Греческая православная церковь

Некоторые монастыри и святыни

В Православной Церкви Эллады насчитывается 200 монастырей. Однако на территории современной Греции находятся святые места, не подчиненные данной поместной Церкви.

Одним из самых известных святых мест Греции является Святая Гора Афон – крайняя восточная оконечность на полуострове Халкидики на севере Восточной Греции. Здесь расположены 20 православных мужских монастырей, некоторые из которых существуют уже более тысячи лет. Все население Афона составляют монахи и послушники. Временно здесь проживают лишь паломники.

Именно на Афоне (в скитах монахов и монастырях) находятся православные иконы и чудотворные мощи известных святых. Однако посещать эту территорию позволено только мужчинам. По тысячелетним правилам, женщинам запрещено ступать на эту землю, чтобы не мешать строгим монахам и послушникам вести богоугодную жизнь.

«Женским Афоном» называется монастырь в поселении Суроти, где монахини служат Богу по строгому уставу, похожему на афонский. Большую часть года эта обитель закрыта для посещений, однако круглый год сюда стремятся попасть многие православные христиане, чтобы увидеть могилу почитаемого по всему миру афонского старца, преподобного Паисия Святогорца. Ведь он и основал эту женскую обитель.

Греческий город Салоники также является духовным центром: здесь расположены две значимые для верующего святыни.

Базилика великомученика Димитрия Солунского, который издавна почитается на Руси как покровитель военнослужащих. По преданию, после казни тело святого воина бросили на съедение зверям, но те не прикоснулись к телу великомученика, которое позднее было погребено христианами.

Фото: Базилика великомученика Димитрия Солунского

Фото: Базилика великомученика Димитрия Солунского внутри

Второе важное место в Салониках – Митрополичий храм, где почивают мощи великого святителя и учителя Церкви – Григория Паламы

В Православной Греции расположено множество других городов с древней церковной историей. Например, построенные на отвесной горе монастыри Метеоры; удивительный храм в г. Патры, хранящий голову святого апостола Андрея Первозванного и остатки того самого креста, на котором он был распят; в городе Керкира — столице острова Корфу, в центральном соборе хранятся мощи знаменитого и удивительного святого – преподобного Спиридона Тримифунтского.

По сей день священнослужителями храма подмечено, что температура нетленных мощей святого имеет тоже значение, что и у живого человека – 36,6 градусов по Цельсию, у него растут волосы и ногти, а одежду святого меняют каждые полгода, будто покровитель города Керкира ходит как живой.

Предстоятели

  • Неофит V (1833 — 1861)
  • Михаил IV (1861 — 1862)
  • Феофил (1862 — 1873)
  • Прокопий I (1874 — 1889)
  • Герман II (19 июля 1889 — 18 января 1896)
  • Прокопий II (11 октября 1896 — 8 ноября 1901)
  • Феоклит I (1902 — 1917)
  • Мелетий III (Метаксакис) (1918 — 1920)
  • Феоклит I, 2-й раз (1920 — 1922)
  • Хризостом I (Пападопулос) (8 марта 1923 — 1938)
  • Хрисанф (Филиппидис) (1938 — 2 июня 1941)
  • Дамаскин (Папандреу) (2 июня 1941 — 1949)
  • Спиридон (Влахос) (1949 — 1956)
  • Дорофей III (Коттарас) (1956 — 26 июля 1957)
  • Феоклит II (Панагиотопулос) (1957 — 1962)
  • Иаков III (Ваванатос) (13 января 1962 — 25 января 1962)
  • Хризостом II (Хатзиставру) (14 февраля 1962 — 1967)
  • Иероним I (Коцонис) (14 мая 1967 — 12 декабря 1973)
  • Серафим (Тикас) (12 января 1974 — 10 апреля 1998)
  • Хризостом (Фемелис) (10 — 28 апреля 1998) местоблюститель, митр. Мессинийский

Христодул (Параскеваидис) ((28 апреля) 9 мая 1998 — 28 января 2008)

Серафим (Рорис) (28 января — 7 февраля 2008) местоблюститель, митр. Каристийский

Иероним II (Лиапис) (с (7 февраля) 16 февраля 2008)

Православие — не единственная религия в Греции, есть католики, мусульмане, иудеи и др.

Нельзя однозначно сказать, какой веры греки. Эта страна с множеством культур. Православие преобладает, но есть и представители других религий. Ряд источников, ссылаясь на греческий сайт, приводит такую статистику:

  • мусульмане — 230000 человек;
  • католики — 58000 человек;
  • протестанты — 400000 человек;
  • свидетелей Иеговы — 30000 человек;
  • иудеев — 5000 тысяч человек.

Свидетели Иеговы здесь не случайно названы не сектой, а религией. Отношение к тому или иному вероучению и исповедующей его организации определяет государство. В России они запрещены, Греция придерживается своей позиции.

Также есть 2 тысячи человек, которые следует этнической религии Греции — поклоняются Зевсу, Гере и т.д.

Отличия греческого православия от русского

Русский и греческий народ являются единоверцами. Православие в России и в Греции имеют общие догматические основы и служебные каноны. Незначительные отличия лежат во внешних обрядовых атрибутах Веры.

Статус священства

Русская традиция выделяет служителей Церкви в особое сословие. Часто они дистанцируются от обычных мирян, общаясь с ними только в церковных стенах. При этом отношение к церковнослужителям в русском православии отличается некоторым безразличием. Священники и монахи в Греции более приближены к простому народу, являясь его частью.


Православие является официальной религией в Греции

К ним можно подойти на улице и попросить благословения. Часто после проведения службы священник и прихожане садятся за общий стол и устраивают чаепития. При этом греческие служители Господа, независимо от возраста, пользуются всеобщим уважением. Даже молодому человеку в рясе в транспорте уступят место, на улице попросят благословения.

Одеяния и внешние атрибуты

Облачение русских священников отличаются пышностью и богатством. В зависимости от богослужения используют одежды разных цветов. Греческие одежды отличаются минимализмом и лаконичностью. В торжественных случаях используются рясы белого цвета.

Крест в русской традиции — показатель статуса священнослужителя. В соответствии с этим различается внешний вид этого христианского символа. Для греческих священнослужителей крест — награда за прилежную службу. Его не носят в повседневной жизни, одевая лишь на архиерейские богослужения.

Обратная ситуация складывается с головным убором — камилавкой. Греческий головной убор — деталь повседневного облачения священника. Она изготавливается только в чёрном цвете и имеет расширение в верхней части. Камилавка в России — награда. Она представляет собой головной убор в виде цилиндра, цвет которого зависит от типа службы.

Служебные традиции

Богослужение в Греции длится 1-1,5 часа. Большая часть службы проводиться при открытых Царских вратах на виду у прихожан. Греки стараются еженедельно принимать причастие. Право причастия имеют самые низкие церковные сановники — диаконы. При этом таинство исповеди миряне проходят 3-4 раза в год.


Библия в Греческой церкви по составу книг отличается от церковнославянской

Крестный ход в элладской православной традиции сопровождается звуками духового оркестра. Он идёт по улицам к центральной площади поселения, где служится торжественный молебен. Заканчивается праздник народным гуляние и салютами.

История

Апостол Павел произносит проповедь из Ареопага в Афинах . Рафаэль , 1515 г.

Дионисий Ареопагит , первый епископ Афин

Столичный собор Афин

Андреевский собор, Патры

Греция была . После образования Патриархата Церковь ранее входила в состав Константинопольского Патриархата . Под властью Османской империи мусульмане не контролировали церковь. Однако с установлением Греческого королевства правительство решило взять под свой контроль церковь, отколовшись от патриарха в Константинополе. Правительство объявило церковь автокефальной в 1833 году по политическому решению баварских регентов, исполнявших обязанности несовершеннолетнего короля Отто . Решение взбудоражило греческую политику на десятилетия, так как королевские власти взяли все под свой контроль. Новый статус был окончательно признан Патриархатом в 1850 году на компромиссных условиях с изданием специального указа « Томос », который вернул его к нормальному статусу. В результате она сохраняет определенные особые связи с « материнской церковью ». Было всего четыре епископа, и у них были политические роли.

В 1833 году парламент распустил 400 небольших монастырей, в которых было менее пяти монахов или монахинь. Эти монастыри сыграли важную роль в сохранении греческого языка наряду с искусством и традициями на протяжении поколений монахов. Священники не получали зарплату; в сельской местности они сами были крестьянами, и их средства к существованию зависели от работы на ферме, а также от платы и пожертвований прихожан. Их церковные обязанности ограничивались прислуживанием таинств, надзором за похоронами, благословением урожая и изгнанием нечистой силы. Мало кто посещал семинарии. К 1840-м годам началось общенациональное возрождение, которым руководили странствующие проповедники. Правительство арестовало нескольких и попыталось остановить возрождение, но оно оказалось слишком мощным, когда возрожденцы осудили трех епископов за покупку их офиса. К 1880-м годам движение «Анапласис» («Возрождение») привело к обновлению духовной энергии и просветлению. Он боролся против рационалистических и материалистических идей, просочившихся из светской Западной Европы. Он содействовал развитию школ катехизиса и кружков по изучению Библии.

Зои движение

Религиозное возрождение 20-го века возглавило движение Zoë, которое было основано в 1911 году. Основанное в Афинах, но действующее децентрализованно, оно охватило ряды мирян, а также некоторых священников. Основная деятельность включает публикации и общенациональное движение воскресных школ в 7800 церквях, охватывающее 150 000 студентов. Зои спонсировала многочисленные вспомогательные организации и аффилированные группы, в том числе организации для профессиональных мужчин, молодежи, родителей и молодых медсестер. Были приложены серьезные усилия для распространения Библии, иллюстрированных романов, брошюр и других религиозных материалов. Литургическое движение поощряло мирян к большему осознанию Евхаристии и более частому причащению. Семинарии были построены в 20 веке, но большинство выпускников занялись преподавательской деятельностью, а не приходской работой. В 1920 году только 800 из 4500 священников Греции имели образование, выходящее за рамки начального уровня. К 1959 году из 7000 священников не более пяти процентов закончили университет и семинарию. Монашеская жизнь резко пошла на убыль, хотя и продолжалась на далекой горе Афон . Обычная церковная жизнь была сильно нарушена Второй мировой войной и последующей гражданской войной, когда многие церкви были сожжены, а сотни священников и монахов были убиты немцами с одной стороны или коммунистами с другой.

Управление церковью

Среди православных церквей Элладская единственная, не имеющая, согласно Уставу, главенства предстоятеля. Архиепископ считается не предстоятелем церкви, а председателем Священного Синода Иерархов – высшей власти Элладской церкви. В состав этого органа входят все епархиальные архиереи. Они находятся в сане митрополитов. Главенствует в Синоде архиепископ Афинский и всей Эллады (Блаженнейший). Его избирают члены Синода. В течение пяти дней Президент страны издает указ о признании государством такого выбора, и только после этого происходит интронизация.

Решением повседневных церковных вопросов занимается Постоянный Священный Синод Он состоит из 12 архиереев из числа членов Священного Синода Иерархов во главе с Блаженнейшим. 

Пантеон Древней Греции

В пантеоне было множество богов, среди которых выделялись 12 главных. Каждый из них выполнял свои функции. К примеру, Зевс (на фото ниже) являлся главным богом, он был громовержцем, властителем неба, олицетворял власть и силу в таком государстве, как Древняя Греция.

Религия эллинов предписывала поклонение и Гере, его супруге. Это покровительница семьи, богиня брака. Посейдон приходился братом Зевсу. Это древнее морское божество, покровитель моря и коней. Афина олицетворяет справедливую войну и мудрость. Религия Др. Греции, кроме того, представляет ее покровительницей городских укреплений и в целом городов. Другое имя этой богини — Паллада, что в переводе значит «потрясательница копья». Афина, согласно классической мифологии, является богиней-воительницей. Ее изображали обычно в полном вооружении.

Другие религиозные направления

Из прочих течений христианства на территории Греции представлены католицизм и протестантизм. Около 200 000 греков являются приверженцами католической церкви, до 40 000 исповедуют протестантизм. Приблизительно так выглядит религиозный состав последователей христианства в стране. Еще около 5 000 верующих являются членами иудейских общин.

С XV века территория современной Греции была одним из центров противостояния между христианским и исламским мирами, так как до 1829 года греческие земли находились в составе Османской империи. С тех времен и до сих пор важная роль в общественно-политической жизни государства принадлежит исламскому фактору.

Становится популярным неоязычество в Греции. В государстве несколько десятков тысяч греков, которые поклоняются старым богам во главе с Зевсом. В последние десятилетия в стране возводятся неоязыческие церкви. Их прихожане добиваются утверждения официального юридического статуса, мотивируя тем, что язычество является важнейшей частью культурного наследия Греции.

История

Исторически, православное население нынешней Греции входило в пределы юрисдикции Константинопольской церкви.

По обретении независимости в 1822 году и образовании в 1832 году, такое положение стало политически невозможным; в 1833 году по решению баварских регентов, от имени малолетнего короля Оттона I, специальной декларацией от 23 июля была провозглашена автокефалия Церкви на территории королевства. Главой Церкви объявлялся король. Такое одностороннее, в нарушение церковного права, провозглашение юрисдикционной независимости не было признано кириархальной Константинопольской Церковью, а также иными поместными Церквами. Возникла схизма, продолжавшаяся 17 лет.

29 июня 1850 года томосом Патриарха Анфима IV Церковь в Элладе была признана Вселенской Патриархией, которая, однако, зафиксировала ряд условий, обеспечивающих особый статус «Матери-Церкви» (Вселенской Патриархии) в Элладе.

В 1924 году церковь перешла на новоюлианский календарь, что вызвало протест у части прихожан и клириков.

4 сентября 1928 года было выработано совместное соглашение Элладской и Константинопольской Церквей относительно 36 епархий, на территориях, окончательно отошедших Греции по Лозаннскому договору. Согласно Патриаршему и Синодальному акту, епархии Новых земель (на территориях Эпира, Македонии, Западной Фракии, островов), формально оставаясь в юрисдикции Константинопольского патриархата, вошли в состав Элладской Церкви (то есть были административно подчинены ей), согласно уже принятому государственному закону Греции № 3615 от 15 июля 1928 года.

В 1935 году три епископа, активно протестовавшие против нового календаря, объявили о создании так называемой «Церкви истинно православных христиан» (греч. Εκκλησία των Γνησίων Ορθοδόξων Χριστιανών — Γ.Ο.Χ.). В результате оформилось непризнаваемое другими православными церквями старостильное движение (греч. Παλαιοημερολογίτες). С 1940-х старостильники стали разбиваться на более мелкие группировки.

Во время Второй мировой войны Церковь оказалась в трудном положении. В первую очередь, необходимо было пополнить ряды убитых священников: их было около шестисот. Вторая проблема: восстановление разрушенных храмов. Архиепископ Афинский организовал для этой цели сбор пожертвований по всей Греции.

С 1949 года государство приняло на себя материальную заботу о духовенстве. Учителя семинарий и преподаватели Закона Божия в средней школе находятся на положении государственных чиновников; семинарии также содержатся на государственный счёт.

Зарождение православия на территории Греции

Христианство в Греции стало распространяться еще с середины I века нашей эры благодаря стараниям апостола Павла. Он прибыл в македонскую гавань Неаполь, а затем отправился на территорию соседнего городка Филиппы. Оттуда он начал путешествие с христианскими проповедями. В тот день, когда Святой Павел впервые обратился к жителям Филипп, одна из богатых горожанок по имени Лидия приняла крещение и склонила к нему всех членов своей семьи. Именно Лидия стала первой христианкой в Греции.

История греческих верований указывает, что к началу II века в Афинах, Фессалониках, Коринфе, Ахайе и других больших городах уже существовали христианские общины. К этому времени на эллинских землях вместе с Павлом проповеди читали апостолы Лука, Иоанн Богослов, Андрей Первозванный, Прокопий, Варнава и Марк.

Закономерно возникает вопрос о годах, когда Греция приняла христианство. Условия для этого начали складываться в эпоху правления Константина Великого (306-337 годы). Согласно легенде, императору, отправляющемуся в бой в 312 году, явился в небе образ креста и послышались слова«Сим победиши». Константин одержал в битве победу над Максенцием, а в следующем году – над Лицинием, и стал единовластным правителем Римской империи.

Император считал, что его успех связан с заступничеством христианского Бога. Поэтому в 313 году он издал «Эдикт веротерпимости» (Миланский эдикт), который защитил христиан от гонений. В 330 году Константин Великий перенес столицу империи из Рима в Константинополь и заявил, что на территории этого города больше никогда не будут отправляться языческие культы.

В 380 году во времена правления императора Феодосия христианство было провозглашено религией Византийской империи. Таким образом эта вера стала господствующей и на эллинских землях, которые тогда являлись частью Византии.

Сложны путем устанавливалось православие в Греции. Так, к VIII веку усугубились религиозные споры между патриархом Константинопольским и Папой Римским. Они касались права священников на брак, особенностей соблюдения постов, формулировки молитв, языка богослужения и других аспектов. Результатом этих противоречий стал раскол христианства в 1054 году (Великий церковный раскол) на православие и католицизм. Первое стало доминирующей религией на востоке Византийской империи, к которому относились и греческие земли, второе – на Западе (с центром в Риме).

Как официальная религия в Греции православное христианство существует с 11 июня 1975 года. В этот день была принята конституция современной республики, на страницах которой православие закреплено в качестве государственной веры.

Обзор

Греческие православные церкви происходят от церквей, которые апостолы основали на Балканах и Ближнем Востоке в первом веке нашей эры, а также поддерживают многие древние церковные традиции. Православные церкви, в отличие от католической , не имеют единого верховного понтифика, епископа или Pontifex maximus , придерживающихся веры в то, что Христос является главой церкви. Однако каждый из них управляется комитетом епископов, называемым Священным Синодом, с одним центральным епископом, имеющим почетное звание «первый среди равных».

Греческие православные церкви объединены в общении друг с другом, а также с другими восточными православными церквями . Православные придерживаются общей доктрины и общей формы поклонения, и они видят себя не как отдельные церкви, а как административные единицы одной единой церкви. Они примечательны своей обширной традицией иконографии ( см. Также: Византийское искусство ), почитанием Богородицы и Святых , а также использованием Божественной литургии по воскресеньям, которая представляет собой стандартное богослужение, восходящее к четвертый век нашей эры в его нынешнем виде. Чаще всего Божественная литургия Православной церкви была написана святым Иоанном Златоустом (347–407 гг. Н.э.). Другие приписываются св. Василию Великому , св. Иакову, брату божьему и св. Григорию Диалогу .

Нынешняя территория греческих православных церквей более или менее охватывает территории на Балканах , в Анатолии и Восточном Средиземноморье, которые когда-то были частью Византийской империи . Большинство греческих православных христиан живут в Греции и других регионах южных Балкан, включая Албанию , а также в Иордании, палестинских территориях , Ираке, Сирии , Ливане , Кипре , Анатолии , европейской Турции и Южном Кавказе . Кроме того, из-за большой греческой диаспоры есть много греческих православных христиан, которые живут в Северной Америке и Австралии . Православные христиане в Финляндии , составляющие около 1% населения, также находятся под юрисдикцией Греческой Православной Церкви ( Вселенского Патриархата ).

Есть также много греческих православных христиан, происхождение которых восходит к византийскому и османскому периодам, которые имеют арабоязычное или смешанное греческое и арабоязычное происхождение и живут на юге Турции , в Израиле , Палестине , Ираке , Сирии , Ливане , Иордании. , и Египет . Они посещают церкви, которые проводят свои службы на арабском языке , общем языке большинства греческих православных верующих в Леванте , сохраняя при этом элементы византийской греческой культурной традиции.

Этнические греки в России и Украине , а также понтийские греки и кавказские греки из бывшего российского Закавказья часто считают себя одновременно греко-православными и русскими православными , что соответствует православной вере (поскольку православие одинаково вне этнических границ). Таким образом, они могут посещать службы, проводимые на древнерусском и старославянском языках , никоим образом не подрывая их православную веру или отличительную греческую этническую идентичность. На протяжении столетий эти понтийские грекоязычные греко-православные общины смешивались в разной степени посредством смешанных браков с этническими русскими и другими православными христианами, главным образом из Южной России , где большинство из них поселились в период между Средневековьем и началом XIX века.

«НУЖНЫ НЕМЕДЛЕННЫЕ И РАДИКАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ! О СОЗЫВЕ ВСЕПРАВОСЛАВНОГО СОБОРА…

 Мне давно уже коллеги по Правблогу советовали изложить мои мысли по поводу решительных и, на мой взгляд, эффективных шагов, которые следовало бы предпринять Церкви для того, чтобы пресечь расползание грязной ржавчины варфоломеевской думенковщины по чистому источнику Христовой Церкви.

Но последнее время я очень занят своим сайтом «Церковное Обозрение» (пользуясь случаем, предлагаю читателям заглянуть на сайт, на сегодняшний день это самый информативный сайт религиозной жизни в мире).

И вот неожиданный шаг Предстоятеля Элладской Церкви по созыву внеочередного Синода сразу после окончания работы Архиерейского Собора ЭлПЦ (не секрет, что, если не большинство, то большая часть греческих архиереев негативно относятся к варфоломеевскому исчадию – сцу-пцу – и результат голосования на Соборе мог быть нелицеприятным для Фанара, а состав нынешнего Синода состоит как раз из проварфоломеевских архиереев), сподвиг меня высказать свое субьективное мнение.

Необходимо срочно, не отлагая, созвать Всеправославный Собор!

Кирилл Фролов

Всего просмотров: 1091

дальнейшее чтение

  • Константелос, Деметриос Дж. Понимание греческой православной церкви: ее вера, история и практика (Сибери Пресс, 19820
  • Фортеск, Адриан. Православная Восточная Церковь (1929)
  • Кефала, Евфросиния. Церковь греческого народа прошлого и настоящего (1930)
  • Латурет, Кеннет Скотт. Христианство в революционную эпоху, II: Девятнадцатый век в Европе: протестантские и восточные церкви. (1959) 2: 479-484; Христианство в эпоху революции, IV: ХХ век в Европе: Римско-католическая, протестантская и восточная церкви (1958)
  • Макгукин, Джон Энтони (ред.). Энциклопедия восточного православия. 2 тт. (Wiley-Blackwell, 2011).

Святая Гора Афон — живая Византия

Афон — особо чтимое во всем православном мире место. Эта Святая гора — земной удел Пресвятой Богородицы. Здесь все, даже воздух и камни, пропитано благодатью Святого Духа. На земле нет больше места, где бы византийская традиция сохранилась в такой чистоте, как на Афоне. Это место молитвенного подвига тысяч православных подвижников, здесь ни на минуту не прекращается молитва.

По преданию, вместе с апостолом Иоанном Матерь Божия плыла на Кипр посетить Лазаря Четверодневного, который к тому времени был уже епископом критским. Но внезапно поднялась буря и отнесла судно к берегу, к подножию Афона. Местные жители тепло встретили Святую Гостью. Она же благословила это место, назвав его своим жребием. И обещала до скончания века заботиться и ходатайствовать о нем перед Сыном. А также предупредила, что ни одна женщина да не дерзнет ступить на Гору Афон.

Нужно сказать, что не только на Афоне, но и во многих других греческих монастырях соблюдается древнее византийское правило о запрете вхождения в мужские монастыри женщин и наоборот, за исключением лиц духовного сана. Сохранение этого правила на Афоне было одним из условий, выдвигаемых Грецией, при вхождении страны в Евросоюз. Попытки некоторых руководителей ЕС снять этот запрет успехом не увенчались из-за административного статуса монашеской республики.

Административно Святая Гора представляет собой автономное самоуправляемое сообщество 20 православных обителей. Центральный соборный орган монашеской республики — Священный Кинот. Уставная Хартия Святой Горы имеет силу государственного закона. Статус Афона закреплен Конституцией Греции. Гражданскую власть на Святой Горе представляет губернатор. Его полномочия — контроль за соблюдением гражданского законодательства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector