Архимандрит наум байбородин: фото, биография, проповеди
Содержание:
- Подражатель преподобного Сергия
- Воспоминания о Науме Байбородине
- Господь сотворил чудо
- «У таких великих старцев только Суд Божий может определить их духовный КПД»
- «Иисусова молитва была его основным деланием»
- Воин Христов
- Батюшка очень любил монахов
- Последователи
- Немного слов Наума к столетию революции
- Идеология
- Великая Отечественная война
Подражатель преподобного Сергия
Игумения Олимпиада (Баранова), настоятельница Покровского Хотькова ставропигиального женского монастыря:
Самый добрейший, самый святейший – что еще об отце Науме сказать?! К каждому человеку у него был свой подход. Монашествующих батюшка наставлял неустанно молиться, не забывать Иисусову молитву – это самое главное. А все житейское – приложится (Мф. 6:33), – напоминал нам. Знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду прежде вашего прошения у Него (Мф. 6:8). Сам он был очень достойным монахом без преувеличения сказать – подражателем преподобного Сергия. Нашему монастырю, где почивают мощи родителей Игумена земли Русской, батюшка помогал и помогает молитвами, причем непрестанными.
Воспоминания о Науме Байбородине
С архимандритом Наумом встречались многие известные люди. Практически на всех он производил неизгладимое впечатление. Певица Надежда Бабкина вспоминала, что можно было «утонуть» в его добрых глазах. После откровенного разговора с ним на душе становилось светло и легко, снисходило настоящее ощущение счастья. Митрополит Кирилл Наконечный вспоминал времена, когда архимандрит Наум принимал исповедь у прихожан. Люди шли толпами, с каждым он разговаривал и давал дельные советы. Многих он направил не только в мирской жизни, но и в церковной. Прихожане, которым довелось беседовать со старцем, рассказывают, что он умел заглянуть в самые потаенные уголки их души. От Наума Байбородина невозможно было ничего утаить. Однако он никогда не ругал за грехи и не корил, а лишь наставлял на верный путь.
Господь сотворил чудо
Иеросхимонах Валентин (Гуревич), духовник московского Донского ставропигиального мужского монастыря:
Одно время после тяжелой операции я жил в Вознесенском Оршином монастыре Тверской епархии. Там недалеко от монастыря находится селение Эмаус. Видимо, в свое время какой-то благочестивый помещик дал такое название своей вотчине. А рок-группы почему-то тяготеют к такого рода топонимам. Им нравятся библейские названия: Назарет, Эмаус и т.д. И вот они облюбовали это село для проведения рок-фестиваля. Так как село находится в чистом поле, то звук от колонок с усилителями оглушал всю округу. Такое было попущено искушение. Тогда матушка Евпраксия (Инбер), настоятельница Вознесенского Оршина монастыря, получила от архимандрита Наума благословение: всем читать акафист Архангелу Михаилу. Отец Наум очень почитал Архистратига – ему посвящены теперь уже два монастыря на родине старца: женский в его родном селе Мало-Ирменка Ордынского района Новосибирской областии и мужской в близлежащем селе Козиха. Промыслительно и то, что 40 дней отца Наума пришлись на празднование памяти Архангела Михаила и всех Сил Бесплотных. Матушка игумения со всеми сестрами и девочками из монастырского приюта, а также я, проживавший тогда в монастыре, – мы все стали читать акафист Архангелу Михаилу. И Господь сотворил чудо. В монастыре водворилась тишина. Это было, действительно, чудо, потому что стоило выйти за ограду обители, как музыка гремела; делаешь шаг назад в монастырь – и тишина! Я сам несколько раз проверял – выходил за заборчик и заходил: буквально метр, а за низенькой символической оградой не слышно этого грохота. Это необъяснимо с точки зрения законов физики.
Другой пример. Чада отца Наума активно обращали к вере своих знакомых и коллег. Так, ныне профессор Московской духовной академии и Сретенской семинарии Алексей Иванович Сидоров в то время еще преподавал в МГУ, где помог креститься учившейся на отделении славянской филологии финке Кирси Марита Ритониеми. Она так же, как и он, вошла в число духовных чад архимандрита Наума. Приняла монашество. Одно время была настоятельницей Вознесенского Оршина монастыря, а потом правящий архиерей, преобразовав Тверское подворье обители в самостоятельный Свято-Екатерининский монастырь, направил матушку Иулианию (ее имя в постриге) туда игуменией. Время от времени возникали искушения, враг противодействовал возрождению монастырей. Тогда матушки Иулиания и поставленная на ее место в Вознесенский Оршин монастырь Евпраксия вместе могли беседовать с чиновниками, а все сестры и девочки приюта в это время пели в храме Трисвятое. И всё – слава Богу – улаживалось.
«У таких великих старцев только Суд Божий может определить их духовный КПД»
Архимандрит Захария (Шкурихин), насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры:
Мы жили с отцом Наумом рядом, у нас келии были на одном этаже. Иногда пересекались на трапезе. Он был строг. Замечания делал. Иногда скажешь что-то не то или во внешнем виде у тебя что-то не так – всё видел. Но всегда по делу выговаривал.
В монастыре тесное общение между братиями. Всегда видно: человек молится или просто так, «ворон считает». Отец Наум молился. Он, конечно, много времени приему народа уделял. Но на службе старался сосредоточиться, напряженно вникал в слова богослужения. Про синодики, когда его однажды спросили, почему он их не читает, говорил: «Пусть их молодежь читает, чтобы у них помыслов поменьше было».
У таких великих старцев только Суд Божий может определить их духовный КПД. Сейчас окормлять народ в нашем современном мире очень сложно. Владыка Феогност Сергиево-Посадский, наш наместник, всегда очень удивлялся, как отец Наум всех может помнить: кто где в епархиях, в каких отдаленных монастырях, в каких малых городах да в заброшенных деревеньках, и при этом у кого какие горести, проблемы, внутренние искушения. Что-то кому-то отсылал, через кого-то передавал… Получал письма, писал ответы.
Помню, как-то к нему приехали одни рабы Божии – у них масса проблем, жить негде… Он их сразу благословляет: «Поезжайте туда-то. Вот как раз, – подзывает кого-то, – туда люди едут. Дом сейчас пустует. Там и будете жить». Лишенные крова туда поехали; их сразу поселили, они там прожили несколько лет. Потом им говорят: «Всё, съезжайте». Им, конечно, жалко было оставить то, что было нажито за эти годы, но оставили уже всё это для следующих жильцов. А у них как-то жизнь дальше устроилась. Всё по его молитве происходило гладко и точно само собой. Также было и у монашествующих – все проблемы, и внутренние, и чисто житейские, бытовые, по благословению отца Наума разрешались.
«Иисусова молитва была его основным деланием»
Матфей, епископ Шуйский и Тейковский:
Трудно о таких людях говорить… Это великий человек. Те семена, которые он посеял на всероссийской ниве церковной, еще дадут плоды, которые мы увидим.
Он и в прошлое своим взором проникал, и в будущее – как пророк. То, что он говорил, – всё сбывалось. Знал, что пройдено каждой душой; мог обличить, если у человека были нераскаянные грехи. Но старался так его направить, чтобы впредь он смог уберечься от козней вражиих. Много и чудес бывало.
Сам отец Наум был очень строгим монахом. Никогда не было такого, чтобы он правило пропустил без какой-либо уважительной причины; больным приходил на братский молебен. Всегда присутствовал на полунощнице. В это время можно было взять у него благословение, о чем-то спросить.
Монашествующих, как, впрочем, и мирян, наставлял в Иисусовой молитве. Сам жил молитвой и радел о возрождении умного делания, разоряемого у нас в стране при безбожной советской власти. Написал по этой теме кандидатскую диссертацию. Практиковал умное делание и других вдохновлял подвизаться: «Раньше, – недоумевал порой отец Наум, – пятисотница была элементарным деланием монашествующих. Мы-то почему ее сейчас не берем на вооружение?» Всем по-разному благословлял: кому сотницу, кому тысячу. Учил правильному дыханию при молитве. К каждому подходил индивидуально. Молитва – это сокровенное делание, никаких общих советов тут быть не может.
Про апостолов сказано: явились им разделяющиеся языки как бы огненные… (Деян. 2:2–3). Святой Иоанн Предтеча указывал на то, что Сын Божий будет крестить Духом Святым и огнем (Лк. 3:16). И как желал бы, чтобы огонь уже возгорелся! (Лк. 12:49), – говорит Господь. В отце Науме чувствовалось это огненное дыхание.
Мне случалось нести у него послушание письмовода. Я видел, что письмо даже еще не вскрыто, а батюшка уже знал его содержание и ответ, который надо отправить по указанному на конверте обратному адресу. Его прозорливость поражала, как и глубина даваемых им кратких ответов. Он никогда не распылялся. Смотрел в корень. Ведь можно всё красноречиво обосновать, а суть уйдет. Отец Наум всегда отвечал кратко и по делу. Одного-двух его слов было достаточно, чтобы понять, что делать.
Исповедовал отец Наум всегда очень глубоко. Главное, как это следовало из его духовнической практики и из опыта исповеди у него, – добиться сокрушения, подлинного раскаяния
Когда исповедь поверхностна, может быть, надо обратить внимание на те грехи, которые позволят человеку ощутить сокрушение. Отец Наум это умел
Мог обличить любого высокоумного ученого. Валерий Яковлевич Саврей, профессор МГУ и Московской духовной академии, привез к нему как-то раз пятерых академиков: математика, филолога и еще кого-то. И каждому отец Наум задал такой вопрос из его области знаний, на который им не под силу оказалось ответить. Так он мог обратить даже самых самоуверенных к Богу. Смирится человек немножко, поймет ограниченность своего ума, и сердце евангельским истинам открывается.
Старец радел о возрождении в обителях жизни по святоотеческим уставам. Благословил издать устав Пахомия Великого и раздавал нам для изучения и освоения. У батюшки много издавалось, по крайней мере, для чад проповедей, трудов. Огромным количеством святоотеческой литературы он нас всегда снабжал. Мы всё это по его благословению читали.
Многих святых батюшка очень любил. Например, преподобного Амвросия Оптинского. Просил нас выборку сделать из его наставлений – помню, и я этим занимался. Отец Наум как-то сокровенно переживал жизнь этого святого: в себя впитывал это благодатью растворенное бытие и нам пытался привить вкус к такой жизни. Через восприятие отца Наума и мы святоотеческий опыт как-то живо воспринимали и пытались в чем-то святым Отцам подражать. Батюшка называл преподобного Амвросия Оптинского пророком XIX века. Да и сам отец Наум был для нас пророком наших времен.
Воин Христов
Юный воин на этом фото – будущий архимандрит Наум (Байбородин) – мой почивший духовный отец. Я взяла именно эту фотографию неслучайно. Во-первых, мне хочется, чтобы те, кто совсем не знал батюшку и не представляет его лица, увидели его молодым. Ведь монахами и тем более старцами не рождаются, а сознательно и постепенно становятся воинами Христовыми.
Вторая причина, по которой именно этой фотографией хочу начать свой рассказ о духовном отце: факт, что батюшка всю свою жизнь был воином, верным сыном земной Родины и Небесного Отечества.
Николай Байбородин был одним из новобранцев последнего военного призыва. Миллион с четвертью юных, семнадцатилетних пареньков призвала тогда обескровленная в тяжелейшей войне Родина в ряды Красной армии и флота. Верховный главнокомандующий решил приберечь до поры этот последний резерв, не бросил его в пекло сражений, предвидя, что и после Победы будущему миру будет далеко до спокойствия. Так и не успел последний военный призыв сразиться с врагом на поле боя. Но когда вернулись на Родину эшелоны с победителями, привелось этому призыву еще шесть-семь лет (а кому-то и дольше) нести срочную службу в армии и на флоте, став уже не резервом, а ядром Вооруженных сил страны.
Сержант Николай Байбородин, в 1950-х годах
Более восьми лет прослужил в армии и наш батюшка. Всегда вспоминал этот период как очень важный в своей жизни, как время, сформировавшее его как личность, заложившее в его характер фундаментальные качества: дисциплинированность, выдержку, самоотверженность, чувство братства и взаимовыручки, трезвенное отношение к жизни, ответственность, благородство и патриотизм.
Нам, молодежи 80-х, окружавшим старца в огромном количестве, батюшка часто приводил в пример случаи из своей военной жизни. Говорил, что мы тоже солдатики и должны быть всегда подтянутыми, готовыми к действию. Рассказывал о себе, что в армии очень много занимался спортом, был сильным, выносливым. Именно спорт сохранил юношу от многих искушений. Вечером молодежь собиралась, к примеру, на танцы, а Николай приходил с тренировок такой усталый, что ему было просто не до вечеринок. Девушки, бывало, уговаривали кого-нибудь из сослуживцев пригласить Колю в компанию, но так получалось, что дневные занятия спортом не оставляли сил для гуляний. Батюшка говорил, что у его ровесников не было ни времени, ни даже просто условий для уныния или каких-то помыслов. Они вели здоровый образ жизни, имели устойчивую психику. Не было даже такого понятия, как, к примеру, бессонница. «Над нами самолеты и взлетали, и садились, а мы спали очень крепко, только головой подушки коснулся – и уже спишь!»
Рядом с их воинским подразделением была какая-то часть, где служили девушки (не помню, зенитчицы или связистки). Батюшка всегда приводил этих девушек в пример: утром, когда бывало построение (им так же, как и ребятам, давалось очень мало времени на подъем и одевание), они каким-то непостижимым образом вовремя выстраивались, были очень аккуратно одеты и причесаны (при этом все имели длинные волосы, заплетенные в косы). У девушек была одна старшая по званию, кажется, старшина. Батюшка говорил, что она у них была как благочинная в монастыре, следила, чтобы всё делалось вовремя и как следует.
Батюшка очень любил и понимал молодежь. Это удивительно, ведь он девственник, у него никогда не было не только своих детей, но даже и племянников. Да и каких-то других родственников, которых он когда-либо воспитывал, я не знаю. Тем не менее он видел молодежные проблемы гораздо лучше родителей и кого бы то ни было. А о себе рассказывал, как он после армии, будучи студентом, ходил во Фрунзе в храм. Там учился церковному чтению. Священник, служивший во фрунзенском соборе, давал ему читать «Апостол». Это вызывало сильное неудовольствие у псаломщицы. Она утверждала, что Николай делает много ошибок, поэтому «Апостол» ему читать нельзя. Но священник защищал Колю и объяснял, что тот еще всему научится и будет всё знать лучше, чем она сама.
Батюшка очень любил монахов
Иеромонах Николай (Елачев), благочинный Николо-Шартомского мужского монастыря Шуйской епархии Ивановской митрополии:
Батюшка навсегда останется в наших сердцах. В Николо-Шартомском монастыре вся братия собрана им. Многих из нас он извлек из самой пучины мира и наставил на путь ко спасению. Все мы по его благословению и его молитвами пришли в обитель Господу послужить и сейчас благодарны за это ему.
Сколько из его чад уже хиротонисано во епископов, митрополитов! Скольких он вырастил игуменов, игумений, священников добрых подарил пастве Христовой, монахов и монахинь для Церкви нашей святой воспитал.
У батюшки была своя методика обращать в монашество. Благословит тебя, ранее куролесившего по жизни мужика, храм восстанавливать: пока трудишься над развалинами, такой искус пройдешь! Так тебя враг потреплет, что сам поймешь, что в жизни главное. Аскетика из отвлеченного занятия насущной необходимостью становилась. Многие храмы у нас братия, прежде чем прийти в монастырь, возрождала в Новосибирске, Приазовске и других городах.
Годы проходили, прежде чем отец Наум благословлял на монашество. Только ему как старцу и было открыто, куда склоняется та или иная душа. Кому-то он сразу мог сказать, что его путь – монашество, другому через 3 года, третьему через 5 лет. Каждому индивидуально – когда человек становился к этому готов.
Радовало батюшку наше послушание Богу, Евангелию, тому, что Господь через старца нам открывал. А наши грехи его огорчали. Бывало, если по своеволию действовать начнем, тут же набедокурим и к нему возвращаемся: «Что делать-то теперь?..» Отец Наум по-отечески принимал, не гнал кающегося.
Мог он обличить и самый тайный твой грех – даже подчас как-то незаметно, через кого-то, но тебе всё открывалось и ты начинал понимать, в чем надо покаяться. У всех нас есть свои немощи. Но старец знал, кто какое наставление может понести: кому-то мог при всех взбучку устроить, но не по страсти, а для вразумления; а кого-то потихонечку наедине в чувство приводил.
Батюшка очень любил монахов. Весь воодушевлялся, когда кто-то за благословением на монашество приезжал к нему. Даже если просто человек в обитель собирался поехать потрудиться, пожить при монастыре, уже старец ликовал.
Отец Наум всегда наставлял: «Читайте Евангелие – там всё написано». Для нас он старец: знаем, что говорил нам не от себя, а открывал волю Божию.
Записала Ольга Орлова
Последователи
Примерный состав наумовцев на начало 2019 года:
- митрополит Астраханский Никон (Фомин),
- митрополит Хабаровский Артемий (Снигур),
- архепископ Салехардский Николай (Чашин),
- архепископ Егорьевский Матфей (Копылов),
- епископ Карагандинский Севастиан (Осокин),
- епископ Арсеньевский Гурий (Федоров),
- епископ Искитимский Лука (Волчков),
- епископ Карасукский Филипп (Новиков),
- епископ Каинский Феодосий (Чащин),
- епископ Кинешемский Иларион (Кайгородцев),
- епископ Тарский Савватий (Загребельный),
- епископ Калачевский Иоанн (Коваленко),
- епископ Ейский Павел (Григорьев),
- епископ Шуйский Матфей (Самкнулов),
- напокойный Савватий (Перепелкин),
- патриарший викарий Иоанн (Руденко).
Немного слов Наума к столетию революции
Архимандрит Троице-Сергиевой Лавры Наум был человеком умным и прозорливым, способным донести информацию до каждого (или почти до каждого) человека. О событиях столетней давности (о революции) он говорил: «По проповеди одного пророка Ионы Ниневия все жители покаялись и были спасены, а город их должен был погибнуть. До революции в нашей стране было очень много святых! Это и Иоанн Кронштадтский, и блаженные Паша и Пелагея Дивеевские и многие другие. Ведь все имели возможность помолиться Господу Богу о недопущении революции. На тот момент в стране действовало немало и семинарий, и церковных школ. Но…. Страной уже руководили не православные христиане, а сатанисты. Верующих православных увольняли с руководящих должностей и убирали из учителей. Раньше учили Законам Божиим». По словам Наума, его мама пошла в школу в 1908 году и после нескольких дней сказала, что в такую школу ходить нечего. Учителя того времени говорили: «Мы теперь будем строить счастливую жизнь без попов и без царей!». Наум очень возмущен тем, что прозорливые люди никак не позаботились о народе, почему они допустили революцию (переворот в государстве). И, как показала практика, в армии сплошь и рядом были предатели.
По мнению Наума, нынешняя власть поклоняется дьаволу, такие же люди допустили революцию 100 лет назад и подобные им уже в нынешнем XXI веке не раз пытались устроить государственные перевороты. Но президент страны смог предпринять меры по недопущению гражданской войны. К великому счастью, до стрельбы не дошло.
Для того чтобы победить сатанистов, нужно сохранить единство народа. Для европейцев до сих пор остается тайной, как Советский Союз выстоял и победил в самой страшной войне XX века. Несмотря ни на что, советскими людьми вполне оперативно было налажено производство танков и самолетов, так необходимых для передовой, и в это тяжелое для страны время наука не стояла на месте, а активно развивалась. Власть, столкнувшаяся с чудесами на фронтах, приказала восстановить Патриаршество в стране, а также начать открытие храмов и церквей. На оккупированных территориях очень активно открывались церкви и часовни.
4 сентября 1943 года состоялась встреча в Кремле Сталина с Сергием (Страгородским), Ленинградским и Новгородским Алексием и Николаем (Ярушевичем). И в тот момент было решено открыть Лавру и возобновить богословские курсы.
Архимандрит Наум считает, что для нашего государства нужны добрые правители. С которыми можно советоваться и не хулить имя Божие, тогда и люди станут добрее. И обязательно каждый человек-христианин должен соблюдать заповеди, так как даны они для всех. Соблюдение Законов Божиих необходимо начать с изучения этих самых законов, нужно читать Библию, Евангелие, ходить в церковь, молиться, причащаться и исповедоваться.
Чем чаще человек исповедуется, тем больше видит за собой грехов. А те, кто ходят в церковь от раза к разу или не ходят вообще, не замечают за собой грехов. И как такие люди могут жить счастливо…?
А признание однополых браков — это вообще недопустимо для человечества, равно как и смена пола. Наум выступает против продажи земель Русского государства, против убийства детей, в том числе и нерожденных, против мужеложства и блуда. Если такие явления будут на Русской земле, то и конец света недалеко.
Наум положительно относился к переменам, происходящим в Африке. На этом континенте многие люди принимают православие, отказываются от мусульманства и проповедуют Иисуса Христа и Деву Марию.
До революции при Царе люди веровали в Бога, церковь была едина с государством. Школы были церковными, и людей там учили заповедям Христа. Учили, как воспитывать нравственное поколение, ценить и сохранять семью. Аборты в то время были запрещены, и нация русская сохранялась и приумножалась. За двадцать лет царствования Николая II нация увеличилась на 50 миллионов, а после революции стала очень быстро сокращаться. Аборты в наше время не запрещены, нерожденных младенцев убивают и убивают, а ведь стране так нужны люди (и воины, и ученые, и учителя).
Идеология
Коротко идеологию наумовцев на начало 2019 года можно описать так: фундаментализм, национализм, любовь к военным и остальным силовикам, антиэкуменизм, монархизм, почитание династии Романовых, а также дореволюционных порядков, ожидание скорого конца света, спекуляции на теориях заговора.
Как нетрудно догадаться, чем сложнее социально-экономическая обстановка в России, тем больше недовольных людей и популярнее подобные взгляды. При этом движение почитателей старца Наума не маргинально. Напротив, в это время среди них немало представителей элиты, в том числе научной, например, декан факультета социологии МГУ Добреньков.
Об отце Науме написаны сотни статей, уже есть книги, но более всего в народе известны его поучения и пророчества. В том числе такие:
В мире действует темная дьявольская сила, которая ненавидит Церковь и православную Россию. Масоны-сатанисты захватили власть в масштабах всей планеты, их уже 5 миллионов, объединенных в 38 тысяч лож, а верховодят всем Рокфеллеры, Ротшильды, Комитет-300 и Бильдербергский клуб.
Мать Сталина Екатерина была верующей, сам Сталин учился в семинарии, но хоть и не стал священником, мистически сохранял в себе благодать, обратился к вере во время войны, открыл храмы и восстановил патриаршество.
Если в России зло будет распространяться, то это приблизит конец света. Остальные европейские народы уклонились в нечестие, а то и прямо в сатанизм.
Россия погибнет, если не запрещать богохульство, мужеложество и аборты. Необходимо также запретить продажу земель русского государства, особенно иностранцам.
Сейчас у власти повсюду враги Христовы. Русскому народу необходимо покаяться в разрушении в 1917-ом православного царства — Российской империи, вновь осознать свою миссию Третьего Рима, обратиться к родным святыням, отвергнуть западные идеи, свергнуть безнравственных и ущербных чиновников, и вновь поставить во главе государства помазанника Божия, русского православного Царя, чтобы он объединил Великую, Малую и Белую Русь.
Великая Отечественная война
Обучение в средней школе Николай прервал, потому что грянула Великая Отечественная война. В самом ее начале он был слишком мал, чтобы отправиться на фронт. В ряды Красной армии его мобилизовали только в 1944 году. Срочную службу он проходил в авиатехнических частях.
Поначалу Николай был прикомандирован к радиотехнической школе в городе Фрунзе, затем его перевели в Ригу, а после в воинские части Калининграда и Шяуляя. В основном Байбородин занимался техническим обслуживанием аэродромов. В военных действиях он участия не принимал. В 1952 году его демобилизовали. К тому времени Николай успел получить звание старшего сержанта. За отличную службу ему торжественно вручили фотографию знамени. Вернулся будущий архимандрит в город Пишпек (ныне столица Киргизии Бишкек), где он продолжил обучение в вечерней школе. Окончив ее, он стал студентом физико-математического факультета местного Политехнического института.