Интересные факты о свято-троицком женском монастыре в муроме

История обители

На территории России сохранилось множество древних построек, рассказывающих об истории страны и ее народа

Нельзя обойти вниманием удивительную обитель в старом городе Муроме. Пройдя 300-летнюю историю, она полностью восстановлена и продолжает функционировать


Свято-Троицкий монастырь в Муроме

Начало строительства

Считается, что место, на котором стоит монастырь, в XII ст. занимала церковь в честь св. Бориса и Глеба. Ее возвел князь Константин, крестивший город. В те времена этот район назывался Старое Вышнее. Согласно другому преданию, там был деревянный Троицкий храм, построенный в 1351 г. князем Юрием Ярославичем. В 1643 г. городской купец Тарасий Цветнов основал здесь обитель, а на месте старой деревянной церкви был возведен Троицкий собор, который стоит до сих пор. Средства на работы предоставлял сам купец. Новое каменное здание было щедро украшено изразцами.

Спустя несколько лет строительные работы начались снова. Около собора была возведена Казанская надвратная церковь, а вместе с ней башня-колокольня. Шатровые постройки возводились в течение нескольких лет, их строили в 1648-1652 гг. Полностью композиция монастыря была завершена только к концу XIX ст. Кроме храмов, на территории появился корпус с монашескими кельями, церковно-приходская школа и каменная стена, защищающая обитель.

В 1975 г. обитель освятилась еще одним храмом, но произошло это не совсем обычно. Новое здание было не построено на территории монастыря, а перевезено из населенного пункта, расположенного неподалеку. Деревянный рубленый храм в честь прп. Сергия Радонежского частями привезли и сложили в монастыре. Его купола обшиты лемехом из ольхи, и когда стоит ясная погода, они сияют серебряным светом. Богослужения в нем совершаются только в теплое время года.

Несмотря на произошедшую революцию, спокойная жизнь обители продолжалась до 1921 г., после чего было вынесено решение о закрытии монастыря. Здания и помещения на его территории стали использовать для нужд города.


Архивное фото святой обители

Возобновление обители

После распада СССР в 1991 году началось восстановление многих храмов и монастырей. Настало время возрождения и Троицкой обители. Это радостное событие было приурочено к празднику перенесения мощей св. Бориса и Глеба.

Настоятельницей восстанавливающейся обители стала игуменья Тавифа, приехавшая из Рижского Свято-Троице-Сергиева монастыря. Уже в 2006 году в стенах монастыря спасалось порядка 70 сестер. Монастырь остался истинно православной обителью.

Современное состояние

В 2001 году начал работу пансионат для детей и пожилых людей. Под опекой комплекса числится ряд объектов:

  • некоторые тюрьмы;
  • армейская часть;
  • городское общество инвалидов-колясочников.

При монастыре существует три подворья, все они расположены во Владимирской области. В самом монастыре действует три храма. Композиция обители была дополнена часовней и источником в честь св. Петра и Февронии.

Муромские святыни

Вот уже четвертый раз 8 июля в России отмечается День семьи, любви и верности. Этот день приурочили к празднику св. блгв. князей Петра и Февронии Муромских, покровителей семейного благополучия. Но кроме этих всем известных святых, в Муроме так же покоятся мощи другой удивительной подвижницы — св.прав. Иулиании Милостивой, благочестивой жены и многодетной матери. А за городом у реки сохранился «тот самый холм, где Илья Муромец метал бревна, чтобы измерить глубину Оки». Наш корреспондент побывал в Муроме, смотрите фоторепортаж:


В центре Мурома – там где начинается улица Московская и расположен местный «арбат» – россыпь облупленных и по своему привлекательных домиков XIX века – можно недорого поесть в одном из многочисленных кафе, а потом отправиться к местным святыням. Ориентиры – памятник Ленину и необычного вида башня – это первый водопровод в Нижегородской области


За ними, если свернуть налево, два монастыря. Первый из них Троицкий женский. Здесь в центральном нефе Троицкого храма покоятся мощи свв. Петра и Февронии – православных покровителей семьи и брака


Житийная икона святых Петра и Февронии, из муромского краеведческого музея


Утопающая в цветах территория монастыря преисполнена паломниц женского пола, приезжающих сюда помолиться о семейном благополучии


Шитый покров на мощах святых


Церковная лавка пестрит брошюрами о православном браке, и молитвенными проследованиями «о даровании супружества». На фото: фреска на входе в храм — Страшный Суд


Через дорогу от Троицкого – мужской Благовещенский монастырь


Здесь хранятся мощи муромских благоверных князей и подвижников: святителя Василия, первого епископа Муромского, равноапост­ольных Константина, его супруги Ирины и чад Михаила и Феодора, муромских чудотворцев


Житийная икона муромских благоверных князей


Если спуститься от монастыря к Оке, на обрывистом берегу можно увидеть желтый храм Николая-Чудотворца. Местные зовут его «Никола-мокрый».


Здесь хранятся мощи святой Иулиании Муромской – еще одной муромской подвижницы, покровительницы семьи и брака


Если вы едете с детьми, возможно, им будет интересно посмотреть «место, где родился Илья Муромец». Этот былинный персонаж многими теперь ассоциируется с преподобным подвижником Ильей Киево-Печерским, чьи мощи почивают в Ближних Пещерах Киевско-Печерской лавры. На фото: модель ладьи, на которой, возможно, ходил по Оке Илья Муромец


Русло Оки – древняя граница Владимирского княжества. Через речку – некогда враждебная Нижегородская Земля, а там мордва, марийцы и волжские булгары…


Добраться до «места рождения» не просто, но местные жители, гордые «великим земляком» с удовольствием покажут вам «тот самый холм, где Илья метал бревна, чтобы измерить глубину Оки», улицу Приокскую в пригороде Мурома – Корочарове, где « родился и провел детство Илья Муромец».


Собственно на этой улице уже стоит поклонный крест, купальня и ларек сувениров (абсолютно не церковный). «Только вот крест не на том холме поставили! – жалуются Карачаровцы. – На самом деле, он левее стоял» – и деловито показывают пальцем в соседний холм, который ничем не отличается от первого


В Муроме остановиться практически негде, несколько гостиниц, предлагающих свои услуги крайне дороги, но при Спасо-Прео­браженском монастыре существует паломнический центр и гостиница. Найти ее можно по адресу Владимирская область, г. Муром, ул. Лакина, дом 1. Подробности по телефону 8-(49234) — 3-14 -76

Текст Дмитрий РЕБРОВ Фото Екатерина СТЕПАНОВА

Версия для печати

Тэги:

Церковные праздники Святые Святыни

Московский храм Вознесения Господня: адрес

Таким образом, чаще всего верующие посещают мощи Петра и Февронии в Муроме. Адрес Свято-Троицкой обители был указан выше. Жителям столицы, однако, ехать в Муром для поклонения святым Февронии и Петру необязательно. Помолиться чудотворцам можно и непосредственно в Москве. Для этого нужно посетить храм «Малое Вознесение». Эта церковь, помимо религиозной, представляет и историческую ценность. Первые упоминания о ней встречаются еще в летописях 1548 года. Построен этот храм был предположительно как духовный центр московской слободы устюжан и новгородцев.

Итак, совершенно не обязательно для поклонения святым посещать город Муром. Где мощи Петра и Февронии находятся в столице, знают многие верующие. Точный адрес храма «Малое Вознесение»: ул. Большая Никитская, д. 18. Работает эта церковь с 10 утра и до 8 вечера. Добраться до нее можно на метро. Выходить следует на станции «Театральная». В честь святых Февронии и Петра в храме еженедельно по воскресениям вечером в пять часов служится акафист.

Территория

Ну а затем мы немного прогулялись вокруг Троицкого собора. Территория самого монастыря небольшая. По крайней мере там, где позволяется гулять посторонним. Все вокруг очень красиво. За невысоким заборчиком симпатичные деревянные домики (видимо, кельи монахинь),

удивительный уголок с фонтаном,

ну и, конечно, везде цветы, цветы…

Ну и совсем рядом, прямо за территорией женского монастыря (буквально через дорогу) виднеются купола главного собора Свято-Благовещенского мужского монастыря, куда мы сейчас и отправляемся.

Чтобы наиболее полноценно посмотреть город и его окрестности рекомендую забронировать квартиру, комнату или гостиницу на одну или несколько ночей. Посуточное жилье с лёгкостью можно снять в Муроме на сервисе Airbnb, или же через Букинг забронировать отель.

Наша самостоятельная поездка во Владимирскую область состоялась 2-4 августа 2013 года. Достопримечательности города Мурома и его окрестностей, где мне удалось побывать, есть на этой на карте. Подробное описание каждой из них смотрите здесь.

Наша самостоятельная поездка во Владимирскую область состоялась 2-4 августа 2013 года. О других достопримечательностях города Мурома и его окрестностей, где мне удалось побывать, можно прочитать здесь. А все места, которые мы посмотрели, указаны на карте.

Мощи святых

В истории прописано что двадцать пятого июня 1228 года скончались возлюбленные. Но священнослужители побоялись исполнить последнюю волю Петра и Февронии захоронить их в одном гробу, ведь не положено по вере хоронить двух людей в одном гробу. Тела влюблённых доводилось неоднократно относить по разным монастырям, так как не понятно каким чудом они постоянно оказывались в одном гробу. Священнослужители приняли решение исполнить последнюю волю святых и положить их в одном гробу с перегородкой посередине.

В 1547 году Петра и Февронию причислили к лику святых. Захоронили непорочных влюблённых в городе Муром. На местности их последнего успокоения, был построен величественной красоты монастырь Рождества Богородицы.

Собор Спаса Преображения

Это главный собор всего монастыря. Он был построен при Иване Грозном: по легенде царь дал обещание построить каменный собор в Муроме, если возьмет Казань. Помимо строительства он обеспечил новое место иконами, утварью, книгами и другим необходимым. За все время своего существования собор несколько раз перестраивался и дополнялся: в XIX веке к нему пристроили трапезную.

Собор Преображения Господня в Спасском монастыре — Возведен в середине XVI века на средства царя Ивана Грозного. Четырехстолпный пятиглавый трехапсидный храм с западным притвором, характерный образец монастырских соборов XVI века. В XVIII веке купола перестроены в духе барокко. Отреставрирован в 1990-х

Последняя реставрация была проведена в конце ХХ века. После нее собор начал сочетать в себе облики сразу нескольких столетий: XVI (оконные проемы, порталы и декор фасада), начала XIX (купола и кресты) и конца XIX (паперть, крыльцо и трапезная).

Обратите внимание: сегодня собор Спаса Преображения представляет собой строгое белоснежное здание с зеленой крышей и темными куполами. Пять его глав венчают узорчатые золотистые кресты

В нем находятся мощи 30 святых: башмачок Христа, мощи святой Варвары и многие другие.

Современное состояние

По Божиему промыслу, возрождение монастыря началось 15 мая 1991 года, когда Православная Церковь вспоминает перенесение мощей святых Бориса и Глеба. В монастырь приехала монахиня Рижского Свято-Троице-Сергиева монастыря Тавифа (Горланова), возглавившая позднее обитель по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия в сане игумении.

При монастыре действуют несколько подворий: Крестовоздвиженское (в Муроме), Богородицкое (с. Мишино, Муромского района), Богородицкое (Камешковского района, Владимирской области).

С 2001 года при монастыре открыт пансионат «Надежда» для несовершеннолетних, где девочки получают среднее образование,.и престарелых.

Также под попечительством монастыря находятся несколько тюрем, колония для несовершеннолетних, воинская часть, муромское общество инвалидов-колясочников «Феникс».

На территории монастыря построена часовня и источник в честь святых Петра и Февронии.

В монастыре три действующих храма.

Князь Петр и девица Феврония

В шестнадцатом столетии была написана великолепная книга «Повесть о Петре и Февронии», в которой автор Еразмом Ермолаем в подробностях описал весь жизненный путь этих двух непорочных людей.

В книги автор рассказывает, что Пётр и Феврония в начале тринадцатого столетия проживали в городе Муром. Брачный союз у них весьма необычный для того времени. Государь Пётр начал управлять Муромом в 1203 году, а через пару лет он захворал проказой. В тот период времени не одному врачу не под силу было излечить это заболевание. От безвыходности Пётр принял решение вознести молитвенные слова к Всевышнему.

Как — то раз государю приснился вещий сон. В нём он поведал, что в городе Ярославль живёт одна девушка по имени Феврония, которая способна излечить эту страшную болезнь. Проснувшись утром Пётр приказал гонцам привезти к нему девушку Февронию.

Приехав в Муром, девушка посмотрела на князя и сказала, что вылечит его только при одном условии. Феврония предложила ему жениться на ней в обмен на излечение. Петр безусловно принял её условие, однако в душе он знал, что его не будет исполнять. Девушка принялась натирать все язвы пчелиным мёдом, но прочитав его мысли она оставила одну язву не смазанную. После этого князь пошёл на поправку. Через время от той язвы, которую Феврония не намазала болезнь снова начала разрастаться. Тогда Пётр понял, что он был не прав, когда не сдержал своего обещания. Князь приказал слугам привезти к нему Февронию и на этот раз он сдержал своё обещание женившись на дочке пасечника.

Краткая история Свято-Троицкого монастыря

В середине XIV века на месте бывшей деревянной церквушки князь Юрий Ярославович приказал построить новый храм, освященный в честь святой Троицы. Спустя почти 300 лет деревянную церковь заменили каменной. Во второй половине XVII века здесь основан мужской монастырь, которым руководил настоятель Тарасий Цветнов. Вокруг православного сооружения построены церковь святой Божьей Матери Казанской, выполняющая функции надвратной, а также колокольня.Монастырь попал под покровительство династии Романовых, подаривших обители земли, дворы, деревни. В XVIII столетии Спасо-Троицкий монастырь обустроили деревянным забором, который сгорел в пожаре в начале XIX века. На его месте появилась каменная ограда, средства на которую выделила жительница Мурома — А. Нейманова. В середине 1860-х гг. А. Ермаков профинансировал строение часовни, возведенной из камня. В нее была проведена вода, что в значительной степени облегчило проведение служб.После Октябрьской революции монашеский комплекс попал в немилость руководителям советской власти. Обитель была закрыта, корпуса монахов переделаны в квартиры для рабочих. Позже на территории находилось военное ведомство, склады, городской архив. Во время войны тут работала мастерская по ремонту сапог, которая в 60-х гг. XX века была выселена. Бывшие кельи снова были превращены в квартиры.Буквально через десять лет Троицкий монастырь признали архитектурным памятником, благодаря чему сюда перенесена небольшая деревянная церковь. Она была построена в 1715 г. и освящена в честь преподобного Сергия Радонежского. Несмотря на то, что до войны обитель была мужской, в самом начале 1990-х гг. ее открыли как женскую. При храмовом комплексе также основали детский приют, где монахи воспитывают девочек с трудной судьбой.На территории монастыря находится подворье Пресвятой Богородицы, где в 1995 г. основали деревянную церковь Божьей Матери Муромской.

Особенности архитектуры

Главный собор монастыря еще в XVII в. вызывал удивление, поскольку его архитектура отличалась от привычной, строгой. Он имеет черты русского узорочья, которое отличается богатым декором и орнаментом. Особенно это было применено зодчими в оформлении стен, на которых появились уникальные резные фигуры, изразцы, изображающие птиц, растения, драконов и воинов.Храм является пятиглавым, барабаны куполов покрыты резьбой и кокошниками. В течение XVIII — XIX вв. он постоянно изменялся в сторону расширения. Сначала значительно увеличены галерея и паперть, а позже достроен придел Божьей Матери Скорбящей (начало XIX века). При соборе святой Троицы освящены три престола – левый (св. Петра и Февронии), центральный (Троицкий), правый (в честь праведных жен Тавифы, Ульянии, Анны).Церковь и колокольня, возведенные рядом, органично вписались в архитектуру монастырского комплекса. По своей форме они являются шатровыми, а внутри и снаружи – богато декорированы.

Монастырские святыни

После открытия Свято-Троицкий монастырь стал местом хранения мощей святых Петра и Февронии, княжеской четы, покровительнице семьи и брака. Считается, что Петр и Феврония долгие годы с достоинством преодолевали все невзгоды, устояли перед многими искушениями. За это они в XVI столетии были причислены к лику святых.

Архитектура

Главные здания выполнены в традициях пятиглавых церквей, внешне напоминающих Успенский храм московского Кремля. Постройки создавались с использованием белого и красного камней, без лишних изысканий, но привлекательно. Храмы и часовни обители охраняются государством как уникальные памятники архитектуры.


Надвратная церковь Кирилла Белоезерского

Центральным строением считается Преображенский собор, возведенный при Иоанне IV. Внешний облик здания формировался на протяжении нескольких исторических периодов. Изначально собор представлял собой строение на четырех столпах с пятью шлемовидными главами, имел узкие окна и широкие порталы. Стены разделялись на сегменты благодаря плоским пилястрам. Барабанные карнизы украшались зубчиками в два ряда, основание центра — кокошниками. К боковому фасаду была пристроена каменная колокольня.

В середине 1839 г. Преображенская церковь утратила первоначальный вид. Архитектору Я. Петрову поставили задачу пристроить с западной стороны здания широкую трапезную. К тому же свою форму изменили главы, отныне они стали луковичными, а не шлемовидными. В этот же период расширили оконные проемы, а широкие порталы сузили до обычных дверных проемов. В конце XIX столетия заменили деревянные внутристенные связи металлическими, трещины закрыли кирпичом и положили новую штукатурку.

В середине XX века в Преображенском соборе прошли реставрационные работы, цель которых было восстановление первоначального облика. Однако решить эту задачу мастера не смогли.

Остальные строения

Вторым по значимости религиозным зданием монастыря является двухэтажный храм Покрова Богородицы. В середине XVIII столетия он имел пять престолов, три из которых располагались на втором ярусе.

  • Западный фасад строения обладает некоторой асимметрией, происходящей от смещения основного восьмигранного столба на северную сторону. Покровский собор потерял первоначальный облик и важные архитектурные элементы из-за постоянных перестроек. Храм отчасти выполняет функции хозяйственного корпуса. В отличие от центрального собора, выделяющегося монументальностью и строгостью, он отличается простотой и хрупкостью.
  • В середине XIX столетия Покровскую церковь из холодной переделали в отапливаемую. В 1881 г. на втором ярусе здания соорудили два иконостаса, куда поместили новосозданные лики святителей. Вскоре завершили отделку нижнего этажа. Сегодня в соборе Покрова хранится ковчег с чудотворными останками И. Муромца.


Фрагмент мощей Ильи Муромца в Спасо-Преображенском мужском монастыре

  • Со времен создания Преображенской обители на западной стороне Покровского собора стояла колокольня, которую заменили новой в середине XVIII столетия. В 1885 г. обветшалую пристройку исправили и отштукатурили, процессом руководил епархиальный зодчий.
  • В конце XVII столетия на территории монастыря воздвигли настоятельские палаты — двухъярусный дом с каменными сводами. В 1885 г. строение было отреставрировано полностью: заменили потрескавшиеся своды, грозившие обрушением и пропускающие холод в зимнее время; переделали печи, оконные проемы, полы, а стены оштукатурили. Таким же образом восстановлению подвергся и нижний ярус.
  • В 1885 г. братия пыталась восстановить монастырскую ограду, совершенно обветшалую и разваливающуюся. Однако денег хватило только на реставрацию западной стороны. К концу XVIII в. в обители появились несколько каменных строений: каморка для привратника, помещения для конюха и простых рабочих.
  • Часовня-костница использовалась в качестве некрополя, где более 900 лет хоронили русских князей, представителей духовенства и богатых помещиков. После закрытия обители на месте монастырского кладбища поместили воинскую часть с двумя казармами и платцем. В период с 1998 по 2005 гг. при восстановлении территории обнаружили множество останков, поруганных во времена советской власти. Чтобы похоронить эти мощи и была построена часовня-костница, внутри которой можно разглядеть черепа и другие фрагменты скелетов.

Образец христианской семьи

Союз этой святой супружеской четы стал настоящим образцом христианского брака, они стали его покровителями. Люди с огромным откликом в сердце восприняли этот праздник.

Смерть святых наступила 25 июня по григорианскому календарю 1228 года (8 июля по юлианскому календарю). В конце жизни святые Петр и Февронья приняли монашество и умерли в один день. Они завещали положить их в один гроб, но братия посчитала, что это претит их правилам, и поэтому их должны были похоронить в разных могилах, но каким-то чудесным образом они оказывались в одном гробу, заготовленном ими заранее. Людьми верующими этот факт воспринялся как большое чудо. В 1547 году мощи святых были канонизированы и теперь хранятся в женском монастыре города Мурома.

Описание и архитектурные особенности

Сегодня Спасо-Преображенский монастырь – это огромный архитектурный комплекс, включающий несколько храмов, жилые корпусы, вспомогательные здания, гостиный двор, а также пекарню. Несмотря на сложную судьбу и практически полное уничтожение, обитель удалось восстановить в первозданном виде.

Собор Спаса Преображения

Храм занимает центральное место в монастырском комплексе. Построен он был при царе Иване Грозном в знак благодарения за взятие Казани. После последней реставрации Спасо-Преображенская церковь стала сочетать в себе стили нескольких веков. Сегодня это пятиглавое здание, отделанное белой штукатуркой и украшенное зеленой крышей. Строгие черные купола венчают золотые кресты, а фасад декорирован арочными оконными проемами.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

По архитектурному стилю Покровский храм гармонично дополняет Спасо-Преображенский собор. Это двухъярусная белоснежная постройка с трехэтажной шатровой звонницей. Возведена церковь была в конце XVII столетия на средства преподобного Варсонофия, при помощи муромского помещика. Отличается она тем, что именно здесь хранится чудотворная богородичная икона «Скоропослушница».

Церковь Кирилла Белозерского

Надвратный храм также датируется XVII веком. Сегодня он находится в западной части комплекса, однако изначально его расположение было северным. Церковь имеет четырехугольную форму, облицована белоснежной штукатуркой, а крыша покрыта зеленым настилом. Единственный небольшой купол венчает позолоченный крест, фасад украшен фреской святителя.


Собор Спаса Преображения


Церковь Кирилла Белозерского


Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Церковь Сергия Радонежского

Относительно новое здание, которое возвели только в 2005 г. фасадом к Оке. Несмотря на довольно молодой возраст постройки, зодчим удалось придать ей древнерусский колорит и увязать с общим ансамблем. Это невзрачная, небольшая церквушка с белыми стенами, крыша покрыта зеленой краской, а черный маленький купол оканчивается простым православным крестом.

Часовня на месте бывшего кладбища

Еще одно недавнее строение, появившееся на территории пустыни в конце 90-х годов ХХ столетия. Ранее на его месте располагался монастырский некрополь, а позже там хоронили гражданских лиц. Миниатюрная восьмиугольная часовенка облицована белой краской, отличается высокими арочными панорамными окнами, имеет зеленую крышу и такого же цвета купол с крестом.

Часовня иконы Божией Матери «Живоносный источник»

Небольшая часовня из красного кирпича с белоснежными элементами декора находится неподалеку от монашеских келий. Аналогично другим постройкам, ее крыша выполнена из зеленого настила, а темный купол венчает позолоченный крест. Из церквушки имеется выход к купели, где можно окунуться или просто набрать святой воды.

Часовня Георгия Победоносца

Эту часовню открыли в начале 2000-х годов в память всем погибшим солдатам. Найти ее можно рядом с настоятельским корпусом. Это прямоугольное, одноглавое здание с белоснежными стенами и зеленой крышей. Фасад украшает фреска Георгия Победоносца, его же икона расположена внутри церквушки.


Часовня Георгия Победоносца

Настоятельский и братский корпуса, домовые церкви

Дом настоятеля был возведен в конце XVII столетия вместе с домовой церковью, освященной во имя св. Василия Рязанского. Постройка имеет два этажа, стены отделаны белой штукатуркой, крыша зеленая. До начала ХХ века первый ярус занимали кладовые помещения, а вот второй был полностью отдан под жилые кельи.

Братский корпус, как и часовня «Живоносный источник», выполнен из красного кирпича, поверх которого нанесен белоснежный декор. Здание трехъярусное, вмещает не более 30 человек. Здесь же находится библиотека, где хранятся древние рукописи, а также духовное училище. Возведена постройка была в 1891 г., а спустя ровно двадцать лет рядом построили домовую церковь «Семи страстотерпцев Херсонесских».

Часовня Николая Чудотворца и Илии Пророка

Николо-Ильинская часовня датируется концом XIX столетия и находится справа от надвратной церкви. Она представляет собой двухэтажную постройку, стоящую на восьмигранном основании. Венчает ее черный шатровый купол, а фасад украшен фресками святых. Выполнено здание из красного кирпича, элементы декора оформлены в белом цвете.


Часовня Николая Чудотворца и Илии Пророка

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector