Симфония № 6 (чайковский)

Богатырева реконструкция

Реконструкция оригинальной симфонии по эскизам и различные переделки были выполнены в 1951–1955 годах советским композитором Семеном Богатыревым , который довел симфонию до законченной, полностью оркестрованной формы и выпустил партитуру как «Симфония № 7 ми-бемоль мажор» Чайковского. . »

Богатырев использовал первоисточники, в том числе первоначальные наброски Чайковского, полную оркестровую рукопись примерно половины первой части, а также рукопись и печатную партитуру 3- го фортепианного концерта . Одночастный фортепианный концерт был полностью оркестрован композитором, в то время как вторая и четвертая части были позже оркестрованы Сергеем Танеевым , другом и коллегой Чайковского.

Хотя наброски первой части и законченная версия для фортепиано с оркестром были по существу завершены, Богатырев обнаружил, что только 81 из 204 тактов второй части находится в руке Чайковского. Здесь он использовал фортепианную партитуру Чайковского для Анданте для фортепиано с оркестром , оркестровку Танеева и очень черновой набросок Чайковского.

В третьей части Богатырев последовал настоянию брата композитора Модеста, что это должно быть скерцо , и оркестровал скерцо из сочинения Чайковского. 72 фортепианных пьесы, а также несколько эскизов композитора. Примечательно, что пьеса аккуратно помещается между второй и четвертой частями и даже включает финальные аккорды, которые перекликаются с началом четвертой части.

В основу реконструкции четвертой части легли фортепианная партитура к Финалу для фортепиано с оркестром , эскизы композитора и изданная оркестровка Танеева.

Форма

Реконструкция Богатырева построена по традиционной четырехчастной схеме:

  1. Блестящее аллегро ( ми-бемоль мажор )

    Эта часть была использована в Третьем фортепианном концерте , соч. posth. 75.
  2. Анданте ( си-бемоль мажор )

    Богатырьев использовал Анданте из Анданте и Финал для фортепиано с оркестром, соч. posth. 79, построенный по эскизам Чайковского Сергеем Танеевым . Совсем недавно это было повторно использовано как медленная часть спроектированного Концерта для виолончели .
  3. Скерцо: Vivace assai ( ми-бемоль минор )

    Понимая, что Чайковский написал бы скерцо к этой симфонии, Богатырев оркестровал это произведение из « Скерцо-фантазии» Чайковского , соч. 72, № 10.
  4. Финал: Allegro maestoso (ми-бемоль мажор)

    Богатырьев использовал Финал из Анданте и Финал .

Записи

Юджин Орманди и Филадельфийский оркестр дали американскую премьеру 16 февраля 1962 года и вскоре после этого сделали первую запись в США для Columbia Records . Оригинальные пластинки были выпущены в стерео как MS 6349 и в моно как ML 5749. Эта запись была позже подвергнута цифровому ремастерингу и выпущена на компакт-диске. Его записали еще восемь дирижеров: Дмитрий Китаенко , Неэме Ярви , Сергей Скрипка , Геннадий Рождественский , Михаил Плетнев , Кюнг-Су Вон, Кис Бейклс и Лео Гинзбург .

В кино и на телевидении

  • Симфония использовалась в диснеевском мультфильме « Фантазия» 1940 года , хотя и с изменениями и мифологией в длине пьесы, сделанной дирижером Леопольдом Стоковски .
  • Отрывки из первой части были показаны в сцене смерти в фантастическом фильме 1973 года « Сойлент Грин» .
  • Пятое движение широко используется в Чака Джонса «1976 анимированный адаптации Редьярд Киплинг » s The White Seal .
  • Композиция занимает видное место в аниме-адаптации Исао Такахаты 1982 года из оперы Кендзи Миядзавы « Гош виолончелист» , где главный герой репетирует свою партию на виолончели. Последовательность бури синхронизируется с четвертой частью.
  • Он также использовался в эпизоде Симпсонов » Itchy & Scratchy & Marge » (1990).
  • Различные движения также были показаны в начальных титрах и в различных сценах « Барби и Магия Пегаса» (2005).
  • Первое движение было показано в эпизоде Губки Боба Квадратные Штаны » Atlantis SquarePantis «.
  • Во франшизе « Малыш Эйнштейн » третья часть была представлена ​​в видео «Малыш Бетховен: Симфония веселья» (2002), а также в компакт-диске «Малыш Бетховен» (1999). Пятая часть была представлена ​​в видео Baby Galileo: Discovering the Sky, а также в компакт-диске Baby Galileo (2003).

Фон

Бетховен был любителем природы и проводил много времени в прогулках по деревне. Он часто уезжал из Вены, чтобы работать в сельской местности. Композитор сказал, что Шестая симфония — это «больше выражение чувств, чем живопись», что подчеркивается названием первой части.

Первые наброски к Пасторальной симфонии появились в 1802 году. Она была написана одновременно с более известной — и более зажигательной — Пятой симфонией Бетховена . Обе симфонии были впервые в долго и под-репетировали концерт в Театре ан дер Вин в Вене 22 декабря 1808 года .

Фрэнк А. Д’Аккоун предположил, что Бетховен позаимствовал программные идеи (пастушья свирель, пение птиц, текущие ручьи и гроза) для своей пятичастной повествовательной компоновки из мюзикла «Портрет природы или Большой симфонии» , сочиненного Юстин Генрих Кнехт (1752–1817) в 1784 году.

Примечания

  1. Смерть Чайковского. Легенды и факты. — СПб.: Композитор, 2007. — С. 100. — 254 с. — 500 экз. — ISBN 978-5-7379-0361-9.
  2. Чайковский М. Жизнь Петра Ильича Чайковского. Т. III. M., 1903. С. 330.
  3. П. И. Чайковский. Полное собрание сочинений. Литературные произведения и переписка. Т. XVII / Подгот. тома К. Ю. Давыдовой и Г. И. Лабутиной. М.: Музыка, 1981. С. 42-43.
  4. П. И. Чайковский. Полное собрание сочинений. Литературные произведения и переписка. Т. XVII / Подгот. тома К. Ю. Давыдовой и Г. И. Лабутиной. М.: Музыка, 1981. С. 205.
  5. П. И. Чайковский. Полное собрание сочинений. Литературные произведения и переписка. Т. XVII / Подгот. тома К. Ю. Давыдовой и Г. И. Лабутиной. М.: Музыка, 1981. С. 186.

Интерпретация

Проект Шестой симфонии Чайковского

Критик Чайковского Ричард Тарускин пишет:

И все же критик Дэвид Браун описывает идею Шестой симфонии как своего рода предсмертную записку как «явную чепуху». По словам критика Александра Познанского : «С тех пор, как на Западе появилась теория« суда чести », исполнение последней симфонии Чайковского почти всегда сопровождается аннотациями, трактующими ее как свидетельство гомосексуального мученичества». Другие ученые, в том числе Майкл Пол Смит, считают, что с предполагаемым приговором «суд чести» или без него Чайковский никак не мог узнать время своей смерти, когда сочинял свой последний шедевр.

Утверждалось, что советские оркестры, столкнувшись с проблемой чрезвычайно популярной, но глубоко пессимистической пьесы, поменяли порядок последних двух частей, чтобы привести произведение к победному завершению в соответствии с принципами социалистического реализма .

Посвящение и предлагаемые программы

Чайковский посвятил Pathétique своему племяннику Владимиру «Бобу» Давыдову , которым он очень восхищался.

Патетическая была предметом целого ряда теорий , как к скрытой программе. Это восходит к первому исполнению произведения, когда композитор Николай Римский-Корсаков спросил Чайковского, есть ли программа к новой симфонии, и Чайковский утверждал, что есть, но не разглашал ее.

« Крест » Чайковского — мотив , связанный с распятием , самим собой и Тристаном , вариация которого впервые появляется в мм.1-2 его симфонической пьесы « Патетическая» ( справка · информация ) . Чайковский отождествлял крестный мотив и ассоциировал его с «влюбленными в звездный крест» в целом, например, в « Ромео и Джульетте»

Предлагаемая программа была тем, что Тарускин пренебрежительно назвал «симфонией как предсмертной запиской». Эта идея начала утверждаться уже во втором исполнении симфонии в Санкт-Петербурге, вскоре после смерти композитора. Люди на том спектакле «внимательно прислушивались к предзнаменованию. Как всегда, они нашли то, что искали: краткую, но заметную цитату из русского православного реквиема в бурной кульминации первой части и, конечно же, нетрадиционный финал Adagio с его напряженным напряжением. гармонии в начале и трогательное изображение угасания света в заключение ». Этому противодействует заявление Чайковского от 26 сентября / 8 октября 1893 г. о том, что он не был в настроении писать какой-либо реквием. Это было ответом на предложение его близкого друга великого князя Константина написать реквием их общему другу писателю Алексею Апухтину , который умер в конце августа, когда Чайковский заканчивал « Патетику» .

Специалист по Чайковскому Дэвид Браун предполагает, что симфония имеет дело с силой Судьбы в жизни и смерти. Эта программа будет не только аналогичны тем , которые предложены для четвертого и пятого симфоний , но и параллельно программе предложил Чайковскому за его неоконченной симфонии в E ♭ . Эта программа гласит: «Конечная сущность … симфонии — это Жизнь. Первая часть — весь импульс, страсть, уверенность, жажда деятельности. Должна быть короткой (финальная смерть — результат коллапса). Вторая часть — любовь: третьи разочарования. ; четвертый конец отмирает (тоже короткий) «.

В популярной культуре

Вторая тема первой части легла в основу популярной песни 1940-х годов «(Это) История звездной ночи» ( Манна Кертиса , Эла Хоффмана и Джерри Ливингстона ), которую популяризировал Гленн Миллер . На эту же тему стоит музыка «Where», хит 1959 года для Тони Уильямса и группы Platters, а также «In Time» Стива Лоуренса в 1961 году и » John O’Dreams » Билла Каддика. Все четыре песни имеют разные тексты. Он также был использован с большим эффектом в одном из ранних фильмов Cinerama в середине 50-х годов.

Отрывки из Шестого фильма Чайковского можно услышать в ряде фильмов, включая « Сейчас», «Вояджер» , версию « Анны Карениной» 1997 года , «Правящий класс» , « Отчет меньшинства» , « Сладкая птица юности» , « Сойлент Грин» , « Морис» , «Авиатор» и «Смерть Сталина». . Он также сопровождал мультфильм «Шоу Рена и Стимпи» , в частности, эпизод «Сын Стимпи», где одноименный кот выходит в метель.

The Nice включили аранжировку Кита Эмерсона 3-й части Шестой пьесы Чайковского на их альбоме Elegy 1971 года .

Шестая симфония Чайковского был также показан во время зимних Олимпийских игр 2010 года церемонии закрытия , будучи танцевала России национального «с балетной компании.

Более медленная, синтезированная версия была использована в видеоигре Pandora’s Tower 2011 года .

Шестая симфония широко используется в совместном художественном фильме Шейлы Камерича 2011 года « 1395 дней без красного» , который в настоящее время входит в коллекцию Пино в Пунта-делла-Догана в Венеции. Оркестр репетирует разные части симфонии в короткометражном фильме, как женщина идет по Сараево. И женщина, и оркестр останавливаются и начинают свое движение, чтобы выразить то, как обычные люди двигались по городу во время осады Сараево.

Шестой фильм Чайковского показан в научно-фантастической видеоигре « Судьба» 2014 года во время нескольких миссий, в которых игрок должен взаимодействовать с российским суперкомпьютером Распутиным, который служит системой защиты планеты.

Шестая пьеса Чайковского играет главную роль в романе Э.М. Форстера « Морис» (написанном в 1913 году и позже, но не публиковавшемся до 1971 года), где она служит завуалированной ссылкой на гомосексуализм .

Ответ на все вопросы

Известно, что запланированной «итоговой работой» первоначально должна была стать симфония в тональности ми-бемоль мажор с программным названием «Жизнь». Чайковский написал её, но публиковать не стал, а музыкальный материал частично использовал в Третьем концерте для фортепиано с оркестром.

Вместо этой не удовлетворившей его симфонии композитор задумал совершенно новую. Вот как описывал он свой замысел в письме ко всё тому же Володе Давыдову:

Известно, что на премьере, которой дирижировал сам автор, симфония большого успеха не имела, а была встречена скорее с недоумением. А когда после смерти Чайковского на концерте, посвящённом его памяти, Шестой симфонией дирижировал Эдуард Направник, тут уж успех был полным и слушатели рыдали, не таясь.

Понятно, что потрясшая всех внезапная смерть композитора немало поспособствовала такому «прозрению», но почему симфония не произвела должного впечатления сразу? Причина, думаю, тут проста: публика не узнала своего привычного Чайковского.

Сегодня мы привыкли считать Шестую симфонию своего рода «образцово-показательным Чайковским» – идеальным воплощением его стиля и квинтэссенцией всего его творчества. Но так ли это в действительности?

В предыдущих двух симфониях Чайковский задавал вопросы. В Шестой он, наконец, приходит к ответу. В предыдущих двух симфониях лирического героя мучили сомнения. В Шестой он осознаёт, что они были обоснованными.

В этой симфонии композитор отказывается от сквозного лейтмотива, олицетворяющего враждебные герою внешние силы. И это не просто формальное отличие от двух симфоний-предшественниц. Если в них шла борьба человека с судьбой, то в Шестой мы видим уже результат этой борьбы. Если в Четвёртой и Пятой симфониях события разворачивались как бы «здесь и сейчас», то вся Шестая – это один огромный «флэшбэк».

Отсюда и недоумение первых слушателей, уже привыкших к музыке Чайковского и полюбивших её. Шестая симфония оказалась для них неожиданной. А публика любит только такие неожиданности, которых она ожидает.

Так к какому же выводу приходит Чайковский в этом своём «итоговом» сочинении? К тому, который он вскоре подтвердит практикой: что жизнь кончается, что жизнь полна страданий, которые вовсе не обязательно бывают вознаграждены, что все наши невзгоды, надежды и успехи призрачны и ничтожны, что жизнь случайна, бессмысленна и эфемерна, но именно поэтому невыносимо прекрасна.

Придя к этим печальным выводам, уйти от них невозможно – именно это я имел в виду, когда писал в своей прошлой заметке о Чайковском, что ему предстоит «шагнуть в такую бездну, возврата из которой уже не бывает». Вот почему, вероятно, композитор «много плакал», когда обдумывал, – или, скорее, осознавал, – эту нехитрую «программу» своей будущей симфонии.

Сами собой напрашиваются параллели между Шестой симфонией Чайковского и Второй Малера, написанной всего-навсего год спустя. Если великий австриец начнёт свою симфонию траурным маршем, а финал её будет исполнен восторженного энтузиазма по поводу личного бессмертия и оттого, позволю себе так выразиться, несколько глуповат, то Пётр Ильич никаких иллюзий не строит и безосновательных надежд не питает – его герой приходит из небытия и в небытие уходит. Но именно поэтому его произведение пылает такой безоглядной любовью к жизни – не к какой-то там сказочной загробной, а к нашей, земной, пусть даже полной неутолённых страстей и болезненных разочарований.

Приборы

Симфония озвучена для оркестра со следующими инструментами:

Деревянные духовые
3 флейты (3-х удвоение пикколо )
2 гобоя
2 кларнета (в ля)
2 фагота
Латунь
4 рога
2 трубы
3 тромбона
1 туба
Перкуссия
литавры
басовый барабан
тарелки
там-там (ad libitum)
Струны
скрипки I, II
альты
Celli
контрабасы

Хотя это и не требуется в партитуре, бас-кларнет обычно используется для замены сольного фагота для четырех нот, непосредственно предшествующих разделу Allegro vivo первой части, созданной австрийским дирижером Гансом Рихтером . Эта замена, потому что это практически невозможно на практике для фаготиста , чтобы выполнить проход в указанной динамике в pppppp .

Структура произведения[править | править код]

Первая часть. Adagio — Allegro non troppoправить | править код

Начинается с медленного вступления. Вступление мрачное, небольшое. Синкопы, рваный ритм.

Побочная партия (ПП) 3-х частная, развернутая.

Разработка «волновая» (кульминация — спад). Реприза вовлекается в разработку. В разработке звучит тема «Со святыми упокой». Диалог медных духовых и струнных. Меняется звучание ПП, звучит опустошенно, предчувствие трагического конца.

Кода. «Шаги» — пиццикато струнных.

Вторая часть. Allegro con graziaправить | править код

Эта часть являет собой необычный вальс. Его необычность в том, что он не трехдольный, как всякий вальс, а пятидольный (на 5/4). Он резко контрастирует с предыдущей частью. Року, неизбежности, ужасу смерти противопоставляется красота, обаяние молодой жизни. Его мелодия грациозна, изящна, порой даже кокетлива. Меланхолично капризное танцевальное движение с оттенком стилизации. В среднем разделе — трио — появляются скорбные элегические интонации: «вздохи», звучащие на фоне повторяющегося на протяжении всего раздела одного единственного звука — ре в басу. Они вызывают ассоциацию со скорбной музыкой начала симфонии и одновременно предвосхищают траурный финал. Но возвращается внешне безмятежный вальс. Лишь в коде вновь появляются грустные интонации.

Третья часть. Скерцо-марш.править | править код

Музыка полна волевой энергии, силы. Однако именно в этой части особенно остро ощущается непреодолимость злого, враждебного человеку начала, направленного на разрушение всех его светлых надежд и устремлений. Скерцо-марш — 2-я драматическая кульминация симфонии. Вначале звучит тема скерцозного характера.

Четвертая часть. Финал. Adagio lamentosoправить | править код

Вопреки традиции, симфония завершается медленной, траурно-погребальной музыкой. Первоначально Чайковский хотел закончить симфонию траурным маршем, но, в конце концов, счел, что сопоставление двух маршей (первый — в предыдущей части) воспринималось бы как художественный просчет. В результате, он написал финал в характере скорбного монолога-реквиема. Возникает параллель с «Lacrimosa» из Реквиема Моцарта. Финал начинается как скорбная песнь о разбитых надеждах и даже, быть может, больше — о погибшей жизни. Поразительна главная тема: это почти та же тема, что и в побочной партии первой части. Она начинается теми же звуками, в ней те же интервальные ходы. Но песнь эта не допета. Такое впечатление, что не хватает сил. Она сникает трагически. Вторая тема, более светлая, на фоне трепетного аккомпанемента, также заимствована — из побочной партии первой части. Создается впечатление, что финал основан на отдельных мотивах темы, символизировавшей в начале симфонии прекрасный и, как оказалось, недостижимый идеал. Постепенно звучание замирает, истаивает. Завершился жизненный круг. Все растворилось в небытии.

Форма

Симфония состоит из пяти, а не четырех частей, типичных для симфоний, предшествовавших Бетховенскому времени. Бетховен написал программный заголовок в начале каждой части:

Нет. Немецкое название английский перевод Маркировка темпа Ключ
Я. Erwachen heiterer Empfindungen bei der Ankunft auf dem Lande Пробуждение бодрых чувств по приезду в деревню Фа мажор
II. Szene am Bach Сцена у ручья Andante molto mosso B ♭ мажор
III. Lustiges Zusammensein der Landleute Веселое собрание деревенских людей Аллегро Фа мажор
IV. Гевиттер, Штурм Гром, Буря Аллегро Фа минор
В. Hirtengesang. Frohe und dankbare Gefühle nach dem Sturm Песня пастуха. Бодрость и благодарность после бури Аллегретто Фа мажор

Третья часть заканчивается несовершенной каденцией, которая ведет прямо к четвертой. Четвертая часть без пауз ведет прямо к пятой. Спектакль длится около 40 минут.

I. Allegro ma non troppo

Первая часть

Исполняет оркестр Скидмор-колледжа. Музыка любезно предоставлена Musopen

Проблемы с воспроизведением этого файла? См. Справку по СМИ .

Симфония начинается безмятежным и веселым движением, отражающим переживания композитора по его приезду в деревню. Движение в2 4метр, находится в форме сонаты , и его мотивы широко развиты. В некоторых случаях Бетховен создает оркестровую фактуру путем многократного повторения очень коротких мотивов. Ивонн Фриндл отметила, что «бесконечное повторение паттернов в природе через ритмические клетки , а его необъятность — через устойчивые чистые гармонии».

II. Andante molto mosso

Вторая часть

Проблемы с воспроизведением этого файла? См. Справку по СМИ .

Вторая часть — еще одна часть сонатной формы, на этот раз в 12 8и в тональности B ♭ мажор, субдоминанту основной тональности произведения. Он начинается со струн, играющих мотив, имитирующий текущую воду. Секция виолончели разделена: всего два игрока играют на приглушенных инструментах, а остальные виолончели играют в основном ноты пиццикато вместе с контрабасами.

Ближе к концу каденция для деревянных духовых инструментов, имитирующая крики птиц. Бетховен услужливо определил в партитуре виды птиц: соловей ( флейта ), перепел ( гобой ) и кукушка (два кларнета ).

Ваш браузер не поддерживает воспроизведение звука. Вы можете скачать аудиофайл .

III. Аллегро

Третье движение

Проблемы с воспроизведением этого файла? См. Справку по СМИ .

Третья часть — скерцо в3 4время, которое изображает деревенские народные танцы и веселье. Это фа мажор, возвращаясь к основной тональности симфонии. Движение представляет собой измененную версию обычной формы для скерци, в которой трио появляется дважды, а не только один раз, а третье появление темы скерцо усечено. Возможно, чтобы учесть эту довольно просторную аранжировку, Бетховен не стал отмечать обычные внутренние повторы скерцо и трио. Теодор Адорно называет это скерцо образцом для скерцо Антона Брукнера .

Финальное возвращение темы передает буйную атмосферу в более быстром темпе. Движение резко заканчивается, без перерыва переходя к четвертой части.

IV. Аллегро

Четвертая часть

Проблемы с воспроизведением этого файла? См. Справку по СМИ .

Четвертая часть, фа минор и 4 4time, изображает сильную грозу с кропотливым реализмом, от нескольких капель дождя до кульминации с громом, молнией, сильным ветром и полосами дождя. Шторм в конце концов утихает, и время от времени вдали все еще слышны раскаты грома. Плавный переход в финальное движение. Эта часть соответствует процедуре Моцарта в его струнном квинтете соль минор К. 516 1787 года, который также предваряет безмятежную финальную часть длинным, эмоционально бурным вступлением.

В. Аллегретто

Пятая часть

Проблемы с воспроизведением этого файла? См. Справку по СМИ .

Финал фа мажор звучит в 6 8время. Движение выполнено в форме сонатного рондо , что означает, что основная тема появляется в тонической тональности в начале развития, а также в экспозиции и перепросмотре . Как и многие финалы, эта часть подчеркивает симметричную восьмитактовую тему, в данном случае представляя песню благодарения пастухов.

Кода начинает тихо и постепенно строит экстатическую кульминацию для полного оркестра (минус «грозовые инструменты») с первыми скрипками играет очень быстро триплетную тремоло на высоком F. Там следует пылкой проходной наводят на мысль о молитве, отмеченном Бетховен пианиссимо , sotto voce ; большинство дирижеров замедляют темп этого отрывка. После непродолжительного послесвечения работа заканчивается двумя выразительными фа-мажорными аккордами.

Итог или новая песенка?

– писал Чайковский Володе Давыдову вскоре после завершения Шестой симфонии.

Известно, что симфония эта занимает в наследии композитора особое и даже уникальное место произведения итогового. Так задумал он сам.

Вскоре после окончания своей Пятой симфонии Чайковский писал:

Он действительно написал её и, в самом деле, увы, его композиторская карьера на этом закончилась. Но значит ли это, что Чайковский намеревался оставить творчество, даже если бы не его преждевременная кончина?

Согласно одним мемуарам (впрочем, мемуары – вещь не самая достоверная), буквально в тот самый вечер, когда Шестая симфония была исполнена, Чайковский, признавшись в частной беседе, что в финале симфонии речь идёт о смерти, сказал:

Через девять дней его не стало.

Так что же это всё-таки было бы, останься Чайковский в живых? «Завершение сочинительской карьеры» или начало нового взлёта, прерванного смертью? Нам не дано этого узнать, но кое-что наводит меня на мысль, что второй вариант был вполне возможен (см. эпиграф).

Многие из последних сочинений Петра Ильича – опера «Иоланта», Третий фортепианный концерт, цикл романсов на стихи Даниила Ратгауза, гениальные и на удивление недооценённые 18 пьес для фортепиано, соч. 72, и др. – демонстрируют зарождение новых тем, новых интересов и даже новой эстетики композитора, ещё не до конца им самим освоенной.

О том же косвенно свидетельствует и едва начатый набросок концерта для флейты с оркестром – 53-летний композитор вознамерился вступить на совершенно незнакомую и, казалось бы, не очень подходящую для его громогласного таланта территорию.

Лично меня всё это заставляет, размышляя о смерти Чайковского (так же как, скажем, и о смерти Пушкина), сожалеть не только о необычайно симпатичном человеке, но и о композиторе. Думаешь с досадой: «Эх, поживи он ещё немножко…»

Как уже упоминалось в этих заметках, творчество Чайковского делится на два хорошо различимых периода. И Шестая симфония оказалась, действительно, итогом, завершением второго из них, подобно тому как Четвёртая блистательно завершила первый. Но по моему мнению, которого я никому не навязываю, посколько не могу быть в нём уверен, наклёвывался и третий период. И не исключено, что он оказался бы и вправду ещё лучше двух предыдущих. Но не судьба…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector