Владимирский собор в херсонесе

Усыпальница четырех адмиралов

  • Главная
  • Отдых в Севастополе — достопримечательности и развлечения
  • Усыпальница четырех адмиралов


В Севастополе существует два храма, имеющих в названии имя святого князя Владимира, которые часто путают. Это Свято-Владимирский кафедральный собор в Херсонесе и собор Святого Владимира, построенный в центре города. Последний является также усыпальницей четырех адмиралов, судьба которых тесно связана с историей города. В 1842 году командующий Черноморским флотом М.П. Лазарев обратился к императору Николаю I с просьбой о строительстве собора на центральном городском холме Севастополя. Средства на возведение храма собирались по всей России. В 1848 году приступили к строительству, которое было прервано с началом Крымской войны. В 1858 году строительство продолжилось. К тому времени недостроенный собор стал усыпальницей адмирала Лазарева и трех его учеников — флотоводцев Нахимова П.С., Истомина В.И. и Корнилова В.А.

Во время Великой Отечественной войны собор получил серьезные повреждения. В 1967 году было принято решение о его реставрации. Сегодня собор действующий, ведутся богослужения. Также разрешено посещение усыпальницы адмиралов в сопровождении экскурсовода Музея героической обороны и освобождения Севастополя.

Михаил Петрович Лазарев

— адмирал, флотоводец, ученый-мореплаватель. Был главным командиром Черноморского флота и, одновременно, военным губернатором Севастополя. Один из первооткрывателей Антарктиды. В 1826 году командовал крейсером «Азов», который принимал участие в разгроме турецко-египетского флота в 1827 году. Также был руководителем блокады Дарданелл в 1828 году. Активно выступал за оснащение русского флота кораблями на паровой тяге. При Лазареве Черноморский флот стал лучшим в России. Выступал наставником многих известных русских флотоводцев. Скончался в Вене в 1851 году.

Владимир Алексеевич Корнилов

— вице-адмирал, начальник штаба Черноморского флота и организатор обороны Севастополя. В 1827 году участвовал в Наваринском сражении и Русско-турецкой войне 1828-1829 годов. С 1851 года, после смерти М.П. Лазарева, стал фактическим командующим Черноморским флотом. Считается одним из основоположников позиционных методов войны. Погиб 5 октября 1854 года на Малаховом Кургане.

Владимир Иванович Истомин

– контр-адмирал, герой Крымской войны и обороны Севастополя. Проходил службу на «Азове» под командованием М.П. Лазарева. Был участником Синопского морского сражения в 1853 году, русско-турецкой войны и Наваринского сражения. Погиб в битве на Малаховом Кургане 7 марта 1855 года.

Павел Степанович Нахимов

— адмирал. Командуя русской эскадрой в Синопском сражении уничтожил турецкий флот. 25 февраля 1855 зназначен временным губернатором Севастополя. Руководил обороной города до самой смерти 28 июня 1855 года. Пользовался высочайшим авторитетом у солдат и матросов.

Как посетить храм и музей

Добраться сюда, на улицу Суворова, 3, можно на любом автобусе или маршрутке, следующей до остановки «Площадь Лазарева». Обычно музей принимает своих посетителей в любой из дней недели, без выходных. Приходить сюда нужно не раньше 10 утра, в это время открывается музейная часть собора. Храм в дни утренних богослужений может быть открыт и раньше, в 7:00. Расписание богослужений легко отыскать на официальном сайте храма. Закрывается музейная экспозиция в 18:00. Купить билеты, чтобы попасть в нижний храм и послушать экскурсовода, можно до 17:30

Важно учитывать: богослужения, проходящие тут, могут изменить график работы музея

Существует легенда, что похороненные в соборе-усыпальнице герои-адмиралы и по сей день берегут Севастополь, помогая его защитникам отражать даже самые грозные нападки любых врагов. В этом красивом сказании есть доля правды. Рассказы о героях прошлого неизменно вдохновляли и вдохновляют их подрастающих юных последователей, помогают во всем оставаться достойными великой славы предков.

История возведения собора

В 1825 году верующие собирались отмечать грандиозное событие — девятисотлетие со дня Крещения Руси. Инициатива постройки собора принадлежала адмиралу Грейгу, который в ту пору командовал Черноморским флотом, дислоцирующимся на полуострове. Предполагалось, что Владимирский собор (Севастополь), фото которого мы здесь поместили, станет важным религиозным символом для всей страны. Александр I без малейших колебаний одобрил проект.

Начиная с 1827 года в Севастополе активно велись раскопки, целью которых было обнаружение той самой базилики, в которой якобы крестился Владимир. Руководил археологической экспедицией мичман Крузе. Ученым удалось откопать ряд культовых объектов, локализующихся на территории Херсонеса. Предпочтение в итоге отдали византийской базилике крестообразной формы, подходившей под некоторые исторические описания. Дальнейшие события разворачивались так:

  • 1829 год. Объявлен тендер на возведение памятника, в итоге победил проект, разработанный архитектором Тоном (русско-византийский стиль, крестово-купольное сечение, пять куполов).
  • 1836 год. Николай I утвердил ходатайство адмирала Лазарева о начале строительства собора (правда, в качестве площадки был выбран центр Севастополя, а не окраины, как предполагалось изначально).
  • 1848 год. Начало подготовительных работ.
  • 1851 год. Смерть адмирала Лазарева, после которой отложенное строительство было возобновлено.

Как видите, церковь около трех лет находилась в стадии согласования проекта и бесконечных подготовительных работ. Сейчас Владимирский собор — усыпальница адмиралов, Севастополь (точнее, его руководство) так решил после гибели адмирала Лазарева. Масштабные работы стартовали в 1852 году, но их вновь пришлось отложить по причине вспыхнувшей Крымской войны. В 1861 году Крым посетил Александр II — в его присутствии и состоялась торжественная закладка фундамента. Императорская семья взяла под личное покровительство стройплощадку, и дело сдвинулось с мертвой точки.

Общее руководство осуществлял архитектор и гениальный инженер Арнольд, а в основу создания святыни лег проект академика Гримма. Росписью помещений и внутренним убранством занялся академик Чагин. В 1877 году Владимирский собор в Херсонесе был сдан в эксплуатацию. Стоит отметить, что общее оформление интерьеров растянулось еще на пару десятилетий. Чагин изо всех сил пытался сдать объект к установленному начальством сроку, но из-за высокого художественного уровня росписи сделать это не получилось.

Дата, как вы помните, была выбрана не случайно. Поэтому чиновники были заинтересованы в скорейшем завершении строительных работ. Лишь в 1894 году декорирование подошло к логическому концу. Вот список участников, внесших вклад в оформление внутреннего убранства собора:

  • академик Нефф;
  • академик Корзухин;
  • скульпторы братья Баскарини и Сеппи;
  • иконописцы Сорокин и Майков;
  • художники Молокин, Тихобразов и Рисс.

Советский и постсоветский периоды

В 1922 году на Крымском полуострове установилась советская власть, что не лучшим образом повлияло на состояние местных достопримечательностей. Некогда блиставший роскошью Владимирский собор лишился драгоценной утвари, а спустя некоторое время и вовсе был закрыт. Здание церкви поступило в распоряжение музейного комплекса, расположившегося на Херсонесском городище. Некоторое время здесь организовывались экскурсии, но в 1924 году собор окончательно закрыли. Долгие годы здание находилось в заброшенном состоянии, проводить службы было строжайше запрещено.

Период заброшенности сменился периодом тотального разграбления. Собор ветшал и понемногу разрушался, а в период немецкой оккупации в здание попала бомба. В результате сильного взрыва пострадал купол сооружения. Оберст Кольб, отступая из Крыма, приказал взорвать святыню — это случилось в 1944 году. К тому моменту, когда весь православный мир отмечал тысячелетие Крещения Руси, комплекс представлял собой жалкое зрелище — по сути, собор лежал в руинах.

Второе рождение церкви произошло после распада СССР — в 1997 году. Сперва стартовала наружная реставрация достопримечательности, которую подрядчики сумели завершить к 2001 году. Настенные росписи и внутреннее убранство реконструировали на протяжении последующих пяти лет. В 2004 году (3 апреля) был торжественно освящен главный алтарь, спустя еще пару лет полностью завершились остальные реставрационные работы. Если сравнивать дореволюционные фотографии объекта с его современным состоянием, можно увидеть, что Владимирский собор в Севастополе восстановлен и практически не отличается от оригинала.

История храма

Название храма связано с крещением князя Владимира, которое произошло в Херсонесе в 988 г. Изначально собор должен был находиться именно там. С просьбой воздвигнуть Владимирский собор на вершине Городского холма в Севастополе к Николаю I обратился адмирал Лазарев. Так Владимирских соборов стало два.

