Страна, на севере которой возникло ассирийское государство. история ассирии
Содержание:
- Особенности Ассирийского народа
- Демография
- ХЕТТСКОЕ ЦАРСТВО
- Воинственная дочь Междуречья
- Древняя Ассирия
- Походы в Сирию.
- Упадок Ассирии в IX—VIII веках до н. э.
- Колониальная политика Ассирии
- Ассирийский Ашшур. Период становления столицы
- Религия и искусство
- Что мы узнали?
- Похожие термины:
- Причины распада великой державы
- Этапы становления
- Дети Ашшура
- Бог Ашшур — патрон одноимённой столицы
- Структура ассирийского общества
- Падение Ассирии
- Территории захваченные военной Ассирией и гибель державы
- Искусство Ассирии.
- Ассирийцы под властью иноземцев
Особенности Ассирийского народа
Изначально на ассирийских территориях проживали различные племена, многие из которых называли себя сирийцами, однако имели отличительные черты в сравнении с большей частью сирийского этноса. Важнейшим консолидирующим фактором для них стало распространение христианских верований.
При этом отмечу, что окружением ассирийцев выступали сторонники зороастризма, иудаизма и ислама. В вопросах происхождения ассирийцев подавляющее большинство исследователей склоняется к тому, что формирование племён началось во времена расцвета Ассирии, древней и могущественной державы.
Ассирийцы в древности VIII век до н.э / Ангус МакБрайт
Государство просуществовало немало столетий и занимало обширные территории. Язык ассирийцев принадлежит к арамейской группе, что также открывает связь этого народа с другими племенами. Культурное влияние арамейцев было крайне значимым.
Известно, что аккадский язык сумел вытеснить основные наречия, на которых говорили этносы Междуречья, после чего занял господствующее положение в регионе. Что примечательно, учёные отметили ярко выраженные черты семитского типа в большинство представителей ассирийского народа.
В издательстве 1903 года, посвящённом исследованиям истории жителей Ассирии, указывается следующее:
В некотором роде эти сведения противоречивы. Как видите, загадок меньше не становится.
Демография
Карта Тур Абдина с изображением сирийских деревень и монастырей. Действующие монастыри обозначены красными крестами, а заброшенные монастыри — оранжевыми крестами.
Ассирийское население распределено между ассирийской родиной и ассирийской диаспорой . Официальной статистики нет, и оценки сильно различаются: от менее одного миллиона на родине Ассирии до 3,3 миллиона с учетом диаспоры, в основном из-за неопределенности количества ассирийцев в Ираке и Сирии . После войны в Ираке 2003 года иракские ассирийцы были перемещены в Сирию в значительном, но неизвестном количестве. С начала гражданской войны в Сирии в 2011 году сирийские ассирийцы были перемещены в Турцию в значительном, но неизвестном количестве. Родина коренных ассирийцев является «частью сегодняшнего северного Ирака, юго-восточной Турции, северо-западного Ирана и северо-восточной Сирии». Ассирийские общины, которые все еще остались на родине Ассирии, находятся в Сирии (400 000), Ираке (300 000), Иране (20 000) и Турции (15 000–25 100). Большинство ассирийцев, проживающих сегодня в Сирии , в провинции Аль-Хасака в деревнях вдоль реки Хабур , происходят от беженцев, прибывших туда после ассирийского геноцида и резни в Симеле в 1910-1930-х годах. Христианские общины восточных православных сирийцев жили в Тур-Абдине , районе на юго-востоке Турции, несторианские ассирийцы жили в горах Хаккари , которые находятся на границе северного Ирака и южной Турции, а также на равнине Урмия , районе, расположенном на западном берегу. от озера Урмии , и халдейского и сирийских католиков жили в Ниневии Plains , область , расположенной в Северном Ираке.
Более половины иракских христиан бежали в соседние страны с начала войны в Ираке , и многие не вернулись, хотя некоторые мигрируют обратно на традиционную родину ассирийцев в Курдском автономном районе. Большинство ассирийцев в настоящее время живут в северном Ираке, при этом община в северных (турецких) Хаккари полностью уничтожена, а жители Тур-Абдина и равнины Урмия в значительной степени обезлюдели.
ХЕТТСКОЕ ЦАРСТВО
2000г. до н.э. Появление хеттов.
Индоевропейский народ, прибывший, по всей видимости, с северо-востока Кавказа, преобладал в этот период в северной и центральной частях Малой Азии, постоянно оказывая давление на своих соседей на востоке и юге; возможно, это побудило гиксосов вторгнуться в Египет.
1590 г. до н.э. Правление Муршиля I.
Муршиль I, постоянно совершая набеги в Месопотамию и опустошая Старовавилонское царство, довел его до гибели. Он также захватил Алеппо, расширив границы своего царства на юге в глубь Сирии. На протяжении последующих столетий хетты были втянуты во внутренние раздоры, так же как и в постоянные войны с Митанни, в Северо-Западной Месопотамии.
1460 г. до н.э. Поражение от Тутмоса III Египетского.
Египетский завоеватель выгнал хеттов из Сирии, и ослабленное Хеттское царство вынуждено было платить дань Египту.
1375-1335 гг. до н.э. Царствование Суппилулиумы.
Хеттам удалось установить контроль в Анатолии и покорить Митанни. В следующем столетии и египтяне сражались за контроль над Сирией и Палестиной.
1281-1260гг. до н.э. Царствование Хаттусиля III.
Он заключил союз с Рамзесом II (1271 г.), признав право египтян на Палестину в обмен на контроль хеттов над Сирией, которые в этом веке приступили к изготовлению железного оружия. В последующие годы сотрясаемое внутренними беспорядками Хеттское царство быстро шло к своему распаду. Не последнюю роль в этом сыграла большая миграция “народов моря”, пошатнувшая власть хеттов в Западной Анатолии. В это же время с востока угрожало молодое, могущественное Месопотамское царство.
1200 г. до н.э. Распад Хеттского царства.
Воинственная дочь Междуречья
По данным исследователей, история Ассирии насчитывает почти 2 тыс. лет. Образовавшись в XXIV веке до н. э, государство просуществовало до начала VII века, после чего, в 609 году до н. э., пало под натиском армий Вавилона и Мидии. Ассирийская держава по праву считается одной из самых воинственных и агрессивных в Древнем мире.
Начав в первой половине IX века свои захватнические походы, она вскоре сумела завоевать огромную территорию. Под властью её царей оказалась не только вся Месопотамия, но также Палестина, Кипр и Египет, который, впрочем, через непродолжительное время сумел вновь обрести независимость.
Кроме того, Ассирийская держава в течение многих веков контролировала отдельные районы нынешней Турции и Сирии. Именно поэтому её принято считать империей, то есть государством, опирающимся в своей внешней политике на военную силу и расширяющим собственные границы за счёт территорий захваченных им народов.
Древняя Ассирия
В доисторические времена регион, который стал известен как Ассирия (и Субарту), был домом для неандертальской культуры, такой как была обнаружена в пещере Шанидар . Самыми ранними памятниками эпохи неолита в Ассирии была культура Ярмо c. 7100 г. до н.э. и Телль Хассуна , центр культуры Хассуны , ок. 6000 г. до н.э.
Города Ассура (также пишется Ашур или Ассур ) и Ниневия , вместе с рядом других городов и городов, существовали еще в 26 — м веке до н.э., хотя они , как представляется, были шумерской -ruled административных центров в это время, а не независимые государства. В список ассирийских царей входят цари, датируемые 25 веком до н.э., самым ранним из которых был Тудия , который был современником Ибриума из Эблы . Однако многие из этих ранних царей были местными правителями, и с конца 24 века до нашей эры до начала 22 века до нашей эры, как правило, подчинялись Аккадской империи, базирующейся в городе Аккад , которая объединила всех семитов, говорящих на аккадском языке (включая ассирийцы) под одним правилом .. Шумеры в конечном итоге были поглощены аккадским (ассиро-вавилонским) населением.
После падения Аккадской империи , аккадцы снова разделились на более мелкие национальные государства: Ассирия стала доминировать в северной Месопотамии, а на юге — такие государства, как Ур , Киш , Исин и Ларса . В 18 веке до нашей эры южные государства Месопотамии были включены в новую державу — Вавилонию . Тем не менее, Вавилония, в отличие от Ассирии, была основана и первоначально управлялась некоренными амореями , и чаще всего должна была управляться другими волнами некоренных народов, таких как касситы , хетты , эламиты , арамейцы и халдеи , а также коренные ассирийцы.
Ассирия большую часть этого периода была могущественной и высокоразвитой нацией и крупным центром месопотамской цивилизации и месопотамской религии . У Ассирии было три периода империи; Старый Ассирийская империя (2025-1750 до н.э.) , который увидел , что появляются как наиболее мощное государство в регионе, расширение колоний в Юго — Восточную Анатолию , северная Леванта , центральной и северо — западной Месопотамии Древнего Ирана . Средний Ассирийская империя (1365-1020 до н.э.) видел Ассирии появляются как самый мощный военно-политической силы в известном мире, уничтожив Митанни — Hurrian империю, в основном аннексии империю хеттов , заставляя египетскую империю из региона, завоевывая Вавилонии и победив эламитов , касситов , фригийцев , амореев , арамейцев , финикийцев и киликийцев среди других. Цари Средней Ассирии империи распространили ассирийское господство от горы Арарат на севере до Дильмуна (современный Бахрейн ) на юге и от Восточного Средиземноморья и Антиохии на западе до Загроса (в современном северном Иране) на востоке.
Нео-Ассирийской империи (911-605 до н.э.) был самым крупным в мире до сих пор видел; на севере он простирался до Закавказья (современные Армения , Грузия и Азербайджан ), на юге он охватывал Египет , северную Нубию (современный Судан ), Ливию и большую часть Аравийского полуострова , на западе он простирался на части Древней Греции. , Кипр , Киликия , Финикии западной Анатолии и т.д., и Восточное Средиземноморье, и на восток , в Персию , СМИ , Gutium , Парфии , Элам , Cissia и Mannea (современной западной половине Ирана ). В 626 г. до н.э. он перерос в серию ожесточенных гражданских войн, ведущихся соперничающими претендентами на трон, серьезно ослабившие его и позволившие в конечном итоге завоевать коалицию бывших подчиненных народов. В 615 г. до н.э. объединенные атаки союза бывших подданных; а именно мидяне , вавилоняне , персы , халдеи , скифы , сагартины и киммерийцы , постепенно привели к его падению к 599 году до нашей эры. Однако Ассирия должна была выжить как геополитическое образование до середины 7 века нашей эры. Ассирийцы сегодня говорят на диалектах восточно- арамейского языка , которые до сих пор содержат аккадскую грамматическую структуру и сотни аккадских заимствований. Этот язык был первоначально введен в Ассирию как лингва — франка в Neo Ассирийской империи в середине 8 — го века до н.э. Феглаффелласару III .
Походы в Сирию.
Преемники Ашшурнасирапала II продолжали его политику. Однако окрестные народы стали принимать меры к более сплочённому и организованному сопротивлению ассирийскому нашествию. Когда преемник Ашшурнасирапала Салманасар III (Шульманашаред, 859—824) после длительной подготовки в 853 г. до н. э. двинулся в большой поход на Сирию, он встретился с организованным сопротивлением южного сирийского союза. Против Ассирии выступило более десятка государств Сирии, Палестины, Финикии и Киликии во главе с Дамаском. Их поддержали также арабы, впервые около этого времени появившиеся в Сирийской степи, и, возможно, египтяне. Сражение у крепости Каркар, повидимому, окончилось поражением Ассирии. В течение восьми лет ассирийцы не смели совершать походов на Сирию (если не считать разведывательных набегов). Салманасар был занят в это время укреплением тыла. В частности, в 851—850 гг. ему удалось посадить в Вавилоне угодного ему царя. Наконец, в 845 г. ассирийский царь созвал общее ополчение и с войском, по ассирийским данным, в 120 тыс. человек (неслыханная дотоле цифра) выступил против Сирии, но снова без успеха. Лишь в 841 г., воспользовавшись временным распадом южного сирийского союза, Салманасар в третий раз предпринял большой поход на запад, разбил Дамаск, проник в Финикию и установил ассирийскую гегемонию в Сирии, впрочем пока ещё непрочную. До конца 30-х годов ассирийцы предпринимали лишь отдельные грабительские набеги на соседние страны. В числе этих походов был и глубокий рейд на Армянское нагорье, во время которого ассирийцы, повидимому, впервые скрестили оружие с воинами государства Урарту.
Упадок Ассирии в IX—VIII веках до н. э.
При преемниках Ашшур-нацир-апала II ситуация в Ассирийском государстве начала ухудшаться. Жестокая политика по отношению к завоёванным странам вела к тому, что, будучи опустошёнными, провинции переставали давать доход, но в то же время требовались постоянные расходы на их удержание. Области коренной Ассирии из-за военных потерь тоже сильно обезлюдели. Торговля стала идти в обход ассирийских владений. Из-за экономического упадка значительная часть мелких производителей попадала в долговую кабалу, теряла свои земли, что ослабляло и военную мощь Ассирии. Огромная военная добыча расходовалась на новые военные экспедиции или оседала в руках военно-бюрократической верхушки, приобретавшей все большее влияние. Наместники провинций обладали чрезмерной властью, были там почти царями и не прочь были стать царями настоящими.
Изменилась и политическая ситуация вокруг Ассирии, и уровень военно-политического могущества Ассирии тоже начал постепенно падать. Мелкие сирийские государства перед лицом общего врага образовали два довольно мощных союза — Северный с центром в Каркемише и Южный с центром в Дамаске, а на Армянском нагорье разрозненные племена объединились в сильное государство Урарту. Несколько походов Салманасара III (859—824) в Сирию были неудачными, несмотря на то что у него было более ста тысяч воинов, а Южный и Северный сирийские союзы не оказывал друг другу поддержки. И даже добившись в конце концов там успеха, взять Дамаск он всё равно не смог. Потом для поддержания ассирийской власти в Сирии требовалось повторять походы. Походы против Манны и Урарту были более удачными.
Вавилония, чей царь обратился за помощью к Салманасару III в борьбе со своим соперником за удержание трона, стала фактическим вассалом Ассирии. Беспрерывные войны истощили Ассирию, и в ней росло недовольство, а в последние годы его царствования вспыхнул мятеж, который был поддержан всей коренной Ассирией и во главе которого стоял царевич, обойдённый отцом при назначении наследника. Вновь двинуться за Евфрат ассирийский царь в такой обстановке уже не пытался, и таким образом, была потеряна Сирия. Действующая армия осталась верна царю и назначенному наследнику Шамши-Ададу V (824—811), но для подавления мятежа потребовалось целых два года, и пришлось возвратить вавилонскому царю захваченные у него земли.
Экспансия Ассирии возобновилась при Адад-нирари III (811—783). Воспользовавшись распрями в Южносирийском союзе, он в 805 году до н. э. двинулся в Сирию. Там он собрал дань с местных царств, но закрепиться не смог. Не смог он предпринять и успешных действий против Урарту. В его правление были предприняты походы против маннейцев и мидян. В Вавилонии он добился успеха, заключив договор, на основании которого ассирийский царь стал «покровителем» Вавилонии. Конец правления Адад-нерари III ознаменовался новыми мятежами и мощным наступлением Урарту, под чьё влияние теперь подпали государства верхнего Евфрата и Северной Сирии.
В конце IX века в Ассирии начала распространяться вавилонская культура — обогатившаяся военной добычей верхушка ассирийского общества стала уделять больше внимания искусству, литературе, науке, а главным хранителем общемесопотамских культурных традиций являлся Вавилон. Адад-нерари III послал в главные вавилонские святилища богатые дары, ассирийцы стали всячески подчёркивать культурное и религиозное единство двух народов.
Все царствовавшие один за другим три сына Адад-нерари III вели тяжёлые войны с Урарту, шаг за шагом теряя свои позиции. Новые мятежи и эпидемии довершили крах политики, начало которой положил Адад-нерари II. В результате гражданской войны к власти пришёл Тиглатпаласар III (745—727).
Колониальная политика Ассирии
Поскольку страна, на севере которой возникло Ассирийское государство, уже в начале IX века была полностью им же завоёвана, то последующие 3 столетия являются не чем иным, как периодом их общей истории, изобилующей множеством драматических страниц. Известно, что все покорённые народы ассирийцы облагали данью, для сбора которой ими периодически высылались вооружённые отряды.
Кроме того, на территорию Ассирии угоняли всех искусных ремесленников, благодаря чему удалось поднять на небывалую по тем временам высоту уровень производства, а достижениями культуры оказывать влияние на все окружавшие народы. Такой порядок поддерживался на протяжении веков самыми жестокими карательными мерами. Все недовольные неминуемо обрекались на смерть или, в лучшем случае, на немедленную депортацию.
Ассирийский Ашшур. Период становления столицы
До 15-го в. до н. э. ставшие впоследствии крупными ассирийские города не представляли собой единого политического целого. Ашшур был поначалу центром небольшого торгового государства, и ведущую роль в нём играли купцы. Город быстро развивался, через него ввозили лес и металл в Месопотамию. Постепенно ассирийские торговцы и ростовщики проникли в Малую Азию и основали там свои торговые колонии. Конечно, богатый город постоянно подвергался набегам, купцам приходилось браться за оружие и защищать свои товары, жители города тоже вынуждены были обороняться.
В 8−7 вв. до н. э. город уже представлял собой крепость. Строители Ашшура отличались высоким мастерством. Город был обнесён стенами высотой 15−18 метров и толщиной 6 метров. Выполнены они были из сырцового кирпича, а облицованы глиной. Вершину стены украшали зубцы из цветных поливных кирпичей. По внешней линии стены через каждые 20 м стояли башни-контрфорсы. Наружные ворота охранялись фланкирующими башнями.
Попасть в Ашшур было не так уж просто. Пройдя через первые ворота, человек оказывался в длинном помещении, которое заканчивалось внутренними воротами с несколькими отсеками.
Реконструкция Ашшура. (wikipedia.org)
Религия и искусство
Главным ассирийским божеством являлся Ашшур – бог войны. Почтительно относились к богине-воительнице Иштар, духам неба и земли. Ассирийцы верили в существование после смерти, но оно представлялось как мрачное заточение, лишь избранные могли достичь блаженства.
На развитие ассирийской культуры сильно повлияли шумеры, митаннийцы и хетты, зависимым от которых в разное время было государство. Только став сильной рабовладельческой державой Ассирия достигла самостоятельных высот в искусстве (1 тысячелетие до н. э.).
Большинство произведений носило гражданский, а не религиозный характер, прославляя правителей и военные силы Ассирии. Строились роскошные дворцы, украшенные росписью и рельефами, хорошо укрепленные крепости и довольно небольшое количество храмов.
ТОП-2 статьи
которые читают вместе с этой
Рис. 3. Ассирийский дворец.
Что мы узнали?
Из статьи по истории (5 класс) мы познакомились с тремя этапами развития Ассирийского государства, выявив их временные рамки и отличительные черты; охарактеризовали ассирийскую религию и искусство.
-
/5
Вопрос 1 из 5
Похожие термины:
-
форма международных отношений, когда отсутствие реального делового партнерства временно компенсируется личной дружбой политических лидеров. Особенно характерно для российских президентов (вкл
-
В конце своего правления Асархаддон решил передать пре стол Ассирии своему сыну Ашшурбанапалу, а другого сына, Шамашшумукина, сделать царем Вавилона. С этой целью население Ассирии еще при жизни
-
По мере того как в Ассирии господствующий класс переходил к политике завоеваний, роль царя все более усиливалась, поскольку он был не только жрецом, но и военачальником. С другой стороны, в связи с
-
В долине рек Евфрата и Тигра наиболее благоприятные условия для развития производительных сил и перехода к классовому обществу, для организации искусственного орошения в крупных масштабах и про
-
В среде господствующего класса Ассирии в это время боролись две группировки. Одна из них, состоявшая из жречества и связанных с ним крупных рабовладельцев, объединявшихся также с крупными рабовл
-
Царские династии, правившие в XXI-VII вв. до Р. Х. в Ассирии (Месопотамия). Древнейшая история Ассирии оставила нам очень мало источников. Сердце страны — город-государство Ашшур на Среднем Тигре, получи
-
Среди мятежников, однако, царили разногласия, и Асархаддону удалось справиться с мятежом; его восставшие братья бежали в недоступные области Армянского нагорья, а их сторонники были истреблены. А
-
массовая насильственная депортация евреев из Северного Израильского царства и из Иудейского царства ассирийцами во внутренние области Ассирийской державы. В VIII веке до нашей эры Ассирия стала с
-
Литература и наука Собственный вклад Ассирии в культуру древнего мира был невелик. Так, в области литературы Ассирия, повидимому, не создала ничего своего, кроме военных царских анналов. В своем р
-
В области литературы, науки и искусства ассирийцы во II тысячелетии до н.э. не создали почти ничего оригинального, полностью переняв вавилонские и частично хурритско-хеттские достижения. В ассирий
-
О повседневной жизни ассирийцев, особенно рядовых, мы знаем довольно мало. Дома ассирийцев были одноэтажными, с двумя внутренними двориками (второй служил «семейным кладбищем»). Стены домов соору
-
Вавилоно-ассирийская религия — религия древних народов Двуречья (терр. совр. Ирака) — шумеров, вавилонян и ассирийцев. Она не составляла стройной догматической системы, а складывалась из отд. местны
-
наука и техника народов, населявших в теч. 4 — 1-го тыс. до н.э. терр. древ. Месопотамии (Двуречья). Уже с 5 — 4-го тыс. до н.э., в связи с потребностями ирригац. земледелия, прорываются каналы, возводятся д
-
развивалась в обстановке формирования военнодеспотического государства, (ХV в. до н.э. — ок. 608 г. до н.э.) с неограниченной властью царя, жестокость которого оправдыва-лась тем, что была угодна богу.
-
культура народов, населявших в древности, в 4 – 1 тыс. до н.э., Месопотамию – Двуречье Тигра и Ефрата (территория современного Ирака), — шумеров и аккадцев, вавилонян и ассирийцев, создавших крупные го
-
лит-ра древ. народов Месопотамии. Восходит ко времени возник-нов. шумерской культуры в 4-м тыс. до н.э. Шумерская лит-ра оказала значит. влияние на формиров. более позд-ней, чем она, В.-а. л. Использовав
-
Города, впоследствии составившие ядро ассирийского государства (Ниневия, Ашшур, Арбела и др.), до XV в. до н.э., по-видимому, не представляли собой единого политического или даже этнического целого. Бо
-
В поздней Ассирии общинная и большесемейная собственность на землю исчезает. Возникает частное землевладение, а «большая семья» превращается в индивидуальную. Широкое распространение товарно-д
-
Изменения в Ассирийском государстве начались при Тиглатпаласаре III (Тукультиапалэшарра, 745—727). Иным стало отношение Ассирийского государства к населению завоеванных территорий. При завоевании
-
Если можно воочию наблюдать богатство и разнообразие аккадской литературы II тысячелетия до н. э,, то об изобразительном искусстве этого времени известно мало. Большинство строении — даже огромны
Причины распада великой державы
Падение Ассирии связано с 2 главными причинами:
- Бесчисленными восстаниями на территориях Ассирийской державы. Политика ассирийцев в отношении порабощенных народов отличалась особой жестокостью. Для устрашения покоренного населения поработители устраивали массовые казни, сдирали с пленников кожу, сажали их на кол. В завоеванных городах ассирийские отряды разрушали крепостные стены, отбирали все ценности у царей, придворных и даже простых местных жителей. Такое обращение вызывало негодование у покоренных народов, то и дело в округах великой державы вспыхивали восстания.
- Объединением соседних народов против ассирийцев: вавилонян, мидийцев, арабских бедуинов, скифов. Несмотря на то, что эти народы часто враждовали между собой, они объединились в военных союз с целью уничтожения главного врага – Ассирии.
В 6 веке до нашей эры против Ассирии восстали вавилоняне. В союзе с соседними народами они захватили город Ашшур, а затем и новую столицу великой державы – Ниневию. Вавилон восстановил свою независимость и обрел небывалое могущество. После гибели Ассирийской державы все города Междуречья покорились вавилонскому царю, основавшему на этих землях Вавилонское царство.
Этапы становления
Считается, что Ассирийская держава возникла в 24 веке до н. э. Период ее существования можно разделить на три основных этапа:
Староассирийский (2600-1392 года до н.э.): скорее является подготовительным периодом. Построен первый город Ашшур, ставший центром будущего государства. Вначале вокруг него образовались небольшие торговые поселения. Территории долгое время пополнялись переселенцами, находились под властью Акадда, Шумера. Самостоятельным Ашшур стал в 20 веке до н. э. Близость крупных торговых путей позволила ему активно развиваться, образовывая колонии. С 19 века до н. э. снова был зависимым (управляли аморейцы, вавилоняне, касситы).
(function(w, n) {
w = w || [];
w.push({
ownerId: 326810,
containerId: ‘adfox_predmety_640x290_1’,
params: {
pp: ‘g’,
ps: ‘eizi’,
p2: ‘gyou’,
pk: __clADF__.state,
}
});
})(window, ‘adfoxAsyncParams’);
В 15 веке до н. э. подчинялся государству Митанни. В конце этого столетия Ашшур с прилегающими землями избавляется от зависимости.
Рис. 1. Древний город Ашшур.
Среднеассирийский (1392-935 года до н. э.): началось становление будущей империи. В 14-13 веках до н. э. велись войны с Вавилоном и Хеттским царством. В 10 веке до н. э. государство пришло в упадок после вторжения арамейцев. В 9 веке до н. э. Ассирия начала активные завоевательные военные действия.
Правители Ассирии склонялись к единоличному управлению страной, одновременно являясь верховным жрецом, военнокомандующим, а иногда – казначеем.
Новоассирийский (935-605 года до н. э.): государству удалось преодолеть кризис. Велась война с Урарту. Было завоевано Израильское царство, часть Египта. В 8 веке до н. э. столицей Ассирийской державы стал город Ниневия. В 7 веке до н. э. Ассирия была захвачена объединенными силами мидийцев и вавилонян.
Ассирия, развившаяся в Новоассирийскую державу, признана первой в мире империей. Это стало возможным благодаря множеству успешных военных кампаний.
Рис. 2. Карта Ассирии.
Дети Ашшура
Религия Ассирии во многом была почёрпнута из Вавилона, поскольку народ империи поклонялся тем же самым языческим богам. Верховным богом Ассирии был Ашшур. Здесь также был распространён культ богини Иштар — покровительницы войны и Раммана — сокрушителя врагов. Как и все боги Древнего мира, они были могущественны и бессмертны. В зависимости от рода деятельности, у каждой группы людей был свой Бог-покровитель. Ассирийцы особенно верили в магические атрибуты и таинства. Также народом почитались ануннаки и игиги — духи земли и неба. Ассирийцы, как и все народы в древности, верили в загробный мир. Его они представляли некой темницей, где умерших людей держали в заключении. Темница, согласно преданию, была окружена семью стенами, и в неё не проникали солнечные лучи. Временами в источниках упоминаются и острова блаженных, однако попасть туда можно только за особые земные заслуги. Ассирийцы были аморитами — потомками семитских племени, которые вышли из Аравийского полуострова в конце III тысячелетия до нашей эры. Они говорили на северном диалекте аккадского языка. Столицей империи был город Ашшур. Географическое положение его было весьма удачным. Со временем он превратился в развитый торговый город, где существенную роль играло купечество. Согласно источникам, Ашшур не имел политической самостоятельности и находился под контролем Митанни на протяжении почти ста лет. В XIV веке до нашей эры из-за того, что Митанни пришла в упадок, город смог обрести свою независимость. Именно это и послужило началом дальнейшего расцвета империи. Отметим, что на протяжении всего периода зависимости, ассирийцы смогли сохранить свою самобытность и установить крепкие военные традиции. Поэтому в XIV веке до нашей эры они перешли к захватнической политике.
Бог Ашшур — патрон одноимённой столицы
Ухудшение климата на Аравийском полуострове во 2-й половине 3-го тыс. до н. э. привело к тому, что многие семитские племена стали переселяться к среднему течению Евфрата. Ассирийцы были северной группой семитских племён. Первый город они построили на правом берегу Тигра у Нижнего Заба. Это было очень выгодное положение для города, поскольку он представлял собой естественную крепость на скалистом берегу, защищённую с одной стороны рекой. Город был назван в честь племенного бога Ашшура, который поначалу считался покровителем охоты и изображался вместе с быками. Но постепенно, с разрастанием города и ростом военной угрозы, образ божества трансформировался в покровителя воинов и был наделён регалиями творца Вселенной.
Барельеф с изображением бога Ашшура. (wikipedia.org)
Структура ассирийского общества
С первых веков после образования государства ассирийские цари концентрировали в своих руках всю полноту военной, гражданской и религиозной власти. Они были одновременно верховными правителями, военачальниками, высшими жрецами и казначеями. Следующую ступень вертикали власти занимали управляющие провинциями, которые назначались из числа военных.
Они отвечали не только за лояльность народов, проживавших на покорённых территориях, но и за своевременное и полное поступление от них установленной дани. Основную же массу населения составляли земледельцы и ремесленники, являвшиеся или рабами, или работниками, находившимися в зависимости от своих хозяев.
Падение Ассирии
Ассирия росла стремительно, новые и новые захваченные земли приносили в страну постоянный поток золота, рабов, ассирийские цари строили роскошные города, так была построена новая столица ассирийского царства – город Ниневия. Но с другой стороны захватническая политика ассирийцев плодила ненависть захваченных, покоренных народов. То там, то тут вспыхивали мятежи и восстания, много их было потоплено в крови, например сын Саргона Синехериб после подавления восстания в Вавилоне жестоко расправился с восставшими, оставшееся население приказал депортировать, а сам Вавилон сровнять с землей, залив водами Евфрата. И только при сыне Синехериба царе Ассархаддоне этот великий город был отстроен заново.
Жестокость ассирийцев по отношению к покоренным народам нашла свое отражение и в Библии, в Ветхом завете не раз упоминается об Ассирии, например в истории пророка Ионы, Бог велит ему идти проповедовать в Ниневию, что тот делать очень не хотел, в итоге оказался во чреве большой рыбы и после чудесного спасения, таки отправился в Ниневию проповедовать покаяние. Но не уняли ассирийцы проповедям библейских пророков и уже около 713 года до н. е. пророк Наум пророчествовал о гибели греховного ассирийского царства.
Что ж, его пророчество сбылось. Против Ассирии объединились все окрестные страны: Вавилон, Мидия, арабские бедуины, и даже скифы. Объединенные войска разбили ассирийцев в 614 году до н. е., осадили и разрушили сердце Ассирии – город Ашур, а через два года подобная участь постигла и столицу Ниневию. В это же время вновь вернул свое былое могущество легендарный Вавилон. В 605 году до н. е. вавилонский царь Навуходоносор в битве при Каркемише окончательно разбил ассирийцев.
Территории захваченные военной Ассирией и гибель державы
В VIII-VII веках до нашей эры Ассирия захватила огромные территории Библ, Тир, Сидон, Палестину. Ходили ассирийцы походами и на юг (в Египет), и на север (в Урарту). Чего стоило покоренным народам воинственность ассирийцев, мы узнаем из записей одного из правителей Синаххериба. Он правил в VII Веке до нашей эры.
Жестокость ассирийцев в отношении покоренных народов в конечном итоге привела к истощению самой Ассирии. Народы восставали, Ассирия тратила все больше и больше сил на свои походы. Нет ничего удивительного, что в VII веке, Ассирия пала. В 612 году падет и ее столица Ниневия.
Последний царь Ассирии Синшаришкун будет вынужден броситься в пламя, которое объяла его дворец, и таким образом предпочтет покончить жизнь самоубийством, но не попасть в руки врагов, уж он, так, как никто другой знает, что победители, как правило не милует пленников.
Пала Ассирия под ударами коалиции Мидии и Вавилонии. Настал черед ассирийцев испытать на себе всю милость в «победителей». Спустя некоторое время ассирийцы исчезли с лица земли.
Прошло много лет. В XIX веке английский исследователь Остин Генри Лэйард проводил раскопки в небольшом селении Куюнджик, на левом берегу реки Тигр, и вот неожиданно он откапывает удивительную постройку. Оказалось, что на искусственной террасе был когда-то построен прекрасный дворец. Как впоследствии выяснилось, жил в этом дворце ассирийский правитель правивший в VII веке до нашей эры по имени Ашшурбанапал. Во дворце было найдено очень много всего интересного. Прекрасная отделка его поражала воображение, а вход во дворец украшали два быка с человеческими лицами. Среди прочего, Остин Генри Лэйард нашел и таблички, в количестве 30 тысяч штук, они были сложены в большой штабель. Остин Генри Лэйард не особо заинтересовался табличками, во дворце было огромное множество других, более ценных находок. 20 лет пролежали не разобранными эти таблички в британском музее но, наконец ученые их расшифровали и тогда стало понятно каким огромным сокровищем располагает ученый мир. Дело в том, что таблички представляли собой тщательно подобранную библиотеку.
Ашшурбанапал был человеком весьма образованным и велел своим писцам делать копии самых разных книг, то есть табличек в городах Вавилоне, Уре, Нипуре и других., Как оказалось писать на глиняных табличках была мудрой мыслью. Дело в том, что библиотека Ашшурбанапала пережила страшнейший пожар но, от этого пожара таблички стали лишь прочнее, и дошли до нас.
Искусство Ассирии.
Знаменитые ассирийские барельефы, бывшие некогда внутренними украшениями дворцов ассирийских царей и дожившие до нашего времени дают нам уникальную возможность прикоснуться к ассирийскому искусству.
В целом искусство древней Ассирии исполнено пафоса, силы, доблести, в нем прославляется отвага и победа завоевателей. На барельефах часто встречаются изображения крылатых быков с человеческими лицами, они символизируют ассирийских царей – высокомерных, жестоких, могущественных, грозных. Таковыми они и были в реальности.
Ассирийское искусство впоследствии имело большое влияние на формирование персидского искусства.
Ассирийцы под властью иноземцев
В различные времена на культуру ассирийцев повлияли католики, создавшие новую ветвь местных верований, курды, с которыми народ вёл войны, а также турецкие завоеватели. Долгое время ассирийские земли, пережившие распад великой державы, находились под властью чужестранцев, что сказывалось на жизни и обычаях людей. Негативные перемены привели к резкому снижению численности населения.
В прошлом веке ассирийцев насчитывалось около миллиона человек, а большая часть тех, кто считал себя ассирийцами, находилась в подчинении у Османской империи. Власть османов едва не стала губительной для ассирийского народа. Во времена войн ассирийцев безжалостно истребляли, турки нередко “прикрывались” ими, выставляя в качестве воинов, отстаивающих интересы империи. Что примечательно, права ассирийцев не интересовали турок.
Османы уничтожали не только простых представителей этноса, но и выходцев из аристократических родов, что помогало устранять потенциальных конкурентов у власти. Массовая депортация женщин и детей стала катастрофой, едва не разбившей ассирийский народ. Несмотря на все гонения и притеснения, ассирийцы сохранили свои культурные особенности, умело использовали заимствования из обычаев других племён, а сегодня стараются проходить путь национального возрождения.
Состава армии Ксеркса. Слева направо: два халдейских пехотинца Персии, вавилонский лучник, ассирийский пехотинец.Из книги «Сочинение профессора Оскара Йегера», 1910 год