Свято-алексиевский монастырь
Содержание:
- Алексеевская Пустынь Переславского Феодоровского монастыря в Ярославской области
- Храм во имя святого апостола Андрея Первозванного, город Маркс
- Саратовский Свято-Алексиевский женский монастырь Епархиальные монастыри РПЦ
- Храм во имя Живоначальной Троицы, село Золотое, Красноармейский район
- Настоятели и наместники
- История
- Святыни монастыря
- Использованные материалы
- Обитель Христовых невест
- Про странствия. Свято-Алексиевский монастырь (Саратов)
- Уничтожение сестринской артели
- Архитектура, внешний вид
Алексеевская Пустынь Переславского Феодоровского монастыря в Ярославской области
Свято-Алексиевская пустынь — мужской монастырь в селе Новоалексеевка Переславского района Ярославской области (Ярославская и Ростовская епархия), бывшая пустынь Феодоровского женского монастыря. В конце XIX века на этом месте была основана Алексеевская пустынь Феодоровского женского монастыря, что близ деревни Выползова слободка. В 1891 году на средства купчихи Анны Афанасьевны Ашукиной был заложен Храм Алексия человека Божия, достроенный и освящённый в 1903 году.
Архитектор храма — К.В. Терский. Храм был одноглавым, с одной апсидой (и одним престолом внутри), бесстолпный, с пристроенной колокольней; в архитектурном смысле церковь была выстроена в эклектическом стиле. Её интерьер — лепнина и роспись — выполнены в стиле классицизма. Рядом с храмом располагалось монастырское кладбище. Территория пустыни была обсажена по периметру соснами и елями.
В советское время пустынь была разграблена и разрушена. Восстановление обители началось в первой половине 1990-х годов под руководством священника о. Алексия Василенко — на частные пожертвования и собственные сбережения. В 1992 году пустынь снова открыта как Православная Обитель-Братство Милосердия. В настоящее время в Свято-Алексиевской Пустыни примерно уже более 400 насельников. Существует обитель за счёт собственного хозяйства, доходов от возделывания принадлежащей монастырю земли и частные пожертвования. Работает приют для более 200 детей (в основном сирот), которые под руководством насельников монастыря участвуют в летних археологических раскопках в Крыму и помогают составлять музейную коллекцию.
В 1996 году открыта православная классическая гимназия имени протоиерея Василия Лесняка (директор — Ирина Фёдоровна Войдилова; среди преподавателей — Фёдор Конюхов). В связи с существованием приюта и гимназии при монастыре в целях безопасности детей доступ посетителей на обширную территорию, принадлежащую монастырю, ограничен.
С 2001 года при монастыре действует кадетский корпус для воспитания будущих солдат, где с пятого класса дети изучают тактическую и огневую подготовку. Ребята получают строевую, огневую, физическую, тактическую, инженерную подготовку, изучают военную топографию и химическую защиту. Подготовку кадет ведёт Ярославский зенитный ракетный институт ПВО, учебный центр выживания и спасения летного состава ВВС в городе Джубга.
С 2012 года Обитель приобрела статус Архиерейского Монастырского Подворья.
Храм во имя святого апостола Андрея Первозванного, город Маркс
Первая православная церковь в городе Екатериненштадт (г.Маркс) была построена в 1838 году и имела вид обыкновенного деревянного дома. В 1848 году к ней были пристроены колокольня и дома для священника и причетника. 22 сентября 1874 года епископ Самарский и Ставропольский Герасим совершил чин освящения нового храма. В мае 1930 года храм был разрушен, а на его месте разбит Парк культуры и отдыха. Свято-Андреевский приход был организован в 1989 году. В 1996 году начато строительство нового каменного храма. В храме находится ковчег с частицами мощей: преподобного Серафима (Саровского), преподобного Феодора (Санаксарского), преподобного Александра (Санаксарского), святителя Иннокентия (Московского), святителя Луки (Крымского), святого праведного воина Феодора (Ушакова), святителя Филарета Московского, преподобного Феодосия Кавказского, Часть Креста Господня.
Также к храму приписана Часовня в честь Тихвинской иконы Божией Матери с.Орловское Марксовского р-на.
Саратовский Свято-Алексиевский женский монастырь Епархиальные монастыри РПЦ
При епископе Павле (Вильчинском; †1908), находившемся на кафедре с 5 апреля 1882 года по 16 декабря 1889 года, был сооружен храм во имя святителя Алексия, митрополита Московского. Богослужения совершались иноками ежедневно. Скит располагался на 22-х гектарах земли, стоял на возвышенном месте в куще зеленых деревьев и садов. Из родника, на склоне горы, по керамическим трубам поступала вода, которая использовалась для нужд скита и местными жителями. В скиту был пруд и фонтан. На территории скита была расположена археологическая ценность — «Вишневое городище» (стоянка древнего человека). Со временем место, занимаемое скитом, вошло в черту города и оказалось в районе остановки «1-я Дачная». Улица, ведущая к скиту, получила название Алексеевской. 23 января 1918 года декретом СНК РСФСР Алексиевский скит был отчужден у Русской Православной Церкви и с того времени сменил много хозяев. В 1929 году здесь разместили детский туберкулезный санаторий. Храм потерял свой первозданный вид. Было снесено пять куполов и звонница. Сад был заброшен и большей частью вырублен. Не стало фонтана и водовода, остался лишь один родник.
В 40-е годы скитская земля стала застраиваться частными домами. В 1969 году в ските расположили гинекологическую больницу № 2 Кировского района. В 1982 году весь земельный участок, занимаемый больницей, был отведен отделу здравоохранения Саратовского городского совета. В 1985 году на территории скита находилась глазная клиника. В 1986 году часть земли скита была передана НПО «Алмаз» для строительства горнолыжной базы. Здесь же планировалось в 13-й пятилетке построить инженерно-лабораторный корпус для производственно-торгового объединения «Медтехника».
09 апреля 1990 года архиепископ Саратовский и Волгоградский Пимен направил в горсовет письмо с просьбой возвратить Русской Православной Церкви Алексиевский скит для возрождения и создания на его территории дома престарелых.
26 ноября 1990 года архиепископ Пимен обратился письмом к настоятелям храмов епархии о содействии в организации на территории Алексиевского скита женского монастыря. В этом же году комитетом по жилищной политике было принято решение содействовать передаче Алексиевского скита Русской Православной Церкви. 28 декабря 1990 года состоялось заседание президиума Саратовского горсовета, на котором было принято решение отложить рассмотрение вопроса о возвращении Алексиевского скита Русской Православной Церкви. В течение 1990-1992 годов вопрос возвращения здания архиерейской дачи и всего скита в целом рассматривался различными инстанциями. Собирались документы. На имя председателя горсовета поступали от жителей письма в поддержку возрождения обители.
В 1991 году зарегистрированное православное общество Алексиевского храма добилось решения о закреплении за скитом 5,6 га земли. 14 января 1991 года архиепископом Пименом был принят и зарегистрирован Устав Алексиевского храма и назначен настоятель — протоиерей Владимир Захарич, в иночестве архимандрит Василий. 22 января 1991 года на заседании горисполкома большинство делегатов проголосовали за возвращение Алексиевского скита Русской Православной Церкви. Решение было принято, но исполнение его осложнялось тем, что надо было предоставить предприятиям, занимавшим монастырские здания, новые помещения.
В 1992 году на Святую Пасху в церкви скита состоялось первое богослужение, жизнь вернулась в Алексиевский скит. При участии местных жителей был убран мусор, облагорожен сад, установлен колокол, начались работы по восстановлению зданий. Жители жертвовали скиту домашнюю утварь, ткани. С октября 1996 года в Свято-Алексиевском женском ските ежедневно совершаются богослужения.
21 июня 1993 года Свято-Алексиевский скит посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
25 декабря 1997 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви Свято-Алексиевский скит был преобразован в Свято-Алексиевский женский монастырь, первой настоятельницей была утверждена монахиня Анна (Аникеева).
08 декабря 2003 года монахиня Феодосия (Бессонова) назначена исполняющей обязанности настоятельницы Свято-Алексиевского женского монастыря, а 05 апреля 2004 года решением Святейшего Патриарха и Священного Синода Русской Православной Церкви утверждена в должности настоятельницы монастыря.
Храм во имя Живоначальной Троицы, село Золотое, Красноармейский район
Каменная церковь в селе Золотое Камышинского уезда Саратовской губернии была построена тщанием прихожан в 1834 году. Храм был трехпрестольный — главный престол во имя Пресвятой Живоначальной Троицы, в приделах — в честь Успения Пресвятой Богородицы и во имя святителя Николая Чудотворца. Храмовое здание выстроено в стиле классицизма.
Храм, практически не пострадавший в годы гонений, был передан верующим 27 сентября 1989 года. В сентябре 2001 года по благословению Высокопреосвященнейшего Александра, архиепископа Саратовского и Вольского (†2003), и Высокопреосвященнейшего Хрисанфа, архиепископа Вятского и Слободского, в Свято-Троицкий храм была передана частица святых мощей святого священноисповедника Виктора.
Епископ Виктор своей ревностью в вере, благочестием и святостью жизни поразил вятскую паству, и она всем сердцем полюбила святителя, который явился для нее и любвеобильным, заботливым отцом, и вождем в деле веры и противостояния надвигающейся тьме безбожия, и мужественным исповедником православия.
Настоятели и наместники
- Паисий Дубенский, строитель (упом. 1695)
- Павел, игумен (упом. 1704)
- Стахий, игумен (август 1710 — 1725)
- Варлаам, архимандрит (упом. 1726)
- Андриан, игумен (1730 — июль 1734)
- Сергий, игумен (1735)
- Макарий, игумен (1735 — 1740)
- Сергий, игумен (1740 — 1742), 2-й раз
- Авраамий, игумен (1742 — 1744)
- Иоасиф, игумен (1744 — 1751)
- Гавриил, игумен (1751 — 1752
- Антоний, настоятель (1752 — 1758)
- Ларион, архимандрит (март 1759 — ?)
- Иссия, игумен (? — 1763)
- Макарий, архимандрит (1763 — 1774)
- Иероним, архимандрит (1774 — 1775)
- Иоасиф, иеромонах (март 1775 — ?)
- Антоний (1775 — ?)
- Макарий, игумен (? — ноябрь 1783)
- Феофил (упом. в сентябре 1787)
- Лавр (упом. 1788)
- Пароский (упом. 1792)
- Сергий (июнь 1796 — ?)
- Афанасий, иеромонах (1802 — 1806)
- Евгений, иеромонах (1807 — 1809)
- Савва (1810 — декабрь 1823)
- Геннадий, иеромонах (январь 1824 — март 1824)
- Арсений (18 марта 1824 — 27 сентября 1832)
Ректоры Саратовской духовной семинарии
- Никодим (Лебедев) (30 ноября 1832 — 29 апреля 1833)
- Спиридон (Грацианов) (12 ноября 1833 — 1855)
- Сергий (Назаретский) (1853 — ?)
- Никанор (Бровкович) (1 декабря 1857 — 24 ноября 1865 )
Архимандриты
- Гимнасий (Воскобойников) (24 марта 1870 — 15 декабря 1877)
- Вадим (1878 — 9 ноября 1881 )
- Моисей (август 1889 — 21 февраля 1892 )
- Моисей (13 ноября 1896 — 8 марта 1898)
Викарные епископы
- Никон (Софийский) (8 марта 1898 — 6 февраля 1899) )
- Гермоген (Долганёв) (1902 — 1911)
- Дионисий (Прозоровский) (1912 — 1916)
- Леонтий (Вимпфен) (1916 — май 1917)
- Дамиан (Говоров) (июнь 1917 — ?)
Варлаам (Пикалов) (1916 — 1920)
Монастырь был закрыт до 2011 года
Наместники
История
В 1848 году Афанасий (Дроздов), архиепископ Саратовский и Царицынский, купил для архиерейской дачи в районе Спасо-Преображенского мужского монастыря в четырёх вёрстах от Саратова участок земли площадью около 16 га, на котором располагались роща и сад. Через некоторое время там возник мужской скит, отчего это место стали называть Верхней Монастыркой. При Павле (Вильчинском), занимавшем кафедру в 1882—1889 годах, там построили храм во имя митрополита Алексия, в котором ежедневно совершались богослужения.
Впоследствии площадь скита увеличилась до 22 гектаров. В районе скита появился источник питьевой воды, что связали с молитвами его членов. Вода из этого источника по керамическому водопроводу подводилась к скиту, где были устроены пруд и фонтан, и к слободе, окружавшей скит.
23 января 1918 года земли скита были секуляризованы, храм перестроен (уничтожены были купола и звонница). По некоторым сведениям, насельники скита были подвергнуты гонениям, а часть их была убита в подвале храма. Сад при монастыре был по большей части вырублен и заброшен, водопровод и фонтан были разрушены, но родник сохранился. В 1929 году на территории монастыря был расположен детский туберкулёзный санаторий, в 1940-е годы её стали застраивать частными домами, а в 1969 году в зданиях, сохранившихся от скита, была расположена гинекологическая больница № 2 Кировского района.
В 1982 году земельный участок, занимаемый больницей, был отведен для отдела здравоохранения Саратовского городского совета. В 1985 году там расположилась глазная клиника. На следующий год часть земли скита была передана НПО «Алмаз» для строительства горнолыжной базы. Там же планировалось построить в 13-й пятилетке инженерно-лабораторный корпус для производственно-торгового объединения «Медтехника».
9 апреля 1990 года архиепископ Саратовский и Волгоградский Пимен (Хмелевский) направил в горсовет письмо с просьбой возвратить церкви Алексиевский скит для его возрождения и создания при нём дома престарелых. 26 ноября 1990 года Пимен обратился с письмом к настоятелям храмов Саратовской епархии о содействии в организации женского монастыря. 28 декабря того же года на заседании президиума Саратовского горсовета было принято решение отложить рассмотрение вопроса о возвращении Алексиевского скита верующим. В течение 1990-1992 годов вопрос возвращения здания как архиерейской дачи, так и всего скита рассматривался различными инстанциями; собирались документы, поступали от жителей письма в поддержку восстановления обители.
В 1991 году зарегистрированное православное общество Алексиевского храма добилось решения о закреплении за скитом 5,6 га земли, а 14 января 1991 года Пимен принял Устав Алексиевского храма и назначил его настоятеля — архимандрита Василия (Захарича). 22 января 1991 года горисполком принял решение о возвращении Алексиевского скита Русской Православной Церкви, однако исполнение этого решения встретило определённые трудности: надо было предоставить предприятиям, занимавшим здания монастыря, новые помещения (местным жителям, поселившимся на территории скита, Пименом были переданы дарственные).
В 1992 году на Пасху в церкви скита состоялось первое после 1918 года богослужение. Местные жители и новые насельники убрали мусор, облагородили сад, установили колокол. Были начаты работы по восстановлению зданий. Жители жертвовали скиту домашнюю утварь, ткани. 21 июня 1993 года скит посетил патриарх Алексий II. С октября 1996 года в скиту стали ежедневно совершаться богослужения.
25 декабря 1997 года решением Священного Синода скит был преобразован в Свято-Алексиевский женский монастырь. Были построены баптистерий, келейный сестринский корпус, насажен фруктовый сад, разбит огород, заведены коровы, куры. В 2000 году обустроили пасеку. 25 июня 2000 года освятили новый придел храма — в честь святой Анны Кашинской. В том же году состоялся первый набор в епархиальную школу регентов, воспитанницы которой проживают и обучаются при монастыре, поют на клиросе и несут послушания. В 2006 году монастырь стал участником выставки «Православная Русь-2006».
Святыни монастыря
В храмах обители хранятся многие православные святыни. Они оказывают поддержку верующим, являют чудеса исцеления, укрепляют православную веру историями своих жизней и подвигов. Здесь хранятся частицы мощей двенадцати святых, среди них Евангелист и Апостол Марк, святитель Лука (Войно-Ясенецкий), Амвросий Оптинский, один из Вифлеемских великомучеников-младенцев.
В женской Алексеевской обители сохраняется для поклонения частица облачения преподобного Иова Почаевского, также для мирян доступны частица одежд Игнатия Брянчанинова и святых покровителей брака и семейной жизни Петра и Февронии. В монастыре сохраняются частицы гробов праведной Иулиании Муромской и преподобного Федора Санаксарского.
Использованные материалы
- Страницы сайта Православие и современность:
-
Святыни монастыря, страница сайта Центрального благочиния Саратовской епархии:
См. Бреусов Алексей, «Монастыри Саратовской епархии», Журнальный зал, «Волга» Приволжское книжное изд-во, 1998, С. 5-8 и раздел История на официальном сайте Саратовского Спасо-Преображенского монастыря: .
От семинарского правления // Саратовские епархиальные ведомости, 1866, № 1 (1 января), отдел оффиц., С. 1-2:
Известия // Саратовские епархиальные ведомости, 1866, № 3 (18 января), отдел оффиц., С. 84:
Известия // Саратовские епархиальные ведомости, 1869, № 11 (1 июня), отдел оффиц., С. 231:
Известия // Саратовские епархиальные ведомости, 1881, № 41 (9 ноября), отдел оффиц., С. 203:
C 25 ноября 1881 – и.о. настоятеля. См. Распоряжения епархиального начальства // Саратовские епархиальные ведомости. 1881, № 45 (9 декабря), отдел неофициальный, С. 225:
// Саратовские епархиальные ведомости. 1889, № 11 (15 июня), отдел неофициальный, С. 335-336:
«После смерти отца Александра до августа 1889 года настоятельская должность в монастыре оставалась незанятой, пока на нее не был назначен постриженник Киево Печерской Лавры 40 летний архимандрит Моисей». См. Восстанавливая рвущиеся нити // Журнал «Православие и современность», № 33 (49):
Определения Святейшего Синода // Церковные Ведомости, издаваемые при Святейшем Правительствующем Синоде. 1892, № 13 (28 марта), С. 115:
О нем, см.: Архимандрит Иннокентий // Прибавление к Церковным Ведомостям, издаваемым при Святейшем Правительствующем Синоде. 1893, № 37 (11 сентября), С. 1351:
Определения Святейшего Синода // Церковные Ведомости, издаваемые при Святейшем Правительствующем Синоде. 1892, № 13 (28 марта), С. 116:
Определения Святейшего Синода // Церковные Ведомости, издаваемые при Святейшем Правительствующем Синоде. 1893, № 7 (13 февраля), С. 51:
Преосвященный Платон, епископ Муромский // Прибавление к Церковным Ведомостям, издаваемым при Святейшем Правительствующем Синоде. 1904, № 10 (6 марта), с. 372:
Определения Святейшего Синода // Церковные Ведомости, издаваемые при Святейшем Правительствующем Синоде. 1896, № 47 (23 ноября), С. 414:
«Викарию Саратовской епархии вверить в управление, на правах настоятеля, Саратовский Спасо-Преображенский второклассный монастырь». См. Указ Святейшего Синода // Саратовские епархиальные ведомости, 1898, № 4 (15 февраля), отдел офиц., С. 53-54:
Обитель Христовых невест
Саратовский женский Крестовоздвиженский монастырь был основан в начале XVII века, когда еще город находился на левом берегу Волги. К началу XX века обитель занимала площадь, ограниченную четырьмя улицами — Московским взвозом, Миллионной (ныне — Набережная Космонавтов), Покровской (улица Лермонтова) и Царицынской (Первомайская).
В обители тогда было три храма: Воздвижения Креста Господнего с приделами во имя святого пророка Илии и Смоленской иконы Божией Матери; больничная церковь во имя святого апостола Иакова, брата Господня, и преподобномученицы Пелагеи; новопостроенный храм во имя святителя Николая Чудотворца — правый придел во имя святого благоверного князя Александра Невского и блаженного Иоанна Устюжского, чудотворца, левый во имя святого праведного Симеона Богоприимца, пророчицы Анны и мученицы Параскевы.
Монастырь славился благолепием служб, трудолюбием и благочестием насельниц. Монахини и послушницы трудились в иконописной, золотошвейной, гарусной, башмачной и белошвейной мастерских, пекли просфоры для городских храмов. В школе каждый год бесплатно обучалось около ста учениц. По годовому отчету за 1917 год в монастыре было 17 монашествующих, 16 послушниц, 7 схимонахинь, 71 нештатная монахиня, 333 нештатных послушницы — всего 444 человека. При монастыре действовала школа для девочек, работали мастерские, сестры трудились на огородах Гусельского хутора. В штате монастыря на 1918 год состояли: протоиерей Павел Иоаннович Соколов, священник Владимир Семенович Захаркинский, диакон Евфимий Федорович Торяник, псаломщик-диакон Димитрий Михайлович Смирнов, псаломщик Тихон Яковлевич Полянский.
В годы Первой мировой войны в обители был организован лазарет, изготовлялись защитные маски от отравляющего газа, применяемого неприятелем.
После большевистского переворота, с введением в жизнь декрета об отделении Церкви от государства, монастырь потерял свои угодья и огороды на Гуселке. Постепенно стали отчуждаться и жилые постройки. Чтобы предотвратить закрытие монастыря, игумения Антония (в миру Антонина Станиславовна Заборская) в письме от 13 ноября 1918 года писала в отдел юстиции Губисполкома: «…в Саратовском женском монастыре корпуса заняты лазаретом и рабочими, а в остальных корпусах — 450 престарелых и больных монахинь. Они пекут хлеб, работают в лазарете и шьют. Монастырь составляет трудовую общину».
Матушка Антония родилась в 1868 году, окончила Мариинскую женскую гимназию Саратова, имела специальность фельдшера. В монастырь она поступила в 1904 году. В обители несла послушание в больнице, вела делопроизводство и очень скоро стала помощницей тяжело болевшей игумении Евлампии (в миру Елизаветы Андреевны Озеровой). 29 июля 1905 года была пострижена с именем Антония. Святейший Синод 12 мая 1912 года утвердил ее настоятельницей, а 15 июля того же года она была возведена в сан игумении. 6 мая 1913 года Святейший Синод за заслуги по управлению монастырем наградил ее наперсным крестом.
Про странствия. Свято-Алексиевский монастырь (Саратов)
Поделиться
Чтобы в Саратове попасть в Свято-Алексиевский женский монастырь, нужно доехать до остановки «Первая Дачная». Название говорит само за себя – здесь издавна было любимое горожанами место отдыха. В девятнадцатом веке живописный уголок, в котором расположена сегодня обитель, и вовсе не входил в городскую черту.
В 1948 году архиепископ Афанасий (Дроздов) купил здесь для архиерейской дачи обширный участок земли с садом и рощицей. Сохранилась газета «Саратовские епархиальные ведомости» за 1978 год, в которой сообщается, что «на участке, приобретенном владыкой Афанасием, саратовские архиереи имеют летнее жительство». Находясь на отдыхе, епископы совершали богослужения в Спасо-Преображенском мужском монастыре, что находился неподалеку.
В восьмидесятых годах девятнадцатого века владыка Павел Вильчинский отдал распоряжение построить при дачной архиерейской резиденции храм во имя святителя Алексия. При храме был организован монашеский скит, насельники которого каждый день совершали литургию в новой церкви. Считается, что именно усердная молитва иноков послужила причиной того, что на территории скита, под горой, забил целебный родник. Источник оборудовали керамическим водопроводом, по которому вода поступала вверх, к монастырским зданиям. В скиту был устроен пруд и фонтан.
Появление родника с радостью восприняли не только монахи, но и жители слободки, расположенной рядом с обителью – ведь прежде здесь никогда не было источника питьевой воды. Чистейшая влага этого ключа, пройдя самые строгие современные экспертизы, и сегодня пользуется любовью саратовцев. Ежедневно к источнику приходит порядка двухсот человек, почти всегда здесь стоит небольшая очередь. К сожалению, в двадцатом веке, пока монастырь был закрыт, уникальный керамический водопровод разрушился, пруд захирел, и от фонтана не осталось следа. Но рядом с родником уже обустроены купальня и часовня, которые никогда не пустуют.
После возвращения монастырских зданий Церкви в 1997 году обитель была преобразована в женскую. Рядом с Алексиевским храмом, который чудом уцелел в советское время, был построен еще один, в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» с подземным приделом, посвященным младенцам, убитым Иродом в Вифлееме.
В монастыре большое подворье – сестры держат коров, кур, ухаживают за садом и огородом, содержат свою пасеку. Здесь как будто маленький уголок пасторальной идиллии в большом городе. Даже дорожка, что тянется от остановки в монастырь, кажется, постепенно уводит от современной суеты. Сначала вы пойдете мимо шумного рынка, затем вдоль новостроек, а потом между маленьких нарядных домиков — как будто возвращаясь в те времена, которые называют старыми и добрыми…
Уничтожение сестринской артели
С начала 1927 года в Саратовский губотдел ОГПУ стали поступать сведения, что Крестовоздвиженская трудовая женская артель «превратилась в форменный монастырь: совершаются постриги в монашеские духовные чины, в церкви произносятся антисоветские проповеди, монастырь является экономической базой для поддержки высланного саратовского монархического духовенства…». Игумения Антония (Заборская) и еще пять сестер — Вигондт Елизавета Федоровна, Абрамова Прасковья Васильевна, Лукашова Мария Васильевна, Лопасова Александра Самсоновна и Колениченко Матрона Михайловна — были арестованы 22 июля 1927 года.
У игумении Антонии при аресте были изъяты разные заметки, адреса и письма, кожаный портфель с документами монастыря, в том числе планами, купчими крепостями старых времен, отчетами, протоколами собраний, уставом артели; три книги и домовая книга жильцов. При личном обыске изъяты два деревянных креста и 11 рублей 30 копеек. У Абрамовой П.В. — 3 молитвенника, чистая бумага, конверты, бутылка воды, крест металлический; у Лукашовой М.В. — очки, ключ, карандаш, крест, гребешок; у Лопасовой А.С. — деньги в сумме 3 рубля, очки с футляром, карандаш и гребешок; у Колениченко М.М. — очки с футляром, крест, карандаш, книга, поясок да английская булавка.
Председателем церковного совета являлась мать Антония, секретарем — Елизавета Федоровна Вигондт. О ней известно, что она 1879 года рождения, уроженка города Саратова, отец — цеховой. Окончила Саратовскую женскую гимназию. В монастырь поступила в 1902 году 22 лет от роду, не постригалась и монашеского чина не имела. Она была первой помощницей матери Антонии, ее стараниями устраивались многие церковные и артельные дела.
О других арестованных мы знаем следующее.
Абрамова Прасковья Васильевна, 1882 года рождения, уроженка Пензенской губернии, села Старо-Корсаковский Майдан, из семьи крестьян, окончила церковно-приходскую школу. В монастырь поступила в возрасте четырех лет, жила без пострижения в монашеский чин. Добровольно оказывала посильную помощь ссыльному епископу Сердобскому Петру (Соколову).
Монахиня Александра (в миру Александра Самсоновна Лопасова), 1877 года рождения, уроженка села Козловка Петровского уезда Саратовской губернии, из крестьян, образование низшее. В монастыре находилась четыре года, в артели заведовала пекарней по выпечке просфор, казначей монастыря.
Лукашова Мария Васильевна, 1875 года рождения, родилась в Саратове, из мещан, отец был портной, образование низшее. В монастырь поступила по своему сиротству 16 лет от роду, проживала вместе с бабушкой-монашкой. Учительница монастырской школы Крестовоздвиженского женского монастыря г. Саратова.
Колениченко Матрона Михайловна, 1877 года рождения, уроженка Воронежской губернии, родители — крестьяне, образование низшее, в монастыре находилась с 1890 года, отдана родителями на попечение родной тетке — Марии Федоровне Колениченко, 78 лет, монашке. Являлась членом правления артели.
Хотя для предания арестованных сестер гласному суду собранного материала недоставало, отыскалось основание (приказ ОГПУ № 172 от 2.04.24 г.) направить дело в Особое совещание при Коллегии ОГПУ для рассмотрения во внесудебном порядке и применения к указанным обвиняемым административной высылки. 10 октября 1927 года такое решение утвердил временно исполняющий должность начальника Саратовского губернского отдела ОГПУ Видеман. 17 февраля 1928 года на своем заседании Особое совещание при Коллегии ОГПУ постановило: Заборскую Антонину Станиславовну, а также других сестер, проходивших по делу, «выслать в Марийскую область сроком на три года… Всем без применения амнистии…».
23 октября 1930 года, по истечении срока наказания, дело матери Антонии и ее помощниц было рассмотрено Особым совещанием вторично и ранее принятое решение усугублено лишением их права проживания в Московской, Ленинградской областях, Харьковском, Киевском, Одесском округах, Северо-Кавказском, Нижне-Волжском краях, Дагестане с прикреплением к определенному месту жительства еще на три года.
Точку в истории Крестовоздвиженской женской трудовой артели, в которой в момент закрытия состояли 269 работниц из двенадцати регионов страны, поставила 14 сентября 1927 года регистрационная комиссия при промышленно-экономическом управлении Саратовского губернского совета народного хозяйства. Ликвидацию артели произвели, как свидетельствует А.Е. Сабуров, по секретному представлению Саратовского губернского отдела ОГПУ (Архив УФСБ РФ по Саратовской области. Архивно-следственное дело № ОФ‑12618).
Архитектура, внешний вид
Иоанновский женский монастырь (Алексеевка) построен на небольшой возвышенности и издалека привлекает внимание. Доминантой храмового комплекса является трехъярусная колокольня, построенная в древнерусском стиле
Белоснежные ярусы с арочными проемами в виде кокошников создают ощущение открытости. Колокольня с золоченым куполом находится рядом с храмом, выполненном в том же древнерусском стиле.
Пятиглавый храм венчают 5 золоченых куполов. Декоративные пилястры, бровки, карнизы, арки-кокошники и кладка, выделенные на белых стенах темным цветом, а также высокий парапет придают зданию строгий торжественный вид. Над входом в храм сделана высокая закомара, украшенная 3 арочными окнами.
Храм окружен ухоженной территорией, на которой монастырские послушники разбили сад и огород. Под жилье послушникам отведены одноэтажные здания. Бывший дом Воронцовых-Дашковых отреставрирован и сейчас является архиерейской резиденцией, а окружающий строения парк входит в число охраняемых природных территорий.