Строительные работы начались в 1848 г., но спустя шесть лет были приостановлены из-за войны. Возобновили стройку в 1858 г. Изначально храм проектировал архитектор К.А Тон. Позже проект дополнил и творчески переработал А. А. Авдеев.

Последний в отличие от Тона не был приверженцем традиционного русско-византийского стиля. Поэтому от первоначально пятиглавого в проекте собора было решено отказаться. Высота возведенного храма составила 32,5 метра с учетом креста. Материалом для его возведения послужил инкерманский камень.

Фрески во внутреннем убранстве были созданы художником Корнеевым. Мраморный иконостас и другие детали декора выполнил итальянский скульптор Бонанни.

Фрагмент внутреннего убранства храма,  Шуров Олег

Кто захоронен в Усыпальнице адмиралов

Изменения в проекте возведения храма потребовались также из-за того, что на этапе строительства Владимирский собор стал местом захоронения адмиралов, которые героически погибли при обороне Севастополя. В 1851 г. здесь был похоронен Михаил Лазарев. Затем во время Крымской войны в склепе собора похоронили также прославленных флотоводцев Корнилова, Истомина и Нахимова. Склеп в нижней церкви собора был оформлен Архитектором Авдеевым в форме напольного креста, на каждой из оконечностей которого нанесена фамилия одного из четверки прославленных адмиралов.

В период до 1920-го г. во Владимирском соборе были похоронены еще девять моряков. На стенах верхней церкви также появились памятные доски с 72 фамилиями моряков, которые стали кавалерами ордена Святого Георгия.

Так еще в процессе строительства собор превратился в важнейший памятник воинской славы в Севастополе.

Усыпальница адмиралов,  Анна Тарновская

Советский период

Владимирский собор в Севастополе был закрыт в 1932 г. Его дальнейшая судьба типична для храмов в советское время — внутри разместили мастерские. Позже здесь также выделили складские помещения.

Во время Великой Отечественной Войны Усыпальница адмиралов получила серьезные повреждения. После её окончания собор стоял в разрухе долгих 20 лет. В 1965 приняли решение о его восстановлении, а семью годами позже здание передали музею. Восстановление шло очень медленно. Из-за многолетнего запустения склеп адмиралов был полностью утрачен. В 1991 г. его обследовали члены специально созданной комиссия и нашли фрагменты костей адмиралов в буквальном смысле посреди горы мусора.

Вновь освятили храм в 1991 г. Тогда же возобновились регулярные богослужения. Годом позже состоялась торжественная церемония перезахоронения праха четырех адмиралов в склепе собора. Среди присутствующих были и их потомки.

Валентина Вараксина

Как добираться в собор св. Владимира, адмиральскую усыпальницу

Как сказано выше, находится храм в центре Севастополя на Центральном холме. Если добираетесь на своем автомобиле, то стоянки на холме есть, но их мало. Самая просторная на Матросском бульваре в паре минут ходьбы от собора.

Тем, кто путешествует на общественном транспорте, нужно гуляя по центру в любом месте подняться на холм (лестниц много) и пройти к храму. Ни с одной точки это не займет больше 15 минут. Рассчитывайте, что на Центральном холме еще немало интересного: памятники Казарскому и Попову, Башня ветров, Петропавловский собор и т.д.

Касса, где продаются билеты на экскурсии, находится прямо напротив центрального входа в собор. Цена билета 250 рублей. Экскурсовод набирает небольшую группу и проводит ее по Верхней и Нижней церквям собора рассказывая его историю. Во время богослужений и церковных праздников экскурсии не проводятся.

Переживший и возродившийся

Три десятилетия возводился Владимирский собор на Центральном городском холме Севастополя — и столько же лет длился период его «обезбоживания». В 1932 году по многочисленным просьбам трудящихся храм изъяли у православной общины и передали в ведение Осоавиахима, который разместил тут свои мастерские. В годы Великой Отечественной войны храм служил прибежищем для раненых, а на последнем этапе Севастопольской обороны принял в ней активное участие как место для артиллерийского корректировочного поста.

Вид Владимирского собора и окружающих домов в мае 1944 года, после освобождения города

Видимо, хранил собор его небесный покровитель: за время войны он не был полностью разрушен, хотя и серьезно пострадал. Северный фасад был разрушен, купол, где сидели корректировщики, оказался разбит до металлического каркаса, треснула алтарная стена, мало что осталось от настенной росписи и памятных «офицерских» плит. Но самое главное, как выяснилось уже в 1965 году, когда было принято решение восстановить собор и передать его Музею героической обороны и освобождения Севастополя, адмиральская усыпальница в нижней церкви была разграблена и превращена в свалку…

Только в 1991 году морякам-энтузиастам вместе с неравнодушными горожанами удалось отыскать следы праха знаменитых адмиралов. Одновременно с этим вернулся в лоно Православной церкви и сам храм: в начале осени 1991 года десять офицеров Черноморского флота создали православную общину собора, настоятелем которого стал участник Второй обороны Севастополя иерей Сергий (Коробченко). 20 октября верхний храм собора был вновь освящен, и божественную литургию в нем отслужил епископ Симферопольский и Крымский Василий. А 29 февраля 1992 года останки знаменитых адмиралов, найденные в Санкт-Петербурге в частной квартире, были торжественно перезахоронены в усыпальнице нижней церкви собора в присутствии владыки Василия и командующего Черноморским флотом, адмирала Игоря Касатонова, а также сотен моряков, ветеранов флота и простых севастопольцев.

Общий вид склепа с прахом четверых адмиралов, первыми похороненных в нижней церкви собора: Михаила Лазарева, Владимира Корнилова, Владимира Истомина и Павла Нахимова

Сегодня черный каменный крест, на котором начертаны имена Лазарева, Корнилова, Истомина и Нахимова, может увидеть на полу в нижней церкви Владимирского собора каждый, кто поднимется на Адмиральскую горку, как называют в городе Центральный холм, и войдет в храм. Так же, как и полтора столетия назад, видны черные мраморные доски с их именами на внешних стенах собора, восстановлены и доски с именами героев Первой обороны и Георгиевских кавалеров внутри церкви. Вернулись на свои места и надгробные плиты с именами девяти адмиралов, похороненных в соборе после 1869 года. А самое главное – сегодня, как и прежде, собор служит символом стойкости и мужества жителей города и его защитников, моряков-черноморцев и простых севастопольцев…

История[править]

Свято-Владимирский кафедральный собор в Херсонесе — православная святыня, которая увековечила принятие христианства князем Владимиром. Храм-памятник поражает своим величием, красотой и пропорциональностью линий.

Свято-Владимирский собор был заложен в 1861 году. На церемонии присутствовала царская семья. Первый камень в основание собора заложил император Александр II. Он же утвердил проект будущего храма на территории Херсонесского монастыря.

Автором проекта выступил академик архитектуры Давид Гримм. Интересно, что Свято-Владимирский собор в Херсонесе стал первым выдающимся сооружением, которое спроектировал этот архитектор. За свою работу Д. Гримм был удостоен звания профессора и права преподавания в академии.

Величественный собор возвышался над землей на 34 метра. Толщина его стен достигала метра. Поражало своим великолепием и внутреннее убранство храма: мозаичные полы, мраморные колонны. Над росписью Владимирского собора трудились известные художники — академик живописи Алексей Корзухин (один из оформителей храма Христа Спасителя в Москве), профессор Тимофей Нефф, Иван Малышев, Николай Майков. Работой руководил автор проекта Форосской церкви академик Николай Чагин.

Средства на возведение Свято-Владимирского собора собирали всей Россией по подписке. Когда срок действия ее истек, люди потребовали продлить сбор денег. Из-за дефицита средств постройка храма затянулась на три десятка лет.

В 1924 г. Херсонесский монастырь был закрыт, а Владимирский собор — передан музею. В период Великой Отечественной войны здание храма сильно пострадало: потрескались стены, внутреннее убранство было почти полностью уничтожено. В таком состоянии собор находился до недавнего времени.

Реставрация великой святыни началась трудами правящего архиерея, Высокопреосвященнейшего Владыки Лазаря. Проблемами восстановления Владимирского собора занимались государственные деятели высшего уровня.

В 1992 г. в стенах храма возобновились богослужения. В 1998 году, под патронатом Президента Украины Леонида Даниловича Кучмы и его супруги, началась реставрация собора.

5 мая 2002 года в Свято-Владимирском соборе было совершено пасхальное богослужение – впервые за 77 лет. Возглавил праздничную службу Владыка Лазарь, Митрополит Симферопольский и Крымский. Пасхальное богослужение в Свято-Владимирском соборе в Херсонесе посетили Президент Украины Леонид Данилович Кучма и руководство Автономной Республики Крым.

3 апреля 2004 года Предстоятелем Украинской Православной Церкви Блаженнейшим Митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром в присутствии Президента Украины Леонида Кучмы был совершен чин освящения восстановленного Свято-Владимирского кафедрального собора в Херсонесе.

Сегодня в Свято-Владимирском кафедральном соборе регулярно проводятся богослужения, совершаются Таинства Крещения и Венчания. Принятию Таинств предшествуют огласительные беседы.

Действуют нижний (освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы) и верхний (освящен в честь святого равноапостольного князя Владимира) храмы.

Убранство храма

Широкую известность и интерес паломников приобрел деревянный иконостас, расположенный на нижнем этаже церкви. Придворному мастеру Тихонову удалось при помощи тонкой резьбы достичь удивительного изящества.

О православном храме:

  • Устройство и убранство храма
  • Православная церковная иерархия
  • Правила поведения в храме

Не отстал от него по красоте иконостас второго этажа, выполненный из орехового дерева мастером В. Корецким. 54 мраморные колонны стали опорами для оконных арок первого этажа. Темный мрамор и белоснежные стены выглядели особенно величественно.

Интересно! Средневековые храмы Херсонеса богаты мозаичными полами, при выкладывании которых использовали мрамор нескольких цветов. Монументальность Свято-Владимирского собора подчеркивал трехступенчатый цоколь, выполненный из светло-серых мраморных плит и огромный купол, находящийся на 36-метровой высоте.

Постепенно собор обрастал великолепием и изяществом. В 1891 году состоялось освящение главного престола, а в 1892 — нижнего предела, который украсил новый иконостас.

В главном храме иконостас был сделан из мрамора, правую сторону его украшал киот, отделанный позолоченным деревом. Киот был украшен восемью образами, перед ним в мраморном постаменте были выложены мощи Владимира Великого, о чем свидетельствовала надпись.

«О Преблаженне и Всехвальне Княже Владимире, мир и здравие и твердую державу моли подати Императору нашему и велию милости».


Иконостас Свято-Владимирского собора

Аналой, служивший возложением для складня, напоминавшего о дне спасения царской семьи во время крушения поезда, расположился перед левым киотом.

В 1891 году святой Мартиниан, в то время служивший архиепископом Таврическим и Симферопольским, освятил главный престол Свято-Владимирского храма. Имя святого Мартиниана носит правый придел, где архиепископ был похоронен в 1898 году.

Именем святого Андрея Первозванного освящен левый престол. Алтарь верхнего храма привлекал прихожан списком чудотворного лика Корсунской Богоматери. Эта икона написана евангелистом Лукой, датируется первым веком нашей эры и хранилась в Эфесе. В 988 году список уникального лика был привезен византийской принцессой Анной в Корсунь, оттуда икону передали в Киев, затем святитель Иоаким Корсунянин перевез ее в Новгород.


Корсунская икона Божией Матери

В 1571 году Новгород был завоеван царем Иваном Грозным, который все иконы перевез в Москву, оставив на хранение в Успенском соборе. Далее, пройдя длинный путь, икона Корсунской Божьей Матери оказалась в Херсонесе.

Революция 1917 года стала настоящей катастрофой для христианской святыни. Мало того, что все золотые, серебряные вещи были разграблены, на территории храма устроили музей под открытым небом, закрыв Владимирский собор окончательно в 1925 году.

Во время войны уничтожение Владимирского монастыря довершила бомба, попавшая в купол церкви и мина, заложенная немцами, от взрыва которой все внутреннее убранство было уничтожено. Долгое время руины некогда великолепного храма оставались в развалинах, привлекая только туристов.


Владимирский собор во время Второй мировой войны был разрушен

Что посмотреть рядом с храмом

Рядом с храмом находится множество достопримечательностей историко-архитектурного комплекса. После посещения собора можно зайти в музей голограмм, где представлены голографические изображения ценных памятников истории. Рядом расположена выставка древних амфор. Археологические находки размещены под стеклом прямо под открытым небом. Далее видна старинная Корсунская церковь, построенная в конце XIX века.

Прогуливаясь по территории комплекса, можно увидеть остатки древних городских сооружений. Особый интерес представляет амфитеатр, руины древнего храма, остатки башен.

Желающим подробнее узнать об истории Херсонеса стоит заглянуть в местный музей. В нем находится много старинных экспонатов, которые были найдены при раскопках древнего города.

Остатки древнего города, Мария Чахнашвили

История древнего города

Античность

Древний город Херсонес был основан примерно в 424–421 годах до нашей эры. И это не самый древний античный полис на территории Крыма. До его возникновения уже существовали древнегреческие Феодосия и Пантикапей (Керчь). В отличие от этих полисов, основанных ионийскими греками, Херсонес создали дорийские греки, прибывшие к этим берегам из Гераклеи Понтийской. Это была обычная практика тех дней. Из разраставшихся греческих городов отправлялись колонисты, чтобы основать новые поселения.

Если побродить по остаткам древних улочек, можно увидеть четкую планировку города-крепости. Обширные территории – хоры, окружавшие его, – были поделены на участки и служили для выращивания винограда, злаков, овощей. И сейчас на этих просторах можно найти следы античных виноградников и усадеб, каждая из которых управляла несколькими наделами. Здесь процветала рыбная ловля, использовавшая природное богатство моря, омывающего город-полуостров. Во многих дворах можно найти остатки огромных емкостей, предназначенных для засолки рыбы. Работали кузницы и гончарные мастерские.

Здесь не было своего царя, Херсонес представлял собой демократический полис, управлявшийся собранием граждан, т. е. мужчин, достигших совершеннолетия. Город был представлен в разнообразных общегреческих спортивных и праздничных мероприятиях. Был и свой главный ежегодный праздник, посвященный Деве – богине, покровительствовавшей античному городу. Собственный херсонесский календарь, несколько отличавшийся от календарей других древнегреческих городов, подсказывал, когда отмечать праздники других местных и общегреческих божеств.

Монетный двор города-государства чеканил немалое количество серебряных монет. Они были в большом ходу на побережье Черного моря. К сожалению, труд историка Сириска, жившего в Херсонесе в III веке до н. э., не дошел до наших дней. Есть только упоминание на мраморной плите о том, что за это произведение, посвященное истории Херсонеса, писатель был награжден золотым венком. Во II веке до н. э. город был завоеван Боспорским царством и стал его частью.

Христианство

К I веку нашей эры город окончательно входит в состав Римской империи. Примерно в то же время люди в нем начинают исповедовать христианство. На территории современного археологического заповедника можно увидеть памятник Андрею Первозванному, ходившему по Крыму с проповедями. С V века это уже византийский Херсон, который на Руси называли Корсунью.

В 988 году князь Владимир, тот, которого в народе прозвали Красно Солнышко, осадил и захватил Херсонес. Сделано это было в целях восстановления справедливости. Перед этим князь оказал военную помощь императору Василию II. За это базилевс обещал выдать замуж за союзника свою сестру – принцессу Анну. Но, увы, император не торопился исполнить обещание, данное «варвару». Осада длилась недолго. После захвата города свадьба состоялась. Ей предшествовало крещение князя Владимира. По приезде князя с женой в Киев началось общее масштабное крещение русского народа.

Средневековье

1204 год ознаменовался 4-м крестовым походом и распадом огромной Византийской империи на мелкие государства. Херсонес попал под контроль Трапезундской империи. Затем были разорительные набеги турок-сельджуков, орд Чингисхана и Ногая. С середины XIII века на побережье возрастает влияние Генуэзской республики. Поблизости от Херсонеса, в Балаклаве, возникает генуэзская крепость Чембало. В середине XIV века город попадает под генуэзское влияние. Новые хозяева именуют его Сарсоной

С этого времени серьезную конкуренцию Херсонесу как важному торговому городу составляет столица Крымских владений генуэзцев – Кафа (современная Феодосия)

Но не только большая конкуренция в торговле мешает Херсонесу вернуть былое величие. В 1363 году войска Литовского князя Ольгерда после победы над крымско-татарским войском ворвались в Крым и разграбили Херсонес. В 1397 году город был вновь разрушен преемником Ольгерда Витовтом. Конечно, горожане пытались восстановить свой город, снова налаживали в нем жизнь.

Но в 1399 году нашествие, возглавляемое Едигеем, заканчивается гибелью города. В начале XV века на его месте находился лишь маленький рыбацкий поселок. Но и он вскоре исчез. Посетивший эти места в XVI веке Мартин Броневский, который на тот момент был польским послом при дворе татарского хана, описывает то, что осталось от Херсонеса, как покинутые людьми развалины некогда великолепного богатого города.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector