Анализ произведения уильяма шекспира «гамлет»

Трагический конфликт Гамлета с действительностью (по трагедии Шекспира «Гамлет»)

5

(1)

Одним из вечных образов мировой литературы считается образ Гамлета, а трагедию Шекспира «Гамлет» признан крупнейшим из всех произведений драматурга. Читать эту трагедию нелегко. Потому что ее стержнем является не стремительное движение внешнего сюжета.

Главное действие, главная трагедия, главный конфликт пьесы происходят в душе и мыслях главного героя. Гамлет — сам. Кто бы не находился рядом, но главные вопросы трагедии: открытие существования зла в жизни, поиск собственного отношения к этому злу, выбор собственной позиции борьбы с этим злом, ответственность за свои действия — со всеми этими проблемами Гамлет должен разобраться самостоятельно.

Датский принц Гамлет развертывания событий пьесы учится в Германии в известном университете, имеет дома вельможную невесту и предусмотрено благополучное будущее.

Он полон страстной любви к жизни и веры в совершенство человека. Но его вызывают домой на похороны отца, который скоропостижно скончался. С этого и начинаются события.

Смерть — это всегда грустно, но очень скоро Гамлет узнает, что отца смерть не была естественной, что отца убил родной брат, дядя принца. И этого еще мало — убийца, захватив трон, женился вдовой брата, матерью Гамлета.

Значит, иметь изменила не только отца, но и сына. Гамлет клянется помотатися за смерть отца. Это становится главным содержанием его жизни.

Но сами события является главным в пьесе, а реакция, размышления, колебания Гамлета. Трагически разрушились все представления о мире и человечестве. От истинной веры в человека не осталось и следа.

Зло требует наказания. Но убийство — это зло и тогда, когда убивают негодяя!Получается, чтобы наказать зло, следует и самому стать на путь зла?

Убежать от жизни, чтобы избежать борьбы? Но смерть не уменьшит зла в мире, наоборот, ненаказанное зло распространяться.

Смириться со злом? Это все равно, что будет способствовать ему. Да и совесть, и тень отца не позволят успокоиться. К тому же Гамлет — принц, он с детства знает, что судьба его семьи может влиять на судьбу его страны. Эта ответственность тоже мешает Гамлету принять окончательное решение и начать действовать.

Гамлет находится в очень тяжелом моральном состоянии, почти на грани безумия.Его страдания причиняют страдания окружающим.

Так жертвой тяжелого внутреннего состояния Гамлета становится безвинная Офелия. А душу Гамлета бередят мысли о необходимости битвы с несправедливостью мира.

Почему именно на его долю выпала необходимость вести эту войну? И он имеет на это право? Гамлет болезненно понимает и собственные недостатки: тщеславие, честолюбие, мстительность …

Так, мстительность он считает недостатком, злом. А не отомстить — попустительством злу …

Сомнения, муки, промедления являются естественными для Гамлета. Умная, мыслящий человек должен понимать, что бездумное выбор, спонтанные действия не могут привести ни к чему хорошему.

Наконец, промедление принца вызывает его гибель. Но мы понимаем, что, к сожалению, Гамлет должен был погибнуть, потому конфликты, противоречия в его душе невозможно решить однозначно и покой в этой жизни он вряд ли нашел бы.

Серьезность отношения героя к глубинным человеческим проблемам вызывает уважение и восхищение.Поскольку в нашей реальной жизни многие привыкли мыслить лишь поверхностно, а поступки совершать не задумываясь.

Гамлет столь ответственный, в нем живет такое мучительное стремление совершать правильно, что нельзя не восхищаться.

5 / 5. 1

Главные герои и их характеристика

  • Гамлет – с самого начала пьесы интерес читателя сосредотачивается на личности этого персонажа. Этот «книжный» мальчик, как писал о нем сам Шекспир, страдает от болезни приближающегося века – меланхолии. По своей сути он является первым рефлексирующим героем мировой литературы. Кто-то может подумать, что он слабый, неспособный к действиям человек. Но на деле мы видим, что он силен духом и не собирается покоряться тем проблемам, которые обрушились на него. Его восприятие мира меняется, частицы былых иллюзий превращаются в прах. От этого появляется тот самый «гамлетизм» — внутренний разлад в душе героя. По натуре своей он мечтатель, философ, но жизнь вынудила его стать мстителем. Характер Гамлета можно назвать «байроническим», ведь он максимально сосредоточен на своем внутреннем состоянии и довольно скептически относится к окружающему миру. Он, как и все романтики, склонен к постоянному сомнению в себе и метаниям между добром и злом.
  • Гертруда – мать Гамлета. Женщина, в которой мы видим задатки ума, но полное отсутствие воли. Она не одинока в своей утрате, но почему-то не пытается сблизиться с сыном в момент, когда в семье произошло горе. Без малейших угрызений совести Гертруда предает память покойного мужа и соглашается выйти замуж за его брата. На протяжении всего действия она постоянно пытается оправдать себя. Умирая, королева понимает, насколько ошибочным было её поведение, и каким мудрым и бесстрашным оказался её сын.
  • Офелия – дочь Полония и возлюбленная Гамлета. Кроткая девушка, любившая принца до самой своей смерти. На её долю тоже выпали испытания, которые она не смогла вынести. Её безумие — не наигранный ход, придуманный кем-то. Это то самое сумасшествие, которое наступает в момент истинного страдания, его невозможно остановить. В произведении есть некоторые скрытые указания на то, что Офелия была беременна от Гамлета, и от этого осознание её судьбы становится вдвойне тяжелее.
  • Клавдий – человек, который убил родного брата, ради достижения собственных целей. Лицемерный и подлый, он все же несет тяжкое бремя. Муки совести ежедневно пожирают его и не дают в полной мере наслаждаться правлением, к которому он пришел столь ужасным способом.
  • Розенкранц и Гильденстерн – так называемые «друзья» Гамлета, которые предали его при первой же возможности неплохо заработать. Без промедлений они соглашаются доставить послание, в котором говорится о смерти принца. Но судьба приготовила для них достойное наказание: в результате они погибают вместо Гамлета.
  • Горацио – пример настоящего и верного друга. Единственный человек, которому принц может довериться. Они вместе проходят через все проблемы, и Горацио готов разделить с другом даже смерть. Именно ему Гамлет доверяет рассказать свою историю и просит его «подышать ещё в этом мире».

Особенности произведения

Жанр «Гамлета» — трагедия. Шекспир был незаурядным драматургом, и эта работа — тому подтверждение. Многие ошибочно думают, что это поэма, но у Шекспира все пьесы написаны в стихах

Анализ произведения «Гамлет» проводили многие искусствоведы и каждый нашел нечто важное

Ни одно произведение мировой литературы не вызывало столько споров, ни одно не подвергалось столь тщательному анализу. Но и его можно кратко изложить по пунктам, чтобы было проще исследовать трагедию. Основное действие делится на несколько частей:

Завязка — первая часть, в ней главный герой беседует с призраком убитого отца, который требует мести. Здесь начинаются мучения Гамлета, который впервые сталкивается с подлостью и предательством.
Развитие — во второй части принц притворяется безумным, чтобы проще было воплотить в жизнь свой план. Он пытается убедиться в том, что призрак отца сказал ему правду. Главный герой случайно убивает Полония. На ум Гамлету приходит идея о том, что он выполняет волю небес.
Кульминация — третья, очень важная часть, особенно для тех, кто пишет доклад о «Гамлете», ведь здесь происходят самые трагические события. На просмотре пьесы «Мышеловка» принц окончательно убеждается в виновности своего дяди. Клавдий, в свою очередь, осознает, что Гамлет для него опасен и решается на еще одно убийство.
Четвертая часть — здесь продолжается развитие сюжета

И хотя напряжение трагедии несколько спадает, внимание зрителя все еще не ослабевает. Офелия сходит с ума и погибает

Король отсылает Гамлета в Англию, где его должны казнить.
Развязка — пятая, заключительная часть. Хотя принцу Гамлету удается избежать казни, ему приходится драться на дуэли с Лаэртом. Погибают все основные участники действия: Гертруда, Клавдий, Лаэрт и главный герой — Гамлет.

Важную особенность композиции «Гамлета» литературные критики заметили уже давно: последовательность поступков персонажей и происходящие события не следуют друг за другом в логической последовательности. Монологи героев не являются жизненно необходимыми, как того требует классика жанра. Например:

  • Постановка «Мышеловки» оказывается возможной лишь благодаря случайности.
  • Гамлет и Гораций совершенно случайно оказываются на кладбище, где становятся свидетелями похорон Офелии.
  • Признание Клавдия в убийстве слышат только зрители, которые не могут повлиять на ход происходящего на сцене.

Вариант 2

В произведение Уильяма Шекспира «Гамлет» каждый герои имеет своё место, борясь за свою правду, оправдывая где-то её и реальной ложью.

Основной главный герой ­– Гамлет, принц датский. Умный молодой человек, прямолинейного характера, пытающийся осквернить положение нового лживого короля – своего дяди и вместе с тем нового отца, заработавшего это место только благодаря скрытого ото всех убийства своего брата. Гамлет одержим целью отомстить за своего убитого отца после того, как увидел и пообщался с его призраком. Принц активно и прогрессивно рассуждает сам с собой своими монологами, но при этом делится моментами с близкими друзьями, показывая, что он не зазнавшийся человек. Гамлет скорбит о смерти отца и о быстром переключение своей матери на его брата. Это его задевает и усиливает желание мстить.

Клавдий – новый король Дании. Чёрствый, коварный и жестокий мужчина, убивший своего брата ради власти и довольствовавшийся ею, до тех пор, пока Гамлет, не узнав правду, не начинает действовать против него. Тогда Клавдий пытается всеми способами отстоять свою правоту как раз-таки ложью, но так или иначе, добро побеждает всегда, хоть и принося горечи и обиды, как например смерть Гамлета.

Гертруда – мать принца Гамлета, вышедшая замуж за брата своего мужа по истечению двух месяцев после его смерти, что сильно задевает её ребёнка. Гамлет отворачивается и от неё

Гертруда – хрупкая, но настойчивая женщина, ставшая главным оружием для своего нового супруга, не принимающая мнение сына во внимание, и только перед самой смертью поняв свою ошибку, но для этого уже было слишком поздно

Горацио – лучший друг принца, спасающий его душевное состояние на протяжении всей пьесы. Надежный человек, давший надежду на светлое и хорошее. Преданный до такой степени, что в конце хочет умереть вместе с Гамлетом, но принц запрещает, опершись на момент правды народу, которую сможет рассказать только Горацио, зная все детали.

Полоний – королевский советник, преданно служивший Клавдию и запутавший в это дело своих детей до того, что всех их настигнет смерть. Полоний идёт на подлые поступки, лишь бы удовлетворить его величество, но сам не понимает во что втянулся. Гамлет убивает Полония, перепутав его с королём, стоящего за шторой и пытающегося в этот момент подслушать разговор матери и отца.

Лаэрт – сын Полония, брат Офелии. Легкомысленный человек, служащий Клавдию, как и его отец. Плетёт интриги против противников (то есть Гамлета), но в конце участь и неудача всё же его догоняют – он умирает от своей же отравленной шпаги.

Офелия – дочь Полония, сестра Лаэрта. Ранимая, добрая и милая девушка, возлюбленная Гамлета. Но Клавдий и её берёт под свою власть и невольно наставляет против принца датского. При слухе о проявившемся, неправдоподобном на самом деле, сумасшествии Гамлета она сочувствует и поражается ему. А после смерти своего отца, сходит сама с ума и убивает себя.

Каждый из этих героев несёт свой смысл и посыл в произведение. Кто-то из них пытается вернуть справедливость, а кто-то беспощадно завоевать доверие и власть.

Акт 1.

Сцена 1. Призрак.

Меняются два офицера на площади у замка. Тут же появляются Марцел и Горацио. Солдаты болтают об увиденном здесь призраке. Возможно, он предвестник чего-то плохого для королевства? Может, это видение связано с тем, что сын убитого Гамлетом норвежского короля, задумал отвоевать присоединенные землю? Друг Гамлета сначала уверен, что офицерам всё померещилось, но после он и сам видит призрака. Горацио пытается заговорить с ним, но тот лишь пропадает с первым криком петуха.

Сцена 2. Королевская «семья»

Замок. Клавдий сообщает о своей женитьбе на вдовствующей королеве Гертруде и отправляет в норвежские землю гонца с письмом-недоумением: отчего юный королевич пытается отнять их честно отвоёванные земли?

Лаэрт просит позволения отбыть во Францию. Королева говорит с сыном о том, что пора прекратить скорбеть по отцу. А Гамлет зол на Гертруду за то, что она стала женой другого через месяц после смерти отца.

Горацио рассказывает другу о призраке, приходящем к замку в ночные часы.

Сцена 3. Офелия.

Покои Полония, королевского советника. Лаэрт прощается с сестрой и отцом. Он просит у отца благословения. Офелию Лаэрт просит не воспринимать Гамлета как будущего спутника в жизни. Полоний, узнав об ухаживаниях принца, тоже против их отношений с дочерью.

Сцена 4. Встреча с призраком.

Гамлет, Горацио и Марцел в полночь видят призрака. Дух не отвечает принцу, но манит за собой.

Сцена 5. Исповедь призрака

Дух оказывается призраком покойного короля. Он рассказывает сыну, что его вовсе не кусала змея. Его отравил беленой брат, который склонил королеву к измене ещё при жизни мужа. Покойный отец просит мести за себя. Гамлет решает притвориться безумным и всё разведать, его друзья обещают никому ничего не говорить.

Критика

Белинский в 1837 году пишет статью, посвященную «Гамлету», в которой  называет трагедию «блистательным алмазом» в «лучезарной короне царя драматургических поэтов»,  «увенчанного целым человечеством и ни прежде, ни после себя не имеющего себе соперника».

В образе Гамлета присутствуют все общечеловеческие черты « <…> это я, это каждый из нас, более или менее…», – пишет о нем Белинский.

С. Т. Колридж в «Шекспировских лекциях» (1811–1812 гг.) пишет: «Гамлет колеблется в силу природной чувствительности и медлит, удерживаемый рассудком, который заставляет его обратить действенные силы на поиски умозрительного решения».

Психолог Л.С

Выготский акцентировал внимание на связь Гамлета с потусторонним миром: «Гамлет — мистик, это определяет не только его душевное состояние на пороге двойного бытия, двух миров, но и его волю во всех ее проявлениях»

А литературовед В.К. Кантор рассмотрел трагедию с другого ракурса и в своей статье «Гамлет как «христианский воин»» указал: «Трагедия «Гамлет»- это система искушений. Его искушает призрак (это главное искушение), и задача принца — проверить, не дьявол ли его пытается ввести в грех. Отсюда театр-ловушка. Но при этом его искушает любовь к Офелии. Искушение — это постоянная христианская проблема».

Главные герои

Принц датский, возвращается в королевство из-за внезапной смерти отца. Много размышляет о смысле жизни, умён, образован, удача сопутствует ему повсюду. Он влюблён в Офелию, дочь королевского советника. Полон энергии, жизненных сил, веры в добро, в людей. После смерти отца его мир меняется, принцу приходится изображать умалишённого, чтобы разобраться в смерти отца. Возлюбленная и друзья предают его, мать оказывается бессердечной, слабовольной.

Король Дании, женился на матери Гамлета сразу после похорон брата. Умный, хитрый, коварный человек. Плетёт интриги, используя близких людей. Лицемер и лгун. Из-за него погибают невинные люди. Убивает родного брата, из-за жажды власти. Как любого человека, его мучает совесть, он не может радоваться и жить спокойно из-за её угрызений.

Лучший друг Гамлета, его защитник, преданный и надёжный человек. Помогает принцу воплотить в жизнь все планы. Спасает от предательства. В конце пьесы Горацио хочет умереть вместе с другом, но Гамлет завещает ему рассказать людям правду.

Сын Полония, брат Офелии, молодой человек, не имеющий своего разума и воли. Преданно служит королю Клавдию, выполняет все его шпионские поручения и участвует в дворцовых интригах. В финальной дуэли с Гамлетом, умирает от своей отравленной шпаги.

Королевский советник, организатор всех хитросплетений в замке, преданно служит Клавдию. Гамлет убивает Полония, когда во время разговора с матерью Полоний прячется, чтобы подслушать. Королевский советник и его дети гибнут из-за интриг короля.

Дочь Полония, возлюбленная Гамлета. Хорошая добрая девушка, становится марионеткой в руках Клавдия и невольно действует против Гамлета. Она искренне любит его, но Гамлет чувствует предательство. Поражена “сумасшествием” Гамлета, духовно надломлена. После смерти отца, сходит с ума, кончает жизнь самоубийством.

Мать Гамлета, женщина далеко не глупая, но слабовольная. Идёт на поводу у Клавдия, участвует в заговоре против собственного сына, материнская любовь не знакома ей. Понимает правоту Гамлета только перед смертью, выпив отравленное вино.

История создания «Гамлет»

Великий «Гамлет» Шекспира.

Уильям Шекспир

выдающийся английский поет и драматург. Многие биографы и историки называют его«национальным английским поэтом» . В основном он писал пьесы для театра, которые ещё при жизни принесли ему славу. При жизни пьесы Шекспира не воспринимали всерьёз. Это уязвляло самолюбие автора, потому как он вкладывал душу в эти пьесы, считая по праву их делом своей жизни. Пьесы Шекспира стали визитной карточкой Великобритании. Гамлет или«Трагическая история о принце датском», является трагедией, с глубоким смыслом. Это самая знаменитая пьеса Шекспира. Она написана в начале семнадцатого века в Лондоне. По праву считается бессмертной не только в английской, но и мировой литературе. Исторической основой к её написанию послужила старинная легенда о датском принце Амлете, по легенде Амлет жаждет мести за смерть своего отца (короля). Первый спектакль поставленный в1601 году имел успех, даже сам Шекспир играл там (тень убитого отца Гамлета), — роль трагическую и роковую, не менее чем роль принца датского. Однако, спектакли с такими же названиями уже шли в лондонских театрах за долго до премьеры шекспировского Гамлета. Есть свидетельства, что пьеса «Гамлет» шла ещё в1594 году, то есть за семь лет до официальной премьеры. Об этом есть свидетельства в дневниковых записях антрепренёра (менеджера по постановкам). Многие историки, полагают что существовала другая пьеса, ещё до Шекспира написанная так же на основании легенды об Амлете. Автором её был Томас Кид, автор «Испанской трагедии», схожей по сюжету с «Гамлетом» Шекспира. Сюжет «Гамлета» очень эмоционален и продуман. В нём подробно раскрывается сущность личности главного героя. Молодого человека ищущего ответы на вечные вопросы человеческого бытия. В пьесе показаны коварство, любовь, лицемерие. Предательство матери, которая, не прошло и двух месяцев обручается с братом её покойного мужа (он же убийца короля). В этой крайне запутанной ситуации автор показывает как среди всеобщей грязи, интриг, двуличия и подлости, главный герой остаётся честным и наказывает зло, к сожалению, ценой собственной жизни. В этом присутствует беспощадный реализм и фатализм жизни. Именно это и делает пьесу Шекспира бессмертной. Ей ужеболее 400-сот лет а она по прежнему актуальна и интересна. Эта пьеса является самой большой по содержанию из всех пьес Шекспира.Сама дата написания и опубликования Шекспиром «Гамлета», точно не установлена. Один из издателей, знакомый Шекспира, в конце шестнадцатого века опубликовал список в котором перечислялись произведения уже напечатанные автором, там не было «Гамлета». В1602 году другой знакомый Шекспира,Робертс подал в книжное издательство на опубликование материал под названием«Книга, называющаяся: месть Гамлета, принца датского, в том виде, в каком она уже исполнялась слугами лорда-камергера». С большой долей вероятности можно утверждать что «Гамлет» У. Шекспира был написанлибо в начале 1602 года, либо в 1601 . Такая версия наиболее распространена среди авторов, публицистов и историков. После смерти Уильяма Шекспира, в1623 году, увидело свет собрание сочинений его работ, среди них есть и «Гамлет». Потом были и другие переиздания, которых к нынешнему времени около миллиона.

Тема

В«Гамлете» анализ ее следует начинать с характеристики основной проблемы.

Мотивы измены, преступления, любви всегда были распространены в литературе. У. Шекспир умел подмечать внутренние колебания людей и ярко передавать их при помощи слова, поэтому он не мог остаться в стороне перечисленных проблем. Главная тема «Гамлета» – преступление, совершенное ради богатства и власти.

Основные события произведения развиваются в замке, принадлежащем семье Гамлета. В начале пьесы читатель узнает о том, что по замку бродит призрак. Гамлет решает встретиться с мрачным гостем. Он оказывается призраком его отца. Привидение рассказывает сыну, кто его убил и просит отомстить. Гамлету кажется, что он сошел с ума. На том, что увиденное – правда, настаивает друг принца Гораций. После долгих размышлений и наблюдений за новым правителем, а им стал дядя Гамлета Клавдий, убивший своего брата, молодой человек решается на месть. В голове его постепенно созревает план.

Король догадывается, что племянник знает о причине смерти отца. Он подсылает к принцу его друзей, чтобы те все разузнали, но Гамлет догадывается об этой измене. Герой притворяется сумасшедшим. Самое светлое во всех этих событиях – любовь Гамлета к Офелии, но и ей не суждено сбыться.

Как только появляется возможность, принц при помощи трупы актеров разоблачает убийцу. Во дворце разыгрывают пьесу «Убийство Гонзаго», в которую Гамлет добавляет реплики, демонстрирующие королю, что его преступление раскрыто. Клавдию становится плохо, и он покидает зал. Гамлет хочет поговорить с матерью, но случайно убивает приближенного вельможу короля, Полония.

Клавдий хочет сослать племянника в Англию. Но Гамлет узнает об этом, хитростью возвращается в замок и убивает короля. Отомстив, Гамлет умирает от яда.

Наблюдая за событиями трагедии нетрудно заметить, что в ней представлен внутренний и внешний конфликт. Внешний – отношение Гамлета с обитателями родительского двора, внутренний – переживания принца, его сомнения.

В произведении развивается идея о том, что всякая ложь рано или поздно раскрывается. Основная мысль – человеческая жизнь слишком коротка, поэтому не стоит тратить время на то, чтобы опутывать ее ложью и интригами. Это то, чему учит пьеса читателя и зрителя.

Характеристика образов

Все события от первой до последней главы длятся несколько суток. Несмотря на это, произведение отличается глубокой проработкой героев. Главным отличием персонажей является их способность видеть призрака. Сделать это могли только люди с чистым сердцем и душой. Все образы делятся на три категории с учётом идейной значимости в описании событий:

  • к основным персонажам истории автор отнес Гамлета, Клавдия и Гертруду;
  • лицами, влияющими на происходящее, относятся призрак прежнего короля, Полоний, Офелия, Лаэрт, Горацио, Розенкранц, Гильденстерн, Фортинбрас;
  • к второстепенным лицам причисляют матросов, капитана, могильщиков, дозорных, дворян и прочих.

Характеристика Гамлета вызывает противоречия. Уникальность образа заключается в постепенном развитии и изменении ценностей. В первом и последнем актах образ кардинально отличается. От мыслей к действию персонажа постепенно ведут раздвоенное сознание, анализ собственных сил и возможностей, желание жить совестно, а также большое количество сомнений и укоров в свой адрес. В датском принце уживаются противоречивые качества:

  • обходительность и грубость;
  • ненависть и любовь;
  • боязнь божьей кары и богохульство.

Противоречия развиваются с первой до последней буквы произведения. По меркам философско-гуманистических учений в главном герое отражаются общечеловеческие ценности. Пьеса показывает, как закаляются и порой разлагаются справедливость, честь и мораль.

Как показывает сокращенный текст, датский принц является личностью нового поколения, сила и слабость которой выражаются остротой ума и нравственностью. Хоть персонаж по своей натуре гуманист и философ, обстоятельства заставляют его желать мести и кровопролития.

Это и является главным элементом трагедии Гамлета. Чистый душой человек сталкивается с изменами и братоубийством, разочаровываясь в людях и собственных убеждениях. На фоне этого прежние устои рушатся, на их место приходят другие, менее нравственные.

Уильям Шекспир задает главный вопрос: «Быть или не быть?». Он отражает в первую очередь то, как может измениться человек под действием непоправимых обстоятельств. Ответ на этот вопрос ложится на плечи читателя. Чтобы ещё глубже окунуться в переживания персонажей, после краткого пересказа рекомендуется прочитать пьесу полностью. Только так можно сделать полноценные выводы относительно поступков главного героя.

Акт 4.

Сцена 1, 2. Полоний мёртв

Весть об убийстве Полония разносится по замку. Все ищут тело.

Сцена 3. Гамлета отправляют в Англию

Гамлет, наконец, сознаётся куда спрятал тело советника. Король распоряжается отправить принца на корабль и вывезти в Англию. Он задумывает убить племянника руками англичан.

Сцена 4. Встреча с норвежцами

Во время перехода Гамлет встречает войско норвежцев идущих отбить небольшую землю. Он задумывается над тем, что сам так и не решился на месть.

Сцена 5. Офелия сходит с ума

После смерти отца Офелия теряет рассудок. Тайно возвращается Лаэрт, он жаждет мести. Клавдий обещает ему содействие.

Сцена 6. Гамлет в плену

Горацио через послание от принца узнаёт, что тот в плену у пират и просит помощи.

Сцена 7. Коварные планы Клавдия и смерть Офелии

Клавдий и Лаэрт сговариваются. Король направит юношу на поединок с племянником, чтоб тот погиб «сам по доброй воле». Острие рапиры смазывают ядом.

Приходит весть о гибели Офелии — бедняжка утонула.

Главные герои

Клавдий, король Дании — дядя Гамлета, совершивший братоубийство ради того, чтобы занять престол. После похорон бывшего короля женится на его вдове, королеве Гертруде. Эти поступки говорят о Клавдии как о человеке в высшей степени властолюбивом, хитром, подлом, коварном и двуличном. Клавдий расчетлив и жесток. Он ничего не делает прямо, открыто. Убийство он совершает исподтишка, влив белены в ухо спящему брату. Клавдий никого на свете по-настоящему не любит, и у него нет понятий о чести. Но муки совести он все же испытывает. И Гертруду он, впрочем, как-то по-своему любит, иначе убил бы Гамлета без долгих раздумий.

Королева Гертруда – мать принца Гамлета, остается вдовой убитого Клавдием короля недолго. Пока король, отец Гамлета был жив, она притворялась, что любит его. После его смерти она немедленно выходит замуж за его убийцу. Получается, что королева тоже легко идет на самые безнравственные и подлые поступки, она тоже двулична и жестока.

Принц Гамлет – узнает о совершенном его дядей и матерью преступлении из уст призрака отца. Когда узнает — впадает в состояние, близкое к умопомешательству. Он и без того уже был потрясен внезапной смертью отца и вероломством матери, сразу после похорон побежавшей под венец, да еще не с кем-нибудь, а с отцовым братом. И тут вдруг ему открывается такое, во что он долгое время никак не может до конца даже поверить.

По своему складу, Гамлет – натура сложная, противоречивая, колеблющаяся. Смириться и принять произошедшее ему не позволяет его врожденное благородство, но и решиться и начать действовать он тоже никак не может. Гамлет склонен к размышлениям, к бесконечной рефлексии, к бесконечному копанию в себе. Он должен все проверить и перепроверить, тысячу раз подумать, прежде чем приступить к осуществлению планов мести. Он сам сознает, что вязнет в собственных мыслях, это раздражает его, но и поделать с этим он ничего не может.

Гамлет пребывает в состоянии нерешительности. Чтобы протянуть время и понять, как ему быть, он надевает маску сумасшедшего и очень убедительно разыгрывает эту роль. Склонность к игре, мистификации, запутыванию окружающих – это вообще характерная гамлетовская черта.

Полоний – хитрый и подлый вельможа, который строит козни против Гамлета. Он постоянно что-то замышляет, он дает советы королю, как тому действовать, он берется подслушивать и подсматривать. На этом подслушивании, в конце концов, он и гибнет: Гамлет убивает его, проткнув шпагой прямо сквозь ковер, когда обнаруживает, что кто-то, укрывшись за ковром, пытается подслушать их с матерью разговор.

Но смерть Полония ведет к череде трагедий, окончившейся трагической развязкой. Начинается все с того, что из-за смерти Полония сходит с ума и погибает его дочь – Офелия. А сын Полония, Лаэрт, чувствует, что должен отомстить Гамлету.

Горацио – друг Гамлет, единственный из всех, кому Гамлет доверяет.

Лаэрт – сын Полония и брат Офелии

Лаэрт совсем не такой, как его отец. Он не лишен благородства, для него не пустые слова честь и долг. Лаэрт как раз и собирается исполнить сыновний долг и отомстить Гамлету за смерть отца и сестры. Только он не понимает, что, участвуя в поединке, он становится слепым орудием в чужих руках. Когда же он начинает это понимать, то уже слишком поздно.

Офелия – возлюбленная Гамлета. Это очень хорошая, милая девушка, которую Гамлет очень любит. Но она совершенно не понимает Гамлета. Она не настолько умна и не настолько развита. Не вполне понимая, что происходит, она то и дело встает на сторону его врагов.

Узнав о гибели отца, Офелия сходит с ума и в скором времени гибнет сама. Ее гибель похожа на самоубийство.

Призрак отца Гамлета – является Гамлету и рассказывает ему правду о своей смерти, о том ужасном преступлении, которое совершили его брат и жена. Призрак требует, чтобы Гамлет отомстил Клавдию, но чтобы при этом Гамлет не трогал мать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector