даже не придал значения этой работе и за неимением других произведений в тот момент отослал свою работу «Московский дворик» «на авось» на выставку художников-передвижников, сожалея, что «не имел времени сделать более значительной вещи». Но именно этой картине было суждено сделать Поленова известным среди широкой публики, и именно это поленовское произведение было первым куплено у него Павлом Третьяковым.
1882 год. Фото храма Спаса Преображения на Песках
Как выглядел этот храм уже в 1882 году отлично видно на этом хорошо сохранившемся фото. В 1932 году Храм Спаса Преображения на Песках был закрыт для прихожан. В результате внутренних перестроек пострадала храмовая роспись. Но вскоре после Великой Отечественной войны Храм был признан историко-архитектурным памятником, хотя в нем все еще продолжали размещаться различные учреждения вплоть до 1993 года. Сейчас это действующий храм. Поезжайте на Старый Арбат всей семьей, загляните в Старопесковский переулок, дойдите до церкви, и вы не пожалеете. Очень красивый, отлично сохранившийся Храм Спаса Преображения на Песках поможет лучше представить себе, как выглядел район Старого Арбата каких-то 100 лет назад. Обязательно покажите это чудо детям! Кстати, в этом году исполнилось 525 лет с тех пор, как район Старого Арбата впервые был упомянут в летописи в связи с пожаром церкви Николая Угодника на Песках.