Житие святого ильи, значение иконы восхождения пророка и в чем помогает

Содержание:

Ильин день: приметы

Считалось, что если в этот праздник идет дождь с громом, то вскоре будет болеть голова. А вот если гром продолжительный, то здоровье в грядущем году будет слабым.

Накосить сена нужно было до этого праздника: в этом случае и урожай в грядущем году будет хорошим, и весь год будет удачным. Если же наоборот – после Ильина дня косить сено, то год будет неурожайным. А еще говорили: «До Ильина дня сено сметать — пуд меду в него накласть, после Ильина — пуд навозу».

Другие приметы на Илью:

  • нельзя работать на Ильин день в поле – небесным огнем пожжет;
  • с Ильина дня купаться нельзя – Илья в воду пописал;
  • до Ильи мужик купается, а с Ильи с рекой прощается.
  • с Ильина дня вода холодна;
  • Илья жатву начинает, а лето заканчивает;
  • на Илию зима с летом борется;
  • на Илию до обеда — лето, после обеда — осень;
  • кто попал в этот день под дождь, тот запасся здоровьем на весь год;
  • гром гремит – то Илья в своей колеснице по небу едет;
  • на Ильин день дождь — будет мало пожаров, солнечно — много;
  • до Ильи облака ходят по ветру, а с Ильи начинают ходить против ветра;
  • до Ильи поп дождя не умолит – после Ильи баба фартуком нагонит;
  • с Ильина дня ночь длинна: работник высыпается, а кони наедаются;
  • после Ильина дня в поле сива коня не увидишь – вот до чего темны ночи.

Изображение Святого Ильи

На сегодняшний день в отдельных монастырях можно встретить две иконы святого Ильи. Их проиллюстрированные образы значительно отличаются друг от друга. Первый вариант изображает пророка, который сидит на камне возле пещеры посреди безлюдной пустыни, и погрузившись в свои мысли, о чем-то думает. Его голова при этом повернута в сторону, а прирученный ворон, которого можно увидеть в правом верхнем углу данной композиции, клювом удерживает еду, которую он нашел специально для Ильи.  Согласно легенде, данный вариант работы демонстрирует тот самый промежуток времени, когда главный герой еще находился на земле и являлся обычным человеком. Другое произведение с участием пророка, уже демонстрирует продолжение его жизни в Небесном Царстве. А для того, чтобы люди полностью смогли в этом удостовериться, иконописец изобразил святого, который несётся сквозь облака, смотря при этом вниз на землю, от которой он постепенно отдаляется.

Следует отметить, что икона Ильи пользуется у религиозно верующих невероятной популярностью. По народному календарю, в честь данного святого, 2 августа отмечается старинный праздник, который так и называется день Ильи.

Это интересно: Икона Пресвятой Богородицы «Ярославская»

Почитание в христианстве, иудаизме и мусульманстве

Традиционно особой любовью к пророку отличался христианский Восток. Здесь с первых веков Церкви возводились храмы на местах, связанных с жизнью праведника. Это горы Кармил, Хорив, Фавор, где пророк явился по время Преображения. А монастырь Хозива сохраняет пещеру святого, где он жил во время засухи.

Велико также народное почитание угодника Божия, особенно в славянских землях, где его считали повелителем природы, небесных стихий. Святому молились о дожде, о защите урожая.

Интересный фактИзвестно, что древнейший христианский храм Киева, построенный христианами более чем за 40 лет до Крещения Руси, в 945 г., был посвящен прор. Илии. А в небольшой Македонии тогда же было известно до 10 иноческих обителей во имя пророка.

А вот на Западе особого почитания св. Илии (равно как вообще Ветхозаветных святых) не сложилось. Католическая церковь отмечает его память вместе с празднованием другим Библейским пророкам.

Сохраняется почитание святого в иудаизме, где его считают провозвестником пришествия «Машиаха» (Мессии), а народные предания говорят о святом как покровителе бедных, защитнике слабых.

В ислам почитание «Ильяса», как его именуют, пришло, очевидно, из христианской традиции. Современные богословы говорят, что само имя «Ильяс» — арабская транскрипция греческого, да и Коран называет Илию среди пророков наряду с «Исой» (Иисусом), Захарией.

Интересный факт2 августа — общий праздник не только для православных, но также для мусульман и иудеев: ежегодно они, как и христиане, приходят в этот день на гору Кармил, чтобы почтить пророка молитвой. Здесь же устраиваются праздничные народные гуляния.

Журнал о звездах и астрологии

каждый день свежие статьи об астрологии и эзотерике

День Иконы Божией Матери «Скоропослушница»

В православном мире есть особая икона, которая пользуется популярностью во всех странах. Ее название «Скоропослушница», ибо то, о чем ее просят, .

Молитва святой Марте на исполнение желания

Чудотворные молитвы часто помогают в жизни. Малоизвестная, но крайне действенная молитва святой Марте поможет вам воплотить мечты в жизнь. .

Икона Божией Матери «Споручница грешных»

Икона «Споручница грешных» глубоко почитается православными христианами. Это одна из самых удивительных икон, чей духовный смысл .

Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия»

Икона «Одигитрия», почитаемая как чудотворная, известна на Руси с древних времен. Православные христиане особенно ценят ее за то, что она является .

22 декабря: молитвы в день иконы Божией Матери «Нечаянная Радость»

В православии есть множество икон, но некоторые почитаются верующими особенно сильно. Одной из таких икон является образ .

Храмы Илии пророка на Руси

Во имя святого пророка Илии освящена церковь на погосте Выбуты Псковской области. Каменная Ильинская церковь построена из плиты в XV веке. Предположительно, здесь стоял более древний храм, т.к. в Третьяковской галерее в Москве имеется икона святого пророка Илии из церкви в Выбутах, датированная XIII веком. Церковь стоит на берегу реки Великой. Колокольня каменная, в связи с притвором церкви. Престолов в церкви два: главный — во имя святого пророка Божия Илии, придельный — во имя святителя Николы. Близ церкви находится кладбище. Церковь была закрыта в советское время. Финансовый отдел Псковского окрисполкома 15 декабря 1927 года направил в окружной отдел народного образования (ОКРОНО) письмо с грифом «Не подлежит оглашению», в котором сообщал о намерении «реализовать Госпромцветмету 14 штук разного размера колоколов с закрытой Выбутской церкви». В ответ ОКРОНО сообщил, что «продажа колоколов немузейного значения может быть произведена лишь Главнаукой». В годы Великой Отечественной войны церковь была повреждена. В 1955-1957 годах реставрирована по проекту В.П. Смирнова. В 1999 году в церкви возобновлены богослужения.

Храм во имя святого пророка Илии на погосте Выбуты

Во имя пророка Илии был освящен храм близ д. Конечек  (быв. погост Кривовичи) Псковской области. Когда и кем построена церковь — сведений не имеется. В 1877 году с правой стороны главного храма устроен придел во имя Святой Живоначальной Троицы. Церковь окружает кладбище, обнесенное каменною оградою. Ильинская церковь бывшего погоста Кривовичи сильно пострадала во время военных действий по освобождению Пскова в 1944 году. Ее развалины находятся возле деревни Конечек Псковской области.

Во имя пророка Илии был освящен храм в Теплых рядах в Москве. Каменный храм строился как собор основанного не позднее XV века рядом с Московской торговой площадью Ильинского монастыря. От имени этого храма получила название улица Ильинка, торг стал называться Ильинским крестцом. Строительство храма велось с 1519 по 1521 годы, «а ставил от простых людей нехто именем Клим, а прозвище Мужило». Церковь горела в 1547 году, пострадала при пожаре 1626 года. Восстание горожан 27 мая 1606 года в Москве против Лжедмитрия I началось после удара набата на колокольне монастырского храма Илии пророка, сделанного по приказу Шуйского. В Смутное время монастырь был упразднен, храм стал приходским, и в 1676 году его вместе с церковной землей передали Новгородскому архиерейскому дому и надстраивают верхним храмом, куда переносят престол в честь пророка Илии. Древний нижний храм освятили во имя апостола Тимофея. Храм закрыли в 1923 году, затем разобрали верхний ярус колокольни. С 1930 по 1980 годы в здании храма располагались различные учреждения. Здание является объектом культурного наследия федерального значения. С 1995 года в храме возобновились богослужения.

Храм пророка Илии в Теплых рядах (Москва)

В честь пророка Илии освящен храм в с. Пруссы Коломенского района Московской области. Селом Пруссы владели бояре Шереметевы. В середине XVI века его приобрел Коломенский епископ. Тогда же была сооружена шатровая Ильинская церковь. Она упоминается каменной в писцовых книгах 1578 года. Здание частично переделывалось в 1660-х гг. В первой половине XIX века с запада были пристроены кирпичная трапезная и деревянная колокольня «на столбах» (ныне утрачены).

Ильинский храм в с. Пруссы

Также во имя пророка Илии освящена церковь на погосте Выя Архангельской области, которая была построена в 1600 году.

Ильинская церковь на погосте Выя

Ильинская церковь существовала в д. Часовенская (Задняя Дуброва) Архангельской области. Построена и освящена около 1622 года. В 1879 г. она разобрана, и на каменном основании сооружен новый храм. В 1884 г. колокольня разобрана до основания и переустроена на каменном фундаменте. В советские годы отпилили алтарь и обрушили шатер. Находится в аварийном состоянии.

Упоминание в Новом Завете

Современные православные богословы насчитывают 30 упоминаний о жизни пророка, встречающихся как у Евангелистов, так и в посланиях Апостолов.

Христос не раз сравнивает Свою проповедь среди иудеев с усилиями св. Илии обратить народ к Богу. Например, Господь упоминает о том, что Илия не был принят евреями, но послан был в языческую Сарепту к бедной вдове (Лк.4:25-26). Подобно этому, не поверили Господу иудеи, но впоследствии проповедь христианства приведет к вере множество язычников.

Сами иудеи соотносят некоторые деяния Спасителя с чудотворениями пророка. Таково воскрешение сына вдовы из Наина (Лк.7:11-17). После этого события многие открыто говорят о «великом пророке, восставшем в Израиле», прямо соотнося Иисуса с Илией. Такое видение было связано с тем, что возвращение пророка на землю в иудейской традиции ожидали перед приходом обетованного Мессии.

Ту же традицию продолжают новозаветные авторы, уже знающие о том, что явление Мессии свершилось:

  • св. Иоанн Предтеча уже в самом начале Евангелия от Луки называется пророком, имеющим «дух и силу Илии» (Лк.1:17);
  • вместе с вождем Израиля Моисеем пророк беседует с Господом на Фаворе во время Преображения (Мф 17:3-5, Мк 9:2-7, Лк 9:30-31);
  • по мнению многих современных богословов, восходящем к святоотеческой традиции, о Моисее и Илие может говорить Откровение св. Иоанна Богослова, повествующем о двух пророках Божиих, посланных на землю перед концом мира, хотя св. Иоанн прямо не называет имена.

Портретные изображения пророка Ильи Пророка

Длинные волосы, густая борода, шерстяной плащ на плечах, иногда — шапочка на голове и свиток в руках. Так в старину изображались все ветхозаветные пророки, и лишь надписи возле нимбов и тексты на свитках позволяли верующему определить, кто именно нарисован на стене или доске. Отличительные пророческие атрибуты — плащ, шапочка, борода, длинные волосы и свиток в руке — имеют очень глубокую символику.На стенах многих старинных храмов можно увидеть изображения людей в шапочках и плащах. Это пророки — ветхозаветные праведники, которые возвещали Израилю волю Божью и были своеобразными нравственными ориентирами в те годы, когда народ очередной раз впадал в язычество. Среди них особое место занимает святой Илия — самый известный пророк дохристианской эпохи, живший в Палестине за девять веков до Рождества Спасителя. Он одинаково высоко почитается и христианами, и иудеями, и мусульманами, что отразилось и на его иконографии — существует несколько вариантов того, как пророк Илия изображается на иконах. Их мы сейчас и рассмотрим.

Начнем с плаща — он до сих пор является важной частью одежды в пустынных регионах планеты, хорошо защищая своего хозяина и от палящего солнца, и от пронзительного холода. Кроме того шерсть обеспечивает хорошую вентиляцию и создает наиболее комфортные условия пребывания в засушливых местах

Ветхозаветные пророки находились в пустыни значительную часть своей жизни — они скрывались там от недоброжелателей, молились, уходили для того, чтобы побыть наедине с Богом и собою. И если в городе появлялся человек в грубом шерстяном плаще, то все знали, что, скорее всего, это — пророк. А еще плащ — является символом странника. И действительно, жизнь святого, которого Господь избирал на пророческое служение, была сплошным странствием. Ему предстояло в любой момент оставить все и идти на исполнение Божьего поручения — проповедовать, наставлять, обличать.

Следующий элемент ранних икон любого пророка — шапочка, капюшон, повязка или корона. С одной стороны, это вполне понятно — в пустыне голову нужно защищать от солнца более тщательно, чем остальные части тела. Также многие пророки были людьми знатными, отсюда — корона на голове, например, пророка Давида. Повязка также имеет утилитарное значение — она скрепляет волосы, которые у многих пророков были очень длинными. Но, также, головной убор в иконографии применяется и с другой целью — он символизирует благодать Божью, которая почивает на святом. А еще это — венец славы, знак избранности и служения Господу.

Примерно аналогичный смысл имеют длинные волосы и густая растительность. Во времена Ветхого Завета существовала особая группа иудеев — назареи. Эти люди посвящали себя Богу — на время или навсегда, они отказывались от брака, алкоголя, развлечений, проводили дни в посте и молитве, помогали другим. В знак принятия обетов назарей носил длинные волосы, которые нельзя было стричь и брить либо всю жизнь, либо до окончания срока обета. Со временем обильная растительность на голове стала символом служения Богу. Этот момент и отражен на пророческих иконах.

И, наконец, свиток — знак проповеди, знак того, что пророк не просто что-то говорит, а говорит очень важные вещи, которые важно сохранить для потомков. Если пророк оставил после себя книги, на свитке обычно написаны самые значимые его пророчества, относящиеся к Христу

Если пророк не писал, а учил устно, то свиток все равно содержит надпись — самое известное изречение этого человека.

Первые иконы угодника Божьего Илии появились в ранневизантийскую эпоху и не имели каких-либо отличительных особенностей от других пророческих ликов. На древних мозаиках и фресках пророк Илья предстает перед нами человеком, закутанным в плащ из плотной верблюжьей шерсти. У него густая борода средней длины и длинные густые волосы, доходящие до плеч. Глаза — карие, взгляд — пронзительный, волевой, смотрящий прямо в душу зрителя. Иногда на голове святого изображалась шерстяная шапочка, а в руках помещался свиток с пророческими словами. На некоторых портретных изображениях Илия держит нож, которым он казнил около пятисот нечестивых языческих жрецов.

Святой Илия в своих пророчествах призвал народ Израиля отвернуться от язычества и признать Истинного Бога

Святой пророк Илии — это божий пророк и свидетель. Его задача на земле — обличать и призывать народ Израиля отказаться от язычества и принять Истинного Бога. Для этого Господь наделил Его даром предвидения и творения чудес. Так, например:

  1. По молитве пророка наступала засуха, и шёл дождь.
  2. По его слову пища в доме сарептской вдовы не кончалась.
  3. По молитве прока сошёл огонь на жертвенник.

Пророк Илия воскрешает сына Сарептской вдовы. А.М. Волков. XIX век. Святой пророк Илия сотворил множество чудес, например, воскресил сына Сарептской вдовы у контрой он жил, скрываясь от гонений царя Ахава

Кроме того, книга пророка Малахии, говорит о том, что Илия явится перед пришествием Мессии:

(Мал 4: 5-6)

Иконы с изображением пророка

Самая первая икона «Илья Пророк» была написана еще в ранневизантийский период. На ней святой предстает суровым мужчиной с пронзительным взглядом карих глаз, одетым в шерстяной плащ. У пророка длинные волосы и пышная борода. Часто Илье надевали шапку из шерсти, а в руки вкладывали кинжал, передавая таким образом его силу и ярость, обращенную к иноверам. В те времена практически каждого святого изображали с оружием в руках.

Существует два кардинально разных образа написания пророка, так как они привязаны к различным периодам его жизни. Одни иконописцы изображают его в раздумьях, а именно сидящим на камне в пустыне и смотрящим по сторонам, в то время как ворон добывает ему еду. В легенде, написанной по этому поводу, говорится, что суть этой картины заключается в том, что Святой Илья слышит Божественный голос сквозь толщу земных проблем и дум.

Другой вариант – это Илья Пророк в момент перехода в Небесное Царство. Он изображается парящим с облаком в ногах, взгляд его обращен в небеса, но иногда он смотрит и на покидаемую землю. Именно на таких иконах пророк передает свою плащенницу самому надежному последователю — Елисею. «Святой Илья Пророк» – икона, значение которой заключается в том, чтобы в одном изображении отразить все ключевые моменты жизни, пишется с множественными клеймами, на которых можно увидеть разговор с Господом, победу над жрецами-язычниками, оживление человека.

Иконы, изображающие пророка

Самый первый образ святого Ильи был написан еще в годы ранневизантийского периода. На нем пророк предстает перед верующими суровым мужчиной, имеющим карие глаза с пронзительным взглядом, одетым в шерстяной плащ. У Ильи на этой иконе пышная борода и длинные волосы. Впоследствии пророка стали изображать в шерстяной шапке и с вложенным в руки кинжалом. Считалось, что таким образом иконописцы передавали иконе его ту силу и ярость, которая была обращена к иноверам.

На сегодняшний день существует два кардинально отличных варианта написания изображений этого пророка. Они привязываются к различным периодам его земного бытия. Одни иконописцы изображали его сидящим на камне в пустыне в раздумьях. Илья смотрит по сторонам, а ручной ворон добывает для него еду. Легенда гласит, что в этот момент святой сквозь толщу дум и земных проблем внимает Божественному голосу.

Другой вариант показывает Илью Пророка в момент его перехода в Царство Небесное. На такой иконе он изображается парящим на облаке, со взглядом, обращенным в небо, или смотрящим на покидаемую им землю.

Характеристика именинника Ильи:

Из древнееврейского языка – «Иегова – мой Бог», «крепость Господня». Изначально происходит от имен Ил, Илу, Илум, Илим, Элим (иврит, финик.) – сильный, могучий, Бог.

Илья — очень хозяйственный человек. С детства он приучается оказывать помощь отцу и матери во всех домашних делах и овладевает самыми разными навыками. С Ильёй не будет особых проблем, если следить за кругом его знакомых, так как Илья не очень разборчив в выборе друзей и легко поддается дурному влиянию. Обладает острым умом.

В характере у Ильи преобладают материнские черты. В споре вспыльчив. По профессии Илья может быть врачом, учителем, следователем, слесарем. К созданию семьи Илья подходит обстоятельно и по-хозяйски. Не женится до тех пор, пока не будет уверен, что будет способен своим заработком обеспечить семью. Очень любит детей. При всей своей привязанности к семье и дому любит путешествовать.

Картина Васнецова Три Богатыря


За спиной щит, левая рука на длинном копье. Слева на картине на белом скакуне — другой богатырь — Добрыня Никитич, на голове у него островерхий шлем, русая борода почти по пояс. В левой руке огромный щит, правой богатырь вытаскивает меч. Он не только силен, но и глаза его светятся умом и мудростью. Самый молодой из троицы былинных героев — Алеша Попович. Он на картине справа. Одной рукой держит лук, другая сзади на гуслях. Он красавец, певец и музыкант. На пальцах у него перстни. Этот если не возьмет силой, то одолеет изворотливостью и смекалкой. Богатыри стоят на границе леса и поля, откуда могут появиться враги русичей — половцы или печенеги. Небо на картине тревожное, серое.

В первом варианте картина называлась длинно: «Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде — примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого». Теперь ее чаще называют просто «Три богатыря».

В чем помогает икона Ильи Пророка

Крестьяне с давних времен привыкли обращаться к чудотворной иконе преподобного старца, чтобы предотвратить засуху и обогатить землю благодатной влагой. Иногда же люди обращаются к пророку, чтобы установить солнечную погоду.

Также просьбы касаются:

  • укрепления веры в сердце;
  • осознания своей греховной природы;
  • восстановления мира в семье;
  • защиты от телесных немощей и ран;
  • преодолении бедности и безденежья;
  • замужества девиц;
  • помощи в любых делах.

На Руси образ считался священным и находился практически у каждого христианина.

  • Многие верующие считают, что чудотворная икона способна очистить человеческую душу от скверны и ненависти к своим собратьям. Святой содействует удачному исходу доброго мероприятия.
  • Молитвы перед священным полотном помогают не терять веры, а также дарят благословение, защищают от бедности и болезней. С иконой Пророка в дом приходит процветание и мир.
  • В самом молитвенном прошении говорится о том, что святитель является человеколюбцем и верным служителем Бога. Христианин просит вознести его покаяние до Небесного Отца и получить заступничество от нескончаемых страстей и пороков, навеянных человеческим врагом. Верующий надеется, что преподобный укрепит веру в Господа, придаст характеру кротости, смирения, терпения и любви к ближним. Пророка, бывшего на земле и видевшего горести, восхваляют, а после славят Отца, Сына и Святого Духа.

На заметку! Изображения преподобного старца часто приобретают фермеры и военные. В традициях ВДВ святитель Илия — заступник и великий покровитель, поэтому практически в каждое войсковой части построена часовня, в которой центральное место занимает именно полотно Пророка.

ХРАМЫ И СВЯТЫНИ, СВЯЗАННЫЕ С ПРОРОКОМ БОЖИИМ ИЛИЕЙ

Один из самых известных и древних московских храмов — церковь Илии Обыденного в Обыденском переулке неподалеку от храма Христа Спасителя. В нынешнем виде этот храм построен в конце XVI века. Он упомянут в летописи Авраамия Палицына, келаря Троице-Сергиевой лавры, рассказывающей об ее осаде поляками и хрониках Смутного времени. Уже тогда Ильинский храм был одним из намоленных мест Москвы. С того времени сохранилось несколько икон, в том числе описанная нами икона святого Илии пророка и список чудотворной иконы Казанской Божией Матери, с которой народное ополчение Минина и Пожарского прогнало поляков из Москвы. Всего в храме около 70 старинных икон.

Церковь трехпрестольная, то есть имеет три алтаря: Ильинский, Петропавловский — в честь первоверховных апостолов, Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Пристройки алтаря, лепные украшения и другие изменения по фасаду храма были сделаны в начале XVIII века. Храм имеет один из самых высоких иконостасов в России, пять-шесть рядов: созданный в традициях того времени резным и позолоченным, он бережно сохранился до наших дней. До революции храм поддерживали московские купцы, а сегодня традиции благотворительности переняли московские знаменитости. Но и крепостью духовной богат храм: его прихожане никогда не давали закрыть церковь, ни в годы Гражданской войны и красного террора, ни во время гонений на Церковь и Великую Отчественную войну. Только перед войной, в конце 1930-х годов, с сорокаметровой колокольни храма был сброшен колокол — в остальном церковь почти не пострадала.

Еще одна святыня храма, кроме древнего образа пророка Илии — чудотворная икона Божией Матери «Нечаянная Радость». Она была создана в XVIII веке и является иллюстрацией чудесной истории: некий разбойник перед каждым «делом», то есть готовясь идти на грабежи и убийства, ходил в церковь и молился Богородице «обрядом на удачу». Но однажды изображение на иконе, перед которой он молился ожило. На Богоматери и Младенце появилось множество открытых ран. Она гневно смотрела на разбойника, а затем он с ужасом услышал голос Богородицы, сказавшей, что эти раны Ей и Ее Сыну наносят люди своими грехами.

Это видение потрясло грешника. В покаянии он пал перед иконой, умоляя простить его злодеяния и еще более — его просьбы о помощи в исполнении греховных поступков. И Божия Матерь ответила на его молитву: раны на образе исчезли. С той поры разбойник целиком изменился. Он оставил прежние грабежи, стал творить добрые дела, исповедовал все свои грехи. Отпущение его страшных грехов после искреннего покаяния и стало «нечаянной радостью». Перед этой иконой Богородицу традиционно просят о здоровье и счастье, помощи в житейских сложностях, поиске квартиры, защите от бед и решении материальных затруднений. Дни памяти этой иконы — 22 декабря и 14 мая.

Множество Ильинских храмов оберегают русский народ по всем границам нашей страны: особо чтят его на Карельской земле. Здесь в нескольких глухих деревнях по сей день сохранены древние деревянные храмы в честь пророка, в Водлозерском национальном парке существует целый монастырь его имени — островная Ильинская пустынь, где живут монахи-отшельники. Сюда можно добраться только по воде, ближайшая деревня минимум в часе езды на катере.

Еще один Ильинский храм стоит на границе с Финляндией — в городе Выборге. С древних времен он располагался на Святой горе, затем около него проложили железную дорогу, соединявшую Великое Княжество Финляндское и Россию. Люди, приезжавшие оттуда, сразу видели — на Российских землях исторически почитают Бога в Православной вере. После революции храм был снесен, на его месте, на горе, поставили огромный транспарант: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь». Сегодня храм вновь возрожден, а в знак протеста разрушению — как говорят клирики и прихожане, в качестве выражения пламенного духа пророчества святого Илии — перед ним, на месте старого транспаранта стоят огромные буквы: «Христос Воскресе».

Дни празднования

Почитание иконы происходит в известный в народе православный праздник Ильин день. Верующие люди отдают дань почтения Божьему пророку Илье 2 августа. А огромное количество традиций, связанных с этим днем, делает празднество одним из любимых и почитаемых торжеств в России.

Только вера и соблюдение всех заповедей Господних подарит вам счастливую судьбу, любовь и благодать. Мы желаем вам благополучия и крепкой веры. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

Икона «Господь Вседержитель»

Икона Господа Вседержителя является одним из важнейших символов у православных верующих. Знаменитый образ Иисуса Христа …

Описание

В старину всех святых иконописцы изображали практически одинаково. У них были борода и длинные волосы, плащ и свиток в руках. Иногда на головах пророка можно было увидеть еще и шапочку. Отличали, где и какой пророк изображен, только по надписи на табличке вверху или на свитке. Конечно, сегодня все образы несколько видоизменены, однако общий смысл и сюжеты все же сохранились. Данное утверждение касается и икон, на которых изображен Илья Пророк. Чаще всего встречается два тематических изображения, связанных с ним. Это пребывание святого в пустыне и икона «Огненное восхождение Ильи Пророка». На самом деле, конечно, сюжетов гораздо больше. Однако эти два изображения встречаются в храмах и в домах верующих чаще остальных.

Иконография

Одним из ранних образов святого считается «Вознесение Илии Пророка». Первая известная икона – картина, которая была написана в 700 годах. На ней святой изображен седовласым старцем, а его лик обработан сусальным золотом. На иконе он держит правую руку в пророческом жесте, а левую – опущенной с раскрытым пергаментом в ней.

На одной из икон изображен Илия и его ученик Елисей. На этом изображении показаны слова книги 4 царства, где огненные кони на золотой колеснице, объятой пламенем, уносят пророка в царство Божие. Также на некоторых ее интерпретациях под ногами Елисея лежит плащ или одежды, которые святой сбросил с себя во время вознесения. Значение этой иконы передает идею о вознесении Илии при жизни на Небеса.

Почитание пророка Илии на Руси

Пророк Илия был одним из первых угодников Божиих, которых стали почитать на Руси. Во имя его еще при князе Аскольде, в начале IX века, был воздвигнут соборный храм в Киеве. И святая равноапостольная княгиня Ольга поставила церковь во имя пророка Божия Илии на севере Руси, в селе Выбуты. Святой пророк Илия всегда воспринимался православным русским народом как один из ближайших нашему отечеству святых. В «Ильинских» церквях совершались и совершаются крестные ходы, особенно в засуху. Ильин день считался границей сезонов, при этом у южных славян (например, в Македонии) этот день назывался серединой лета, а в России — поворотом на зиму. После Ильина дня ожидали дождей, и было запрещено купаться (чтобы не утонуть или не заболеть). В этот день можно было начинать пользоваться плодами нового урожая. Праздник связывался в представлениях славян с брачной темой и символикой плодородия: молились о богатом урожае, а девушки о том, чтобы выйти замуж.

День памяти пророка Илии совершается 2 августа (20 июля ст. ст.). В христианстве является самым почитаемым ветхозаветным святым. По месту рождения в городе Фисвы, пророка Илию называют Илия Фезвитянин.

День почитания

Почитание святого Ильи проводят 2 августа (20 июля по старославянскому календарю). Также этот день является праздником воздушно-десантных сил. С 2 августа православным людям запрещалось купаться в реках и водоемах. Верующими считается, что в этот день святой поражает молниями бесов и грешников. Также в день его почитания отмечены частые грозовые дожди, что влечет за собой гибель купающихся.

До популяризации христианства повсеместно было распространено язычество. Люди отмечали день Перуна в качестве аналога современного дня Ильи. Пожары в этот день считались как наказание за грехи. Тушили дом не водой, как обычно, а молоком либо же специально настоянной сывороткой. Этого в христианстве уже не отмечается.

Во время праздника Ильи, верующие приносили в церковь пожертвования. Это была нога барана, мед, зеленый горох, и свежая рожь. Одну часть принесенных подношений они оставляли в храме, а вторую забирали с собой. Также считалось, что после праздника открывались волчьи норы. Поэтому они начинали свою первую охоту на этих зверей по окончанию праздника или во время него. Охотники верили, что если в день Ильи загнать волка, то это принесет удачу на целый год. Неделю после начала праздника называли звериной, так как в данное время учащались случаи нападения медведей.

Имя святого использовали для заговоров и целительных поверий. Верующими считалось, что свечи, которые вытопили из убитой в этот день змеи, обладали чудодейственной силой при лечении болезней.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector