Паломничество к святыням абхазии. мученик василиск команский

Молодые годы

В те времена послушание отцу было беспрекословным у детей. Поэтому Василий по послушанию рано женился. Но душа его всегда стремилась к Богу. Юноша мечтал принять монашество. Тем более, что двое старших сыновей решили посвятить себя Богу и не вступали в брак.

Василий, положив на сердце горячее желание сохранить себя в чистоте, стал уговаривать свою жену воздерживаться от супружеских отношений. Она согласилась. Тогда они решили, если не хватит у них сил жить как брат с сестрой, то уже разойтись по монастырям.

Три года они жили таким образом. Когда его отпускали на
работе, то он уезжал в монастырь  и
трудился там. А через три года он отпросился у жены и тестя, и они его
отпустили навсегда.

Но уйти в монастырь сразу он не смог – его болящий брат
попросил остаться и ухаживать за ним какое-то время. Напрасно он хотел обманом
убежать от него в монастырь, взяв документы брата. Паром встал посреди реки и
не смог сдвинуться с места. Тогда Василий понял, что это – Промысел Божий и со
стыдом вернулся к брату.

Семья жила тогда бедно, не могла платить подати.
Крестьянская община роптала на них и решила наказать отца. Они хотели высечь
его, но тут прибежал старший брат и задрал рубаху, чтобы высекли его вместо
отца. И тут обнаружился его тайный подвиг – на его теле была тяжелая власяница,
ранящая тело.

Преподобный Паисий Святогорец о знамении времени

Происходит великое волнение. Такая каша, голова у народа заморочена. Народ, как пчелы. Если ударишь по улью, то пчелы вылетают наружу, начинают гудеть: «Ву-у-у…» — и, взбудораженные, кружат вокруг в зависимости от того, какой ветер подует. Если северный — возвратятся в улей, если южный — улетят. Так и народ, которому дует то «национальный северный», то «национальный южный», и у него, у бедного, заморочена голова. Однако, несмотря на это брожение, я чувствую в себе некое утешение, некую уверенность. Масличное дерево, может быть, и засохло, но оно даст новые побеги. Есть часть христиан, в которых почивает Бог. Есть еще люди Божии, люди молитвы, и добрый Бог терпит нас и снова приведет все в порядок. Эти люди молитвы оставляют нам надежду. Не бойтесь. Мы, как этнос, пережили столько гроз и не потерялись. Так что же, испугаемся бури, которая должна разразиться? Не потеряемся и сейчас! Бог любит нас. В человеке есть скрытая на случай необходимости сила.

Нюансы

Что еще можно рассказать о святом Василиске? Известно, что он появился на свет в благочестивой семье, которая проживала в селе Кумиальском. Семья состояла из четырех человек: матери и трех братьев. Также известно, что властитель, осудивший святого Тирона Феодора на смерть в 306 году, преставился. Поэтому Агриппа, который стал преследовать христиан с той же жестокостью (о чем мы говорили выше), был назначен на его место.

Евтропий, Василиск и Клеоник во время нахождения в темнице много язычников, содержащихся вместе с ними, обратили в христианскую веру. Друзья желали перед Господом предстать вместе, но Василиска бросили в темницу для того, чтобы их желание не сбылось.

Когда Василиска стражи отпустили из темницы к родственникам, он прибыл в родную деревню, то стал объяснять им, что в царство Христово можно войти лишь путем скорбей. Когда он завершил свою речь, люди стали сильно плакать. Они попросили мученика молиться о них Господу. В итоге Василиск получил от матери своей благословение на смерть и отправился обратно в темницу.

Когда Василиск был привязан к сухому дереву и молился Богу, взывая его показать милость и явить чудеса, внезапно произошла подземная буря и вериги спали, а сапоги медные — растаяли. Дуб сухой зазеленел, а источник воды потек на том месте, где праведник стоял, и где земля была обагрена его кровью.

В этот же день стадо волов, шедшее в селение с пастбища, пало на колени перед Василиском. Магистриан и его ратники, узрев чудеса, в содеянном раскаялись.

Когда странники продолжили свой путь в Команы, на каждом живописном и высоком месте Василиск опускался на колени и возносил молитвы Господу. Он отказывался от еды и пищи, говоря, что его питает слово Божие и благодать Святого Духа.

Великомученик Евсигий рассказывал, что когда Василиск был убит, явилось большое число ангелов, вознесших на небо его душу. Христиане подкупили палача, чтобы он не сбрасывал в реку тело Василиска. Когда для захоронения святых мощей люди копали могилу, они захотели пить. Они помолились мученику Василиску, и в тот же момент около могилы появился источник. Этот родник существует и сегодня, а вода его считается лечебной.

Василиск в римской мифологии

Римская мифология практически полностью «слизала» историю о Василиске у греков. Однако римляне все же разнообразили легенду некими подробностями, ставшими их личной особенностью. Так, например, Василиск у римлян считался бессмертным. Единственный способ, которым его можно было победить – это заставить его посмотреть в зеркало. Второй способ они скопировали у греков и касался он крика петуха, который также считался смертельным для Василиска.

Василиск в Библии

Василиск упоминается и в Библии, правда на этот раз он отождествляется с Ехидной, о которой мы писали ранее. В Библии змеи означали ядовитых гадов в принципе, но принято считать, что в этом источнике змеи, в том числе и Василиск, объясняются кобрами и гадюками. Однако полностью отождествлять их нельзя, ибо есть в Библии, по меньшей мере, 2 стиха, в которых аспиды, Ехидна, Василиск и другие змеи разделяются.

В Библии Васеликс трактуется, как служитель бесов и дьявола, а яд его – считается завистью, которую змей распространяет по всему миру. Но чем больше историки изучают Библию, тем больше новых трактовок появляется.

В Священном Писании змеи не являются такой уж редкостью, как в других древних источниках. Например, змей-искуситель упоминается еще во времена Адама и Евы и именно он стал причиной их изгнания из Эдемского сада. Впоследствии библейские змеи часто трактуются, как соблазны этого мира, а отвага – как способ противостояния этому соблазну. А самое интересное – Библия не предлагает никаких трактовок божественного происхождения Василиска и его особых возможностей.

Внешний вид библейского Василиска

Но есть в Библии и другие толкования Василиска. Согласно им, змей являлся падшим ангелом, искушающим людей. Такого Василиска принято изображать похожим на дракона, ибо он обладал гривой (наподобие ореола у ящериц), а также «гребнем» и крыльями. Именно такой вид Василиска часто встречается на различных иконах в христианстве.

Иконография

Е., К. и В. изображаются в соответствии
с чином святости как мученики: в хитонах и гиматиях или
в воинских одеждах (иногда с таблионом — знаком
воинского отличия), в правой руке крест. Е. обычно
молодой, с темными волосами и короткой бородой, К. и В.
юные, темноволосые, без бороды или с едва проступающей
бородой.

Одно из ранних изображений Е., К. и В.
представлено в Минологии 2-й четв. XI в. (ГИМ. Син.
греч. № 183. Fol. 149r), происходящем из К-поля; в этой
же рукописи помещено отдельное изображение Е. (Fol.
202v). Образы 3 мучеников встречаются в минейных циклах
в росписи ряда храмов: Успения мон-ря Трескавец,
Македония (между 1334 и 1343); Благовещения Пресв.
Богородицы монастыря Грачаница, Косово и Метохия (ок.
1320); Вознесения в Дечанах, Сербия (1348-1350); св.
Апостолов (Св. Спаса) Печской епархии, Косово и Метохия
(1561),- везде в мучении; Е. и В. в ц. свт. Николая в
Пелинове, Черногория (1717-1718),- в рост. Изображение
Е. и В. присутствует, напр., на годовой минее нач. XIX
в. (УКМ), Е., К. и В.- на мартовской минее нач. XIX в.
(частное собрание, опубл. в кн.: Бенчев И. Иконы св.
покровителей. М., 2007. С. 96, 97, 100).

Е. и В. единолично дважды встречаются в
греко-груз. рукописи (РНБ. О.I.58, XV в.) — оглавно в
медальоне в цикле «Чины святых» (Л. 57 об.- Е. вверху
слева, В.- на том же листе 3-й слева) и в минейной части
— в рост (Л. 102 — Е.; Л. 115 — В.). Единоличное
изображение В. сохранилось в настенных минологиях: на
мозаике ц. вмч. Георгия (Ротонда) в Фессалонике, V в.
(под апр.), в росписи наоса кафоликона Осиос Лукас,
Греция (XIX в.), нартекса ц. Сорока мучеников в
Велико-Тырнове, Болгария (1230), наоса (юж. сторона сев.
нефа) ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония
(1317-1318),- сцена усекновения мечом, а также на
минейных иконах (напр., минея на май, XVI в., ВГИАХМЗ).

В греческом иконописном подлиннике, в «Ерминии»
Дионисия Фурноаграфиота (нач. XVIII в.), в разд. «Как
изображаются страдания мучеников каждого месяца всего
года» (Ч. 3. § 22), под 3 марта объясняется, что Е. надо
писать «кудрявым, с короткой бородою», К.- молодым, «с
едва опушившейся бородою». О В. сказано под 23 мая (Там
же): «Юный, был усечен мечом». Он упомянут и в разд.
«Святые мученики» (Ч. 3. § 10. № 75). Рус. варианты
описания иконописных подлинников более пространны. Так,
в толковой части (Последование церковного пения и собр.
вселетнаго) подлинника сводной редакции (собрание С.
Большакова, XVIII в.) под 3 марта говорится, что Е.
«подобием рус, аки Моисей Боговидец, риза вохра с
белилом, испод лазорь, в правой руке крест, а в левой
меч в ножнах». К. здесь указано писать седым, «борода
Богословля, риза празелень, испод вохра», однако
уточняется, что «в киевских листах напечатан Клеоник
млад, аки Георгий, а Василиск аки Козма с брадою». О В.
сообщено: «Млад аки Димитрий Селунский, риза бакан,
испод лазорь, препоясан ширинкою, с левого плеча спустил
под правой локоть, в правой руке крест». В «Руководстве
к писанию икон святых угодников Божиих» (1910),
составленном В. Д. Фартусовым, рекомендовано, чтобы
одеяние святых соответствовало визант. традиции
изображения воинов (латы, короткая туника, плащ) (Фартусов. Руководство.
С. 198), к описанию облачения В. добавлено упоминание о
«медных сапогах» (Там же. С. 290); допускается
изображение святых с хартией в руке.

Лит.: Ерминия ДФ. С. 165, 208,
211; Большаков. Подлинник иконописный. С. 76-77,
100-101; Фартусов. Руководство; SynCP. P. 170; Миjовић.
Менолог. С. 172, 190, 255, 256, 279, 294, 299,
387; Евсеева. Афонская книга. С. 220, 305; Возрожденные
шедевры Рус. Севера. М., 1998. С. 36. Кат. 59; С. 63.
Кат. 14; Древности мон-рей Афона в России: Кат. выст.
М., 2004. С. 125.

Э. В. Ш.

Мученик Василиск

Святой Василиск пострадал за исповедание веры в Спасителя в начале IV века, в годы гонений императора Максимиана Галерия. Он был племянником мученика Феодора Тирона. После смерти своего дяди он вместе с братьями святого Феодора — Евтропием и Клеоником — находился в тюрьме. Там исповедники обратили в веру Христову немало язычников. За это братьев Евтропия и Клеоника распяли на кресте, а Василиска отправили в город Команы. Благодаря состраданию охранников праведник на время вышел на волю и своими чудесами обратил в веру немало язычников. В очередной раз отказавшись принести жертву идолам, Василиск принял мученическую смерть.

Волшебный источник

Итак, путники дошли до одного села и в жаркий полдень остановились в жилище женщины Трояны. Воины отправились в дом подкрепиться пищей и отдохнуть, а Василиска к сухому дереву привязали.

Мученик стоял под палящим солнцем в тяжких кандалах и возносил святые молитвы Богу. Внезапно свыше послышался голос: «Я с тобою. Не бойся». Заколебалась земля, и источник забил из скалы. Трояна, магистриан и воины, напуганные землетрясением, в тот же миг выбежали из дома. Они были поражены произошедшим чудом и моментально освободили Василиска, к которому стали приходить жители деревни и получать исцеления с помощью его святых молитв.

Уход в монастырь

Когда вернулся средний брат, болящий брат отпустил Василия с
миром. Он отправился по монастырям, чтобы найти себе подходящий для подвигов. В
Введенском монастыре старец велел ему побегать по слегка замерзшему озеру
–проверить прочно ли замерзло. Василий, не думая, побежал, но старец остановил
его. Он сказал, что с таким удивительным послушанием он точно преуспеет в
монашестве. Этот старец и благословил его жить отдельно в пустыни.

Василий отправился в Чувашии к двум пустынникам. Там он поселился и познал все трудности пустынной жизни. Молодой подвижник молился, чтобы Бог послал ему подходящего духовного наставника. Вскоре его соседи-пустынники скончались, и он стал жить один. Молва о смиренном подвижнике быстро распространилась по окрестности. Жители близ лежащих сел приносили ему еду и другое необходимое для жизни. Они оставляли это у дверей келии.

Господь послал Василию духовника – старца Адриана, который и
постриг его в монашество с именем Василиск. Бесы сильно ополчились на молодого
монаха. Они пугали его по ночам, говорили, что погубят его. Но он не оставлял
молитвенного правила.

Пустынники окрестных мест собирались иногда и вместе служили Божественную Литургию. Василиска просили сказать проповедь, но он отказывался по смирению. Вскоре появился у него ученик – Зосима Верховский.

Житие святого Василиска Команского

Сведений о жизни святого Василиска сохранилось не очень много. Основные данные о команском мученике и его страданиях описываются в Синаксарии Константинопольской Православной церкви.

Происхождение

Точная дата рождения святого Василиска неизвестна. Известно лишь, что он жил в конце III века. Семья будущего мученика жила близ Амасьи (территории современной Турции) в селе Хумиалон (Кумиалон), расположенном на расстоянии 9 км от Понтийских Коман. Родители Василиска были благочестивыми христианами, а его дядя – Феодор Тирон, принял мученическую смерть.

Служение Богу

Василиск, как и его братья, Клеоник и Евтропий, служил в римской армии. Молодые воины проповедовали среди язычников евангельское учение, за что претерпели множество страданий и были заточены в темницу.

После казни Клеоника и Евтропия Василиска перевели в команскую тюрьму. Св. Василиск постоянно молился, прося Господа не оставлять его, говоря о своей готовности принять мученический венец. Однажды Всевышний явился праведнику, пообещав быть с ним до конца, дабы облегчить муки. Господь повелел мученику отправиться домой, чтобы попрощаться с родными.

На следующий день мученик уговорил стражников отпустить его на 4 дня домой для прощания с матерью. Но, так как ожидалось прибытие нового игемона Агриппы, стражники боялись, что будут наказаны. Позже, вняв уговорам святого, несколько воинов отправились вместе с ним в его селение.

Дома Василиск рассказал матери и братьям о своей предстоящей скорой кончине, призвав родных оставаться стойкими и преданными христианской вере. Получив материнское благословение, мученик отправился в обратный путь.

В это время в Коман прибыл новый правитель Агриппа и сильно разозлился, не застав в темнице Василиска. За мучеником были посланы воины во главе с помощником правителя (магистрианом), отличающимся особой жестокостью. По приказу магистриана возвращающегося праведника заковали в цепи, а на ноги натянули тяжелые медные сапоги, в подошву которых вбили гвозди.

Дойдя до селения Дакозар, стражники решили отдохнуть. Магистриан и воины отправились пировать в дом вдовы Трояни, исповедующей язычество. Василиска же привязали к сухому дереву, растущему возле дома.

Возле святого, усердно молившегося Господу, собралась толпа людей. Вдруг тяжеленные сапоги спали с ног мученика, высохшее дерево заколосилось зеленью, прикрыв святого своими густыми ветвями от жаркого солнца. А на земле, куда стекали капли крови со святого, забил источник.

Увидев такие чудеса, многие люди уверовали во Христа. К чудотворцу потекли люди с просьбой об исцелении. Никому святой не отказывал, исцеляя всех своими прикосновениями и словом. Стражники, сопровождающие Василиска Команского, уверовав во Всевышнего, повели его дальше без оков.

Мученический подвиг и кончина

Когда, наконец, мученик предстал перед правителем Агриппой, тот велел доставить святого в храм со статуями языческих богов – Аполлона и Артемиды. Правитель хотел добиться от праведника совершения жертвоприношения языческим богам. После отказа Василиска Агриппа поинтересовался, по какой причине тот не хочет выполнить волю императора. На это святой ответил, что всегда совершал жертвоприношение, принося Богу хвалу и покаяние. Обрадовавшись словам святого, император попросил того вознести жертву, говоря, что ему без разницы, какому богу праведник принесет жертвоприношение.

Святой, возведя руки к небесам, начал молиться Господу, прося его истребить бесчувственных идолов, чтобы все вокруг уверовали во единого, всесильного Бога.  Не успел Василиск закончить свою молитву, как земля вздрогнула, заколебалась, каменные идолы рухнули на землю, разбившись на куски. Агриппа и бывшие с ним люди в страхе покинули храм.

Только св. Василиск продолжал петь хвалебный гимн Господу. Ошеломленный Агриппа приказал воинам вывести праведника из храма. Скрипя зубами в бессильной злобе, правитель спросил у святого, почему тот своим колдовством разрушил статуи богов. На что Василик ответил, что Тот, кому подвластно сокрушить языческих богов, может и сжечь храм. Не успел он произнести эти слова, как небеса разверзлись, с высоты посыпался огненный дождь, сжегший храм язычников.

Разгневанный правитель велел казнить святого, отрубив ему голову.  Стражники вывели праведника за пределы Комана. Печальную процессию сопровождало множество людей. Достигнув местности, именуемой Диаскор, палач отсек св. Василиску Команскому голову.

Икос 5

Имеяй выну пред очесы своими Христа,
невинно страдавшего, биенного, поруганнаго,
распятаго и кровь Свою святую за нас грешных
пролиявшего, ты, святый мучениче Василиске, подражая
ему своими страданьми, радостию велиею радовался,
еси, вопия: «Тебе ради, Господи умервщляют мя всякий
день, вменихся бо яко овча на заколение». За таковое
твое мужественное терпение, непоколебимую веру и
неугасающую любовь ко Господу, мы, немощнии и
грешнии, дерзаем недостойными усты своими глаголати
ти сицевая:

Радуйся, мучениче, в терпении
непоколебимый бывый.

Радуйся, вольным Христовым страстем
подражатель явльшийся.

Радуйся, яко за Христа многообразный
смерти готов был еси.

Радуйся, яко в жертву самаго себе
Богу принесл еси.

Радуйся, яко во страданиих своих,
яко агнец незлобив был еси.

Радуйся яко голубь кроткий за
творивших ти напасти моливый.

Радуйся, воине Христов непобедимый.

Радуйся Единосущныя Троицы
служителю.

Радуйся, мучеников удобрение.

Радуйся, праведных украшение.

Радуйся, благовоние Духа Святаго.

Радуйся, мироварнице благоуханная.

Радуйся, Василиске, святый мучениче
и чудотворче предивный.

  • Православные акафисты и каноны — постоянно пополняемый сборник канонических православных акафистов и канонов с древними и чудотворными иконами: Господу Иисусу Христу, Богородице, святым…
  • Православный молитвослов — постоянно пополняемый сборник православных молитв, канонов, псалтырь, толкования на молитвы и многое другое.

Чудо по молитве к Святому Василиску. — Абхазия. Каманы

Мы едем в Каманы — горное село в Абхазии, где находится место погребения великого святителя христианства – Иоанна Златоуста и место упокоения великомученика Василиска. Василиск претерпел гонения и истязания за христианскую веру в 4 веке нашей эры во время правления императора Максимиана.

Мученическая кончина его была связана с горным источником, который по молитве истязаемого святого забил словно из ниоткуда. Позднее в этот же источник разъяренный прижизненными чудесами святого правитель Агриппа приказал выкинуть тело Василиска после отсечения ему головы.

Христиане вскоре выкупили святые мощи мученика и ночью тайно погребли на вспаханном поле. Через некоторое время на этом месте была построена церковь во имя святого мученика Василиска, в которую перенесли мощи. По святым молитвам мученика стали совершаться исцеления.

Мы спускаемся к источнику. Он называется двенадцатиструйным — по количеству ключей, которые его питают. Здесь можно набрать воды и обязательно нужно трижды окунуться. Рядом стоят кабинки, где можно переодеться. Мы заранее запаслись рубашками для окунания.

Невозможно передать, как окунание в холодные воды источника снимает весь груз прошедшего дня, усталость от долгого пути, духоты, жары. Но до самого храма святого нам нужно еще преодолеть 94 больших бетонных ступени по достаточно крутому склону. Для просьб возле могилы Василиска установлен ящик — как и везде в храмах для записочек, но верующие пишут имена близких людей даже на камнях, чтобы Василиск молился за них, и кладут эти камни на могилу.

В 2006 году к святому источнику, который возник на месте, где крестьяне первоначально хотели похоронить Святого Василиска, приехал мужчина из Тулы, чтобы исцелить свою дочь. Он дал обет, что если это случится, то он построит на этом месте храм в благодарность Богу и этому святому. Они прожили там целый месяц, дочь его каждый день окуналась в целебный источник и в итоге — полностью исцелилась. А мужчина, как и обещал, воздвиг собственноручно бревенчатый храм.

Причем, слово «собственноручно» эпитетом не является. После того, как к холму, на котором планировалось строительство, подвезли бревна, люди, которые помогали отцу девочки, разбежались, отказавшись помогать дальше. И ему пришлось самостоятельно затаскивать их наверх.

Если обойти храм сзади, то видны остатки стен древнего храма. который располагался на том же месте, и был сделан из камней, как и большинство храмов в Абхазии.

Второй Вселенский Собор

После того как во главе восточной части Римской империи утвердился святой император Феодосий, он изгнал арианских епископов-еретиков с первенствующих кафедр Востока. Святитель Григорий Богослов описывает, что император сам в сопровождении множества воинов при негодовании ариан вводил его в Константинопольский собор Святых Апостолов. II Вселенский Собор был созван святым Феодосием в мае 281 года для осуждения многочисленных антитринитарных ересей (разных толков арианства и духоборчества). Участниками собора были 150 епископов, наиболее известные из них: святители Мелетий Антиохийский (первый председатель собора, скончавшийся во время соборных заседаний), Григорий Богослов (второй председатель собора), Григорий Нисский и Кирилл Иерусалимский.

Главным деянием II Вселенского Собора стал Никео-Цареградский Символ веры. Отцы собора отредактировали Символ веры, утверждённый на I Вселенском Соборе, и добавили к нему догматическое учение о Святом Духе, Церкви, таинстве Крещения, воскресении мёртвых и жизни будущего века. После II Вселенского Cобора Символ веры сохраняется неизменно и исповедуется Православной Церковью. Еретиков, извращающих православное учение о Святой Троице, отцы cобора анафематствовали. Ещё cобор резюмировал ранее принятые правила о приёме в Церковь кающихся еретиков. Еретики, не искажавшие крещальную формулу «во имя Отца и Сына и Святого Духа», принимались в Церковь через таинство миропомазания, а искажавшие — через таинство Крещения. Отцы собора постановили, что «Константинопольский епископ да имеет преимущество чести по Римском епископе, потому что град оный есть новый Рим». Согласно этому правилу, место в списке имён, поминаемых на Литургии, определяется, прежде всего, церковно-политическими причинами.

Сотни паломников приехали в Каманы в день Святого Василиска

Наала Авидзба, Sputnik.

Село Каманы, расположенное в 15 километрах от Сухума на западном течении реки Гумиста, — одно из самых почитаемых христианами мест. Эти места связаны с именами трех великих христианских святых. Здесь в 308 году умер и был погребен Святой мученик Василиск. Позднее, в 407 году, по пути в ссылку в Питиунт в Каманах умер и был погребен Святитель Иоанн Златоуст. В IX веке в Каманах состоялось третье обретение главы Святого пророка Иоанна Предтечи.

Sputnik

Прошлое и настоящее храма Святого Георгия Победоносца в селе Илор

В День памяти Святого Василиска сюда съезжаются абхазские прихожане храма Святителя Иоанна Златоуста и многочисленные паломники из разных уголков России и других стран.

Екатерина приехала в Каманы из Сочи. 13 лет назад она впервые попала сюда и узнала о святом месте.

— Я очень люблю Василиска Каманского, и он мне помог. У меня сильно болят ноги, и он мне их излечивает. Я искупаюсь, и потом несколько лет мне хорошо. Я даже ночами не спала, а искупаюсь – и все сразу проходит, — рассказала Екатерина.

Ольга каждый год приезжает в Каманы из Хосты. Эти места для нее священны. Ольга давно заметила, что утром 4 июня всегда идет дождь, а потом погода проясняется и появляется солнце. Так произошло и сегодня. В середине дня дождевые облака рассеялись, и небо стало голубым.

— Мы приехали к Василиску Каманскому. Когда прихожу к его гробнице, мне кажется, что мне не надо никуда идти. Я бы тут и осталась. После службы пойдем петь акафист. Это такая благодать, славить Бога, славить Святого Василиска, — говорит Ольга.

Sputnik / Томас Тхайцук

Тысячелетний исполин у Амбары 7

Впервые в этом году водой из святого источника облилась паломница по имени Вера – окунуться полностью не решилась.

— Говорят, чудеса происходят. Я пришла с верой исцелиться, — признается она.

— А я приехала из Москвы, — присоединяется к разговору писатель, поэт, переводчик Екатерина Маркова. – В Каманах в третий раз.

— Что вас приводит сюда?— спрашиваю я.

— Вера. Это святое место. Здесь был Иоанн Златоуст, которого я очень люблю. Здесь даже прятали голову Иоанна Крестителя. Очень святое место – Абхазия. Чудес я не жду, и не в чудесах вера. Она именно в том, чтобы их не ждать. Лев Николаевич Толстой перед смертью сказал, что самое главное в жизни – попытаться услышать провидение и следовать ему. Вот я еду по этим местам, чтобы услышать провидение, а потом по мере сил следовать, — говорит Екатерина Маркова.

Святой Василиск, племянник святого мученика Федора Тирана, принял мученическую смерть в Каманах. Мощи Святого мученика Василиска находятся в Каманах. Они покоятся среди развалин древнего храма.

Sputnik / Илона Хварцкия

Пасхальная ночь в Лыхны 12

Как рассказывал настоятель монастыря Святого Иоанна Златоуста игумен Игнатий (Киут), были случаи, когда люди пытались обрести мощи.

«Во время их попытки выкопать мощи, с этого места шел огонь. Второй раз была попытка обретения мощей — и повторилось то же самое. Также и в третий раз тоже пошел огонь», — говорил отец Игнатий.

Верующие поняли, продолжал игумен Игнатий, что согласно Божьей воле мощи Святого Василиска должны находиться в Каманах, где от них происходят многие исцеления.

Согласно житию Святого Василиска, исцеления происходили даже при его страданиях. Сухое дерево, к которому был привязан Святой Василиск, зазеленело, а у ног его забил святой источник, который есть и по сей день. Многие люди, приезжают и исцеляются от болезней у источника. Об этом рассказывает и священнослужитель, и сами паломники.

Василиск, Клеоник и Евтропий были приговорены к смертной казни во время правления императора Максимиана Галерия. С селом Каманы связаны имена трех христианских святых. В Каманах на пути в последний пункт своей ссылки Питиунт (Пицунда) окончил свои дни Святитель Иоанн Златоуст. Здесь же произошло третье обретение главы Иоанна Крестителя и принял мученическую смерть Святой Василиск.

Фотоленту об этом смотрите здесь >>

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

И сегодня ереси не просто существуют – они атакуют Церковь. Что же такое ересь? Конечно, ее источник – не только человеческие заблуждения. Поелику эти заблуждения наполняются огромной разрушительной энергией, становится ясно, что в их основе лежит человеческая гордыня, а отец гордости есть дьявол. Поэтому ересь всегда ставит себя выше Церкви. Достаточно вспомнить Ария. Чтобы обличить его страшную ересь, согласно которой Христос – не Бог, а лишь творение, нужно было Вселенский Собор собирать, и дискуссии не были спокойными… Ересь – это заблуждение, которое касается не частных аспектов, но атакует саму сущность церковной жизни, более того, веру в Бога. Уже давно врагам Церкви стало ясно, что прямым отрицанием Бога цели не достичь. А вот если прибегнуть к зломыслию, если попытаться навязать некую систему философских взглядов, особенно заручившись поддержкой светской власти, то возникают соблазны, грозящие Церковь разрушить.

Паломничество к святыням Абхазии. Мученик Василиск Команский

ПАЛОМНИЧЕСТВО К СВЯТЫНЯМ АБХАЗИИ. Святой мученик Василиск Команский

Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

Продолжая знакомить Вас с нашей паломнической поездкой в православную Абхазию, хотим рассказать Вам о втором святом месте древнего села Каманы — храмом и источником святого мученика Василиска Команского.

Предыдущую статью, посвященную храму святителя Иоанна Златоуста, читайте на странице сайта Храм святителя Иоанна Златоуста

Недалеко от Каманского монастыря, на холме находится гробница и храм святого славного мученика Василиска.

Этот римский воин-христианин, в 308 году был сослан в Абхазию, на границу Римской империи.

По преданию, язычники, конвоировавшие Василиска, привязали его к засохшему дубу, стоявшему у подножия огромного холма, и оставили под палящими лучами солнца на мучительную смерть от жажды.

— Пусть твой Бог напоит тебя! — смеялись язычники.

И тогда Василиск обратился с молитвой к Богу, и Бог услышал его: зем­ля за­ко­ле­ба­лась, и из ска­лы за­бил ис­точ­ник. А также и сухой дуб ожил, зазеленел листвой, и с него полились струи воды, омывая лицо и тело Василиска, насытив его иссохшие губы влагой.

Во­и­ны ис­пу­ган­ные зем­ле­тря­се­ни­ем, вы­бе­жа­ли из до­ма. По­ра­жен­ные про­ис­шед­шим чу­дом, они осво­бо­ди­ли му­че­ни­ка. К свя­то­му му­че­ни­ку при­хо­ди­ли боль­ные жи­те­ли се­ле­ния и по­лу­ча­ли ис­це­ле­ния по его мо­лит­ве.

Ко­гда, на­ко­нец, му­че­ник пред­стал пе­ред Агрип­пой, тот по­ве­лел ему при­не­сти жерт­ву язы­че­ским бо­гам. Му­че­ник от­ве­тил: «Я вся­кий час при­но­шу Бо­гу жерт­ву хва­лы и бла­го­да­ре­ния». Его по­ве­ли в ка­пи­ще, где на свя­то­го Ва­си­лис­ка мгно­вен­но с неба со­шел огонь, ко­то­рый сжег ка­пи­ще, а сто­яв­ших в нем идо­лов со­кру­шил в прах. То­гда Агрип­па в бес­силь­ной яро­сти при­ка­зал от­сечь свя­то­му Ва­си­лис­ку го­ло­ву, а те­ло его бро­сить в ре­ку.

Кон­чи­на му­че­ни­ка по­сле­до­ва­ла в 308 го­ду.

Хри­сти­ане вско­ре вы­ку­пи­ли свя­тые мо­щи му­че­ни­ка и но­чью тай­но по­греб­ли на вспа­хан­ном по­ле. Через неко­то­рое вре­мя на этом ме­сте бы­ла по­стро­е­на цер­ковь во имя свя­то­го му­че­ни­ка Ва­си­лис­ка, в ко­то­рую пе­ре­нес­ли мо­щи. По свя­тым мо­лит­вам му­че­ни­ка ста­ли со­вер­шать­ся ис­це­ле­ния!

Свя­ти­те­лю Иоан­ну Зла­то­усту, пе­ред его кон­чи­ной, про­ис­шед­шей в Ко­ма­нах, явил­ся во сне свя­той му­че­ник Ва­си­лиск и про­из­нес:

— Зав­тра бу­дем вме­сте!

О по­дви­ге свя­то­го му­че­ни­ка Ва­си­лис­ка по­ве­дал ми­ру оче­ви­дец его стра­да­ний, свя­той Ев­сиг­ний (па­мять 5 ав­гу­ста).

Мученик Василиск были похоронен в Каманах на холме, где его мощи покоятся и до сих пор. Трижды, в разное время, были сделаны попытки перенести мощи Василиска в другое место, но Господь не дал этого сделать!

С 2002 года в Каманах внутри руин древнего храма Василиска возвышается деревянная часовня, подаренная Абхазии состоятельным туляком в благодарность за избавление его дочери от недуга водой святого источника!

Мы пропели акафист мученику Василиску на этом святом месте, и благодать сего святого преисполнила наши сердца!

Кондак мученику Василиску Команскому

После пения Акафиста, мы искупались в святом источнике святого Василиска! В самом источнике есть удивительные камни, на которых будто застыли капли крови Василиска…

Священник Александр Куцов из города Орска Оренбургской области, поделился впечатлениями от поездки в Абхазию, которому удалось найти на дне источника камень с кровью мученка Василиска.

«Я купался в источнике этого мученика и многократно доставал со дна камни, — пишет о. Александр. — Но крови на них не было. Во время купания я читал тропарь мученику Василиску, пропел ему величание. И вот наконец зачерпнул довольно крупный камень, отличавшийся от других. Показал его послушнику, который является блюстителем этого места, и тот подтвердил: «Да, это кровь». На камне были такие капли крови, которые нельзя ни с чем спутать. Маленькая капля, побольше капля, подтек… И так как камень этот довольно крупный, капель на нем было шесть или семь. Они были хорошо заметны, хотя сам камень темный…».

Святый мучениче Василиске, моли Бога о нас!

В завтрашней завершающей публикации читайте о Крестителе Христове Иоанне.

СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ! Впечатление паломника

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector