Коливо (кутья) в православии: значение блюда и его рецепт

Содержание:

Кутья не только на поминках

Кутья — это не ежедневное блюдо. Имея столь символичное значение, оно готовится и подается на поминках и является обязательным атрибутом как первых поминок в день смерти, так и других поминальных дней. Кутья подается и в другие православные праздники, например, на Крещение, в Сочельник и т.д.

Сочельник — канун Рождества. Этот церковный праздник называется так потому что основное блюдо — сочиво (одно из названий кутьи). Сочиво тоже готовится из цельных зерен, отличается от кутьи меньшей сладостью.

Крещение — это праздник-воспоминание о крещении Иисуса Христа в день его тридцатилетия в реке Иордан. В этот день готовят кутью, проводят обряды крещения в природных водоемах.

Священная суть поминальной трапезы – что символизирует кутья на поминках

Кутья считалась традиционным блюдом во время поминок неспроста. Считалось, что она символизирует рост, развитие – зарождение новой жизни. Зерно по этой причине легло в основу блюда. Необходимо было готовить его для покойного, поэтому выбор пал на такой продукт. Кроме того, в состав входит еще и сладкая добавка, чаще всего используют мед, символизирующий блаженство вечной жизни. Такие значения продукты приобрели во времена христианства, т. к. подобная символика несет в себе смысл основных догматов религии.

Главные блюда поминального обеда

Учитывая, что кутья – основная пища после похорон на поминках, она ставится по центру стола во время трапезы. Одновременно готовят еще несколько блюд, которые стали традиционными:

  • блины;
  • пирожки;
  • котлеты.

Пища может быть скоромной (мясной, жирной) или постной. Выбор блюд зависит от того, приходится ли поминальный обед на период поста. Чаще готовят порционную пищу, что делает ее удобной для употребления не только за столом, но и на ходу (например, если устраивается не традиционный обед, а планируется меню по принципу шведского стола). Блины, пирожки и котлеты соответствуют данному критерию.

Символичное значение кутьи для поминок

В Церковном Уставе «Типиконе», кутья ассоциируется с поминальным Богослужением. Верующим нужно знать, что поминки – это не только праздник памяти по усопшему, это и день почитания Бога, сотворившего мир и порядок. В этот день нужно помнить о том, что все земное мимолетно, а божественное вечно. И кутья является символичным узлом и напоминанием об этом.

Кутья является символом поминок не только у православных, но и у всех христиан. В основе блюда являются зерна пшеницы, риса или ячменя. Эти зерна во все века были символами нового возрождения и цикличности жизни. Зерно указывает на то, что земной путь человека окончен, и его ждет новая жизнь на небесах. Мед и фрукты – это подсластители, символизирующие райские блага.

В православии принято приносить кутью в церковь в дни поминовения усопшего, и подавать записку с именем для поминания в молитве. Вкушающие пищу прихожане, поминают того, за кого делается подношение, и тем самым облегчают его непростой загробный жизненный путь.

Считается, что кутья, разделенная на поминальной трапезе между скорбящими, выполняет роль поддержки в горе и печали для всех близких людей.

Литургия Преждеосвященных Даров и освящение колива

Опубликовано 07.03.2014

7 марта. В пятницу первой седмицы Великого поста, совершалась память святого мученика Феодора Тирона.

По древней традиции, в этот день по окончании богослужения освящается коливо.
Коливо (греч.) – вареная пшеница, подслащенная медом или сахаром. Благословляется в церкви и употребляется в пищу в память чуда св. мученика Феодора Тирона (+ 306), который, явившись в этот день в 362 г. во сне антиохийскому епископу Евдоксию, предупредил об осквернении еды на рынках идоложертвенной кровью. Коливо (называемое еще кутией) благословляется также после панихиды по умершему. Зерна символизируют будущее Воскресение; мед или сахар блаженство будущей жизни.
В конце первой седмицы Великого поста мы празднуем память великомученика Феодора Тирона.

 Кто это такой, и почему в день его памяти приготавливается каша из зерен, украшенная цукатами? Феодор Тирон (по-латыни значит «новобранец) жил в городе Амасии, в Понтийской области, во время гонений императора Максимиана (286–305 гг.). Он был воином, и вот однажды, вместе с другими христианами, Феодор был принуждаем отречься от Христа и принести жертву идолам.. Отказавшись исполнить это, Феодор был подвергнут жестоким мучениям и заключен в темницу.
Здесь во время молитвы его утешил Господь, явившись Феодору. Через некоторое время мученика вывели из темницы и разными пытками снова принуждали отречься от Христа. Наконец, видя непреклонность мученика, его приговорили к сожжению. Святой Феодор сам бестрепетно взошел на костер и здесь с молитвой и славословием предал свою душу Богу. Это произошло около 306 года. Его тело погребли в городе Евхаитах (ныне Марсиван, в Малой Азии). Позже его мощи перенесли в Царьград, в храм его имени; глава его находится в Гаэте, в Италии.
Через полвека после кончины св. Феодора император Юлиан Отступник (361–363 гг.), желая осквернить христианский Великий пост, приказал Константинопольскому градоначальнику каждый день в течение первой недели Поста тайно кропить кровью идольских жертв съестные припасы, продаваемые на рынках. Святой Феодор в ночном видении явился Константинопольскому архиепископу Евдоксию и велел ему объявить христианам, чтобы они не покупали на рынках оскверненные припасы, но употребляли в пищу коливо (кутью), то есть вареную пшеницу с медом.
В память этого события Православная церковь до сих пор ежегодно отмечает память великомученика Феодора Тирона в первую субботу Великого поста. Накануне, в пятницу, после Литургии Преждеосвященных Даров служится молебен святому Феодору Тирону и благословляется коливо.
После совершения молебного последования в честь св.муч. Феодора коливо кропится святой водой. На трапезе, прежде чем есть что-то другое, все съедают несколько ложек благословенного колива.

Фото: мон. Игнатий (Алексеев)

О жизни вечной

Так что же такое коливо или кутья? Как поясняет настоятель Свято-Андреевского храма г. Маркса протоиерей Валерий Генсицкий, это традиционное ритуальное блюдо, главный элемент святой вечери или сочельника перед Рождеством Христовым и Крещением Господним. Также по традиции с кутьи начинается поминальный обед на третий день, девятый день, сороковой день, а также в годовщину смерти человека. Обычно кутью благословляет священник во время заупокойной службы (панихиды или литии). Если родственники желают, чтобы члены церковного причта и прихожане молитвенно помянули усопшего, то они могут оставить коливо на панихидном столе (кануне).

Традиция употреблять коливо пришла на Русь из Византии, вместе с православной верой. С греческого языка «коливо» или «кутья» дословно переводится как «вареная пшеница». Зерна пшеницы — основной ингредиент блюда, без которого коливо коливом быть не может. Однако в настоящее время наиболее распространен рецепт этого же блюда, только приготовленного из риса. Объясняется это историческим фактом и народной любовью. Не секрет, что хозяйки всегда стремятся к удобству и простоте, особенно если это касается кухни. Так вот «сарацинское пшено» или рис, привезенный в Россию Петром I, всем этим требованиям соответствовал. «Рис очень мягкий, легко и быстро варится. Неудивительно, что ему отдали предпочтение», — считает отец Валерий. В результате от богатого рецепта колива, с корицей, медом, фруктами, орехами, а главное — пшеницей, осталось в прямом смысле одно только название. К столу стали подавать вареный рис с изюмом.

Между тем в Православной Церкви нет ничего пустого, все наделено глубоким смыслом и имеет значение. Это касается и колива. Приготовленное из зерен пшеницы блюдо выражает веру живых в воскресение умерших для лучшей жизни. Зерна символизируют возрождение, обновление, смерть ради воскресения. Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода (Ин. 12, 24), — говорится в Священном Писании. Кроме того, именно пшеничное зерно — один из распространенных символов в проповедях и притчах Спасителя. Мед, сладкие фрукты означают, что после воскресения праведных ожидает блаженство будущей вечной жизни в Царствии Небесном.

А украшение колива — отдельная история, в которой переплетается и художественный вкус, и выражение религиозных чувств. Например, в Греции и на Святой Горе Афон оформление традиционного кушанья возвели в ранг искусства, равно как и приготовление. По праздникам, в пост или дни поминовения усопших миряне приносят в храм огромные подносы с украшенной кутьей. С помощью цукатов, орехов и зерен умельцы легко делают надписи, «рисуют» кресты и даже лики святых. В этом тоже есть смысл. «Мы должны приносить Богу самое лучшее, что у нас есть. И, прежде всего, это нужно не Ему, а нам, чтобы приобщиться к святыне, выразить свою причастность к Церкви, почувствовать единство с братьями и сестрами, послужить друг другу», — утверждает Владыка Пахомий.

Как приготовить кутью

Традиционный рецепт кутьи предполагает использование пшеничных зерен. Это долгий и продолжительный процесс. Сначала зерно надо перебрать, отделив его от плевел (сорняка), затем замочить, а потом варить несколько часов, пока зерна не станут мягкими. В настоящее время кутью варят в основном из риса, хотя это и отступление от классики. Но церковь не возражает против этого. Рис предварительно надо промыть в нескольких водах, чтобы ушли крахмал и клейковина. Рис засыпают в холодную воду и варят до готовности. Затем в кашу добавляют мед, аккуратно перемешав его с рисом, засыпают предварительно распаренные сухофрукты: изюм, курагу, чернослив, вишню. Крупные сухофрукты надо порезать. В богатую рождественскую кутью кладут кусочки сливочного масла, или добавляют сливки, молоко. К рождественской кутье можно приготовить вкусное орехово-маковое молочко. Для этого мак надо залить кипятком, плотно закрыть емкость, укутать ее полотенцем — надо, чтобы мак хорошо распарился. Орехи также обдать кипятком и очень тщательно перетереть вместе с маком в ступке до такого состояния, когда начнет выделяться белая жидкость. Это молочко добавить в кутью.

Таким образом, кутья стала обязательным элементом не только похоронной обрядности, но и непременным блюдом на церковных праздниках, символизируя непрерывность жизни, ее круговорот и её богоугодность.

История рецепта поминальной кутьи

Сразу стоит сказать, что многие кутью путают с аналогичным блюдом «коливом». Это практически одинаковые блюда, и различия имеют чисто символические, а именно: кутью готовят на поминальные обеды, коливо – это блюдо Великого поста.

Слово «кутья» имеет греческое происхождение, и историки относят его еще к дохристианской эпохе. В буквальном переводе, кутья означает «вареная пшеница». Блюдо не относилось к ежедневному рациону, и не являлось обыденным блюдом. Кутья считалась ритуальной пищей у многих языческих культов, которые считали, что вкушая кутью, верующий постигал взаимопереход жизни и смерти, и постигал тайны цикла бытия.

Ключевой смысл кутьи – это зерно, которое способно долгое время казаться «мертвы», но хранящее в себе жизнь. Пшеничные зерна способны долго храниться, но стоит их посадить в благодатную почву, они возрождаются и начинают новый жизненный цикл. Именно поэтому в древности, кутью готовили на поминки, но также и на свадьбу, рождение детей. В дальнейшем, значение кутьи и коливо немного изменилось, и на поминальные обеды готовили кутью, как элемент поминального дара.

Народные традиции, связанные с сочивом

Главное рождественское блюдо, наполненное символами, связано с множеством народных традиций.

  • Во время праздника хозяин дома набирал полную ложку сочива и подбрасывал его к потолку. Все члены семьи внимательно считали прилипшие вверху зернышки. Чем больше зерен осталось на потолке, тем богаче будет урожай. Каждое прилипшее к потолку зерно — символ снопа, который дарует Бог в наступающем году.
  • Оберегом дома считались колоски, подложенные под миску с коливом. Их хранили целый год, до наступления следующих праздников.
  • Некоторые хозяева настолько верили в целительную силу сочива, что кормили ним и домашних животных, чтобы те меньше болели и давали хороший приплод.
  • На ночь на столе оставляли немного кутьи в память об умерших родственниках.
  • Дети обязательно относили вечером коливо бабушкам и дедушкам, живущим отдельно, и крестным родителям.

Еще рецепты православной кухни:

  • Рецепты постной выпечки
  • Рецепты постных оладьев
  • Рецепты пасок и куличей

Чудо колива, или “бессмысленные” традиции

Поминальную пищу обычно называют — кутьёй, а великопостую — коливом.

Кутия приносится в храм в память усопших христиан, поставляется на панихидном столе (кануне) с возжженной свечой, знаменующей незаходимый Свет вечной жизни, благословляется священником во время заупокойной службы (панихиды или литии) и вкушается за поминальным столом с молитвенным поминовением усопшего, прежде вкушения обычной пищи.

Пшеница, рис и плоды в кутии означают, что усопший воскреснет, подобно как истлевшее в земле зерно потом приносит обильные плоды, а мед знаменует сладость вечных благ Небесного Царства.

Принесенную в храм кутию (и другие продукты) можно или оставить на поминальном столике (кануне), чтобы вкушающие молитвенно помянули тех, за кого сделано приношение.

В пятницу первой седмицы Великого поста коливо приносится в церковь в воспоминание чуда мученика Феодора Тирона (306 г.). В 362 году греческий император Юлиан Отступник в насмешку над христианами приказал тайно окропить идоложертвенной кровью все съестные припасы, продававшиеся на рынках Антиохии. Отступник от христианской веры хотел таким образом осквернить верующих, которые строго постились в первую неделю Великого поста. Но великомученик Феодор, сожженный в 306 году за исповедание веры Христовой, явился во сне епископу Евдоксию, рассказал об этом распоряжении Юлиана и дал совет вместо оскверненной пищи употреблять в течение недели коливо.

***

Этим чином благословения колива Церковь как бы напоминает имущим, чтобы они ради праздника и в память усопших поделились с неимущими и от других ястий своей праздничной трапезы, да не остатками или отбросами, а лучшими, сладкими

кусками, – напоминает о том, чтобы они в праздники вообще усугубили свои добрые дела, умножили милостыню всякого рода, совершая ее ради праздника и в память усопших, как бы их долю отдавая неимущим, как бы руками этих последних пересылая праздничное угощение дорогим и любимым, подобно тому как было в древней Руси, и как в некоторых местах до последнего времени сохранился обычай в праздники относить или посылать своим близким и друзьям в качестве подарка некоторые снеди праздничной трапезы. Отдать неимущим то, чем рады были бы угостить в праздник наших дорогих усопших,– вот лучший способ праздничного поминовения их, угодный Господу, указываемый и по-хваляемый Святою Церковью, отрадный для усопших, весьма спасительный и для самих совершающих его. святитель Афанасий (Сахаров), исповедник

***

Рецепт поминальной кутии:

1 стакан риса, 100 гр. изюма без косточек, 100 гр. меда. Рис отварить до мягкости. Отдельно сварить изюм. Соединить с рисом. Подсластить медом, предварительно разведенным в небольшом количестве кипяченой воды.

Рецепты колива:

Коливо из пшеницы. 1 стакан очищенных зерен пшеницы, 100 г мака, 100 г ядер грецких орехов, 1—3 столовые ложки меда. На воде из чистых зерен варят обычную рассыпчатую постную жидкую кашу, охлаждают. Отдельно растирают мак до получения макового молочка, добавляют мед, все перемешивают и добавляют к пшенице. Если каша густая, ее можно разбавить кипяченой водой. В конце добавляют толченые ядра грецких орехов.

Коливо из риса. 1 стакан риса залить кипятком (1,5 стакана), плотно накрыть кастрюлю крышкой и варить три минуты на сильном огне, шесть — на среднем, три — на маленьком. Еще 12 минут не открывать крышку, давая рису настояться на пару. Соотношение всех компонентов для колива сохраняется. Иногда добавляют изюм, но это необязательно.

Можно также приготовить коливо из чечевицы или ячменя. В общем смысле — это скудная пища из зёрен.

См. ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ, СМЕРТЬ

Согласно традициям на Сочельник, Рождество и Крещение центральным блюдом стола является кутья.

Колево в православии — символ рождественских праздников. У каждого народа и народностей есть свои уникальные рецепты, как готовить рождественскую кутью.

Традиционные блюда для великого поста Рецепты

Коливо классическое — особенно приветствуется на день памяти мученика Феодора Тирона суббота первой недели поста.

Делается коливо так. На 1 стакан зерен пшеницы нужно взять 100 граммов мака, 100 граммов грецких орехов и 1-3 столовых ложки меда.

Зерна пшеницы нужно истолочь в ступке постепенно добавляя немного воды, чтобы отошла оболочка пшеницы. Толочь до тех пор, пока не побелеет, затем очистить зерно от шелухи сварить обычную кашу. Остудить ее и немного подсластить медом.

Мак отдельно истолочь до получения макового молочка и добавить мед. Соединить кашу пшеничную с маком и оставшимся медом, в конце добавить измельченные ядра грецкого ореха.

Как приготовить Ржанки Рецепт

Ржанки  это птички из теста, жаворонки пекут обычно на Сорок Мучеников Севастийских.

Для приготовления этого нужно взять 1 стакан ржаной муки, 2 столовых ложки постного масла, 1 стакан сахара, пол литра воды, щепотка соли, для смазки сладкий крепкий чай.

Замесить крутое тесто, потихоньку подливая воду. Вымешивать тесто нужно 12-15 минут, только тогда птички будут держать форму. Далее нужно раскатать колбаску и разрезать на равные части размером с грецкий орех. Раскатать в ладонях маленький кусочек теста колбаской и сложить из нее прямой угол. Вытянуть из нее головку и на ней клюв. Большим пальцем расплюснуть хвост и сделать на нем надрезы, добавить глазки — изюминки. Дать немного постоять и загружать в печь или духовку.

Как испечь лествинички к посту?

Лествинички это печенье в форме лестницы. Обычно их готовят на Иоанна Лествичника, четвертое воскресение Великого поста.

Тесто готовится ржаное пресное. Добавить в тесто можно немного соли, сахара и ложку растительного масла. Скатать колбаски из теста и оформить в виде лестницы, выпекать до тех пор, пока не подрумянится. Вот и всё.

Великая Благовещенская кулебяка

Для теста нужно: 400 грамм муки, 25-30 гр. дрожжей, ½ стакана воды, 100 гр, растительного масла, щепотка соли, сахар по вкусу.

Для фарша из рыбы понадобиться: 400 гр. филе щуки (можно другую рыбу), у ст. ложка растительного масла, 2ст. ложки толченых сухарей, 1 луковица, соль, перец по вкусу.

Для рисовой начинки:

1 ст. риса, 1,5 стакана воды, 1 ст. ложка масла, 1ч. Ложка соли, 300гр. филе любой жирной рыбы.

Для приготовления нужно поставить обычное дрожжевое тесто на опаре. Пока тесто подходит сварить рис, затем выложить его на форму смазанную маслом и запекать в духовке пока не подрумянится.

Филе щуки или другой жирной рыбы дважды пропустить вместе с луком через мясорубку, посолить, поперчить, хорошо перемешать. Тесто раскатать продолговатой лепешкой толщиной в палец. По центу лепешки выложить продолговатой горкой филе рыбы с рисом, а на него кусочки рыбы, затем снова фарш.

Закрыть кулебяку, поставить настаиваться в теплое место на 15-20 минут. Перед выпеканием смазать кулебяку крепким чаем и сделать дырочки, для того чтобы выходил пар. Выпекать при температуре 210-220 градусов.

Калья — первое блюдо из рыбы во время великого поста рецепт

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

Для приготовления Кальи необходимо: 1,5 килограмма рыбы, 1.5-2 литра воды, 2 соленых огурца, 1стакан огуречного рассола, 3-4 картофелины, пол лимона, 2 луковицы, 1 петрушка (зелень и корень), 1 морковь, 10 штук горошин черного перца, 3 лавровых листа, 1столовая ложка рубленого укропа, 5-6 тычинок шафрана, 1 столовая ложка свежего или 1 чайная ложка сухого эстрагона.

Нужно для начала сварить овощной бульон, затем добавить в него отдельно прокипяченный огуречный рассол, добавить нарезанные кубиками соленые огурцы. После этого опустить рыбу, нарезанную крупными кусками, лавровый лист, перец, корень петрушки целиком и шафран. Варить 8-20 минут, в зависимости от сорта рыбы. В заключении положить укроп, лук, эстрагон выдавить сок лимона. Снять с огня и дать настояться 20 минут.

Сыта — один из повседневных напитков Древней Руси

Для приготовления сыты надо взять четверть стакана меда и 1 литр воды. Мед развести водой, прокипятить, снимая пену, затем процедить и охладить. Также можно добавлять лимон, пряности и травы по вкусу. Или вместо воды даже брать ягодный сок.

Человеку нужен уже не Христос — ему хватает обряда

— Но ведь сейчас именно обряды для многих становятся главным — люди приходят в церковь освятить куличи, яйца, вербочки, воду.

— Давайте для начала разделим освящение и благословение. Если воду мы освящаем, то сказать буквально, что мы освящаем куличи, нельзя. Это лишь благословение на вкушение того, в чём мы отказывали себе на протяжении поста. Окончен пост, пришел праздник, и к нему приурочено благословение. Отсюда его торжественность. Но после благословения ни яйцо, ни верба не становятся святыней. Поэтому, кстати, мне совершенно непонятна забота некоторых православных о том, куда девать скорлупу от пасхального яйца или кочерыжку от яблока.

— Но ведь абсолютное большинство людей, крещенных в православии, считают, что и яйца, и вербочки, и яблоки после окропления святой водой становятся освященными предметами. И люди, которые приходят на Пасху, Крещение и другие праздники к храмам только для того, чтобы окропить еду, букетики и воду — они идут за освящением, а не за благословением!

— В том-то и беда. Но когда так думают люди нецерковные — это полбеды. Однако, к большому сожалению, и многие наши сознательные прихожане этого не чужды. А всё потому, что в сознании некоторых людей происходит некая подмена: человеку нужен уже не Христос — ему хватает обряда. Это можно сравнить с тем, как маленький ребенок учится ходить.

Состав кутьи: ингредиенты обязательные и дополнительные

Основа

Основа блюда – вареные цельные зерна пшеницы, ячменя, перловки, овса, риса, гречи и других. Чтобы отделить все лишнее, крупу сначала толкут в ступке, добавляя туда же немного воды. После зерна замачивают, а затем варят. Основа кутьи должна быть мягкой, поэтому лучше передержать ее на плите, чем снять раньше времени.

Пшеница — традиционная основа кутьи, но в последнее время все большей популярностью пользуется рис. Да, это заметное отступление от традиции, но он хорошо сочетается с медом, изюмом и орехами. Рисовое блюдо, как правило, подают на поминках, но его вполне можно приготовить и на Рождество. Если отваривать рис в молоке, кутья уже не будет постной, и в Сочельник ее подавать нельзя, а вот во время других праздников она станет украшением стола.

Заправка

Второй компонент классической кутьи — заправка. Для постного блюда используют молоко из орехов, мака, миндаля, а для скоромного – сливки, сливочное масло, молоко.

Ореховое или маковое молоко готовят, перетирая основу в ступке, измельчая в мясорубке или блендере до тех пор, пока не появится жидкость белого цвета. Это и будет сочиво, оно заменит в кутье молоко. Помимо сочива, практически в каждом рецепте содержится мед или сыть. В некоторых рецептах кутьи в качестве заправки используется компот из сухофруктов, морс или сахарный сироп.

Другие ингредиенты

В кутью кладут орехи, изюм, сухофрукты, цукаты, распаренный мак, мармелад, специи, варенье. Сухофрукты заранее вымачивают. Свежие фрукты используют редко, так как при длительном хранении они могут забродить в каше, испортив ее. Если уж включать фрукты, то лучше перед самым приемом пищи, чтобы они сохранили свой вкус и консистенцию.

Как приготовить коливо на Великий пост: традиционный церковный рецепт колива

Необходимые продукты:

1 стакан пшеницы

1 горсть изюма

Приготовление:

1. Пшенице необходимо замочить заранее, чтобы она пробыла в воде ночь.

2. Один стакан крупы залить 3-мя стаканами кипятка и варить до готовности (1-2 часа) на медленном огне, чтобы вода быстро не выкипела.

3. Пока варится крупа, необходимо залить изюм теплой водой для набухания.

4. Готовую пшеницу подвесить в марле, чтобы вода полностью стекла и каша остыла.

5. Выложить на бумажное полотенце изюм и дать ему обсохнуть.

6. Отложить несколько изюминок для украшения, а остаток смешать с пшеницей и медом.

7. Выложите сверху блюда изюм в виде православного крестика.

Коливо из перловой крупы

Кутья поминальная из такой крупы получается рассыпчатой. Для этого необходимо варить её в казанке.

Ингредиенты: один стакан перловой крупы, сто граммов мака, сто граммов орехов грецких, сто граммов изюма, сто граммов кураги, две ложки мёда.

Приготовление

Прежде чем начинать готовить это блюдо, необходимо заранее замочить крупу в воде и оставить на ночь настаиваться. При этом жидкости должно быть в два раза больше, чем перловки. Утром её промывают, заливают водой, добавляют соль и ставят вариться на среднем огне до готовности. На это отводится один час, так как разбухшая крупа варится достаточно быстро. Если необходимо получить кашу рассыпчатую, то в начале её варки добавляют одну ложку масла растительного. Делается это для того, чтобы зёрна не слипались, а оставались цельными даже после остывания колива.

Дальше кутья поминальная, рецепт которой мы сейчас рассматриваем, готовится следующим образом: мак варят десять минут, потом воду сцеживают при помощи сита или марли. Скалкой растирают его до образования белого молока. Изюм и курагу перебирают, обдают кипятком и промывают. Затем сушеный абрикос нарезают на мелкие кусочки. Сухофрукты предварительно вымачивают в кипятке один час. Итак, мак и орехи смешивают, добавляют в перловку вместе с курагой и изюмом, мёдом. Готовое блюдо украшают сухофруктами и подают.

Несколько слов о том, как варить кутью

Блюдо это всегда должно быть сладким, поэтому в его состав часто входят мёд, изюм, мак, орехи, цукаты, сухофрукты и прочее. Правильно его варить на узваре из сухофруктов. Для приготовления применяется казанок, керамический сотейник или любая другая посуда с толстыми стенками. Подаётся кутья только остывшей, при этом она должна быть украшена цукатами, мармеладом, леденцами или орехами. Кушанье не готовят в большом количестве, поскольку если оно будет долго стоять, мёд начнёт бродить. А кроме того, выбрасывать его нельзя — кутью едят, пока она не закончится.

Коливо должно быть освящено в церкви (можно провести эту процедуру дома самостоятельно, побрызгав блюдо священной водой). Перед его употреблением читают молитву.

Рецепт блюда

Чаша коливы с зажженной свечой как часть сербского семейного застолья ( слава ) в честь их святого покровителя.

Хотя рецепты могут сильно отличаться, основным ингредиентом являются зерна пшеницы, которые были прокипячены, пока они не станут мягкими, их очень хорошо высушивают и выкладывают на ткань, чтобы они были просто влажными, а затем подслащивают медом или сахаром. Koliva также содержит некоторые или все из следующего: пшеница , семена кунжута , миндаль , молотые грецкие орехи , корица , сахар , семена граната , изюм , анис и петрушка . Румыны украшают коливу крестами из какао, шоколада или конфет. В греческом Пантеоне пшеница символизировала богиню земли Деметру, а гранаты — ее дочь Персефону, королеву подземного мира. Миндаль был священным для Афродиты, а изюм — для Диониса. Считалось, что семена кунжута открывают двери сознания.

Практика подношения коливы является традиционной в Греции , Кипре , Болгарии , Румынии , Молдове , России и балканских странах, а также среди христиан на Ближнем Востоке . При подаче коливная смесь, которая выглядит как земля, превращается в насыпь, напоминающую могилу. Затем все покрывают сахарной пудрой и сверху обводят инициалы умершего. Свечи , как правило , помещается в центре Коливы, горят в начале панихиды и погашены в его конце. После литургии присутствующие принимают участие в поедании коливы, когда они говорят об умершем и говорят: «Да простит ему Бог ».

В некоторых православных приходах есть назначенное лицо, ответственное за создание коливы. Отчасти это связано с риском для здоровья ферментированной пшеницы, если колива не приготовлена ​​правильно.

Иногда коливу делают из риса или ячменя вместо пшеницы. Этот обычай возник как практическая реакция на голод, случившийся в Советской России, когда у верующих не было пшеницы для коливы, поэтому они использовали вместо нее рис. Некоторые общины по сей день продолжают использовать рис для своей коливы. В японской православной церкви, где в основном едят рис, коливу обычно делают из риса, подслащенного сахаром и украшенного изюмом, без упоминания о голоде.

Как правильно подать и приготовить кутью из риса с медом и изюмом на поминки

Процессу создания ритуального блюда уделяли особое внимание — делали кашу очень вкусной и наваристой. Это делали из-за того, что кутья считалась кушаньем для усопшего, а не для живых — дань уважения к умершему

Православные верят, что сытная и вкусная еда должна быть и на Небесах и называют кашу едой для ангелов. Ставят кашу на центр стола, подавая в глубокой миске из глины. Подают кутью на девятый и сороковой день, шесть и двенадцать месяцев после похорон.

Прежде, чем узнать, как правильно сварить кутью для поминок, необходимо запомнить правила её подачи:

кутью пробуют первой на всем поминальном столе;
едят блюдо как руками, так и ложкой;
каждый человек за столом должен съесть не менее трех ложек каши;
подают блюдо охлажденным;
не допускается есть кутью ножом, вилкой и другими острыми предметами;
перед подачей ритуальную кашу стоит освятить в стенах церкви или окропить освященной водой дома;
едят блюдо полностью, до единой ложки, так как выбрасывать его нельзя;
перед дегустацией важно помолиться и попросить у Бога Царствия Небесного для усопшего.

А придумывать причины не нужно

— Как же православному христианину правильно относиться к множеству обрядов в нашей Церкви?

— Спокойно. С одной стороны, некоторые обряды видоизменились до неузнаваемости, другие не потеряли свой первоначальный смысл. Например, традиция встречать Вход Господень в Иерусалим с ветвями пальмы или вербы в руках по-своему замечательна. Поскольку Церковь не просто вспоминает праздник, воспроизводит его, а переживает его во всей полноте, как будто он совершается именно сейчас, а не когда-то, то, конечно, мы Христа встречаем в храме тоже с веточками. Но на вопрос, что потом делать с освященной вербой, я, признаться, и сам не знаю, как отвечать.

С другой стороны, для нецерковных и несведущих воцерковление зачастую начинается именно с обряда. Необходимость освятить вербу — еще один повод посетить храм. Однако когда достаточно умные люди видят православие сугубо с обрядовой стороны, это более чем досадно.

А еще человек так устроен, что ему хочется всё всегда растолковать. И всегда, что бы он ни испытывал, какие бы проблемы ни решал, он хочет докопаться до причины. Как у Венедикта Ерофеева: «Я знаю многие замыслы Бога».

Так вот, единственное, чего не стоит делать — придумывать собственные толкования обрядам и ждать от них чего-то экстраординарного. А то ведь у некоторых доходит до того, что причины серьезных жизненных неурядиц начинают видеть в не прочитанной четверть века назад молитве сорокового дня. Жизненный принцип «найди всему причину» плох тем, что, не найдя причин, человек с легкостью их придумывает

Важно помнить — церковные обряды для этого не предназначены

Фото: iliya-monastery.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector