379,ассирийцы (народ)

Активисты

  • Нинос Ахо — поэт и отец-основатель современного ассирийского национализма
  • Фрейдун Аттурая — врач, поэт и основатель первой ассирийской политической партии, Ассирийской социалистической партии
  • Ладо Давыдов — советский солдат Великой Отечественной войны и Герой Советского Союза.
  • Наум Файк — писатель, поэт и отец-основатель современного ассирийского национализма
  • Джумана Ханна — участвует в пропаганде войны против Баас, жертва пыток.
  • Рейне Ханна — директор Ассирийского института политики
  • Рози Малек-Йонан — актриса, писательница, режиссер, общественный деятель и правозащитник
  • Хурмиз Малик Чикко — мученик и лидер ассирийской вооруженной борьбы против режима Баас в Ираке в конце 1950-х — начале 1960-х годов.
  • Фарид Нажа — журналист и отец-основатель современного ассирийского национализма
  • Джулиана Таймурази — основатель и президент Иракского христианского совета помощи , старший научный сотрудник Philos Project

Предприниматели

  • Нарсай Давид — американский ресторатор, шеф-повар, винодел и писатель.
  • Даниэль Хадад — аргентинский бизнесмен, связанный с телекоммуникациями и СМИ
  • Сью Исмиэль — основательница Nad’s, многомиллионной компании по производству восков и косметики в Австралии с продажами по всему миру.
  • Милтон Малек-Йонан — американский изобретатель малекизированного риса
  • Боб Майнер — американский бизнесмен, соучредитель Oracle Corporation
  • Джефф Мурад — американский бизнесмен и инвестор, генеральный директор MLB Arizona Diamondbacks , а также заместитель председателя и генеральный директор MLB Сан-Диего Падрес
  • Виктор Нациф — мексиканский бизнесмен, вице-президент по дизайну Nissan Design Europe
  • Тони Резко — американский бизнесмен, политический сборщик средств, ресторатор и застройщик.

Бог Ашшур — патрон одноимённой столицы

Ухудшение климата на Аравийском полуострове во 2-й половине 3-го тыс. до н. э. привело к тому, что многие семитские племена стали переселяться к среднему течению Евфрата. Ассирийцы были северной группой семитских племён. Первый город они построили на правом берегу Тигра у Нижнего Заба. Это было очень выгодное положение для города, поскольку он представлял собой естественную крепость на скалистом берегу, защищённую с одной стороны рекой. Город был назван в честь племенного бога Ашшура, который поначалу считался покровителем охоты и изображался вместе с быками. Но постепенно, с разрастанием города и ростом военной угрозы, образ божества трансформировался в покровителя воинов и был наделён регалиями творца Вселенной.


Барельеф с изображением бога Ашшура. (wikipedia.org)

Национальное ремесло

После Первой мировой, в 1919 году, на парижской мирной конференции предлагалось создать ассирийское государство, подобно тому, как три десятилетия спустя подобным образом с помощью Лиги Наций будет создан Израиль.

В 1930-е предполагалось расселение ассирийцев в Бразилии, Нигере или Гвиане. Однако предложение никто не поддержал, и беженцы-ассирийцы столкнулись с новыми проблемами. Те, кто проживал в СССР, подверглись гонениям из-за религиозных убеждений, а впоследствии, после Второй мировой – и принудительной депортации в Сибирь вместе с немцами Поволжья и другими некоренными народами России.

Ассирийцы, вернувшиеся из Сибири или избежавшие депортации, не были в состоянии жить городской жизнью, не говоря по-русски или даже не имея паспорта, и им приходилось искать способы приработка. Таким способом стала чистка обуви и ремонт обуви – этим ремеслом ассирийцы в России занимаются уже более ста лет.

Уличные сапожники и чистильщики обуви восточной внешности в Москве, Санкт-Петербурге и других городах уже давно стали неотъемлемой частью города. В ноябре 1920 году Михаил Калинин приказал «ассирийцам предоставить чистку и ремонт обуви», а в Ленинграде после войны даже существовала особая артель «Трудассириец», способствующая трудоустройству мигрантов.

Таким образом происходила постепенная интеграция ассирийцев в российское общество. Впоследствии, ассирийцы, привыкшие к родовым традициям, селились настолько компактно, что порой целые дома в Москве были заняты только ими. А необычные ассирийские фамилии быстро заменились на русские – Бен-Йохананы, к примеру, превратились в Ивановых.

Расселение в настоящее время

Ближний Восток

После падения режима Саддама Хусейна () происходили похищения и убийства ассирийцев, поджоги их храмов. В данный момент (2015) боевики ИГИЛ на захваченных ими территориях повсеместно уничтожают ассирийцев.

70 000 ассирийцев живут в Иране, 50 000 — в Сирии. В Турции живут 20 000 ассирийцев. Раньше их называли «турками-семитами». Сейчас Турция признает ассирийское меньшинство и использует в публичной сфере самоназвание народа — «сурьяни». Ассирийцы Тур-Абдина в Турции называют себя «сураи» и традиционно говорят на новоарамейском языке туройо.

Армения

На территории Армении современные ассирийцы впервые оказались после русско-персидской войны 1826—1828 годов, когда власти разрешили активным сторонникам России (армянам и ассирийцам из района озера Урмия) переселиться на территорию Российской империи. В Армении ими были основаны три села: Арзни, Койпасар (Димитров) и Верхний Двин.

Прибывшие ассирийцы принадлежали к Ассирийской Церкви Востока и в каждом селе была своя церковь, заброшенные в советское время. Летом 2008 года в селе Верхний Двин была восстановлена первая ассирийская церковь и был прислан священник из Ирака.

Сейчас в Армении проживает около 8000 ассирийцев в сёлах Верхний Двин, Димитров, Шарияр и Арзни Котайкской области. Во всех селениях в школах изучают ассирийский язык. Также его изучают в школе им. Пушкина в Ереване.

Грузия

Тогда же ассирийцы появились и на территории Грузии. Старейшее и крупнейшее ассирийское село — Дзвели-Канда в 25 км северо-западнее Тбилиси, в нём проживает 1500 жителей, из которых 709 человек являются ассирийцами. Всего в Грузии — 2377 ассирийцев (по переписи 2014 года). Также в Грузии с октября 2009 года действует Ассиро—Халдейский Католический Храм.

Россия и СССР

Часть ассирийцев поселилась в России, бежав из Турции в —1918 годов. Беженцев было не менее 100 000 человек. Святейший Синод несториан не жаловал, настаивая на немедленном переходе в православие или на возвращении обратно, в Турцию. В этой безвыходной ситуации ассирийцы записывались православными, но продолжали исповедовать свою веру.

В 1930—1940-е годы многие ассирийцы, особенно проживавшие в Грузии и Азербайджане, подверглись репрессиям. Вторая волна репрессий против ассирийцев в СССР прошла в 1949—1950 годах. Ассирийский народ был обвинён в измене Родине, шпионаже и вредительстве. Ассирийцы подверглись высылке из Закавказья и Крыма в Сибирь.
Также в Москве построили Ассирийскую церковь.
По воспоминаниям друзей, художник Хнанья Бриндаров в 1950 году хотел издать книжку ассирийских сказок со своими иллюстрациями, и в издательстве ему сказали, что называть этот народ нельзя. Книжка вышла под названием «Охотник Харибу. Восточные сказки». По данным переписи населения 2002 года, на территории России проживало 13 600 ассирийцев, из них владеющих ассирийским языком 7762 человека.

Праздник в сирийском православном монастыре в Мосуле, нач. XX века

Ассирийская народная музыка на свадьбе

Субъект федерации Численность ассирийцев в 2002 году, тыс.
Краснодарский край 3,8
Москва 2,7
Ростовская область 2,0
Республика Татарстан 0,14

Численность ассирийцев в СССР:

  • 1926 г. — 9808
  • 1939 г. — 20 526
  • 1959 г. — 21 803
  • 1970 г. — 24 294
  • 1979 г. — 25 170
  • 1989 г. — 26 160

Единственный населённый пункт России, в котором большинство жителей является ассирийцами, является село Урмия в Курганинском районе Краснодарского края.

Царь Ашшура: «за жизнь свою и своего города»

Правитель Ашшура носил титул ишшиаккум, его власть была наследственной, но не абсолютной. Он отвечал за религиозный культ и строительство храмов в городе, был верховным жрецом и военным вождём. Кроме того, глава Ашшура был верховным землеустроителем и главой совета старейшин, ведавшего основными государственными делами и казной. Постепенно совет стали формировать люди, приближённые к правителю. С усилением власти царя значение совета падало.


Развалины Ашшура. (wikipedia.org)

Почти все значимые торговые пути Передней Азии так или иначе проходили вблизи ассирийских городов или через них. Правители Ашшура постоянно пытались взять их под контроль, постепенно обороняющееся государство превратилось в агрессивное и выросло в могущественное и великое Ассирийское царство.

В 9-м в. до н. э. Ашшурнацирапал II перенёс свою резиденцию в Кальху, оставив за Ашшуром статус религиозной и культурной столицы Ассирии. До последних дней существования древний город не терял своего величия и значимости, пока в 614 г. до н. э. не был взят и полностью разрушен мидянским войском.

Конец Ассирийского владычества

С обновленной армией Тиглатпаласар III (745-727 гг. до н.э.) возобновил захватническую деятельность. В 743-740 гг. до н.э. он разгромил коалицию северосирийских и малоазийских правителей и получил дань от 18 царей. Затем, в 738 и 735 гг. до н.э. он совершил два удачных похода на территорию Урарту.

В 734-732 гг. до н.э. организовалась новая коалиция, направленная против Ассирии, в которую вошли Дамасское и Израильское царство, многие города побережья, арабские княжества и Элам. На востоке к 737 году до н.э. Тиглатпаласару удалось закрепится в ряде районов Мидии. На юге был побежден Вавилон, и сам Тиглатпаласар короновался в нем короной вавилонского царя. Завоеванные территории отдавались под власть администрации, назначаемой ассирийским царем. Именно при Тиглатпаласаре III началось систематическое переселение завоеванных народов, с целью перемешать и ассимилировать их. Из одной лишь Сирии было переселено 73 000 человек.

При приемнике Тиглатпаласара III – Салманасаре V (727-722 гг. до н.э.) была продолжена широкая завоевательная политика. Салманасар V попытался ограничить права богатых жрецов и торговцев, но был в результате свергнут Саргоном II (722-705 гг. до н.э.). При нем Ассирия разгромила восставшее Израильское царство. После трехлетней осады, в 722 г. до н.э. ассирийцы штурмом взяли столицу царства – Самарию, а затем ее полностью разрушили. Жители были переселены на новые места. Израильское царство исчезло. В 714 г. до н.э. было нанесено тяжелое поражение государству Урарту. Тяжелая борьба шла за Вавилон, который пришлось несколько раз захватывать заново. В последние годы царствования Саргон II вел тяжелую борьбу с племенами киммерийцев.

Сын Саргона II – Синаххериб (705-681 гг. до н.э.) также вел ожесточенную борьбу за Вавилон. На западе ассирийцы в 701 году до н.э. осадили столицу Иудейского царства – Иерусалим. Иудейский царь Хизкия принес Синаххерибу дань. Ассирийцы подошли к границе Египта. Однако в это время Синаххериб был убит в результате дворцового переворота и на трон взошел его младший сын – Асархаддон (681-669 гг. до н.э.).

Асархаддон совершает походы на север, подавляет восстания финикийских городов, утверждает свою власть на Кипре, завоевывает северную часть Аравийского полуострова. В 671 году он завоевывает Египет и принимает титул египетского фараона. Умер он во время похода на вновь восставший Вавилон.

В Ассирии к власти пришел Ашшурбанапал (669 – около 635/627 гг. до н.э.). Это был очень умный, образованный человек. Он владел несколькими языками, умел писать, обладал литературным талантом, приобрел математические и астрономические познания. Он создал крупнейшую библиотеку, состоявшую из 20 000 глиняных табличек. При нем строились и реставрировались многочисленные храмы и дворцы.

Однако во внешней политике дела у Ассирии шли не так гладко. Восстает Египет (667-663 гг. до н.э.), Кипр, западносирийские владения (Иудея, Моав, Эдом, Аммон). На Ассирию нападают Урарту и Манна, против Ассирии выступает Элам, восстают мидийские правители. Только к 655 году Ассирии удается подавить все эти выступления и отбить нападения, однако вернуть Египет уже невозможно.

В 652-648 гг. до н.э. опять восстает мятежный Вавилон, к которому присоединяются Элам, арабские племена, финикийские города и другие покоренные народы. К 639 г. до н.э. большая часть выступлений была подавлена, но это были уже последние военные успехи Ассирии.

События развивались стремительно. В 627 г. до н.э. отпала Вавилония. В 625 г. до н.э. – Мидия. Эти два государства заключают между собой союз против Ассирии. В 614 г. до н.э. пал Ашшур, в 612 – Ниневия. Последние ассирийские войска были разгромлены в битвах при Харране (609 г. до н.э.) и Каркемише (605 г. до н.э.). Ассирийская знать была уничтожена, ассирийские города были разрушены, рядовое ассирийское население смешалось с другими народами.

Ассирия исчезла с лица земли. Оказалось, что создать крепкое государство с помощью страха, насилия и грабежей невозможно. Этому учит и история небольшого городка, купцы которого сначала хотели лишь одного – свободно торговать на мирных восточных рынках.

Жизнь в разных местах/странах

В Армении ассирийцы являются третьим по численности народом. В страну они прибыли после русско-персидской войны, постепенно основав три села. Сейчас армянские ассирийцы занимаются садоводством, выращивают виноград и возделывают культуры. Многие из них стали интеллигенцией, занимают посты чиновников. Сложности во взаимоотношениях с армянами не наблюдаются — велик рост смешанных браков. Населению не запрещают изучать ассирийский и преподавать его в сельских школах. В Грузии насчитывается около 2500 ассирийцев. В основном они живут в крупных городах, знают грузинский и русский языки. Свободно говорят на ассирийском и владеют особым диалектом новоарамейского. Правительство способствует развитию и интеграции населения с грузинами, дает свободу вероисповедания. В Россию ассирийцы пришли еще в 1920 году. В результате Первой мировой более 100 тысяч человек спасались бегством, укрываясь в Советском Союзе. Тогда многие принимали православие, что воспринималось негативно самими ассирийцами. Ситуация для них усугублялась и массовой высылкой в Сибирь и Закавказье. Сейчас наблюдается частичная ассимиляция ассирийцев — значительная часть из них не знает родного языка и культуры. Тем не менее в Москве существует ассирийская церковь, в которой ведутся богослужения.

История

Ассирийцы в конце Османской империи

В XIX — го  века и в начале XX — го , были распределены ассирийцы всех христианских конфессий в провинциях Османской империи , которые в настоящее время составляют на востоке Турции , в Ираке и Сирии , а также в Иране и на российском Кавказе ( Армения , Грузия ). Их родным языком был Sureth , происходящий от арамейского .

Ассиро-халдейское христианское население было разделено на две основные группы: ахиретцы и райяты .

  • в Achirets или автономные племена были в числе семь, в основном в Hakkiari горного диапазоне . Эти племена находились под совместной властью их вождей, маликов , и Мар Шимуна , патриарха церкви Востока, проживавшего в Котчанесе . У них не были какой — то феодальный типом автономии до 1843-46, когда Османская империя подавляла феодальные подразделения Бохтана и Hakkiari следующего массовых убийств ассирийцев и курдов конкурирующих по курдскому эмиру Бохтана..
  • райяты популяции субъект (зимми) феодальной власти в Турции или курдской Аги , которому они перечисляются, в обмен на его защиту, половина продукта их труда.

Экспедиции бедирхан-бека (1843 и 1846 гг.)

В 1843 году Нуруллах Бег, курдский принц Хаккари , обратился к Бедирхан Бегу , курдскому принцу Ботана , с просьбой помочь ему покорить ассирийцев в регионе, которые затем восстали против него. Бердирхан-бек в это время находился в процессе утверждения своей независимости от османов и считал Нуруллаха-бека одним из своих стратегических союзников.

Следовательно, в 1843 и 1846 годах Бедирхан-бег начал две экспедиции против ассирийцев Хаккари, которые вылились в резню. Мар Шимун, патриарх Ассирийской церкви и духовный лидер ассиро-халдеев, нашел убежище в Мосуле в 1843 году.

Согласно некоторым источникам, именно английские и американские миссионеры, обосновавшиеся в Курдистане, по требованию османских властей, настроили бы халдейских христиан против курдских принцев.

Так или иначе, Бедирхан-бег, до того пользовавшийся имиджем защитника христиан, окончательно потерял поддержку и симпатии европейских держав, протестовавших даже против представителей султана. Эта потеря внешней поддержки ускорила его падение в 1847 году.

Первая мировая война

Во время Первой мировой войны ассирийцы, такие как армяне и понтийцы , подверглись этно-религиозной чистке, иногда называемой геноцидом, поскольку они населяли преимущественно нетурецко-мусульманские территории между Анатолией и Азербайджаном — с точки зрения как пантюркизма (политического союза между «турки» Анатолии, Кавказа и Средней Азии) и карательное население, справедливо или ошибочно подозреваемое в заключении пакта с врагами турок-мусульман: Россией, Грецией, Францией, Великобританией, Италией.

Резня в Урмии и Салмасе

Осенью 1915 г. независимые ассирийские племена Hakkari , во главе со своим духовным лидером, Мар Chimoun, нашли убежище на равнинах Салмаса и Ourmia . Внезапное присутствие 6000 вооруженных христиан рассматривается как угроза туркам и курдским мусульманским вождям племен, которые подозревают, что они получают зарплату от русских. ВМарт 1918 г., Симко (1887-1930), лидер мощного курдского племени из Chikak, приглашают Мары Chimoun на конференцию в деревне в районе Салмаса, под предлогом развития курдского ассирийский союза. В конце обеда убивают Патриарха и сопровождающих его лиц. Вполне вероятно, что это убийство было совершено Симко по наущению турок. В любом случае, курды под командованием Симко, на этот раз при открытой поддержке турецких войск, атакуют и преследуют ассирийцев по всему региону. Этот эпизод будет считаться концом ассирийского народа.

Севрский договор о10 августа 1920 г.предусматривал создание независимого курдского государства , находящегося под мандатом Лиги Наций . Он предоставил ассиро-халдеям защиту в рамках автономного Курдистана, не говоря уже о создании государства. Ассирийско-халдейская делегация присутствовала на мирных конференциях с требованием создания ассирийского государства, по-видимому, обещанного Лондоном в декабре 1917 года . Но Лозаннский договор в 1923 году был регрессом для них, а также для армян или курдов , все приносится в жертву геополитического реализма и к новому разделению на Ближнем Востоке между кемалистами Турцией , на французском мандате (в Сирии и Ливаном ) и мандаты. Британские ( Ирак , Трансиордания , Палестина ).

Писатели и поэты

Древний

Здесь перечислены авторы, связанные с сирийским христианством, независимо от того, писали ли они на сирийском языке .

  • Афрахат
  • Бар Дайсан
  • Ямвлих Халкидский
  • Джон бар Пенкай
  • Иоанн Эфесский
  • Лукиан из Самосаты , 125 г. — после 180 г. — ассирийский ритор, писатель и сатирик, писавший на греческом языке.
  • Моисей Бар-Кефа
  • Филоксен из Маббога
  • Стивен Бар Судхейл
  • Татиан

Современный

  • Мария Тереза ​​Асмар
  • Йосип Бет Йосип
  • Саргон Булус
  • Нина Берли
  • Уильям Д.С. Дэниел
  • Фуат Дениз
  • Теа Ореол
  • Сэмюэл Джон Хазо
  • Иван Какович
  • Паулюс Хофри
  • Джордж Ламса
  • Рози Малек-Йонан
  • Терренс Малик
  • Дуня Михаил
  • Альфонс Мингана
  • Муратан Мунган
  • Лейла Надир
  • Хизер Раффо
  • Михаил К. Пиус
  • Юханон Кашишо
  • Иаков Серух
  • Исая Шамаша Давид Бет-Зия

Этноним

Эндоэтнонимы и экзонимы

По данным издательства «Этнографического отдела Императорского Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии» 1903 года:

Происхождение

Происхождение ассирийцев часто возводится к древнему народу Ассирии – государства, занимавшего обширные территории и просуществовавшего с XXIV по VIIв. Однако точное происхождение народа неизвестно; зато известно, что ассирийский язык входит в группу арамейских – носители арамейского языка некогда жили на территории между Ханааном, т.е. восточным побережьем Средиземноморья, и Месопотамией. Арамейцы в древности очень поспособствовали распаду Ассирийского государства и исчезновению его языка – аккадский язык, на котором говорили жители Междуречья, был вытеснен арамейским – предком ассирийского, а кочевые арамейские племена во многом и ассимилировали древний народ. Таким образом, современные ассирийцы происходят от разных народов, населявших центральную часть Передней Азии, и говоривших часто на разных языках (арамейский же был распространен очень широко и был подобен английскому в Европе сегодня по значению), в Iв. н.э. объединенных одной религией — христианством, которое и стало главным фактором образования из этих народов ассирийцев как этноса, отдельного от населения Месопотамии, Ирана, Малой Азии и других территорий, где распространены были иудаизм, зороастризм и местные языческие культы, а потом – ислам. Имя «ассирийцы», вероятнее всего, было дано айсорам европейцами.

Это интересно: 368,Армяне (народ) (видео)

Пост ассирийской империи

После поражения Ашур-Убаллита II в 608 г. до н.э. в Харране , в Кархемише в 605 г. до н.э. и после последнего центра ассирийских имперских записей в Дур-Катлимму в 599 г. до н.э., Ассирийская империя была разделена ключевыми силами вторжения, Вавилоняне и мидяне , а мидяне правили собственно Ассирией. Ассирийский народ после падения своей империи с тех пор попал под иностранное господство. Ассирия находилась под властью недолговечной Мидийской империи до 546 г. до н.э. Последний царь Вавилона Набонид (вместе со своим сыном и соправителем Валтасаром ) по иронии судьбы был ассирийцем из Харрана . Затем Ассирия стала провинцией Ахеменидов под названием Атура ( Ассирия ).

Затем Мидийская империя была завоевана Киром в 547 г. до н.э. при династии Ахеменидов , и таким образом была основана Персидская империя , которая поглотила всю нововавилонскую или «халдейскую» империю в 539 г. до н.э. Царь Кир изменил столицу Ассирии с Ниневии на Арбелу . Ассирийцы стали солдатами на передовой Персидской империи при царе Ксерксе , сыграв важную роль в Марафонской битве при царе Дарии I в 490 г. до н.э. Кир II вернул священные изображения ассирийцев в Ниневию и Ассур, устроил для них постоянные святилища, собрал всех их бывших жителей и вернул их в свои жилища. При известии об убийстве Бардии (сына Кира II) и этой связи Дарий Великий заявил, что несколько сатрапий, включая ассирийскую сатрапию, восстали. В 482 г. до н.э. Вавилония и Ассирия были объединены в одно административное деление.

В ассирийских люди были христианизации в 1 — го по 3 — м веках, в римской Сирии и римской Ассирии . Они были разделены несторианским расколом в 5-м веке, а с 8-го века они стали религиозным меньшинством после исламского завоевания Месопотамии . Они пострадали от геноцида при распаде Османской империи и сегодня в значительной степени живут в диаспоре .

Древняя Ассирия

В доисторические времена регион, который стал известен как Ассирия (и Субарту), был домом для неандертальской культуры, такой как была обнаружена в пещере Шанидар . Самыми ранними памятниками эпохи неолита в Ассирии была культура Ярмо c. 7100 г. до н.э. и Телль Хассуна , центр культуры Хассуны , ок. 6000 г. до н.э.

Города Ассура (также пишется Ашур или Ассур ) и Ниневия , вместе с рядом других городов и городов, существовали еще в 26 — м веке до н.э., хотя они , как представляется, были шумерской -ruled административных центров в это время, а не независимые государства. В список ассирийских царей входят цари, датируемые 25 веком до н.э., самым ранним из которых был Тудия , который был современником Ибриума из Эблы . Однако многие из этих ранних царей были местными правителями, и с конца 24 века до нашей эры до начала 22 века до нашей эры, как правило, подчинялись Аккадской империи, базирующейся в городе Аккад , которая объединила всех семитов, говорящих на аккадском языке (включая ассирийцы) под одним правилом .. Шумеры в конечном итоге были поглощены аккадским (ассиро-вавилонским) населением.

После падения Аккадской империи , аккадцы снова разделились на более мелкие национальные государства: Ассирия стала доминировать в северной Месопотамии, а на юге — такие государства, как Ур , Киш , Исин и Ларса . В 18 веке до нашей эры южные государства Месопотамии были включены в новую державу — Вавилонию . Тем не менее, Вавилония, в отличие от Ассирии, была основана и первоначально управлялась некоренными амореями , и чаще всего должна была управляться другими волнами некоренных народов, таких как касситы , хетты , эламиты , арамейцы и халдеи , а также коренные ассирийцы.

Ассирия большую часть этого периода была могущественной и высокоразвитой нацией и крупным центром месопотамской цивилизации и месопотамской религии . У Ассирии было три периода империи; Старый Ассирийская империя (2025-1750 до н.э.) , который увидел , что появляются как наиболее мощное государство в регионе, расширение колоний в Юго — Восточную Анатолию , северная Леванта , центральной и северо — западной Месопотамии Древнего Ирана . Средний Ассирийская империя (1365-1020 до н.э.) видел Ассирии появляются как самый мощный военно-политической силы в известном мире, уничтожив Митанни — Hurrian империю, в основном аннексии империю хеттов , заставляя египетскую империю из региона, завоевывая Вавилонии и победив эламитов , касситов , фригийцев , амореев , арамейцев , финикийцев и киликийцев среди других. Цари Средней Ассирии империи распространили ассирийское господство от горы Арарат на севере до Дильмуна (современный Бахрейн ) на юге и от Восточного Средиземноморья и Антиохии на западе до Загроса (в современном северном Иране) на востоке.

Нео-Ассирийской империи (911-605 до н.э.) был самым крупным в мире до сих пор видел; на севере он простирался до Закавказья (современные Армения , Грузия и Азербайджан ), на юге он охватывал Египет , северную Нубию (современный Судан ), Ливию и большую часть Аравийского полуострова , на западе он простирался на части Древней Греции. , Кипр , Киликия , Финикии западной Анатолии и т.д., и Восточное Средиземноморье, и на восток , в Персию , СМИ , Gutium , Парфии , Элам , Cissia и Mannea (современной западной половине Ирана ). В 626 г. до н.э. он перерос в серию ожесточенных гражданских войн, ведущихся соперничающими претендентами на трон, серьезно ослабившие его и позволившие в конечном итоге завоевать коалицию бывших подчиненных народов. В 615 г. до н.э. объединенные атаки союза бывших подданных; а именно мидяне , вавилоняне , персы , халдеи , скифы , сагартины и киммерийцы , постепенно привели к его падению к 599 году до нашей эры. Однако Ассирия должна была выжить как геополитическое образование до середины 7 века нашей эры. Ассирийцы сегодня говорят на диалектах восточно- арамейского языка , которые до сих пор содержат аккадскую грамматическую структуру и сотни аккадских заимствований. Этот язык был первоначально введен в Ассирию как лингва — франка в Neo Ассирийской империи в середине 8 — го века до н.э. Феглаффелласару III .

Падение Ассирии

Ассирия росла стремительно, новые и новые захваченные земли приносили в страну постоянный поток золота, рабов, ассирийские цари строили роскошные города, так была построена новая столица ассирийского царства – город Ниневия. Но с другой стороны захватническая политика ассирийцев плодила ненависть захваченных, покоренных народов. То там, то тут вспыхивали мятежи и восстания, много их было потоплено в крови, например сын Саргона Синехериб после подавления восстания в Вавилоне жестоко расправился с восставшими, оставшееся население приказал депортировать, а сам Вавилон сровнять с землей, залив водами Евфрата. И только при сыне Синехериба царе Ассархаддоне этот великий город был отстроен заново.

Жестокость ассирийцев по отношению к покоренным народам нашла свое отражение и в Библии, в Ветхом завете не раз упоминается об Ассирии, например в истории пророка Ионы, Бог велит ему идти проповедовать в Ниневию, что тот делать очень не хотел, в итоге оказался во чреве большой рыбы и после чудесного спасения, таки отправился в Ниневию проповедовать покаяние. Но не уняли ассирийцы проповедям библейских пророков и уже около 713 года до н. е. пророк Наум пророчествовал о гибели греховного ассирийского царства.

Что ж, его пророчество сбылось. Против Ассирии объединились все окрестные страны: Вавилон, Мидия, арабские бедуины, и даже скифы. Объединенные войска разбили ассирийцев в 614 году до н. е., осадили и разрушили сердце Ассирии – город Ашур, а через два года подобная участь постигла и столицу Ниневию. В это же время вновь вернул свое былое могущество легендарный Вавилон. В 605 году до н. е. вавилонский царь Навуходоносор в битве при Каркемише окончательно разбил ассирийцев.

Ассирийцы под властью иноземцев

В различные времена на культуру ассирийцев повлияли католики, создавшие новую ветвь местных верований, курды, с которыми народ вёл войны, а также турецкие завоеватели. Долгое время ассирийские земли, пережившие распад великой державы, находились под властью чужестранцев, что сказывалось на жизни и обычаях людей. Негативные перемены привели к резкому снижению численности населения.

В прошлом веке ассирийцев насчитывалось около миллиона человек, а большая часть тех, кто считал себя ассирийцами, находилась в подчинении у Османской империи. Власть османов едва не стала губительной для ассирийского народа. Во времена войн ассирийцев безжалостно истребляли, турки нередко “прикрывались” ими, выставляя в качестве воинов, отстаивающих интересы империи. Что примечательно, права ассирийцев не интересовали турок.

Османы уничтожали не только простых представителей этноса, но и выходцев из аристократических родов, что помогало устранять потенциальных конкурентов у власти. Массовая депортация женщин и детей стала катастрофой, едва не разбившей ассирийский народ. Несмотря на все гонения и притеснения, ассирийцы сохранили свои культурные особенности, умело использовали заимствования из обычаев других племён, а сегодня стараются проходить путь национального возрождения.

Состава армии Ксеркса. Слева направо: два халдейских пехотинца Персии, вавилонский лучник, ассирийский пехотинец.Из книги «Сочинение профессора Оскара Йегера», 1910 год

Религиозные деятели

  • Аддагоппе из Харрана
  • Бабай Великий , 551–628 гг.
  • Бар Дайсан
  • Бар-Гебрей
  • Бар Саума
  • Базиль Жорж Касмусса
  • Дэвид Бенджамин Келдани
  • Диодор из Тарса
  • Динха IV , 1935–2015 гг.
  • Элиас Меллус
  • Эмиль Шимун Нона
  • Эммануэль III Делли
  • Ефрем Сириец
  • Джордж Гармо
  • Гелиодор — ассирийский мученик IV века
  • Хенана Адиабены
  • Игнатий Исаак Азар
  • Исаак из Ниневии
  • Иса Келемечи
  • Иаков из Нисибиса
  • Иосиф Аджут — богослов 17 века
  • Луи Шейхо
  • Несторий
  • Паулос Фарадж Раххо
  • Пкида , 104–114 — первый епископ Адиабены.
  • Рагид Азиз Ганни
  • Рафаэль I Бидавид
  • Саргис Бхира , 633 г. н.э.
  • Шимун XXI Эшай
  • Шимун XIX Беньямин , 1903–1918 гг.
  • Шлемон Вардуни
  • Татиан , 120–180
  • Теодор Мопсуестийский
  • Тома-бар Якуб
  • Юханнан Семаан Иссайи
  • Юсип Хнанишо , 1893–1977 гг.
  • Юсуф Акбулут

Ашшур — древний религиозный центр

Раскопки свидетельствуют о том, что город был развитой столицей для своего времени. Во многих жилых домах были ванны, функционировали канализация и водопровод. Поскольку город был связан с верховным божеством, он приобрёл статус религиозного центра.

Ярким примером наличия в Ашшуре культовых сооружений служит монументальный зиккурат, построенный из глинобитного кирпича. В результате многовековой эрозии, вызванной ветрами и дождями, он утратил свой первозданный вид. В надежде найти царские гробницы или клад археологи прорыли у основания пирамиды большой тоннель, но не обнаружили ни того, ни другого.

По мнению исследователей, зиккурат в Ашшуре использовался как храм. Находясь на вершине его башни, верховные жрецы (правители) совершали жертвоприношения и молились за хороший урожай. Предполагается также, что зиккурат использовался в качестве укрытия при разливе реки Тигр. В Ветхом Завете написано, что люди с домашними животными спасались от наводнений именно в таком строении.

Каменная дорога, ведущая к главному храму (согласно клинописному «путеводителю» по городу, им был храм главного божества — Ашшура) от берега реки Тигр, считалась священной. Во время праздников по ней передвигались ритуальные процессии.

Ещё одним значительным святилищем Ашшура был двойной храм Адада, бога непогоды, и Ану, верховного бога неба.

В ходе раскопок в городе учёные обнаружили не только руины культовых сооружений, но и разрушенные стены царских дворцов, украшенных рельефами со сценами охоты, изображениями Ашшура, а также неких крылатых существ с головами орла или человека.

История ассирийского государства

Ассирийская держава закончила свое существование в 612 году, и с тех пор народность, называемая ассирийцами, живет, не имея собственного государства. Если говорить об исторической родине этноса, то она располагается на территории Месопотамии (ныне Ирак). Можно только предполагать, какие усилия были приложены народом Ассирии, чтобы не ассимилироваться, не разбрестись по свету, не исчезнуть с карты национальностей. И они это сделали – народность ассирийцев ныне живет на Кавказе, в Татарстане, Ираке, Турции, Соединенных Штатах Америки и поддерживает тесный контакт между собой.

Ассириец – национальность. Но при этом представитель народа не может иметь гражданство Ассирии, потому что такой страны просто не существует сегодня.

Традиции современных ассирийцев

В 1940-е в СССР появилась первая ассирийская футбольная команда – «Московский чистильщик». Впрочем, ассирийцы в России были не только чистильщиками обуви, и древнее культурное наследие проявилось в полной мере у представителей диаспоры. К примеру, до Первой мировой в Грузии существовало ассирийское театральное общество, в котором ставили спектакли на ассирийском языке.

Театралы и строители, врачи и художники, ассирийцы, независимо от своих ремесел, всегда твердо следовали религиозным убеждениям и традициям общины. Они гордятся тем, что сохранили свой национальный язык спустя почти три тысячи лет, и чувствительны к исполнению обрядов и ритуалов. Многие молодые ассирийцы даже предпочитают походы с семьей в общину модным дискотекам.

Педагоги и исследователи

  • Аба I — философ, астроном
  • Афрахат — богослов 3-го века
  • Тома Аудо — епископ, писатель
  • Бабай (несторианский патриарх) — епископ
  • Бабай Великий — философ, богослов
  • Бардайсан — философ
  • Пол Беджан
  • Луи Шейхо — ассирийский востоковед
  • Хинд Рассам Кулхейн — преподаватель ближневосточных исследований и бихевиорист
  • Фуат Дениз — писатель и профессор социологии в Университете Эребру
  • Мор Филоксенос Юханон Долабани — ученый, поэт, редактор и переводчик
  • Еприме Эшаг — академик, профессор
  • Хунайн ибн Исхак — ученый, врач, ученый и переводчик
  • Эмануэль Камбер
  • Джордж Кираз — компьютерный лингвист
  • Канан Макия — академик, профессор
  • Масавайих — врач
  • Иден Наби
  • Эстифан Панусси — философ и востоковед
  • Филоксен — богослов
  • Ормузд Рассам — ассириолог и первый известный ближневосточный археолог.
  • Сандра Шимон Роджерс — декан, академический руководитель, доктор, профессор, исследователь, химик, специалист по профилактике болезни Альцгеймера, специалист по твердотельному ЯМР, спикер TEDx и отмеченный наградами новатор в сфере образования
  • Томас Л. Саати — родившийся в Ираке ассирийский американский математик
  • Михаил Садо — русский лингвист, ученый, профессор семитских языков, востоковед, политик, бывший десантник и чемпион по борьбе.
  • Тома бар Якуб — историк богословия 9 века
  • Донни Джордж Юханна
  • Ашур Юсиф
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector