9 практик стоицизма, которые помогут преодолеть безумие современности

Периодизация

Древняя стоя: III—II века до нашей эры. Схолархи Древней Стои:

  • Зенон Китийский (ок. 336—264 гг. до н. э.) основал школу в Афинах в 322 г. до н. э.
  • Клеанф (? — ок. 232 г. до н. э.)
  • Хрисипп из Сол (281/277 — 208/205 гг. до н. э.).
  • Зенон Тарсский
  • Диоген Вавилонский в 155 г. до н. э. во главе посольства отправился в Рим и ознакомил римлян с идеями стоицизма.
  • Антипатр из Тарса

Также к Древней Стое относились Персей Китийский, Аристон, Герилл, Сфер Боспорский, Кратет Малльский, Аполлодор из Селевкии, и др.

Стоицизм стал основной популярной философией среди образованной элиты в эллинистическом мире и Римской империи до такой степени, что, по словам Гилберта Марри, «почти все преемники Александра исповедовали себя стоиками».

Средняя стоя (стоический платонизм): II—I века до нашей эры. Представители: Панетий Родосский (ок. 180—110 гг. до н. э.) и Посидоний (ок. 135—51 гг. до н. э.). Они развивали стоицизм в Риме, тогда как Архедем из Тарса распространил это учение в парфянский Вавилон. Другие представители: Мнесарх, Дардан, Гекатон Родосский, Диодот, Гемин, Антипатр из Тира, Афинодор и др.

Поздняя стоя (римский стоицизм): I—II века н. э. Сенека (4 г до н. э. — 65 г н. э.), Эпиктет (50—138 гг. н. э.) и Марк Аврелий (121—180 гг. н. э.). Другие представители: Музоний Руф, Секст Херонейский, Гиерокл, Корнут, Евфрат, Клеомед, Юний Рустик и др.

Иногда выделяют 4-й период в развитии стоицизма, связывая его с учениями некоторых пифагорейцев и платоников I—II века н. э., Филона Александрийского.

В конечном итоге произошло сближение стоицизма с неоплатонизмом, а затем растворение его в последнем.

Также, несомненно влияние стоицизма на гностические учения аскетической направленности (валентинианская и маркионитская школы).

Послесловие

Философия стоицизма – это целая веха в мировой истории и теологии, которая дала живительный импульс многим теориям и учениям, которые зародились позже, в эпоху Средневековья. Древние стоики были убеждены, что мир материален, и все его составляющие всегда имеют некое собственное предназначение: будь то мелкая букашка или могущественный император. Вот почему неразумно и даже небезопасно сопротивляться естественному течению жизни: у всего есть свои мотивы и причины, которые простому смертному порой не постичь, и только тот, кто понимает эти закономерности и связи, уважает и чтит их, станет достойным «гражданином мира».

Мудрость – в спокойствии, отстраненности, позиции наблюдения. Сила – в овладении собственными порывами и иррациональными импульсами. То, чему предписано быть, обязательно осуществится. Все мы смертны, и еще никому не удавалось уйти от смерти. Думаете, это про отсутствие выбора? О нет, наоборот, про то, что он есть: можно всю жизнь положить на сопротивление и борьбу с обстоятельствами, а можно спокойно принимать перемены, без которых невозможна жизнь. Можно достичь внутреннего покоя и наслаждаться этим, даря внутренний свет окружающим. А можно сгорать на огне страстей, внося диссонанс в течение жизни и делая близких несчастными.

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

  • Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
  • Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
  • Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate

Что такое стоицизм?

Стоицизм — греческая философия. Основал ее Зенон Китийский, финикийский торговец, в Афинах в начале 3 века до нашей эры. Последователями стоицизма были довольно сильные и знаменитые личности древнего мира — императоры, богатые землевладельцы, философы, торговцы, полководцы и можество других. Основная идея философии стоицизма в том, что добродетель (например, мудрость) — и есть счастье, а слова без действий ничего не значат. Огромное место в учении занимает отношение к тому, что мы не можем изменить.

В стоицизме всего несколько центральных учений:

  • о непредсказуемости мира;
  • о быстротечности жизни;
  • как быть стойким, сильным и контролировать себя;
  • и о том, что источник недовольства лежит в зависимости от чувств.

В стоицизме нет сложных теорий об устройстве мира, как, например, в христианстве или буддизме. Стоики стремились в первую очередь помочь людям справиться с деструктивными эмоциями и научиться правильно поступать уже здесь, в настоящей жизни, а не говорить о том, как устроен мир богов и загробная жизнь. Стоицизм — это учение о делах здесь и сейчас, а не о словах без основательного подтверждения.

Основной вклад в развитие стоической философии внесли 3 человека.

  • Марк Аврелий, император риской империи в период расцвета, самый могущественный человек на земле своего времени, каждый день садился и писал заметки о сдержанности, сострадании и смирении.
  • Эпиктет пережил тяжести и лишения рабства, основал собственную школу и учил множество великих умов Рима.
  • Сенека переживал только о том, как утешить свою жену и друзей, когда по приказу императора Нерона должен был покончить с собой.

Но на них не закончилось развитие стоической мысли и последователи философии были во все века. Современный стоицизм по сути — работа древних философов и их достижений достаточно, чтобы в современном мире стать настоящим стоиком. Страница Википедии о стоицизме упоминает 83 философа, которые внесли вклад в развитие стоицизма. Дальше было только веселее, короли, президенты, писатели, предприниматели, множество исторических и современных личностей практиковали и практикуют стоицизм — Фридрих 2 Великий, Джордж Вашингтон, Томас Джеферсон, Адам Смит, Теодор Рузвельт, Джоуанн Роулинг, Насим Талеб и множество других.

Стоицизм отличается от прочих философий и учений в одном важном смысле: его цель — практическое применение. Стоицизм — это не только интеллектуальные упражнения, а инструмент, чтобы стать лучше в своем деле, стать лучше как человек и друг

Лично для меня, работы стоиков гораздо ближе к занятиям йогой или медитации, чем к книгам по философии, которую может написать лучший профессор. Книги стоиков — подготовка к жизни, где в большинстве говорится о том, как думать, чтобы жить «правильно».

Стоики практиковали «духовные упражнения». Предлагаю коротко рассмотреть 7 упражнений, чтобы прикоснуться к сути философии и понять, как живет стоик.

Представь свою жизнь без того, что любишь

Возможно, это одна из лучших техник древних стоиков, которая учит ценить то, что у тебя есть, заодно позволяя человеку понять, что для него является настоящим богатством и какие ценности стоит оберегать так же, как банкир бережет свои счета. Это учение не призывает тебя останавливаться в своем развитии, отказываться от своих целей, но в тот же момент позволяет переосмыслить то, чем ты так дорожишь.

Представь, что в один момент у тебя исчезнут все друзья. Один тебе казался слишком нудным, другого было не вытащить из дома, третий гиперактивный. Но несмотря на то, что все были разными, вы нашли общий язык и стали друзьями. А теперь их не стало. Не стало и любимой девушки. Хотя она была любительницей выяснить отношения, ты считал ее хорошей и надежной подругой. Но теперь и ее нет. Маленькая квартира недалеко от центра, но размер жилплощади оставляет желать лучшего, да и ты часто жаловался на узкие коридоры и грязный подъезд. Так вот, дома у тебя тоже больше нет.

Как тебе такая жизнь? Наверное, она кажется пустой, ты чувствуешь себя одиноким и брошенным. Если вовремя не сделаешь переоценку ценностей, если не сможешь понять, насколько счастливым человеком являешься на самом деле, то в один момент есть риск потерять все, что у тебя есть. И речь не только о материальных ценностях.

Сенека Луций Анней

Ведя разговор о такой философии, как стоицизм, нельзя не затронуть жизнь и вклад в учение Сенеки — одного из главнейших основателей и просветителей учения. Помимо философской деятельности, этот человек был знаменитым драматургом, писателем и сенатором.

Его философские взгляды во многом не нравились правителям, а именно Калигуле, а затем и Клавдию. Сенека считал необходимым донести до народа сквозь свои произведения мысли по поводу устройства мира, в том числе и неразумности властей. По этой причине он дважды испытал предвкушение смертной казни, но в итоге оказался лишь сосланным на остров Корсика.

Сенека счел необходимым рассматривать вопросы о жизни с точки зрения естественно-научного подхода. Он считал, что если человек будет знаком с законами природы, общего устройства мира, он сможет выработать иммунитет против сил, с которыми он сам бы не выстоял. Это давало возможность побеждать болезни, предугадывать природные катаклизмы. Хотя Сенека и был в какой-то мере новатором, он все же придерживался традиционной линии вероучения и придавал большое значение этике.

Его высказывание, помогающее понять принцип стоицизма: Большинство людей сердятся из-за обид, которые они сами сочинили, придавая глубокий смысл пустякам.

Основополагающие элементы стоицизма

Для лучшего понимания сути необходимо знать, на чем основывается философское учение под названием стоицизм. Нужно помнить, что в древности люди излагали свои мысли немного не так, как это принято делать в современном обществе. Суждения были ярко окрашены с точки зрения эмоциональной составляющей. Именно поэтому основополагающие элементы учения этой философской школы следует изучить более внимательно, прежде чем станет понятен общий смысл учения. Теория стоицизма, которая была создана в виде мысли и стала частью философии с подачи Зенона, разделялась на 3 составляющие и дополняющие друг друга части:

  1. Логика.
  2. Этика.
  3. Физика.

Каждый элемент достоин особого рассмотрения, так как в нем закладывается частичка мировоззрения, встраивающегося в общую концепцию взглядов и размышлений.

Логика у тех, кто придерживается стоицизма, представляет собой исключительно теоретическое учение. Оно построено на предположениях, но каждое из них должно быть правильным. Особенностью является тот факт, что каждое предположение противоречит правильности предыдущего суждения, что дает человеку возможность самостоятельно прийти к верной для него мысли. Это составляющее учения позволяет изменить материальное состояние души. В результате можно выстроить некий внутренний и внешний диалог, в ходе которого человек найдет для себя верный путь и найдет ответ на поставленный перед собой вопрос. На этом этапе представления формируются, исходя из 4 составляющих:

  • Субстанции, как некой составляющей, из которой все формируется.
  • Качества, как неотъемлемой части любой вещи.
  • Состояния, как переменной, свойственной вещам.
  • Отношения, элемента, который указывает, что все вещи связаны друг с другом.

Основным здесь является логический вывод, который позволяет найти правильный ответ на поставленный вопрос.

Этика в стоицизме представляет собой не просто набор привычных всем убеждений и утверждений. Рассуждения приверженцев этого философского течения основываются на чувстве долга. Образ жизни выстраивается так, чтобы в нем постоянно присутствовали практика и обучение, связанные с логическими вопросами и умозаключениями. В основе лежит заключение, что любое внешнее событие или явление носит нейтральный оттенок, не являясь по своей сути ни добром, ни злом. Этика в этом случае учит людей хладнокровию, которое должно возникать перед лицом жизненных взлетов и падений.

Физика с точки зрения стоицизма – это углубление в научные сведения, позволяющее увидеть истинную сущность мироздания. Здесь научный подход объединяется с божественным началом. Живое состояние, непрерывное течение, способное созидать нечто – все это находит место в стоицизме. Приверженцы этого учения предполагают, что все процессы, происходящие в мире, контролируются и управляются, руководствуясь законам высшего Разума. В этом случае физика подразделяется на несколько групп, связанных с направлениями человеческой деятельности. Включает в себя такие направления, как изучение богов и божественного начала, пределов и пространства, пустоты и начала.

Если рассматривать существование через призму учения, то основным его признаком станет способность действовать или бездействовать. Это указывает, что у души есть физическая оболочка – тело и, следовательно, человек является живым.

Вселенная рассматривается, как живое существо, органическое целое, взаимодействующее и развивающееся, так как все части его согласованы между собой. Предполагается, что материя находится в неподвижном состоянии, но подразделяется на физическую субстанцию, способную к видоизменению и совершенствованию и божественный разум, которому отводится роль контролера над всем происходящим. Приверженцы стоицизма воспринимают мир цельным, но не отрицают, что все в природе способно двигаться и изменяться.

Основы стоицизма

Философы, придерживающиеся учения стоицизма, утверждают, что в основе всего лежит добродетель. К ней они относят на только примерное поведение, смирение, желание делать людям добро и нести положительную энергетику. Добро для них ассоциируется с мудростью. Все это является счастьем. Суждение должно основываться не на людских словах, а на поступках, которые были ими совершены. Учение утверждает, что полагаться в жизни можно только на себя. Лучше собственных чувств и эмоций ничего не подскажет, как следует поступить в той или иной ситуации. Контроль или внешние события философы этой школы в этом случае отрицают.

Философия в Древнем Риме. Последние годы существования стоицизма

В начале новой эпохи это течение в философии уже стало неписаным жизненным уставом и своеобразной религией для любого жителя Рима. Все выводы стоицизма, его логика, метафоры и законы уже были в прошлом. В общество воплотились все основные идеи греческих философов – подчинение року, беспристрастие и материальность всех и всего. Но здесь нужно отметить, что именно в данную эпоху в мире постепенно распространяется христианство, которое со временем покоряет практически все государства Азии и Европы. А как же дела обстояли в Риме?

Стоицизм для Рима – это все. В этой философии заключалась их вера и жизнь. Римляне считали, что человек обязан был быть приближен максимально к природе. Он должен оставаться сдержанным, предельно спокойным и холодным. Но основная идея, которую вывели непосредственно жители Рима, была основана на учениях греков, то есть «победить страх смерти». Как они считали, человек, справившийся с данным изъяном, будет самым главным звеном во Вселенной.

Особенность римского развития стоицизма

Естественно, когда речь заходит о страхах, о смерти, то это основной признак того, что философия переходит в теологию. Как известно, первого люди боятся, поэтому и подчиняются всем догмам, безоговорочно соблюдая любое правило. Стоицизм в последние годы существования приобрел в Риме не только очень большие масштабы, но и пессимистичные настроения

Для стоиков (а это была основная элита общества) было важно уже не единство с природой и саморазвитие, а абсолютное подчинение року. Причем основной задачей являлось победить страх смерти

То есть любой человек был настроен, что в любое время его может не стать, и ничего страшного в этом нет.

Соединение с христианством

На начальных этапах существования христианство находило своих приверженцев совершенно не в каждом уголке нашей планеты. Продолжительное время люди не могли отказаться от традиций своих предков, от древних верований. Нередко они объединялись с христианством (дуализм), эта же тенденция была и в Риме. С самого первого столетия нашей эры в стране в больших масштабах распространяется стоицизм. На единстве с природой и апатии жители Рама были просто помешаны, но довольно быстро их взгляды начинают изменяться под воздействием новой религии. Продолжительное время римляне не признавали христианства. Шло время, и основы данных теологических учений начали друг друга дополнять.

Нужно отметить, что христианство в то время являлось самой молодой религией, которой был необходим некоторый базис, и это обеспечил стоицизм. Сегодня можно четко проследить данную взаимосвязь. Так как в обоих учениях нам говорится о том, что нельзя предаваться страху, злу, порокам, нельзя быть пристрастным. И стоицизм, и христианство – это учения о силе, о знаниях, о доброте, а также о том, что неисповедимы пути Господни, и любой из нас обязан быть покорным Высшему Создателю.

Примечания

  1. , с. 125.
  2. ↑ // Энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. А. Введенский. — М.: Большая советская энциклопедия, 1955. — Т. 3: Пращур — Яя. — С. 329. — 744 с.
  3. , с. 121.
  4. .
  5. Robertson, Donald. Stoicism and the Art of Happiness. — Great Britain: John Murray (англ.)русск., 2018.
  6. Amos, H. These Were the Greeks (неопр.). — Chester Springs: Dufour Editions, 1982. — ISBN 978-0-8023-1275-4.
  7. Gilbert Murray, The Stoic Philosophy (1915), p. 25. In Bertrand Russell, A History of Western Philosophy (1946).
  8. , с. 126.
  9. Зима В. Н. Парменид и статическая концепция времени // Философия и культура. — 2013. — № 6. — С. 756—765.
  10. Секст Эмпирик. Против учёных, кн. VIII /Сочинения в 2-х т. Т.1. — М.: Мысль, 1975. — С.152—153.
  11. Гусев Д. А. Скептицизм как высшая форма дискурсивного реализма // Философская мысль. — 2014. — № 9. — С. 21—68.
  12. Гуревич П. С. Философское мировоззрение // Философия и культура. — 2012. — № 12. — С. 4—5.
  13. Маркин А. В. Алетейя // Философия и культура. — 2013. — № 11. — С. 1559—1563. DOI: 10.7256/1999-2793.2013.11.5102.
  14. Гусев Д. А. — Социальные предпосылки зарождения античного скептицизма и специфика стоической теории познания // Философская мысль. — 2015. — № 1. — С. 148—191.
  15. Копцева Н. П. Истина в философии Платона // Философия и культура. — 2013. — № 4. — С. 429—436.
  16. Рябушкина Т. М. Саморефлексия субъекта познания // Философия и культура. — 2013. — № 7. — С. 985—995.
  17. Князева С. А. История политических и правовых учений.
  18. Jacques Brunschwig, Stoic Metaphysics in The Cambridge Companion to Stoics, ed. B. Inwood, Cambridge, 2006, p. 206—232
  19. Пржиленский В. И. Философия науки как исследовательская программа: между историей науки и теорией познания // Философская мысль. — 2013. — № 3. — С. 205—228.
  20. Кутырев В. А. Когнитизация мира и её философско-исторические основания // Философская мысль. — 2012. — № 1. — С. 1—45.
  21. Гусев Д. А. Античный скептицизм и современная философия науки // Преподаватель. XXI век. — 2014. — № 3. Часть 2. — С. 219—225.
  22. Грязнова Е. В. Предмет философии науки // Философская мысль. — 2013. — № 6. — С. 514—529.
  23. Шелковников А. Ю. Смыслы без семиозиса // Философские науки. — 2008. — № 12. — С. 70—87.
  24. Емельянова Н. Н. Научные коммуникации: к проблеме демаркации границ публичности // Философская мысль. — 2014. — № 11. — С. 72—85.
  25. Борисов С. В. Интродукция или рождение классической науки // Философская мысль. — 2013. — № 2. — С. 190—230.
  26. Гусев Д. А. Изостения и атараксия в философском учении старших скептиков (Пиррон и Тимон) // Преподаватель. XXI век. — 2006. — № 4. — С. 27—31.
  27. Счастливцев Р. А. Параллелизм сознания в феноменологии Э. Гуссерля // Преподаватель XXI век. — 2010. — № 1. — С. 305—310.
  28. Гусев Д. А. Античный скептицизм как ранняя форма рефлексии теоретического знания // Преподаватель. XXI век. — 2010. — № 2. Часть 2. — С. 204—211.
  29. Гуревич П. С. Философские традиции в постижении человека // Философия и культура. — 2013. — № 2. — С. 141—143.
  30. Катунин А. В. Роль логико-рационального и интуитивного в научном творчестве. // Философская мысль. — 2014. — № 10. — С. 26—47.
  31. Максимов Л. В. Редукция сознания к познанию как методологический принцип когнитивной науки и гуманитарных дисциплин // Философская мысль. — 2014. — № 11. — С. 32—71.
  32. Гегель Г.Ф.В. Лекции по истории философии. Пер. Б.Столпнера. Кн. 2 / Гегель Г. Ф. В. Сочинения. Т. 10. — М: Партийное издательство,, 1932. — С. 330—336.
  33. История политических и правовых учений: Учебник для вузов.
  34. Прись И. Е. Иллюзии возможностей и реальные возможности // Философская мысль. — 2014. — № 5. — С. 45—70.
  35. Прохоров М. М. Истина и действительность // Философская мысль. — 2013. — № 6. — С. 293—387.

Береги время

Все у нас чужое, лишь время наше. Только время, ускользающее и текучее, дала нам во владенье природа, но и его кто хочет, тот и отнимает. – Сенека –

Стоики понимали, что время является нашим самым большим достоянием. В отличие от любой из материальных ценностей, когда-либо потерянных, оно не может быть восстановлено. Поэтому мы должны стремиться к тому, чтобы тратить его впустую как можно реже.

Те, кто растрачивает этот скудный ресурс на развлечения, рано или поздно осознают, что им нечем хвастаться, и ничего у них не осталось. С другой стороны, те, кто свободно отдают свое время другим, обнаруживают, что они не лучше тех, кто его тратит.

Большинство из нас позволяет людям и обязательствам слишком легко воровать драгоценные секунды. Мы принимаем обязательства, не задумываясь о том, что они значат и чего будут стоить. Календари и графики должны были помочь нам, но мы все равно стали рабами времени. Его у нас немного. Меньше, чем кажется.

Средняя стоя

Средний период стоицизма начинается с первых сомнений в правдивости концепций Зенона Китийского. К примеру, Панетий Родосский отверг возможность периодически происходящего мирового пожара. Он несколько пересмотрел и вопрос об образе жизни: все, что требует от человека природа – прекрасно, следовательно, все, заложенное в человеке природой, должно выполняться в жизни. К этому он относил общение с другими людьми, познание мира и духовное совершенствование.

Посидоний– ученик Панетия, немного переосмысливший труды своего учителя. Он считал, что не каждый человек должен жить в гармонии с собственной природой, ведь человеческие души бывают разными, не все из них стремятся к самосовершенствованию. Он выделял три вида душ: стремящиеся к наслаждению (низшая душа), стремящиеся к господству, и стремящиеся к нравственной красоте (высшая душа). Только третий вид он считал разумным, способным жить гармонично и в согласии с природой. Целью жизни он считал подавление низшего начала души и воспитание разума.

Знаменитым представителем среднего стоицизма является Диодот. Он жил в доме Цицерона и обучал его основополагающим идеям философии стоиков. В дальнейшем его ученик не принял стоицизм, но уроки Диодота отразились на всей его философской деятельности.

Заключение по теме

Идеи античных философов, придерживающихся взглядов стоицизма, пользуются популярностью и в современном мире. По мнению мудрецов и тех, кто разделяет их взгляды, жизнь нужно прожить ярко, так, чтобы это было лучшим из всех возможных решений. В основе мировоззрения лежит мысль о спокойствии и рассудительности, логичности и последовательности всех действий и поступков, которые должен совершить человек, чтобы не нарушить единства с природой, но добиться поставленной перед собой цели. Мыслители ставят перед собой задачи и последовательно движутся к их решению

Для них важно воспитать в человеке личность свободную и умеющую мыслить, не зависеть от внешних факторов. Духовная сила – одна из основных задач, так как она поможет личности противостоять любой проблеме, которая может возникнуть перед ней в течение жизни

Все действия и поступки должны быть связаны с совестью. Еще одной задачей стоицизма, как науки философской, является воспитание терпимости к вере окружающих. Нужно уважать и любить людей, а не проявлять агрессию и вражду. Для того чтобы жить в гармонии с природой, необходимо уметь посмеяться над собой. Чувство юмора обязательно должно быть развито в личности.

Современное общество привыкло оценивать приверженцев стоицизма, как людей, которые скрывают от окружающих свои истинные мысли и чувства. Если же рассматривать принципы учения, то становится понятно, что мировоззрение строится у них в сочетании трех качеств – благодарности, умению посмеяться над собой и сосредоточении. В результате человек получает возможность видеть положительное в любых вещах и событиях, которые с ним происходят. Это позволяет быть счастливым, представляя, что то, что имеешь, могло бы быть потеряно. По мнению стоиков, лучше всего готовиться к худшему, чтобы потом почувствовать настоящую радость от того, что этого не случилось.

Чувство юмора позволяет не испытывать психологических проблем, связанных с любым негативом. Приверженцы этой философии способны при необходимости посмеяться над собой. Они способны сосредоточится и перераспределить собственное время и энергию, чтобы достичь поставленной цели и что-то изменить в жизни. Главное – процесс, а не результат. Стоицизм в философии представляет собой науку, которая пропагандирует строгость и долг. Приверженцы подобных взглядов указывают на то, что Вселенная является живым организмом, а человек имеет собственное предназначение, способствующее общему развитию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector