Николай голованов

Творчество

Звучание оркестра Голованова отличали идеальная фразировка, динамизм интерпретации, гармоничное сочетание симфонических и драматических элементов театрального действия. Под управлением Голованова состоялись первые исполнения Пятой, Шестой, Двадцать второй и Двадцать третьей симфоний Мясковского, Второй симфонии Хренникова, Третьей Рахманинова (впервые в СССР).

В духе своего времени Голованов допускал активное вмешательство в авторский текст партитур. По свидетельству К. Зандерлинга, Голованов «как никто умел заставить оркестр исполнять то, что хочет дирижер, и в ритмическом, и в звуковом отношении. Но то, что он делал с музыкой, — почти преступно. Он все переворачивал по-своему, выравнивал все темпы. Я помню, он „Картинки с выставки“ играл без интерлюдий. Он играл „Реквием“ Моцарта с бас-трубой!» В собственных версиях Голованов, например, записал оперы Мусоргского (внёс собственную правку в редакцию оперы «Борис Годунов», осуществлённую Римским-Корсаковым) и Римского-Корсакова («Садко» — купюры, изменения в оркестровке).

Будучи хорошим пианистом, он часто выступал в качестве аккомпаниатора вместе с женой, певицей Антониной Неждановой.

Голованов — автор ряда оригинальных сочинений: оперы «Принцесса Юрата», симфонии, двух симфонических поэм, оркестровых сюит, Увертюры на русские темы, более 200 романсов, обработок народных песен, ряд сочинений на духовную тему.

Награды и звания[править | править код]

  • заслуженный деятель искусств РСФСР
  • народный артист РСФСР (1943)
  • народный артист СССР (1948)
  • Сталинская премия первой степени (1946) — за концертно-исполнительскую деятельность
  • Сталинская премия первой степени (1949) — за оперный спектакль «Борис Годунов» М. П. Мусоргского
  • Сталинская премия первой степени (1950) — за оперный спектакль «Садко» Н. А. Римского-Корсакова
  • Сталинская премия первой степени (1951) — за оперный спектакль «Хованщина» М. П. Мусоргского
  • орден Ленина (27.05.1951)
  • орден Трудового Красного Знамени (02.06.1937)
  • медаль «За оборону Москвы» (1949)
  • медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • медаль «В память 800-летия Москвы»

Примечания

  1. Театральная энциклопедия. Гл. ред. П. А. Марков. Т. 2 — М.: Советская энциклопедия, 1963
  2. Большая советская энциклопедия. Гл. ред. А. М. Прохоров, 3-е изд. Т. 7. Гоголь — Дебит. 1972. 608 стр., илл.: 44 л. илл. и карт. 1 карта-вкл.
  3.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 21 декабря 2013.
  4. В 1944 году взял отпуск за свой счёт, из которого к работе не вернулся (приказа об отчислении Голованова нет).
  5. Комсомольская правда № 81 (866), 5 апреля 1928 г., с. 4.
  6. Лебедева О. С. Голованов Николай Семёнович // Большая российская энциклопедия. Т. 7. М., 2007, с. 332.
  7. Луначарский После Октябрьской социалистической революции. Письмо Сталина Луначарскому.

Творчество[править | править код]

Звучание оркестра Н. Голованова отличали идеальная фразировка, динамизм интерпретации, гармоничное сочетание симфонических и драматических элементов театрального действия. Под его управлением состоялись первые исполнения Всенощного бдения А. Т. Гречанинова, Пятой, Шестой (1924), Двадцатой (1940), Двадцать второй (премьера в Москве, 1942) и Двадцать третьей симфоний Н. Я. Мясковского, Второй симфонии Т. Н. Хренникова, «Симфонических танцев» (1943), Третьей симфонии (1943) С. В. Рахманинова, Пятого концерта для фортепиано с оркестром (1932), Четвертой симфонии (1933) С. С. Прокофьева[источник не указан 1885 дней].

Н. Голованов допускал активное вмешательство в авторский текст. К. Зандерлинг, признавая, что в 1940-е годы Голованов как дирижёр был для него наиболее интересен, при этом отмечал:

В 1923 году вместе с режиссёром В. А. Лосским поставил знаменитый спектакль-капустник «Севильский цирюльник дыбом», пародировавший авангардную режиссуру, в частности, Вс. Мейерхольда. Все женские роли исполняли мужчины, мужские — женщины.

Некоторые сочиненияправить | править код

  • Опера «Богатырский курган» (по Г. Ибсену)
  • Симфония
  • Романсы (более 200)
  • Две симфонических поэмы (в том числе «Саломея» к постановке одноимённой пьесы О. Уайльда, Малый театр)
  • Оркестровые сюиты
  • Обработки народных песен разных стран.

Дирижёрские постановкиправить | править код

Оперы
  •  — «Князь Игорь» А. П. Бородина
  •  — «Евгений Онегин» П. И. Чайковского
  •  — «Ночь перед Рождеством» Н. Римского-Корсакова
  •  — «Прекрасная Елена» (оперетта) Ж. Оффенбаха
  •  — «Сорочинская ярмарка» М. П. Мусоргского в редакции Ю. С. Сахновского
  •  — «Майская ночь» Н. А. Римского-Корсакова
  •  — «Любовь к трём апельсинам» С. С. Прокофьева
  •  — «Руслан и Людмила» М. И. Глинки
  •  — «Псковитянка» Н. Римского-Корсакова
  •  — «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова
  •  — «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. А. Римского-Корсакова
  •  — «Тихий Дон» И. И. Дзержинского
  •  — «Борис Годунов» М. П. Мусоргского
  •  — «Садко» Н. А. Римского-Корсакова
  •  — «Хованщина» М. П. Мусоргского
  • «Пиковая дама» П. И. Чайковского
  • «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова
  • «Иван Сусанин» М. И. Глинки.
Балеты
  •  — «Петрушка» И. Ф. Стравинского
  •  — «Грот Венеры» (балетная сцена из оперы «Тангейзер») Р. Вагнера
  •  — «Испанское каприччио» на музыку Н. А. Римского-Корсакова
  •  — «Шехеразада» на музыку Н. А. Римского-Корсакова

Литературные сочиненияправить | править код

  • Записная книжка ученика IV класса Московского Синодального училища церковного пения Н. Голованова 1903/04 уч. г. // Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. 1: Синодальный хор и училище церковного пения. Воспоминания. Дневники. Письма. М., 1998;
  • Этюд о Прокофьеве / Публ. О. Захаровой // Сергей Прокофьев. Воспоминания. Письма. Статьи. М., 2004.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector