Земская реформа 1864 года

Реформа народного просвещения

В 1863 году за счет введения выборности деканов и ректоров была восстановлена частичная автономия университетов. Был создан ряд народных училищ и реальных гимназий, в которых делали упор на изучение естественных наук и математики, но не преподавали латынь и греческий в отличие от учебных заведений для высших классов. Древние языки были обязательной дисциплиной для поступления в ВУЗы, поэтому для низших и средних слоев населения обучение там было недоступно.

Также существовали ограничения для приема в ВУЗы «лиц, материально не обеспеченных», что перечеркивало все положительные стороны проведенной образовательной реформы.

Земская статистика и самофинансирование местного самоуправления

Очень высокие результаты имела земская статистика.

Она возникла чуть позже самого земства как прямое следствие его деятельности. В соответствии с «Положением» земские учреждения получили право для покрытия расходов взимать специальный налог, именуемый земским сбором. Как известно, до отмены крепостного права обложение осуществлялось по душам, а земствам было разрешено взимать налог с имущества: земель, лесов, доходных домов, фабрик, заводов, торговых заведений и т.

д. Между тем, когда земства занялись раскладкой налога, каких-либо сведений о стоимости и доходности имуществ не существовало. В силу практической необходимости они создали специальную систему, которая занялась сбором этих данных, т.е. описанием и оценкой недвижимой собственности. Формировалась статистическая служба.

Однако во второй половине 80-х гг. в обстановке корректировки реформ именно статистика пострадала больше всего. Поставленная властями в невыносимые условия, она фактически прекратила свое существование.

Вплоть до середины 90-х гг. не было открыто ни одного статистического учреждения.

Прошло несколько лет, и само правительство почувствовало необходимость такой службы. Народное хозяйство настоятельно требовало точных данных о самых различных процессах, прежде всего экономических. 18 июня 1899 г. специальный закон обязал губернские управы развернуть сеть статистических учреждений. Более того, правительство выделило дополнительные средства на земскую статистику.

Между тем деятельность земств в течение всех лет их существования протекала в сложных условиях.

Создав земское самоуправление, правительство шаг за шагом его ограничивало. История земств чрезвычайно богата изданием различных государственных законов, циркуляров и разъяснений, принятых в связи с тем или иным их действием и нацеленных на то, чтобы ущемить их самостоятельность и усилить зависимость от бюрократии. Особенно тщательно власти следил и за общественно-политической деятельностью земств. Причина всего этого, по мнению В.

И. Ленина, заключалась в том, что «всемогущая чиновничья клика не могла ужиться с выборным всесословным представительством».

Такие взаимоотношения между бюрократией и органами местного самоуправления неизбежно должны были породить земскую оппозицию к правительству. Она нарастала по мере усиления революционного движения сперва народников, а затем рабочих и крестьян и достигла весьма высокого уровня в начале XX в.

Самофинансирование местного самоуправления.

На их деятельности сказалось несколько благоприятных факторов.

Прежде всего они действовали в привычных административно-территориальных рамках в границах уездов и губерний. Это давало им возможность ставить крупные проблемы, касавшиеся живших там людей, и получать необходимые материальные ресурсы для их решения.

Жизнеспособность земств обеспечивалась также их самофинансированием. Основную часть поступлений они получали от налогов на недвижимое имущество: земли, леса, доходные дома, фабрики, заводы.

Однако главным объектом обложения оказались крестьянские земли. Благоприятным фактором деятельности земств были принципы самоуправления. Несмотря на опеку бюрократии, земства сами формировали руководящие органы, вырабатывали структуру управления, определяли основные направления своей деятельности, подбирали и обучали специалистов и т.

д. Как это ни парадоксально, самоуправление земств обеспечивалось не только законом, но и той самой «демаркационной линией», которая была установлена правительством. Она была обязательной не только для земцев, но и для бюрократии. В тех сферах, которые были определены для земств, они действовали вполне самостоятельно.

И, наконец, высокая функциональная жизнедеятельность земств объяснялась высоким профессионализмом кадров.

В земстве сложился штат постоянных работников. В обшей сложности к 1912 г. земских служащих и лиц, оплачиваемых земствами, было около 150 тыс. Это — служащие, учителя, врачи, агрономы, страховые агенты, статистики, инженеры, техники и пр.

Большая часть из них имела приличное образование, профессиональные навыки, достаточно высокое общественное положение, которым дорожила и подтверждала своей повседневной работой.

Предпосылки контрреформы

Земская реформа, создавшая органы местного самоуправления, формировавшиеся на выборной основе, была проведена Александром II в 1864 году. Участие в деятельности земств принимали представители всех сословий, несмотря на наличие существенных имущественных цензов для избирателей. Земства были наделены довольно широкими полномочиями в местных делах, в частности, в организации образования, системы здравоохранения, социальных служб.

Объявляя о предстоящей реформе земств, Александр III ссылался на опыт их работы, который якобы продемонстрировал в полной мере их главные проблемы и слабые стороны. На самом деле царь (это отметил С.Ю. Витте в своих записках) в идеале видел земства чем-то вроде совета местных помещиков, которые по-барски опекают прочие сословия и распоряжаются их жизнью. Дворяне действительно представляли собой самый лояльный общественный слой.

Крестьян же предполагалось максимально отстранить от дел самоуправления. Официально это мотивировалось тем, что исполнение обязанностей в земствах «обременительно» для крестьянина. Выдвигались и теории, что крестьянин, по своей природе и образу жизни, менее приспособлен к деятельности в органах местного управления, а наилучшие кадры туда поставляет дворянство. В этом случае стремление любыми способами увеличить представительство дворян в земских органах представлялось попыткой увеличить эффективность работы этих органов.

Суть реформы и основные преобразования

Городская реформа 1870 года создавала в каждом городе 2 формально независимые инстанции:

  • Городская дума — распорядительный орган.
  • Городская управа — исполнительный орган.

Если же рассматривать общую концепцию городского управления по реформе Александра 2 выглядит следующим образом.

Кто имел право голоса

Городская дума избиралась на 4 года путем проведения выборов по трем куриям, которые формировались по объемам уплачиваемых налогов горожанином. Первая курия —  крупные, 2 курия — средние, 3 курия — мелкие налогоплательщики. Каждая курия избирала «гласных» (аналог современных депутатов), которые формировали Городскую Думу. Причем количество «гласных» для каждой курии было равным. Неравным было только количество избирателей. Например, при проведении выборов в Петербурге в первую курию попали 275 избирателей, а во вторую — 850.

Правом голоса по реформе наделялись горожане, которые:

  • Были старше 25 лет
  • Были подданными Российской Империи
  • Не имели задолженностей по налоговым платежам
  • Имели в собственности недвижимость в городе

Эти и другие особенности городских выборов были описаны в «Городовом положении» 1870 года. Этот же документ устанавливал, что горожанин мог лишиться возможности голосовать в случае наличия судимости, находящиеся под следствием, обанкротившиеся, а также лица лишенные духовного сана и чиновничьей должности.

После проведения выборов и формирования Думы происходило формирование Управы. Делали это «гласные», которые утверждали Главу города, его заместителя и несколько чиновников. Особое значение имела должность Городского головы. Этот человек одновременно были председателем Думы и городской Управы. На первый взгляд может показаться, что города получили демократическую систему управления со значительными свободами. В действительности даже Городской Голова, который имел контроль над всеми органами местного самоуправления, не просто избирался «гласными», но требовал утверждения. В крупных городах кандидата утверждал руководитель МВД. В средних и малых городах утверждением занимался губернатор. Этим самостоятельность городского управления не ограничивалась. В каждом городе создавал орган «Губернское присутствие». Этот орган следил за работой Управы и Думы, а подчинялся только губернатору. Все более ли менее крупные решения подлежали утверждению в Присутствии.

Земство

Земство обедает. Картина художника Мясоедова Г.Г., 1872

Земство. Термин этот образован от слова « земля». Что такое земство, когда были созданы земские учреждения в России? Каковы были их полномочия? Разберёмся в этом.

Земство

Земство, или  земские учреждения, — это органы местного сельского самоуправления. Они были учреждены согласно земской реформе 1864 года в правление императора Александра II.Просуществовали земства довольно долго. До 1918 года продолжали свою работу земские учреждения в губерниях и уездах, а до 1917 года — в волостях.

Структура земств в России

Уездные земские учреждения.

Уездное собрание — избиралось на три  года  из представителей, имеющих недвижимое имущество( землевладельцы, промышленники, торговцы)  и  представителей сельских обществ. Представители назывались « гласные».Преобладающим большинством  в земствах было дворянство.

Во главе уездного земского собрания стоял предводитель уездного дворянства

Собрания собирались раз в году для решения определённых местных задач.

Постоянным действующим органом была уездная управа, избираемая земским собранием. Во главе управы — председатель и два члена управы.

Губернские земские учреждения

Губернское земское собрание созывалось раз в год для решения наиболее важных вопросов губернии. Предводитель губернского собрания был председателем на данных собраниях.

Постоянным действующим органом была губернская управа , в которую входил председатель и несколько членов.

Губернское собрание состояло не только из гласных, но и  из представителей ведомств.

Кто контролировал деятельность земств?

Земства подчинялись непосредственно губернатору и министерству внутренних дел.

Контролировалось исполнение решений земств. Эти решения носили только административно- хозяйственный характер.

С 1890 г. контроль был усилен6  создавались специальные земские присутствия.

Полномочия земств

  • Определение сборов и повинностей на земские нужды и контроль за их выплатой: на строительство школ, дорог, больниц, мостов, на благотворительность.

  • Проведение пропаганды агрономических знаний, повышения курсов повышения квалификации, на которые направлялись врачи, учителя, агрономы.

  • Земства способствовали развитию ремёсел, кустарного производства, внедрению новой техники.

  • Со временем полномочия земств расширяются. Они стали проводить вакцинацию населения (например, в конце 19 века против оспы), организовывать помощь в неурожайные годы, создавали противопожарную службу, содержали богодельни.

  • Законодательные акты земской реформы содержали конкретные пункты, в которых чётко указывалась только их административно- хозяйственная роль. Для предотвращения влияния земств на политику были введены специальные законодательные положения: запрет на занятие политической деятельностью, запрещалось организовывать связи с другими земствами.

  • Однако со временем влияние земств стало расти . Они начали постепенно принимать участие и в политической жизни страны. Так в 1871 году проводились первые нелегальные съезды земств, цель которых — консолидация сил, борьба за демократизацию общества. Созданная нелегально организация « Союз земцев-конституционалистов» начала вести деятельность по изменению общественного строя, принятию конституции (руководители – Пётр и Павел Долгоруковы и  Д.И. Шаховский). В 1905 году союз  объединился с «Союзом освобождения» и была создана  Конституционно- демократическая партия ( партия кадетов).

Значение земств

  • Значение земств велико. Хотя они решали только административно- хозяйственные вопросы, но именно во многом благодаря земствам улучшалась жизнь местного сельского населения: люди получали медицинскую помощь, образование, благоустраивалась территория.

  • Большую роль земства сыграли в годы Первой мировой войны. В 1915 году был создан Всероссийский земский союз, который оказывал большую роль раненым и больным солдатам. Чуть позже в этом же 1915 году этот союз с Всероссийским городским союзом, действия союзов стал координировать Земгор.

  • В начале 20 века партия кадетов играла значительную роль в политической жизни страны.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Бесплатные шаблоны для Joomla на web-disign.ru.

Литература

  • Витте С. Ю. Воспоминания. В 3-х т. — М.: Издательство социально-экономической литературы, 1960.
  • Джунковский В. Ф. Воспоминания. В 2-х т. — М.: Издательство имени Сабашниковых, 1997.
  • Записки Михаила Васильевича Сабашникова. — М.: Издательство имени Сабашниковых, 1995.
  • Логвинова И. Л. Взаимное страхование в России: особенности эволюции. — М.: Финансы и статистика, 2009. — ISBN 978-5-279-03459-8.
  • Пирумова Н. М. Земское либеральное движение. — М., 1977.
  • Платонов С. Ф.. Учебник русской истории для средней школы. Курс систематический, в двух частях. — Изд. 5-е, пересм. — СПб., 1913.
  • Пыляев М. И. Старая Москва. — 2-е изд. — М.: Московский рабочий, 1996.
  • Скалон В. Ю. Земские учреждения // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Скалон В. Ю. Земские финансы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • О земстве в Тобольской губернии // Сибирская торговая газета. № 2. 3 января 1910 года. Тюмень.
  • Из истории земства в России (1864—1918): Каталог кн. выставки / Сост.: А. Б. Плотников, Л. Е. Цыганкова. — М.: Гос. публ. ист. б-ка, 1993. — 84 с.

Историческое значение

Рассматривая городскую реформу Александра 2 важно понимать ее ограниченность. Да, она предоставляла определенную самостоятельность каждому городу в виде возможности формирования органов местного самоуправления

Но эти органы занимались решением исключительно хозяйственных вопросов: благоустройство, местные промыслы, городская торговля, строительство больниц и так далее. Реальной власти у этих органов не было. Это само по себе вызывало бурную критику реформы со стороны либералов, которые называли ее несостоятельной из-за отсутствия реальных свобод. В действительности же дела обстояли еще хуже. Деятельность городских дум и управ жестко контролировалась государством. Об утверждении Городского головы выше уже говорилось. Кроме того губернаторы наделялись правами полной отмены любого решения городских органов. Аналогичными возможностями наделялся руководитель МВД.

Изучая работу городских дум и управ более глубоко, важно отметить, что у них не было никакой самостоятельности и действительной власти. Вся самостоятельность ограничивалась принятием незначительных, даже для города, решений

Для масштабных изменений и дел у Думы не было ресурсов и власти. Например, для реализации своих решений часто им приходилось обращаться к полиции, сборщикам налогов и других лицам, которые находились в подчинении государства и губернаторов. Поэтому реформа 1870 года дала иллюзорность наличия власти у органов местного самоуправления. Реальная же власть во всех городах по-прежнему находилась в руках губернатора и государства.

История

Земская реформа 1864 г. имеет историю, уходящую к правлению Александра I, когда он заказал Сперанскому проект системы самоуправления. Сперанский справился с задачей: он создал проект системы самоуправления, ориентированный на нужды населения. Схематично  это выглядело так: внизу — волостные думы. Избиратели отбираются не по сословному принципу, а по имущественному цензу. На собраниях избираются делегаты в уездную думу. Уездные думы выбирают делегатов в губернию; губернские — делегатов в Государственную думу.

Но в реформе Александра II данный проект претерпел значительные изменения: например, не было волостных дум, где должно было преобладать крестьянство, не было и Государственной думы – земство кончалось на уровне губернии и, таким образом, не было преемственности, хотя именно это подразумевалось: главным аргументом в поддержку реформы было убеждение, что местные условия хорошо знают только постоянные жители региона, а посылаемые чиновники точно осуществляют программу, полученную в центре, без учёта местной специфики.

Г. Мясоедов «Земство обедает»

Но власть не хотела  делиться властью и ограничивала земство только определенными  задачами, о чем мы скажем ниже. Общие вопросы жизни страны затрагивать земствам запрещалось вплоть до роспуска собрания при нарушении этой установки.

Земская и городская реформы

Принятие крестьянской реформы повлекло за собой целый ряд преобразований в системе местного управления. 1 января 1864 года согласно императорскому указу в России было введено Положение о губернских и земских учреждениях. Правительство желало привлечь к участию в органах местного самоуправления все слои общества, однако на деле ведущую роль стало играть именно дворянское сословие. Это была своего рода компенсация поместному дворянству, которое с отменой крепостного права понесло наибольшие убытки.

Система органов местного самоуправления была двухступенчатой и делилась на два территориальных уровня: губернский и уездный. Распорядительными органами считались губернские и уездные земские собрания, исполнительными – губернские и уездные земские управы. Подчинялись земства царской администрации, в первую очередь губернатору.

В земские органы управления избирались только мужчины. Выборы проходили раз в 3 года, для чего в каждом уезде формировалось 3 избирательные курии (съезда):

  • частные землевладельцы;
  • городские собственники;
  • вольные крестьяне (выборные из волостных сходов).

Земская деятельность финансировалась за счет введения специального налога на недвижимость (предприятия, дома, земельные участки). Круг вопросов, решаемых земствами, был весьма широк. Местные органы занимались организацией хозяйства, сбором налогов, планированием и утверждением бюджета, медицинским и ветеринарным обслуживанием, страхованием, благотворительностью и начальным образованием. В ведении местных органов управления было строительство дорог и содержание их в надлежащем состоянии.

По сути, земства были сугубо хозяйственными организациями и отличались ограниченностью своей деятельности только в пределах уезда или губернии. Иногда доходило до абсурда: земства не могли скоординировать свою работу с соседними регионами даже в случае повального падежа скота, голода или вспышки эпидемии.

Однако даже скептически настроенные к либеральным реформам современники Александра II признавали, что старый чиновничий аппарат не мог бы охватить столько вопросов, сколько решали земства. Со временем власть стала втягивать земские органы в бюрократическую систему, что еще больше сковывало их деятельность и подрывало авторитет. Несмотря на видимые успехи в решении проблем медицинской сферы и народного просвещения, земствам не суждено было стать самодостаточными органами управления и выступить в роли основы для становления конституционного строя.

По аналогии с земской реформой было принято Городское уложение. Городские думы и управы занимались вопросами благоустройства (освещением, водоснабжением, отоплением, городским транспортом и устройством городских дорог). Сфера образования, медицины и благотворительности также была в их ведении. Обязательной статьей расхода Городских дум было содержание полиции, тюрем, казарм и пожарной охраны.

С принятием Городского уложения устранился сословный характер формирования органов городского самоуправления. Отныне в Городскую думу избирались по имущественному цензу. В выборах могли участвовать мужчины старше 25 лет, являющиеся налогоплательщиками. Помимо частных лиц это право имели и организации, вносящие средства в городской бюджет (монастыри, компании, ведомства).

Дума и управа возглавлялась Городским головой. За соблюдением законности деятельности этих органов следило Губернское по городским делам присутствие. Городские думы были относительно самостоятельными и независимыми организациями и отличались политической инертностью и малым интересом к общественной деятельности. Это объясняется позицией предпринимателей и купечества.

Судебная реформа

После отмены крепостного права в России появилось огромное число свободных людей, не способных сходу приспособиться к новым реалиям. Многие были дезориентированы и не понимали, как устроиться в жизни.

Старые суды были весьма коррумпированной структурой, власть которой находилась в руках дворянства и местной царской администрации. Произвол судов мог спровоцировать нешуточные волнения в народе, поэтому правительство Александра II всерьез задумалось о реформе и в судебной сфере.

Судебная реформа стала самой продуманной и последовательной из всех либеральных преобразований Александра II. Она вводила разделение судов на 2 типа:

  • общие (окружные суды и судебные палаты);
  • мировые.

Мировые судьи занимались мелкими уголовными и гражданскими делами и вершили правосудие единолично. В окружных судах велись процессы по более важным делам, в том числе политическим. Для них характерно присутствие присяжных заседателей, выбираемых из обычных горожан. Они выносили вердикт о степени виновности, а судья лишь назначал меру пресечения. В результате реформы в системе судопроизводства появились такие должности как адвокат и прокурор, процессы стали доступны для прессы и простых граждан.

Единая система судебных учреждений предусматривала формальное равенство перед законом всех социальных групп. После внесенных изменений судебная система России стала более гибкой и эффективной, многие современники считали ее самой передовой во всем мире.

Глава шестая. О порядке обжалования распоряжений земских учреждений и об ответственности лиц, состоящих на земской службе[править | править код]

127. Частные лица, общества и установления, в случае нарушения их гражданских прав действиями земских учреждений имеют право иска на общем основании.

128. Жалобы на незаконность обращенных к исполнению постановлений Земских Собраний, когда по свойству предмета не может быть начато иска, приносятся Правительствующему Сенату. Заявления частных лиц, обществ и установлений о нарушении их прав постановлениями Земских Собраний, не вступившими еще в силу, могут быть приносимы Губернатору. Те из сих заявлений, которые касаются дел, исчисленных в статье 83, представляются Губернатором на разрешение Министра Внутренних Дел, а прочие передаются на разрешение Губернского по земским и городским делам Присутствия…

130. Губернатор, когда признает принесенную ему жалобу заслуживающею уважения, предлагает подлежащей Земской Управе сделать распоряжение об удовлетворении лица, заявившего оную.

131. Частные лица, общества и установления, интересы коих нарушены постановлением Губернского по земским и городским делам Присутствия, имеют право обжаловать оное в трехмесячный срок со дня объявления им сего постановления, а если оно объявлено не было — то со дня приведения его в исполнение. Жалобы сии подаются Губернатору и представляются им, с объяснениями Присутствия, в течение месяца Министру Внутренних Дел, который вносит оные с своим заключением на разрешение Правительствующего Сената.

132. Председатели и Члены Земских Управ, за преступления и проступки по должности, подвергаются ответственности в порядке дисциплинарного производства или по приговорам уголовного суда.

133. Дела об ответственности означенных в предшедшей (132) статье лиц возбуждаются или постановлениями подлежащих Земских Собраний или распоряжениями Губернатора.

134. В порядке дисциплинарной ответственности, Председатели и Члены Земских Управ могут быть подвергаемы замечаниям, выговорам без внесения в послужной список и удалению от должности…

136. Члены Уездных Земских Управ предаются суду Губернским по земским и городским делам Присутствием, а Председатели Земских Управ и Члены Управ Губернских — Советом Министра Внутренних Дел, с утверждением Министра.

137. Лица, избираемые в помощь Земским Управам для ближайшего заведывания отдельными отраслями земского хозяйства и управления, а также Гласные, входящие в состав особых назначаемых Земскими Собраниями Комиссий и участковые Попечители, за противозаконные действия по исполнению возложенных на них обязанностей подлежат ответственности на одинаковых основаниях с членами подлежащих Земских Управ.

Вариант 2

1. Создание губернских и уездных земских учреждений относится к

1) 1849 г.
2) 1855 г.
3) 1864 г.
4) 1882 г.

2. Какое из перечисленных ниже положений соответствуют содержанию «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» от 19 февраля 1861 г.?

1) ликвидация барщины
2) временнообязанное положение крестьян до заключения выкупной сделки
3) выкуп крестьянами личной свободы у помещиков
4) освобождение всех крестьян без земли

3. В ходе военной реформы 1874 г.

1) введена рекрутская система комплектования армии
2) срок службы увеличивался до 25 лет
3) введена всеобщая воинская повинность
4) созданы стрелецкие полки

4. Укажите положение Судебной реформы 1864 г.

1) отмена телесных наказаний для крестьян
2) участие в судебном процессе присяжных заседателей
3) введение сословных судов
4) отмена высшей судебной власти Сената

5. Что из названного ниже является результатом либеральных реформ 60-70-х гг.

1) укрепление сословного строя
2) увеличение количества чиновников
3) ограничение монархической власти
4) развитие предпринимательства

6. Что характеризует «диктатуру сердца» М. Т. Лорис-Меликова?

1) попытки заключить соглашение с «Народной волей»
2) жёсткое преследование как революционеров, так и либералов
3) отказ от каких-либо преобразований ради спокойствия в стране
4) шаги навстречу либералам при бескомпромиссной борьбе с революционерами

7. Стремление изменить существующие порядки в Российской империи путём осуществления серии бунтов было свойственно взглядам

1) П. Н. Ткачёва
2) П. Л. Лаврова
3) Г. В. Плеханова
4) М. А. Бакунина

8. Прочтите фрагмент из текста и укажите, о ком идёт речь.

«…апостол анархизма, идеолог бунтарского направления. Личность яркая, неординарная… гроза авторитетов и властей, дерзкий революционер и вечный изгнанник… За участие в Дрезденском восстании 1848 г. был приговорён к смертной казни, находился в заточении в тюрьмах Австрии и России, идейный противник Маркса и Энгельса».

1) М. А. Бакунин
2) П. Л. Лавров
3) П. Н. Ткачёв
4) Н. Г. Чернышевский

9. Укажите одну из целей внешней политики Александра II.

1) увеличение российских владений в Европе
2) создание антифранцузской коалиции
3) выход из международной изоляции после Парижского мирного договора
4) расширение российских территорий в Маньчжурии

10. Рассмотрите схему и выполните задание.

Укажите, какое событие отражено на данной схеме.

1) установление границы по Айгунскому мирному договору
2) присоединение Средней Азии к России
3) Крымская война
4) Русско-турецкая война 1877-1878 гг.

11. Какие положения относятся к характерным чертам внутренней политики Александра II в начале его правления? Найдите в приведённом ниже списке три положения и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) объявление амнистии политическим заключённым
2) ограничительные меры против периодической печати
3) ликвидация военных поселений
4) ослабление цензуры, издание новых журналов
5) бескомпромиссная борьба с революционным движением
6) кодификация Российского законодательства

12. Расположите в хронологическом порядке исторические события. Запишите ответ в виде правильной последовательности цифр, которыми обозначены исторические события.

1) реформа городского самоуправления
2) отмена крепостного права
3) введение всеобщей воинской повинности
4) судебная реформа

13. Прочтите текст и ответьте на вопросы.

«Это известие всех страшно поразило, огорчило, ошеломило. Подробности о совершённом злодеянии исполнили всех ужасом. Во всех слоях народа грусть, страх и изумление овладели людьми. Где и чего только не говорили! По сёлам стали распространять слухи о том, что дворяне убили царя за, лишение их крепостных людей. В городах пугали смутами по деревням. Даже в войсках не было совершенно спокойно. Рассказы о беспорядках против евреев в Елизаветграде, Киеве и других южных городах усиливали общее беспокойство … Покойного государя любили, обожали освобождённые крестьяне и бывшие дворовые люди; но душевно были к нему расположены и преданы в обществе все лично его знавшие и те, которые много слышали о его сердечной доброте, о его всегдашнем расположении ко всякому доброму делу…»

1) В каком году происходили описанные в документе события?

2) Как называлась организация, причастная к данным событиям?

Ответы на тест по истории России Россия в эпоху великих реформ 9 классВариант 1
1-3
2-3
3-3
4-2
5-1
6-1
7-2
8-1
9-1
10-4
11-235
12-2134
13.
1) 1864 г.
2) Александр II.Вариант 2
1-3
2-2
3-3
4-2
5-4
6-4
7-4
8-1
9-3
10-4
11-134
12-2413
13.
1) 1881 г.
2) Народная воля.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector