Василиск

Продолжение мифов или создание новых?

Такое колоритное существо, как василиск, не оставили без внимания писатели-фантасты. Змей с убийственным взглядом быстро перекочевал из мифов на страницы романов в стиле фэнтези. Им он показался достойным соперником супергероев, рыцарей и спасителей миров. Зачастую василиск выступает в роли убийцы и монстра. Так, Гарри Поттер сталкивается с подобным существом, когда пытается проникнуть в тайную комнату. Василиск охраняет это помещение. Герою приходится изобретать свой метод борьбы с убийственным взглядом.

Ева Никольская на страницах романа «Достать василиска!» несколько видоизменила мифологический образ. Ее монстр более симпатичен. Он умеет очаровывать и завораживать глазами. А Энн Маккефри в знаменитой серии романов «Всадники Перна» использовала только сам образ летающей змейки. Ее добрые василиски зовутся файрами и помогают людям спасти планету от страшного нашествия космических червей. Образ умного существа, наделенного уникальными способностями, встречается у многих авторов. По большей части существо это мерзкое и злобное, строящее козни героям. Мрачность западноевропейского василиска воспроизводится авторами намного чаще, чем озорство славянской мифологии.

Среда обитания

Согласно мифам, Василиск жил в пустынной, но теплой местности. Считалось, что они помогали образовываться пустыням. Там, где поселялось это чудовище, сразу погибало все живое, даже воды рек становились гнилыми. Основным местом жительства монстра становились пещеры, в которых он находил себе еду: питался он только камнями.

Существуют упоминания о том, что довольно часто жертвами змея становились те, кто работал в шахтах или каменоломнях. Натыкаясь на Василиска в пещерах, они сразу погибали. Наибольшую активность Василиск проявлял ночью. Василиск боялся петушиного крика и, когда слышал его, сразу отступал и прятался в глубине пещер.

Ручной василиск

На Руси верили, что любая девица при желании может завести себе магического помощника. Надобно только найти яйцо семилетнего петуха. Согласно методике его следует носить под мышкой ровнехонько шесть недель. Вынимать нельзя ни под каким предлогом. По прошествии указанного срока вылупится из яйца василиск – ящерица с крыльями. Девицу странное существо сочтет своей родительницей, потому станет верно и преданно ей служить. А сделать для хозяйки василиск может многое. Как правило, девицы поручали своему питомцу изводить соперниц, привораживать парней, добывать злато и каменья драгоценные.

Интересно, что мужчинам такого помощника вывести не предлагалось. Только девственницы вынашивали яйцо петуха и заполучали себе магического друга. Далеко не у всех славянских народов василиска представляли ящерицей. Иногда его рисовали в виде жабы с петушиной головой и крыльями летучей мыши. Другие народы представляли его змеем пернатым

Важное отличие славянской от западноевропейской мифологии состоит в том, что на Руси не считали нужным создавать ужасные образы, являющиеся злом в чистом виде. С любой тварью можно подружиться и применить ее странные таланты с пользой для себя или всего народа

Оптимистичнее тогда люди были.

Встречается описание василиска и в Библии

В Святом Писании много внимания уделяется борьбе человека с соблазнами, с которыми он встречается в нашем мире. Дьявольские сущности хитры, они способны принимать облик обычных земных существ. Но душа праведника обязана отличать их от Божиих созданий. В библейских текстах соблазнителей обычно представляют в образе змей. В перечислении врагов встречается и василиск. Это существо является, по мнению авторов, солдатом дьявола. Оно стремится столкнуть человека с праведной дороги. К примеру, упоминается он в 90-м псалме. Текст этот посвящен конкретно борьбе с дьявольским влиянием. Отвага там описывается как действие против змей и василисков. Тот, кто сумеет справиться с соблазнами, распознать их, обретает невероятную мощь. «…На аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона», – написано в 90-м псалме. При этом имеются в виду обычные рептилии. Василиск – это очковая змея.

Существует ли Василиск?

Над ответом на этот вопрос не один год бьются ученые разных стран. Они сформулировали несколько версий, которые объясняют, кого из звериного мира могли назвать Василиском:

  1. В 4 веке до нашей эры Аристотель упоминал очень ядовитого змея, особо почитаемого в Египте. Как только он начинал шипеть, все животные в панике бежали.
  2. Похожа немного на это существо ящерица-хамелеон, ее еще называют христовой за умение бегать по воде. Но убивать она не умеет, в чем жители джунглей Венесуэлы уверены.
  3. Есть сходство Василиска и с игуаной, которая имеет нарост на голове и кожаный гребень на спине.

Ученые сходятся в том, что Василиск существует только в воображении, в древности опасным змеям и непонятным существам люди часто приписывали необычные способности. Отсюда и легенды о страшном чудовище, которое убивает взглядом на расстоянии. В геральдике сохранился такой образ Василиска: голова и тело птицы, плотная чешуя, змеиный хвост. Увековечили его и в барельефах, жуткое создание можно увидеть в швейцарском городе Базеле, где стоит памятник этому покровителю города.

Василиск — славянская мифология

Василиск в русской мифологии упоминается редко, сохранилось лишь упоминание о змее, который появился на свет из петушиного яйца. Зато в заговорах его упоминают часто, называя Василиском, олицетворяя змею. Русичи верили, что Василиск завораживает взглядом, поэтому цвет «Василисковый», который трансформировался со временем в «Васильковый», тоже считался опасным.

Это отношение перенесли и на Васильки, считая, что они вредят посевам. После принятия христианства на 4 июня припал праздник мученика Василиска Команского, которого стали называть Васильковым повелителем. Крестьяне имели в виду власть над этими цветами, а не змеями. На праздник Василиска запрещалось пахать и сеять, чтобы Васильки потом не забивали рожь.

Мифология и образ чудища

С латинского языка название этого существа имеет перевод «малый король». Во всех описаниях Василиска проявляется его царственность. Это гребень или рога на голове в виде своеобразной диадемы, его необычная манера передвижения. Те мифы, которые описывают его как змея, рассказывают, что он не просто полз, а частично приподнимался над поверхностью земли. Василиск в образе химеры имел величественную походку, какой обладают петухи, нижние конечности ему достались от этой птицы.

В сказаниях различных народов во все эпохи представления о Василиске отличались. Так, в мифах Древнего Рима этот змей считался наиболее опасным существом из всех. Ему приписывали наличие особых способностей, которые представляли угрозу для всего живого. Внешний вид этого создания вселял самый настоящий ужас, и люди даже верили, что сразить его можно, показав ему его собственное отражение в зеркале. Считалось, что победить его мог крик петуха.

В эпоху античности монстра представляли немного иначе. Василиск — змей желтого цвета с рогами. В течение периода Средневековья это существо представляли:

  • с крыльями дракона;
  • хвостом ящера;
  • телом и клювом петуха;
  • когтями тигра.

Считалось, что тело монстра было покрыто чешуей чёрного цвета. Была и другая версия: тело Василиска было жабьим, а хвост — змеиным. В некоторых легендах монстру приписывали не голову петуха, а лицо человека. Помимо опасного взгляда, Василиск имел огненное дыхание и сильный яд. От его дыхания сгорала трава и разрушались скалы. Свист этого монстра был настолько страшным, что от него прятались даже все ядовитые змеи.

Василиск в виде змея имел необычную кровь. Она характеризовалась удивительными свойствами, из-за чего, согласно мифам, считалась довольно ценной. Ее смешивали с киноварью, благодаря чему удавалось получить мощное средство от ран, сильных ядов и разных заболеваний.

Несмотря на различия в описаниях, была черта, которая присутствовала во всех мифах: это «петушиный гребень» или белое пятно, которые символизировали диадему, подтверждая главенство монстра над другими змеями.

В славянской мифологии говорилось, что Вещий Олег погиб не от укуса простой змеи, а от взгляда Василиска. Также считалось, что если петух вдруг снесет черное яйцо, то из него обязательно появится это чудовище и принесет много бед людям. В то время верили, что если до рождения змея яйцо найдет девственница и будет носить его с собой до тех пор, пока монстр не появится на свет, то он потом будет ее слушать, а значит его можно будет контролировать.

https://youtube.com/watch?v=ZS9ReDL9hic

В мифологии славян есть теория, что этот змей — оружие тех, кто умеет колдовать. Маги старались приручить себе этого опасного монстра и использовать в своих целях. Они проводили специальные обряды, заставляя его подчиниться их воле.

  1. Черное яйцо, снесенное петухом, сразу забирали.
  2. Выбирали курицу, которой отрубали голову.
  3. Ее сажали поверх яйца, чтобы высидеть его.
  4. Как только чудовище появлялось на свет, оно съедало тело курицы.

После этого сознание монстра начинало подчиняться колдуну, который выполнил такой ритуал. В мифах Африки описание Василиска тоже присутствует. Оно мало чем отличается от других описаний, но самое существенное отличие — он считался царем крокодилов, а не змей.

Василиск в мифологии Египта описывается не как гибрид петуха, дракона, ящерицы, а как змея, но она была коронованной и невероятно ядовитой. Это были известные нам сегодня кобры. Изображением этого создания украшали короны фараонов. Их почитали как животных, которые имели власть не только над живыми существами, но и над мертвыми.

Известный ученый Плиний в своих работах тоже упоминал о Василиске. У него он представляет собой змея, размер которого не превышает 12 дюймов. На его голове есть несколько утолщений, которые похожи на небольшие рога или корону, поэтому его и считали царской змеей.

Согласно большинству мифов, Василиск появлялся из яиц раз в столетие. Яйцо это сносил черный петух, возрастом в 7 лет, а высиживала большая жаба. Это осуществлялось в каких-нибудь укромных местах и обязательно на куче навоза. Яйцо отличалось нестандартной сферической формой.

В мифологии существует еще одна теория о том, как появился этот змей, связанная с Медузой Горгоной. Есть версия, что он родился из ее крови. Такой связью объясняют его способность превращать все живое в камень одним лишь взглядом, которым владела и Медуза Горгона.

В одном из мифов упоминается вероятное место, где зародился Василиск. Этим местом называют Ливийскую пустыню. В некоторых легендах змея считают воплощением дьявола.

6.

Существовали или нет?
Как же так получилось, что текст, считающийся главным в истории человечества, вмещает в себя указания на тех же животных, что фигурируют в детских сказках и романах жанра фэнтези и о чьему реальному существованию нет никаких подтверждений? Или же правы средневековые авторы – считая всех этих существ некогда существовавшими в действительности?

Библия действительно упоминает о множестве животных – немудрено, что за несколько тысяч лет, прошедших после создания Ветхого и Нового Заветов фауна Земли претерпела изменения и некоторые из видов зверей, пресмыкающихся, птиц вымерли, оставшись для современного человека неизвестными. И все же настоящая причина того, что единороги, василиски и прочие попали в священные тексты, в другом. Большинство текстов Библии известны в переводе, сделанном на греческий в III – I вв. до н.э. («Септуагинта») и на латынь в IV – V вв. («Вульгата»). Там, в переводах, и можно встретить те первоначальные упоминания мифических животных, что потом оказывались и в последующих переводах, уже с греческого и латинского языков.

Откуда появился василиск

Мифология Древней Греции содержит множество персонажей. Но нашего вы среди них не встретите. Ведь в те времена василиск считался реальным существом. Его описывает ученый Плиний Старший. По его словам, василиск – змея небольшого размера. Рептилия считалась невероятно опасной. Яд василиска мог убить, дыхание вредило человеку так же, как и взгляд. То есть встреча с ним означает смерть любому человеку. Древнегреческий ученый ничего мифологического или сверхъестественного в этой змейке не усматривал. Единственной несостыковкой в его теории было происхождение василиска. Он считал, что появляется он из яйца ибиса – местной птицы. Вероятно, Плиний-старший действительно описывал вполне реальную змею, к примеру, рогатую гадюку или кобру. И в Древнем Египте встречается василиск. Мифология этой страны утверждает, что на головном уборе фараонов иногда изображали именно этих монстров. Они якобы наделяли невероятной силой правителей.

Легенда о Василиске

В мифологии сохранилось немало сказаний о Василиске, существовали даже свои запреты и наказы для тех, кто с ним встретится. Василиск змея особенная, но смерти можно было избежать, если:

  1. Увидеть чудовище первым, тогда оно умрет.
  2. Уничтожить этого змея можно, только обвесившись зеркалами. Отравленный воздух отразится и убьет зверя.

Римский поэт Лукан писал, что мифическое существо Василиск, наряду с такими демоническими созданиями, как аспид, амфибена и аммодит, произошел из крови Медузы Горгоны. Легенды Древней Греции рассказывают, якобы взгляд этой заколдованной красавицы превращал человека в камень. Такой же дар унаследовало и чудовищное создание. Некоторые исследователи полагают, что речь идет о змее с молниеносной реакцией, бросок ее был настолько быстрым, что его не успевал уловить человеческий взгляд, а яд действовал мгновенно.

2.


Василиск на гербе дома Висконти

О василиске повествует греческая мифология: эта змея, небольшая по длине, предполагается возникшей из капли крови убитой Горгоны Медузы, которая тоже обладала чудодейственными способностями в смысле взгляда. Вслед за греками в существование василиска поверили и римляне, а египтяне считали, что эта змея вдобавок ко всему бессмертна. Миф благополучно пережил Средневековье, дополнившее истории о василиске: якобы он вылупляется из яйца, снесенного петухом. У славян, кстати, василиск сам похож на петуха – с крыльями дракона, когтями тигра, хвостом ящерицы и клювом орла, покрытый черной чешуей, с красной короной на голове.
Корона тут не случайна, само название «василиск» образовано от греческого «царь». Это, кстати, дало возможность предложить кандидатов из реального животного мира, которые могли бы стать прообразом для этой библейской змеи. Одна из них рогатая гадюка, на голове которой имеются наросты, отдаленно напоминающие корону.

7.


Г. Доре. Уничтожение левиафана

Возможно, при чтении текстов на иврите авторы переводов связывали написанное с теми животными, о которых знали из собственного культурного опыта, и если учесть, что в античной Греции вполне уверенно рассказывали истории о Медузе и василиске, считали реально существующим не только лошадей с рогом посреди лба, но и летающих, да еще и с человеческим торсом, выбор формулировки кажется более понятным. К тому же, в случаях, когда по художественным соображениям требовалось описать животное не просто страшное, а ужасное, не просто опасное, а олицетворяющее все зло мира, было недостаточно упомянуть, к примеру, крокодила нет, требовался дракон или левиафан.

Средневековая мифология

Много фантастических существ породило европейское воображение. В ряду мантикор, кентавров, грифонов особое место занимает василиск. Средневековые писатели уже не считали его естественным, природным созданием. Если другие мифические существа по роду происходили от себе подобных, то василиск – это жуткое существо, которое появляется из яйца старого черного петуха. Процесс его появления на свет детально описан. С уверенностью, достойной иного применения, средневековые авторы утверждали, что яйцо указанной птицы мужского пола высиживала жаба. Через некоторое время вылупился из него василиск. К счастью, происходило таковое событие крайне редко, только потому Европа не обезлюдела в те далекие времена. Ведь василиск был страшно, невероятно ядовит! Кроме того, в трактатах описывается его агрессивность и злоба. Пощады от василиска добиться невозможно. Встретишься с ним – прощайся с жизнью!

Почему назвали «василиск»?

Интересно, с чем связано имя существа. В Древнем мире считали, что василиск – животное реальное. Его изображали с белым пятном на голове. Оно имело форму короны. Слово «василевс» в переводе с древнегреческого означает «царь». То есть существо сразу причисляли к обладателям огромной, неограниченной власти. Цари тогда действительно обладали просто невозможным по нынешним временам могуществом. Они дарили и лишали жизни, поднимали на вершину благополучия и славы или ввергали в нищету и забвение. Поэтому василиск, мифология которого с течением времени изменялась и запутывалась все сильнее, прочно занял место царя змей. Интересно, почему упомянутый Плиний считал родителем этого существа ибиса. Дело в том, что василиска описывали крылатым змеем.

Средневековые истории

В одном трактате описан случай столкновения отважного рыцаря с этим существом. Воин не испугался крылатого змея с петушиной головой

Он смело вступил в битву и, что интересно, убил василиска. Но и сам пал жертвой поверженного врага. Капля яда монстра попала на его копье. Воин не заметил подвоха, отчего и погиб в страшных муках.

В особенно ужасных произведениях средневековых авторов описывается взгляд василиска. Монстр глазами мог не просто убить, а поработить любого, кто неосмотрительно встретится с ним очами. Человек терял душу, становился рабом страшного существа, рожденного петухом и жабой. Доли ужаснее невозможно себе представить. Бороться с этой особенностью твари предлагалось посредством зеркала. Глаза василиска не действовали в отраженном свете. Смог ли кто-то сразиться с монстром через зеркало, неведомо. Достоверных сведений на этот счет до нас не дошло.

1.

Василиски и драконы
Все правильно: в библейских текстах действительно фигурирует эта мифическая, казалось бы, змея, способная убивать взглядом (как вариант – еще ядом и запахом). О василиске речь идет в псалме 90 («на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона» 1.13), в Книге пророка Исаии, во Второзаконии. В библейских текстах василиск – существо довольно неприятное, связанное в первую очередь с опасностями и бедами. Он упоминается наряду с аспидом, поэтому если бы василиск существовал в действительности, его бы, наверное, следовало отнести к семейству аспидов, ядовитых змей, к которым принадлежит и кобра.

3.


Антихрист на левиафане

Из близких по духу «родственников» василиска, упоминаемых в Библии, стоит назвать дракона – почти три десятка раз его имя встречается в Священном Писании. Дракон – тоже змей, он олицетворяет зло, коварство, разрушения. Вообще змей, василиск, дракон – все это довольно близко к понятию, которое прямо не упоминается в Библии: это «тот, кого нельзя называть» в обличье гада, пресмыкающегося – что и воспроизвела в современной литературе английская писательница.
Из той же «породы» библейских животных – левиафан, о котором идет речь в Книге Иова, Книга Псалмов и Книге пророка Исаии, как морское чудовище и «змей изгибающийся». Кстати, левиафан, по ветхозаветным текстам существо без пары, поскольку ее наличие создало бы еще большую опасность для человечества и для мира.

4.

Единороги и бегемоты
Еще одно животное, которое парадоксальным образом упоминается на страницах библейских текстов – единорог. В Священном писании речь о нем идет как о реально существующем звере, правда, описание единорога там не приводится. Для современного человека, как, впрочем, и для многих поколений его предков, единорог – это конь, обычно белый, на лбу которого красуется длинный рог. Библейские же тексты сообщают о единороге лишь в контексте его действий, или же действий человека по отношению к нему. («Захочет ли единорог служить тебе и переночует ли у яслей твоих?» Иов, 39). Единорог выбрал покинуть Эдем вместе с Адамом и Евой, хотя имел возможность остаться в райском саду.

Нечто похожее произошло с другим животным, которое, правда, для русскоязычного читателя мифическим не является. Это бегемот, впервые упомянутый именно в Библии.

Заключение

На самом деле существует на земле ящерица – василиск. Безобиднейшее существо. Но суть мифов не в этом. Напоследок предлагаем задуматься о том, как по-разному древние народы воспринимали один и тот же образ. Вероятно, люди делились информацией, происходил культурный обмен. Но то, что западные народы воспринимали как ужасное, непобедимое создание, обретало иные черты у славян. На Руси не было столь мрачных мифов и сказаний. Человек, а не монстр, становился героем любого повествования. А и суть вся сводилась к тому, что любые обстоятельства можно подчинить себе ловкостью и умом, а с каждым существом, какова бы ни была его природа, найти общий язык. То есть мир воспринимался оптимистичнее, светлее, даже радостнее. Не оттого ли и ныне мы никак не можем примириться? Веками длится противостояние Запада и России, как бы ни назывались государства. Не следует ли поискать причину такого положения вещей в старинной мифологии? Как считаете?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector