Благодать
Содержание:
- Содержание книги
- Счастье бывает разным
- Божественная энергия — врачеватель души человеческой
- Историческое богословие
- Что значит стяжать Святого Духа?
- Значение слова «благодать» в словарях русского языка
- Что такое Божья благодать
- Спор Августина с Пелагием
- Наш ответ на благодать
- Беседа Серафима Саровского с помещиком Мотовиловым
- Как вернуть Божью благодать
- Что такое Божья благодать
- Благодать в книгах Библии
- Токсичность
- Бог дарует всем людям благодать
Содержание книги
Произведение представляет собой размышления о православии в нашей стране. Автор выбирает для своей книги весьма удачную схему композиции. «Слово о законе и благодати» можно разделить на три части. По традиции средневековой литературы писатель следует индуктивному методу раскрытия своей мысли, то есть идет от общего к частному.
От беседы о христианстве и других религиях в целом через раздел, где освещаются религиозные проблемы Руси, он приходит к прославлению князя Владимира как человека, способствующего принятию новой веры. В первой части «Слова о законе и благодати» рассматривается отличие христианства от иудаизма. Автор говорит о том, что Ветхий Завет был создан для конкретной страны. В нем рассматривалась религия как привилегия одного-единственного народа.
Христианство же имеет своей целью спасение людей из всех частей мира. Владыка Илларион высказывает свое мнение о том, что в Ветхом Завете людям был дан закон, то есть те правила, которые человек должен был неукоснительно исполнять. Евангелие же дает верующим благодать. То есть человеку предоставляется свобода самому выбирать свой путь: быть с господом или без него.
Третья часть «Слова о законе и благодати» является хвалебной. В ней прославляется креститель Руси святой князь Владимир. Автор говорит о мудрости, позволившей этому человеку понять необходимость принятия православия. Илларион описывает также и положительные личные качества правителя, выделяющие его среди прочих людей. Он упоминает о многочисленных успешных военных походах, предпринятых под его предводительством.
Третья часть книги «О законе и благодати» Иллариона начинается с того, что автор излагает следующую мысль: у каждого народа есть определенный святой, который призван привести его к христианской вере. Для Руси таким человеком является князь Владимир, который был прославлен в лике святых как равноапостольный.
Счастье бывает разным
Очень необычным может быть счастье человека, который прочно связал свою жизнь с Богом. Профессор Московской духовной академии богослов Осипов А. И. считает, что счастье отнюдь не зависит от степени обеспеченности человека материальными благами. В подтверждение своих слов он приводит два случая.
Один из них произошел с последним из насельников Оптинского монастыря Никоном, которого арестовали в 1929 году. Он был обрит, острижен, с него сняли монашескую одежду и посадили в камеру вместе с уголовниками, где он заразился туберкулезом.
Иногда ему удавалось передавать на волю письма. В одном из них есть удивительные строки о том, что счастью Никона нет предела, он в конце концов познал смысл библейского выражения «Царство Божие внутри нас».
Второй случай относится к жизни великомученика Евстратия, который жил в III веке. Когда с него снимали кожу, лицо его озарилось необыкновенным светом, и он внезапно воскликнул: «Мучение – это радость рабам Божиим». Его мучители были так потрясены, что часть из них бросила орудия казни, сказав: «Я христианин!» За это им отрубили головы.
В заключение А. И. Осипов отмечает, что христианство может дать человеку истинное счастье. Таким образом, можно сделать вывод о том, что счастье и благодать – понятия не идентичные. Однако для людей, посвятивших свою жизнь служению Богу, они могут быть очень близкими, так как они испытывают чувство счастья от приближения к Божественной сущности.
Божественная энергия — врачеватель души человеческой
Иисус сказал: «…Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне» (Иоанна 15:4). И это означает, что Отец Небесный не требует от человека обходиться собственными силами, божья благодать снизойдет к каждому, кто в него уверует всецело.
Божественная энергия является мостом между человеком и Богом. Если ее нет, то между первым и вторым непреодолимая бездна. Именно поэтому христиане поклоняются святым иконам, мощам, так как они являются носителями благодати божьей и помогают приобщиться к энергиям Отца Небесного.
Самой великой тайной благодати является смирение. Когда человек смирился и кается, он смотрит только на себя и никого не судит. В этом случае Высший принимает и очищает его душу. Стяжать благодать можно через непрекословное соблюдение божьих заповедей, но быстрее всего благодатная энергия снизойдет к смиренным через их покаяние.
Историческое богословие
Раннее христианство
В документах раннего христианства, известных как произведения «мужей апостольских», благодать упоминается как дар, который Бог через Христа даёт человеку и представляется как сила («δυναμις»), благодаря которой человек может стремиться к праведности и идти по пути послушания. В этом понимании благодать даёт силы, посредством которых человек может обрести праведность и достичь спасения
При этом многие богословы (в особенности в протестантизме) не воспринимают произведения мужей апостольских как полное и точное изложение вероучения ранней церкви, учитывая ещё и то, что часть произведений считаются подложными, то есть не принадлежащими авторству учеников апостолов, которым их приписывают. В частности, критически воспринимают содержание этих произведений лютеранские богословы, в которых они видят не только морализаторство, но и «легализм» (законничество), отличающие, на их взгляд, эти произведения от книг Нового Завета. Особенности представлений о благодати у «апостольских мужей», по мнению некоторых исследователей, повлияли на формирование средневековых представлений о благодати с тенденцией к «учению о делах».
Соборы V века. Споры о благодати
Св. Августин. Фреска капеллы Санкта-Санкторум в Латерано. VI в. Учение о спасении грешника по благодати получило развитие в V веке благодаря богословскому спору между епископом Гиппонским Августином и британским монахом Пелагием. Августин настаивал на том, что благодать является единственным условием спасения души. Пелагий допускал возможность достижения святости и спасения своими собственными силами, без помощи Божьей.
Разногласия были связаны с представлением Пелагия о первородном грехе как случайном факте, который не отразился на потомках Адама. Они, по представлениям Пелагия, были такими же, каким был Адам до своего греха. В свою очередь Августин учил, что человек в результате первородного греха пал, а его природа настолько изменилась, что он не в состоянии обрести спасение без помощи Бога.
На Арелатском соборе между 470 и 475 г., одобрили трактат епископа Фауста «О благодати Божией и свободе воли человека», и спор между учением Августина и Пелагия был решён на основании учения прп. Иоанна Кассиана в духе синергизма. Учение, изложенное Иоанном Кассианом о взаимодействие Бога и человека в деле спасения человека, стало общецерковным учением. Но после смерти Кассиана Римская поместная церковь в этом споре приняла сторону Августина, правда, с признанием некоторого человеческого участия в спасении. Среди западных отцов и богословов возобладала позиция сторонников учения Августина, которая была утверждена на Аравсионском соборе 529 года, где каждое из его решений подтверждалось высказываниями Августина. Собор отступил от принципа синергизма, который исповедовал в вопросе благодати и свободы воли прп. Иоанн Римлянин и его последователи. Решения Арвсионского собора по этому вопросу были одобрены папой Бонифацием II.
На Карфагенском соборе 412 года был осуждён ученик Пелагия Целлестий, а на Карфагенском соборе 416 года осуждение было распространено и на Пелагия.
Богословское значение благодати для спасения было сформулировано на Карфагенском соборе 419 года. В Правилах Карфагенского собора о благодати говорится следующее:
Анафема провозглашалась также на тех, кто говорил о том, что благодать Божья даётся только к тому, чтобы не грешить, через открытие нам греха и не даёт любви и силы совершать то, что мы познали (правило 126). Анафема провозглашалась и на тех, кто утверждал, что благодать оправдания даётся для совершения того, что мы могли бы совершить и без неё, хотя и с неудобством (правило 127).
Что значит стяжать Святого Духа?
Стяжание Святого Духа есть стяжание Божьей благодати. Под стяжанием нельзя подразумевать накапливание по подобию того, как накапливаются материальные или даже нематериальные ценности, такие как трудовые навыки или знания.
Стяжание благодати означает нечто другое. По мере духовно-нравственного преображения человека, которое совершается не иначе как при содействии Божьем, человек не просто становится лучше и совершенней; он уподобляется Богу и духовно сближается с Ним. Чем выше степень уподобления и единения человека и Бога, тем ярче проявляется и выразительней сияет в нём Божья благодать. Собственно, весь этот благодатный спасительный процесс и называется стяжанием благодати или освящением, обожением (см: Синергия; Обо́жение).
Значение слова «благодать» в словарях русского языка
Благодать
Благода́ть (, , ) — одно из ключевых понятий христианского богословия, рассматривается как дар для человека от Бога, подаваемый исключительно по милости Господа, без всяких заслуг со стороны человека и предназначенный для его спасения и освящения («возрастания в благодати»).
Википедия
I ж.Благоволение, добро, помощь, исходящие — по религиозным представлениям — от Бога , ниспосланные им. II ж.
1.Состояние удовлетворенности, душевного покоя.
2.Состояние природы, окружающего мира, вызывающее у человека чувство покоя, умиротворенности, блаженства.
3.Изобилие каких-либо материальных благо I
1..
4.Исключительно благоприятные условия жизни, деятельности в сравнении с общераспространенными.
Большой современный толковый словарь русского языка
ж. 1) а) Благоволение, добро, помощь, исходящие — по религиозным представлениям — от Бога, ниспосланные им. б) устар. Благо, добро, благополучие. 2) Состояние удовлетворенности, душевного покоя. 3) Состояние природы, окружающего мира, вызывающее у человека чувство покоя, умиротворенности, блаженства. 4) а) перен. разг. Изобилие каких-л. материальных благ. б) Исключительно благоприятные условия жизни, деятельности в сравнении с общераспространенными.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой
благод`ать, -и
Словарь русского языка Лопатина
очень хорошо, прекрасно (где-нибудь) Весной здесь б. Какая тут б.! благодать В религиозных представлениях: ниспосланная свыше сила Б. низошла на кого-н. благодать Colloq о чем-нибудь хорошем, имеющемся в изобилии В лесу всякая б. : и грибы, и ягоды.
Словарь русского языка Ожегова
гора на Ср. Урале, близ г. Кушва. Добыча железной руды. Высота (до начала разработки) 364 м. См. Гороблагодатские железорудные месторождения.
Современный толковый словарь, БСЭ
благодать ж. 1) а) Благоволение, добро, помощь, исходящие — по религиозным представлениям — от Бога, ниспосланные им. б) устар. Благо, добро, благополучие. 2) Состояние удовлетворенности, душевного покоя. 3) Состояние природы, окружающего мира, вызывающее у человека чувство покоя, умиротворенности, блаженства. 4) а) перен. разг. Изобилие каких-л. материальных благ. б) Исключительно благоприятные условия жизни, деятельности в сравнении с общераспространенными.
Толковый словарь Ефремовой
благодати, мн. Нет, ж.
1. Полнота благ, довольство (разг.). Какая у вас тут благодать!
2. Свыше ниспосланная сила, помощь (церк.). Нет ни в чем вам благодати; с счастием у вас разлад. Пушкин.
Толковый словарь русского языка Ушакова
гора на восточном склоне Среднего Урала, в Свердловской области РСФСР, вблизи г. Кушвы. Высота 364 м. Месторождение магнетитовых железных руд, залегающих в контакте сиенитов с толщей сланцев, туфов и известняков среднепалеозойского возраста. Запасы 154,9 млн. т (1956). Ежегодная добыча 3 млн. т. Разработка железной руды начата в 1735 и ведётся главным образом открытым способом на восточном склоне Б. На базе этих руд были построены Кушвинский, Верхнетуринский, Верхне- и Нижнебаранчинский железоделательные заводы. Реконструированные за годы Советской власти рудники Б. обеспечивают рудой и агломератом Нижнетагильский комбинат.
Большая советская энциклопедия, БСЭ
Что такое Божья благодать
Ветхий Завет называет божественную милость необычным словом хэн, означающим благосклонность, приязненность, доброжелательство. Новозаветное Евангелие использует термин харис, который трактуется аналогично. Ранние христиане объясняли такую благость, как Святой Дар Господа, данный через Сына Божьего. Получив его, люди становятся на путь истинный, обращающий их в праведников. Таким образом великая сила приводит верующих христиан к спасению.
Определение Благодати в религиозных представлениях
Православие называет благодатью явление Всевышнего грешнику. Божественная милость, которая снизошла на падшего мирянина, помогает побороть духовные страсти, обращая человека к Богу, даруя ему желанное избавление. Понятие благости часто связывают со святыми, через которых она действует. Такая сила призвана освящать и освобождать грешную душу.
Богословы связывают Божью милость с церковными таинствами, святынями, раскаянием и спасением. Будучи ключевой концепцией сотериологии, ее делят на несколько видов:
- предшествующая – побуждает к исповеди;
- действующая – помогает вступить в диалог с Христом;
- содействующая – оказывает божественное содействие.
Спор Августина с Пелагием
В V веке учение о спасении грешников по благодати получило свое дальнейшее развитие благодаря спору между двумя богословами – Августином (епископом Гиппонским) и Пелагием (британским монахом). Первый из них настаивал: «Благодать – это единственное условие, необходимое для спасения души». Второй же выдвигал предположение о том, что достигнуть святости спасения возможно, воспользовавшись собственными силам, без помощи Бога.
Разногласия между оппонентами были связаны с тем, что Пелагий рассматривал первородный грех как случайный факт, не отразившийся на потомках Евы и Адама. Они, как считал монах, представляли собой таких же людей, каким Адам был до грехопадения. Августин же доказывал, что после первородного греха человек пал, а природа его изменилась так сильно, что без помощи Бога обрести спасение он не может.
Наш ответ на благодать
Какой же ответ Бог ожидает от нас? В 13-й главе Евангелия от Луки Иисус призывал людей к покаянию. В чём мы должны покаяться? Во многом, включая то, что мы, по своей гордости, считали заслуженным всё, что получили в жизни. Нам придётся также покаяться в недовольстве Богом за то, что Он не дал нам того, что мы хотели.
Ещё один ответ, который Бог ожидает от нас за ежедневную благодать, изливающуюся в нашу жизнь, — это благодарность. Мы должны быть благодарны за то, что нам дано. Иногда мы так сосредоточены на том, чего у нас нет, что не замечаем того, что у нас есть.
Покаяние и благодарность помогают нам применять дары, которые Бог нам дал, более мудро. Мы должны использовать время, которое Он даёт нам каждый день, для исполнения Его воли. Мы должны использовать силу и мудрость, которые Он даёт, чтобы делать правильный выбор, который принесёт пользу не только нам самим, но и другим.
Наконец, в ответ на Божью благодать мы должны давать благодать другим. «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Матф. 5:44). Если мы посмотрим вокруг, то увидим многих, кто, по нашему мнению, не заслуживает нашей благодати. И всё же Господь призывает нас быть похожими на Него и дарить благодать тем, кто ненавидит нас и причиняет нам боль. Мы должны прощать, не требуя возмездия, и молиться, чтобы благодать, которую Бог изливает через нас, привлекла бы их к нашему чудесному Богу, который хочет, чтобы каждый испытал полноту Его любви.
Как-то богословы собрались, чтобы сравнить различные религии мира, и спорили о том, в чём особенность христианства. Услышав об этом, писатель Клайв Льюис, автор саги «Хроники Нарнии», ответил: «О, это просто. Это Благодать». Идея Божьей любви, приходящей к нам даром, не требующей от нас усилий, — радикальна. Она может исходить только от любящего и милостивого Бога, который послал Своего Сына умереть за нас.
Беседа Серафима Саровского с помещиком Мотовиловым
Фото: Rusorel.info
В записи этой беседы данное понятие встречается более 50 раз, считается, что это наиболее полное и подробное учение о благодати.
Серафим утверждает, что любое доброе дело, которое совершается ради Спасителя, дает Божью Благодать. Но сильнее всего она проявляется после молитвы. Говоря «Царство Божие внутрь вас есть», Христос понимает под «Царствием Божием» благодатное состояние человека, в котором он пребывает, ведя праведную жизнь. По мнению Серафима Саровского, это один из путей, чтобы становиться ближе к Всевышнему.
Святой подчеркивает еще один важный нюанс. От Всевышнего человек получает благодать, но затем теряет ее, так как оказывается не в состоянии удержать. А это необходимо делать, нужно приумножать и накапливать эту благодать.
Как вернуть Божью благодать
Случается, так что христианин получивший милость Господню, превращается в чересчур высокомерного человека, осмелившегося дозволять себе те вещи, о которых до этого времени даже не смел и вообразить. С наступлением такого момента Всевышний может забрать у человека дарованную ему милость.
При этом мирянин будет чувствовать себя так, будто на него снизошло все то возмездие, которое только может существовать, его раздирает безнравственность, однако если он способен будет образумиться, то тогда Господь возвратит ему свою прежнюю благосклонность.
Милость Всевышнего охватывает человека каждую минуту его жития и только он способен принять решение, быть ли ему достойным, дабы смочь узреть и обратиться к ней.
Действие Божьей благодати в современном мире также встречается, вот один из таких случаев. Мать семейства Светлана умирала от пневмонии. Ее родные отчаявшись позвали в дом священнослужителя, когда тот пришел его встретил брат женщины. Он сказал: «Вы, пришли слишком поздно. Она уже скончалась».
Лучшая статья для Вас, переходите: Как попасть к отцу Власию в Пафнутьев-Боровский монастырь
В этот момент произошло чудо, хоть женщина уже 23 минуты как перестала дышать, на нее снизошла Христова милость и она очнулась. Сейчас Светлана чувствует себя прекрасно отдает себя служению людям и Господу.
Господь всегда с Вами!
Что такое Божья благодать
Греки под добровольным незаслуженным покровительством принимали карис, харизму, апостолы позаимствовали это слово для обозначения дара от Творца, выражая им незаслуженную милость от Господа. Карис нельзя заслужить своими хорошими делами, это Божий подарок, дарованный христианам по великой милости Творца.
Если глубоко вдуматься, то проявление Господнего присутствия в жизни христиан, допуск до Таинств, защита и покровительство Всевышнего и есть тот благодатный подарок, для принятия которого надо так мало и так невероятно много, нужна вера.
Божья благодать представляет собой некую неуловимую силу, которую Всевышний направляет на христианина
Многие люди, не понимая самой сути благодати Бога, стараются всю жизнь работать, пытаясь заработать то, что уже им дано, но не умеют взять великое обетование по своему неверию или незнанию.
Апостол Павел в послании Римлянам 11:6 говорит о том, благодать не будет харизмой, если она дарована по делам. Каждый христианин, не понимающий великой милости Творца, пытается делами заработать право вечной жизни, хотя это дано Богом от самого начала бесплатно, безвозмездно!
Иисус сказал, что Он есть путь, истина и жизнь (Иоан. 14:6), и принимающий это автоматически, принимает подарок спасение, ибо это есть дар. Что надо для получения подарка? Ничего, кроме признания Того, Кто этот дар дает. В послании Ефесянам 2:8-9 Павел разъясняет, что достаточно только веры, чтобы получить благодать даром, ибо, если бы мы могли это заработать или заслужить, тогда наградой могли бы хвалиться, а так получили дар.
Благодатное прикосновение Господнее можно сравнить с невидимой силой, направляемой Творцом на христианина. Дьявол расставил повсеместно свои силки страха, неверия, неуверенности, пороков, а Господь накрывает верующих своей защитой, покровом безопасности, силой противостоять греху. Когда сторонники истинного вероисповедания попадают в жизненные проблемы, они ощущают харизму присутствия Творца и Спасителя через веяние Святого Духа, в их души приходит мир и покой.
Важно! Христианин, принимающий благой дар от Господа, наполняется Его силой, но при этом остается человеком, наполненным благодатью, но не Богом
Благодать в книгах Библии
Ветхий Завет
В Писаниях Ветхого Завета еврейское слово חֵן
(«хэн») встречается много раз, в том числе и в текстах, относящихся к мессианским пророчествам (Зах. 4:7; Зах. 12:10). В синодальном переводе чаще всего переводится словами «благодать» (Быт. 6:8, Пс. 83:12), «милость» (Быт. 47:25, Прит. 3:34), «благоволение» (Быт. 18:3), а в некоторых случаях словами «приятность» (Прит. 13:16, Прит. 22:11), «прекрасный» (Прит. 1:9, Прит. 4:9, Прит. 5:19), «расположение» (Есф. 2:15), «благорасположение» (Еккл. 9:11), «приязнь» (Прит. 28:23), «миловидность» (Прит. 31:30), «благонравная» (Прит. 11:16).
Новый Завет
В Новом Завете греческое слово «χάρις» (милость, благодеяние, награда, услуга, одолжение) встречается в текстах Евангелия от Луки, Евангелия от Иоанна, в книге Деяний Апостолов, в посланиях апостолов Иакова, Петра, Иоанна, Павла 146 раз в той или иной форме (не считая глагольных) и используется, в основном, в контексте прощения грехов для верующих в Иисуса Христа, а также содействия их духовной жизни (особенно в приветствиях). Иногда обозначает конкретные дары и благословения (ср. 2Кор. 9:8, 14-15).
Токсичность
Трава Божьей благодати очень ядовита во всех частях и больше не используется в традиционной медицине . Основными активными ингредиентами являются тетрациклический тритерпен Гратиогенин , Гратиогенинмоноглюкозид , Гратиозид и 16-гидроксигратиогенин , согласно более ранней информации, также Гратиотоксин . Есть 0,08% в свежих листьев cucurbitacin Е и 0,02% cucurbitacin I .
Симптомами отравления являются тошнота, слюнотечение, рвота, колики, кровавый понос, воспаление почек, ощущение жжения в мочевыводящих путях, судороги, нарушение работы сердца и дыхания. В смертельных случаях смерть наступает из-за коллапса, возможно, из-за паралича дыхания
Обращает на себя внимание также нарушение зрения и цветового восприятия. Местно раздражающее и центрально-резорбтивное, сначала вызывая центральное возбуждение, а затем парализуя
Сильно оцифровка эффект приписываются к свободному токсину . В качестве побочных эффектов этого токсина наблюдались кровавые испражнения у беременных — аборт , сильные судороги, сильная рвота, а также нарушения работы сердца и дыхания.
Иногда случались отравления животных. Ядовитый гратиозид выделяется с молоком, в результате чего возможно дальнейшее отравление.
Бог дарует всем людям благодать
Бог есть любовь, поэтому Он изливает Свою благодать на добрых и злых людей. Неверующие люди дышат тем же воздухом, что и верующие. Люди, отвергающие Бога, пьют воду, едят вкусную и полезную пищу, любят близких людей, женятся, воспитывают детей, созидают и творят.
Господь не лишает их благ. Я даже заметил, что часто бывает, когда атеисты живут лучше, чем христиане. У них больше денег, лучше карьера и они неплохо устраиваются в этой жизни.
Несмотря на то, что я верю в полную греховность человека и придерживаюсь доктрины первородного греха: которая раскрывает, что все люди рождаются грешниками и нуждаются в Божьей благодати, милости и прощении. Но все же много хорошего есть в этом мире, потому что Господь наполняет эту землю Своими благословениями.
Бог наделил многих людей высоким интеллектом, дал способности и таланты тем, кто даже не прикладывает больших усилий, чтобы развивать их.
Мы видим Божье творчество и красоту в искусстве. Когда я слушаю прекрасную музыку или смотрю на картину талантливого художника, я не просто вижу гениальные произведения – я слышу и вижу Бога в этих творениях.
Мне жаль, что в наше время, люди, даже некоторые христиане, разделяют науку и христианскую веру. Ведь в прошлых веках, многие ученые, были глубоко верующими людьми. Наука происходила от веры в Бога и возвращалась в Него, чтобы прославлять Его человеческими талантами.
Что мы имеем, что не получили свыше? Чем мы можем хвалиться? Мы считаем, что мы умные, способные, красивые, всего добились сами в нашей жизни. Как сейчас принято выражаться: мы сами себя сделали, мы сами строим свою жизнь.
И я не хочу принизить ни одного человека. Но Бог сделал нас венцом Своего творения. Он дарует нам разум и силу, красоту и таланты, желание созидать и творить, потому что мы являемся Его образом и подобием. Грех исказил Божий образ в нас, но не разрушил. И Бог открывает спасительную благодать в смерти Христа за грехи всякого человека.